Кто запретил бороды на руси

Опубликовано: 17.09.2024

17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».



Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.



Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.



«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.



Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online

История ношения бороды на Руси

Секреты мужской бороды

С бородой и без бороды

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, она была признаком мужественности, мудрости и силы.

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

Как мужику стать красавчиком?

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

Постоянное ношение бороды на Руси отменил только Пётр I. Как известно, царь Пётр решил сделать Россию во всем похожей на Голландию или Германию. Русская одежда и борода были ему не по душе. Вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия в Москву, Пётр на следующий день на торжественном приеме боярства в Преображенском начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными.

Пётр I издал указ, по которому он приказал всем брить(!) бороды и носить(!) германские платья. На плахе царь лично рубил топором бороды боярам.

Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

Как вы относитесь к моде на бороды? Что это, возрождение давних обычаев?

В Древней Руси увидеть мужика без бороды было дико. Это как в наше время даму с бородой. Безбородые мужчины на Руси считались несерьезными, ненадежными, неспособными к деторождению. В общем, девушки старались обходить их стороной. А если и попадался им такой на свою беду, они смеялись ему вслед: «Босое рыло, уходи!».

Так было в допетровские времена. Злые языки говорили, что у царя Петра Первого борода не росла. Максимум усики. Когда он вернулся из заграничного турне, им овладела идея европеизации страны. И первое, что попало под санкции — это раздражавшая его борода. В 1698 году вышел указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Это было шокирующей новостью.

«Приказано на Руси бороды брить». Русский лубок

«Приказано на Руси бороды брить». Русский лубок

Первые бороды отрезал сам Петр своему ближайшему окружению. Когда поняли что с бритьем бород не все просто и народ сопротивляется, решили ввести специальный налог. Бог с вами, хотите носить бороды — носите , но это будет дорого стоить.

Ввели четыре разряда государственной пошлины. К первому относились государственные служащие и городская знать. С них брали по 600 рублей. Ко второму причисляли торговцев. Они отдавали в казну по 100 целковых. Жители городских окраин — по 60 руб. и прислуга, кучера — по 30 руб. Для сравнения — 30 рублей составляло ежегодное жалованье пехотинца.

Крестьяне налоги не платили, но должны были при въезде в город отдавать в казну по копейке за каждый приезд с бородой.

«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год

«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год

На Руси к бороде относились как к святыне. В Псковской судной грамоте за надругательство над бородой наказание было хуже, чем за убийство. За убийство по штрафу нужно было заплатить один рубль, а за нанесение ущерба бороде — 2 рубля.

Хуже не было наказания, чем бритье. Когда к князю прибывали послы с неподобающими предложениями, им молча срезали бороды и отправляли домой. И слова не нужны.

Так вот, почему русских нельзя было лишать бород:

  1. Борода — БОгатство РОДА. Чем обильнее растительность на лице, тем богаче семья, сильнее род и успешнее потомки.
  2. Борода — признак отваги. Воину без нее никак нельзя — на войну не пускали. Мужчин с детства убеждали в том, что борода делает их бесстрашными.
  3. Борода — символ духовной мощи. Мужчина — выразитель силы рода, несет наследие предков. Кроме того, бог создал его по своему образу, значит борода — это необходимый атрибут. Ее сбривание является нарушением божественных законов.
  4. Бородач в семье — хозяин в доме.

Так было у нас. Вообще, борода имела много применений в истории человечества.

Древний человек

Древний человек

Доисторические люди отращивали бороды для тепла, запугивания и защиты. Волосы на лице сохраняли температуру тела древнего человека, а также защищали от песка, грязи и многих других элементов, способных проникнуть в организм через рот. Кроме того, она придавала пугающий вид, как бы визуально увеличивая челюсть.

С 3000 г. до н.э. до 1580 г. до н.э. египтяне использовали фальшивую бороду, сделанную из золота. Эту фальшивую бороду они привязывали, закрепляя узелком на затылке.

Представители месопотамских цивилизаций очень заботились о своих бородках. Они первыми начали употреблять такие продукты, как масло для бороды, чтобы их растительность выглядела здоровой и шелковистой. Они также формировали свои бородки с помощью древних щипцов для завивки — создавали локоны, кудри, придавали волосам волнистость. Ассирийцы красили их в черный цвет, а персы — в оранжево-красный. В древние времена, в Турции и Индии, когда у кого-то была длинная борода, это считалось символом мудрости и достоинства.

В Греции борода была знаком чести. Древние греки обычно обрабатывали бороды щипцами, чтобы создать завитки. Стрижка бороды использовалась только как наказание.

Около 345 г. до н. э. Александр Великий постановил, что у солдат не может быть бороды. Он боялся, что враги схватятся за бороды греков и будут использовать их против них во время битвы.

Древние римляне предпочитали, чтобы их бороды были пострижены и ухожены.

Портрет римлянина

Портрет римлянина

Римлянин по имени Луций Тарквиний Приск поощрял использование бритв, чтобы провести в городе гигиеническую реформу в 616-579 годах до нашей эры. Несмотря на то, что Приск пытался поощрить бритье, оно все еще не было общепринятым до 454 года до нашей эры. В 454 г. до н.э. группа греков-парикмахеров отправилась из Сицилии в основную Италию. Они открыли парикмахерские, которые были расположены на главных улицах Рима. Эти парикмахерские обычно использовались только теми людьми, у которых не было рабов. Если у человека был раб, то он своего хозяина стриг и брил. Со временем бритье стало тенденцией в Древнем Риме, но философы сохраняли свои бороды независимо от тренда.

Англосаксонские племена не брили бороды до появления христианства в седьмом веке.

В Англии титулованные особы носили усы до 1066-1087 гг. н.э. пока закон Уильяма Первого не потребовал, чтобы они брились по норманнской моде.

Как только начались крестовые походы, бороды вернулись в обиход. В течение четырех столетий допускалась любая растительность. Как и в наше время, мужчины могли свободно выбирать, что им носить на лице: бороды, усы или чисто бриться. В 1535 году борода снова вошла в европейскую моду. Появились разные стили и длина бород. В 1560 году английские дворяне свои бороды крахмалили, чтобы они были острыми и аккуратными.

Для предания формы своим бородам мужчины использовали помаду и воск. Каждый уважающий себя сэр всегда имел при себе специальную щеточку или расческу для бороды. Кроме того, использовались специальные закрепители для бороды и усов, пока мужчиныспали.

На протяжении веков человечеством было придумано множество стилей ношения бороды. Например, стиль Авраама Линкольна называют «ширмой (занавесом) подбородка». Волосы на бороде настолько длинные, что свисают.

Авраам Линкольн

Авраам Линкольн

У писателя и эссеиста Генри Дэвида Торо на лице «Странствующий Джим».

Генри Дэвид Торо

Генри Дэвид Торо

У писателя Генри Лонгфелло — «Удлиненная голландка».

Генри Лонгфелло

Генри Лонгфелло

«Борода лопатой» у художника Василия Верещагина.

«Портрет Василия Верещагина». И. Крамской. 1883 г.

«Портрет Василия Верещагина». И. Крамской. 1883 г.

По результатам социологического интервью, проведенного специалистами из Новой Зеландии и Канады, обнаружилось, что основной массе девушек нравится не борода, а легкая небритость на лице того паренька с которым ей доведется целоваться.

Вступив на престол, царь Петр Алексеевич, уже в 26-летнем возрасте, в 1697 году отправился в Европу с официальным визитом, где пробыл практически полгода. Посмотрев на внешний облик жителей передовых европейских стран, царь решил, что старославянский образ его подданых сильно устарел. И уже в конце 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», чем вызвал волну недовольства в разных областях страны.

Борода еще во времена Крещения Руси (10 век) считалась обязательной к ношению для всех православных. Ношение бороды было закреплено в церковных правилах и гражданских сборниках, так в 11 века за брадобритие полагался штраф - 12 рублей, это при том, что за убийство был штраф 36 рублей.

Запреты на сбривание бороды сохранились вплоть до начала царствования Петра Великого. Патриарх Московский и всея Руси Адриан в конце 17 века, то есть уже при правлении Петра I, во время своих проповедей подтверждал запрет на бритьё бороды, а тех, кто это делал, он сравнивал с собаками, кошками и женоподобными, - брадобритие считалось в православной церкви признаком нетрадиционной ориентации.

Пункт №3 в примечании. Голубинский, Е.Е. История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский / Е. Голубинского. - Издание Императорского Общества истории и древностей российских при Московском Университете. - Университетская типография, 1900. - 919 с.

Но вернемся к Петру Алексеевичу и его новыми, радикальными взглядами на внешний образ православных, в контексте растительности на лице. Комментируя свой закон о запрете бород царь говорил:

Петр I стрижет бороды боярам Дмитрий Белюкин, 1985

В Преображенском дворце, на царских пирах,Петр самолично стал резать бороды своим вельможам, боярам. Ввиду упорного сопротивления населения, в том числе приближенных, в январе 1705 года он издает указ, по которому носить бороды свободно можно было дьяконам и священникам, все остальные должны были оплачивать специальную пошлину. Было установлено четыре разряда пошлины:

  • царедворцы, городовые дворяне, чиновники - 60 рублей в год
  • гости (купцы) 1-ой статьи - 100 рублей в год
  • купцы средней и мелкой статьи, посадские люди - 60 рублей в год
  • слуги, извозчики, ямщики, разные чины московских жителей - 30 рублей в год
  • "бородатые" крестьяне не облагались пошлиной, но при въезде в город должны были заплатить 1 копейку

Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой

Портрет графа Сергея Уварова работы Я. К. Каневского, 1844.

Но уже в 1833 году, во время царствования Николая I, при вступлении в должность министра народного просвещения, действительный тайный советник, граф Уваров, которые имел весьма консервативные взгляды на науку, литературу, образование, в своем докладе императору изложил, что:

За это идею "официальной народности" "уцепились" славянофилы и стали дальше развивать ее, популяризировать ношение русской одежды и бороды. Власть не поощряла это движение, некоторые сторонники даже арестовывались на небольшие сроки, чтобы отбить желание у сочувствующих. Но с годами сторонников идеи возвращения к национальным и церковным, православным обычаям становилось все больше и уже два последних царя из династии Романовых - Александр III и Николай II носили бороду.

Александр III и Николай II

Если понравилась статья, подписывайтесь , делитесь, ставьте лайки !


На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.

Эпоха тотального запрета на бороду

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года — с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.

Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон — бородовой знак — с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». В 2015 году исполнилось 317 лет налогу на бороду.

Существовало несколько тарифов: в среднем от 60 до 100 рублей «с бороды», а с московских жителей — по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составлял годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». И только это поспособствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.

В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.

Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды, и те, у кого они имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял. И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Наказание через бороду.

На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV — XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.

В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.

Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.

«Бородатые» дебри истории

Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

1. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело). Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды» Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

5. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

6. Борода есть духовная связь с Предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с Предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. (Так вот почему на любой РАБоте на систему требует гладко выбритого лица, так легче управлять)

7. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.

Читайте также: