Кос кто это путь сердца

Опубликовано: 17.09.2024

Олеся Евтеева

ПУТЬ СЕРДЦА - проект об осознанности, духовном становлении, обретении себя. Мы верим, что истории героев - это ценность, которая приносит пользу тем, кому необходимо прикоснуться, вдохновиться, услышать подсказки и получить инструменты для прохождения своего личного Пути.
Показать полностью.
Посмотреть все выпуски "Путь сердца":
https://www.youtube.com/channel/UCxBQf0C9UziBMLRzD_C5..

поддержать

ПУТЬ СЕРДЦА запись закреплена

Проект "Путь сердца" — это исследование темы «Предназначение» в формате непринужденного общения с мастерами разных сфер жизни.

Это проект о Пути, осознанности, духовном становлении, обретении себя. Мы верим, что истории героев принесут ценность и пользу для тех, кому необходимо прикоснуться, вдохновиться, услышать подсказки и получить "инструменты" для прохождения своего личного Пути.
Показать полностью.

Каждый герой нашего проекта - человек, осознавший свое место во Вселенной, ярко светящий своим светом миру и проявляющий себя через различные сферы жизни.

На сегодняшний день уже снято более 30 выпусков с разными героями, и все они красивые, сильные и уникальные. С каждым новым выпуском структура проекта "Путь сердца" крепнет и становится глубже и интереснее.

ПУТЬ СЕРДЦА

  • Записи сообщества
  • Поиск

ПУТЬ СЕРДЦА запись закреплена

Дэвид Чонг - диджей с острова Ко Панган. Человек, который влюблён в музыку, играет и творит музыку. На его вечеринках люди достигают просветления, фанаты создают музей своего кумира. Дэвид тотально посвятил себя искусству и творчеству.

Как научиться делать людей счастливыми?
Что такое философия песни?
Где найти свой талант?

Дэвид берет вдохновение из окружающих его звуков, он пришёл в этот мир с желанием дарить людям мелодии и хорошее настроение. Он уверен, что каждый человек может услышать свой зов.

А вы уверены, что делаете именно то, что хотите?
Ждём ваши мысли в комментариях.

ПУТЬ СЕРДЦА запись закреплена

"Опытом нужно делиться, а ценные находки преумножать".

С этих слов Игоря Будникова началось утро команды Путь Сердца, когда был найден фрагмент интервью с его участием.

Несколько часов внеплановой, зато очень любимой работы, и вот оно, бонусное видео для тебя, Друг!
Показать полностью.

Изучай денежные парадигмы, найди свою, и пусть она будет WIN-WIN для всех участников.

🗝
Ценнейший ключ, которым ты откроешь двери процветания, своего собственного и других:

Чем больше людей или сторон получают выигрыш от взаимодействия с тобой, тем более эта модель устойчивая и обладающая потенциалом долгосрочного процветания.

WIN-WIN не ограничивается двумя сторонами. В идеале, когда этих сторон как можно больше.

В итоге проект не твой в чистом виде. Его питает энергия разных людей. ПРОСТРАНСТВО ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЭТО ПРОЕКТ БЫЛ.

Проекты Игоря Будникова, в т.ч. Путь Сердца, строятся по модели WIN-WIN.

P.S.: Друг, у тебя всегда есть возможность поддержать любимый канал, рассказывая о фильмах и героях, оставляя комментарии. И, конечно, делать по сердцу разовые или ежемесячные доброчестивые инвестиции через Патреон, Яндекс.Кошелек или кнопку СПОНСИРОВАТЬ на YouTube.

В комментариях к посту расскажи в чем WIN-WIN твоего дела жизни. Пусть каждый будет ценным вкладом в жизни других 🙏🏻

ПУТЬ СЕРДЦА запись закреплена

Игорь Будников. ( https://vk.com/boudnikov )
Продюсер проекта Путь Сердца, создатель проектов WelcomeBackHome и BudFamily, автор и организатор ретритов и трансформационных семинаров Перезагрузка по всему миру, автор множества уникальных онлайн курсов по медитации, йоге, пранаяме, саморазвитию и осознанному предпринимательству, создатель ретритного центра в Крыму.
Показать полностью.

Игорь воплощает свои идеи осознанно, масштабно и во благо миру. В интервью он щедро делится со зрителями своим многолетним опытом развития бизнеса:

Как научиться мыслить за пределами денег
Что такое законы кармического предпринимательства
Каким образом бескорыстие ведёт вас к процветанию

Осознанное предпринимательство не вызывает внутренних и внешних конфликтов – духовное усиливает материальное, а материальные возможности усиливают духовное развитие.

ПУТЬ СЕРДЦА запись закреплена

Василий Анисимов. Коуч, мотиватор, автор и тренер системы самопознания «9 потенциалов человека». Система позволяет осознать свои таланты и с помощью новых технологий программирования подсознания и духовных практик реализовать их в жизнь – пройти путь от теории к реальной трансформации.
Показать полностью.

Как определить уровень развития своей реализации?
На что обратить внимание при выборе профессии?
Какие методы стирают негативные сценарии?

Ответы на эти вопросы и описание каждого потенциала вы найдёте в интервью с Василием Анисимовым.

Какие свои качества вы используете для достижения желаемого? Ждём ваши мысли в комментариях.

ПУТЬ СЕРДЦА запись закреплена

Мосаб Хассан Юсеф (Mosab Hassan Yousef), известен как «Зелёный Принц». Человек с необычной биографией, похожей на триллер, испытавший несколько крутых поворотов судьбы за одну жизнь. Он родился в мусульманской семье основателя палестинской террористической группировки шейха Хасана Юсефа, был заключён в израильскую тюрьму, работал тайным агентов израильских спецслужб в борьбе с терроризмом, вращался среди знаменитостей Голивуда, написал книгу-бестселлер New York Times, исследовал мировые религиозные и культурные традиции, практик йоги.

Нужны ли нам цели и мечты?
Смерть. Враг или друг?
Где искать выход из замкнутого круга проблем?

Увлекательная история нашего героя, нестандартное мировоззрение, истина простыми словами.

ПУТЬ СЕРДЦА в сети:
Telegram ➡
https://t.me/heartmission​
Instagram ➡
https://instagram.com/heart.mission​
VK ➡
https://vk.com/public191684758​
SoundCloud ➡
https://soundcloud.com/heart.mission

Горец Агхори

Издавна , у скифских шаманов была удивительная практика особого восприятия мира и себя : они рассматривали мир ,как великую иллюзию игры света и теней из которых они с помощью своего очищенного внимания и творческого намерения ткали реальность своего личного осознанного сна .Причем ,это состояние сновидения шаманы культивировали не только когда засыпали в физическом теле плотной реальности,
Показать полностью. погружаясь в миры своих грез, но и когда жили в текущем режиме своего телесного воплощения ,называя это состояние " сновидение наяву "- то есть , по сути , скифские шаманы удерживали свой ум ,чувства и тело в состоянии баланса с помощью контроля внимания своего текущего сновидения жизни ..
Самое сложное в этой практике - это не терять ясность того , что прямо сейчас ты видишь свой сон , который ты сам же и создаешь прямо сейчас , не деля свою жизнь на обстоятельства , которые ты не контролируешь и которые контролируешь.Всегда знать и помнить , что ты и только ты - хозяин и режиссер своего текущего сна ..Видеть - что мысли рождающиеся в твоей голове рождаются именно с твоего позволения , а не появляются "просто так " ,тобой незамеченными ,и по этому ,чувства в твоем сердце твоими мыслями рождаемые - тоже результат именно твоих усилий и намерений . Ну и действия - дела и их последствия = так же являются результатом ТВОЕГО мыслительно-чувственного процесса .А , поскольку , вы не в состоянии причинить сами себе какой либо осознанный вред ,- то вы всегда будете формировать в себе добрые и благодатные для себя мысли +чувства +действия .Это и есть ключ к осознанному сну вашей жизни .
Первым и последним правилом скифских шаманов-сновидцев ,удерживающее контроль внимания сна в точке гармонии и позитивного творчества - было :НЕ ВЕРЬ В ТО , ЧТО ПРОИСХОДЯЩЕЕ С ТОБОЙ СЕЙЧАС - ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ .

"Преодолеть соблазн души, внутренней сущности, чтобы открыть внутреннюю природу".

Мы часто вступаем на Путь, когда наша внутренняя сущность, т.е. душа, (тонкое тело) как бы подавлена личностью, мы ее не слышим. А внутренняя природа( каузальное тело, Атман, сахаджья) нам вообще неведома.

Наша социальная личность - продукт воспитания, образования и опыта.
Она часто слаба, зависима, уязвима, подвержена перепадам настроения, управляема стереотипными суждениями и чужим мнением. Личность - это ум.

Личность с ее мирскими стереотипами, поверхностное эго - вот что руководит нами сначала на духовном Пути.

Но идут годы, садхана, созерцание, медитация вне ума начинают понемногу проявлять нашу сущность.
Личность уходит на второй план и всплывают глубинные аспекты нашей сущности, наше тонкое тело.
Как принято говорить "выходит карма".

Наша душа пробуждается и мы чувствуем в себе неведомую ранее силу, ясность, глубину, но и одновременно мы чувствуем глубину своих привязанностей, клеш, иллюзий и силу эгоизма.

Наша сущность, в отличие от личности, проявляет себя открыто, не стесняясь, прямо, сильно, творчески и энергично.
Это более тонкое эго, тонкая и сильная часть нашего эго, о которой мы ранее не подозревали.
Это и есть наше настоящее Эго, тот "самый большой злой дух", о котором говорят все святые, что его очень сложно победить и что его надо отбросить.

Именно с ним, а не с поверхностной социальной личностью, мы по настоящему отождествляем себя.
Это ахамкара, чувство "Я-есть", самость, наша внутренняя суть.
Оно бывает творческое и возвышенное, вдохновляющее, но и одновременно тупое и упрямое, изощренное и настаивающее на своих интересах и привычках, прячущееся и умело маскирующееся.

Наша душа любит свои иллюзии, она верит в них, потому что поглощена ими.
Она любит настаивать на персональной правде, на своем видении, потому что она сильно поглощена своим видением. Эго капризно и очень ревниво относится к всему, что посягает на его границы.
Душа - эго напоминает духа в промежуточном состоянии, очень ревнивого к своим границам, поглощенного собой, требующего уважения к себе и своим привычкам.

Душа садху на этом этапе и душа духа в промежуточном состоянии в это время похожи, это почти одно и тоже.
Это время гордыни души, обольщений своей сущностью, время тонких иллюзий, которые могут изменить жизнь человека, время действия соблазнов, духовных проблем и падений, время метаний, когда человек сам не понимает, почему он, вроде бы совершенно искренне выбрав духовный Путь, вдруг не желает идти по нему, практиковать, а желает делать что то иное.

И вот приходит время и казалось бы успешно практикующий начинает вдруг проявлять странные качества - один становится гордым и надменным, другой - упрямым, замкнутым, склочным и мелочным, третий мечтает о том, о чем и не мечтал вначале Пути, а четвертый плачет от блаженства, экстаза, мистических переживаний, веры и потока благословений.

Личность отошла на второй план, обнажилась сущность.
И вот здесь монаха или мирянина-садху поджидает множество сюрпризов. Практикующий может обнаружить как сильна и глубока его сущность, и увидеть, что она не хочет освобождаться, что она верит в свои иллюзии и желает поддерживать их.

Он может видеть фальшь личности обычных людей и чувствовать глубину своей сущности, что открылась ему и он по неопытности может сильно поверить в свою сущность, так как ей присуща настоящая глубина.

Ему покажется: "так вот он, Путь сердца!"

Слушай себя! - вот что может стать его девизом. (А если это еще подкрепляется философией Адвайты, то устоять перед этим зовом не то что трудно, невозможно!)

Но это еще вовсе не та глубина, о которой говорят святые, это еще не Природа"Я", это просто тонкое эго, душа, которая перерождается из одного тела в другое.

Именно поэтому многие святые говорят на этом этапе: "Не верь себе, а только святым и Богу".
Это не голос Божественного. Слушать надо не личность и не сущность, а только Природу.
Не ум и не душу, только Атман. Сердце для святых, джняни, (хридаям) - это не душа, это только Атман.
Душа - форма неведения, которую надо превзойти .

Садху нужно в этот момент быть осторожным, со всей силой призывать Прибежище, молиться святым Древа Прибежища, призывать благословения своего гуру и своего божества, тщательно блюсти дух самаи, чтобы пройти период выхода своей сущности.

Нужно мягко-мягко отделять себя от своей сущности. Вместо того, что хвататься за нее, потому что это-воздушный замок.

Мастера дзен такие воздушные замки в умах своих учеников рушили ударами посоха.

Мы их рушим с помощью вайрагьи, вивеки и предания себя, самоотдачи.
Именно в этот момент полностью заканчивается путь эго-анава-марга и начинается Джняна-марга, путь истинной мудрости, пусть свтяых, путь Пробуждения и Освобождения.

Но если человек остановился на стадии души, очаровался ею, утвердился в ее глубине и принял ее как внутреннюю истину, то ему никогда не подняться выше, к познанию своей Природы - Природы Даттатрейи.

Он может стать магом, иметь сиддхи, но джняна, Природа реальности божественного "Я" не откроется ему.
Природа Даттатрейи, Всевышний Источник, свободна как от личности, так и от сущности. Она одна есть Атман, Сахаджья. Она есть Шунья.

Она пуста и трансцендентна по отношению к ним, не связана с ними.
И проникнуть в нее можно только через вивеку-различение, вайрагью - полное отречение и атма-ниведану - полное предание себя Атману, самоотречение.

Задача мастера на этой стадии - показать ученику, что его сущность не есть его природа, что не следует очаровываться ее псевдо-глубиной.

Надо оставить сущность, как бы она не привлекала и идти дальше, к своей природе.

Ученик, не обладая вивекой, путает сначала личность и сущность, затем он также путает сущность и природу.
Мастер необходим, чтобы указать ученику на их отличие и помочь не запутаться в них.

Ученик должен преодолеть соблазн дущи, своей внутренней сущности и отбросить привязанность к ней, ради обнаружения своей истинной природы - Атмана.
Когда он отбрасывает душу и ее соблазны,его природа начинает понемногу проявляться и благословлять его.
И этому уже не будет конца.

Именно эти благословения (а не усилия ума и души) усиливаясь все больше и больше, растворят его карму и даруют ему Свободу.

"Кто душу свою ради Господа отдаст, обретет жизнь вечную.."
Природа "Я" вне души, вне личности, вне усилия, вне действий и действующего, вне кармы. Она вне опыта, ибо опыт-свойство души, а не сущности, опыт всегда подразумевает того, кто его переживает.

Иные говорят: "- я следую пути сердца" - и это очень красивая, но популистская теория. Такие практикующие все принимая, стараются быть гармоничными, вежливыми, учтивыми, принимают любые взгляды, любое поведение людей и особо ни с кем не спорят, стараются любить по-человечески всех, не касаться сложных вопросов, когда сами не знают какой держаться позиции.

Такой "путь сердца" - это принимать в себе также все свои желания, свои ограничения, не пытаясь работать над ними, совершенствовать себя, оттачивать, очищать свое духовное сознание, так как это требует тапаса, реального приложения усилия, устранения своего эгоизма. А это почему-то на "пути сердца" никак не принимается.

Но ведь если глубоко заглянуть внутрь сознания таких практикующих, то там есть множество ограничений, клеш, не способности пребывать в состоянии чистого видения - в том в котором пребывали святые.

И здесь важно понять - мы не должны путать воззрение и поведение.
В воззрении мы всегда следуем высшему, недвойственной Дхарме адвайты, но в поведении - мы очищаем эгоистичное сердце нашего ума.

И тогда что такое настоящий Путь сердца? В воззрении - это сердце Дхармы, сама Недвойственная реальность Абсолюта ничем не ограниченная, проявляющаяся спонтанно, божественно и совершенно на благо всего проявленного.

А что же такое настоящий Путь сердца в относительном? В поведении это преданность ученика, преданность его сердца своему Мастеру, своей школе, своему учению. Ученик понимает, что его сердце отдано трем сокровищам и он им служит с полной самоотдачей и смирением, не следуя поползновениям своего эгоистичного сердца, а все больше и больше пробуждая в себе огонь преданности, который однажды затопит пространство его сердца Безграничной Любовью к Божественному, не оставив даже следа от его самонадеянности быть кем-то отличным от Бога.

Путь сердца - безусловно красивый термин и на пути Дхармы действительно надо идти по Пути сердца, но по этому Пути надо следовать под руководством духовного учителя, заручившись поддержкой священных писаний, глубоким учением, которое укажет где вам искать это самое духовное сердце. Иначе, мы будем думать, что мы идем по пути сердца, а окажется, что мы идем по пути эго ( анава марга) или по пути иллюзий ( майя марга) или хуже того по пути карм (карма марга). Ведь под сердцем одни понимают просто следование своей воле, т.е. эго, другие - следование своей умственной ясности, третьи могут следовать пути блажества, ананды или ясности.

А ведь согласно учению святых - блаженство, ясность и непроявленная пустота - три ловушки для йога. Вот это да, думал, что следуешь по пути сердца, а попал в ловушку! Иногда то, что называют "путем сердца" является тем, что называется в учении Лайя-йоги потеря действия в осознавании, или потеря действия в воззрении.

Поэтому не каждый путь - это Путь сердца! Но лишь тот, который растворяет твое эго, все привязанности и дарует опыт божественного. Путь сердца это не мирской путь, не светский, это путь садху, путь святости, путь смирения, созерцания, самоотдачи и самадхи.
И этим Путем идти не так просто, нужен духовный подвиг. Но это и есть истинный путь сердца, которым идут все садху.

(по материалам сатсанга гуру свами Вишнудевананда гири,Дивья лока,2011 год и материалов форума )
Массаж Мытищи

Основным источником вдохновения в размышлениях о Пути Сердца для меня являются тексты Карлоса Кастанеды. И сейчас я хочу поделиться с вами небольшим секретом: как правильно читать его труды, чтобы в них оставалось всё меньше тайн, чтобы получать из них больше информации, чтобы глубже понимать смысл.

Это может показаться невероятным, но если мы посмотрим все книги Кастанеды, то упоминание «пути сердца» встретим лишь в первых двух(!):

  • «Учение дона Хуана» — две цитаты;
  • «Отдельная реальность» — три цитаты.

Но даже в них «путь сердца» упоминается лишь пять(!) раз, и все эти цитаты могут легко уместиться на двух книжных страницах (а вы найдёте их здесь ).

СТАТИСТИКА

Чтобы вы могли лучше оценить «масштаб бедствия», замечу, что в первых двух книгах «пути сердца» отводится около половины процента от общего печатного пространства. А для любителей статистики добавлю, что во всех книгах Кастанеды «пути сердца» посвящено всего около одной десятой процента от общего объёма. Так, если мы представим, что все труды мыслителя можно уместить на тысяче страниц, о «пути сердца» будет всего одна.

ВЫВОДЫ

Такая статистика приводит нас к выводу: либо Путь Сердца в системе дона Хуана — тема проходная, либо сам автор — по незнанию или по глупости — не уделил ей должного внимания, не осознал её значимости.

Любой, кто знаком с трудами мыслителя, в ответ на первое предположение категорично скажет: нет, эту тему нельзя назвать проходной. Даже из тех нескольких цитат, что есть в нашем распоряжении, видно: «путь сердца» упоминается не вскользь, ему придаётся большое значение в жизни человека. Кастанеда прямо указывает на то, что вопрос о Пути Сердца весьма серьёзен и основателен, что следование по пути без сердца «заставляет проклинать жизнь», «лишает сил», «оборачивается против человека и уничтожает его».

Второе же предположение о том, что Кастанеда не разобрался с идеей Пути Сердца, выглядит достаточно логичным. И даже Алексей Ксендзюк, вдумчивый исследователь нагуализма, высказывает подобную догадку: «А ведь "путь сердца" — очень специфическое понятие. Возможно, что и Кастанеда не понял, что имел в виду дон Хуан» (полная цитата здесь ).

Но и эта догадка, по моему мнению, ошибочна.

ТОГДА ЧТО ЖЕ?

Несмотря на то, что словосочетание «путь сердца» так редко встречается на страницах книг Кастанеды, о самом Пути Сердца он написал очень много. Более того, почти всё, что он писал, так или иначе посвящено именно этому Пути.

Разобраться в этом неоднозначном суждении и разрешить такое противоречие нам помогут наставления дона Хуана о том, что не нужно доверять словам. Давайте заглянем в суть посланий и попробуем разгадать, какой глубокий смысл скрыт за словами.

Книги Кастанеды многослойны. Причина тому – особый формат обучения автора под руководством дона Хуана. Часть этого обучения проходила в обычном состоянии, а часть – в состоянии повышенного осознания.

Вот как сам Кастанеда вспоминал об этом в предисловии к своей седьмой книге «Огонь изнутри», написанной спустя 13 лет после выхода в свет первых двух (напомню: именно в них упоминается «путь сердца»): «Как объяснял дон Хуан, в состоянии повышенного осознания ученик может вести себя так же естественно, как в обычной жизни, но разум его способен при этом концентрироваться на чём угодно с потрясающей силой и ясностью. Однако неотъемлемым свойством состояния повышенного осознания является то, что оно не связано с правосторонней памятью. Поэтому, возвратившись в своё обычное состояние, ученик не способен вспомнить ничего из того, что происходило, когда он находился в состоянии повышенного осознания. Для того же, чтобы свойства и силы, обретённые учеником в состоянии повышенного осознания, стали частью его обычного состояния, он должен всё вспомнить. А это требует многолетних усилий, связанных с постоянным, зачастую разрушительным напряжением».

Акцентирую внимание на важных для нас моментах:

  • У состояния повышенного осознания есть несомненный плюс – потрясающая способность концентрации разума. В этом состоянии человек способен глубже и быстрее схватывать сущностные вещи.
  • У состояния повышенного осознания есть существенный минус – возвращаясь в обычное состояние, человек всё забывает. При этом знания, опыт и навыки, обретённые в состоянии повышенного осознания, сохраняются и неосознанно влияют на жизнь.
  • Обретение воспоминаний о том, что происходило в состоянии повышенного осознания, требует больших усилий и длительного времени.
  • К моменту написания каждой последующей книги Кастанеда обладал всё большими воспоминаниями о том, что действительно происходило во время его обучения у дона Хуана.

Первые книги Карлоса Кастанеды были написаны с опорой на воспоминания, полученные в обычном состоянии сознания, то есть в состоянии, где он не обладал повышенной силой и ясностью разума.

Таким образом, высказывания о «пути сердца» носят «внешний» характер и направлены в большей степени на то, чтобы привлечь внимание самого автора к данной теме, нежели на то, чтобы раскрыть сущностное значение этого понятия. И в дальнейшем упоминание «пути сердца» полностью исчезает из текстов Кастанеды по той причине, что в этом пропадает какая-либо необходимость – ведь в состоянии повышенного осознания появляется возможность говорить о сути явления и о его содержании напрямую, минуя лишние слова и образы.

А как же говорить о Пути Сердца напрямую? Что составляет его практическую суть?

Дело в том, что Путь Сердца не появляется сам собой, он рождается из некоторого абстрактного Источника. Источник этот, к сожалению, невозможно полноценно описать словами, но можно познать на практике. Разные психологи, мыслители и философы именуют его по-разному, а я называю его «Сердцевиной» (подробнее об этом я писал здесь ). Аналогом Сердцевины у Кастанеды выступает «Дух» и «Абстрактное». А этим понятиям посвящено существенно больше книжного пространства, чем «пути сердца». И уже в восьмой книге «Сила безмолвия» им отводится центральное место.

Кроме того, многие практики, описанные в книгах Кастанеды, либо направлены на усиление связи с Сердцевиной (на «усиление связующего звена с духом» в терминологии дона Хуана), либо опираются на него. К таким практикам, без сомнения, можно отнести перепросмотр, безупречность и сталкинг.

О том, как сталкинг связан с Сердцевиной, я уже писал. Подробную информацию об этой связи вы найдете здесь , а сейчас хочу сказать лишь о самом главном:

  • сталкинг предполагает разделение психики на две части: на «охотника» и «охотничьи угодья»;
  • «внутренний охотник» является воплощением и выражением Сердцевины, так как обладает теми же свойствами и качествами;
  • практикуя сталкинг, мы, во-первых, напрямую усиливаем контакт с Сердцевиной, поскольку вынуждены постоянно на неё опираться; во-вторых, расчищая «охотничьи угодья», мы становимся более целостными, а значит усиливаем контакт с Сердцевиной. А это, в свою очередь, помогает нам реализовывать Путь Сердца в своей жизни.

Не так прямо на усиление контакта с Сердцевиной направлены также практики, связанные с постижением изменённых состояний сознания («сдвига точки сборки»): сновидение, неделание и некоторые другие.

Тема Пути Сердца действительно является центральной в текстах Карлоса Кастанеды. Да, о самом «пути сердца» он пишет очень мало; однако много внимания уделяет содержательному моменту этого явления и основательно, глубоко раскрывает его теоретические и практические аспекты.

СОДЕРЖАНИЕ ЦИТАТ

Цитат со словосочетанием «путь сердца» у Кастанеды мало, но это не значит, что они не заслуживают пристального внимания. Тем более, что информацию они содержат действительно важную. В дальнейшем я планирую детально разобрать содержание цитат.

У вас появилась возможность начать слушать аудио данной книги. Для прослушивания, воспользуйтесь переключателем между текстом и аудио.

Глава 7

Широкий в плечах, коренастый архимаг Тангрих, вот уже которое десятилетие как почетный директор Академии Магии Хольберга, стоял на помосте, возведенном в честь ответственного мероприятия – торжественной «линейки» по случаю начала нового учебного года. Проходила она в просторном дворе Академии, аккурат между корпусами Темной и Светлой Магии, с видом на трехэтажное стоявшее особняком здание Драконьего факультета, раскрашенное в черный с золотом цвета Островного Королевства.

Архимаг, окруженный преподавателями, среди которых я разглядела и Антора, и магистра Шарреза, и Чиаро Ваза, кашлянул, после чего… Чуда не случилось. Славящийся тягой к невнятному бормотанию архимаг не изменил многолетним привычкам. Заклокотал и забулькал – произносил приветственную речь, а несколько сотен адептов в парадных мантиях попытались в ней разобраться.

Или же не попытались – судя по скучающим лицам сокурсников.

Я тоже погрузилась в собственные мысли. Смотрела, как черное одеяние Тангриха трепал все еще теплый осенний ветер. Кто-то из магистров, видимо, для пущей солидности, раскрасил небо в цвета Тирингов – голубой с золотом, затем сменил декорацию на герб города – черного орла с мечом в лапах. Задумалась. Неужели когда-нибудь в небе Кемира появятся леопард со щитом, стоящий на клеверном поле, – герб свергнутой династии?

Кромунды, Защитники и Хранители нашей земли. Пусть я прямой их потомок, внучка Старого Короля, но если «Ангихор» победит, то сидеть на троне должен Антор. Он старше, умнее, сильнее…

- Не спи, – толкнула меня локтем Сайари, при этом сама с трудом подавила зевок. – Скоро все закончится, – шепнула мне. – Я эту тягомуть уже третий год слушаю. Одно и то же, одно и то же!

Вдоволь истерзав тему «мужей и девиц, которым предстоит стать надеждой Кемира», архимаг в который раз дернул себя за внушительную бороду и – вот незадача! – вырвал из нее клок седых волос. Уставился на него с недоумением. По рядом адептов пронесся сдавленный смех. В открытую веселиться над ректором никто не решался, даже последний, пятый курс, взиравший с некой снисходительностью на только что поступивших. Не знакомый мне магистр приказал адептам угомониться, а то сегодня же проверит их готовность по предмету «Защита от боевых заклинаний». Смех тут же стих, ректор закончил речь, пожелав успехов в учебном году. Затем, выдержав паузу, придав голосу трагизм, заявил, что война всегда забирает лучших, и Академия Магии этим летом понесла невосполнимые потери в преподавательском составе.

Я вздрогнула. Как же хорошо, что все мои магистры – Светлый, Темный и даже Драконьей магии – выжили во время штурма Хольберга, а потом и замка градоначальника!

- Во время осады погибли трое преподавателей… Это были лучшие учителя Академии Магии, – продолжал Тангрих, – но они будут… гм-гм… вечно жить. х-р-р… в нашей памяти. Но жизнь… мэ-э-э… берет свое, поэтому…

Сайари, стоявшая рядом, шмыгнула носом. Я тоже вздохнула, переступив с ноги на ногу, чувствуя, как давят пальцы новые туфельки, купленные только вчера на рынке. Трисс настояла, заверив, что покупки улучшают настроение, порядком подпорченное похищением, значит… В ответ мы просто обязаны обновить гардероб! Тащить же накупленное – обувь, отрезы ткани на платья и нижние сорочки – пришлось телохранителям, приставленным Этаром Хаасом. Мы их быстро вычислили. Как только из дому вышли, так сразу же и вычислили. И если татуированные головорезы из отряда Хёнси думали, что им удалось затеряться среди толпы, они ошибались!

- Сейчас будет представлять новых преподавателей, – шепнула Сайари. – Говорят… – бросила на меня быстрый взгляд синих мечтательных глаз. – Скоро узнаем, правду ли люди говорят!

- Т-ц-ц! – зашипел на нас староста – светловолосый, голубоглазый здоровяк.

Молодецкий румянец на щеках, непокорная челка. Северянин, уверена. А еще – погибель для девичьих сердец. Правда, моему сердцу взгляды симпатичных парней не страшны. Дернула головой, отгоняя непрошенные мысли об Этаре Хаасе и совсем уж странные о Чиаро Вазе, тут же вспомнив, что мои волосы… На голове – непривычная, тяжелая прическа из уложенных в корону кос.

- Привыкай, подружка! – сказала этим утром Трисс, заколов мои непослушные локоны шпильками и заговорив их неизвестными заклинаниями. – Тайная магия Мергольдов, – смеясь, пояснила мне. – Передается из поколения в поколение. У нас в семье у всех знаешь, какие гривы. Во-от! – тряхнула роскошной шевелюрой, разделенной на ровный пробор и переплетенной несколькими косичками. Маленькие жемчужинки у нее в волосах, я знала, были подарком Антора. – Попробуй их расчесать и уложить! Без магии не обойтись!

Может, она пригрозила непослушным локонам древним бабушкиным проклятьем – Трисс хвасталась, что та, хоть и Светлая, но не чуралась Темной магии, – но и моя «корона» из кос держалась, словно настоящая, заставляя меня распрямить спину и гордо держать голову. Было перед кем! С момента, как, немного нервничая, вошла в аудиторию, в которой собирался третий курс факультета Светлых Сил, я постоянно чувствовала уколы недоуменных, оценивающих взглядов.

Это ведь третий курс, Лайне, третий.

Адепты не понимали, каким образом я здесь очутилась, и не пытались скрывать свое недоумение. Слишком уж быстро тот факт, что меня перевели с первого, стал достоянием общественности, и общественность не собиралась спускать этого мне с рук. Парни – двадцать из тридцати адептов третьего курса – смерили меня взглядами – кто-то безразличным, кто-то заинтересованным, – но промолчали. А вот девушки…

Цитаты в которых раскрывается суть понятия "Путь Сердца".

Всегда помни, что путь – это только путь. Если чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, ты не должен оставаться на нём ни при каких обстоятельствах. Чтобы обладать такой ясностью, ты должен вести дисциплинированную жизнь. Только тогда ты будешь знать, что любой путь есть всего лишь путь, и ни какой обиды ни для тебя самого, ни для других нет в том, что ты его бросаешь, — если сделать это велит тебе сердце. Но твоё решение остаться на пути или бросить его должно быть свободно от страха и амбиций. Я предупреждаю тебя об этом. Смотри на любой путь внимательно и обдуманно. Испытай его столько раз, сколько найдёшь нужным. Этот вопрос так серьёзен, что лишь очень старые люди задают его себе. Мой бенефактор сказал мне о нём однажды, когда я был молод, но кровь моя была слишком горяча, чтобы разобраться. Теперь-то я его понимаю. И скажу тебе, что это такое: есть ли у этого пути сердце? Все пути одинаковы – все они ведут в никуда. Они либо проходят самую суть насквозь, либо обходят её стороной. Я могу сказать, что за свою жизнь прошёл длинные – длинные пути, но нигде не застрял. Вопрос бенефактора имеет теперь смысл. Есть ли у этого пути сердце? Если есть – то этот путь хорош. Если нет – толку от этого пути не будет. Оба пути ведут в никуда, но один имеет сердце, а другой – нет. Один путь делает путешествие радостным – всё время, что идёшь по нему, ты с ним одно целое. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один делает тебя сильным, другой лишает сил.

Карлос Кастанеда «Учение Дона Хуана»

— Но как ты знаешь, дон Хуан, что у пути нет сердца?
— Прежде чем решительно вступить на путь, спроси себя: имеет ли он сердце? Если нет, то ты будешь об этом знать и сможешь тогда выбрать другой путь.
— А как я узнаю, есть у этого пути сердце или нет?
— Это всякий узнает. Беда в том, что никто не задаёт вопроса; и когда человек наконец поймёт, что выбрал путь без сердца, этот путь уже готов убить его. Вот тут лишь очень немногие способны прекратить свои сомнения и оставить его.
— С чего мне начать дон Хуан, чтобы должным образом задать себе этот вопрос?
— Просто задай его.
— Так есть ли какой-то верный метод, чтобы не обмануть самого себя и не принять за “да” действительное “нет”?
— А зачем тебе лгать самому себе?
— Может быть, потому, что в этот момент путь будет казаться приятным и радостным.
— Чепуха. Путь без сердца никогда не бывает радостным. Тяжкий труд нужен, чтобы только вступить на него. А вот путь с сердцем лёгок. Тебе не придётся работать, чтобы любить его…

— Я говорил тебе, что при выборе пути надо быть свободным от страха и амбиций…

Я возразил, что амбиция нужна даже для того, чтобы вступить на какой-либо путь, и что его утверждение, будто следует быть свободным от амбиций, не имеет смысла. Человеку нужна амбиция для того, чтобы учиться.
— В желании учиться нет амбиции, — сказал он. – Это наш человеческий жребий – хотеть знать… И ещё: путь без сердца обернётся против человека и уничтожит его. Немного нужно, чтобы умереть, искать смерть, значит ничего не искать.

Карлос Кастанеда "Учение Дона Хуана"

Я счастлив оттого, что смотрю на вещи, делающие меня счастливым, а потом уже глаза схватывают их забавные стороны, и я смеюсь. Я говорил тебе это много раз. Чтобы быть на высоте, всегда нужно выбирать путь, подсказанный сердцем. Может быть, для кого-то это будет означать всегда смеяться.

Я решил, что он имеет в виду противоположность смеха и плача, или хотя бы то, что плач — это действие, которое нас ослабляет. Но дон Хуан заявил, что никакого принципиального различия нет. Просто ему лично больше подходит смех, потому что когда он смеется, тело его чувствует себя лучше, чем когда он плачет.

Карлос Кастанеда "Отдельная реальность"

Несколько лет назад я говорил тебе, что для своей повседневной жизни воин выбирает путь с сердцем. Именно последовательный выбор пути с сердцем делает воина отличным от среднего человека. Он знает, что путь имеет сердце, когда он един с этим путём, когда он испытывает огромный покой и наслаждение, идя по нему. Вещи, которые воин отбирает, чтобы сделать свои щиты, — это элементы пути с сердцем.

Карлос Кастанеда "Отдельная реальность"

В этот критический момент меня осенила одна мысль. Я понял, что имел в виду дон Хуан, говоря о пути сердца и о щитах на этом пути. В моей жизни было что-то, что я хотел сделать, что-то очень нужное и увлекательное, что могло наполнить меня всепроникающими радостью и покоем.

Карлос Кастанеда "Отдельная реальность"

Все цитаты взятые из книг Кастанеды переведённы издательством "София" (пожалуй лучший русский перевод).

Ведь мы нуждаемся в равновесии. Это равновесие весьма поэтично именуется у дона Хуана "путем, сердца". Всем это словосочетание нравится, и каждый понимает его по-своему.

Пусть простят меня ортодоксальные «толтеки» (их особенно много, в Америке), но большинство из них понимает путь сердца совсем не так, как это понимают индейцы нагуа (наследники толтекской цивилизации).

Толтеки не поняли бы, например, фразы "сердце волнуется". Это абсурд. Точно так же они не поняли бы выражения "сердце жаждет". Их описание мира было проще и точнее. Только христианство придало «сердцу» поистине мистическое значение и сделало этот орган чуть ли не самым благородным и высокоорганизованным — даже головной мозг отступил на второй план. Все это — совокупность предрассудков, автоматически перешедших в язык, и об этом вообще не следовало бы говорить — но предрассудки становятся метафорами, а метафоры — бессознательными идеями тоналя, после чего определяют нашу жизнь: и наше отношение к Внешнему Миру.

Европейское представление о «сердце» как главном органе чувствования, эмоционального переживания (плюс недостаточная осведомленность Кастанеды) — все это превратило древнеиндейское понятие "путь сердца" в аморфную идею об интуитивной привязанности. А поскольку человек очень легко превращает свои элементарные желания и потребности в «духовность», "путь сердца" становится бесконечным угождением разнообразным влечениям своей природы.

В результате чего некоторые «толтеки» превращают эту идею в непростительное словоблудие. Любишь водку пить — путь сердца, любишь девушек соблазнять — тоже путь сердца. Главное, это "переживание рассвета в душе и в мире вокруг…" (как выразился один "кастанедовец").

А ведь "путь сердца" — очень специфическое понятие. Возможно, что и Кастанеда не понял, что имел в виду дон Хуан. Я вынужден разъяснить эту словесную путаницу.

Слово «сердце» в языке нагуа, который был для дона Хуана родным, означает совсем не то, что воображают наши романтики. ЙОЛЛОТЛ (сердце) переводится как "подвижность, причина движения, развития". "Путь, у которого есть сердце" — это путь, который заставляет двигаться, развиваться, расти.

У человека, по представлениям толтеков, было два главных начала — «лицо» и «сердце». ИХТЛИ (лицо), в отличие от сердца, заставляло человека идти за другими, повторять их дела, выполнять привычные роли, получать привычные удовольствия. Это принцип стагнации, застоя, но при этом необходимый принцип выживания и приспособления. А потому ТОЛТЕК (человек знания) должен "иметь мудрое лицо и мудрое сердце". Дело в том, что толтеки считали "внутреннее движение (изменение)" сущностью жизни (ЙОЛИЛИЦТЛИ). Просто восторгаться звездным небом и воображаемым Божеством — еще не значит «жить», — это лишь один из видов забвения.

Реальная ситуация требует очень специфических изменений от человеческой личности. Если человек хочет познавать Реальность и расширять свои возможности, он должен двигаться, изменяться, расти. "Путь сердца" — в первую очередь, труд, и лишь потом — восхищение результатом.

Почему же он и в нашем, сегодняшнем понимании остается "путем сердца"? Очень просто — ни один другой путь не дает того удовлетворения, той целостности и осмысленности, что предлагает путь "безупречного воина". Здесь нет ложных надежд, а потому нет разочарований. Мы получаем возможность познать себя такими, каковы мы есть — с нашими ограничениями и нашими возможностями.

Алексей Ксендзюк "Видение Нагуаля"

Многие люди посвящают жизнь тому, чтобы реализовать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя.

Фриц Перлз

Путь внутри нас, а не в богах, и не в учениях, и не в законах.

Мой путь — это не ваш путь, потому я не могу вас учить. Путь внутри нас, а не в Богах, и не в учениях, и не в законах. Внутри нас путь, и истина, и жизнь.

Горе тем, кто живет примерами! Нет жизни в них. Если вы живете в соответствии с примерами, вы живете жизнью этого примера, но кто будет жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живите сами.

Указательные столбы упали, перед нами лежат неразмеченные пути. Не жадничайте, поглощая плоды чужих земель. Вы знаете, что вы сами плодородный акр, рождающий все, полезное для вас?

Но кто сегодня знает это? Кто знает путь к вечно плодородным краям души? Вы ищете путь лишь в видимостях, вы изучаете книги и прислушиваетесь ко всяким мнениям. Что в этом хорошего?

Есть только один путь, и это ваш путь.

Карл Густав Юнг "Красная книга"

Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе. Кем бы он под конец ни стал, поэтом, безумцем или пророком, — это не его дело и в конечном счёте не важно. Его дело — найти собственную, а не любую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Всё прочее — это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью.

Герман Гессе "Демиан"

Вы не можете идти по пути, пока сами не станете им.

Будда

Всё можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы – свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.

Виктор Франкл

У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден…

Морихей Уэсиба

Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.

Морихей Уэсиба

В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остаётся догм. Великий Путь – это, на самом деле, Отсутствие Пути.

Морихей Уэсиба

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

Читайте также: