Кто имеет право носить бороду

Опубликовано: 17.09.2024



Борода - тренд последних нескольких лет. Сегодня практически невозможно встретить на улице мужчин, у которых нет растительности на лице. В городах открываются специальные парикмахерские для представителей прекрасного пола, где они могут привести свою бороду в порядок. Но некоторым мужчинам носить бороду, увы, нельзя. И на то есть веские основания.

Военнослужащим и силовикам запрещает носить бороду законодательство


Борода делает мужчины брутальным и более мужественным (в плане внешности). Казалось бы, кому еще носить растительность на лице, как не военным, истинным мужчинам и защитникам страны. На самом деле носить бороду силовикам и военнослужащим запрещено законом.

Статья 344 главы № 8 Воинского устава Российской Федерации регламентирует правила личной гигиены военных. Согласно ей, военнослужащие обязаны ежедневно умываться, стричь ногти, следить за состоянием волос на голове и. лице.

Запрет обусловлен мерами безопасности. В полевых условиях борода может стать рассадником бактерий и болезнетворных микробов. Кроме того, во время рукопашного боя или схватки растительность на лице может помешать, став слабым местом бойца. А ношение противогаза и защитных масок наличие бороды сделает бессмысленным.

Не все священнослужители могут носить бороду


Ношение бороды не приветствуется среди священнослужителей и последователей некоторых направлений христианства. Официального документа, запрещающего растительность на лице, нет.

Членам религиозной организации "Свидетелей Иеговы" и католикам не рекомендуется носит бороду по причине того, что растительность на лице имел Иисус Христос. По убеждению, простые смертные не имеют права ставить себя в один ряд с сыном Божьим.

Борода может сломать карьеру пловцов


Международная ассоциация бокса и Международная федерация «Объединенный мир борьбы» официально запретили носить спортсменам растительность на лице. Решение касается только любителей.

У пловцов такого запрета нет. При желании они могут носить бороду. Однако лишняя растительность значительно ухудшает преодоление сопротивления воды, а потому может стать причиной спортивных провалов.

Больным в реанимации нельзя носить бороду


Мужчинам, имеющим слабое здоровье и хронические заболевания, также не рекомендуется носить бороду. Это связано с тем, что они не в силах обеспечить должный уход за растительностью и уделять достаточное количество времени личной гигиене. В результате, борода становится "домом" микробов и бактерий, которые вызывают заболевания и еще больше ослабляют и без того сниженный иммунитет.

Поддерживать оборот воздуха с помощью аппарат искусственной вентиляции легких у пациентов, имеющих растительность на лице, достаточно проблематично. По этой причине, врачи часто принимают решение сбрить бороду мужчинам, поступающим в реанимацию.

Чтобы быть пилотом, нужно забыть о бороде

Не рекомендуется иметь растительность на лице и мужчинам, работающим пилотами. Дело в том, что во время возникновения экстренной ситуации борода затрудняет надевание кислородной маски на лицо. Она не прилегает плотно к коже, что ставит под угрозу не только жизнь самого пилота, но и пассажиров авиатранспорта.

Мусульман вылавливают в мечетях, вынуждая сбривать бороду


В странах Средней Азии активно борются с мужчинами, носящими растительность на лице. В Туркменистане граждан, которые, несмотря на запреты, носят бороду, "вылавливают" в мечетях и насильно заставляют сбривать растительность.

Более того, людей потряс официальный документ, который случайно просочился в Интернет. Согласно тексту письма, директор объединения «Туркменфильм» Язмурад Шадурдыев дает артисту Меляеву разрешение на ношение бороды и усов. Это исключительный случай, поскольку мужчине предстоит сыграть в историческом фильме по произведению президента. Если бы предполагалась работа в другой кинокартине, сценариста, вероятнее всего, попросили бы переписать сценарий, изменив образ героя и его описание!

К усам власти относятся терпимее. А вот длинная борода может выдать человека за исламиста и экстремиста. В некоторых регионах Таджикистана людям запрещено делать фото на заграничный паспорт, имея растительность на лице.

Интересен тот факт, что до сих пор официального документа, закона, в котором регламентирован запрет на ношение бороды, нет. Хотя власти стран Средней Азии предпринимают попытки создания такового.

В одном из городов Таджикистана у мигрантов, имевших растительность на лице и приехавших на заработки в страну, забирали документы, удостоверяющие личность. Условием возврата паспорта являлось избавление от бороды.

Растительность разрешается носить только имамам и муллам. Но длина бороды не должна превышать трех сантиметров.

Не запрещено, но не желательно


В Узбекистане официально не запрещено носить растительность на лице. Хотя и крайне не желательно. В последнее время власти страны стали более терпимыми к гражданам с бородой, понимая, что это, скорее, дань моде, а не проявление протеста и экстремистских намерений. Бывали случаи, когда футбольных фанатов обязали сбривать бороду, чтобы они могли пройти на стадион и насладиться игрой любимой команды.

Не так давно, в 2017 году Нурсултан Назарбаев, бывший президент Казахстана, заявил, что намерен на законодательном уровне запретить ношение бороды и коротких штанов. Позже политик пояснил, что имел ввиду длинную растительность на лице. К слову сказать, закон так и не был принят.

В Татарстане также идут дискуссии по поводу ношения бороды. Растительность на лице не желательна. Но граждан, носящих бороду, не вылавливают и не заставляют бриться. Представители сильного пола прекрасно понимают, какой длины должна быть борода, чтобы ими не интересовались правоохранители. Власти республики понять можно: им трудно понять, кто перед ними: хипстер, следящий за модой, или злостный исламист.

Стоит отметить, что сунниты ношение бороды и усов считают поощряемым, желательным действием. В религии имеется четыре основных школы, которые по-разному трактуют ношение растительности на лице. В одной она запрещена, в другой - наоборот, является обязательным атрибутом.

Отношение к бороде в различных религиях


В буддизме монахи подражают Будде и избавляются от растительности не только на лице, но и на голове. Это является своего родом проявлением отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Кроме того, бритая голова символизирует состояние нирваны, к которому стремится каждый последователь буддизма.

В индуизме три божества - Брахма, Вишну и Шива. Во многих источниках Брахму изображают с белой бородой, которая символизирует вечную природу его существования. Растительность также указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.


В иудаизме сбрить бороду - значит лишиться чести и достоинства. Более того, до сих пор ведутся дискуссии по поводу того, можно ли подравнивать растительность на лице.

Католическим священникам категорически запрещено иметь на лице свободно растущую бороду. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми!

В православии ситуация совершенно иная. Густая длинная борода свидетельствует о священническом статусе. С точки зрения обычаев православия, борода - неотъемлемая часть образа Божиего.

Откуда растут корни бритья, почему безбородые воины имели преимущество в бою, как борода стала считаться признаком оппозиции и должны ли военные и гражданские иметь одинаковые права на ношение усов и бороды — тема брадобрития стала актуальной для российского общества в связи с делом матроса, оказавшегося на скамье подсудимых в 1874 году за отказ сбрить бороду по религиозным соображениям.

Дело о бороде

Вследствие крайней необходимости, в «Уложении о наказаниях», некоторых преступлений, судам гражданского ведомства, при производстве уголовных дел, приходится нередко смягчать наказание до последней степени, иногда даже ходатайствовать перед высочайшей властью об отмене приговора, постановленного по всей строгости законов; присяжные заседатели поставлены бывают иногда в необходимость даже совершенно оправдывать виновных. Подобные случаи снисхождения к виновным должны встречаться и в судах военного ведомства. В этих судах, понятиями о дисциплине и субординации покрываются нередко такие проступки, которые, сами по себе, не представляют особенной важности, но, по общему духу военно-уголовного законодательства, оказываются преступлениями, требующими примерного наказания. В настоящее время, нам кажется чем-то страшным «Воинский Устав» Петра-Великого, в котором почти каждый артикул предписывает «зело лишать живота через аркебузирование»; а между тем, не только у нас, но и во всей Европе, военно-уголовные законы и теперь отличаются известной суровостью в вопросах, касающихся нарушения военной дисциплины . Вполне сознавая, что у военно-уголовных законов нельзя отнять эту отличительную их черту, потому что исполнение воинского долга основано, прежде всего, на безусловном повиновении начальству, следует, однако, сказать, что иные случаи нарушения дисциплины прямо указывают на необходимость изъятий из общих правил, или, по крайней мере, на потребность некоторого компромисса между дисциплиной и случаями ее нарушения.

Матрос Карташев был предан суду за упорное, можно даже сказать, отчаянное сопротивление приказанию своего непосредственного начальника. По смыслу военно-уголовных законов, охраняющих так бдительно и так справедливо воинскую дисциплину, едва ли может представить другое, более важное преступление. Отказываясь исполнить приказание начальника, Карташев грозил даже зарезать того, кто попытается привести это приказание в исполнение. Более наличных фактов для состава преступления, вызывающего суровую кару, по военно-уголовному уставу и не требуется; в военное время Карташев мог бы подлежать за это даже смертной казни, причем судьи, произнесшие смертный приговор, могли бы спокойно перевести ответ за него с своей совести на неумолимый и слишком требовательный закон. В чем же, однако, заключается виновность Карташева по существу? Он отказывался обрить бороду по приказанию экипажного командира, при полной, однако, готовности служить и повиноваться во всем своему начальству.

Таким образом, в настоящее время возник в судах поднятый Петром-Великим и, по-видимому, уже забытый вопрос о праве ношения бороды русским человеком. Говорим, «по-видимому», потому что на самом деле вопрос этот никогда не забывался и в настоящее время разрешается положительно как гражданскими, так и военными узаконениями.

История вопроса о бороде любопытна, и во многих отношениях довольно поучительна. Начало его, как и подобает «историческому!» вопросу, восходит к классической древности. Бритье бород было только модой у греков и у римлян. Как многое классическое, мода брить бороду была заимствована «северными варварами» у южной, классической цивилизации, пережила века, обрила бороды всех народов, приходивших на прямое или косвенное столкновение с древним миром и унаследованной от него цивилизацией и перешла, наконец, в Россию, где стала вскоре, в силу правительственных требований, в разрез с житейским условиями, а отчасти и с религиозными понятиями русского народа. Александр Македонский, предпринимая поход в Индию, узнал, между прочим, что тактика тамошних воинов состоит в том, чтоб, прежде всего, хватать своих противников за бороды. В виду такой опасности, знаменитый полководец приказал греческим воина обрить бороды и, как известно, легко стяжал себе в Индии победные лавры! Еще более, быть может, известно, что великим людям и их сподвижникам любят подражать люди заурядные, и безбородые македонские войны, совершившие чудесные походы, сделались образцом подражания как для греков, так и для римлян, заимствовавших греческую цивилизацию у побежденных ими эллинов. До возрождения классицизма, вся Европа носила бороды, не считая этого ни грехом, ни преступлением. После же пресловутой «Renaissance», когда, вместе с возрождением эллино-римских понятий, воскресло и стремление подражать всему, что носило на себе запах классического мира, чем более усиливалось классическое направление, тем все реже и реже становилось ношение бороды. Ко времени путешествия Петра заграницей Западная Европа стала уже безбородой; подражая ей, Петр решился обезбородить и всю Россию. Так как, в XVIII-м столетии, войска наши приноравливались к внешности «немецких пудренных дружин», и этот дух подражания сохранился и позже, то и ношение бород представлялось неуместным, хотя, конечно, при этом, по давности времени, и упускалось из вида, что безбородые солдаты, прежде всего, напоминают собой славную фалангу Александра Македонского. Во французских войсках ношение бороды то запрещалось, то разрешалось и постоянное на них право сохранили одни только саперы.

Официальная безбрадость имеет у нас и теперь большое значение. Не только все состоящие в регулярных войсках обязаны брить бороду, но и вышедшие в отставку нижние воинские чины обязаны не носить ее, о чем и прописывается в выдаваемых им увольнительных видах, а полиция, с своей стороны, должна наблюдать за исполнением этого правила. Точно также и чиновники гражданского ведомства не имеют права носить бород. Из всего этого очевидно, что, вопреки мнению защитника Карташева, требование со стороны командира 8-го флотского экипажа, чтоб Карташев обрил бороду, было не только вполне законно, но и исторически правильно. Подобного рода требование, по указанным выше причинам, было бы вполне законно даже и в таком случае, если б, например, кто-нибудь из государственных людей, увидя своего товарища с бородой и сославшись на «Устав о службе гражданской», т. е. на «Свод Законов», предложил ему обрить не только бороду, но кстати и усы, предоставив довольствоваться лишь бакенбардами, неподлежащими преследованию со стороны закона. Если от матроса требуется соблюдение правил, предписанных в законе, то, для точного охранения силы закона и при равенстве перед ним всех и каждого, должно требовать, чтоб не только военные, но и все гражданские чины не носили бород, как украшения, не принадлежащего их званию, хотя и данного им от природы.

Существующие у нас взгляды на ношение бороды, как на внешнее выражение каких-то особых убеждений, представляются вообще ошибочными. Бороды считаются у нас как бы особой принадлежностью раскола. Это несправедливо. Царь Алексей Михайлович, начавший уже борьбу с расколом, весьма заботливо охранял бороды и в изданном им, 6-го августа 1675 года, именном указе грозил опалой даже тем, которые «подстригут у себя волосы на голове»; а опала хотя и такого кроткого государя, каким был Алексей Михайлович, дело вовсе не шуточное, так как она намекала не только на батоги, но, при случае, и на кнут.

Считать бороды признаком какого-то либерального направления тоже неверно и, к тому же, как-то странно: бороды составляют у нас неотъемлемую принадлежность наиболее консервативных классов – духовенства и крестьянства, а также и той части нашего купечества, которая, как известно, нимало не интересуется западноевропейской модой, тем менее новейшими политическими теориями…

Некоторые гражданские начальства, как известно, недолюбливают бород у своих подчиненных, считая брадоносцев либералами. С точки зрения закона, они совершенно правы, так как ношение бород чиновниками составляет явное нарушение закона и потому, в сущности, каждый из брадатых чиновников виновен нисколько не менее, чем матрос Карташев. Разница только в том, что Карташеву не мог оказать никакого послабления его ближайший начальник, который сам был бы за это в ответе. Делая эти сравнения, мы тем более склоняемся на сторону Карташева, что он отстаивал свою бороду не ради франтовства, но из-за своих религиозных убеждений, к которым должно относиться и в данном случае, и всегда с особенной снисходительностью.

Карташев безусловно готов был исполнять все приказания своего начальника, за исключением только того, которое относилось к бритью бороды. «Если я достоин казни – сказал Карташев – казните меня, а своего закона я изменить не могу».

На судебном следствии, подсудимый заявил, что, по закону, не подобает брить бороду христианам, а кто бреет, тот называется еретиком, и когда он умрет, то по нем не поют и не читают. Вследствие этого, подсудимый и не мог дозволить обрить себе бороду.

Без всякого сомнения, упорному сохранению бород среди раскольников содействовало всего более гонение, поднятое Петром-Великим против бород. В этом убеждает отчасти и следующий факт. Из письма, писанного убежавшим из России царевичем Алексеем Петровичем, видно, что еще во время Петра-Великого православные священники, как и католические, подбривали темя. Царевич просил своего петербургского духовника, чтоб он отправил к нему заграницу священника, который, чтоб не быть узнанным, обрил бы усы и бороду, «такожде и гуменцо заростил». Так как бритье «гуменца» не возбуждало никаких преследований со стороны правительства, то этот стародавний обычай совершенно вышел сам собой из употребления даже и у раскольников.

По всей вероятности, то же самое было бы и в отношении бород, а потому и преследование их в таком случае, где приверженность к ним основывается на религиозных убеждениях, было бы совершенно бесполезно и даже вызывало бы только сопротивление со всеми прискорбными их последствиями.
Направление, полученное делом Карташева, т.е., обвинение его в неповиновении и предании за это суду, вполне правильно. Нельзя согласиться с мнением, что командир 8-го флотского экипажа должен был дозволить Карташеву носить бороду и что если б борода его стала вводить в соблазн других матросов и служить поводом к отпадению от православия, то командир экипажа, согласно 1-го и 5-го п. высочайше утвержденных правил 21-го июля 1863 года, должен бы был, не прибегая к крутым мерам, войти с ходатайством по начальству об удалении Карташева в другую часть войск – на Кавказ, в Оренбург или Сибирь, где существуют полки, постоянно носящие бороду. Такое предположение не могло быть исполнено. Обвинительная власть указала на 9-й п. тех же правил, в котором, между прочим, сказано, что, в случае нарушения раскольниками требования дисциплины, виновный предается суду и суд приговаривает его к наказанию, не входя в рассмотрение его верований. Если в такие условия поставлен даже суд, то тем менее начальник какой-нибудь военной части имеет право входить в рассмотрение религиозных верований своих подчиненных уже потому, что при этом необходимо было бы входить и в разные догматические соображения. От начальника каждой военной части требуется, чтоб подчиненные ему солдаты были без бороды, и для него этого вполне достаточно, чтоб отдать соответственное этому требованию приказание и настоять на точном его исполнении, а в противном случае предать ослушника суду. Но этот-то именно правильный ход дела и особенно последовавшее сознание самого суда, что произнесенный им над виновным приговор не соответствует существу преступления, показывают всего нагляднее бесполезность всяких полумер в подобных случаях и необходимость точного разъяснения их в общем законодательном порядке.

Само собой разумеется, что исходной при этом точкой должна быть веротерпимость до тех пор, пока она не послужила к ослаблению порядков, которыми ограждается воинская дисциплина. Если же говорить вообще о законности ношения бороды лицами, состоящими в государственной службе, то лишению ее, на основании закона, подлежит не один матрос Карташев, но и все чиновники гражданского ведомства. Необходимо, чтоб существующий общий закон исполнялся всеми; если же закон оказывается пережившим свое время, он должен быть отмене; словом, закон или должен быть исполнен, или перестать быть законом.

(Голос, № 148, 1874 год)

Подготовил Евгений Новиков

*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены

17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».



Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.



Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.



«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.



Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online

Борода и армия

Принято считать, что ношение бороды – это символ мужественности и мудрости, поэтому все чаще можно увидеть молодого человека с отращенной бородой или усами. Но что делать, если получил повестку в военкомат? Возникает вопрос, а можно ли в армии носить молодым людям бороду? С этим вопросом стоит разобраться.

  • Немного истории
  • Разрешено ли ношение бороды в армии
  • Что гласит устав вооруженных сил РФ?
  • С чем связан запрет на ношение бороды?
  • Кому разрешено ношение бороды в армии?
  • Чем тактическая борода может помочь в бою?

Немного истории

Еще при императоре Александре III, ношение бороды солдатами считалось престижным и обязательным делом. Сам император также ее имел. Согласно историческим данным, известно много отважных полководцев, которые имели красивую бороду. А вот когда государство было на заре становления, Ярослав Мудрый за ее сбривание или надругание над ней жестко наказывал.

Солдаты царской армии

После того как на престол пришел Петр Первый, борода начала становиться все менее популярной. Когда народ начал подражать европейской моде, Петр Первый стал вести борьбу с населением, которое носило густую бороду. И для слежения за этим были даже созданы специальные группы, а того, кто провинился, притягивали к ответственности. Только после прихода на престол Екатерины, поборы с населения были отменены, но военнослужащие должны были быть гладко выбритыми, а вот офицеры, по желанию, могли отрастить бороду и усы.

Разрешено ли ношение бороды в армии

Армия – это целый механизм, эффективность которого целиком и полностью зависит от соблюдения дисциплины и воинского устава. Казалось бы, что начищенные до блеска ботинки, наголо выбритое лицо, свежий воротник – все это мелочи, но попытка их несоблюдения приведет к полному развалу установленного порядка и нести службу станет намного сложнее.

Потому, среди основных правил несения службы является соблюдения одного наиболее важного – ежедневное поддержание личной гигиены. Согласно утвержденному воинскому уставу все солдаты должны ежедневно чистить зубы, умываться и убирать с лица лишнюю растительность, как бы жалко с ней не было расставаться.

Бритье бороды в армии

После прохождения воинской комиссии солдат должен полностью все сбрить с лица, но бывают юноши, предпочитающие оставить небольшие усики. В этом случае стоить запомнить, что данный поступок несет за собой наказание.

Что гласит устав вооруженных сил РФ?

Борода и волосы на голове в армии России должны быть должны соответствовать определенным критериям. Устав, согласно статье 355, регламентирует требования по соблюдению личной гигиены. Вся имеющаяся растительность на теле не должна оказывать препятствия для использования средств индивидуальной защиты.

Иногда командиры военной части могут отходить от правил и разрешать солдатам оставлять прическу «бокс» или «полубокс». Ну а кто-то строго приказывает брить всех налысо.

Стрижка волос в армии

Солдат, конечно, может попытать счастье и попросить, чтобы коротко не стригли, но это может негативно отразиться на его дальнейшей службе, поэтому надо быть морально подготовленными к тому, что, скорее всего, на голове не останется ни единого волоска.

Мужская борода с древних времен – это символ мужественности и силы. Во многих странах ее ношение в армии разрешено и поощряется, но это не имеет никакого отношения к вооруженным силам РФ. Здесь все должны соблюдать военный устав и отклонение от него не приветствуются.

С чем связан запрет на ношение бороды?

Почему в армии нельзя носить бороду определяется по следующим причинам:

  • Служба в армии подразумевает быстрое одевание защитных костюмов, это же касается и противогазов. Когда на лице имеется лишняя растительность, это препятствует быстрому их одеванию, да и герметичность находится не наивысшем уровне. В армии с этим строго, потому как плохая защита может спровоцировать отравление солдата ядовитыми веществами;
  • Во время битвы солдата с длинными волосами или бородой можно легко сразить, достаточно только схватить его за растительность и он уже будет беспомощным;
  • Во время военных командировок часто проходят полевые учения, где соблюдать чистоту, имея длинную бороду или волосы не получится. Кроме того, существует риск заражения вшами или другими вредными и небезопасными насекомыми;
  • И последняя причина заключается в том, что образ солдата максимально унифицирован, отступление от него не поощряется.

Бойцы в противогазах

Кому разрешено ношение бороды в армии?

Хоть уставом и утвержден запрет на ношение бороды, но случаются и исключения. Как известно, отрастить бороду или усы в армии могли офицеры или же прапорщики. Данное разрешение осталось и по сей день. Хотя в устав и были внесены некоторые поправки, но мужчины с высшим званием позволяют себе отращивать бороду. Но данная поблажка относится только к высокопоставленным военным, а вот рядового солдата в случае неповиновения будет ожидать наказание.

Кроме того, исключение относится и к войскам, которые служат на севере страны. Им позволяется отращивать бороду, потому как ее наличие не позволяет получить обморожение лица, что очень часто бывает в этих местах.

В других случаях рядовой солдат должен договариваться о ношении бороды со своим командиром. Договориться о ее ношении можно если:

  1. Имеется справка от врача, где указывается, что для солдата будет предпочтительнее ношение бороды;
  2. На лице имеются шрамы, которые уродуют;
  3. У солдата возникает сильная аллергическая реакция на бритье станком.

Чем тактическая борода может помочь в бою?

Несмотря на то, что борода на лице в армии России запрещена, все же есть моменты, в которых она бы очень пригодилась:

  • Отправляясь для проведения военных действий в Афганистан или Ирак, борода с легкостью поможет не отличиться от местного населения, что позволит пробраться в то место, которое необходимо для выполнения боевой задачи;
  • Выполняет камуфлирующую роль. Во время проведения военных операций снайперы чаще всего целятся в идеально выбритое лицо, поскольку на него легче всего навести прицел;
  • Борода способна повысить выносливость бойца в непростых ситуациях, например, при военных действиях на севере страны, защищая лицо от обморожения, сильных ветров, пыли или песка;
  • В ближнем бою с соперником, борода может как помешать, так и придать уверенности. Ее наличие превращает «паиньку» мальчика в настоящего брутала, делает мужественнее и увереннее в своих действиях;
  • Мужчины, имеющие растительность на лице, становятся более рассудительными, выносливыми, сильными и смелыми в принятии важных решений.

Тактическая борода

Таким образом, ответ на вопрос, разрешена ли борода в армии был получен и если при поступлении на службу у юноши имеется какая-либо растительность на лице, то необходимо быть готовыми к тому, что, скорее всего, он ее вскоре лишится. Единственный способ, благодаря которому можно сберечь бороду — соответствующая справка от лечащего врача, где указывается причина, по которой растительность на лице нежелательно сбривать. Ну а второй способ – это договориться с командиром части, но этот вариант срабатывает не всегда и к этому стоит быть также готовым.

Ношение бороды аттестованным сотрудником.

Учитывая, что за тему с бородой проголосовали более 100 человек, мне этого оказалось достаточным. Значит тема интересная. За ужином немного навеяло и я, так сказать, «набросал партитуру».

Два года назад с левой заграничной почты и используя Wi-Fi из макдональдса я направил обращение в ДГСК МВД России с просьбой разъяснить имеются ли какие-либо запреты на ношение бороды аттестованным сотрудникам полиции, на что мне пришел ответ, что запретов не имеется.

Данное письмо, кстати, я отправил на электронную почту все тому же пресловутому Михаил Петровичу Пашкину.
Тоже со своей подводкой… а он просто взял и опубликовал одно письмо.
Ах, как это не ново! Прям дежавю какое-то… «Back to the 2014»…
Михаил Петрович, вы учтите.. что если вдруг решите ответочку забубенить, то у меня оригиналы писем-то все остались.. у вас-то только с затертыми данными, которые я вам уже прислал с фотошопом, а у меня в чистом виде.. да и сама почта, на которую пришел ответ, доступна.

Ну не суть.. вернемся к главному.
Не смотря на ответ из МВД на местах все равно продолжали выедать мозг.
Типа: «Ты чо, такой небритый? Охерел? Самый умный чтоли?»
Мне вот этот идиотизм просто непонятен… если из Центрального аппарата МВД России приходит ответ, что запретов на ношение бороды не существует, почему какой-то местный замполит считает, что он в праве их установить своей властью? На основании чего?
Как в свое время сказал бывший министр внутренних дел Нургалиев.. «вот иду я, допустим, по улице.. и какой-то милиционер начинает меня бить. На основании чего?»
Сука, шедевр просто)))) вот и я хочу спросить про бороду.. вы ее запрещаете.. но на основании чего?
Вот я считаю бороду красивым и эстетичным элементом внешнего вида. Это мое мнение. Официальных запретов не существует.
Значит тот факт, что она вам не нравится, является всего лишь вашим оценочным суждением.
Я позволю себе вновь процитировать классика: «НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО?!» (с) Рашид Гумарович Нургалиев

Лично я давно уже принял для себя решение ходить с бородой. В начале были попытки со стороны непонятных самодуров переломить ситуацию, но после письменного объяснения они растворились.. как волна разбивается о скалы.

Собственно вот оно само:
В 2014 году мною подавалось обращение в МВД России с просьбой разъяснить имеются ли какие либо нормативные правовые акты, которые бы запрещали ношение бороды сотрудникам органов внутренних дел.
По данному факту мною получен официальный ответ за подписью помощника начальника ДГСК МВД России С.Е. Кухарёнка (исх. №21
Р-3318), который гласит, что действующими нормативными правовыми актами МВД России отсутствуют запреты на ношение бороды сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, на официальном сайте МВД России (http://mvd.ru) в разделе «Руководство» размещены изображения начальника ГУПЭ МВД России генерал-майора полиции Т.С. Валиулина и начальника ГУКОН МВД России генерал-майора полиции А.И. Храпова.
За ношение бороды указанные лица к дисциплинарной ответственности не привлекались и их право на ношение бороды ни кем не ограничивалось, в отличии от устных запретов на ношение бороды в подразделении где я прохожу службу, что в свою очередь формирует дискриминацию в сфере труда, которая прямо запрещена ст. 3 Трудового Кодекса РФ, который в данной ситуации применяется на основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
Кроме того, по смыслу ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации , правоспособность гражданина определяется возможностью иметь личные неимущественные права и заниматься любой не запрещенной законом деятельностью.
По смыслу ст. 50 ГК РФ личная неприкосновенность и иные нематериальные блага неотчуждаемы.
Таким образом, право на внешний облик (в данном случае возможность ношения бороды) является личным нематериальным благом гражданина, то есть правом гражданина.
В соответствии с п.п. 4-5 ч. 1 ст. 3 Закона о службе регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законами «о полиции», «о службе», «о социальных гарантиях», Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами МВД России.
Ни одним из вышеуказанных нормативных правовых актов ношение бороды для аттестованных сотрудников органов внутренних дел не запрещено.
В случае появления каких-либо местных локальных приказов, ставящих под запрет ношение бороды, указанные нормативные акты будут являться юридически ничтожными по следующим основаниям:
В соответствии с п.п. 10-11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009, государственной регистрации, которая включает в себя правовую экспертизу Министерства юстиции Российской Федерации, подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирование соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В этой же связи ссылки Типовой кодекс этики госслужащих также являются неуместными, т.к. данный Типовой кодекс утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол N 21, а обязанность по его применению вменяется частью 2 приказа МВД России от 31 октября 2013 г. N 883.
Однако, вышеуказанный приказ МВД №883, вменяющий в обязанность руководствоваться Типовым кодексом этики госслужащих, правовую экспертизу Министерства юстиции РФ на предмет соответствия федеральным законам, а также государственную регистрацию не проходил, кроме того не опубликован в установленном порядке.
Кроме того, ношение бороды является для меня национальным обычаем и религиозной особенностью православия.
Борода у славян имела приблизительно тоже значение, что и коса у самураев. Это был символ зрелого мужчины, символ чести и достоинства. Есть основания полагать, что с мужчинами без бороды славяне предпочитали не заключать договор и вообще – не иметь никаких дел. Мужчин без бороды славяне называли женоликими, предполагалось, что они не только внешне, но и фактически подобны женщинам.
А Апостольское постановление считало бритье бороды грехом. (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел (коим является и руководитель) обязан проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие.
Также, считаю необходимым добавить, что все ссылки на требования приказа МВД №575 являются основанными на неправильном толковании материального права, т.к. данный приказ регламентирует лишь порядок ношения форменной одежды и все доводы про «опрятный внешний вид» относятся к порядку ношения форменной одежды и не имеют никакого отношения к наличию либо отсутствию волосяного покрова на лице сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальные звания полиции, юстиции либо внутренней службы.
Учитывая изложенное, какие-либо запреты на ношение бороды будут являться противоречащими закону и на основании п. 12 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 1377, не подлежащими исполнению с моей стороны.

🔁
Если вы считаете эту информацию полезной, то сделайте репост.

Читайте также: