Можно ли мусульманке ходить с распущенными волосами

Опубликовано: 17.09.2024

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть — нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе»[1].

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘» [2]. Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам)[3]. Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам»[4]. Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно[5].

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн)[6], а не запретности (харам)[7]. По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут[8], например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[9], в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[10]. Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11].

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете»[12]. И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове»[13]. Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской[14].

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове[15], не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» (Св. Коран, 48:27).

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч»[16]. В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч»[17]; «длина волос Пророка была до мочек ушей»[18]; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)»[19]. Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл[20]. В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы»[21].

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]»[22]. Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла[23].

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха»[24].

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты — определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»[25]

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

[2] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

[5] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

[6] Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

[7] Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

[8] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

[9] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

[10] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

[12] Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[13] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

[14] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

[15] Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

[16] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

[17] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

[18] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

[19] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

[20] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

[21] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

[22] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

[23] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

[24] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

[25] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.


Наверное, более всего человек следит за своими волосами. Свят Всевышний, Он сделал волосы украшением человека, волосы украшают как мужчин, так и женщин.

Описание волос Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) были чёрные волосы, немелкокучерявые и непрямые, они были вьющимися, подобно волнам на песке. Порой его волосы доходили до края мочек ушей, временами они спускались до шеи. Иногда Пророк (мир ему и благословение) отращивал их и они отрастали до лопаток, до верхней части спины, что ещё более увеличивало красоту Пророка (мир ему и благословение).

Хадис о волосах

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если у вас растут волосы, то относитесь к ним с почтением».

Волосы необходимо почитать, проявляя благодарность, так как они являются даром Всевышнего. Поэтому мы должны относиться к ним с уважением, отдавая им должное и стараясь следить за их красотой, так как Всевышний украсил нас волосами.

Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах

Пророк (мир ему и благословение) очень заботился о волосах. Если ты думаешь, что сильно заботишься о волосах, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение) заботился о волосах больше тебя. Он постоянно носил с собой расчёску. Выходя из дома или отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой расчёску. Пророк (мир ему и благословение) часто умащивал волосы маслом. Он укладывал свои волосы расчёской. Он покрывал голову, чтобы сберечь волосы от пыли. Пророк (мир ему и благословение) не любил растрёпанные, покрытые пылью волосы. Он ценил красоту и говорил:

« إن الله جميل يحبّ الجمال »

«Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное».

Поэтому каждый, кто любит красоту, любит то, что любит Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

У Пророка (мир ему и благословение) было зеркало, которое он брал даже в путешествие. Смотря в зеркало, он следил за собой и своими волосами. Совершая этот прекрасный поступок, желательно произносить следующее дуа, которое читал Пророк (мир ему и благословение):

« اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي ، فَحَسِّنْ خُلُقِي »

«О Аллах, как Ты украсил мой облик, укрась и мой нрав».

Забота о внешней и внутренней красоте, забота о волосах, просьба украсить внешний вид, одновременно с внутренним миром – всё это удивительная Сунна. Человек, практикующий в жизни явные и скрытые стороны Сунны, почувствует смысл красоты, которая заложена Всевышним в человеке.

Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом

Умащивание волос маслом – сунна Пророка (мир ему и благословение). Многие люди используют различные крема и масла, и это очень хорошо. Нам следуют использовать масла. Также необходимо знать, что использование масла в уходе за волосами – сунна нашего Любимца (мир ему и благословение). Особенно использование оливкового масла содержит в себе благодать и следование Сунне, так как Пророк (мир ему и благословение) любил использовать это масло. Он говорил:

« كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة »

«Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им; воистину, оно – от благословенного дерева»

Это масло также упоминается в Коране.

Пророк (мир ему и благословение) использовал масло очень красивым способом. Каждое его движение было совершенным. Его движения были спокойными, полными достоинства. В каждом его действии, без сомнений есть своя мудрость и тайна. Желая умаститься, Пророк (мир ему и благословение) наливал масло из кувшина в левую ладонь. Затем указательным пальцем правой руки наносил масло на правую бровь, после – на левую. Затем он натирал участок волос под нижней губой. После этого протирал веки глаз. Затем протерев ладони, наносил масло на всё лицо, на волосы и на всё тело, куда пожелает. Натирая масло, таким образом, мы будем похожи в действиях на Пророка (мир ему и благословение). Быть похожим в поступках на Пророка (мир ему и благословение) – услада для верующего. Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) является прекрасным примером для нас.

Окрашивание волос

Пророк (мир ему и благословение) красил волосы, когда у него начала появляться седина. Общее количество седых волос у Пророка (мир ему и благословение) не превышало 20 волос, но, тем не менее, он закрашивал их хной.

Сподвижники боялись, что желание украшаться возникает из-за гордости, но Пророк (мир ему и благословение) говорил, что гордость – это пренебрежение истиной, то есть не является проявлением гордости – желание человека выглядеть красиво. Напротив, это – прямое следование Пророку (мир ему и благословение).

Стрижка волос

Пророк (мир ему и благословение) запретил некоторые виды стрижки волос, так как это противоречит естественной красоте человека. Наша религия – религия красоты. Наш Пророк (мир ему и благословение) – пророк красоты. Не разрешается удалять часть волос, оставляя другую, потому что это искажает естественную красоту. Всевышний создал нас с полноценной причёской, для чего же человек приводит себя в неестественный для него вид. На это стоит обратить внимание.

Забытая сунна

Удивительной сунной является захоронение волос, на которую многие люди не обращают внимания, возможно, по причине своего незнания. Пророк (мир ему и благословение) закапывал в землю отстриженные волос и ногти, потому что это – часть человека. Захоронить человека после смерти является проявлением уважения к нему, также уважением к человеку будет захоронение его частей. В хадисах передаётся, что части человека, тоже будут воскрешены в Судный День.

Да возлюбит вас Всевышний

Все мы любим красоту и желаем быть красивыми, мы следим за красотой волос. Кто-то отращивает волосы, кто-то любит короткую стрижку. Так и Пророк (мир ему и благословение) отращивал длинные волосы и укорачивал. Намерение следовать за ним украшает тебя. Стремление выглядеть красиво, желая быть похожим на Пророка (мир ему и благословение) наполняет нас светом красоты слов Всевышнего:

« قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله »

«Ты скажи (о Мухаммад!): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас».

Стенограмма лекции шейха Мухаммад ас-Сакафа

Перевод с арабского Мухаммадариф Абдулаев


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

СОВРЕМЕННАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. ЧТО ДОЗВОЛЕНО МУСУЛЬМАНКЕ?
В сегодняшней статье хочу немного разъяснить сестрам,которые пользуются всевозможными процедурами в салонах красоты, а также научить братьев, которые переживают, что их жены, сестры могут совершать грех, посещая например, парикмахера или косметолога.

Хочу объяснить какие процедуры и действия в салонах красоты дозволены по шариату а какие под запретом.

В Исламе не существует полного запрета на улучшение внешнего вида, как мужчинам, так и женщинам. Более того, в некоторых ситуациях Ислам рекомендует, а в некоторых обязывает украшать себя, например, в отношениях между мужем и женой. Некоторые рекомендации я уже давал в этой статье . Если поддерживать привлекательность свою в глазах супруга или супруги, это только укрепит брачные отношения.

Ислам призывает поддерживать опрятный, презентабельный внешний вид.

В целом, улучшение внешнего вида в Исламе разрешено, но существуют некоторые нюансы, которые являются запрещенными.

В наши дни индустрия красоты стала одной из самых востребованных во всем мире. И многое навязывается из СМИ, поэтому нужно быть внимательным и не поддаться на рекламу, а здраво рассуждать с точки зрения дозволенности по шариату.

В первую очередь нужно всегда задаваться вопросами:

  • Будет ли какое- либо действие подражанием неверным ( рекламе), безнравственным людям;
  • Не несет ли изменение внешнего вида неестественный что приведет к изменению того, как создал Аллах человека.

Если однозначно не сможете ответить на какой либо из вопросов , то значит напрашивается вывод, что это будет не дозволено!

Давайте разберем самые распространенные процедуры в салонах красоты, которые пользуются наибольшей популярностью:

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ, что все процедуры, которыми вы собираетесь воспользоваться, категорически запрещено,чтобы проводились противоположным полом.

1. Стрижка и укладка волос на голове;
Женщинам разрешается делать укладку и стрижку волос, если это не приводит к тому, что прическа по своему стилю или длине волос начинает напоминать мужскую.


Укладка волос разрешается по собственному усмотрению, вкусу, главное чтобы выходя из салона мусульманка покрывалась и прятала от посторонних глаз свою красоту. Опять же есть такой нюанс, во все салоны красоты есть доступ и для мужчин и для женщин. В таком случае, попросите мастера-парикмахера или другого сотрудника салона проводить вам процедуру либо в отдельном кабинете, либо за ширмой( которые есть в любом салоне красоты) , чтобы посторонние мужчины не смогли увидеть вас непокрытой. Благо, что в последнее время получили распространение мусульманские салоны красоты, где обслуживаются только женщины, а также появились мужские салоны (барбершоп). В таких салонах можно быть спокойной и вы не столкнетесь с противоположным полом в самый неподходящий момент.

2. Окрашивание волос;

Разрешается красить волосы, если они не будут окрашены в полностью черный цвет, а также в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной. Покраска волос в полностью черный цвет была запрещена Хадисом.


Покраска волос в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной (фиолетовый, синий и т.д.), запрещена из-за уподобления бесстыдным людям.

3. Наращивание волос;

В Исламе не приветствуются любые изменения, связанные с использованием искусственных средств и внешнего вмешательства.


4. Наращивание ресниц;

Если вы хотите нарастить ресницы, используя натуральные (кроме человеческих) или искусственные волосы, которые являются чистыми, чтобы приукрасить себя перед мужем, то это дозволено.(например, одноразовые ресницы, которые легко клеятся и снимаются). А если же хотите этим приукрасить себя перед посторонними мужчинами, то это запрещено.


А также нельзя забывать что, клей, которым присоединяются ресницы для длительного ношения не пропускает воду, то есть омовение будет считаться недействительным и как следствие и намаз тоже.

5. Коррекция и окрашивание бровей и ресниц;

Изменение формы и выщипывание бровей. Это запрещено, поскольку носит инородный характер, то есть происходит вмешательство в естественную форму бровей.

Факихи говорили, что изменение формы бровей запрещено из-за данного хадиса и причины изменения того, что Аллах сотворил в качестве нормы. Поэтому если брови у женщины нормальны, не разрешается изменять их форму, подрезать и утончать их.


Если брови у женщины чрезмерно велики или густы, то дозволено убирать торчащие волоски, выходящие из общего ряда. Чтобы придать опрятный и ухоженный вид. Кстати, с разрешения мужа, можно красить хной ресницы и брови или сурьмой.

6. Маникюр и педикюр (шеллак, наращивание ногтей) Маникюр и педикюр (гигиенический классический), то есть чистка, подпиливание, шлифовка ногтей разрешены, даже обязательны. Так как каждая мусульманка должна быть опрятна. А вот нанесение лака для ногтей не является дозволенным,именно, при совершении омовения, так как лак не пропускает ни воздух ни воду и омовение не будет считаться действительным. Если же вы можете перед каждым омовением перед обязательным намазом удалять с ногтей, то это разрешено.


А вот период хайда(менструации) и нифаса(послеродового кровотечения) женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем и в это время полностью разрешено нанесение лака на ногти во время маникюра. То же самое относится и к нанесению шеллака или наращиванию ногтей. И пока этот период не закончится можете лак не смывать и носить накладные ногти. В остальные же дни можно пользоваться хной для окрашивания ногтей, она не препятствует проникновению воздуха и воды.

7. Эпиляция( восковая, сахарная( шугаринг))
Восковая эпиляция области бикини и удаление волос с тела клиента. Удаление волос с аурата не допускается. Это касается области от груди до коленей. Поэтому удаление волос в этой области, в том числе с бедер и лобка клиента, запрещено. Такую эпиляцию женщины должны делать себе сами, не обращаясь к посторонним. Давать возможность посторонним удалять волосы с этих частей тела – вершина бесстыдства.


Нет никакого греха в том, чтобы удалять волосы клиентов с частей тела, не входящих в аурат: например, нежелательных лицевых волос (за исключением бровей), волос на руках, ступнях ног и т.д. Те же нормы применимы и к лазерной эпиляции.

В конце статьи, хочу заметить, что мы акцентировали свое внимание на самых распространенных процедурах, предлагаемых в салонах красоты. Если, вас интересуют какие-либо еще процедуры и их дозволенность в Исламе, то пишите вопросы в комментариях. В следующей статье обязательно их разберем тоже.

Если вам понравилась эта статья и была полезной, пожалуйста поддержите лайком👍

А также вы можете ознакомиться с остальными статьями на нашем канале:


Мусульманки, предпочитающие носить химар (хиджаб), часто сталкиваются с некоторыми из самых нелепых представлений о том, что это означает. Действительно, многие люди думают, что головной убор их заставляют носить мужчины или что у них совсем нет волос. Восемь женщин разрушают мифы о волосах и хиджабе. Что они рассказали - далее в статье.

Алия Хаким-Эл (Нью-Йорк)


Алия говорит, что о хиджабах уже заговорили в основных средствах массовой информации и они стали нормой в мире моды, но большинство стереотипов продолжает существовать. Многие по-прежнему убеждены, что выбор мусульманок означает, что они пренебрегают своими волосами.

Это не соответствует истине. Девушка утверждает, что ношение хиджаба фактически сделало ежедневный уход за волосами приоритетом для нее. Хотя ее головной убор может временно смять пышную прическу, она рада с помощью него оберегать свои локоны от пыли и солнечных лучей.

Хиджаб также дает ей возможность экспериментировать со стилями и цветами, которые она, вероятно, сочла бы слишком рискованными, если бы не покрывала волосы. Больше всего Алие нравится то, что хиджаб позволяет ей великолепно выглядеть даже в самый пасмурный день. Девушка отмечает, что с помощью своего головного убора она может публично демонстрировать гордость за свою религиозную принадлежность, а также быть милой для своего мужа, когда она находится дома.

Иман Халид (Объединенные Арабские Эмираты)


Иман часто боролась с мыслью о том, что ей нужно носить головной убор полный рабочий день. Она не понимала, почему ее красивые волосы должны быть постоянно покрыты. Иман знала, что должна носить хиджаб, но ей хотелось найти ту искру, которая заставила бы ее надевать платок для удовольствия Бога.

Однажды тетя Иман заболела и попала в клинику. Девушка вопреки совету своей матери отправилась в гости к родственнице с неприкрытыми волосами. Когда она вошла к ней в палату, то почувствовала присутствие ангелов. Именно в тот момент Иман поняла, что локоны никогда не спасут ее жизнь. Когда девушка вернулась домой, то начала усердно молиться: «Позвольте мне любить вас больше, чем я люблю себя. Позволь мне любить то, что ты любишь, и быть тем, кем ты хочешь, чтобы я была».

Биби Уоттс (Филадельфия)


«Когда я думаю о своем хиджабе, я вижу его как свою корону, - говорит Биби. – Он является не только частью моей личности. Мой головной убор дает мне чувство уникальности». Биби обычно смеется, когда люди спрашивают у нее, укладывает ли она свои волосы, которые никто не видит. Девушка говорит, что публика считает, что то, что никто не может увидеть, не имеет никакого значения.

На самом деле все совсем наоборот. Биби любит ходить без хиджаба дома. И делает она это для своего супруга. Девушка считает, что когда она снимает с головы покрытие, то таким образом делает своеобразный подарок мужу в виде красивых локонов. Биби нравится ощущать, что ее красота является секретом.

Аиша Абдул-Алием (Балтимор)

У Аиши всегда были длинные, густые волосы, и она постоянно о них заботилась. Девушка ежедневно покрывает свою голову платком. Она радуется полученной защите от Господа, надевая химар. Аиша знает, что ее волосы жаждут влаги и ежедневного внимания. Поэтому она тщательно ухаживает за ними и часто бывает в салоне.

Аиша говорит, что с тех пор как она покрыла свои волосы, их длина увеличилась, поэтому уход за локонами сегодня занимает больше времени. Девушка приветствует вопросы по поводу хиджаба, потому что это позволяет ей знакомить со своей верой других и дает людям понимание, кем она является.

Хайят Уоттс (Рок Хилл, Южная Каролина)

Хайят утверждает, что в юности ей внушали уважение к хиджабу. Ее мама говорила своим дочерям, что они являются цветами в саду Аллаха и созданы для того, чтобы чувствовать себя особенными, уникальными и ценными. Как девочку Хайят учили, что, хотя женщинам требуется скрывать волосы от публики, под платком они должны быть опрятными.

«Натуральные волосы или окрашенные, завитые или выпрямленные – я горжусь тем, что моя красота является тайной, - говорит Хайят. – И как замужней женщине мне гораздо легче придерживаться определенного стиля, чтобы нравиться моему супругу».

Аиша Альмуид (Балтимор)

Аиша утверждает, что, так как она является мусульманкой, ношение хиджаба – это ее религиозный долг. Но она еще и является женщиной, поэтому забота о волосах является также ее повседневной работой.

«Для меня уход за волосами - это не только то, что люди могут увидеть. Мои локоны повышают мою самооценку, - говорит Аиша. – Когда я правильно ухаживаю за своими волосами, я чувствую себя красивой».

Эшли Маршалл-Сьюард (Атланта)


Эшли буквально выросла в салоне красоты. Владелицей этого салона была ее тетя, и она в детстве всегда делала прекрасные прически. Эшли носит хиджаб в течение 18 лет. Женщина говорит, что то, что она покрывает свои волосы, совсем не значит, что она о них не заботится.

Этот ценный навык Эшли позаимствовала у своей тети, и ей очень нравится делать различные прически собственной дочери. Эшли никогда не задумывается о том, что она не может показывать свои волосы публике. Она оставляет это для собственной семьи, чтобы родные могли ею любоваться.

Садия Пауэлл (Вашингтон, округ Колумбия)


«Я много внимания уделяла своим волосам, когда была моложе, - говорит Садия. - Моя мама готовила меня к ношению хиджаба - жизни, в которой мои волосы действительно может увидеть только моя семья». Садия была недовольна тем, что ее волосы в детстве видели другие люди.

На следующий день после свадьбы Садия постриглась. Девушка утверждает, что это позволило ей влюбиться в свои волосы совершенно по-новому. Она смогла по-настоящему ощутить их рост и текстуру и в итоге увидела путь, ступив на который стала тем, кем она является сейчас. Также ее стрижка помогла ей начать ценить свои волосы.

Речь в данной статье пойдет об одежде мусульманки. Является ли обязательным прикрытие всех частей тела? Что говорят на этот счет Коран и хадисы? Где правда, а где вымысел? В своих рассуждениях я не буду придерживаться мнения большинства, поскольку количество не всегда есть качество.
Одежда мусульманки. Какая она должна быть согласно шариату? Среди богословов нет единого мнения, как должна выглядеть одежда мусульманки. Одни считают, что мусульманка должна прикрываться полностью, с головы до пят. Другие, что можно оставлять открытыми лицо и кисти рук. На этом разногласия не заканчиваются. Третьи закрывают даже глаза, оставляя сетку, четвертые – лишь один глаз, некоторые закрывают подборок. Другие разногласия касаются формы и цвета одежды. Одни считают запрещенными яркие цвета, что нужно одеваться во все черное и невзрачное, другие, что допускается одевать одежду определенного цвета. Вообще считается, что ни один волосок женщины не должен быть виден, но, тем не менее, есть сторонники мнения, что такое допускается. Главное – прикрыть голову платком.
«В шафиитском и ханбалитском мазхабе женщина должна закрывать все тело полностью (включая лицо и ладони). В ханафитском и маликитском мазхабе дозволяется оставлять открытыми лицо и руки до запястья, в случае, если нет предпосылок для фитны в ее окружении» (Сабуни Тафсируль аятиль ахкам 2/154,155).
В общих чертах дресс-код мусульманки выглядит следующим образом:
- Прикрытие аурата, то есть всего тела, кроме лица и кистей рук, либо полностью. По одной версии можно оставлять открытыми оба глаза, а по другой – только один. Либо вообще ни одного глаза. Некоторые считают, что могут быть открыты пятки.
- Одежда не должна походить на мужскую.
- Одежда не должна походить на одежду немусульман. Одни считают, что нельзя одеваться как, например, христианские монахи и священники. Радикальные течения считают, что не допускается любая немусульманская одежда.
- Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающей и облегающей.
- Некоторые считают недопустимым показывать свои украшения, т.е. серьги, бусы, кулоны и т.д. То же относится и к одежде: на ней не должно быть блестящих украшений или аксессуаров.
- Также одежда не должна привлекать внимание. Она должна быть неброской, невзрачной и скромной. Драгоценные камни, золотые цепочки и прочее на ней не допустимы. По мнению некоторых – косметика тоже запрещается.
- Одежда не должна пахнуть благовониями, так как это может привлечь внимание мужчин.
Стоит упомянуть, что все вышеперечисленное не относится к близким родственникам женщины. В присутствии мужа она может одеваться как угодно. И, с некоторыми ограничениями, в присутствии остальных родственников.
Опять-таки, с вышеуказанным согласны не все мусульмане. Есть мнение, что достаточно просто одеваться скромно.
При этом сторонники той или иной версии считают, что именно они на верном пути. А остальные – глупые, и не понимают логичных и элементарных вещей. Сторонники прикрытия женщины полностью вам скажут, что так повелел сам Пророк в хадисах, поэтому надо обязательно следовать этому повелению. Сторонники прикрытия женщины не полностью скажут, что сам Пророк сказал оставлять лицо и руки открытыми, мол, прикрывать женщину полностью – выдумки салафитов. В принципе, и те и другие будут правы в том смысле, что все это есть в хадисах, которые противоречат друг другу.
Теперь давайте разберемся, почему же возникают такие противоречия. Проблемы начинаются тогда, когда обращаются к иным источникам, помимо Корана. То есть, к хадисам, тафсирам и прочим источникам, в которых часто встречаются эти самые противоречия.

Аргументация из хадисов и тафсиров.

Толкователи Корана пишут:
«Всевышний Аллах повелел правоверным женщинам прикрывать лицо, шею и грудь, и это свидетельствует о том, что мусульманка должна быть покрыта полностью» (Толкование Корана ас-Саади, 24:31).
«Абу Убайдах Салмани сказал: “Джильбаб должен полностью покрыть женское тело, так чтобы ничего не было видно, но один глаз, которым она может видеть”» (Тафсир Аль-Куртуби).
Также в хадисах аль-Бухари и Муслима есть такие слова:
Переданно от Айши, что «Сафваан ибн ал Муаттал ал Сулами ал Дакваани отставал от армии. Он подошел к тому месту, где я остановилась, и увидел черный силуэт спящего человека. Когда он увидел меня, то он узнал меня, потому что он видел меня до того, как хиджаб был предписан. Я проснулась, когда я услышала, как он говорит: «поистине мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвращаемся», при виде меня, и я закрыла лицо своим платьем (джилбабом)» (Бухари 3910; Муслим 2770).
Переданно, что Айша сказала: «Да смилуется Аллах над женщинами Мухаджиров. Когда Аллах сниспослал слова (перевод смысла): «…и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди (другими словами ихние тела, лица, шеи и груди…» (Коран 24:31), они разорвали части своих юбок и прикрыли ими свои лица» (Бухари 4480).
Передается от Сафийи бинт Шайбы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Когда Аллах ниспослал слова «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», они оторвали края своих изаров и покрылись ими (т.е. покрыли ими свои лица)». (Аль-Бухари, 4481).
Абу Дауд (4102) привел следующую версию этого хадиса: «Да смилуется Аллах над женщинами мухаджиров. Когда Аллах ниспослал слова «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», они разорвали свои накидки и покрыли ими свои лица».
В других же хадисах написано обратное:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщине, которая находится в состоянии ихрама, не следует ни закрывать лицо, ни надевать перчатки”» (Бухари, 1838).
«(Однажды), когда я находился у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришёл какой-то мужчина и сказал, что он женился на женщине из числа ансаров. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А ты посмотрел на неё?” Он ответил: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пойди и посмотри на неё, ибо в глазах у ансаров есть что-то”». (Ахмад 2/286, 299, Муслим 1424, ан-Насаи 6/77, ад-Даракъутни 3666). То есть, лица их были открытыми.
«Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!» На это он ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если кому-либо из вас впала в душу помолвка к женщине, то нет ничего плохого в том, что он взглянет на неё”». (Ахмад 3/493, Ибн Маджах 1864, аль-Хаким 3/434, аль-Байхакъи 7/85).
Обратите внимание: в сборниках Бухари и Муслима, считающихся самыми достоверными, есть хадисы как предписывающие закрывать лица, так и предписывающие их не закрывать. Меня особенно заинтересовали два хадиса Бухари под номерами 4480 и 4481, упомянутые выше, в которых приводится аят из Корана о прикрытии выреза на груди, и это понимается как покрытие лица. Видимо, у кого-то проблемы с пониманием анатомии человека. Каким образом связаны грудь и лицо? Причем в хадисе 4481 не говорится о прикрытии лица, а лишь «оторвали края своих изаров и покрылись ими», но тут же в комментарии пишется: «т.е. покрыли ими свои лица». Очевидное противоречие, которое попытались скрыть с помощью этого комментария.
Теперь прочитаем толкования Корана:
«…пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди (чтобы скрыть свои волосы, шею и грудь), пусть (никому) не показывают своей красоты (свои лица, шеи, руки,)» (Тафсир Абу Аделя, 24:31).
«Женщинам можно оставлять открытыми только лицо и кисти рук, так как показ лица и рук допускается, согласно словам посланника Асьме: «О, Асьма! Когда женщина достигает половой зрелости, она должна закрывать все, кроме этого». И показал на ее руки и лицо» (Тафсир Аль-Куртуби, 24:31).
Сторонники обеих версий обвиняют друг друга в глупости, а хадисы называют выдуманными. Но никто почему-то не хочет по-настоящему разобраться в этом вопросе, никто не пытается прийти к общему знаменателю. Каждому хочется верить, что именно его религия самая правильная. Все остальные – заблудшие.
Споры также ведутся о форме и цвете одежды.
Радикальные течения считают, что женщину надо одевать во все черное и невзрачное, чтобы оставаться незамеченными и «неузнанными», и чтобы не привлекать мужских глаз. А мужчине при этом рекомендуется носить белую одежду. Другие же считают дозволенным одевать цветную одежду, о чем говорят и хадисы. Но им противоречит хадис от Абу Дауда, в котором, наоборот, женщины должны одеваться в черное. Для мужчин же есть ограничения в ношении цветных вещей – это красный и оранжевый, потому что это цвета для женщин. Также женщинам запрещены благовония:
«Когда женщина, надушившись, выходит к людям, распространяя запах, она прелюбодейка, и любой взгляд (брошенный на нее мужчиной) - прелюбодейный» (Передано ан-Насаи, а также Ибн Хузаймом и Ибн Хиббаном).
Следующий хадис точно передает отношение большинства мусульман к женщине:
«Посланник Аллаха сказал: «О люди! Запрещайте своим женам надевать нарядные одежды, (которые привлекают взоры и делают их похожими на женщин легкого поведения), а также ходить в мечети, привлекая внимание» (Ибн Маджа, K. Фитен, Гл. 19 (Хн. 4001).
Но мужчинам можно и нужно одеваться нарядно, быть опрятными и пахнуть благовониями. По логике тех, кто придумал этот хадис, мужчина не может привлекать взоры женщин? Или их мало волнует, что там думает женщина?
Интересно отношение некоторых к штанам. Одевать их считается уподоблением мужчине. Хотя, с практической точки зрения, штаны более удобны. Юбка при дуновении ветра может задраться, чего не скажешь о штанах. Есть соответствующий хадис, рекомендующий надевать штаны, но только под чадрой:
Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Как-то мы с Посланником Аллаха сидели в дождливую погоду на кладбище Баки. Там была женщина, ехавшая верхом на осле. Осёл споткнулся о камень, и женщина упала. Посланник Аллаха тут же отвернул лицо. Один из сподвижников сказал: „О Посланник Аллаха! Под чадрой этой женщины были штаны“. И Пророк сказал трижды: „О Аллах, прости тех женщин, которые носят штаны. О люди! Одевайте штаны, ибо штаны — лучшие из одежд, покрывающие вас, и пусть ваши женщины одевают штаны (под чадрой), выходя на улицу“» («Танбих аль-хаватир», т. 2, с. 78).
Согласно Сунне, одежда не должна походить на одежду иноверцев:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них”». ( Ахмад 2/50, Абу Дауд 4031, Ибн Абу Шейба 19747, ат-Тахави 231, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 1199).
«В данном хадисе речь идёт об уподоблении не только неверным, но и любым сообществам в любых вещах, будь это вопросы, связанные с их вероубеждением, или же их обычаями и нравами. Имамы ан-Навави, аль-Мунави, ас-Сан’ани, Ибн ‘Абидин и др. сказали, что запрет на уподобление распространяется по отношению ко всем сообществам, будь то неверные, грешники или приверженцы нововведений». («Раудату-т-талибин» 8/206, «Субулю-с-Салям» 4/238, «Булюгъуль-амани» 22/40).
Если нельзя уподобляться иноверцам, почему мусульманские женщины носят хиджаб, который мало чем отличается от одежды христианских монахинь, и паранджу, напоминающую традиционную одежду ортодоксальных евреек?
Есть такой абсурдный хадис от Бухари:
«Посланник Аллаха говорил: "Иудеи и христиане не красят волосы, поэтому отличайтесь от них"». (Бухари, 5899).
То бишь, делать то, что не делают иудеи и христиане? Они не носят обувь на руках. Давайте все мусульмане будут носить обувь на руках. Если мы будем носить ее на ногах, то будем подражать им. Поэтому, мы будем из них. Так что ли получается? Почему мы носим бороды? Так ходят раввины и священники. Тогда согласно Сунне Пророка получается, что мы обязаны все брить лицо, чтобы не походить на них.
Существует множество видов одежды мусульманской женщины:
- Хиджаб – это любая одежда, закрывающая все, кроме лица и кистей рук. Иногда и кроме стоп. Платок тоже можно понять как часть хиджаба. Упоминается в Коране, и переводится как «барьер» или «перегородка».
- Джильбаб – цельная женская одежда, укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, стопы и глаза. Упоминается в Коране и переводится как «покрывало».
- Химар – накидка с прорезью для лица, закрывающая волосы, уши, плечи и доходящая до талии. Также упоминается в Коране, и переводится как «покрывало».
- Чадра – легкое женское покрывало белого, синего или черного цвета.
- Бурка – женская верхняя одежда, служащая полному сокрытию тела.
- Никаб – мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз.
- Паранджа – верхняя одежда, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой.
Между сторонниками более умеренных взглядов возникают споры о том, что является обязанностью для мусульманки: хиджаб или химар? Сторонники же закрытия лица спорят об остальных видах одежды. Но надо уяснить, что современное понимание слов «хиджаб», «джильбаб» и «химар» отличается от коранических понятий времен Пророка Мухаммада.
Теперь об украшениях.
В качестве главного довода в пользу запрета показывать украшения посторонним приводят следующий аят:
«И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» (Коран, 24:31).
О запрете золотых украшений говорят следующие хадисы:
«Тот, кто пожелал, чтобы на любимого было надето кольцо из адского пламени, пусть наденет ему кольцо из золота. Тот, кто пожелал, чтобы на любимого было надето ожерелье из пламени, пусть наденет ему ожерелье из золота. Тот, кто пожелал, чтобы на любимого был надет браслет из пламени, пусть наденет ему ожерелье (вариант передачи: пусть наденет ему браслет) из золота. А вам следует носить серебро - тешьтесь им, [тешьтесь им, тешьтесь им]» Абу Давуд (2 / 199) и Ахмад (2 / 378).
«Как-то раз Бинт Хубайра явилась к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а на руке у нее были фатхи [из золота], [то есть большие перстни]. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принялся бить ее по руке [палкой, бывшей у него с собой, приговаривая при этом: Будешь ли ты так же довольна, если Аллах наденет тебе на руку перстни из пламени?!] Бинт Хубайра пошла к Фатыме жаловаться. Саубан продолжал: Пророк вошел к Фатыме, а я был вместе с ним. И тут Фатыма сняла с шеи золотую цепочку и сказала, держа эту цепочку у себя в руке: Ее подарил мне Абу Хасан (то есть Али, да будет доволен им Аллах, - супруг Фатымы). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил на это: Эй, Фатыма! Неужто тебе нравится, когда люди говорят: у Фатымы, дочери Мухаммада, в руке цепочка из пламени?! [И начал ее сильно бранить]» (ан-Насаи, 2/284, 284-285, ат-Тайалиси, 1/354, аль-Хаким, 3/152-153, ат-Табарани в аль-Кябир, 1448), Ибн Рахавайх в Муснад, 4/237/1-2), Ахмад, 5/278).
Обратимся к толкователям Корана (тафсирам):
«Существуют два вида украшений («зинах»): естественные и приобретенные. Природным считается ее лицо, а приобретенными - всё, чем женщина желает себя украсить, как, например, одежда, украшения, грим («каял») и лак для ногтей.
«Украшения разрешаются женщинам, потому что каждая женщина хочет быть красивой. Украшения меняются от одной к другой культурной эпохе, но основная мысль при этом одна: украситься, стать лучше и понравиться мужчинам. Ислам не против этой природной потребности женщины, но направляет ее по правильному пути только к одному мужчине, то есть ее супругу» (Тафсир Аль-Куртуби, 24:31).
«Они также обязаны не выставлять напоказ своих красот, под которыми подразумеваются привлекательные одежды, украшения и все женское тело» (Тафсир ас-Саади 24:31).
Как видим, согласно толкователям, под «украшениями» в данном аяте понимается все то, что делает женщину привлекательной: женское тело, одежда, украшения и косметика.
В аяте (24:31) далее идут слова: «И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них».
Тут начинаются разногласия о том, что означают эти слова «разве только то, что видно из них». Обратимся опять к тафсирам:
«т.е. пусть не показывают ничего из своих прикрас чужим мужчинам, кроме того, что невозможно скрыть. Ибн Мас’уд сказал: «Типа верхней одежды, как например накидка, которую носили арабки, чтобы скрыть надетое снизу, или если надетая снизу одежда выглядывает из-под накидки, например, если из-под накидки видна длинная юбка — изар, то в этом случае нет греха (на женщине), т.к. всё это невозможно скрыть» (Ибн Касира).
«Однако женщина не способна скрыть свою одежду, и поэтому Аллах сделал исключения для обычной верхней одежды, если она не привлекает к себе внимания» (ас-Саади).
«Женщинам можно оставлять открытыми только лицо и кисти рук, так как показ лица и рук допускается» (Аль-Куртуби).
«Очевидно, имеется в виду, что женщины не должны выставлять напоказ свой грим и свои украшения, разве что они случайно оказались на виду. Это означает, что женщины не должны намеренно выставлять эти вещи напоказ, но нет ничего страшного, если что-то случайно окажется на виду» (Маудуди).
Одни считают, что имеется в виду одежда, другие – что это лицо и кисти рук, третьи – грим и украшения. В итоге получается, что «украшения» запрещено показывать посторонним людям, будь то собственное тело, косметика или драгоценности. А золото в принципе запрещено как женщинам, так и мужчинам. Женщина может носить украшения только под одеждой. Кроме того, она не должна ходить так, чтобы украшения на ней звенели, дабы этим не привлечь и не возбудить представителей мужского пола. Знать бы, что за извращенцы, которых привлекает звон украшений. В качестве аргумента приводятся слова из того же аята:
«и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» (Коран, 24:31).
О правильном понимании данного аята мы еще поговорим.

Читайте также: