Может ли кос быть больше 1
Опубликовано: 17.09.2024
Коcинус – одна из тригонометрических функций. Значение косинуса определяется для угла или для числа (в этом случае используют числовую окружность).
Аргумент и значение
Косинус острого угла
Косинус острого угла можно определить с помощью прямоугольного треугольника - он равен отношению прилежащего катета к гипотенузе.
1) Пусть дан угол и нужно определить косинус этого угла.
2) Достроим на этом угле любой прямоугольный треугольник.
3) Измерив, нужные стороны, можем вычислить косинус.
Косинус острого угла больше \(0\) и меньше \(1\)
Если при решении задачи косинус острого угла получился больше 1 или отрицательным, то значит где-то в решении есть ошибка.
Косинус числа
Косинус числа можно определить с помощью числовой окружности – косинус числа равен абсциссе соответствующей точки на ней.
Числовая окружность позволяет определить косинус любого числа, но обычно находят косинус чисел как-то связанных с Пи : \(\frac<π><2>\) , \(\frac<3π><4>\) , \(-2π\).
Например, для числа \(\frac<π><6>\) - косинус будет равен \(\frac<\sqrt<3>><2>\) . А для числа \(-\) \(\frac<3π><4>\) он будет равен \(-\) \(\frac<\sqrt<2>><2>\) (приблизительно \(-0,71\)).
Косинус для других часто встречающихся в практике чисел смотри в тригонометрической таблице .
Значение косинуса всегда лежит в пределах от \(-1\) до \(1\). При этом вычислен косинус может быть для абсолютно любого угла и числа.
Косинус любого угла
Благодаря числовой окружности можно определять косинус не только острого угла, но и тупого, отрицательного, и даже большего, чем \(360°\) (полный оборот). Как это делать - проще один раз увидеть, чем \(100\) раз услышать, поэтому смотрите картинку.
Теперь пояснение: пусть нужно определить косинус угла КОА с градусной мерой в \(150°\). Совмещаем точку О с центром окружности, а сторону ОК – с осью \(x\). После этого откладываем \(150°\) против часовой стрелки. Тогда ордината точки А покажет нам косинус этого угла.
Если же нас интересует угол с градусной мерой, например, в \(-60°\) (угол КОВ), делаем также, но \(60°\) откладываем по часовой стрелке.
И, наконец, угол больше \(360°\) (угол КОС) - всё аналогично тупому, только пройдя по часовой стрелке полный оборот, отправляемся на второй круг и «добираем нехватку градусов». Конкретно в нашем случае угол \(405°\) отложен как \(360° + 45°\).
Несложно догадаться, что для откладывания угла, например, в \(960°\), надо сделать уже два оборота (\(360°+360°+240°\)), а для угла в \(2640°\) - целых семь.
Стоит запомнить, что:
Косинус прямого угла равен нулю. Косинус тупого угла - отрицателен.
Знаки косинуса по четвертям
С помощью оси косинусов (то есть, оси абсцисс, выделенной на рисунке красным цветом) легко определить знаки косинусов по четвертям числовой (тригонометрической) окружности:
- там, где значения на оси от \(0\) до \(1\), косинус будет иметь знак плюс (I и IV четверти – зеленая область),
- там, где значения на оси от \(0\) до \(-1\), косинус будет иметь знак минус (II и III четверти – фиолетовая область).
Пример. Определите знак \(\cos 1\).
Решение: Найдем \(1\) на тригонометрическом круге. Будем отталкиваться от того, что \(π=3,14\). Значит единица, примерно, в три раза ближе к нулю (точке «старта»).
Если провести перпендикуляр к оси косинусов, то станет очевидно, что \(\cos1\) – положителен.
Ответ: плюс.
Связь с другими тригонометрическими функциями:
- синусом того же угла (или числа): основным тригонометрическим тождеством \(\sin^2x+\cos^2x=1\)
- тангенсом того же угла (или числа): формулой \(1+tg^2x=\) \(\frac<1><\cos^2x>\)
- котангенсом и синусом того же угла (или числа): формулой \(ctgx=\) \(\frac<\cos
Другие наиболее часто применяемые формулы смотри здесь .
Функция \(y=\cos\)
Если отложить по оси \(x\) углы в радианах, а по оси \(y\) - соответствующие этим углам значения косинуса, мы получим следующий график:
График данной функции называется косинусоида и обладает следующими свойствами:
- область определения – любое значение икса: \(D(\cos <x>)=R\)
- область значений – от \(-1\) до \(1\) включительно: \(E(\cos
- четная: \(\cos(-x)=\cos
- периодическая с периодом \(2π\): \(\cos(x+2π)=\cos
- точки пересечения с осями координат:
ось абсцисс: \((\) \(\frac<π><2>\) \(+πn\),\(;0)\), где \(n ϵ Z\)
ось ординат: \((0;1)\)
- промежутки знакопостоянства:
функция положительна на интервалах: \((-\) \(\frac<π><2>\) \(+2πn;\) \(\frac<π><2>\) \(+2πn)\), где \(n ϵ Z\)
функция отрицательна на интервалах: \((\) \(\frac<π><2>\) \(+2πn;\) \(\frac<3π><2>\) \(+2πn)\), где \(n ϵ Z\)
- промежутки возрастания и убывания:
функция возрастает на интервалах: \((π+2πn;2π+2πn)\), где \(n ϵ Z\)
функция убывает на интервалах: \((2πn;π+2πn)\), где \(n ϵ Z\)
- максимумы и минимумы функции:
функция имеет максимальное значение \(y=1\) в точках \(x=2πn\), где \(n ϵ Z\)
функция имеет минимальное значение \(y=-1\) в точках \(x=π+2πn\), где \(n ϵ Z\).
Правила форума
В этом разделе нельзя создавать новые темы.
Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".
Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.
Не ищите на этом форуме халяву , правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.
Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.
Косинус больше единицы.
со школы еще помню, как наш преподаватель по мат.анализу в теме комплексные числа доказывал нам, что на множестве комплексных, косинус может быть больше единицы. Для этого, как сейчас помню, он брал какую-то формулу и подставлял в нее значение угла. В результате получалось значение косинуса большее единицы. Может быть кто-нибудь напомнит мне, как бы наиболее наглядно показать это, с применением наименьшего количество формул?
Видимо, речь шла о формуле ЭйлераПодставляете в неё
и получаете требуемое. Известная шутка "В военное время косинус может достигать четырёх" обычно трактуется неправильно - как рассказ о тупости военных. Однако авторы этой шутки - разработчики ракет, и не только владели алгеброй в школьных пределах, но и про комплексный аргумент знали. Есть версия, что возникла эта фраза, когда принимавший изделие артиллерийский генерал, дойдя до агрегата питания, на котором первоначально была рукоятка регулировки "косинуса
" (отношения активной мощности к полной), но затем рукояткой стали управлять другим параметром, а шильдик с надписью оставили по небрежности старый, поинтересовался - "А разве косинус 4 бывает?", на что инженер-полковник браво и не оставляя времени на расспросы отрапортовал - "В военное время бывает!"
А вот интересно, какую геометрическую интерпритацию можно дать этим большим косинусам.
Если угол действительный, то всё понятно. Строим прямоугольный треугольник с данным углом и косинус будет равен отношению прилежащего катета к гипотенузе. А если угол комплексный, то косинус может оказаться больше
(или ваще не действительным числом). Получается, что гипотенуза короче катета. Как увидеть этот странный прямоугольный треугольник, в какое пространство он вкладывается?
По "продвинутому" определению косинус и синус - координаты точки на единичной окружности. Так что рисуем в пространстве
окружность
и гуляем по ней точкой. Кто скажет, что при
это у нас не прямоугольный треугольник? :-)
А вот интересно, какую геометрическую интерпритацию можно дать этим большим косинусам.
Если угол действительный, то всё понятно. Строим прямоугольный треугольник с данным углом и косинус будет равен отношению прилежащего катета к гипотенузе. А если угол комплексный, то косинус может оказаться больше
(или ваще не действительным числом). Получается, что гипотенуза короче катета. Как увидеть этот странный прямоугольный треугольник, в какое пространство он вкладывается?
окружность
А почему не
? Окружность-то мнимая:) Мне кажется,
-- это не мнимая окружность, пусть и в
. Это единичная окружность. Если так можно выразиться, "замыкание единичной окружности из
в
". "замыкание единичной окружности из
в
"
в какой топологии замыкание? И как вещественная плоскость лежит в комплексном двумерии?-)
Мнимая, как изображение в геометрической оптике? ;-)
Между прочим, гипотенуза по всем правилам получается короче катета, ибо длина катета
Последний раз редактировалось Mega Sirius12 17.11.2011, 20:56, всего редактировалось 1 раз.
Зарисского? Я же говорю, в кавычках "замыкание". Можете считать, что я сказал "алгебраическое замыкание"
Э. Ну очень просто:
. Т.е. вещественная плоскость состоит из всех
-рациональных точек комплексной плоскости.
Munin
Да, с расстояниями там весело.
Последний раз редактировалось Алексей К. 18.11.2011, 12:56, всего редактировалось 5 раз(а).
Я тут картинку нарисовал. На первом фрагменте зелёненькая фиксированнаая прямая, она совпадает с осью ординат. Синяя окружность как бы движется. Обе линии ориентированы. И есть угол
пересечения между ними, иногда мнимый, типа
, иногда комплексный, вроде
. График цвета фуксии (прямая) — зависимость
, где
— положение центра движущейся окружности. И этот косинус бывает 4, и даже больше.
А на втором фрагменте я подменил зелёную прямую зелёной окружностью, тоже фиксированной. Ну, график в параболу превратился.
[updated 18.11]
Картину подправил. Для окружности
(касание), для
("антикасание").
КОСИНУС (COS α) острого угла в прямоугольном треугольнике равен отношению прилежащего катета к его гипотенузе…
α (радианы) | 0 | π/6 | π/4 | π/3 | π/2 | π | √3π/2 | 2π |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
α (градусы) | 0° | 30° | 45° | 60° | 90° | 180° | 270° | 360° |
cos α (Косинус) | 1 | √3/2 | √2/2 | 1/2 | 0 | -1 | 0 | 1 |
Угол в градусах | Cos (Косинус) |
---|---|
0° | 1 |
1° | 0.9998 |
2° | 0.9994 |
3° | 0.9986 |
4° | 0.9976 |
5° | 0.9962 |
6° | 0.9945 |
7° | 0.9925 |
8° | 0.9903 |
9° | 0.9877 |
10° | 0.9848 |
11° | 0.9816 |
12° | 0.9781 |
13° | 0.9744 |
14° | 0.9703 |
15° | 0.9659 |
16° | 0.9613 |
17° | 0.9563 |
18° | 0.9511 |
19° | 0.9455 |
20° | 0.9397 |
21° | 0.9336 |
22° | 0.9272 |
23° | 0.9205 |
24° | 0.9135 |
25° | 0.9063 |
26° | 0.8988 |
27° | 0.891 |
28° | 0.8829 |
29° | 0.8746 |
30° | 0.866 |
31° | 0.8572 |
32° | 0.848 |
33° | 0.8387 |
34° | 0.829 |
35° | 0.8192 |
36° | 0.809 |
37° | 0.7986 |
38° | 0.788 |
39° | 0.7771 |
40° | 0.766 |
41° | 0.7547 |
42° | 0.7431 |
43° | 0.7314 |
44° | 0.7193 |
45° | 0.7071 |
46° | 0.6947 |
47° | 0.682 |
48° | 0.6691 |
49° | 0.6561 |
50° | 0.6428 |
51° | 0.6293 |
52° | 0.6157 |
53° | 0.6018 |
54° | 0.5878 |
55° | 0.5736 |
56° | 0.5592 |
57° | 0.5446 |
58° | 0.5299 |
59° | 0.515 |
60° | 0.5 |
61° | 0.4848 |
62° | 0.4695 |
63° | 0.454 |
64° | 0.4384 |
65° | 0.4226 |
66° | 0.4067 |
67° | 0.3907 |
68° | 0.3746 |
69° | 0.3584 |
70° | 0.342 |
71° | 0.3256 |
72° | 0.309 |
73° | 0.2924 |
74° | 0.2756 |
75° | 0.2588 |
76° | 0.2419 |
77° | 0.225 |
78° | 0.2079 |
79° | 0.1908 |
80° | 0.1736 |
81° | 0.1564 |
82° | 0.1392 |
83° | 0.1219 |
84° | 0.1045 |
85° | 0.0872 |
86° | 0.0698 |
87° | 0.0523 |
88° | 0.0349 |
89° | 0.0175 |
90° | 0 |
Угол | cos (Косинус) |
---|---|
91° | -0.0175 |
92° | -0.0349 |
93° | -0.0523 |
94° | -0.0698 |
95° | -0.0872 |
96° | -0.1045 |
97° | -0.1219 |
98° | -0.1392 |
99° | -0.1564 |
100° | -0.1736 |
101° | -0.1908 |
102° | -0.2079 |
103° | -0.225 |
104° | -0.2419 |
105° | -0.2588 |
106° | -0.2756 |
107° | -0.2924 |
108° | -0.309 |
109° | -0.3256 |
110° | -0.342 |
111° | -0.3584 |
112° | -0.3746 |
113° | -0.3907 |
114° | -0.4067 |
115° | -0.4226 |
116° | -0.4384 |
117° | -0.454 |
118° | -0.4695 |
119° | -0.4848 |
120° | -0.5 |
121° | -0.515 |
122° | -0.5299 |
123° | -0.5446 |
124° | -0.5592 |
125° | -0.5736 |
126° | -0.5878 |
127° | -0.6018 |
128° | -0.6157 |
129° | -0.6293 |
130° | -0.6428 |
131° | -0.6561 |
132° | -0.6691 |
133° | -0.682 |
134° | -0.6947 |
135° | -0.7071 |
136° | -0.7193 |
137° | -0.7314 |
138° | -0.7431 |
139° | -0.7547 |
140° | -0.766 |
141° | -0.7771 |
142° | -0.788 |
143° | -0.7986 |
144° | -0.809 |
145° | -0.8192 |
146° | -0.829 |
147° | -0.8387 |
148° | -0.848 |
149° | -0.8572 |
150° | -0.866 |
151° | -0.8746 |
152° | -0.8829 |
153° | -0.891 |
154° | -0.8988 |
155° | -0.9063 |
156° | -0.9135 |
157° | -0.9205 |
158° | -0.9272 |
159° | -0.9336 |
160° | -0.9397 |
161° | -0.9455 |
162° | -0.9511 |
163° | -0.9563 |
164° | -0.9613 |
165° | -0.9659 |
166° | -0.9703 |
167° | -0.9744 |
168° | -0.9781 |
169° | -0.9816 |
170° | -0.9848 |
171° | -0.9877 |
172° | -0.9903 |
173° | -0.9925 |
174° | -0.9945 |
175° | -0.9962 |
176° | -0.9976 |
177° | -0.9986 |
178° | -0.9994 |
179° | -0.9998 |
180° | -1 |
Угол | cos (косинус) |
---|---|
181° | -0.9998 |
182° | -0.9994 |
183° | -0.9986 |
184° | -0.9976 |
185° | -0.9962 |
186° | -0.9945 |
187° | -0.9925 |
188° | -0.9903 |
189° | -0.9877 |
190° | -0.9848 |
191° | -0.9816 |
192° | -0.9781 |
193° | -0.9744 |
194° | -0.9703 |
195° | -0.9659 |
196° | -0.9613 |
197° | -0.9563 |
198° | -0.9511 |
199° | -0.9455 |
200° | -0.9397 |
201° | -0.9336 |
202° | -0.9272 |
203° | -0.9205 |
204° | -0.9135 |
205° | -0.9063 |
206° | -0.8988 |
207° | -0.891 |
208° | -0.8829 |
209° | -0.8746 |
210° | -0.866 |
211° | -0.8572 |
212° | -0.848 |
213° | -0.8387 |
214° | -0.829 |
215° | -0.8192 |
216° | -0.809 |
217° | -0.7986 |
218° | -0.788 |
219° | -0.7771 |
220° | -0.766 |
221° | -0.7547 |
222° | -0.7431 |
223° | -0.7314 |
224° | -0.7193 |
225° | -0.7071 |
226° | -0.6947 |
227° | -0.682 |
228° | -0.6691 |
229° | -0.6561 |
230° | -0.6428 |
231° | -0.6293 |
232° | -0.6157 |
233° | -0.6018 |
234° | -0.5878 |
235° | -0.5736 |
236° | -0.5592 |
237° | -0.5446 |
238° | -0.5299 |
239° | -0.515 |
240° | -0.5 |
241° | -0.4848 |
242° | -0.4695 |
243° | -0.454 |
244° | -0.4384 |
245° | -0.4226 |
246° | -0.4067 |
247° | -0.3907 |
248° | -0.3746 |
249° | -0.3584 |
250° | -0.342 |
251° | -0.3256 |
252° | -0.309 |
253° | -0.2924 |
254° | -0.2756 |
255° | -0.2588 |
256° | -0.2419 |
257° | -0.225 |
258° | -0.2079 |
259° | -0.1908 |
260° | -0.1736 |
261° | -0.1564 |
262° | -0.1392 |
263° | -0.1219 |
264° | -0.1045 |
265° | -0.0872 |
266° | -0.0698 |
267° | -0.0523 |
268° | -0.0349 |
269° | -0.0175 |
270° | 0 |
Угол | Cos (Косинус) |
---|---|
271° | 0.0175 |
272° | 0.0349 |
273° | 0.0523 |
274° | 0.0698 |
275° | 0.0872 |
276° | 0.1045 |
277° | 0.1219 |
278° | 0.1392 |
279° | 0.1564 |
280° | 0.1736 |
281° | 0.1908 |
282° | 0.2079 |
283° | 0.225 |
284° | 0.2419 |
285° | 0.2588 |
286° | 0.2756 |
287° | 0.2924 |
288° | 0.309 |
289° | 0.3256 |
290° | 0.342 |
291° | 0.3584 |
292° | 0.3746 |
293° | 0.3907 |
294° | 0.4067 |
295° | 0.4226 |
296° | 0.4384 |
297° | 0.454 |
298° | 0.4695 |
299° | 0.4848 |
300° | 0.5 |
301° | 0.515 |
302° | 0.5299 |
303° | 0.5446 |
304° | 0.5592 |
305° | 0.5736 |
306° | 0.5878 |
307° | 0.6018 |
308° | 0.6157 |
309° | 0.6293 |
310° | 0.6428 |
311° | 0.6561 |
312° | 0.6691 |
313° | 0.682 |
314° | 0.6947 |
315° | 0.7071 |
316° | 0.7193 |
317° | 0.7314 |
318° | 0.7431 |
319° | 0.7547 |
320° | 0.766 |
321° | 0.7771 |
322° | 0.788 |
323° | 0.7986 |
324° | 0.809 |
325° | 0.8192 |
326° | 0.829 |
327° | 0.8387 |
328° | 0.848 |
329° | 0.8572 |
330° | 0.866 |
331° | 0.8746 |
332° | 0.8829 |
333° | 0.891 |
334° | 0.8988 |
335° | 0.9063 |
336° | 0.9135 |
337° | 0.9205 |
338° | 0.9272 |
339° | 0.9336 |
340° | 0.9397 |
341° | 0.9455 |
342° | 0.9511 |
343° | 0.9563 |
344° | 0.9613 |
345° | 0.9659 |
346° | 0.9703 |
347° | 0.9744 |
348° | 0.9781 |
349° | 0.9816 |
350° | 0.9848 |
351° | 0.9877 |
352° | 0.9903 |
353° | 0.9925 |
354° | 0.9945 |
355° | 0.9962 |
356° | 0.9976 |
357° | 0.9986 |
358° | 0.9994 |
359° | 0.9998 |
360° | 1 |
Как распечатать таблицу? Левой кнопкой на компьютерной мишке выделите нужную часть таблицы, на выделенном фоне нажмите правую кнопку мишки и в появившемся меню перейдете в пункт «Печать».
Чему равен косинус 30? …
— Ищем в таблице соответствующее значение. Правильный ответ: 0.866
Нежелание вакцинироваться связано с недоверием к отечественной медицине, которая находится в непрерывном состоянии реформы, считает биолог Анча Баранова.
В Европе и США ужесточают карантин, в Индии разразился «коронавирусный шторм», а эксперты предрекают миру новые смертоносные волны пандемии. На этом тревожном фоне Россия предстает эдакой тихой гаванью, которой ничего не угрожает — Роспотребнадзор уверяет, что речь о третьей волне в стране не идет.
Сможет ли России избежать нового витка пандемии? Насколько «Спутник V» эффективен против новых штаммов коронавируса? Опасен ли привитый человек для окружающих? На эти и другие вопросы корреспонденту «Росбалту» ответила профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова.
— Все мы сейчас наблюдаем за Индией, и ТВ-картинка выглядит, мягко говоря, апокалиптичной. В сутки там регистрируют больше 350 тысяч новых случаев. Почему в Индии такая патовая ситуация?
— Ну, во-первых, в Индии проживает 1,3 млрд человек — это одна шестая всего населения в мире. И что касается показателя заболеваемости на душу населения, все не так плохо, как, например, в США — он ниже. Сильнее же всего в Индии пострадал город Мумбаи, штат Махараштра — это деловая столица страны, перенаселенная и с высоким уровнем индустриализации. Можно сказать, она очень похожа на Европу, но с местным колоритом. К примеру, индийское лето — оно точно так же каждый год застает местных врасплох, как россиян — снежная зима. Кондиционеры есть не в каждом доме, сломался — лезь на крышу и переустанавливай. А в жару насыщение крови кислородом сильно падает.
— Это одна из причин того, что в Индии разразился «коронавирусный шторм». Какие еще факторы сыграли свою роль и не грозит ли России то же самое?
— Подъем заболеваемости сейчас фиксируют в Москве — за сутки в столице выявили 3 тыс. 215 новых случаев заболевания, а накануне было зафиксировано лишь 1840 случаев. Но вводится ли карантин? Нет, декларируется, что в России все спокойно.
Ровно то же самое было слышно в Индии в январе, когда они объявили победу над коронавирусом. И это после жесткого карантина, когда людей лупили палками и прямо на ходу сдергивали с мопедов за криво надетые маски.
Понятно, что народ устал, бесконечно это продолжаться не могло, карантин отменили и начались народные гуляния. А в это время потихоньку подкрадывались новые варианты вируса, и мы знаем об этом, поскольку секвенирование вирусных геномов от ковидных больных не прекращалось.
— Вы имеете в виду индийский двойной мутант?
— Да, к слову, этот страшный индийский мутант был описан еще в октябре 2020 года, но его презентовали как variant of concern — вызывающий беспокойство, но не слишком, так как неизвестно, будет ли он распространяться. На данный момент двойной индийский вариант фиксируют у 50% заболевших в Махараштре, но в стране есть и другие — базовый вариант, бразильский, британский и южноамериканский. С двойным мутантом дело обстоит сложнее, так как возрастает вероятность повторного заражения, и вирус подхватывается быстрее, чем обычный. Сейчас есть достоверные данные из Великобритании и Дании, подтверждающие, что, переболев базовым вариантом, через 5-6 месяцев человек может заболеть снова. У индийского этот срок может быть короче.
— А существующие вакцины работают против него?
— Нужно понимать, что наш иммунитет не лампочка: включился — выключился. Он продолжит работать и при встрече с новым штаммом, но уровень антител, который требуется для нейтрализации определенного количества вируса, увеличится. Иными словами, иммунитет по отношению к новым штаммам будет короче и слабее.
Условный пример: вы вакцинировались, и теперь только 1000 частиц базового варианта коронавируса могут пробить вашу иммунную защиту. А новый вариант коронавируса пробьет ее уже на уровне 500 частиц — потому что на его S-белке меньше участков, к которым смогут подцепиться ваши антитела.
Но тут есть и другой интересный момент — в каждом конкретном организме неким случайным образом вырабатывается свой набор антител. Если большинство из участков, распознаваемых антителами, у нового штамма не изменились, иммунитет вас защитит. А у кого-то другого — остров невезения, у него на вакцину выработались антитела на именно те участки S-белка, которые мутации потом «выбили». Такой человек точно заболеет. Усредним по популяции и получим 50% защиты. К сожалению, проверить, какие именно антитела у каждого из нас, невозможно.
У нас есть данные по южноафриканскому, бразильскому и американскому варианту вируса — вакцины сохраняют эффективность, хоть и меньшую. Хуже всего с индийским вариантом — говорят, что он совсем не нейтрализуется антителами, ускользает. Но пока это только заявления, точных данных мы не видели.
— Российские производители вакцины заявляют, что новые штаммы несущественны с точки зрения эпидемиологии, а вакцина «Спутник V» работает и против них. Якобы за такой короткий срок сильно мутировать вирус не мог. Это так?
— Это тоже лишь заявления — точных данных об эффективности «Спутника» нам не показывают. Облегчить общую ситуацию прививка сможет — но предотвратит ли заболевание? А разговоры о времени — это никудышный аргумент, так как оно не слишком влияет на свойства отдельных мутаций, только на их общее количество. Селекция вируса помогает, Дарвин на его стороне.
— Роспотребнадзор опровергает слухи о третьей волне в России. Тем временем Bloomberg со ссылкой на неофициальную статистику госорганов говорит о том, что она начинается. Данные по регионам тоже противоречивы — в Москве подъем, а в Петербурге, например, устойчивое плато на уровне 700 заразившихся в день. Каким данным верите вы?
— Статистика в разных регионах России собирается с разным соответствием реальности. Главные же данные, на которые мы можем ориентироваться — превышение смертности. И каждый регион справляется креативно, по-своему распределяя заболевших и умерших по определенным категориям. Так, мы видели, что количество избыточных смертей в Башкирии намного превысило заявленную корононавирусную статистику. После того, как про это написали в журнале Economist, в республике стали по-другому считать заболевших и умерших. С одной стороны, в Москве и Петербурге учет, как и везде, сильно зависит от местных правил, но и население там активнее следит за процессом, и вытаскивает под свет прожектора любое несоответствие.
В столице сейчас действительно превышение заболеваемости на 70%, но страна не закрыта, поезда ходят, самолеты летают. Значит, и заражаемость повысится. Также было и в Индии: повторяя одно и то же действие в другой стране, не стоит ожидать нового результата.
— А как же вакцинация? Не поможет сдержать третью волну?
— Если вакцинированные не носят маски, они продолжают заражать других. Ведь вирус несколько дней размножается на слизистой носоглотки, ротоглотки, а вовсе не в крови и легких. Антитела и Т-клетки имеют минимальный доступ к слизистым оболочкам, а поэтому чихающий привитый так же опасен для окружающих, как и непривитый.
Защиту слизистых обеспечивают антитела IgA, но вакцины их практически не стимулируют. Есть данные о том, что первый из аденовирусов из «Спутника V» все же немного способен образовывать такие антитела, но это нужно проверять.
А вот в «ЭпиВакКороне» много алюминия, который сдвигает иммунитет человека в сторону производства IgG-антител в ущерб IgA. Это может ослабить защиту слизистых не только от коронавируса, но и других инфекций.
— Значит, именно поэтому привитых просят носить маски, несмотря на всеобщее возмущение. А что насчет темпов вакцинации в России? Мы сильно отстаем?
— Да, все идет крайне медленно. Вообще темпы вакцинации обусловлены двумя факторами — доступностью вакцины и желанием населения. В США, к примеру, вакцинировано 37% населения, северные штаты продолжают прививаться, а в южных все идет со скрипом. Та прослойка населения, что хотела привиться, уже привилась, убеждать остальных сложнее. В России эта планка тоже уже достигнута, но на значительно более низкой цифре — 8%.
Да что говорить, у меня много знакомых врачей в России, они не антиваксеры, выступают за все передовое, но… до сих пор не привиты. Ну просто времени нет, то-се…
— А вот как заставить людей вакцинироваться? Некоторые эксперты уже предлагают сделать вакцину платной или создать искусственный дефицит, чтобы как-то подтолкнуть россиян…
— Это, конечно, крайне странные предложения. Ну, для начала нужно проводить нормальные просветительские и агитационные кампании. Явно не в духе советских плакатов «Все на вакцинацию» с бабушкой в платке. Надо дать людям научную информацию, популярно объяснять. Нужен общественно-научный дискурс. Ну и другие методы поощрения.
Приведу пример: штат Западная Вирджиния очень консервативный, население по большей части сельское, с невысоким уровнем образования. Среди людей много антиваксеров. Этому штату специально выдали больше вакцины, чем остальным, грамотно все организовали — и он оказался на первом месте по количеству привитых в стране. Но прослойка, которая хотела вакцинироваться, быстро исчерпалась, и чтобы привлечь молодежь от 16 до 35, власти пообещали каждому по 100 баксов после получения второй вакцины. Ну, какой школьник или студент откажется от такого?
— С денежным поощрением ясно. А если ввести «зеленые паспорта», как в Израиле, обещать еще какие-то льготы?
— Израиль — маленькая страна, где такие паспорта сделать реально. Их в принципе можно ввести в Москве, но чтобы по всей России — вряд ли. А в качестве мотивации я бы предложила еще выход на работу с удаленки для привитых. Не хочешь прививаться — сиди дома, начальник тебя не видит, премию не дает, шансов на повышение нет… Неплохой выход — вакцинация на дому и мобильные пункты вакцинации, ведь многие до поликлиник просто не доходят.
— А как вы считаете, с чем связано недоверие к вакцине у россиян?
— С недоверием к медицине, которая в стране находится в непрерывном состоянии реформы. Человек не доверяет даже местному врачу. Размышляет так: привезут нам вакцину, она всю ночь пролежит в машине, стухнет и зальют мне какую-то жижу…
— В России, несмотря на заверения властей о том, что все хорошо, объявили долгие майские каникулы. Думаете, это способ предотвратить новую вспышку?
— Россия уже на грани третьей волны. Каникулы — это полумера, которая приведет к разносу заболевания по стране. При этом из мирового опыта понятно, что локдауны нужно вводить не по всей стране, а точечно, где фиксируют рост заболеваемости. И они должны быть серьезные, с полной изоляцией всех контактов. А сейчас все поедут в гости к родственникам, встречаться с друзьями и отмечать, увы и ах!
Беседовала Анжела Новосельцева
Физическая сущность коэффициента мощности (косинуса "фи") заключается в следующем. Как известно, в цепи переменного тока в общем случае имеются три вида нагрузки или три вида мощности (три вида тока, три вида сопротивлений). Активная Р, реактивная Q и полная S мощности соответственно ассоциируются с активным r, реактивным х и полным z сопротивлениями.
Из курса электротехники известно, что активным называется сопротивление, в котором при прохождении тока выделяется тепло. С активным сопротивлением связаны потери активной мощности d P п , равные квадрату тока, умноженному на сопротивление d P п = I 2 r Вт.
Реактивное сопротивление при прохождении по нему тока потерь не вызывает. Обусловливается это сопротивление индуктивностью L, а также емкостью С.
Индуктивное и емкостное сопротивления являются двумя видами реактивного сопротивления и выражаются следующими формулами:
реактивное сопротивление индуктивности, или индуктивное сопротивление,
реактивное сопротивление емкости, или емкостное сопротивление,
Тогда х = хL - х c . Например, если в цепи хL= 12 Ом, хс = 7 Ом, то реактивное сопротивление цепи x=х L - хс= 12 - 7 = 5 Ом.
Рис. 1. Иллюстрации к объяснению сущности косинуса "фи": а - схема последовательного включения r и L в цепи переменного тока, б - треугольник сопротивлений, в - треугольник мощностей, г — треугольник мощностей при различных значениях активной мощности.
Полное сопротивление z включает в себя активное и реактивное сопротивления. Для цепи последовательного соединения г и L (рис. 1 , а) графически изображается треугольником сопротивления .
Если стороны этого треугольника умножить на квадрат одного и того же тока, то соотношение сторон не изменится, но новый треугольник будет представлять собой треугольник мощностей (рис. 1,в). Подробнее смотрите здесь - Треугольники сопротивлений, напряжений и мощностей
Как видно из треугольника, в цепи переменного тока в общем случае возникают три мощности: активная Р, реактивная Q и полная S
P = I 2 r = UIcosфи Вт, Q = I 2 х = I 2 х L - I2xc = UIsinфи Вар, S = I 2 z = UI Ва.
Активная мощность может быть названа рабочей, т. е. она "греет" (выделение тепла), "светит" (электрическое освещение), "двигает" (электродвигатели приводят в движение механизмы) и т. д. Измеряется она так же, как и мощность на постоянном токе, в ваттах.
Выработанная активная мощност ь полностью без остатка расходуется в приемниках и подводящих проводах со скоростью света - практически мгновенно. Это является одной из характерных особенностей активной мощности: сколько вырабатывается, столько и расходуется.
Реактивная мощность Q не расходуется и представляет собой колебание электромагнитной энергии в электрической цепи. Переливание энергии из источника к приемнику и обратно связано с протеканием тока по проводам, а так как провода обладают активным сопротивлением, то в них имеются потери.
Таким образом, при реактивной мощности работа не совершается, но возникают потери, которые при одной и той же активной мощности тем больше, чем меньше коэффициент мощности (cosфи , косинус "фи") .
Пример. Определить потери мощности в линии с сопротивлением r л = 1 ом, если по ней передается мощность Р=10 кВт на напряжение 400 В один раз при cosфи 1 = 0,5, а второй раз при cosфи2=0,9.
Решение. Ток в первом случае I1 = P/(Ucosфи 1) = 10/(0 ,4 • 0,5) = 50 А.
Потери мощности dP1 = I1 2 r л = 50 2 •1 = 2500 Вт = 2,5 кВт.
Во втором случае ток I1 = P/(Ucosфи 2 ) = 10/(0 ,4 • 0,9) = 28 А
Потери мощности dP2 = I 2 2 r л = 28 2 •1 = 784 Вт = 0,784 кВт, т.е. во втором случае потери мощности в 2,5/0,784 = 3,2 раза меньше только потому, что выше значение cosфи.
Расчет наглядно показывает, что чем выше величина косинус "фи", тем меньше потери энергии и тем меньше нужно закладывать цветного металла при монтаже новых установок.
Повышая косинус "фи", преследуем три основные цели:
1) экономию электрической энергии,
2) экономию цветных металлов,
3) максимальное использование установленной мощности генераторов, трансформаторов и вообще электродвигателей переменного тока.
Последнее обстоятельство подтверждается тем, что, например, от одного и того же трансформатора можно получить тем больше активной мощности, чем больше величина со sфи потребителей. Так, от трансформатора с номинальной мощностью Sн=1000 кВа при со sфи 1 = 0,7 можно получить активной мощности Р 1 = S нcosфи 1 = 1000•0,7=700 кВт, а при cosфи2 = 0,95 Р2 = S нcosфи2= 1000•0,95 = 950 кВт.
В обоих случаях трансформатор будет нагружен полностью до 1000 кВа. Причиной низкого коэффициента мощности на предприятиях являются недогруженные асинхронные двигатели и трансформаторы. Например, асинхронный двигатель при холостом ходе имеет cos фихх примерно равный 0,2, тогда как при загрузке до номинальной мощности со sфи н = 0,85.
Для наглядности рассмотрим приближенный треугольник мощности для асинхронного двигателя (рис. 1,г). При холостом ходе асинхронный двигатель потребляет реактивную мощность, примерно равную 30% номинальной мощности, тогда как потребляемая активная мощность при этом составляет около 15%. Коэффициент мощности поэтому очень низок. С возрастанием нагрузки активная мощность увеличивается, а реактивная меняется незначительно и поэтому cosфи возрастает. Подробнее об этом читайте здесь: Коэффициент мощности электропривода
Основным мероприятием, повышающим значение cosфи, является работа на полную производственную мощность. В этом случае асинхронные двигатели будут работать с коэффициентами мощности, близкими к номинальным величинам.
Мероприятия по повышению коэффициента мощности делятся на две основные группы:
1) не требующие установки компенсирующих устройств и целесообразные во всех случаях (естественные способы);
2) связанные с применением компенсирующих устройств (искусственные способы).
К мероприятиям первой группы согласно действующим руководящим указаниям относится упорядочение технологического процесса, ведущее к улучшению энергетического режима оборудования и повышению коэффициента мощности. К этим же мероприятиям относится применение синхронных двигателей вместо некоторых асинхронных (установка синхронных двигателей рекомендуется вместо асинхронных всюду, где требуется повышать соsфи).
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Читайте также: