Можно ли мыть волосы во время поста

Опубликовано: 17.09.2024

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).


Вопросы, касающиеся личной гигиены постящегося в светлое время суток

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту? Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку? Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту?

Как известно, мусульмане имеют такое средство для очистки зубов, как сивак (мисвак), использовать который (согласно ханафитскому мазхабу) не порицается. Один из сподвижников сказал: «Я видел, что не считал возможным, - Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста».

Что же касается чистки зубов простой щеткой, то, вероятно, по аналогии с сиваком это не порицается.

Другое дело – использование зубной пасты. В этом случае необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер (либо на раннее утро). Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний говорит в Коране: «. На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

(Совет Исламской академии фикха при Организации Исламская Конференция)

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку?

Все богословы однозначно придерживаются отрицательной позиции, поскольку при ее жевании выделяются вкусовые элементы, которые жвачка, несомненно, содержит. К тому же употребление жевательной резинки (особенно длительное) наносит организму немалый вред, т.к. при ее жевании выделяется желудочный сок, призванный способствовать процессу пищеварения. Не находя же в желудке еды он начинает разъедать сам желудок. Таким образом, после жвачки следует принимать какую-либо пищу, и, следовательно, во время поста ее употребление особенно опасно.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Это разрешается. В этом нет ничего плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), постясь поливал голову водой, спасаясь от жажды. Постясь же один из сподвижников смачивал свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влага не влияет на пост – ведь она не вода, попадающая в желудок.

(шейх Ибн Усаймин)

Добавим, что, применив суждение по аналогии (кыяс), следует, что можно принимать не только прохладную ванну, в целях противодействия жаре, но и теплую, чтобы ослабить воздействие холода (в особенности, в холодные дни). Однако, при этом следует отметить, что ходить в баню или сауну, где человек будет сильно потеть, во время поста порицается. Если же баня служит для того, чтобы просто помыться, то это, как уже было отмечено выше, разрешается. То есть, под запрет попадают не места для мытья, а процесс потения, который при соблюдении поста оказывает на организм негативное влияние. Также следует отметить, что не рекомендуется во время поста ходить в бассейн с целью купания там, поскольку во время купания сложно предохраниться от попадания воды внутрь. Если же этого удастся избежать, то это не запрещается.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Если женщина очистилась после месячных непосредственно после восхода зари, должна ли она воздерживаться и поститься в этот день? Засчитывается ли этот день или за него она должна совершить внеурочный пост?

Если крововыделение прекратилось во время восхода зари или несколько раньше, то ее пост считается правильным и вознаграждается также, как выполнение обязанности, даже если она и совершила полное омовение (гусль) лишь после того, как наступило утро. Если же крововыделение прекратилось лишь тогда, когда наступило утро, то она должна в этот день воздерживаться от запрещаемого. Она не вознаграждается за него, более того – совершает внеурочный пост после Рамадана, а Аллах знает лучше.

Да, это разрешено. Передаётся от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: "Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просыпался утром, в состоянии осквернения (джунуб) . После чего совершал полное омовение и направлялся в мечеть, при этом вода ещё капала с его головы, и в этот день он держал пост".
В этом хадисе говорится, что пророк просыпался, когда только начинало светать, и уже нельзя было принимать пищу. При этом он находился в осквернённом состоянии, и для совершения утренней молитвы ему было необходимо совершить полное омовение.
Абу Бакр ибн Абдуррахман предавал от одного из сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: " Я видел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Аль-Арадже. Он лил себе на голову воду из-за жажды или жары, будучи постящимся".

Аль-Бухари, да окажет ему Аллах свою милость, сказал: "Когда ибн Умар постился он мочил свою рубашку и набрасывал на себя. Аш-Шааби заходил в парную баню во время поста, а ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил, что нет ни чего страшного в том, чтобы пробовать еду на вкус из котелка или пробовать, что-то другое. Аль-Хасан, да окажет ему Аллах свою милость, говорил: "Нет ни чего страшного в полоскании рта и купании с целью охлаждения". Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, говорил: " Если кто-то из вас будет поститься, то пусть встретит свой пост умащённым и причесанным". Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: "У меня есть абзан, в который я ныряю, во время поста". Абзан это персидское слово, обозначает маленький бассейн.

Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов:

1) Из этого хадиса мы видим, что постящемуся не запрещается сбивать жар и жажду, путём поливания водой некоторых частей тела или всего тела полностью. Во время поста позволяется совершать любой вид омовения; как желательное, так и обязательное, также разрешено купаться без какой либо причины.

2) Постящемуся человеку разрешается нырять в воду, однако необходимо следить, чтобы вода не проникла вовнутрь, это нарушает пост.

3) Этот хадис показывает нам, что облегчение трудностей поста, не является слабостью и проявлением нетерпения. Нет никакой необходимости, отстранятся от вещей, которые могут облегчить пост.

4) Этот хадис указывает на то, что человек слабое создание. Он постоянно нуждается в милостях Аллаха, которые Всевышний даровал людям и посредством которых рабы Аллаха могут облегчить себе жизнь и перенести многие трудности.

5) Из слов сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, становится ясно, что постящемуся разрешается заходить в паровые бани, использовать духи, умащать волосы маслами и украшать себя надлежащим способом. Использование духов не портит пост, и ни в коей мере не возбраняется.

6) Постящемуся не запрещается купаться в прудах или бассейнах, с целью охлаждения нагретого постом тела, а также для чистоты или просто для занятия спортом. Всё это не нарушает пост мусульманина.

7) Тому, кто готовит пищу, разрешается пробовать её на вкус языком, если в этом есть необходимость. При этом нельзя глотать пищу. Имам Ахмад, да окажет ему Аллах свою милость, говорил: "Я предпочитаю, чтобы постящийся не пробовал пищу на вкус, однако если он сделает это, то ни чего страшного". Также постоянный комитет ученных издал фетву о допустимости этого.

Случаи, канонически не нарушающие пост

1. Проглатывание пищи, воды, половое сношение – по забывчивости. Как только человек вспомнит о посте, он обязан прекратить совершаемое им и продолжить пост [19];

2. Непроизвольный выход спермы, например поллюция;

3. Подкрашивание глаз сурьмой или закапывание капель в глаза;

4. Кровопускание, сдача крови на анализы или в качестве донорской [20];

5. Чистка зубов мисваком [21] или зубной щеткой без использования пасты [22];

6. Промывание носа и полоскание рта;

7. Принятие душа, совершение полного омовения, а также плавание;

8. Непроизвольное вдыхание табачного дыма [23], пыли или иного, в чем нет соучастия постящегося;

9. Лечение или удаление зуба без глотания крови или лекарств [24];

10. Проглатывание слизистых выделений носоглотки;

11. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости [25]);

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине;

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости [26];

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное;

15. Пробование пищи на вкус, не проглатывая ее;

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны [27].

Аудио версия настоящей статьи:

Можно ли во время поста прополаскивать время от времени рот водой, принимать душ и мыть голову?

Без всяких сомнений, можно. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах[1].

Полоскать рот

Что касается полоскания рта, то пророк Мухаммад четко сказал одному из сподвижников, что «полоскание рта не нарушает пост»[2]. Время от времени постящийся может полоскать рот, дабы устранить чувство сухости во рту. На действительность поста это никак не влияет.

Принимать душ

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится хадис от ‘Аиши о том, что «на рассвете [когда уже наступило время соблюдения поста] пророк Мухаммад совершал полное омовение (омытие всего тела) и продолжал соблюдать пост»[3]. Душ, прием ванны, купание не влияют на действительность поста. Причем не важно, есть ли необходимость в приобретении ритуальной чистоты или нет[4].

Мыть голову

В сводах хадисов Абу Дауда и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис о том, что «сподвижники видели, как пророк Мухаммад из-за жажды либо из-за жары лил воду себе на голову, при этом он соблюдал пост»[5].

Также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема «Полное омытие тела (купание) соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком[6], мыться, купаться, посещать баню и т. п. Приведу несколько цитат[7]:

— «Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар окунал свою одежду в воду и после надевал ее [тем самым облегчая для себя соблюдение поста в жаркую погоду]»;

— «Аш-Ша‘би[8] посещал хаммам во время соблюдения поста». «Хаммам» в данном случае можно перевести как «баня, ванна, купальня»;

— Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас сказал, что «нет ничего предосудительного в том, чтобы пробовать пищу [в процессе ее приготовления] во время соблюдения поста»;

— «Аль-Хасан аль-Басри[9] сказал: «Нет ничего предосудительного в полоскании рта во время поста и охлаждении тела [обливанием или купанием в прохладной или холодной воде]»;

— Сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста».

В этом контексте напомню, что свод хадисов имама аль-Бухари имеет высшую степень достоверности, так как он, собирая хадисы для своего свода, использовал по сравнению с другими учеными-мухаддисами самые строгие критерии отбора. В пояснение к приведенным цитатам имам аль-Аскаляни в своем известнейшем комментарии к своду хадисов аль-Бухари пишет: «Аль-Бухари, приводя эти цитаты, хотел ответить тем, кто высказывался о нежелательности (макрух) водных процедур во время поста. Их аргумент о том, что во время купания вода может попасть в рот, а потому нельзя купаться, абсолютно неуместен (батыль), ведь из достоверной Сунны мы знаем, что во время поста можно полоскать рот, можно чистить зубы мисваком (сиваком, имеющим выраженный вкус и запах), можно пробовать пищу на вкус во время ее приготовления и т. д.»[10].

Подчеркну, что все ранее упомянутое никак не возбраняется, даже если применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося[11].

Во время полоскания рта при омовении может ли нарушиться пост? Магомед.

Полоскание рта не нарушает поста.

Можно ли при совершении омовения полоскать ротовую полость, учитывая то, что при полоскании немного утоляется жажда.

Да, можно, главное — не глотать воду.

Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду во время полоскания рта, когда берешь тахарат (совершаешь омовение)? Ильшат.

Основным является мнение о том, что пост из-за этого не нарушается[12].

Доказательством является в том числе аят из Корана:

Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного мусульманского ученого ‘Аты[14]. Касательно случайного попадания воды в гортань (случайного ее заглатывания) во время полоскания рта и промывания носа при совершении омовения ученый сказал: «Если от человека это не зависело (произошло случайно), тогда ничего страшного в этом нет». То есть на действительность поста это никак не влияет. Человек благополучно продолжает поститься.

Нужно ли возмещать дни поста в Рамадан, если случайно во время полоскания рта в горло попала вода? Ахмед.

Это не принимается в расчет, если не было преднамеренного глотания воды. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением»[15]; «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению»[16].

Из-за смога в Москве[17] пришлось сбежать с семьей на Черное море. Решил держать пост здесь, но столкнулся с некоторыми трудностями. Жару я переношу без воды, молюсь по возвращении в гостиницу, но меня сильно мучает:

1. Нарушается ли пост, если морская вода попадает в рот, но я ее не глотаю?

2. Нарушается ли пост, если я все же случайно проглотил морскую воду (волной накрыло)?

1. Не нарушается.

2. Верующий не отвечает за то, что совершил непреднамеренно или по ошибке.

Можно ли во время поста полоскать рот настойкой, если там содержится спирт? Алибек.

Можно, если есть в том необходимость. Главное — не глотать.

Отличается ли омовение во время поста от обычного, то есть существуют ли ограничения относительно полоскания рта, промывания носа, ушей? Мага.

Омовение совершается в обычном порядке. Единственное — не стоит усердствовать в полоскании горла водой, промывая рот. То же касается и носа[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Тщательно промывай нос водой [совершая ритуальное омовение], кроме как в случае, когда соблюдаешь пост»[19]. А потому омовение (малое или полное) совершается в период поста в обычном порядке с промыванием рта и носа, единственное – важно не перестараться.

Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?

Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме – питья.

Суть поста – в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем.

Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Но! Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования (Коран и Сунна)[20].

Вы говорите, что купаться в речке во время поста в Рамадан можно, а наши имамы запретили. Приведите, пожалуйста, аят или хадис о дозволенности этого. Хуршед, Таджикистан.

Аята или хадиса о запрете нет, а потому — разрешено. Это вы не меня, а их должны попросить привести аят или хадис, ведь они, ваши местные имамы, запрещают, а потому должны привести четкий и достоверный аргумент — аят или хадис. Если такового нет, тогда это — их личное суждение, домыслы, которым они могут следовать в собственной жизни, но не имеют права навязывать другим.

В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: «Все то, что не запрещено, остается разрешенным»[21]. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. И еще одно богословское правило: «Если нет аргумента (из Корана или Сунны) в пользу запрета, то делается так, как проще и легче для человека»[22].

Напомню также аят из Корана:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное; дозволенное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах]» (Св. Коран, 7:32).

Правда ли, что омовение для совершения молитвы-намаза можно сделать, находясь в соленом море, при этом несколько раз полностью окунувшись в воду? Саид.

Морская вода пригодна для совершения омовения. На этот счет есть достоверные хадисы: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[23]; «Морская вода очень чиста [пригодна для ритуального омовения]»[24]. О вариантах малого и полного омовений читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Можно ли заниматься аквааэробикой во время поста? Когда выполняешь упражнения, бывает, что непроизвольно проглатывается вода. А.

Проглатывать воду нельзя. Нельзя также делать то, что очевидным образом приводит к заглатыванию воды. Оцените степень вероятности самостоятельно. Преднамеренное проглатывание воды нарушает пост. В пост занимайтесь не аквааэробикой, а просто аэробикой.

В связи с условиями работы я должна каждый день принимать душ. Влияет ли это как-нибудь на пост? Kumush.

Нет, не влияет, даже если, соблюдая пост в течение дня, вы примете душ пять или десять раз[25]. Напоминаю вам, что пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным.

Перед началом первого дня поста я искупался, но ничего не сказал во время купания. Был ли мой пост действительным? Билан.

Купание и пост не связаны друг с другом.

Если я соблюдаю пост и искупаюсь от жары, нарушит ли это пост? Магомед.

Нет, не нарушит. Например, сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста». Об этом упоминает в своем своде хадисов имам аль-Бухари[26].

Нарушается ли пост, если вода попадает внутрь через ухо? Иса.

Вода через ухо попасть в пищеварительный тракт не может, а именно это нарушает пост. В вашем случае пост не нарушен.

Можно ли принимать лечебные ванны во время священного месяца Рамазан? Диана, 26 лет.

Можно ли в течение дня, пока держишь пост, мыться в бане? Рустам.

Во время священного месяца Рамадан разрешается ли бриться днем, а также использовать крем, мыть голову, постригаться, использовать благовония? Таир, 21 год.

Безусловно. Все это разрешено. Разногласия относительно перечисленных вами пунктов в научной среде мусульманских богословов отсутствуют. Например, некоторые сподвижники пророка Мухаммада в дни поста намазывали тело различными полезными маслами, чтобы кожа пропитывалась ими. Ибн Мас‘уд даже призывал к этому, о чем упоминает имам аль-Бухари в своде хадисов[27].

Имам аль-‘Аскаляни в своем известном многотомном комментарии к своду хадисов имама аль-Бухари в упомянутом вами контексте подчеркивает: «Сподвижники и первые два поколения после пророка Мухаммада считали желательным (мустахаб) для соблюдающего пост создание необходимых удобств, украшение себя (чистота, аккуратность, приличный вид), использование (полезных для тела и ароматных) масел»[28].

Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов[29].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 571 и 572, хадисы № 1925 и 1926 (от ‘Аиши и Умм Салямы), а также с. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих».

[2] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 270, хадис № 2385, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1647 и пояснение к нему.

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930.

[4] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

[5] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648 и пояснение к нему.

[6] Кусок ветки, который выполняет одновременно функцию щетки и пасты. Имеет ярко выраженный вкус. Чистит зубы и отбеливает. Во времена пророка Мухаммада именно мисваком (сиваком) поддерживали чистоту полости рта. И в наши дни он не вышел из практики.

[7] Все они приведены имамом аль-Бухари в начале упомянутой темы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

[8] ‘Амир аш-Ша‘би (19–103 гг. жизни по хиджре) является одним из крупнейших богословов-мухаддисов первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Родился и жил в Куфе. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 27.

[9] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) — известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[10] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 193.

[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192–194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 16–18.

[12] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

[13] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 82.

[14] ‘Ата’ ибн абу Рабах (умер в 114 г. по хиджре) — один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

[15] Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

[16] Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

[17] Летом 2010 года в Москве на протяжении длительного периода стоял сильный смог из-за пожаров в Подмосковье.

[18] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224.

[19] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2366, «сахих».

[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192–194, пояснение к хадисам 1930–1932; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, пояснение к хадисам № 1647 и 1648.

[21] См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

[22] См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 108.

[23] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

[24] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

[25] См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 52.

[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

[27] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

[28] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

[29] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 256 и 257.

Можно ли купаться, умываться, мыться, мыть голову, принимать душ во время поста?

Разрешается ли купание в бассейне, ныряние в воду, принимать душ, полоскать рот во время поста?

Можно ли купаться в ванной, в речке, в море во время священного месяца Рамадан, во время поста?


Всевышний хочет видеть нас чистыми как духовно, так и телесно, поэтому в месяц Рамадан разрешается мыть тело полностью, принимая душ или, скажем, в бане (правда долго это делать не стоит). Есть только некоторый нюанс, это - берегитесь того, чтобы вода попала в желудок.

Нам известно, что даже обливался во время поста водой и сам Пророк.

Все действия, которые упомянула я здесь, способствуют облегчению (не обязательно для чистоты тела) состояния человека, который постится, во время зноя - не запрещены, а, следственно, искупаться в море, реке или в других водоёмах, искусственных или природных, - можно, и это грехом не будет.


Во время священного месяца Рамадан, во время держания поста (Уразы) купаться и принимть душ разрешается. Главное, чтобы во время совершения этих действий (купание, принятие душа) вода не попала в желудок.

Если вода не попала, не попадает в желудок, ни купание в бассейне или же принятие душа, а также умывание не нарушают пост.

Купаться можно, но нырять нежелательно (некоторые ученые пишут, что нырять и вовсе запрещено).

Также не нарушает пост и полоскание рта, если вода при этом не попадет в желудок.


Но всё-таки, если на то (мытье, купание, принятие душа) нет серьезных причин (как обязательный гусль, или вы очень вспотели и т.д.), то лучше будет, если вы отложите все это на вечер, так как большая часть ученых относили и относят эти действия к разряду "нежелательных".



Во время поста Уразы в Рамадан можно совершать любые действия, связанные с мытьем, купанием и плаванием. Неважно, где это происходит - под душем, в ванной, в закрытом или открытом водоеме. Главное при это — исключить проглатывание воды и ее попадание в желудок. Это же касается и чистки зубов, и полоскания рта - можно, но без проглатывания воды. Именно за-за запрета попадания воды в желудок стоит все-таки воздерживаться от ныряния. Если нет острой необходимости принять душ днем, водные процедуры рекомендуется откладывать на вечер.


Купаться в Рамадан и мыться не запрещено, но при соблюдении одного условия и это важно.

Нельзя чтобы вода была проглочена, то есть попала в желудок.

То есть допустим верующий решил искупаться в бассейне, и понырять, вот этого лучше не делать, ибо при нырянии можно случайно проглотить воду.

Или человек чистит зубы и полощет рот, надо все выплюнуть, ничего не должно быть случайно проглоченного.


Купание в Рамадан для мусульман допустимо, но вода категорически не должна проглатываться. Это касается принятия душа, ванны, плавания в природных водоёмах. В Рамазан не приветствуется даже умышленное заглатывание слюны.


Ураза - это пост у мусульман, который соблюдают в течение 30 дней перед праздником Ураза Байрам. Точно так же, как православные относятся к посту, так мусульмане в строгости соблюдают уразу.

Во время мусульманского поста исключаются многие виды деятельности: так, нельзя принимать пищу и воду, пока не зайдет солнце, только до рассвета можно кушать и пить воду, утоляя аппетит и жажду.

К употреблению воды особенные ограничения из-за водных процедур, когда вода в желудке может оказаться случайно, проглотив по неосторожности. Поэтому, пока идет день или наступает вечер, все водные процедуры можно проводить, только с опаской: то есть, исключать попадение внутрь воды через пищевод в желудок. А поскольку вода в последних может оказаться не только попадая через рот, но и через нос, то нырять тоже нежелательно. Иначе получится, что пост нарушен!

Так что, душ или ванную можно принимать, а вот купаться и плавать, исключая ныряние, чтобы вода не затекла через носовую полость в глотку, пищевод и желудок.

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).


Вопросы, касающиеся личной гигиены постящегося в светлое время суток

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту? Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку? Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Можно ли во время поста чистить зубы и использовать зубную пасту?

Как известно, мусульмане имеют такое средство для очистки зубов, как сивак (мисвак), использовать который (согласно ханафитскому мазхабу) не порицается. Один из сподвижников сказал: «Я видел, что не считал возможным, - Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чистящим рот сиваком во время поста».

Что же касается чистки зубов простой щеткой, то, вероятно, по аналогии с сиваком это не порицается.

Другое дело – использование зубной пасты. В этом случае необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер (либо на раннее утро). Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний говорит в Коране: «. На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прощающ, Милосерд!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

(Совет Исламской академии фикха при Организации Исламская Конференция)

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Можно ли во время поста употреблять жевательную резинку?

Все богословы однозначно придерживаются отрицательной позиции, поскольку при ее жевании выделяются вкусовые элементы, которые жвачка, несомненно, содержит. К тому же употребление жевательной резинки (особенно длительное) наносит организму немалый вред, т.к. при ее жевании выделяется желудочный сок, призванный способствовать процессу пищеварения. Не находя же в желудке еды он начинает разъедать сам желудок. Таким образом, после жвачки следует принимать какую-либо пищу, и, следовательно, во время поста ее употребление особенно опасно.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Каково суждение о неоднократном приеме ванны днем в Рамадан?

Это разрешается. В этом нет ничего плохого. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), постясь поливал голову водой, спасаясь от жажды. Постясь же один из сподвижников смачивал свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влага не влияет на пост – ведь она не вода, попадающая в желудок.

(шейх Ибн Усаймин)

Добавим, что, применив суждение по аналогии (кыяс), следует, что можно принимать не только прохладную ванну, в целях противодействия жаре, но и теплую, чтобы ослабить воздействие холода (в особенности, в холодные дни). Однако, при этом следует отметить, что ходить в баню или сауну, где человек будет сильно потеть, во время поста порицается. Если же баня служит для того, чтобы просто помыться, то это, как уже было отмечено выше, разрешается. То есть, под запрет попадают не места для мытья, а процесс потения, который при соблюдении поста оказывает на организм негативное влияние. Также следует отметить, что не рекомендуется во время поста ходить в бассейн с целью купания там, поскольку во время купания сложно предохраниться от попадания воды внутрь. Если же этого удастся избежать, то это не запрещается.

(Духовное управление мусульман Нижегородской области)

Если женщина очистилась после месячных непосредственно после восхода зари, должна ли она воздерживаться и поститься в этот день? Засчитывается ли этот день или за него она должна совершить внеурочный пост?

Если крововыделение прекратилось во время восхода зари или несколько раньше, то ее пост считается правильным и вознаграждается также, как выполнение обязанности, даже если она и совершила полное омовение (гусль) лишь после того, как наступило утро. Если же крововыделение прекратилось лишь тогда, когда наступило утро, то она должна в этот день воздерживаться от запрещаемого. Она не вознаграждается за него, более того – совершает внеурочный пост после Рамадана, а Аллах знает лучше.

Читайте также: