Кос ком какая буква пропущена
Опубликовано: 17.09.2024
Определение
Кас – кос – это корни с чередующимися гласными.
Гласные а – о в чередующихся корнях кас – кос нельзя проверить ударением.
При написании чередующейся гласной в корне нельзя воспользоваться следующим орфографическим правилом: в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове.
Нужно отличать корни с чередованием кас – кос от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искоса).
Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным».
Правило
Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса.
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а.
Если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.
Исключения в данном правиле отсутствуют.
Примеры
Приведем конкретные примеры на данное правило с объяснением причин написания той или иной гласной в корне:
- касаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
- коснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
- прикасаюсь (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
- прикоснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
- соприкасаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
- прикосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-);
- касательная (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-);
- соприкосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-).
Алгоритм действий
Чтобы правильно написать гласную в корне кас – кос, нужно пользоваться следующим алгоритмом:
- Выделить корень и убедиться, что он несет в себе нужное значение.
- Вспомнить, от чего зависит написание корней кос – кас.
- Проверить, есть ли после корня с чередующейся гласной суффикс -а-.
Что мы узнали?
Кас – кос – это корни с чередующимися гласными, которые нужно отличать от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искосо). Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным». Гласные а – о в чередующихся корнях нельзя проверить ударением. Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса: если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а; если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.
Тест по теме
- Кас – кос – это корни с чередующимися гласными
- Гласные а – о в чередующихся корнях кас – кос нельзя проверить ударением
- Чтобы написать гласную в чередующихся корнях кас – кос, нужно пользоваться следующим правилом: в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове
- Нужно отличать корни с чередованием кас – кос от омонимичных корней
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 159.
Не понравилось? - Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Определение
- Правило
- Примеры
- Алгоритм действий
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
- Мягкий знак после шипящих
- Мягкий знак перед согласной
- "Ы, И" после приставок
- Правописание "Н" и "НН" в суффиксах
- Словообразовательный разбор слова
- Образование формы слова
- Сложный план текста
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов
- Суффиксальный способ образования слов
- Приставочный способ образования слов
- Правописание сложных слов
- Морфемика
- Исключения ПРЕ и ПРИ
- Гласные в приставках ПРИ и ПРЕ
- Чередующиеся гласные в корне слова
- Н и НН в существительных КАС, КОС - правила правописания
- ГОР ГАР правила
- ЗОР ЗАР правила
- Буквы О А в корне ГОР-ГАР
- 1.
Ирина Любимова 130 - 2. Полина Иванова 64
- 3.
Егор Молчанов 55 - 4.
Игорь Николаев 52 - 5.
Лена Коровкина 52 - 6.
Николай Возжаев 50 - 7. Marina Dubenok 45
- 8. Angry Elk 43
- 9.
Артемий Пахомов 42 - 10. Капитан Немо 30
- 1. Игорь Проскуренко 23,871
- 2.
Кристина Волосочева 19,120 - 3.
Ekaterina 18,721 - 4.
Юлия Бронникова 18,580 - 5.
Darth Vader 17,856 - 6.
Алина Сайбель 16,787 - 7.
Мария Николаевна 15,775 - 8.
Лариса Самодурова 15,735 - 9.
Liza 15,165 - 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
В этом году (2021) конкурс «Русский медвежонок» проводится с опозданием, то есть 3 марта.
На нашем сайте мы предлагаем обсудить задания и ответы к нему. В данной статье представлены вопросы для 8-9класса.
Если увидели ошибку или не согласны с ответом пишите в комментариях. Мы дополним статью как только появится информация….
- Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
- 1) Старый друг лучше новых … .
- 2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
- 3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
- 4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
- 5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
- 6) Что бывает тинистым?
- 7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
- 8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
- 9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
- 10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
- 11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
- 12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
- 13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
- 14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
- 15) Даны предлоги без, в, на и с.
- 16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
- 17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
- 18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
- 19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
- 20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
- 21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
- 22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
- 23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
- 24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
- 25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
- 26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
- 27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
- 28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
- 29) Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
- 30) В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?
Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
1) Старый друг лучше новых … .
2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
(Б) и речи быть не может;
(В) о чём разговор;
(Г) что и говорить;
6) Что бывает тинистым?
(А)–(Г) нет правильного.
7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.
(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей. (В) Третья группа в эксперименте была контрольной.
(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.
(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.
8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
(Д) ни одно из слов
9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
«Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?
(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.
13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
(А) проводить друга в аэропорт;
(Б) весело проводить время;
(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;
(Г) проводить интернет;
(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.
Ответ: (А) проводить друга в аэропорт
14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
15) Даны предлоги без, в, на и с.
Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?
(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.
Ответ — (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?
(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.
Ответ — (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.
17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …
Каково наибольшее число в этой последовательности?
(А) 8;
(Б) 9;
(В) 10;
(Г) 11;
(Д) 12.
18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?
19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.
Как надо заполнить пробелы?
(Г) так же, так же;
(Д) ни один из вариантов
22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
(А) только служащий;
(Б) только работящий;
(В) служащий и работящий;
(Г) работящий и трудящийся;
(Д) служащий и заведующий
23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
(А) удивление — удивлённый;
(Б) приземление — приземлённый;
(В) искажение — искажённый;
(Г) изучение — изученный;
(Д) порабощение — порабощённый.
Ответ — (Б) приземление — приземлённый
25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.
(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.
(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.
(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.
Ответ — (Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?
(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;
(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;
В этом году (2021) конкурс «Русский медвежонок» проводится с опозданием, то есть 3 марта.
На нашем сайте мы предлагаем обсудить задания и ответы к нему. В данной статье представлены вопросы для 8-9класса.
Если увидели ошибку или не согласны с ответом пишите в комментариях. Мы дополним статью как только появится информация….
- Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
- 1) Старый друг лучше новых … .
- 2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
- 3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
- 4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
- 5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
- 6) Что бывает тинистым?
- 7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
- 8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
- 9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
- 10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
- 11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
- 12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
- 13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
- 14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
- 15) Даны предлоги без, в, на и с.
- 16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
- 17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
- 18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
- 19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
- 20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
- 21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
- 22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
- 23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
- 24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
- 25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
- 26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
- 27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
- 28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
- 29) Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
- 30) В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?
Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
1) Старый друг лучше новых … .
2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
(Б) и речи быть не может;
(В) о чём разговор;
(Г) что и говорить;
6) Что бывает тинистым?
(А)–(Г) нет правильного.
7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.
(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей. (В) Третья группа в эксперименте была контрольной.
(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.
(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.
8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
(Д) ни одно из слов
9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
«Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?
(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.
13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
(А) проводить друга в аэропорт;
(Б) весело проводить время;
(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;
(Г) проводить интернет;
(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.
Ответ: (А) проводить друга в аэропорт
14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
15) Даны предлоги без, в, на и с.
Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?
(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.
Ответ — (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?
(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.
Ответ — (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.
17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …
Каково наибольшее число в этой последовательности?
(А) 8;
(Б) 9;
(В) 10;
(Г) 11;
(Д) 12.
18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?
19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.
Как надо заполнить пробелы?
(Г) так же, так же;
(Д) ни один из вариантов
22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
(А) только служащий;
(Б) только работящий;
(В) служащий и работящий;
(Г) работящий и трудящийся;
(Д) служащий и заведующий
23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
(А) удивление — удивлённый;
(Б) приземление — приземлённый;
(В) искажение — искажённый;
(Г) изучение — изученный;
(Д) порабощение — порабощённый.
Ответ — (Б) приземление — приземлённый
25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.
(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.
(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.
(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.
Ответ — (Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?
(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;
(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;
Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. ЛадыженскойЦели и задачи:
изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
Ход урока
Организационное начало
Внимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок!Всё ли на месте? Всё ли в порядке?Книжки, ручки и тетрадки?Есть у нас девиз такой:Всё, что надо, под рукой!
Мотивирование к учебной деятельности
На доске записаны слова:
череда, чередовать,
очередь, очередность
Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.
- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).- А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами; следовать друг за другом)
- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
(чередование)
Актуализация знаний
Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?
-Лаг- – -лож-
-Раст- – -рос- – -ращ-
Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;
-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)
Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
Прик_снуться, прик_асаться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?
(тоже есть чередование гласных)
Определите нашу цель и задачи
Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.
Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень -кас-?
Овладение новым знанием
Давайте вернемся к словам
прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание
Проведем наблюдение:
-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.
-А теперь скажите, что вы заметили?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)
Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило.
Проверим себя по учебнику (чтение правила).
(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)
Первичное закрепление
Составление алгоритма:
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?
Выделить корень.
Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Физминутка. Грамматическая зарядка
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Зар…сли кустарника.
Предл…жить блины.
Р…стительный мир.
К…снуться чуда.
Выр…щенный цветок.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Березка подр…сла.
Не к…саются влаги.
Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.
Солнце к…снулось края степи.
Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
Приятно к…снуться ароматного блинчика.
Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
Мы к…снулись трудного вопроса.
Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.
Вы узнали авторов этих предложений?
“Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
“Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
“Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальное задание
Ф.И. _____________________________________ класс _______________
“3”
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
“4”
1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мать нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.
“5”
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.
1) кол..тся (орех), почита..мый
2) кача..щий, поко..щийся
3) самокле..щиеся, просе..нная
4) дремл..щий, вид..нный
5) (он) наве..т, (он) обид..т
Пояснение (см. также Правило ниже).
1. колется (орех) (1 спр.), почитаемый (от глагола 1 спр.)
2. качающий (от глагола 1 спр.), покоящийся (от глагола 2 спр.)
3. самоклеящиеся (от глагола 2 спр.), просеянная (гласная инфинитива сохраняется)
4. дремлющий (от глагола 1 спр.), виденный (гласная инфинитива сохраняется)
5. (он) навеет (1 спр.), (он) обидит (2 спр.)
Правило: Задание 12. Гласные буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастийНАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
1) все глаголы на -ИТЬ, кроме
стелить (употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени; личные глагольные формы образуются от глагола стлать — стелют),
2) 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .
Обратите внимание : добавление приставки не изменяет спряжение глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услышать будут по-прежнему глаголами второго спряжения.
Примечание 1: В начальной школе вас учили определять спряжение по третьему лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это правило работает, но только в том случае, если вы точно знаете, как правильно написать третье множественное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот умение определять спряжение по инфинитиву не подведёт: бороться (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слышать (II спр., исключ., пишем АТ).
Примечание 2 : Инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Инфинитив будет «настраивать», что делать?, несовершенный вид, как и у слова «настраивает». Это первое спряжение, поэтому пишется Е. Если же ошибочно взять инфинитив другого вида, «настроить» (что сделать), то уж выходит второе спряжение, и нужно писать И. Это букву мы напишем в форме «настроИт» (что сделает, совершенного вида).
Примечание 3 . Постфикс СЯ/СЬ не влияет на спряжение.
Примечание 4 . В некоторых инфинитивах написание букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вызывает сложности. Таблица таких глаголов опубликована в «Справке» к заданию 10.
Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).
Рассмотрим орфограммы, основанные на этом правиле.
11.1.1 Безударные личные окончания глаголов
Чтобы определить, писать в окончании глагола букву И или Е, требуется установить его спряжение.
Первым делом убедитесь в том, что в глаголе нет приставки вы, если же она есть, уберите её и следуйте основному правилу определения спряжения глагола. Не обращайте внимания на постфикс СЯ или СЬ, он не влияет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).
Увидели приставку вы в слове вынес..т, убрали её, осталось слово несЁТ с ударным окончанием.
Остальные глаголы ставим в начальную форму (не путаем ВИД!) и определяем спряжение: построИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устраивАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нельзя «устроить», вид не тот), обидЕТЬся (II спряжение, исключение). Вставляем буквы: построИшь, устраиваЕт (он), обидИтся (он), вынесЕт (он).
11.1.2 Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Ключевым моментом этого правила является понимание того, что причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения глагола . Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице. Сравним:
И это не совпадение не случайно, ведь для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы УЩ/ЮЩ, а для образования причастий от глаголов II спряжения — АЩ/ЯЩ.
Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.
Рассмотрим на примерах, как знание правил образования причастий настоящего времени помогает избежать ошибок.
Возьмём глагол «следовать». Образуем от глагола «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оставим основу, добавим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.
Образуем причастие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Образуем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.
Возьмём слово с неясной букой в суффиксе леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к заданию 10 это слово было в табличке, потому вписываем лелеЯть, а далее по схеме: спряжение I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.
В задании 11 нам предлагается пройти обратный путь, то есть определить спряжение глагола по уже образованному причастию и вставить букву.
Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По третьему лицу спряжение не удалось определить, по начальной легко, I спряжение, нужен суффикс ЮЩ;
Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ
Запомним слова-исключения из этого правила:
брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.
11.1.3 Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Как и в предыдущем пункте, выбор присоединяемых суффиксов причастий ЕМ или ИМ зависит от спряжения глагола.
Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа (мы). Сравним:
Для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы ЕМ/ОМ, а для причастий от глаголов II спряжения— ИМ.
Рассмотрим, как применять это правило на примерах.
Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спряжения , суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ;
Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спряжения, суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ.
Запомним слова, написание букв в суффиксе которых вызывает затруднение:
приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.
Слово движИМый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.
11.2 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Сформулируем общее правило, понимание которого позволит не допускать ошибок: причастия и деепричастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива , поэтому достаточно знать, как пишется инфинитив и как происходит образование глагольных форм.
11.2.1 Гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени
Написание пропущенной буквы в причастиях типа увидЕвший, обидЕвший, наклеИвший определяется только тем, какая буква была на этом месте в начальной форме глагола , ведь эти слова образованы от основ увидЕть, обидЕть, наклеИть при помощи суффикса ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего времени: тот, который увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.
Приведём примеры из задания 11
ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.
Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.
Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).
выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.
11.2.2 Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами деепричастий прошедшего времени :
Сравним пары слов в столбиках:
НастроИвший
ПросмотрЕвший
ПрижАвшийся
ПросмотрЕв
ПрижАвшись
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
Читайте также: