Кто отрезал волосы рапунцель

Опубликовано: 23.04.2024

Скрытые послания, странные теории фанатов, лучший косплей от актрисы из "Гарри Поттера" и очень много вопросов о волосах

История о блондинке с очень длинными волосами, которая почти до совершеннолетия просидела в скрытой от чужих глаз башне под приглядом злой ведьмы, а потом вырвалась на волю и разом обрела друзей, любовь и родителей, вышла на экраны в 2010 году. Этот мультфильм стал 50-м по счёту полнометражным проектом компании "Дисней" и первым, который показал нам новую принцессу при помощи трёхмерной анимации (до этого все они были плоскими, двухмерными).

В оригинале мультфильм называется "Tangled", что можно перевести как "Запутанный", "Замысловатый", а может даже и как "Всё сложно". Наши переводчики не прогадали, вынеся в название имя главной героини и отсылку к оригинальному названию - "Рапунцель: Запутанная история".

И хотя она выглядит классической весёлой сказкой о диснеевской принцессе, Книговод готов приоткрыть для вас некоторые её тёмные и странные стороны.
Отнеситесь к этому как к безумным фактам и оцените их сами.

1. В сказке Рапунцель попала к ведьме из-за капризов своей матери и всю жизнь носила имя, напоминающее о её проступке

Фото - pixabay.com

Сказка братьев Гримм даже в детском изложении, которое в наше время известно больше, чем оригинал, рассказывает историю героини совсем по-другому. Обычные муж и жена жили в обычном доме, вот только из окна у них был виден дивный сад, в котором росло много всего замечательного. Как-то раз женщина заметила, что там есть грядка с рапунцелем, и непонятно с чего страстно захотела отведать этой вкуснотищи. Мужу пришлось тайком лезть через ограду к соседям, чтобы угодить супруге. В первый раз всё прошло благополучно, но салат оказался таким вкусным, что мужа отправили за добавкой. Когда он на этот раз попался соседке-ведьме, то испугался так сильно, что согласился отдать ей будущую дочь. Ведьма назвала новорождённую девочку Рапунцель и забрала себе.

А если вы зададитесь вопросом, что же это за рапунцель такой непонятный, так у нас это растение больше известно как колокольчик репчатый. Выглядит, как на фото вверху, но едят у него не цветы, а корни. В средневековой Европе рапунцель выращивали почти в каждом крестьянском огороде. Мясистые корни варили, как репу, делали гарнир. Более мелкие строгали в салат и наслаждались сладковатым ореховым привкусом.

2. Оригинальная сказка вообще страшная и жестокая

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

Случайно наткнувшись в лесу на загадочную башню, принц начал захаживать к милой девушке довольно часто. Дошло до того, что Рапунцель забеременела, и ей стало тяжело поднимать ведьму в башню на своих волосах. Когда же она неосторожно пожаловалась на это своей опекунше, злая старуха отрезала ей волосы и выгнала босую в лес. Принц на следующую ночь, как и герой мультфильма, повёлся на спущенные сверху волосы, влез в башню, но нашёл там только колдунью вместо любимой.

Та жестоко высмеяла его, наговорила гадостей и столкнула вниз, аккурат в колючие кусты, которые выкололи ему глаза. После этого принц долго бродил по свету слепым калекой и побирался, пока случайно не встретился с Рапунцель, у которой к тому времени уже росло двое замечательных близнецов. Девушка в горе бросилась ему на шею и разрыдалась, и эти чистые слёзы раскаяния невинной души вернули ему зрение.

3. Душевная деталь, на которую вы почти наверняка не обратили внимания

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

Помните одну из самых красивых сцен мультфильма, когда Рапунцель и её спутник плывут на лодке среди массы горящих фонариков? В какой-то момент девушка подхватывает один из них, не давая ему упасть в воду, и подбрасывает вверх. Но это не случайный фонарик! Посмотрите на рисунок сбоку. Это знак королевского дома, и он нарисован только на одном фонарике - том самом, что запустили лично король с королевой.

Эта маленькая деталь, рассчитанная на внимательных зрителей, намекает нам, что несмотря на разлуку, члены королевской семьи всё равно найдут друг друга и узнают среди тысяч других лиц.

4. И ещё одна - для любителей отсылок к другим мультфильмам

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

Когда Рапунцель и Флинн Райдер изучают атлас, чтобы понять, как добраться до места, где проводится фестиваль фонариков, вокруг них лежит много других раскрытых книг. Если вы присмотритесь повнимательнее, то разглядите там истории о Русалочке, Спящей красавице и Красавице и чудовище. Так что можно сказать, что Рапунцель выросла на сказках о своих коллегах.

5. Люк, я твой отец! (с)

Кадры из мультфильма

Ладно, это была дурацкая шутка. Но вы даже не представляете, сколько в Интернете гуляет безумных теорий о родственных связях героинь диснеевских мультфильмов. Одну из них даже подтвердил режиссёр "Холодного сердца": "Да, родители Анны и Эльзы отправились в гости на свадьбу (возможно, Рапунцель и Флинна) и попали в кораблекрушение. Однако они выжили - их выбросило на необитаемый остров, где они построили дом на дереве, родили сына (Тарзана) и были съедены гепардом. А когда их корабль затонул и оказался на дне океана, там его нашла Ариэль".

Некоторые фанаты приняли эти слова за чистую монету и теперь всерьёз рассуждают о связи всех диснеевских героев в некой мета-вселенной, придуманной кинокомпанией. На самом деле, создателям мультфильмов просто надоело комментировать странные предположения. Согласно одному из них, Рапунцель вообще является двоюродной сестрой Анны и Эльзы.

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

Другие поклонники считают, что ведьма, державшая Рапунцель в башне - это непонятным образом спасшаяся колдунья из "Белоснежки". Обоснование? У них обеих был кинжал! Кто сказал, что этого мало? Добавьте одержимость вечной молодостью и подумайте ещё раз.

6. Появление на чужом празднике

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

А вот это, кстати, интересно. Вам не кажется, что гости на коронации Эльзы сильно напоминают главных героев "Рапунцель"? Они живут в соседнем королевстве? Или действительно родственники.

7. Очень странные волосы

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

Оценив высоту башни, специалисты пришли к мнению, что волосы Рапунцель достигают в длину не меньше 21 метра. Такая шевелюра должна весить примерно 25 кг. При нормальной скорости роста волос такую длину надо было ждать лет 140-170. А если ей всего 18 лет, то расти волосы должны были со скоростью не меньше 10 см в месяц (или даже больше, если она уже давно втаскивала "матушку" в башню тем же способом).

Хорошо, пусть это сказка, и волосы "просто волшебные". Но как она сохраняет их чистыми? Нам показали, как Рапунцель устаёт от их расчёсывания, но как она их моет? Сколько шампуня на это требуется? Кто таскает такую массу воды наверх башни? Как вообще это происходит? Попробуйте представить.

8. Полумна играет в "Рапунцель"

Страшная сказка-оригинал и другие необычные факты о

Эванна Линч, актриса, сыгравшая в фильмах о Гарри Поттере Полумну Лавгуд, в настоящее время успешно участвует в американской версии шоу "Танцы со звёздами". В конце октября она со своими партнёром станцевала джаз под песню из мультфильма о Рапунцель. И это, наверное, самый интересный косплей к этому мультфильму, какой можно придумать.

(Если вы хотите увидеть этот танец, ищите на "Ютьюбе" ролик под названием "Evanna & Keo’s Jazz – Dancing with the Stars").

А вам нравится история Рапунцель в изложении "Диснея"?
Напишите в комментариях!

Cosmo.ru

FB VK OK Link


Существует несколько версий сказок о Рапунцель, но у всех есть общая черта: главная героиня — это красавица, запертая в башне. Некоторые исследователи фольклора считают, что одним из прототипов знаменитой красавицы была святая Варвара, о которой впервые рассказал итальянский духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда» Иаков Ворагинский.

Роскошные покои в неприступной башне: детство Варвары

Варвара родилась в III веке в городе Илиополе Финикийском в семье богатого аристократа Диоскура. История реальной женщины во многом совпадает с судьбой Рапунцель, но когда появляются отличия, становится понятно: настоящая жизнь часто оказывается страшнее самой пугающей сказки.

FB VK OK Link


Рапунцель заточила в башне злая колдунья, для которой волшебные волосы девочки были способом сохранять вечную молодость. А вот Варвару запер собственный отец. Почему? Он счел, что дочь слишком красива и никакие мужчины, кроме него, не должны ее видеть. Мать Варвары умерла, когда та была совсем малышкой (привет, Дисней!), и никто не мог помешать Диоскуру распоряжаться судьбой ребенка.

Развлечений у девочки было мало: людям входить в башню лишний раз запрещали, а еду и одежду она поднимала в свою комнату на веревке в корзине. Варвара проводила дни, сидя у окна и размышляя: кто мог создать столь прекрасный мир, открывающийся ее взгляду? Воспитатели рассказывали ребенку о языческих богах, но они казались Варваре слишком простыми и похожими на обычных людей, чтобы создать такое множество сложных и непостижимых вещей.

FB VK OK Link

Новая вера: как Варвара приняла христианство


Есть разные версии того, как Варвара пришла к христианству. Согласно одним отец в конце концов разрешил ей выходить из башни. Варвара наотрез отказывалась выходить замуж за сватающихся к ней аристократов, и Диоскур решил, что общение с другими людьми поменяет настрой девушки. Так Варвара встретилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

В другом варианте истории незнакомец подложил в корзину с едой книгу со священными текстами, и Варвара, прочитав ее, уверовала в Христа. Крещение хитроумная девушка организовала сама: прикинулась больной и попросила прислать к ней доктора, и под видом медика к ней пришел священник.

О том, что дочь стала христианкой, Диоскур узнал случайно. Мужчина затеял стройку купальни, но уехал, оставив рабочих без присмотра. Девушка велела им внести изменения в план отца: сделать три окна вместо двух. Житие Варвары гласит, что на мраморе, которым была обложена купальня, будущая святая начертила крест, и он отпечатался на камне. На полу же остался след ноги девушки, а из него забил ключ с исцеляющей водой.

FB VK OK Link

Вернувшись и обнаружив самоуправство дочери, Диоскур потребовал объяснений. Девушка ответила, что окна символизируют Отца, Сына и Святого Духа — три лица единого Бога, которому следует поклоняться. Разгневанный отец в ярости набросился на Варвару с мечом, однако ей удалось убежать и спрятаться в пещере в горах.


Диоскур принялся искать дочь. Выдал беглянку один из пастухов, заметивший ее укрытие. По легенде он был за это наказан: его овцы превратились в саранчу, а сам он — в камень. Но Варваре это уже никак не помогло: отец схватил девушку и притащил ее домой. Варвару сильно избили, а потом заперли и морили голодом, принуждая отречься от новой веры. Но сломить христианку не удалось.

Тогда Диоскур отвел дочь к правителю города Мартиану. Тот приказал пытать женщину: ее бичевали воловьими жилами, раны растирали грубой тканью и солью, опаляли тело огнем. После этого Мартиан приказал провести избитую Варвару без одежды по городу, однако ангел прикрыл ее наготу одеяниями из света.

FB VK OK Link

Так как Варвара отказалась отречься от веры, ее приговорили к казни. И если колдунья отрезала Рапунцель только волосы, то отец, заперший собственную дочь в башне, отсек ей мечом голову. По легенде после этого в него ударила молния – и мужчина превратился в горстку пепла.

Превращение жития в сказку: как это произошло?

Нигде в рассказах не говорится о длине волос Святой Варвары, хотя они сами упоминаются: за них отец тащит девушку в тюрьму, их он наматывает на кулак, чтобы отрубить дочери голову. Но откуда же взялась коса, по которой возлюбленный Рапунцель забирался в башню?


Исследователи фольклора считают, что многометровые локоны были заимствованы из персидского эпоса «Шахнаме»: в одном из сюжетов красавица Рудабе спускает свою косу, чтобы по ней в окно к девушке мог забраться юноша Заль. Их встреча заканчивается незапланированной беременностью, однако родители возражают против брака, ведь Заль — перс, а Рудабе — вавилонянка. Однако заканчивается все хеппи-эндом: астрологи предсказывают, что сын Рудабе и Заля покорит мир.

FB VK OK Link

В 1698 году свою историю Рапунцель написала француженка Шарлотта-Роза де Комон де Ла Форс. Шарлотта была романисткой, поэтессой и сказочницей, известной во французском свете не только своими произведениями, но и любовными похождениями.

В 1697-м из-за многочисленных скандалов и сплетен женщину отправили в бенедиктинский монастырь в Герси-ан-Бри под угрозой лишения королевской пенсии. Ходили слухи, что Людовик XIV, «король-солнце», сделал это после того, как заподозрил, что мадемуазель де Ла Форс спит с его сыном.

В сказке Шарлотты «Персинетта» фея выменивает главную героиню у матери на пучок петрушки и селит девочку в башне из чистого серебра. Услышав пение девушки, крепость находит принц и по косам Персинетты забирается в ее покои. Пораженный красотой, он просит девушку выйти за него замуж, и та соглашается. Однако юноша не спешит отвезти ее к родителям, а лишь приходит каждый вечер, чтобы заняться с Персинеттой сексом.


FB VK OK Link

Вскоре фея догадывается, что ее подопечная беременна. Она обрезает Персинетте волосы и отвозит ее в хижину на берегу моря, где и бросает. После этого волшебница наказывает принца: спускает ему косы, а когда он поднимается по ним, говорит, что возлюбленную юноша больше никогда не увидит. Отчаявшийся мужчина бросается с башни, но не погибает, а лишается зрения. Конец у сказки Шарлотты счастливый: скитающийся по свету принц встречает Персинетту и детей, и слезы девушки возвращают ему зрение.

Можно предположить, кто был прототипом феи в сказке Шарлотты: вероятно, так отправленная в изгнание женщина изобразила Людовика XIV. В отличие от следующих интерпретаций истории фея не была злой: она обеспечила девочке в башне роскошную и интересную жизнь, а в конце концов, тронутая преданностью влюбленных, на роскошной карете доставила их к родителям принца.

В 1812 году произведение мадемуазель де Ла Форс переработали братья Гримм. Изменения были незначительны: фея превратилась в злую ведьму, роскошные покои в башне с книгами и изысканными яствами — в крохотную убогую комнатушку. Также в сказке братьев Гримм принц не пытался покончить с собой от горя — его выталкивала из окна старуха. А вот финал немецкие писатели сохранили: в конце концов семья воссоединилась и зажила счастливо.

Трагическая история Варвары проделала длинный путь, прежде чем стать всем нам известной анимационной сказкой о Рапунцель. Однако какую бы версию — оригинальную или одну из промежуточных — мы ни рассматривали, становится понятно, почему Диснею пришлось поменять столько деталей. Житие святой — совсем не то, что понравится детям. Однако взрослым полезно знать, что стояло за милой сказкой: иногда стоит вспомнить, какой была настоящая жизнь ее персонажей.

Внимание! Данная статья может содержать спойлеры, как небольшие, так и серьёзные, но я постараюсь по минимуму, чтобы у вас было желание посмотреть мультсериал самим!

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 1

Вступление

Хочу начать с того, как мультсериал взаимодействует с оригинальным фильмом, он дополняет, расширяет лор, а некоторые места в фильме он объясняет, к примеру: вам никогда не хотелось знать откуда Матушка Готель знает песню активации волшебных сил волос Рапунцель? НО также сериал бережно сохраняет, то прекрасное и немного беззаботное чувство, что нам подарил фильм, до определенного момента. Мультсериал стартовал с часового эпизода 2017 года, он же пилотный эпизод, «Рапунцель: Скоро счастлива навсегда», серия не сильно поражает сюжетом, но её главная задача показать новую жизнь старых героев и познакомить с новыми. Рапунцель теперь принцесса и ей надо учить этикет, чтобы соответствовать высокому статусу, но для неё это все в новинку и ей просто сложно. К тому же на приеме её возлюбленный Юджин делает ей предложения руки и сердца, чтобы сковать их вместе навсегда. Но Рапс недавно вышла за пределы башни и хочет по путешествовать и узнавать мир, а не сидеть в замке занимаясь королевскими делами. Она с помощью своей фрейлины, Кассандры, сбегает и уведя неизвестные до сели чёрные камни дотрагивается до них и её волосы магическим образом отрастаю, на этом и держится основной сюжет им предстоит узнать, что это за камни и откуда они в Короне, чтобы узнать скрытую силу волос.

Персонажи

Юджин Фицерберт aka Флин Райдер

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 2


Второй по значимости персонаж истории, но начну я с него. Из мультфильма «Рапунцель: Запутаная история» нам известно, что он был сиротой, рос в приюте, там он находит книгу о «Флине Райдере», который был сказочно богат и не в чём себе не отказывал. Юный Юджин хотел также жить и это желание подбило его на путь вора, где он встречает своего лучшего друга Ланса Туголука (его в полнометражке не было, это чисто сериальный персонаж). Когда он убегает от стражников он и встречает Рапунцель. Теперь пришло время поговорить о характере. Когда мы впервые встречаем его он предстает алчным, высокомерным и эгоистичным. Постепенно Рапунцель растапливает сердце Флина и мы узнаем настоящего его, данный персонаж полюбился зрителям, он шутит, он веселый, он мил с Рапс, но тут вылезает проблема, которая перекачивала в сериал и которой не было видно в фильме из-за его хронометража. Он может просто надоедать постоянными шутками и подколками, ведь это не полуторачасовой мультфильм, а мультсериал, где около 21 серии в сезоне по 25 минут, плюс спец эпизоды по 40-45 минут. Претензий к создателям, нет. Они отлично перенесли образ из фильма в сериал.

Рапунцель

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 3

Главная героиня. Её новорожденной похитила Матушка Готель, из-за того, что силы цветка перешли в волосы Рапс, а если их отрезать, то локон терял магические силы. Она 18 лет провела в башне, пока не встретила Флина Райдера. Теперь о характере и сериале. Рапунцель милая, общительная девушка, которая видит хорошее в каждом и поможет, если её попросить об этом. И вот с характером и её невинностью связан основной сюжет, представьте: как такую милую девушку, которая 18 лет жила в башне отправили в реальный мир! Она будущая королева, но она даже не знает этикет, не знает, как управлять государством её тяжело, но это закаляет её характер и волю. Серия «Королева на день» (S1EP16), на Корону (государство Рапунцель) идет сильная метель, снегопад, а её родители уехали, она за главного в королевстве и вот к ней приходит Вэриан, её друг и просит пойти с ним помочь ему, помочь его отцу, и тут перед Рапунцель встает серьёзный выбор, что делать? Пойти помочь другу и бросить королевство и всех его жителей, но спасти отца Вэриана или остаться и спасти королевство, но не отца друга.

Кассандра

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 4

Фрейлина Рапунцель и её телохранитель. Она смелая, жёсткая, решительная, любит собирать оружие и немного дерзкая. Настоящих родителей мы не знаем, но у неё есть приемный отец Капитан гвардии, который с детства обучал её премудростям гвардейца и у Кэсс появилась цель стать гвардейцем, чтобы отец гордился ей. Кассандра была для Рапунцель, как старшая сестра и это было видно, что она заботится и переживает о ней, хоть иногда и грубит. Но отношения с Рапс нельзя назвать идеальными это видно по эпизоду «Проверка на храбрость» (S1EP04), когда проходила «Битва храбрецов» для Кассандры это было важно, она хотела продемонстрировать всем, что она больше чем просто фрейлина принцессы, но Рапунцель восприняла это все как шутку и вмешалась от чего все внимание, которое так жаждала Кассандра перешло к ней.

(Эта песня из второго сезона, но отчётливо символизирует ситуацию)

В конце они померились, но осадок остался и набирался по ходу истории, я бы привел ещё примеры, но не хочу больше сполейрить. А от финального твиста второго сезона я до сих пор отойти не могу!

Вэриан

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 5

Милый парнишка, интересующийся алхимией, которого так часто задевала судьба, что он устал быть хорошим и решил быть более коварным, чтобы добиться своего силой. По началу к нему приходят Рапунцель и Кассандра, чтобы узнать секрет волос, он пристает перед нами как мальчик, интересующийся наукой и изобретениями без злых помыслов. Серия за серией мы видим, как его сердце наполняется злобой. Начинается это с малого, с эпизода «Большие научные надежды» (S1EP08), Кассандра готовит замок к научной выставки, но её отцу нужен ещё один стражник для охраны важного гостя. Он разрешает стать Кассандре на время стражником, если она выполнит все работу по замку, она соглашается. Вэриан придя на выставку, встречает Кэсс и просит её стать ассистентом в показе изобретения на сцене, она соглашается, но только, если он подготовит замок с помощью своих изобретений. И когда приходит очередь Вэриана продемонстрировать свою машину, Кассандра не приходит сразу. Она долго мечтала работать стражником, чтобы ею гордился отец и она не может его подвести и бросить свое задание, но как же её друг. В конце все закончилось благополучно, но такие моменты ожесточают сердце юного алхимика и добивает его, то что из-за экспериментов с чёрными камнями, его отец оказался в них заперт, а Рапунцель, которая говорила, что готова всегда помочь не пришла.

Король Фредрик и королева Арианна

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 6

Родители Рапунцель, про мать особо нечего сказать, разве что она в молодости напоминала свою дочь и у неё есть сестра. Король, здесь уже интересней. Представьте себе такую ситуацию у вас пропала дочь и через 18 лет она возвращается, но уже взрослая и влюблённая в бывшего разбойника, который ещё недавно украл корону вашей супруги, ваши действия? Фредрик очень дорожит Рапунцель и иногда перегибает палку, ставя к ней гвардейцев, которые её от себя и на шаг не отпускают. Понятное дело Рапс это не нравится, и она от них сбегает, расстраивая отца. А когда появляется серьёзная угроза он вообще запирает её в башне, чтобы уберечь свое сокровище, так же как делала Матушка Готель

Обо всём в мультсериале

У вас мог возникнуть такой вопрос, а есть злодеи, которые с самого начала были таковыми? Да, есть. Но проблема в том, что фактически они бесполезны и мало как нас будут интересовать, бандиты в мультсериале, это как кочки на дороге, они нас задержат, но не оставят. Только во втором сезоне начнут появляется уже серьёзные препятствия у наших героев. Также хочу отметить, не то чтобы проблему, а проседающие по сюжету серии. Это филлеры, привет фанаты «Наруто», да серий немного, но и этот сериал не обошла данная проблема. Есть в нем и отсылки к фильму, а особенно эпизод «Рапунцель: день первый» (S2EP16), это сплошная отсылка. Рапунцель теряет память до того момента, когда она ещё была в башне, но вместо Юджина с ней Кассандра. Есть у многих вопросы к выбору визуального стиля. Не всем нравится современный стиль западной анимации и «Disney Television Animation» не стали исключением, но как по мне визуальный ряд красив и проработан на уровне. Не так легко перенести 3D персонажей в 2D мир и всем угодить. Музыка. Она здесь просто прекрасна. Над музыкой работал Алан Менкен, который написал песни для оригинального фильма, и Гленн Слейтер. Мультсериал про Рапунцель, Юджина, Кассандру и остальных один из лучших сериальных продолжений полного метра от Disney, он не идеальный, но точно хорош и двигает глобальный сюжет, как самого себя, так фильма.

Заключение

«Рапунцель: новая история» - это тот мультсериал, который подойдёт и фанатам, и людям, что смотрели полнометражный мультфильм и он им понравился. Здесь за цветной обложкой скрыто больше чем может показаться на первый взгляд, вы сами удивитесь, если сначала вы смотрели, то в телефон, то в экран с сериалом, а под конец вас будет не оттянуть. Вы будете удивлены, шокированы, растроганы и просто приятно проведёте время в компании этого мультсериала, просто дайте ему шанс.

Рапунцель: новая история. Дружба и предательство . - Изображение 7

Работа: Qur Art

Спасибо, если дочитали до конца! А для, тех кто смотрел, третий сезон стартует 7 октября, до встречи здесь или в моём twitter.

Полина Тыричева

Сериал был. хм. как бы помягче. не самой удачной идеей. Сейчас разберем, почему.

В фильме Рапунцель лишается своих длинных волос, что как бы показывает не только внешние, но и душевные изменения персонажа. И блин, в сериале ей вернули волосы!
Много ли от этого пользы? Нет.
Много ли вреда? Нет.
Итог: действие это максимально бессмысленно, но вся мораль и душевная драма тем самым обнуляется. И это плохо.

Еще мне не нравится графон. Не, бывало и хуже, но создатели могли бы вложить побольше денег в проект. Но это не особо критично, так что давайте дальше.
Сюжетные дыры.
А их, я скажу, тут немало! К примеру: в пилотном эпизоде нам дали понять, что Рапунцель хочет выйти из замка, хочет свободы слова и действий - дешевенький конфликт, но ок, допустим. Как известно, она и Кассандра сбегают, и волею обстоятельств у Рапунцель вновь вырастают волосы. Ок? Ок.
Так почему в следующих сериях об этом конфликте ни разу не упоминалось? Куда это всё делось? Из этого следует вывод, что конфликт был придуман просто ради конфликта, для обстоятельств роста волос, НАДО ЖЕ ИМ КАК ТО ИГРУШКИ ПРОДАВАТЬ. Это большой сценарный ляп, господа. Так дела не делаются.
Из этого же русла, кстати, вытекает ещё одна проблема: в фильме из магии был только волшебный цветок, из-за которого случился сюжет. А в сериале у нас волшебные камни, всякие духи и ведьмы, и так далее и тому подобное. Откуда эта магия? Мне казалось, речь шла об обычных людях из обычного королевства, а не а волшебных принцессах борющихся с самостоятельно растущими камнями.
И камни. ПОЧЕМУ НИКТО НЕ СКАЗАЛ КОРОЛЮ О КАМНЯХ? ПОЧЕМУ ЭТО НИКОГО НЕ ВОЛНУЕТ КРОМЕ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ? ПОЧЕМУ КОРОЛЬ САМ НЕ ВЫБИРАЛСЯ ИЗ ЗАМКА И НЕ УЗНАЛ О НИХ? Это так не работает, такие сюжетные дыры - просто позорище. Возможно вы скажете, что я такая придирчивая, и возможно я даже с вами соглашусь, но вопрос остается - так или иначе, король должен был обо всём узнать, тем более что эти камни к замку направляются.
И это я назвала только самые очевидные ляпы, другие вы и сами можете поискать, а мы дальше идем.
Озвучка - . на удивление норм, но я всё же посмотрю в оригинале.

Но при всех этих минусах у сериала есть и плюсы - неплохая анимация, больная, но всё же мораль, более-менее приятные герои и неплохое музыкальное дополнение. Let me make you pround вы ещё нескоро забудете, это точно.

Итак, подведем итог о сериале в целом:
Средне нормальное такое шоу, которое можно посмотреть под предлогом "ну если нет более важных дел, то пойдет". Это знаете, из разряда "если вы никогда о нём не узнаете, то вам ничего не убудет; но если вы его смотрите, то пусть".
В итоге - сериал норм, но я бы по нему не фанатела так сильно

Полина Тыричева

Раз уж на то пошло, разберем персонажей.
Начнём с Рапунцель.

Если оценивать её по 10-балльной шкале, я бы дала ей 6-7. Она - типичный подросток - дикая, весёлая, ищет себе друзей и пытается всем помочь. Она упрямая, иногда даже слишком. И знаете, иногда это всё раздражает, очень, ОЧЕНЬ сильно. Но благо, такое случается нечасто, так что допустим. Дело в другом: я не могу простить ей то, что она отказала Юджину (возможно потому, что мне трудно обьяснить её отказ логически; посмотрите сами, мы комментарием выше это обсуждали). Этот поступок мог разбить ему сердце, а она. ушла в лес от нефиг делать вместе с человеком, который всей душой терпеть Юджина не может. ДА ЧТО ОНА ВООБЩЕ СЕБЕ ПОЗВОЛЯЕТ?! И я даже не о Юджине, не, кто вообще позволил ей выходить из замка ночью никого не оповестив, с охраной в виде Кассандры? Она - принцесса, наследница трона, но такая бесбашенность для неё - просто непозволительна.
Но при всех этих минусах у Рапунцель всё равно не получается меня выбесить. Я смотрю сериал, и мне не удается заскучать. Плюс ко всему - Рапунцель неплохая ролевая модель для маленьких девочек.

КАССАНДРА
А вот кто меня реально разозлил, так это Кассандра.
Я сейчас просто сижу и не могу вспомнить, какую она принесла пользу для сюжета. ..Ну, она..затащила принцессу в лес. и они там чуть не умерли..и..и..в другой раз Кассандра. чуть не покалечила принцессу..за 1 место в конкурсе. и..и. потом, когда речь зашла об ответственности. она попросила не выдавать её (сама честность, да?)..и. и..
ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ 20 СЕРИЙ ЭТИХ МУЧЕНИЙ.
Я всё могла бы ей простить, будь у Кассандры, что предложить мне помимо. На первый взгляд этот персонаж не оскорбляет своим присутствием, но если вдуматься, пользы (во всех смыслах этого слова) она не принесла НИКАКОЙ. Ещё и постоянные придирки, подколы и острый язык - я просто не могу это выносить.
Но людям она нравится. Почему? Не знаю. А от меня ей 2/10

ЮДЖИН
А вот он - мой любимый персонаж. Он - умный, хитрый, красивый, добрый, верный дружбе и заботливый. И на последнем давайте остановимся и разберёмся.
Итак, Рапунцель отказала ему и не приняла предложение. Я честно думала, что его сердце будет разбито, что он обидится и всё такое, но. нет, этого не случается. Он не винил её, не приставал с расспросами, он просто принял это - на мой взгляд, благородный поступок. Когда Рапунцель скрывала от него, как волосы отрасли вновь, он не кричал, не злился и не обижался, он снова принял это. Он честно пытался помириться ради неё с Кассандрой; он никогда не врал Рапунцель, а в тот единственный раз, когда соврал, нашёл в себе силы сознаться и не побоялся последствий. Я люблю его именно за это (ну, и за то, что он - единственный источник юмора).
Жаль только, что создатели отодвинули его на задний план; а если даже создатели о нём забыли, то фанаты - и подавно. А жаль. 8/10

ВЭРИАН
Я честно не знаю, что сказать.
С одной стороны - это типичная ролевая модель подростка: красив, умен, харизматичен, ссорится с отцом - ну вы понимаете, о чём я. Типичный сборник клише. Но с другой стороны, все эти клише очень качественно поданы, и Вэриану никак не удается меня выбесить. Он второстепенный персонаж, но за ним приятно наблюдать, даже приятнее, чем за главными героями. Отсюда вытекают как плюсы, так и минусы этого персонажа.
И ведь я прекрасно понимаю, что он - второстепенный и малополезный герой, но мне всё равно хочется за ним наблюдать. Я не знаю, как это работает, но факт остается фактом. 5/10

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

В одном из интервью Глен Кин, аниматор и исполнительный продюсер мультфильма о Рапунель, сказал следующее:

«Для меня эта история начинается с духовной основы. В самом начале вы видите каплю, падающую с Небес. Для меня эта истина в послании ап. Иакова (глава 1, стих 17), в которой говорится: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов». И эта истина состоит в том, что в конечном счете есть этот удивительный источник жизни, красоты и трансформации, и это божественный источник. Это то, во что я лично верю в своей собственной жизни. И в персонажах, которых я анимировал, я всегда пытался отразить мою собственную духовную жизнь. Преображение Зверя в «Красавице и чудовище» было в значительной степени отражением преображающей силы Христа в нас. Фильм «Рапунцель» тоже говорит об этой идее, что Рапунцель имеет этот удивительный источник внутри нее, и даже когда она чувствует, что потеряла эту силу, любовь - это то, что ее открывает».

Как видим, сами создатели фильма заложили в него духовный смысл. А нам остаётся только раскрыть их идеи более подробно.

Солнце, капля и цветок

«Начинается эта история с Солнца».

В контексте слов Глена Кина понятно, что Солнце символизирует Бога. От солнца зависит всё живое на земле, поэтому оно является главным символом невидимого Бога как первопричины всего сущего.

Видеть солнце означает непосредственно созерцать сущность вещей, истину.

Капля света, в отличие от привычных солнечных лучей, это необычный символ, указывающий на нечто более концентрированное, чем просто свет. Капля света – это как бы солнце в миниатюре, уменьшенная копия солнца, частица света, пожелавшая воплотиться в природе.

Король и королева

Королевство, эмблемой которого является солнце, очевидно, служит истине. Иерархия королевства отражает различные аспекты Бога и реализует их в социуме. Король и королева – это совершенный союз, образ Бога как андрогинного существа.

Так же, как Бог является для природы первопричиной тех законов, по которым она функционирует, так же и король является законодателем для общества.

«Король воплощает аспект Бога или Самости, являющийся управляющим началом в обществе. Он символизирует управляющую идею, доминирую­щую в коллективном сознании». (Фон Франц)

Стало быть, аналог короля должен быть и в индивидуальном человеческом сознании, поскольку принципы, управляющие действительностью в целом, отражаются и в каждой из ее частей.

Уместно вспомнить фразеологизм «без царя в голове»; он происходит от пословицы «У каждого свой царь в голове». Этот Царь в голове - это совокупность принципов, в соответствии с которыми мы живем и выстраиваем свое поведение. Нечто вроде супер-эго или высшего я.

Таким образом, король с королевой, мудро управляющие своим государством, это модель личности, показывающая то, кем человек должен стать. А стать он должен правителем самого себя, господином своей души, тела и всех проявлений своего существа, уподобившись самому Богу.

Рапунцель

Исходя из этого, историю Рапунцель и ее спутников можно трактовать как описание этапов внутреннего развития человека. Путь Рапунцель начинается в королевском дворце, в месте славы, и там же должен и завершиться, образуя замкнутый круг.

Игрушки, висящие над ее кроваткой, указывают на те этапы, который ей предстоит пройти. Игрушки подвешены к кругу, в центре которого находится эмблема Солнца. Это означает, что солнце как объединяющий принцип является началом и концом этого жизненного цикла. Пройдя все этапы своего развития личность должна осознать свое царственное достоинство и постичь свою внутреннюю нетленную сущность.

Сама Рапунцель – это душа, которая имеет внутри себя божественный дар, полученный от самого солнца через посредство волшебного цветка.

Важно то, что этот дар имеет два аспекта - внешний и внутренний. Внешнее проявление дара – это то, что видят все – это золотые волосы девушки. Именно волосы все, включая саму Рапунцель, считают главной ценностью. Но, как выясняется в конце фильма, подлинная ценность вовсе не в волосах. Поэтому различение этих аспектов дара очень важно для понимания смысла фильма.

Жизнь в башне

В этой сказке мы вновь встечаем мифологему забвения. Будучи похищенной ведьмой, Рапунцель забыла о том, что она королевская дочь. Так и человек, рождаясь в этом мире, как бы забывает о бытии. За-быть – значит отпасть от бытия.

Жизнь в башне – это жизнь взаперти той картины мира, которую человек получает «из вторых рук». Из рук матушки Готель, которая здесь олицетворяет социальное окружение.

Картина мира, которую она формирует у Рапунцель - это не сама действительность, а ее ложная интерпретация. Этот ложный образ мира держит человека внутри себя и не даёт познать истину. Изредка, раз в год истина проблёскивает где-то в виде огоньков, пробуждает какую-то смутную тоску и затем вновь заглушается каждодневной суетой.

Образ жизни в башне аналогичен образу платоновской пещеры, в которой живет большинство людей, не осознавая того, что они узники.

Расчесывание волос

Мать Готель использует волосы Рапунцель для своего омоложения. Что означает этот образ?

То, что любое благо, даже божественный дар можно использовать для своей выгоды. То, что, попав на землю, этот дар тут же провоцирует реакцию злых сил. То есть, если в мире возникает добро, то неизбежно появляются люди, которые будут его использовать в своих интересах. Такое значение имеет этот образ во внешнесоциальном плане.

А во внутриличностном плане он означает, что человек (или какая-то его внутренняя часть) будет использовать истину как источник для подпитывания своих ложных убеждений. Он будет отрицать свет, чтобы утверждать тьму. Также, как узники платоновой пещеры изучают тени, отрицая тот источник, который их порождает.

Но, как мы уже знаем, волосы Рапунцель – это только внешняя сторона ее дара, всего лишь полезный бонус. Стало быть, использование ее волос ведьмой – это извлечение выгоды не из самого дара, а из каких-то его побочных эффектов.

Кража тиары

Далее мы видим Флина, который крадёт тиару - корону, предназначенную для Рапунцель.

Царское достоинство Рапунцель оказывается в руках мужской фигуры. Флин – это ум. От действий ума зависит судьба души. Именно ум должен привести душу к самопознанию, а сам - стать королем, высшим Я личности.

Но пока что этот ум весьма легкомыслен. Он не сдерживается никакой дисциплиной, постоянно блуждает. Как известно, в аскетике одна из главных задач – это усмирение ума.

Кроме того, Флин вор, а это значит, что он инфантилен. Хотя у него есть устремленность к достижению своих целей, он не любит трудиться, а предпочитает брать всё готовое, как ребенок у матери.

И когда в его руках оказывается сокровище, он даже не понимает его цены. Он готов променять царское достоинство на материальные блага.

Тиара охраняется гвардейцами аналогично тому, как вход в Рай охраняется ангелом с огненным мечом. Это означает, что в психике человека есть определенная инстанция, которая не позволяет достичь блаженства без выполнения определенных условий.

То есть, проникновению Флина в королевский дворец может в реальности соответствовать, например, достижение измененных состояний сознания при помощи препаратов.

Бегство ума от возмездия совести приводит человека на истинный путь развития, к душе.

Флин находит башню

Показательно, что Флин находит башню, спасаясь от коня. А конь – это жизненная энергия вообще, а также творческая и сексуальная энергия в частности.

Часто забывают, что во время полового созревания в человеке пробуждается не только сексуальная энергия, но и дух, ум. Достижение половой зрелости - это время формирования идеалов. Именно это и означает встреча Флина с Рапунцель при косвенном участии коня: так ум пробуждается в душе, под действием жизненной силы.

Башня вообще – это амбивалентный символ. С одной стороны, она символизирует убежище и защита, т.е. женское, с другой – это символ возвышенного и мужского. В своей амбивалентности башня сближается с символом единорога. Единорог, как известно, выходит лишь к девственницам. Т.о., как в образе единорога, так и в образе башни, слияние девственно женского и мужского означает предельную одухотворенность, непорочность.

Рапунцель находит тиару в сумке

Встретившись с Флином, Рапунцель обнаруживает тиару у него в сумке. После огоньков в небе это второй предмет, который пробуждает в Рапунцель смутные воспоминания.

Но пока что Рапунцель и Флин движутся к своей цели как бы наощупь, вслепую, не понимая, зачем им это нужно.

Таверна «Сладкий утенок»

Разбойники, с которыми Рапунцель и Флин встречаются в таверне, олицетворяют те комплексы, эмоции и страхи, которые владеют нами. В аскетике эти психические структуры называются страстями. Разбойники ведут паразитический образ жизни, то есть, потребляют ресурсы, не отдавая ничего взамен. Точно так же ведут себя неосознаваемые нами комплексы и мыслеобразы, поглощая нашу энергию. Чтобы нейтрализовать их и даже заставить служить благой цели, их нужно прежде всего осознать, т.е. встретиться с ними лицом к лицу.

Стремление к мечте, которую пробуждает в разбойниках Рапунцель, это не что иное как сублимация, перенаправление низшей психической энергии в направлении высших целей; в русло творчества и самореализации.

Плотина

Открытие в себе в процессе самопознания множества новых сил порождает их внутреннюю борьбу. Ум привык заниматься своими корыстными интересами, душа хочет идти за своей мечтой, совесть постоянно осуждает, а жизненная энергия заставляет двигаться вперед.

На этом фоне неизбежно возникает внутреннее напряжение и накапливаются эмоции, которые могут затопить сознание человека. Помимо эмоций, сознание может быть затоплено и содержаниями бессознательного. Этот критический момент может иметь печальные последствия, но вместе с тем для человека это возможность лучше понять себя и наладить контакт с разными сторонами своей личности.

В мифологии потоп предшествует обновлению мира. На индивидуальном уровне такому погружению в воду, за которым следует символическое возрождение, соответствует христианское таинство крещения, после которого человек получает дары Св. Духа и новое имя.

Так и в нашем фильме Флин открывает Рапунцель свое настоящее имя, т.е. растождествляется с той маской, под которой жил раньше в обществе, а Рапунцель демонстрирует живущую в ней таинственную силу.

Этот эпизод становится началом изменения, перемены ума, которая в аскетике и психологии обозначается греческим словом метанойя.

Рапунцель укрощает коня

Следующим этапом в движении души к истине становится укрощение коня, необузданной жизненной энергии, и примирение этой энергии с умом.

Вслед за этим сразу идет сцена заплетания волос, которая имеет тот же смысл. Волосы – символ жизненной силы, так же, как и конь. В былые времена с распущенными волосами могла ходить только девушка, тогда как женщина, вступающая в брак, должна была свои волосы связывать или покрывать. Это означало укрощение и упорядочивание жизненных энергий души, их подчинение уму, олицетворением которого являлся будущий супруг женщины.

Мозаика

Если всё, что Рапунцель видела раньше – карусель с игрушками, огоньки, корона, было только смутными намёками на цель ее пути, то, попав в город, она сталкивается с прямым сообщением о своем предназначении. К паззлу добавился конкретный образ в виде мозаики, показывающий исходную точку и цель путешествия души. Но пока что Рапунцель не может соотнести все эти знаки и образы со своей внутренней тягой.

После созерцания мозаики девушкой овладевает вдохновение; она чувствует свое единство со всеми людьми в королевстве и с первоисточником жизни, с Солнцем. Это чувство она выражает в танце, подражающем движению солнца, вовлекая в него свой народ.

В лодке

Когда Юджин и Рапунцель отплывают от берега, на одном из кораблей мы видим скульптуру единорога. В данной сцене этот образ говорит о чистоте и непорочности чувств главных героев. 01:04:45

Отпускание фонарей в небо - это символическая жертва. Человек возвращает тот свет, который у него есть, первоисточнику, от которого этот свет произошел. Точно такой же смысл имеют свечи, которые зажигают в храме.

Надежда на возвращение принцессы – это надежда на то, что душа вернется к своему источнику, осознает свою неизменную сущность.

Рапунцель передает в руки Юджина корону. Она считает, что Юджин стал тем, кто ведёт к истине и кому можно доверить свое достоинство. Но, к сожалению, в перемене Юджина что-то пошло не так.

Если бы перемена действительно произошла, тогда он должен был бы найти способ вернуть корону владельцам, королю и королеве. Однако мы видим, что он так и не осознал ценности этого предмета; он небрежно отдаёт корону братьям Граббингстон, чтобы просто откупиться от прошлого. Поэтому неудивительно, что злые силы вновь овладевают им и едва не губят Рапунцель.

Инсайт

Духовное восхождение приостанавливается, в развитии личности наступает кризис, разочарование и возврат к прежнему мировоззрению. Рапунцель возвращается в свою башню. Но далее происходит потрясающий по своей эмоциональной насыщенности эпизод. 1:15:58

Погрузившись в себя Рапунцель вдруг обнаруживает, что солнце – это то, что всегда подспудно присутствовало в ее рисунках, в ее мечтах, в ее устремлениях. Паззл складывается и Рапунцель переживает инсайт.

Те новые факты, которые она узнала за пределами башни, полностью переворачивают ее картину мира. Рождается новая интерпретация действительности, более цельная и более осмысленная. Душа наконец осознаёт свое место в структуре целого, своё достоинство и свое предназначение. Ей становится ясно, откуда она произошла и куда должна прийти.

Это начало нового этапа в развитии: этапа сознательных действий. Теперь личность должна сознательно скоординировать все свои разрозненные силы – ум, совесть, жизненную энергию – и, так сказать, пересобрать себя в соответствии с новым образом. В психосинтезе это называется перестройкой личности вокруг нового центра, когда человек сознательно формирует себя, ориентируясь на идеальный образ своего высшего Я. Для Рапунцель таким новым центром становится образ принцессы.

Рецидив

Мать Готель, олицетворяющая прежние, регрессивные установки личности, идет на крайние меры, чтобы сохранить свою власть над пробудившимся сознанием.

Снова вспомним миф о пещере. Платон говорит, что если человек, познавший свет солнца вернется в пещеру, чтобы освободить других узников, те попытаются его убить. Так современники Платона поступили с его учителем, Сократом.

Точно так же люди убили и Иисуса Христа, показавшего им путь к истине. Именно к образу Христа отсылает нас смерть Юджина, его пронзенный бок, сцена его оплакивания и последующее воскресение.

Значение чудодейственных слёз Рапунцель снова разъясняет Глен Кин:

«В вас есть нечто большее. В тот момент, когда Рапунцель считает, что у нее больше ничего не осталось, она обнаруживает ту связь, идущую из вечности. В нас всегда есть нечто большее. Это, на самом деле, дар извне, который течет через нас».

Здесь становится очевидной параллель между каплей света в начале фильма и слезой Рапунцель в конце. Это открывает новые смыслы в этих образах: капля света – это слеза Бога, знак его милосердия. Слеза Рапунцель – это проявление божественной благодати.

И из этого становится понятной та радикальная мера, к которой прибегает Юджин, отрезая волосы Рапунцель. Отсекание чудесных волос - это вовсе не уничтожение дара, потому что волосы – это совсем не то, что нужно было сохранить. Дар содержался внутри Рапунцель. И для его пробуждения нужно было отсечь его внешние, несущественные стороны. Таким образом, отсечение волос – это отказ от внешних атрибутов, не относящихся к существу дара: это отказ от чудес, от выгоды, от благовидности, от всего того, что вызывает у людей привязанность и зависимость.

Заключение

Рапунцель наконец воссоединяется с родителями и получает свою корону. Однако, некоторые темы оказались в фильме не доведены до конца. Так, за кадром осталась коронация и неясно, стал ли Юджин принцем. Эпизод с шутливой кражей короны с головы принцессы создаёт впечатление, что его отношение к царскому достоинству осталось таким же легкомысленным.

Кроме того, к сожалению, все эти глубокие смыслы, которые были заложены в основу мультфильма, по коммерческим и общекультурным соображениям были смешаны с довольно пошлыми сценами и посылами вроде битья молодого человека сковородкой по голове и запихивания его в шкаф, разбойника-купидона, и прочей безвкусной шелухи.

Читайте также: