Кто в древнем египте носил пышный парик с множеством косичек

Опубликовано: 17.09.2024

Историки могут раскрыть множество секретов древнего мира. С их помощью мы узнаем о том, что люди, жившие тысячелетия назад, обладали обширными знаниями в разных областях и были искусными мастерами в том, что мы сейчас называем «индустрия красоты». Особенно отличались своими умениями древние египтяне. Большая часть населения этой страны слыла большими модниками и строго придерживалась определенных канонов красоты, принятых в разные периоды существования царства. При изучении культуры Древнего Египта ученые были поражены отношением жителей долины Нила к собственной внешности и прическам. Они умело пользовались косметикой и заложили основы парикмахерского искусства, которое в те далекие времена было в основном уделом рабов. Однако сами прически Древнего Египта были, скорее, демонстрацией высокого положения человека, а не выражением его настроения. Только знатные люди могли позволить себе использовать рабов для создания на голове чего-то невероятного. Хотите знать, какие прически были у древних египтян в моде? Тогда вам стоит прочитать нашу статью.

прически древнего египта

Парикмахерское дело как искусство

Рассказывая о моде на прически в Древнем Египте, хочется отметить, что данное государство являлось рабовладельческим. После изучения многочисленных свитков и настенной росписи историки и археологи пришли к выводу, что практически всю работу по жизнеобеспечению жителей долины Нила выполняли рабы. Каждый из них четко знал свои обязанности.

Примечательно, что за красотой своих хозяев следили тоже рабы. При этом они были довольно искусны, ведь задолго до появления разнообразных инструментов для создания сложных причесок в Египте были освоены способы завивки и покраски волос, создания париков из разных материалов и различные виды укладок. Все это ученые смогли узнать из письменных источников и росписей гробниц. К тому же, тщательное изучение мумий дало просто сенсационные результаты – их волосы были в отличном состоянии, а значит за ними тщательно ухаживали. Этим, естественно, тоже занимались рабы.

Парикмахеры Древнего Египта были как мужчинами, так и женщинами. Их обучением занимались целенаправленно, причем один человек мог качественно выполнять только одну операцию. Порой, чтобы помыть голову и сделать прическу, использовалось более десяти рабов. Один мыл волосы, другой – расчесывал пряди, третий - втирал косметические средства, четвертый - красил локоны и так далее. Это позволяло рабам превратиться в настоящих мастеров своего дела.

С течением времени за такими искусными парикмахерами устраивали настоящую охоту. Они стоили очень много денег, а преподнесенный в дар раб с подобными навыками становился настоящей жемчужиной коллекции, которой часто хвасталась в своем кругу знать.

Мода на прически: динамика и тенденции

Ученые делят историю Древнего Египта на три довольно продолжительных периода:

  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство.

Каждый временной промежуток имеет ряд характерных признаков, но это можно заметить и по модным тенденциям в прическах Древнего Египта. Несмотря на то, что жители долины Нила в некотором роде слыли консерваторами, они были не чужды экспериментам со своей внешностью, что отражалось и на волосах.

Самые многочисленные из них египтяне позволяли себе в период Нового царства. В это время стремительно менялись цвета, формы и длина волос. До этого долгие годы жители Древнего Египта придерживались определенных канонов, регламентирующих виды причесок для знати. При этом каждому социальному слою предписывалось носить свою прическу с небольшими возможными вариациями.

парики из натуральных волос

Характерные черты египетских причесок

После долгого изучения записей всего периода египетской истории ученые смогли выявить отличительные характеристики, по которым можно узнать прическу жителя долины Нила. Мы перечислим их кратко, а в дальнейших разделах статьи рассмотрим более обстоятельно:

  • черный или темно-коричневый цвет волос;
  • геометрические формы, характерные для мужчин и женщин;
  • густые челки;
  • покрытие волос ароматическими маслами;
  • плетения (зачастую они принимали причудливые формы);
  • широкое использование париков;
  • пристрастие к завивке.

В той или иной мере эти признаки можно проследить во все периоды истории государства. Причем относилось это только к знатным семьям, ведь простые люди не могли позволить себе рабов, а ухаживать за волосами самостоятельно было довольно сложно.

Основные виды и формы причесок

Упомянув, что египтяне часто использовал парики, мы не уточнили, что именно на них и оттачивали свое искусство древние парикмахеры. Дело в том, что вся знать предпочитала носить их не только в торжественных случаях, но и в доме или на прогулке. Они считались самой естественной прической знатного человека и выполнялись в соответствии с требованиями своего времени.

В период Древнего и Среднего царства прически мужчин и женщин были очень похожи. Их часто называли «геометрическими» из-за строгости и четкости линий. При этом прическа могла напоминать овал, трапецию, круг и так далее. Самыми популярными формами были "трапеция", "капля" и "шар".

Первая достигалась за счет небольшой длины и приплюснутого затылка. Обычно волосы обрезали чуть ниже подбородка и укладывали их таким образом, чтобы они расширялись к низу. При этом затылок смазывали ароматическими маслами и клейкими составами, чтобы волосы не пушились от жары.

Шаровидная форма достигалась за счет большого количества укладочных средств. При этом длина волос не должна была быть больше, чем на трапециевидной прическе.

Каплевидная форма лучше смотрелась на длинных волосах. Она требовала прямого пробора и открытых ушей. Историки утверждают, что из всех причесок Древнего Египта варианты с открытыми ушами были самыми популярными. Однако про них часто забывают режиссеры и консультанты художественных фильмов, создавая образы своих героев из этой эпохи.

Для египтян было характерно придерживаться определенных форм долгие столетия. Они стремились сохранить наследие предков и всячески старались походить на них.

какие прически были у древних египтян

Прически рабов

Жизнь рабов всегда была четко регламентирована, но правила никогда не касались их внешнего вида. К египтянам попадали люди из разных провинций, стран и даже с других материков, а потому они приносили с собой свои традиции и моду. Знать не слишком интересовало, почему одни рабы носили длинные волосы, а другие предпочитали их стричь. Они разрешали слугам самим выбирать, как именно выглядеть.

Как свидетельствуют немногочисленные записи, найденные археологами, изначально все люди, попавшие в рабство, всеми силами держались за привезенные с родины традиции. Однако вскоре тяжелая работа и жаркий влажный климат заставляли их полностью изменить свой внешний вид. Чаще всего они брили голову. Если раб ценился хозяином, то ему было позволено умащивать кожу голову различными маслами. В противном случае уход за прической ограничивался частым бритьем, что позволяло снизить потоотделение и не стать рассадником различных насекомых, которыми была богата долина Нила.

Детские прически

Мы уже писали, что в Египте не было большой разницы между прическами мужчин и женщин. Данная тенденция начинает прослеживаться еще в детской моде. Дело в том, что каждому ребенку независимо от пола полностью сбривали волосы на голове. Это касалось даже детей рабов, однако отличить одних от других по прическе все же было возможным.

Ребенку простолюдинов и знати оставляли длинную прядь волос у левого виска. Она служила символом детства и определяла статус его родителей как свободных людей. Для удобства эту прядь заплетали в тонкую косичку или делали из нее хвост.

Немного иначе выглядела прическа юного фараона, не достигшего половой зрелости. Ему также сбривали волосы, но косичку не оставляли. Сразу же после бритья на голову мальчика водружали ободок из кожи или волос, на котором была закреплена косичка. Ее изготавливали мастера из того же материала, который использовался для плетения ободка. Подобный головной убор, заменяющий прическу, символизировал высокое положение ребенка и выделял его из большого количества других детей.

парикмахеры древнего египта

Парики в Древнем Египте: зачем они нужны?

Конструкции, сделанные из разных материалов, были крайне модными у жителей долины Нила. Они представляют собой самую яркую характеристику моды тех времен на прически. Носили их абсолютно все знатные люди:

  • жрецы;
  • земледельцы;
  • аристократы (мужчины и женщины);
  • фараоны.

Каждый представитель перечисленного класса полностью сбривал свои волосы и водружал на голову парик. Историки считают, что такая странная для современного человека мода была спровоцирована климатом, в котором жили египтяне. Им крайне сложно было жить с длинными волосами в местности с постоянной высокой температурой воздуха и влажностью. Не стоит исключать из списка привычных для египтян проблем пыльные бури и обилие насекомых, что тоже неблагоприятно сказывалось на прическах. Поэтому и приходилось для красоты использовать всевозможные парики.

Их форма всегда соответствовала моде. Самыми востребованными были те, которые позволяли создать эффект абсолютно приплюснутой теменной зоны. Это считалось верхом парикмахерского искусства в Древнем Египте.

парики в древнем египте

Материалы для изготовления париков

Так как парики носили абсолютно все слои населения, то и материалы на их изготовление шли абсолютно разные. Простолюдины могли сделать себе прическу из цветных лент либо веревочек. Люди побогаче часто использовали шерсть животных и шелк. В этом случае парик получался очень легким и пропускал воздух.

Знать, приближенные фараона и сам правитель Египта носили парики из натуральных волос. Для их изготовления привлекались самые искусные мастера. Они сначала проводили сложную процедуру окрашивания и только потом приступали к созданию шедевра. Обычно волосы накручивали на тонкие деревянные палочки и смазывали глиной. После высыхания получались упругие жгуты, с которых остатки глины легко стряхивались. Затем подготовленные пряди собрались в нужную форму.

Уход за париком из натуральных волос был несложным. Рабы периодически вычесывали его и смазывали ароматическими маслами. Примечательно, что многие представители знати носили одновременно по два парика. Делалось это не с целью показать свою значимость, а для того, чтобы создать воздушную подушку и защититься от перегрева на палящем солнце.

Классификация париков

По размеру и виду парика на голове можно было легко определить статус его владельца. К примеру, жрецы носили очень объемные сооружения, а в торжественных случаях они надевали их на маски животных. Это выглядело немного причудливо, но полностью соответствовало их статусу.

Землевладельцы средней руки носили аккуратные и короткие парики. Знать и фараоны могли позволить себе абсолютно любую форму и размер в зависимости от случая и настроения.

прически фараонов древнего египта

Женская мода на прически

Женские прически Древнего Египта отличались простотой. Они характеризовались теми же, уже описанными ранее, геометрическими формами и темным цветом волос. Оттенки обычно колебались от иссиня-черных до темно-коричневых.

Дамы тщательно брили головы, и при выходе из своих покоев всегда надевали парик. Изначальная его длина была довольно короткой – до подбородка или плеч. При этом независимо от формы концы волос обстригались ровно, что еще больше подчеркивало геометрическую форму прически.

Со временем модные тенденции немного изменились. Популярны стали яркие цвета волос. Знатные дамы носили парики желтых, зеленых и оранжевых оттенков. Их длина тоже изменилась. В эпоху Нового царства женщины стали отдавать предпочтение более длинным волосам, из которых сооружались замысловатые прически. В моду стали входить и натуральные волосы ниже плеч.

Часто их заплетали в мелкие косы и укладывали очень плотно друг к другу. На праздники парикмахеры завивали крупные локоны и располагали их строго параллельно. В обязательном порядке волосы умащивались, это придавало им особый блеск и защищало от палящих лучей солнца. Приблизительно в этот же период времени женщины полюбили прическу, которая делила волосы на три ряда. Две пряди спускались на грудь и замысловато скручивались, а одна струилась по спине и открывала изящные ушки египтянок.

Мужская мода

Прически мужчин Древнего Египта были довольно незамысловаты. Простолюдины могли брить головы либо делать максимально короткую стрижку. А вот знатные мужчины всегда полностью сбривали волосы на голове и лице. Это считалось неизменным атрибутом того времени.

Мужские парики не претерпевали серьезных изменений за всю историю существования Египта. Знатные египтяне могли себе позволить два вида прически. Один напоминал наше сегодняшнее каре. Волосы разделяли на пробор и обстригали, потом их приглаживали и смазывали маслами, оставляя до полного высыхания в одном положении. Другой вариант предполагал ту же форму, однако пряди были скручены и плотно уложены друг к другу.

прически мужчин древнего египта

Прически для фараонов

Прически фараонов Древнего Египта отличались очень замысловатыми формами. Чаще всего парики были невероятно объемными. Сама конструкция со множеством переплетенных прядей украшалась золотыми лентами, ободками и драгоценными камнями. Каждый подобный парик был произведением искусства. Коллекция фараона могла насчитывать десятки различных париков на все случаи жизни.

Неизменным дополнением к прическе правителя Египта служила бородка. Она изготавливалась из искусственных волос и прикреплялась к подбородку тонким шнурком. Часто она заплеталась в косички. Появиться на людях без парика и обязательной бородки фараон не мог.

Все боится времени, но время боится пирамид

Историческая справка:
Древний Египет – государство, существовавшее в долине реки Нил на территории Северо-Восточной Африки в период с ок. 3000 года до нашей эры до 30 года до нашей эры.

Именно с пирамидами (мощными, вечными) ассоциируется Древний Египет в первую очередь. Но, как говорится, все, что не изобрели в Древнем Египте, было придумано немного позже китайцами. Древние египтяне были не только превосходными строителями, астрономами, математиками, медиками, но и прекрасными парикмахерами. Впрочем, тогда и такого слова не существовало – парикмахер.

Прически Древнего Египта

Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э. Египетский музей, Каир.
Нофрет – парик, Рахотеп – короткая стрижка.

И если одежда египтян была достаточно проста и незамысловата – кусок ткани, обернутый вокруг тела, завязанный на бедрах, накинутый на плечи, то прически отличались особой сложностью.

Жители Древнего Египта делали прически как из собственных волос, так и из париков. Причем прически из собственных волос чаще всего носили люди бедные и незнатные, или молодые (мужчины – короткие стрижки, женщины – прямые распущенные волосы, иногда слегка завитые). Фараоны же, царицы, а также жрецы и чиновники носили парики.

Прически Древнего Египта

Тутанхамон с женой в саду, рельеф на крышке ларца, XIV в. до н.э.
Тутанхамон и жена – парики.

Парики в Древнем Египте делались из натуральных волос (самые дорогие парики во все времена), шерсти животных, ниток, веревок, волокон растений. Египетские парики были по цвету всегда темными, только в последние столетия существования египетской цивилизации появятся разноцветные парики – голубых, оранжевых, жёлтых цветов.

Парики, как и все, что окружало жителей Древнего Египта, имели геометрическую форму и четкость линий.

Под парики как мужчины, так и женщины брили головы. Так как климат в Египте достаточно жаркий, то, чтобы не получить солнечный удар, очень часто носилось два парика, одетых друг на друга, между которыми образовывалась воздушная прослойка, которая и защищала от теплового удара.

Женские парики могли быть самых разнообразных форм – в форме шара, «каплевидной» формы, «трехчастный» (волосы спускаются на грудь и спину), с плоским верхом и волосами, разделенными на две части и с ровно подстриженными концами.

Особенностью жрецов (служителей культа) были парики огромных размеров, а также, не менее огромные, маски священных животных.



Погребальная маска Тутанхамона. Новое царство. Египетский музей. Каир. Египет.
На маске Тутанхамона виден урей и клафт.

Все мужчины в Древнем Египте тщательно выбривали лица. Делали они это при помощи специального приспособления – серповидного, сделанного из бронзы или камня. Бороду (и то искусственную) мог позволить себе носить только фараон. Бороду фараон носил вне зависимости от того был он мужчиной или женщиной. К слову, в истории Египта был всего один фараон-женщина – Хатшепсут. Всем известная Клеопатра хоть и правила Египтом, но была лишь его царицей. Борода фараона считалась символом владения землей, а хозяином земли в Древнем Египте был только фараон.

Борода фараона была искусственной, достаточно тонкой и вытянутой – она чем-то напоминала козлиную бородку. Борода могла заплетаться в косичку или мог завиваться её конец. Иногда в бороду вплеталась золоченая змейка – урей - символ власти фараона.

Дети (и девочки, и мальчики) ходили с бритыми головами, на которых оставлялась лишь одна прядь волос у левого виска, либо несколько прядей, которые заплетались в косичку.

Не менее интересными и сложными были и головные уборы древних египтян.



Статуя Осириса, Лувр, Париж
На статуе можно увидеть корону пшент и бороду фараона.
(Осирис – бог, но Осирис и правитель в то же время.)

Корона фараона – пшент – по форме напоминала кольцо, со вставленной в него бутылкой. Корона была сдвоенной, как и сам Египет, состоящий из, когда объединённых в одно целое, двух частей – Верхнего и Нижнего Египта. Также корона была двухцветной – красно-белой – цвета-символы Верхнего и Нижнего Египта. Корону пшент фараоны одевали поверх чепцов, платков или же маленьких шапочек изо льна. Носили фараоны и тростниковую корону – атеф, а также сдвоенную корону, которую украшали изображения кобры и коршуна.

Очень популярным среди всех египтян был клафт – платок, плотно облегающий голову, полосатый. Такой платок имел три конца, два из которых спадали на грудь, а третий – на спину.

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити, ок. 1351-1334 гг. до н.э. Известняк. Новый музей, Берлин.
Корона в форме цилиндра.

Что касается египтянок, то они головных уборов практически не носили, обходясь париками. Исключением являлись лишь царицы. Корона царицы представляла собой головной убор в виде птичьей фигуры – фигуры сокола с расправленными крыльями. Такие короны делались из золота и украшались драгоценными камнями. Впрочем, самая известная и прекрасная египетская царица Нефертити носила совершенно другую корону – простую, цилиндрической формы.



Кадр из кинофильма «Клеопатра» 1999 год.
Корона царицы в виде сокола.

Жители Древнего Египта очень любили себя украшать сложными прическами и головными уборами, Больше париков они любили разве что украшения и косметику, которыми пользовались все – как мужчины, так и женщины. К примеру, знатные египтянки в обязательном порядке красили ресницы и брови порошком кохль (сурьма, черный камень, истолченный в порошок), а вокруг глаз малахитом рисовали зеленые круги. Очень косметику любила и последняя египетская правительница Клеопатра, она даже написала книгу, посвященную косметике, - «О лекарствах для лица». Была у нее, на берегу Мертвого моря, и своя парфюмерная фабрика, которую подарил ей Антоний – римский полководец.



Нофрет. Подводка глаз.
Фрагмент статуи царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э.

Так как туалетные процедуры во времена Клеопатры выполнялись рабынями, то, можно предположить, что и парикмахерами в Древнем Египте также были рабы. И в этом не будет ничего удивительного, ведь точно известно, что парикмахеры в Древней Греции были рабами. Но это уже совсем другая история.

Нофрет, жена принца Рахотепа. У королевы парик, типичный для периода Древнего царства

Свою историю парики начали в Древнем Египте почти 3000 лет назад во времена III династии. По крайней мере, первые упоминания о париках относятся именно к этому периоду, хотя многие ученые склонны считать, что они появились значительно раньше.

В египетском обществе парики носили мужчины и женщины из всех сословий – от фараонов и жрецов, до простолюдинов. Многие эксперты связывают приверженность египтян к искусственным шевелюрам с климатом страны. Жара заставляла серьёзно относится к вопросам гигиены и волосы для удобства просто сбривали. Парик же на голове создавал воздушную прослойку и защищал от солнечного удара.

По форме парика и материалу, из которого он был изготовлен, можно было определить к какой части общества принадлежит его владелец. Эта девушка явно не простолюдинка

Парики из натуральных волос были достоянием знати и фараонов. Парики фараонов представляли из себя сложные и пышные конструкции, за изготовлением которых надзирали специальные чиновники.

Простолюдины не могли позволить себе натуральные парики – они довольствовались париками из шерсти животных, перьев, конского волоса и даже пакли. Без парика в египетском обществе могли позволить себе появиться только иноземцы.

Роскошь париков фараонов не могла не соблазнить правителей соседних государств, и в I тысячелетии до н.э. парики надели персидские цари. Из Персии мода на парики проникла в Древнюю Грецию. Сначала парики в Греции носили в основном для маскировки недостатков шевелюр – проще говоря что бы скрыть плешивость. Однако позднее мода на парики набрала силу и их повсеместно стали носить в качестве головных уборов.

Было у париков в Древней Греции и другое предназначение – они активно использовались в качестве театрального реквизита. При этом, цвет парика у актёров был чётко регламентирован: черные парики носили злодеи, светлые парики принадлежали положительным персонажам, а рыжие носили комики.

Римский император Отон Марк Сальвий. Всю жизнь носил накладные волосы прилаженные и пригнанные так, что никто о том не догадывался

Особую популярность парики получили в Римской империи. Парики носили повсеместно. При этом, по цвету парика можно было легко определить, какой социальной группе относится его владелец – например, порядочные домохозяйки носили тёмные парики, а куртизанки носили парики различных цветов.

В христианской Европе парики вначале не получили особого распространения. Этому способствовало неодобрительное отношение к оным церкви. Их называли личинами и измышлениями дьявола, а в 692 году на Константинопольском соборе несколько человек были даже отлучены от церкви за ношение париков.

Реабилитировали моду на парики европейские монархи, которые став носить парики, вызвали всеобщее подражательство своих подданных. Особую роль в истории парика сыграла Франция, которая надолго стала законодательницей моды и объектом подражания.

Французский король Людовик XIII скорее всего не ставил перед собой цели стать законодателем моды на парики. Цель у него была другая – скрыть плешивость, которая была результатом венерического недуга. Однако, его подданные с энтузиазмом подхватили эту идею и практиковать ношение париков стали повсеместно. Следует отметить, что светловолосые парики имели право носить лишь представители королевских семейств.

Образец алонжевого парика

Его сын Людовик XIV, волосатый не на много более своего отца, любил парики не менее его. При нём в моду вошёл удлинённый парик (алонжевый) – он был длинной до плеч и даже до пояса. Парики стали пышными и помпезными. Европа была очарована французскими париками, на целый век её захлестнул бум париков.

В Россию парики, как и многие другие диковинные вещи, завёз Петр I. Специальным указом царя они стали неотъемлемой частью европейского костюма. Произошло это в 1700 году. После смерти императора мода на парики пошла на убыль, но начало царствования Павла I (в 1797 году) изменило ситуацию. Ярый поклонник всего прусского он усиленно навязывал ношение париков – чиновники и военные не могли выйти на улицу не надев парик, поскольку это жесточайше каралось. Однако долго эта мода не продержалась, и уже в первой половине XIX века парик считался анахронизмом.

На непродолжительное время мода на парики вернулась в 60-е годы XX века. Этому способствовало появление новых синтетических материалов. Однако былой популярности парикам завоевать не удалось. Эпоха париков закончилась.

Глава первая. Прически древнего Египта

Общая характеристика

Сведения, полученные о Древнем Египте как о рабовладельческом централизованном государстве, относятся к концу четвертого тысячелетия до нашей эры. Египет расположен на Северо-Восточной территории Африки, в долине реки Нил. В древности Египет называли Хикупта. Историю Древнего Египта принято делить на периоды, каждый из которых является значительным в развитии государства и населения: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.) - объединение двух царств; Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.) - усиление власти фараона; Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.) - освобождение от ига кочевых племен - гиксосов-завоевателей; поздний период (1090-332 гг. до н. э.) - искусство Телль-Амарны.

Уцелевшие памятники искусства рассказывают о событиях, происходивших в одном из древнейших государств мира, о становлении и развитии его культуры, искусства, о религии и быте народа, его населявшего; дают они и представление о костюмах, прическах, косметике.

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью, приравненный к сыновьям небесного бога Ра (Солнца). Все население Древнего Египта делилось на несколько сословий: рабовладельческая знать и жрецы, ремесленники и свободные крестьяне, рабы. Плодородие нильских земель определило основное занятие населения - земледелие и скотоводство. Большая часть населения занималась ремеслами - ткачеством, изготовлением стекла, ювелирным и гончарным делом. Рабы, которые составляли самую многочисленную и самую бесправную часть населения, воздвигали плотины, храмы, сады, гигантские пирамиды * , которые позже были названы историками одним из семи чудес света.

* ( Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерена сохранились до нашего времени.)

Значительное место в жизни египтян занимала религия, в основе которой лежал культ планет - Солнца, Луны, Земли, - а также Нила и некоторых животных - коров, крокодилов, змей, кошек. Религия в известной мере стремилась объяснить социальное неравенство, сгладить культом почитания суровые законы жестокого правителя - фараона. Особенное развитие в Древнем Египте получил заупокойный культ. Люди верили, что каждый человек наделен несколькими душами, которые после его смерти переселятся в загробный мир.

Дошедшие до нас древняя скульптура, архитектура, изображения в гробницах и храмах дают довольно полное представление о быте,, а также о внешности египетского населения разных сословий. Нужно заметить, что люди высшего сословия изображались всегда высокими, стройными. Черты лица тонкие, правильной формы нос, миндалевидные глаза, выпуклые губы. Это мы можем увидеть на портретах фараонов, их жен, приближенных сановников. Можно предположить, что именно такими должны были быть самые красивые люди, считавшиеся идеалом земной человеческой красоты.

Известный египтолог Георг Эберс в своем романе "Уарда" дает подробное описание прекрасной египтянки, возможно, сочетавшей в себе именно все те качества, которые считались идеальными: "В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами".

Основные виды и формы причесок

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.

Рис. 7

Рис. 7

Прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру - трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как тем- но-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники - маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. Со временем прическа усложнялась, "особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой "мокрой". Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

Рис. 8

Рис. 8

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами (рис. 7). Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Рис. 8а

Рис. 8а

Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода-знак владения землей (рис. 8 и 8а). Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой - уреем, которая также считалась символом власти. Жрецы - служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.

Рис. 9

Рис. 9

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название "геометрических" (рис. 9). Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая - все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были "геометрическими".

Рис. 10

Рис. 10

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился "трехчастный" парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной (рис. 10) - "каплевидной". Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета - голубой, оранжевый, желтый.

Рис. 11

Рис. 11

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами - такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу (рис. 11 и 11а). Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Рис. 11а

Рис. 11а

Рассмотрим несколько египетских причесок, дошедших до нас в наскальных рисунках храмов и пирамид, скульптурных произведениях.

Нефертити и богиня Исида. Стенная роспись гробницы Нефертити. Новое царство. На головах двух женщин надеты длинные черные парики, состоящие из трех частей, и громоздкие головные уборы. Парики плотно облегают голову, спускаясь до бровей, сбоку тонкая маленькая прядка спускается до середины уха. Остальные волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь и спину. Так как древнеегипетская скульптура требовала профильного изображения, то можно предположить, что с другой стороны также должна была спускаться широкая прядь. Концы парика заканчивались горизонтальными цветными полосками. На росписи не видно следов завивки или косичек на парике, поэтому можно предположить, что он был сделан из одноцветного черного материала. Дополнением и украшением к парику служат головные уборы: один в виде солнечного диска, расположенного между двумя высокими полукруглыми рогами, поднимающимися посредине головы. Другой головной убор более нарядный. Он изображает чучело птицы, распростершей свои крылья над головой. Крылья, хвост птицы переданы очень натурально, детально проработано каждое перо. Надо лбом и около мочки уха укреплены украшения - небольшие головки змей - символа власти. Обе женщины одеты в костюм из тонкой ткани.

Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет. V династия. Роспись гробницы в Медуме. Середина III тысячелетия до нашей эры. Древнее царство. Изображены мужчина и женщина в париках. Парик мужчины короткий, темный. Волосы обрамляют лицо с трех сторон, при этом оставляя уши открытыми. Возможно, парик сделан из искусственных материалов. Прическа проста; это гладкие, прямые, плотно уложенные пряди. Можно предположить, что такая прическа делалась и из естественных волос.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежды древних египтян были очень просты; изготовлялись они из льна" который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Кроме льняных население носило одежды из кожи, хлопка. Мужские одежды представляли собой небольшие передники - схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки - калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головные уборы. Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейшим из них был пшент - корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы. Другими парадными головными уборами были атеф - тростниковая корона, а также сдвоенная корена, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью' парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч - сешнем. Все сословия носили платок - клафт, плотно облегавший голову: уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий - на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок - немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер. Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли над лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа - платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных. Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити - цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов. Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом. В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения. В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Египтяне любили бирюзовые тона. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле. Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц - страусов, жирафов, лошадей. При раскопках найдены многочисленные костяные шпильки для причесок с навершиями чаще всего в виде соколов, страусов, ястребов, кречетов.

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились, употребляли иллюминированные краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже мумии кошек, священных быков, скульптурные портреты раскрашивались. Женщины чернили брови, глаза специальным порошком кохоль, рисовали зеленые круги вокруг глаз малахитом. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах. Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Некоторые рецепты сохранились до наших дней. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств. Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах. В Древнем Египте при разработке различных рецептов пользовались сходством предметов, совершенно различных. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок, ворон. Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, копыта ослов. Все эти средства служили предметом экспорта в другие страны, где продавались за баснословные деньги.

В Древнем Египте носили парики голубого цвета, в Средние века за ношение искусственных волос могли отрубить голову, а сегодня они на пике популярности. За всю историю существования парики были на модном олимпе, падали с него и опять реабилитировались. В нашей статье мы расскажем о том, где изобрели парики, как и для чего их использовали и почему любовь к этим изделиям жива до сих пор. Только самое интересное и никаких скучных цифр.

С чего все начиналось

Про то, что парики изобрели в Древнем Египте, знает каждый, но не все в курсе, что первые «накладные волосы» носили еще первобытные мужчины, которые хотели внешне быть похожими на животных. Они украшали свою шевелюру перьями и звериной шерстью, поэтому если говорить о начале начал, то история парика стартует еще на заре человечества.

парик египет.jpg

Парик является ровесником цивилизации. Мы узнаем об этом изобретении из документов Ассирии, Вавилона, Древнего Египта, Шумерского царства. Для чего был нужен парик в те далекие времена и почему он так полюбился древним людям? Есть два вполне логичных объяснения.

  • Во-первых, религия. Когда девушки и юноши достигали совершеннолетия, они приносили свои волосы в жертву богам: голову брили наголо и надевали парик. Его носили люди всех сословий – от фараонов и жрецов до простолюдинов.
  • Во-вторых, жаркий климат. Вопрос гигиены в столь беспощадном климате, как в долине Нила, стоял очень остро. Поэтому бритье головы становилось весьма удобным решением. С закатом солнца отсутствие волос давало приятную прохладу, а днем от солнечных лучей голову защищал парик.

Из чего раньше делали парики

Изделия из натуральных человеческих волос могли себе позволить только фараоны и знать. Это были сложнейшие конструкции, изготовление которых занимало много времени и требовало особого мастерства. Классикой был черный цвет, но позже появились разноцветные парики – голубые и желтые.

Простые люди довольствовались париками из конского волоса, шерсти овец, яков, буйволов, на худой конец мастерили парики из пакли. Приходилось выкручиваться, потому что появиться в египетском обществе без парика могли себе позволить только приезжие иноземцы.

Как парики покорили мир

Мода на накладные волосы начала активно распространяться к середине первого тысячелетия до нашей эры. Парики завоевали Ближний Восток и страны Средиземного моря. Вдохновленные фараонами цари Персии носили великолепные модели со сложными укладками и драгоценностями в волосах.

парики древний рим.jpg

Но дальше всех в своей любви к парикам пошел античный Рим. Модницы Римской империи скупали парики со всех уголков света – роскошные черные из экзотической Индии, рыжие и русые из немецких волос. Однако самыми дорогими стали белокурые скандинавские локоны.

Кстати, светлые парики в Риме носили в основном куртизанки, поскольку этот цвет ассоциировался с распущенностью. А вот темные волосы были признаком высокой нравственности.

Золотые времена париков

Они начались в XVI–XVII веках. И все благодаря английской королеве Елизавете I. После перенесенной оспы королева-девственница практически полностью потеряла свои красивые рыжие волосы. И единственным правильным решением в этой ситуации было надеть парик, что и было сделано. А придворным ничего другого не оставалось, как последовать примеру Ее Величества. Кстати, в королевском гардеробе насчитывалось более 80 париков различного цвета.

О модном триумфе королевы Англии быстро узнали во Франции, где правил Людовик XIV. Король-солнце имел внушительную лысину на голове, поэтому парик оказался как нельзя кстати. Но Людовик не ограничился только своей персоной – он обязал все знатное мужское сословие носить этот аксессуар. А в скором времени моду на искусственные прически «аллонж» с завитыми локонами переняли и французские дамы.

парики-в-средневековье.jpg

Длинные волосы были символом высокого статуса. Великосветские дамы сооружали на голове целые миниатюры с кораблями, цветами, фруктами, перьями, сотнями булавок и драгоценных камней. Иногда модницам приходилось ехать на бал в карете, сидя на полу, чтобы не испортить прическу.

Людовик XIV увеличил армию парикмахеров до 5 000 человек, чтобы обеспечить искусственными волосами всю знать. Кстати, именно тогда появилась профессия «парикмахер», что в переводе с немецкого означает «создавать парики».

Почему в Европе раньше ходили в париках

Потому что они такие красивые, стильные, удобные, практичные? Нет. Это можно сказать о современных изделиях из канекалона и термоволокна, но никак не о тех громоздких конструкциях, которые водружали на голову аристократы.

Так все-таки, зачем раньше носили парики? Оказывается, многие надевали их для того, чтобы скрыть смертельную венерическую болезнь, которая косила Европу не одну сотню лет. Сифилис стал проклятием европейских аристократов и простолюдинов, он не щадил королей и императоров. Выпадение волос было одним из ярко выраженных симптомов этого заболевания, поэтому ношение парика могло спасти от позора. А в скором времени парик вообще стал модной тенденцией.

парики в средневек.jpg

Облысение становилось черным пятном на репутации, и людям приходилось идти на многое, чтобы скрыть потерю волос. Но парики были настолько привлекательны, что мода на них быстро распространилась. Длинные накладные волосы стали символом аристократии, поэтому каждый уважаемый гражданин имел минимум 3 парика:

  • черный надевают утром;
  • коричневый носят днем;
  • белый – для торжественного вечера.

Если в гардеробе не было светлого головного убора, парик темного цвета обильно пудрили или присыпали обычной мукой. А вот простолюдинам приходилось сооружать себе парики из любых доступных материалов: хвосты собак и лошадей, шерсть овец и коз, сушеная трава, конопля.

Натуральные волосы очень ценились. Их даже срезали с головы казненных преступников, а обладатели густой шевелюры завещали свои локоны близким после смерти.

Вопрос гигиены

Если вернуться в прошлое и проанализировать, зачем раньше носили парики мужчины и женщины, можно найти еще одну вескую причину любви к этим аксессуарам. Вши были серьезной проблемой человечества до ХIХ века, поэтому люди избавлялись от собственных волос и тем самым решали вопрос гигиены. И хотя эти мелкие паразиты заводились даже в искусственных шевелюрах, избавиться от них было намного проще – достаточно было прокипятить парик.

История париков в Российской империи

Все знают, что моду на парики привез Петр I, который и сам носил простую короткую модель стоимостью 5 рублей (очень бюджетный вариант по тем временам). Русским женщинам европейские новинки сразу пришлись по душе, чиновники нехотя смирились с необходимостью носить искусственную шевелюру, духовенство восприняло нововведение в штыки. Но то, что парику в России быть, уже ни у кого не вызывало сомнений.

Петр решил организовать собственные парикмахерские мастерские, чтобы не зависеть от импорта. Производством париков занимались крепостные мастера, которые стали называться тупейными художниками.

парики в российской империи.jpg

В 1730-е годы Бирон вводит в России немецкую моду на более простые парики. На смену пышным конструкциям приходит «прусская коса». А уже при Екатерине II мужчины начинают носить «крысиный хвостик», обмотанный черной лентой.

Парик был также частью армейского обмундирования, но он требовал ухода, что в условиях военных походов было невозможным. Фаворит Екатерины, Григорий Потемкин предложил упразднить правило ношения париков в российской армии, и от этого аксессуара отказались. Но мода на парики продержалась вплоть до конца XVIII века.

Наши дни

После 200-летнего перерыва парики вновь реабилитировались и вернули свою популярность. Благодаря синтетическому буму в XX веке искусственные волосы стали не только доступным, но и весьма удобным решением для женщин и мужчин.

В 1957 году японским ученым удалось создать легчайшие волокна из водорослей, которые окрестили «новой шерстью» и дали название – канекалон. С этого момента началась новая история триумфа париков. В 70-х парики из канекалона вышли на мировой рынок и стали бестселлерами, а в 90-х американские супер-звезды использовали их для того, чтобы вдохновлять женщин всего мира на смелые эксперименты с внешностью.

новый коллаж.jpg

Сегодня люди покупают и носят парики по самым разным причинам – скрыть отсутствие собственных волос, замаскировать последствия химиотерапии, кардинально изменить внешность, подчеркнуть свою индивидуальность. Не важно, как далеко заходят технологии, человек всегда будет стремиться к прекрасному. А значит парики вряд ли потеряют свою актуальность.

Читайте также: