Можно ли обесцвечивать брови в исламе

Опубликовано: 17.09.2024

Можно ли осветлять брови по исламу thumbnail

16 августа 2011

Можно ли осветлять брови по исламу
“Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; которые распиливают зубы для красоты и изменяют творение Всевышнего Аллаха!”
(Бухари 5931, Муслим 2125)

Вопрос: Разрешено ли осветлять брови (т. е. красить в светлый цвет)?

Ответ: Хвала Аллаху.

Современные ученые разошлись во мнениях относительно осветления бровей. Некоторые из них сказали, что это не разрешено, о чем, например, сказано в ответ Постоянного Комитета в ответе на следующий вопрос:

«Последнее время стало распространенной практикой среди женщин осветлять брови, они красят верхнюю и нижнюю часть брови таким образом, чтобы они выглядели так, как будто они выщипаны и утоньшены. Совершенно очевидно, что это делается в подражание Западу. Средство, используемое для осветления волос, также является вредным для волос с медицинской точки зрения. Каков исламский хукм касательно таких вещей?»

После изучения вопроса, Постоянный комитет по фатвам ответил:

«Осветление верхней и нижней части бровей таким образом, который был упомянут в вопросе, не разрешено, потому что это изменение творения Аллаха, и является подражанием выщипыванию, которое запрещено в шариате, потому что достигаемый этими двумя действиями результат одинаковый. Запрет еще более строгий, если это делается в подражание кафирам или если использование средств для этого приносит вред телу или волосам, потому что Аллах сказал:

«…И не обрекайте себя на гибель». (2:195)

И Пророк, мир ем и благословение Аллаха, сказал: «Не должно быть ни вреда, ни причинения вреда».

И Аллах — источник сил.» (Фатва №21778, от 29.12.1421 г. по хиджре)

Шейх АбдуЛлах аль-Джибрин, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Я считаю, что не разрешено использовать эти краски и изменять цвет бровей, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, кто выщипывает брови, тех, кому выщипывают, и тех, кто изменяет творение Аллаха. По Своей Мудрости Аллах создал разнообразие видов бровей, некоторые густые, некоторые тонкие, некоторые длинные и некоторые короткие. Это одна из вещей, по которым мы различаем людей, и знаем каждого человека по его особым приметам. Основываясь на этом не разрешено красить их, так как это изменение творения Аллаха.» (Фатауа аль-Мар’а, составил Халидом аль-Джурейши, 134)

Другие ученые сказали, что это разрешено, такие как шейх Мухаммад Ибн Солих аль-Усеймин.

«Нет никаких проблем в этом, потому что общий принцип в таких вопросах — это разрешенность, до тех пор, пока не придет ясное доказательство из Корана или сунны, утверждающее о том, что это харам или макрух.» (Из фетв Шейха Ибн Усеймина для журнала «ад-Да’уа», №1741, 7.2.1421 г. по хиджре, стр. 36)

Так что это вопрос разногласий среди ученых.

Но лучше и более безопасным будет не делать этого.

А Аллах знает лучше.

Использованы фетвы с сайта шейха Мухаммада Солиха аль-Мунаджида:
https://www.islamqa.com/ar/ref/11168
https://www.islamqa.com/ar/ref/49017

Об авторе

Умм Муса, мусульманка, жена и мама троих детей. Около 7 лет прожила в Египте. Вдохновляю сестер трудиться, чтобы возродить эту умму.

СОВРЕМЕННАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. ЧТО ДОЗВОЛЕНО МУСУЛЬМАНКЕ?
В сегодняшней статье хочу немного разъяснить сестрам,которые пользуются всевозможными процедурами в салонах красоты, а также научить братьев, которые переживают, что их жены, сестры могут совершать грех, посещая например, парикмахера или косметолога.

Хочу объяснить какие процедуры и действия в салонах красоты дозволены по шариату а какие под запретом.

В Исламе не существует полного запрета на улучшение внешнего вида, как мужчинам, так и женщинам. Более того, в некоторых ситуациях Ислам рекомендует, а в некоторых обязывает украшать себя, например, в отношениях между мужем и женой. Некоторые рекомендации я уже давал в этой статье. Если поддерживать привлекательность свою в глазах супруга или супруги, это только укрепит брачные отношения.

Передаются следующие слова саидуны Абдуллы бин Аббаса (Да будет доволен им Аллах):
«Я люблю украшаться для своей жены так же, как я люблю, чтобы она украшалась для меня».(«Тафсир» Ибн Кясира, том 1, стр.459)

Ислам призывает поддерживать опрятный, презентабельный внешний вид.

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: « Поистине, Аллах красив и любит красоту». («Сахих» Муслима, хадис 147, передал Абдулла бин Мас’уд)

В целом, улучшение внешнего вида в Исламе разрешено, но существуют некоторые нюансы, которые являются запрещенными.

В наши дни индустрия красоты стала одной из самых востребованных во всем мире. И многое навязывается из СМИ, поэтому нужно быть внимательным и не поддаться на рекламу, а здраво рассуждать с точки зрения дозволенности по шариату.

В первую очередь нужно всегда задаваться вопросами:

  • Будет ли какое- либо действие подражанием неверным ( рекламе), безнравственным людям;
  • Не несет ли изменение внешнего вида неестественный что приведет к изменению того, как создал Аллах человека.

Если однозначно не сможете ответить на какой либо из вопросов , то значит напрашивается вывод, что это будет не дозволено!

Давайте разберем самые распространенные процедуры в салонах красоты, которые пользуются наибольшей популярностью:

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ, что все процедуры, которыми вы собираетесь воспользоваться, категорически запрещено,чтобы проводились противоположным полом.

1. Стрижка и укладка волос на голове;
Женщинам разрешается делать укладку и стрижку волос, если это не приводит к тому, что прическа по своему стилю или длине волос начинает напоминать мужскую.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил уподобление противоположному полу. Саидуна Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) проклял мужчин, подражающих во внешнем виде женщинам, и женщин, подражающих мужчинам». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 5885)

Укладка волос разрешается по собственному усмотрению, вкусу, главное чтобы выходя из салона мусульманка покрывалась и прятала от посторонних глаз свою красоту. Опять же есть такой нюанс, во все салоны красоты есть доступ и для мужчин и для женщин. В таком случае, попросите мастера-парикмахера или другого сотрудника салона проводить вам процедуру либо в отдельном кабинете, либо за ширмой( которые есть в любом салоне красоты) , чтобы посторонние мужчины не смогли увидеть вас непокрытой. Благо, что в последнее время получили распространение мусульманские салоны красоты, где обслуживаются только женщины, а также появились мужские салоны (барбершоп). В таких салонах можно быть спокойной и вы не столкнетесь с противоположным полом в самый неподходящий момент.

2. Окрашивание волос;

Разрешается красить волосы, если они не будут окрашены в полностью черный цвет, а также в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной. Покраска волос в полностью черный цвет была запрещена Хадисом.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут люди, которые появятся позже (в моей умме) и будут краситься в черный цвет. Они даже не вдохнут аромата рая». (Абу Дауд, хадис 4212)

Покраска волос в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной (фиолетовый, синий и т.д.), запрещена из-за уподобления бесстыдным людям.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто уподобляется группе людей, считается их частью». (Абу Дауд, хадис 4031, передал Ибн Умар)

3. Наращивание волос;

В Исламе не приветствуются любые изменения, связанные с использованием искусственных средств и внешнего вмешательства.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
“Аллах проклял тех, кто добавляет к имеющимся волосам другие (например, для придания дополнительного объема наращивает волосы), как тех из них, кто делает это для себя, так и тех, кто выполняет это для других”. То, же относится и к наращиванию волос и ношению парика. А также” Использование волос нечистых животных в наращивании запрещено. Также запрещено использовать человеческие волосы, даже свои собственные.”

4. Наращивание ресниц;

Если вы хотите нарастить ресницы, используя натуральные (кроме человеческих) или искусственные волосы, которые являются чистыми, чтобы приукрасить себя перед мужем, то это дозволено.(например, одноразовые ресницы, которые легко клеятся и снимаются). А если же хотите этим приукрасить себя перед посторонними мужчинами, то это запрещено.

А также нельзя забывать что, клей, которым присоединяются ресницы для длительного ношения не пропускает воду, то есть омовение будет считаться недействительным и как следствие и намаз тоже.

5. Коррекция и окрашивание бровей и ресниц;

Изменение формы и выщипывание бровей. Это запрещено, поскольку носит инородный характер, то есть происходит вмешательство в естественную форму бровей.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да проклянет Аллах наносящих татуировки (другим) и тех,(на чье тело) они наносятся; выщипывающих другим брови и тех, чьи брови выщипывают; а также выпиливающих промежутки между зубами для красоты! Они изменяют сотворенное Аллахом». («Сахих» Муслима, хадис 2125)

Факихи говорили, что изменение формы бровей запрещено из-за данного хадиса и причины изменения того, что Аллах сотворил в качестве нормы. Поэтому если брови у женщины нормальны, не разрешается изменять их форму, подрезать и утончать их.

Если брови у женщины чрезмерно велики или густы, то дозволено убирать торчащие волоски, выходящие из общего ряда. Чтобы придать опрятный и ухоженный вид. Кстати, с разрешения мужа, можно красить хной ресницы и брови или сурьмой.

6. Маникюр и педикюр (шеллак, наращивание ногтей) Маникюр и педикюр (гигиенический классический), то есть чистка, подпиливание, шлифовка ногтей разрешены, даже обязательны. Так как каждая мусульманка должна быть опрятна. А вот нанесение лака для ногтей не является дозволенным,именно, при совершении омовения, так как лак не пропускает ни воздух ни воду и омовение не будет считаться действительным. Если же вы можете перед каждым омовением перед обязательным намазом удалять с ногтей, то это разрешено.

А вот период хайда(менструации) и нифаса(послеродового кровотечения) женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем и в это время полностью разрешено нанесение лака на ногти во время маникюра. То же самое относится и к нанесению шеллака или наращиванию ногтей. И пока этот период не закончится можете лак не смывать и носить накладные ногти. В остальные же дни можно пользоваться хной для окрашивания ногтей, она не препятствует проникновению воздуха и воды.

7. Эпиляция( восковая, сахарная( шугаринг))
Восковая эпиляция области бикини и удаление волос с тела клиента. Удаление волос с аурата не допускается. Это касается области от груди до коленей. Поэтому удаление волос в этой области, в том числе с бедер и лобка клиента, запрещено. Такую эпиляцию женщины должны делать себе сами, не обращаясь к посторонним. Давать возможность посторонним удалять волосы с этих частей тела – вершина бесстыдства.

Нет никакого греха в том, чтобы удалять волосы клиентов с частей тела, не входящих в аурат: например, нежелательных лицевых волос (за исключением бровей), волос на руках, ступнях ног и т.д. Те же нормы применимы и к лазерной эпиляции.

В конце статьи, хочу заметить, что мы акцентировали свое внимание на самых распространенных процедурах, предлагаемых в салонах красоты. Если, вас интересуют какие-либо еще процедуры и их дозволенность в Исламе, то пишите вопросы в комментариях. В следующей статье обязательно их разберем тоже.

Если вам понравилась эта статья и была полезной, пожалуйста поддержите лайком.

Подпишитесь на канал – БЛОГ МУСУЛЬМАНИНА

А также вы можете ознакомиться с остальными статьями на нашем канале:

Положение женщин в Исламе

Не проспи благодатное время, когда Всевышний наделяет благополучием!
Украшай себя для мужа! Что и когда дозволенно использовать мусульманке?
Как защитить себя и обезопасить свой дом от джиннов и шайтанов?

МОЖЕТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НАШ ЮТУБ КАНАЛ:

Вопрос: Разрешается ли красить брови (например делать их светлыми)?

Ответ: Хвала Аллаху, а затем… Современные ученые разделились в этом вопросе. Некоторые посчитали это запрещенным, как это приведено в ответе Постоянного Комитета по фатвам на следующий вопрос:
В последнее время распространилась практика среди мусульманок, которая заключается в том, что они красят верхную и нижнюю часть бровей таким образом, что создается ощущение, что брови кажутся выщипанными из-за того, что они выглядят тоньще, чем они есть на самом деле.
И нет сомнения в том, что делается это подражая Западу. Более того, есть вероятность того, что используемые вещества могут имет пагубные последствия для здоровья. Каков хукм отностельно подобных действий в шариате?
После изучения данного вопроса Комитет пришел к следующему выводу:
— Изменение цвета верхней части и нижней части бровей, как это описано выше, запрещено, так как это является изменением творения Аллаха (Свят Он и Велик), а также уподоблением выщипыванию бровей, что является запретным в шариате, так как изменение цвета бровей подобным образом преследует ту же цель, что и выщипывание. Усугубляется подобное действие еще тем, что это является уподоблением неверным, а также может нанести вред здоровью человека или его волосам, что запрещено согласно словам Всевышнего: ”Не бросайте себя своими руками в погибель”, аль-Бакара, 195, а также словам Его Посланника (Да балгословит его Аллах и приветствует): ”Нельзя причинять вред или способствовать ему”.
Шейх Абдулла ибн Джибрин сказал по этому поводу:
— Я считаю, что красить или изменять цвет бровей запрещено, так как проклял пророк (Да балгословит его Аллах и приветствует) тех, кто выщипывает и тех, кому выщипывают брови и (таким образом) изменяют творение Аллаха. И одним из проявлений мудрости Аллаха является то, что он создал женщин с разными бровями: у кого-то они густые, у других тонкие, у кого-то длинные, у других короткие. И это один из способом, который помогает нам делать различие между людьми и узнавать каждого отдельно взятого человека по его личностным особенностям и характеристикам.
И основываясь на вышесказанном, окрашивание бровей запрещено, так как это изменение творения Аллаха”. (Фатава аль-Мир’ата, автор Халид аль-Джурайсий, стр. 134)
Другие же ученые не считали запрещенным окрашивание бровей, и одним из таких ученых является шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, который в фатве под номером 8605 на вопрос: ”Разрешается ли окрашивание бровей в цвет кожи, понимая при этом, что если женщина сделает это, то ее брови будут походить на ощипанные брови?”, ответил следующим образом: ”Нет ничего в этом предосудительного, так как это всего лишь окрашивание волос”.
А на аналогичный вопрос в фатве 11168 он сказал: ”Нет в этом ничего плохого, так как основа в подобных вопросах – это дозволенность, пока не будет приведено доказательство из Корана и Сунны, подтверждающее запретность или нежелательность подобных действий.”
Таким образом, это вопрос в котором ученые имеют разные мнения. Однако, первое мнение более предпочтительно, особенно в тех случаях, когда окрашивание придает бровям форму выщипанных, тем более если это делает мусульманка, которая является примером для подражания для окружающих, или является одной из прызывающих к религии Аллаха, и у тех, кто смотрит на нее создается ощущение, что ее брови выщипаны.
А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A, фатва № 49017

СОВРЕМЕННАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. ЧТО ДОЗВОЛЕНО МУСУЛЬМАНКЕ?
В сегодняшней статье хочу немного разъяснить сестрам,которые пользуются всевозможными процедурами в салонах красоты, а также научить братьев, которые переживают, что их жены, сестры могут совершать грех, посещая например, парикмахера или косметолога.

Хочу объяснить какие процедуры и действия в салонах красоты дозволены по шариату а какие под запретом.

В Исламе не существует полного запрета на улучшение внешнего вида, как мужчинам, так и женщинам. Более того, в некоторых ситуациях Ислам рекомендует, а в некоторых обязывает украшать себя, например, в отношениях между мужем и женой. Некоторые рекомендации я уже давал в этой статье . Если поддерживать привлекательность свою в глазах супруга или супруги, это только укрепит брачные отношения.

Ислам призывает поддерживать опрятный, презентабельный внешний вид.

В целом, улучшение внешнего вида в Исламе разрешено, но существуют некоторые нюансы, которые являются запрещенными.

В наши дни индустрия красоты стала одной из самых востребованных во всем мире. И многое навязывается из СМИ, поэтому нужно быть внимательным и не поддаться на рекламу, а здраво рассуждать с точки зрения дозволенности по шариату.

В первую очередь нужно всегда задаваться вопросами:

  • Будет ли какое- либо действие подражанием неверным ( рекламе), безнравственным людям;
  • Не несет ли изменение внешнего вида неестественный что приведет к изменению того, как создал Аллах человека.

Если однозначно не сможете ответить на какой либо из вопросов , то значит напрашивается вывод, что это будет не дозволено!

Давайте разберем самые распространенные процедуры в салонах красоты, которые пользуются наибольшей популярностью:

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ, что все процедуры, которыми вы собираетесь воспользоваться, категорически запрещено,чтобы проводились противоположным полом.

1. Стрижка и укладка волос на голове;
Женщинам разрешается делать укладку и стрижку волос, если это не приводит к тому, что прическа по своему стилю или длине волос начинает напоминать мужскую.


Укладка волос разрешается по собственному усмотрению, вкусу, главное чтобы выходя из салона мусульманка покрывалась и прятала от посторонних глаз свою красоту. Опять же есть такой нюанс, во все салоны красоты есть доступ и для мужчин и для женщин. В таком случае, попросите мастера-парикмахера или другого сотрудника салона проводить вам процедуру либо в отдельном кабинете, либо за ширмой( которые есть в любом салоне красоты) , чтобы посторонние мужчины не смогли увидеть вас непокрытой. Благо, что в последнее время получили распространение мусульманские салоны красоты, где обслуживаются только женщины, а также появились мужские салоны (барбершоп). В таких салонах можно быть спокойной и вы не столкнетесь с противоположным полом в самый неподходящий момент.

2. Окрашивание волос;

Разрешается красить волосы, если они не будут окрашены в полностью черный цвет, а также в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной. Покраска волос в полностью черный цвет была запрещена Хадисом.


Покраска волос в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной (фиолетовый, синий и т.д.), запрещена из-за уподобления бесстыдным людям.

3. Наращивание волос;

В Исламе не приветствуются любые изменения, связанные с использованием искусственных средств и внешнего вмешательства.


4. Наращивание ресниц;

Если вы хотите нарастить ресницы, используя натуральные (кроме человеческих) или искусственные волосы, которые являются чистыми, чтобы приукрасить себя перед мужем, то это дозволено.(например, одноразовые ресницы, которые легко клеятся и снимаются). А если же хотите этим приукрасить себя перед посторонними мужчинами, то это запрещено.


А также нельзя забывать что, клей, которым присоединяются ресницы для длительного ношения не пропускает воду, то есть омовение будет считаться недействительным и как следствие и намаз тоже.

5. Коррекция и окрашивание бровей и ресниц;

Изменение формы и выщипывание бровей. Это запрещено, поскольку носит инородный характер, то есть происходит вмешательство в естественную форму бровей.

Факихи говорили, что изменение формы бровей запрещено из-за данного хадиса и причины изменения того, что Аллах сотворил в качестве нормы. Поэтому если брови у женщины нормальны, не разрешается изменять их форму, подрезать и утончать их.


Если брови у женщины чрезмерно велики или густы, то дозволено убирать торчащие волоски, выходящие из общего ряда. Чтобы придать опрятный и ухоженный вид. Кстати, с разрешения мужа, можно красить хной ресницы и брови или сурьмой.

6. Маникюр и педикюр (шеллак, наращивание ногтей) Маникюр и педикюр (гигиенический классический), то есть чистка, подпиливание, шлифовка ногтей разрешены, даже обязательны. Так как каждая мусульманка должна быть опрятна. А вот нанесение лака для ногтей не является дозволенным,именно, при совершении омовения, так как лак не пропускает ни воздух ни воду и омовение не будет считаться действительным. Если же вы можете перед каждым омовением перед обязательным намазом удалять с ногтей, то это разрешено.


А вот период хайда(менструации) и нифаса(послеродового кровотечения) женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем и в это время полностью разрешено нанесение лака на ногти во время маникюра. То же самое относится и к нанесению шеллака или наращиванию ногтей. И пока этот период не закончится можете лак не смывать и носить накладные ногти. В остальные же дни можно пользоваться хной для окрашивания ногтей, она не препятствует проникновению воздуха и воды.

7. Эпиляция( восковая, сахарная( шугаринг))
Восковая эпиляция области бикини и удаление волос с тела клиента. Удаление волос с аурата не допускается. Это касается области от груди до коленей. Поэтому удаление волос в этой области, в том числе с бедер и лобка клиента, запрещено. Такую эпиляцию женщины должны делать себе сами, не обращаясь к посторонним. Давать возможность посторонним удалять волосы с этих частей тела – вершина бесстыдства.


Нет никакого греха в том, чтобы удалять волосы клиентов с частей тела, не входящих в аурат: например, нежелательных лицевых волос (за исключением бровей), волос на руках, ступнях ног и т.д. Те же нормы применимы и к лазерной эпиляции.

В конце статьи, хочу заметить, что мы акцентировали свое внимание на самых распространенных процедурах, предлагаемых в салонах красоты. Если, вас интересуют какие-либо еще процедуры и их дозволенность в Исламе, то пишите вопросы в комментариях. В следующей статье обязательно их разберем тоже.

Если вам понравилась эта статья и была полезной, пожалуйста поддержите лайком👍

А также вы можете ознакомиться с остальными статьями на нашем канале:

Можно ли осветлить брови в исламе
«Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; которые распиливают зубы для красоты и изменяют творение Всевышнего Аллаха!»
(Бухари 5931, Муслим 2125)

Вопрос: Разрешено ли осветлять брови (т. е. красить в светлый цвет)?

Ответ: Хвала Аллаху.

Современные ученые разошлись во мнениях относительно осветления бровей. Некоторые из них сказали, что это не разрешено, о чем, например, сказано в ответ Постоянного Комитета в ответе на следующий вопрос:

«Последнее время стало распространенной практикой среди женщин осветлять брови, они красят верхнюю и нижнюю часть брови таким образом, чтобы они выглядели так, как будто они выщипаны и утоньшены. Совершенно очевидно, что это делается в подражание Западу. Средство, используемое для осветления волос, также является вредным для волос с медицинской точки зрения. Каков исламский хукм касательно таких вещей?»

После изучения вопроса, Постоянный комитет по фатвам ответил:

«Осветление верхней и нижней части бровей таким образом, который был упомянут в вопросе, не разрешено, потому что это изменение творения Аллаха, и является подражанием выщипыванию, которое запрещено в шариате, потому что достигаемый этими двумя действиями результат одинаковый. Запрет еще более строгий, если это делается в подражание кафирам или если использование средств для этого приносит вред телу или волосам, потому что Аллах сказал:

«…И не обрекайте себя на гибель». (2:195)

И Пророк, мир ем и благословение Аллаха, сказал: «Не должно быть ни вреда, ни причинения вреда».

И Аллах — источник сил.» (Фатва №21778, от 29.12.1421 г. по хиджре)

Шейх АбдуЛлах аль-Джибрин, да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Я считаю, что не разрешено использовать эти краски и изменять цвет бровей, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, кто выщипывает брови, тех, кому выщипывают, и тех, кто изменяет творение Аллаха. По Своей Мудрости Аллах создал разнообразие видов бровей, некоторые густые, некоторые тонкие, некоторые длинные и некоторые короткие. Это одна из вещей, по которым мы различаем людей, и знаем каждого человека по его особым приметам. Основываясь на этом не разрешено красить их, так как это изменение творения Аллаха.» (Фатауа аль-Мар’а, составил Халидом аль-Джурейши, 134)

Другие ученые сказали, что это разрешено, такие как шейх Мухаммад Ибн Солих аль-Усеймин.

«Нет никаких проблем в этом, потому что общий принцип в таких вопросах — это разрешенность, до тех пор, пока не придет ясное доказательство из Корана или сунны, утверждающее о том, что это харам или макрух.» (Из фетв Шейха Ибн Усеймина для журнала «ад-Да’уа», №1741, 7.2.1421 г. по хиджре, стр. 36)

Так что это вопрос разногласий среди ученых.

Но лучше и более безопасным будет не делать этого.

А Аллах знает лучше.

Использованы фетвы с сайта шейха Мухаммада Солиха аль-Мунаджида:
https://www.islamqa.com/ar/ref/11168
https://www.islamqa.com/ar/ref/49017

Об авторе

Умм Муса, мусульманка, жена и мама троих детей. Около 7 лет прожила в Египте. Вдохновляю сестер трудиться, чтобы возродить эту умму.

Можно ли женщине выщипывать брови?

В Коране приводятся слова Дьявола, смысл которых следующий:

«Все усилия приложу, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться]; возбужу в них [пробужу] несбыточные желания (буду тешить надеждами) [сделаю все, чтобы они забыли о том, что жизнь может в любой момент закончиться и что затем последует возмездие и ответ за поступки]; прикажу им, и будут они резать уши жертвенным животным [выполнять жертвенные и иные ритуалы для своих идолов и богов]; буду приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]». Кто берет себе в покровители Дьявола (Сатану) вместо Аллаха (Бога, Господа) [отвергая тем самым Творца, отстраняясь от Него], тот, без сомнения, [как ни крути, все равно] окажется в явном проигрыше» (Св. Коран, 4:119).

«…Буду приказывать им, и они изменят творение Божье». Здесь также имеются в виду изменения, затрагивающие внешний облик человека в тех случаях, когда нет на то острой жизненной необходимости или однозначных медицинских показаний, рекомендаций. Если же они имеются (острая необходимость, настойчивые медрекомендации или иная весомая причина), тогда возможны исключения, канонические послабления. В обычных ситуациях выщипывать брови, изменяя тем самым их форму, запрещено (харам)[1]. Выщипывать можно лишь выходящие из общего ряда отдельные волоски, что не меняет форму, а придает аккуратности.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки[2]), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других[3] (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов[4]), прихорашиваясь тем самым[5]. Они изменяют данное им Богом творение»[6].

Правда ли, что мусульманке нельзя выщипывать брови? У меня есть слабая надежда на то, что это касается мужчин. Диана.

Правда. На этот счет есть достоверный хадис. Исключением могут быть только отдельно растущие большие волосинки, вносящие беспорядок во внешний вид.

Я знаю, что выщипывать брови — харам. А что делать, если они у меня слишком густые? Знаете, это придает неухоженный вид.

Хотелось бы узнать по поводу корректирования бровей.

Придать ухоженный вид канонически разрешается[7]. Необходимо уловить ту грань, при которой ваши брови будут аккуратны, но их форма не изменится.

От вас я узнала, что выщипывать брови — харам. Я очень жалею, что начала заниматься этим несколько лет назад, но, к сожалению, не могу прекратить, так как, если я перестану выщипывать брови, они уже не примут естественный вид (сейчас они очень тонкие) и будут выглядеть просто неэстетично. Я понимаю, что сама виновата, но как быть в данной ситуации?

Как быть? Не усложнять себе жизнь. Поступайте в соответствии с теми обстоятельствами, в которых вы оказались.

Вы пишете, что брови выщипывать запрещено. А недавно я прочитала в Интернете, что девушке после замужества можно выщипывать «нижнюю часть» бровей под основной массой, не меняя их формы. Правда ли это? Г.

Выщипывание лишних крупных или отдельно растущих волосинок возможно.

Как быть, если моя жена сделала татуаж себе на бровях и выщипывала их до того, как мы полностью приняли Ислам. А теперь если их не выщипывать, брови выглядят ужасно, так как есть четкие линии татуажа. E., 26 лет.

Учитывая смысл регламентирующего этот вопрос хадиса, постарайтесь найти некий оптимальный и реалистичный вариант между тем, что было, что стало, и тем, что вам следует делать впредь, сохраняя красоту лица и не игнорируя запрета.

О других темах, связанных с женской красотой читайте в следующих материалах:

— гигиена и уход за собой,

— удаление волос на теле,

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467–469.

[2] В хадисе использовано слово, которое подразумевает повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.

[3] Устранение не свойственной женщинам растительности на лице возможно. Это может касаться, например, появившихся вдруг усов или бороды в результате гормонального сбоя.

[4] Лечение зубов или исправление прикуса к данному запрету не имеют никакого отношения. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 107. Лечиться и быть здоровым нужно и важно, о чем настоятельно говорится в других достоверных хадисах.

[5] В древности у некоторых народов пожилые женщины делали себе такие процедуры на старости лет, преследуя цели некоего омоложения лица и внешнего вида.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.

Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.

[7] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 480, 481, а также т. 2. С. 344.

Вопрос: Разрешается ли красить брови (например делать их светлыми)?

Ответ: Хвала Аллаху, а затем… Современные ученые разделились в этом вопросе. Некоторые посчитали это запрещенным, как это приведено в ответе Постоянного Комитета по фатвам на следующий вопрос:
В последнее время распространилась практика среди мусульманок, которая заключается в том, что они красят верхную и нижнюю часть бровей таким образом, что создается ощущение, что брови кажутся выщипанными из-за того, что они выглядят тоньще, чем они есть на самом деле.
И нет сомнения в том, что делается это подражая Западу. Более того, есть вероятность того, что используемые вещества могут имет пагубные последствия для здоровья. Каков хукм отностельно подобных действий в шариате?
После изучения данного вопроса Комитет пришел к следующему выводу:
— Изменение цвета верхней части и нижней части бровей, как это описано выше, запрещено, так как это является изменением творения Аллаха (Свят Он и Велик), а также уподоблением выщипыванию бровей, что является запретным в шариате, так как изменение цвета бровей подобным образом преследует ту же цель, что и выщипывание. Усугубляется подобное действие еще тем, что это является уподоблением неверным, а также может нанести вред здоровью человека или его волосам, что запрещено согласно словам Всевышнего: ”Не бросайте себя своими руками в погибель”, аль-Бакара, 195, а также словам Его Посланника (Да балгословит его Аллах и приветствует): ”Нельзя причинять вред или способствовать ему”.
Шейх Абдулла ибн Джибрин сказал по этому поводу:
— Я считаю, что красить или изменять цвет бровей запрещено, так как проклял пророк (Да балгословит его Аллах и приветствует) тех, кто выщипывает и тех, кому выщипывают брови и (таким образом) изменяют творение Аллаха. И одним из проявлений мудрости Аллаха является то, что он создал женщин с разными бровями: у кого-то они густые, у других тонкие, у кого-то длинные, у других короткие. И это один из способом, который помогает нам делать различие между людьми и узнавать каждого отдельно взятого человека по его личностным особенностям и характеристикам.
И основываясь на вышесказанном, окрашивание бровей запрещено, так как это изменение творения Аллаха”. (Фатава аль-Мир’ата, автор Халид аль-Джурайсий, стр. 134)
Другие же ученые не считали запрещенным окрашивание бровей, и одним из таких ученых является шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, который в фатве под номером 8605 на вопрос: ”Разрешается ли окрашивание бровей в цвет кожи, понимая при этом, что если женщина сделает это, то ее брови будут походить на ощипанные брови?”, ответил следующим образом: ”Нет ничего в этом предосудительного, так как это всего лишь окрашивание волос”.
А на аналогичный вопрос в фатве 11168 он сказал: ”Нет в этом ничего плохого, так как основа в подобных вопросах – это дозволенность, пока не будет приведено доказательство из Корана и Сунны, подтверждающее запретность или нежелательность подобных действий.”
Таким образом, это вопрос в котором ученые имеют разные мнения. Однако, первое мнение более предпочтительно, особенно в тех случаях, когда окрашивание придает бровям форму выщипанных, тем более если это делает мусульманка, которая является примером для подражания для окружающих, или является одной из прызывающих к религии Аллаха, и у тех, кто смотрит на нее создается ощущение, что ее брови выщипаны.
А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A, фатва № 49017

Опишите нормы, касающиеся одежды и макияжа при посещении мечети для совершения пятничной молитвы.

Важны умеренность, опрятность (чистота тела и одежды), аккуратность. Если хотите, делайте «естественный» макияж.

Для пользы дела процитирую вам ответ одного из современных арабских богословов[1] на реплику о макияже одного из «умных» в вопросах богословия, который, прочитав несколько брошюр или книг на арабском, захотел сделать сенсационное заявление. Имам аль-Буты ответил следующим образом: «Вы говорите, что «макияж для женщин — это крайне нежелательно, почти запретно (макрух тахриман)?!» Где это вы нашли такое положение, дорогой мой, утвердительно заявляющий друг? Да, запрещается женщине выставлять напоказ перед чужими для нее мужчинами[2] свою природную красоту, а также то, что делает ее более привлекательной, например макияж. Что же касается абсолютной запретности макияжа, то это я услышал только от вас (уважаемый, категорически заявляющий). То, что мы хорошо знаем из исламских положений, так это «разрешенность всего, что не имеет запрета каноническим текстом или богословско-оправданной причиной». Поэтому женщина, находясь дома или в кругу своих родных и близких, может применять все формы улучшения своего внешнего вида (подчеркивающие ее женственность и привлекательность). Еще в доисламский период женщины-арабки применяли различные способы увеличения своей привлекательности. С приходом канонов последнего Писания было поставлено ограничение на демонстрацию и подчеркивание женственности и красоты (через оголение тела) перед чужими людьми. Что касается окружения родных и близких, то это осталось дозволенным (мубах)».

«Я не знаю, — продолжает аль-Буты, — вы даете фетву (богословское заключение) или спрашиваете о ней. Но как вы можете говорить о том, что женщине нельзя молиться, когда, например, на лице у нее макияж?! И из какого это богословского источника вы взяли, что если женщина собирается молиться, то ей необходимо смыть тушь или косметические средства, что у нее на лице?! Правило гласит: «Все разрешено, за исключением того, что имеет запрещающий текст».

Думаю, что у уважаемого хорошо развито воображение, которое и выдает богословские заключения, что, в свою очередь, является крайне пагубным и недопустимым в религии. В Священном Коране сказано:

«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — запретно (харам), а это — разрешено (халяль)» (см. Св. Коран, 16:116)»[3].

Можно ли делать неброский макияж, выходя на улицу или работу? Просто не хочется, чтобы окружающие думали, что мусульманки совсем за собой не следят.

Естественной природной красоты вполне достаточно: чистота, опрятность, стильность, элегантность. Мусульманки всегда следят за собой, по крайней мере это очень важно и необходимо. Проявляется это прежде всего в манерах, выражении лица, естественной легкости, проницательности взгляда, внешней опрятности, аккуратности на рабочем месте, воспитанности в общении и внимании не только к душе, но и к телу, а также к интеллекту[4].

Женщинам лишь кажется, что макияж столь важен. На самом деле он больше отвлекает самих же женщин, особенно когда портится из-за воздействия влаги или других причин. Также замечу, что макияж чаще раздражает мужчин.

Неброский макияж, о котором вы спрашиваете, возможен[5], но это далеко не единственное из того, что украшает девушку, женщину.

Можно ли делать татуаж на лице в косметических целях? Люба, 21 год.

Можно ли делать татуаж бровей, век или губ с разрешения мужа? Насыпхан.

Это косметическая процедура, в процессе которой специалист вносит вещество краски (пигмент) в верхний слой кожи (татуаж век), бровей (татуаж бровей) или губ (татуаж губ). Не смываемо. Поэтому относится к «изменению облика, данного Всевышним», что запрещается текстом Священного Писания:

«Буду [говорит Сатана] приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]» (см. Св. Коран, 4:119).

Считаю, что не стоит этого делать. Кстати, что значит «в косметических целях»?

Отмечу, что многие (примерно 95%) сделавшие татуаж впоследствии сожалеют об этом, ибо понимают, что процедура испортила естественную красоту да к тому же требует поддержания полученных новых форм и очертаний бровей, губ или век. Это влечет за собой немалое количество непредвиденных ранее финансовых расходов, времени и вызывает море сомнений в привлекательности нового образа.

Можно ли молиться, если на лице косметика? Егяна.

Можно ли подводить глаза сурьмой? Елена.

Как совершать малое омовение, если на лице макияж (находясь на работе, постоянно удалять и заново наносить грим крайне неудобно)? Хамида.

Извините, конечно, но зачем так мучить себя, или, устраиваясь на работу, вы дали обещание об обязательном наличии грима или макияжа вашему начальнику?

Если макияж столь обязателен, то я советовал бы вам наносить его по минимуму, так, чтобы легко можно было смыть и восстановить. Поверьте, естественный внешний вид и облик человека намного более приятен для окружающих.

Нужно ли смывать тушь для ресниц перед совершением омовения? Я слышала, что тушь, как и лак для ногтей, мешает прохождению воды во время омовения. Получается, что от туши надо отказаться вовсе, невозможно наносить ее 4–5 раз в день. Диана.

При разумно нанесенном количестве туши на ресницы смывать ее не нужно.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это Рамадан аль-Буты, который часто делает акцент на жесткость, а не послабление, например, в отличие от Юсуфа аль-Кардави.

[2] Те, которые не являются ее близкими родственниками.

[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 23, 24.

[4] В аятах Корана и хадисах человек, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, многократно призываем к разумению, осмыслению и просвещению. Без этого жизнь не понять.

[5] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 480, 485.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Что пьют ваши дети?

  • Аят дня
  • Хадис дня

Трехдневный вебинар

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Вопрос: Разрешается ли красить брови (например делать их светлыми)?

Ответ: Хвала Аллаху, а затем… Современные ученые разделились в этом вопросе. Некоторые посчитали это запрещенным, как это приведено в ответе Постоянного Комитета по фатвам на следующий вопрос:
В последнее время распространилась практика среди мусульманок, которая заключается в том, что они красят верхную и нижнюю часть бровей таким образом, что создается ощущение, что брови кажутся выщипанными из-за того, что они выглядят тоньще, чем они есть на самом деле.
И нет сомнения в том, что делается это подражая Западу. Более того, есть вероятность того, что используемые вещества могут имет пагубные последствия для здоровья. Каков хукм отностельно подобных действий в шариате?
После изучения данного вопроса Комитет пришел к следующему выводу:
— Изменение цвета верхней части и нижней части бровей, как это описано выше, запрещено, так как это является изменением творения Аллаха (Свят Он и Велик), а также уподоблением выщипыванию бровей, что является запретным в шариате, так как изменение цвета бровей подобным образом преследует ту же цель, что и выщипывание. Усугубляется подобное действие еще тем, что это является уподоблением неверным, а также может нанести вред здоровью человека или его волосам, что запрещено согласно словам Всевышнего: ”Не бросайте себя своими руками в погибель”, аль-Бакара, 195, а также словам Его Посланника (Да балгословит его Аллах и приветствует): ”Нельзя причинять вред или способствовать ему”.
Шейх Абдулла ибн Джибрин сказал по этому поводу:
— Я считаю, что красить или изменять цвет бровей запрещено, так как проклял пророк (Да балгословит его Аллах и приветствует) тех, кто выщипывает и тех, кому выщипывают брови и (таким образом) изменяют творение Аллаха. И одним из проявлений мудрости Аллаха является то, что он создал женщин с разными бровями: у кого-то они густые, у других тонкие, у кого-то длинные, у других короткие. И это один из способом, который помогает нам делать различие между людьми и узнавать каждого отдельно взятого человека по его личностным особенностям и характеристикам.
И основываясь на вышесказанном, окрашивание бровей запрещено, так как это изменение творения Аллаха”. (Фатава аль-Мир’ата, автор Халид аль-Джурайсий, стр. 134)
Другие же ученые не считали запрещенным окрашивание бровей, и одним из таких ученых является шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, который в фатве под номером 8605 на вопрос: ”Разрешается ли окрашивание бровей в цвет кожи, понимая при этом, что если женщина сделает это, то ее брови будут походить на ощипанные брови?”, ответил следующим образом: ”Нет ничего в этом предосудительного, так как это всего лишь окрашивание волос”.
А на аналогичный вопрос в фатве 11168 он сказал: ”Нет в этом ничего плохого, так как основа в подобных вопросах – это дозволенность, пока не будет приведено доказательство из Корана и Сунны, подтверждающее запретность или нежелательность подобных действий.”
Таким образом, это вопрос в котором ученые имеют разные мнения. Однако, первое мнение более предпочтительно, особенно в тех случаях, когда окрашивание придает бровям форму выщипанных, тем более если это делает мусульманка, которая является примером для подражания для окружающих, или является одной из прызывающих к религии Аллаха, и у тех, кто смотрит на нее создается ощущение, что ее брови выщипаны.
А Аллах знает лучше.

Она страдает из-за полноты, есть ли какое-либо шариатское лечение этого?
Краткое изложение канонов Шариата в отношении мужской одежды
Критерии правильного мусульманского покрывала /хиджаба/

assalamu aleykum .a mojnali krasit brovi prosta korichneviy cvet ne vishitavaya ne dav im formu .prosta umenya ochen svetlie brovi oni pochti ne vidni ya i nogda krashu ix xnoy slegka na korichneviy cvet.barakaLlax

Ва алайкум Ассалам ва рахматуЛлах. Да можно красить.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Читайте также: