Лицо худое бледное и волос тонкий вьющийся с оттенком красноты кто это

Опубликовано: 17.09.2024

Савелий Корчагин — один из немаловажных образов поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Читатели знакомятся с судьбой этого персонажа из уст Матрёны Тимофеевны. Рассказывает же он о себе, уже будучи столетним стариком. Савелий - выходец из деревни Корёга. Это место — глухой лесной край, куда дорогу даже "чёрт три года искал". Жители данной деревни долгое время не имели никаких распорядителей, были свободными людьми, все вместе согласовывали свои действия.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

При этом они любили свою землю, хорошо знали природу родного края. Лишь изредка крестьяне приходили в город, чтобы держать ответ перед помещиком Шалашниковым и получать от него наказание за невыполненную работу в виде порки. В этом эпизоде проявляется свободолюбие народа, готового вытерпеть наказание, но не прогнуться под кем-либо. Но однажды владелец деревни погибает, и в качестве приказчика приезжает немец Фогель. Поначалу он казался безобидным и не требовал от крестьян большой работы. Но с помощью хитрости приказчик велел крестьянам вырубить лес и проложить дорогу, связанную с городом, и начал по-настоящему властвовать над деревней и вытягивать из неё все соки. На протяжении восемнадцати лет Фогель разорял крепостных и заставлял их работать без меры. Именно в возможности вытерпеть физические испытания, выдержать проверку на прочность собственного тела заключается, по мнению Савелия, богатырская сущность русского крестьянина. Но духовно жители деревни "недотерпели": личная обида стала причиной жестокого обращения с немцем, которого живым закопали в яму. Этот фрагмент демонстрирует необузданность русского бунта, возникающего стихийно и не допускающего пощады. После этого героя и его земляков отправили на каторгу, где он пробыл 20 лет, а затем еще 20 на поселениях. Но даже эти испытания не сломили его дух, не погасили жажду к свободе: Савелий даже пытался бежать из заключения. Именно поэтому крестьянин всю жизнь гордился тем, что он "клейменный, да не раб". Однако под конец жизни ему не удалось обрести счастье: пока у деда имелись деньги, члены семьи его любили, но как только закончились — про него забыли. Лишь времяпровождение с сыном Матрёны, Дёмушкой, доставляло старику радость. Но произошла беда: ребёнок погиб по вине Савелия. Это трагическое событие сломило дух прошедшего через плети и каторгу крестьянина. Он испытывал муки совести, чувствовал вину не только перед Матрёной, но и перед всем христианским миром за ту пролитую кровь. Остаток жизни старик проведёт в монастыре, чтобы полностью отдаться скорби и сожалению, молиться об отпущении грехов, обрести смирение. Именно поэтому автор называет героя "святорусским", показывая глубокую, искреннею религиозность, присущую всему народу. Таким образом, Савелий олицетворяет собой скрытую силу русского мужика и его огромный, ещё не раскрывшийся потенциал.

Гриша Добросклонов — персонаж поэмы Н. А. Некрасова, появляющийся в последней части, "Пир на весь мир", но имеющий не последнюю роль в идейном плане. Сын дьячка, этот герой был не по наслышке знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил "беднее захудалого, последнего крестьянина". Будучи младенцем и учась в семинарии, он часто недоедал. У него "лицо худое, бледное, и волос тонкий, вьющийся, с оттенком красноты". Эта характеристика говорит о том, что юноша мог бы выглядеть настоящим красавцем, если бы не трудные жизненные условия. Такая внешность Гриши символизирует всю Россию, имеющие предпосылки для счастливого существования, но пока еще живущую совсем по-другому. Герой с детства привык трудиться, помогая жителям деревни и зарабатывая на пропитание для себя и семьи. Такая позиция лишь закаляла его. С юных лет Гриша чётко установил свои намерения: жить небходимо лишь на благо собственного народа, не смотря на его нищенское и убогое положение. В принятии этого решения героя поддерживает память о матери, трудолюбивой Домнушке, прожившей короткий век. Эта женщина — образ покорной, искренне любящей своего ребёнка русской крестьянки. Последний дар матери, песню "Солёная", Гриша будет помнить до конца своих дней. Именно тоска по родительнице побудила героя встать на защиту униженных и обделённых людей. При этом важную роль играют другие песни Гриши. В первой из них он выражает своё отношение ко всем бедам русского народа: позор, рабство, нищенство. В его словах слышится боль за родную страну. Но в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье: "Сбирается с силами русский народ/ И учится быть гражданином". Следующая продолжает мотив первой. В основе сюжета песни - бурлак, честный труженик, пропивающей в кабаке нажитые гроши. Затем Гриша переходит ко всей России. Так появляется песня "Русь", настоящий полный любви гимн, посвященный Родине и подтверждающий веру героя в возможность добиться счастливое будущее: "Рать подымается -/ Неисчислимая!/ Сила в ней скажется/ Нескокрушимая!". К тому же Гриша полагает, что существуют два пути. Один из них - "Одна просторная -/ Дорога торная,/ Страстей раба,/ По ней громадная,/ К соблазну жадная/ Идет толпа". Именно по этому пути в начале произведения идут странники, видящие счастье в материальных благах. Герой же выбирает другую "тесную дорогу, честную", по которой идут "лишь души сильные, любвеобильные". Этот путь, направленный на защиту униженных и угнетенных, не легок и не приносит личного счастья. Но лишь так, по мнению автора, можно обрести духовное благополучие, будучи в единении со своим народом. Таким образом, Гриша Добросклонов выступает одним из борцов за счастье России, которые способны привести страну к процветанию. Эти люди ставят интересы остальных выше собственных, а потому они будут до конца стремиться к выполнению поставленной цели.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id99184

Пир — на весь мир

Посвящается Сергею Петровичу Боткину

В конце села под ивою,

Всей жизни вахлаков,

Где праздники справляются,

Где сходки собираются,

Где днем секут, а вечером

Всю ночь огни и шум.

На бревна, тут лежавшие,

На сруб избы застроенной

Тут тоже наши странники

Сидели рядом с Власушкой;

Влас водку наливал.

«Пей, вахлачки, погуливай!» —

Клим весело кричал.

Как только пить надумали,

Вскричал: «Беги за Трифоном!»

С дьячком приходским Трифоном,

Гулякой, кумом старосты,

Пришли его сыны,

И Гриша, парни добрые,

Крестьянам письма к сродникам

Как вышло, толковали им,

Косили, жали, сеяли

И пили водку в праздники

С крестьянством наравне.

Теперь же Савва дьяконом

Смотрел, а у Григория

Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

Тотчас же за селением

Шла Волга, а за Волгою

Был город небольшой

(Сказать точнее, города

В ту пору тени не было,

Пожар все снес третьеводни).

Так люди мимоезжие,

Тут тоже становилися,

Сюда брели и нищие,

И тихий богомол.

В день смерти князя старого

Крестьяне не предвидели,

Что не луга поемные,

А тяжбу наживут.

И, выпив по стаканчику,

Первей всего заспорили:

Как им с лугами быть?

Не вся ты, Русь, обмеряна

Где ладно обошлось.

А чаще изворотами

В надел крестьянам изредка

Там горд мужик, попробуй-ка

В окошко стукнуть староста

За податью [Подать – дань, сборы.] — осердится!

Один ответ до времени:

«А ты леску продай!»

И вахлаки надумали

Свои луга поемные

Сдать старосте — на подати:

Всё взвешено, рассчитано,

Как раз — оброк и подати,

С залишком. «Так ли, Влас?

А коли подать справлена,

Я никому не здравствую!

Охота есть — работаю,

Не то — валяюсь с бабою,

Не то — иду в кабак!»

— Так! — вся орда вахлацкая

На слово Клима Лавина

Откликнулась. — На подати!

Согласен, дядя Влас?

— У Клима речь короткая

И ясная, как вывеска,

Зовущая в кабак, —

Сказал шутливо староста. —

Начнет Климаха бабою,

А кончит — кабаком! —

«А чем же! Не острогом же

Кончать ту? Дело верное,

Не каркай, пореши!»

Но Власу не до карканья.

Влас был душа добрейшая,

Болел за всю вахлачину —

Не за одну семью.

Служа при строгом барине,

Нес тяготу на совести

Как молод был, ждал лучшего,

Да вечно так случалося,

Что лучшее кончалося

Ничем или бедой.

И стал бояться нового,

Не столько в Белокаменной

По мостовой проехано,

Как по душе крестьянина

Прошло обид… до смеху ли.

Влас вечно был угрюм.

А тут — сплошал старинушка!

Коснулось и его!

Ему невольно думалось:

«Без барщины… без подати…

Без палки… правда ль, Господи?»

И улыбнулся Влас.

Так солнце с неба знойного

В лесную глушь дремучую

Забросит луч — и чудо там:

Роса горит алмазами,

«Пей, вахлачки, погуливай!»

Не в меру было весело:

У каждого в груди

Играло чувство новое,

Как будто выносила их

Со дна бездонной пропасти

На свет, где нескончаемый

Им уготован пир!

Еще ведро поставили,

И песни начались.

Так, схоронив покойника,

Родные и знакомые

О нем лишь говорят,

Покамест не управятся

С хозяйским угощением

И не начнут зевать, —

Так и галденье долгое

За чарочкой, под ивою,

Все, почитай, сложилося

В поминки по подрезанным

К дьячку с семинаристами

Пристали: «Пой „Веселую“!»

(Ту песню — не народную —

Впервые спел сын Трифона,

И с «Положенья» царского,

С народа крепи снявшего,

Она по пьяным праздникам

Как плясовая пелася

Попами и дворовыми, —

Вахлак ее не пел,

А, слушая, притопывал,

Не в шутку называл.)

Оглавление

  • Часть первая
    • Пролог
    • Глава I. Поп
    • Глава II. Сельская ярмонка
    • Глава III. Пьяна ночь
    • Глава IV. Счастливые
    • Глава V. Помещик
  • Крестьянка
    • Пролог
    • Глава I. До замужества
    • Глава II. Песни
    • Глава III. Савелий, богатырь святорусский
    • Глава IV. Дёмушка
    • Глава V. Волчица
    • Глава VI. Трудный год
    • Глава VII. Губернаторша
    • Глава VIII. Бабья притча
  • Последыш
    • Глава I
  • Пир — на весь мир
    • Вступление
    • Весёлая
    • Барщинная
    • Про холопа примерного — Якова Верного
    • О двух великих грешниках
    • Крестьянской грех
    • Голодная
    • Эпилог Гриша Добросклонов

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Этот герой появляется в главе «Пир на весь мир», ему же посвящен и весь эпилог поэмы.
«У Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся С оттенком красноты».
Герой — семинарист. Его семья живет в деревне Большие Вахлаки в большой бедности. Только благодаря помощи других крестьян ей удалось поставить на ноги Д. и его брата. Мать их, «батрачка безответная На каждого, кто чем-нибудь Помог ей в черный день», рано умерла. В сознании Д. ее образ неотделим от образа родины: «В сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слилась». С 15 лет Д. мечтает посвятить свою жизнь народу, борьбе за его лучшую жизнь: «дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» Для этого Д. собирается ехать в Москву учиться. Пока же они с братом помогают крестьянам здесь: пишут для них письма, объясняют их возможности после отмены крепостного права и т. д. Наблюдения над жизнью, свои размышления Д. облекает в песни, которые знают и любят крестьяне. Автор отмечает, что Д. отмечен «печатью дара Божьего». Он должен, по мысли Некрасова, быть примером для всей прогрессивной интеллигенции. В его уста автор вкладывает свои убеждения и мысли.

Сочинение по литературе на тему: Гриша Добросклонов 1

Другие сочинения:

Гриша Добросклонов (Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А.) Гриша Добросклонов Характеристика литературного героя Этот герой появляется в главе «Пир на весь мир», ему же посвящен и весь эпилог поэмы. «У Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся С оттенком красноты». Герой — семинарист. Его семья живет в Read More .

«Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, — время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта Read More .

Гриша Добросклонов 2 Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с Read More .

«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В Read More .

Гриша Добросклонов — народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») «Кому на Руси жить хорошо» — самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В «Кому на Руси жить хорошо» Read More .

Народный герой Григорий Добросклонов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы Read More .

Почему в финале поэмы Гриша не встречает странников, а странники не видят Гришу? (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Как известно, сюжет поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» строится вокруг поисков семерыми мужиками счастливого на Руси. После долгого путешествия, после многочисленных встреч с людьми разных сословий, возрастов и миропониманий, мужики так и не достигли цели своих поисков. Возможно, Read More .

Ах, лето В этом году я не училась последние дни учебы. Я начала ходить в школьный лагерь. Мы ходили гулять. Смотрели кино. Там было очень интересно. В июле я поехала с сестрой в Москву. В Москве мы с сестрой ходили в Кремль, Read More .

Учителя господина Журдена. Какими я их вижу Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего Read More .

Что сказала мама Однажды во время каникул, перед уходом на работу, мама попросила нас с братом убраться в квартире. Мы позавтракали, посмотрели телевизор. Мне позвонили друзья, и мы пошли гулять на улицу. Я катался на велосипеде, потом мы играли в футбол. После обеда Read More .

Лара (Доктор Живаго Пастернак) Лара Характеристика литературного героя Лара (Антипова Лариса Федоровна) — дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Гишар. Л. хороша, по мыслям Живаго, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Приехав после смерти Read More .

Кем я хочу стать? Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой — Read More .

Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») А. П. Чехова можно назвать знатоком человеческой души. Его произведения отличаются ненавязчивой психологичностью, глубиной анализа личности человека. Одна из главный тем писателя — опошление человека, его уход от жизни в футляр. Эта тема ярко раскрывается в его рассказе «Ионыч». Рассказ Read More .

Поход на природу всей школой В понедельник нам сказали, что мы всей школой во вторник идем в поход! Мы очень сильно обрадовались! Нам сказали, как мы должны будем одеться, чтоб нас не укусил клещ или змея, что мы должны будем принести, с собой покушать, ну Read More .

Почему жанр произведения А. Н. Радищева «путешествие?» Сегодня на уроке литературы я познакомилась с произведением А. Н. Радищева «Путеществие из петербурга в Москву» Повесть была опубликована в мае 1790 года. автор рассказывает нам в этой повести о том, как он совершил путешествие из петербурга в Москву. Но Read More .

Краткая биография Во Артур Ивлин Сент-Джон Во Биография Артур Ивлин Сент-Джон Во — известный английский писатель-сатирик, родившийся 28 октября 1903 года в Лондоне. В семье воспитывался вместе со своим старшим братом — Алеком Во, который также стал писателем. Во времена обучения в частной Read More .

Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему Я очень люблю уроки литературы. На них узнаешь много интересного о писателях, поэтах, их произведениях. Этот предмет воспитывает любовь к книге. Я уверен, что она должна зани­мать большое место в жизни каждого человека. Книга своими корнями уходит в далекое-далекое прошлое. Read More .

Субботний вечер у нас дома После пятидневной трудовой недели наступают выходные. За эти дни хочется отдохнуть так, чтобы следующую неделю трудиться с полной отдачей тех сил, которые набрали мы за выходные. Субботним утром хочется поспать подольше. Субботним утром вся наша семья пробуждается в хорошем настроении, Read More .

Остап (Тарас Бульба Гоголь) Остап Характеристика литературного героя Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии. Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим Read More .

ВСТУПЛЕНИЕ
Посвящается
Сергею Петровичу Боткину

В конце села Вахлачина
Где житель – пахарь исстари
И частью смолокур,
Под старой-старой ивою,
Свидетельницей скромною
Всей жизни вахлаков,
Где праздники справляются,
Где сходки собираются,
Где днем секут, а вечером
Целуются, милуются, –
Шёл пир, великий пир.

Орудовать по-питерски
Привыкший дело всякое,
Знакомец наш Клим Яковлич,
Видавший благородные
Пиры с речами, спичами, –
Затейщик пира был.

На бревна, тут лежавшие,
На сруб избы застроенной
Уселись мужики;
Тут тоже наши странники
Сидели с Власом-старостой
(Им дело до всего).

Как только пить надумали,
Влас сыну-малолеточку [1]
Вскричал: «Беги за Трифоном!»

С дьячком приходским Трифоном,
Гулякой, кумом старосты [2] ,
Пришли его сыны,
Семинаристы: Саввушка
И Гриша; было старшему
Уж девятнадцать лет;
Теперь уж протодьяконом
Смотрел, а у Григория
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.

Простые парни добрые,
Сельчанам письма к сродникам
Писали, «Положение»,
Как вышло, толковали им,
Косили, жали, сеяли
И пили водку в праздники
С крестьянством наравне.

Тотчас же за селением
Шла Волга, а за Волгою
Был город небольшой
(Сказать точнее, города
В ту пору тени не было,
А были головни:
Пожар всё снес третьеводни) [3] .
Так люди мимоезжие,
Знакомцы вахлаков,
Тут тоже становилися,
Парома поджидаючи,
Кормили лошадей.
Сюда брели и нищие,
И тараторка-странница,
И тихий богомол.

В день смерти князя старого
Крестьяне не предвидели,
Что не луга поемные,
А тяжбу наживут.
И, выпив по стаканчику,
Первей всего заспорили:
Как им с лугами быть?

Не вся ты, Русь, обмеряна
Землицей: попадаются
Углы благословенные,
Где ладно обошлось.
Какой-нибудь случайностью –
Неведеньем помещика,
Живущего вдали,
Ошибкою посредника,
А чаще изворотами
Крестьян-руководителей –
В надел крестьянам изредка
Попало и леску.

Там горд мужик, попробуй-ка
В окошко стукнуть староста
За податью – осердится!
Один ответ до времени:
«А ты леску продай!»

И вахлаки надумали
Свои луга поемные
Сдать старосте – на подати:
Всё взвешено, рассчитано,
Как раз – оброк и подати,
С залишком. «Так ли, Влас?

А коли подать справлена,
Я никому не здравствую!
Охота есть – работаю,
Не то – валяюсь с бабою,
Не то – иду в кабак!»

– Так! – вся орда вахлацкая
На слово Клима Лавина
Откликнулась. – На подати!
Согласен, дядя Влас? –

– У Клима речь короткая
И ясная, как вывеска,
Зовущая в кабак, –
Сказал шутливо староста. –
Начнет Климаха бабою,
А кончит – кабаком! –

«А чем же! Не острогом же
Кончать-то? Дело верное,
Не каркай, пореши!»

Но Власу не до карканья.
Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину,
Как за свою семью.

Служа при строгом барине.
Нес тяготу на совести
Невольного участника
Жестокостей его.

Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалося
Ничем или бедой.
И стал бояться нового,
Богатого посулами.
Неверующий Влас.

Не столько в Белокаменной
По мостовой проехало,
Как по душе крестьянина
Прошло обид. до смеху ли.
Влас вечно был угрюм.

А тут – сплошал старинушка!
Дурачество вахлацкое
Коснулось и его!
Ему невольно думалось:
«Без барщины. без подати.
Без палки. правда ль, Господи?»
И улыбнулся Влас.

Так солнце с неба знойного
В лесную глушь дремучую
Забросит луч – и чудо там:
Роса горит алмазами,
Зазолотился мох.

«Пей, вахлачки, погуливай!»
Клим весело кричал.
Не в меру было радостно:
У каждого в груди
Играло чувство новое,
Как будто выносила их
Могучая волна
Со дна бездонной пропасти
На свет, где нескончаемый
Им уготован пир!

Еще ведро поставили,
Гуденье непрерывное
И песни начались.

Так, схоронив покойника,
Родные и знакомые
О нем лишь говорят,
Покамест не управятся
С хозяйским угощением
И не начнут зевать, –
Так и гуденье долгое
За чарочкой, под ивою,
Всё, почитай, сложилося
В поминки по подрезанным
Помещичьим «крепям».

К дьячку с семинаристами
Пристали: «Пой „Веселую“!»
Запели молодцы.
(Ту песню – не народную –
Впервые спел сын Трифона.
Григорий, вахлакам,
И с «Положенья» царского,
С народа крепи снявшего,
Она по пьяным праздникам
Как плясовая пелася
Попами и дворовыми, –
Вахлак ее не пел,
А, слушая, притопывал,
Присвистывал; «Веселою»
Не в шутку называл.)

Контрольная работа по теме «Творчество Н.А. Некрасова» 10 класс.
II вариант.
Задание 1. Поэма – это (выберите нужный вариант ответа):
большое стихотворное произведение, в котором отчетливо выражена сюжетно-повествовательная организация и заметная роль принадлежит повествователю – лирическому герою.
развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями.
Задание 2. Исключите из каждого ряда стихотворение, не принадлежащее перу Н.А. Некрасова. Назовите автора.
«В дороге», «Железная дорога», «Выхожу один я на дорогу», «Тройка».
«Деревня», «Несжатая полоса», «На Волге».
«Памяти Добролюбова», «К Чаадаеву».
Задание 3.А.Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде».
В каком стихотворении Н.А. Некрасова был отражен этот жизненный эпизод?
1. «На улице».
2. «Не рыдай так безумно над ним».
3. «Размышления у парадного подъезда».
4. «Вчерашний день часу в шестом».
Задание 4. Прочитайте отрывки из произведений литературы XIX века, в которых изображен Петербург. Какой из фрагментов принадлежит перу Н.А. Некрасова? Кто автор второго отрывка? Назовите произведение, из которого взят данный фрагмент.
В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая.
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушится хочет.

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Задание 5. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представил своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Кто он?
Гриша Добросклонов.
Яким Нагой.
Ермил Гирин.
Матрена Тимофеевна.
Задание 6. Н.А. Некрасов широко использует в поэме «Кому на Руси жить хорошо» фольклорные приемы. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам.
«Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ».
«В рот яблока до Спаса не беру».
«Тени черные», «волки серые», «сыра-земля - кормилица», «тучи черные», «девка красная».
«Не в бровь, а прямо в глаз»
Пословицы.
Параллелизм.
Постоянные эпитеты.
Народные обычаи.
Задание 7. Портреты каких героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представлены ниже?
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие.
Сурова и смугла.

Лицо худое, бледное,
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.
3. Усы седые, длинные
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Задание 8. Перечислите малые фольклорные жанры, которые использует Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Задание 9. О ком из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» идет речь в приведенных ниже отрывках?
Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную,
Поддевочку суконную,
Смазные сапоги;
Пел складно песни русские
И слушать их любил.

Помещик наш особенный,
Богатство непомерное,
Чин важный, род вельможеский,
Весь век чудил, дурил

Он к вечеру разохался,
К полуночи попа просил,
К белу свету преставился.
Зарыли и поставили
Животворящий крест

1
1-«Выхожу один я на дорогу». М Лермонтов
2- «Деревня». А. Пушкин
3-«К Чаадаеву». А. Пушкин
3
1
А.Пушкин «Евгений Онегин»
1
1-2
2-4
3-3
4-4
1-Матрена тимофеевна
2-Гриша добросклонов
3- князь Утятин
пословица, поговорка, загадка, скороговорка
Павлуша Веретенников
Князь Утятин
Агап

Читайте также: