Кос ком какая буква пропущена

Опубликовано: 17.09.2024


Определение

Кас – кос – это корни с чередующимися гласными.

Гласные а – о в чередующихся корнях кас – кос нельзя проверить ударением.

При написании чередующейся гласной в корне нельзя воспользоваться следующим орфографическим правилом: в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове.

Нужно отличать корни с чередованием кас – кос от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искоса).

Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным».

Правило

Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а.

Если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.

Исключения в данном правиле отсутствуют.

Примеры

Приведем конкретные примеры на данное правило с объяснением причин написания той или иной гласной в корне:

  • касаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
  • коснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
  • прикасаюсь (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
  • прикоснуться (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-),
  • соприкасаться (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-),
  • прикосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-);
  • касательная (в корне пишется а, потому что после корня есть суффикс -а-);
  • соприкосновение (в корне пишется о, потому что после корня отсутствует суффикс -а-).

Алгоритм действий

Чтобы правильно написать гласную в корне кас – кос, нужно пользоваться следующим алгоритмом:

  • Выделить корень и убедиться, что он несет в себе нужное значение.
  • Вспомнить, от чего зависит написание корней кос – кас.
  • Проверить, есть ли после корня с чередующейся гласной суффикс -а-.

Что мы узнали?

Кас – кос – это корни с чередующимися гласными, которые нужно отличать от омонимичных корней ( коса, косить, косо, искосо). Чередующиеся корни кос – кас могут нести в себе следующие общие лексические значения: «дотрагиваться до чего-либо»; «затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему»; «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным». Гласные а – о в чередующихся корнях нельзя проверить ударением. Правописание в корне слова с чередованием кас – кос зависит от наличия или отсутствия суффикса: если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется гласная а; если после корня отсутствует суффикс -а-, то в корне пишется гласная о.

Тест по теме

  • Кас – кос – это корни с чередующимися гласными
  • Гласные а – о в чередующихся корнях кас – кос нельзя проверить ударением
  • Чтобы написать гласную в чередующихся корнях кас – кос, нужно пользоваться следующим правилом: в безударном слоге пишется та буква, которая выступает под ударением в форме этого слова или родственном слове
  • Нужно отличать корни с чередованием кас – кос от омонимичных корней


Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 159.





















Не понравилось? - Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Определение
  2. Правило
  3. Примеры
  4. Алгоритм действий
  5. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Мягкий знак после шипящих
  • Мягкий знак перед согласной
  • "Ы, И" после приставок
  • Правописание "Н" и "НН" в суффиксах
  • Словообразовательный разбор слова
  • Образование формы слова
  • Сложный план текста
  • Приставочно-суффиксальный способ образования слов
  • Суффиксальный способ образования слов
  • Приставочный способ образования слов
  • Правописание сложных слов
  • Морфемика
  • Исключения ПРЕ и ПРИ
  • Гласные в приставках ПРИ и ПРЕ
  • Чередующиеся гласные в корне слова
  • Н и НН в существительных КАС, КОС - правила правописания
  • ГОР ГАР правила
  • ЗОР ЗАР правила
  • Буквы О А в корне ГОР-ГАР
показать все
  1. 1. Ирина Любимова
    Ирина Любимова 130
  2. 2. Полина Иванова 64
  3. 3. Егор Молчанов
    Егор Молчанов 55
  4. 4. Игорь Николаев
    Игорь Николаев 52
  5. 5. Лена Коровкина
    Лена Коровкина 52
  6. 6. Николай Возжаев
    Николай Возжаев 50
  7. 7. Marina Dubenok 45
  8. 8. Angry Elk 43
  9. 9. Артемий Пахомов
    Артемий Пахомов 42
  10. 10. Капитан Немо 30
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,871
  2. 2. Кристина 1
    Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina
    Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бро
    Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader
    Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель
    Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова
    Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza
    Liza 15,165
  10. 10. Дмитрий Прошин
    TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

В этом году (2021) конкурс «Русский медвежонок» проводится с опозданием, то есть 3 марта.

На нашем сайте мы предлагаем обсудить задания и ответы к нему. В данной статье представлены вопросы для 8-9класса.

Если увидели ошибку или не согласны с ответом пишите в комментариях. Мы дополним статью как только появится информация….

  1. Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
  2. 1) Старый друг лучше новых … .
  3. 2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
  4. 3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
  5. 4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
  6. 5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
  7. 6) Что бывает тинистым?
  8. 7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
  9. 8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
  10. 9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
  11. 10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
  12. 11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
  13. 12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
  14. 13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
  15. 14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
  16. 15) Даны предлоги без, в, на и с.
  17. 16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
  18. 17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
  19. 18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
  20. 19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
  21. 20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
  22. 21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
  23. 22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
  24. 23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
  25. 24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
  26. 25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
  27. 26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
  28. 27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
  29. 28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
  30. 29) Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
  31. 30) В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?

Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)

1) Старый друг лучше новых … .

2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?

3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?

4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?

5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?

(Б) и речи быть не может;

(В) о чём разговор;

(Г) что и говорить;

6) Что бывает тинистым?

(А)–(Г) нет правильного.

7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?

(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.

(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей. (В) Третья группа в эксперименте была контрольной.

(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.

(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.

8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?

(Д) ни одно из слов

9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?

10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?

11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?

12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:

«Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?

(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.

13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?

(А) проводить друга в аэропорт;

(Б) весело проводить время;

(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;

(Г) проводить интернет;

(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.

Ответ: (А) проводить друга в аэропорт

14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?

15) Даны предлоги без, в, на и с.

Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?

(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.

Ответ — (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;

16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.

Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?

(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

Ответ — (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:

1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …
Каково наибольшее число в этой последовательности?
(А) 8;
(Б) 9;
(В) 10;
(Г) 11;
(Д) 12.

18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.

Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?

19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».

20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?

21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.

Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.

Как надо заполнить пробелы?

(Г) так же, так же;

(Д) ни один из вариантов

22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?

(А) только служащий;

(Б) только работящий;

(В) служащий и работящий;

(Г) работящий и трудящийся;

(Д) служащий и заведующий

23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .

24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?

(А) удивление — удивлённый;

(Б) приземление — приземлённый;

(В) искажение — искажённый;

(Г) изучение — изученный;

(Д) порабощение — порабощённый.

Ответ — (Б) приземление — приземлённый

25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?

26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?

(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.

(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.

(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.

(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.

(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.

Ответ — (Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.

27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?

28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.

Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?

(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;

(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;

В этом году (2021) конкурс «Русский медвежонок» проводится с опозданием, то есть 3 марта.

На нашем сайте мы предлагаем обсудить задания и ответы к нему. В данной статье представлены вопросы для 8-9класса.

Если увидели ошибку или не согласны с ответом пишите в комментариях. Мы дополним статью как только появится информация….

  1. Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)
  2. 1) Старый друг лучше новых … .
  3. 2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
  4. 3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
  5. 4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
  6. 5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
  7. 6) Что бывает тинистым?
  8. 7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
  9. 8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
  10. 9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
  11. 10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
  12. 11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?
  13. 12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:
  14. 13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
  15. 14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
  16. 15) Даны предлоги без, в, на и с.
  17. 16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.
  18. 17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
  19. 18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.
  20. 19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
  21. 20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?
  22. 21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.
  23. 22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
  24. 23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
  25. 24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
  26. 25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?
  27. 26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
  28. 27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
  29. 28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
  30. 29) Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
  31. 30) В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?

Ответы на Русский медвежонок для 8-9 класса (2021 год)

1) Старый друг лучше новых … .

2) Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?

3) Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?

4) Какое слово может быть синонимом слова заботиться?

5) Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?

(Б) и речи быть не может;

(В) о чём разговор;

(Г) что и говорить;

6) Что бывает тинистым?

(А)–(Г) нет правильного.

7) В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?

(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.

(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей. (В) Третья группа в эксперименте была контрольной.

(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.

(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.

8) Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?

(Д) ни одно из слов

9) Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?

10) В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?

11) Русские названия скольких дней недели произведены от числительных?

12) В переводе одного романа встретилась такая фраза:

«Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?

(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.

13) В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?

(А) проводить друга в аэропорт;

(Б) весело проводить время;

(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;

(Г) проводить интернет;

(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.

Ответ: (А) проводить друга в аэропорт

14) Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?

15) Даны предлоги без, в, на и с.

Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?

(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.

Ответ — (Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;

16) Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою.

Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?

(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

Ответ — (Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.

17) Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:

1 2 2 2 2 1 1 2 2 1 8 2 3 2 …
Каково наибольшее число в этой последовательности?
(А) 8;
(Б) 9;
(В) 10;
(Г) 11;
(Д) 12.

18) По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание.

Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?

19) Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».

20) Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам у вас наибольший шанс выиграть?

21) Кризис поразил Анчурию, а … Руританию.

Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.

Как надо заполнить пробелы?

(Г) так же, так же;

(Д) ни один из вариантов

22) Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?

(А) только служащий;

(Б) только работящий;

(В) служащий и работящий;

(Г) работящий и трудящийся;

(Д) служащий и заведующий

23) О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .

24) В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?

(А) удивление — удивлённый;

(Б) приземление — приземлённый;

(В) искажение — искажённый;

(Г) изучение — изученный;

(Д) порабощение — порабощённый.

Ответ — (Б) приземление — приземлённый

25) Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как _______ Нос. Какое слово мы пропустили?

26) Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?

(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.

(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.

(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.

(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.

(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.

Ответ — (Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.

27) В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?

28) Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.

Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?

(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;

(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;

Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. ЛадыженскойЦели и задачи:
изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
Ход урока
Организационное начало
Внимание! Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок!Всё ли на месте? Всё ли в порядке?Книжки, ручки и тетрадки?Есть у нас девиз такой:Всё, что надо, под рукой!
Мотивирование к учебной деятельности
На доске записаны слова:
череда, чередовать,
очередь, очередность
Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.
- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).- А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами; следовать друг за другом)
- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
(чередование)
Актуализация знаний
Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?
-Лаг- – -лож-
-Раст- – -рос- – -ращ-
Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;
-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)
Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
Прик_снуться, прик_асаться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?
(тоже есть чередование гласных)
Определите нашу цель и задачи
Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.
Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень -кас-?
Овладение новым знанием
Давайте вернемся к словам
прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание
Проведем наблюдение:
-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.
-А теперь скажите, что вы заметили?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)
Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило.
Проверим себя по учебнику (чтение правила).
(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)
Первичное закрепление
Составление алгоритма:
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?
Выделить корень.
Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Физминутка. Грамматическая зарядка
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Зар…сли кустарника.
Предл…жить блины.
Р…стительный мир.
К…снуться чуда.
Выр…щенный цветок.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Березка подр…сла.
Не к…саются влаги.
Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.
Солнце к…снулось края степи.
Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
Приятно к…снуться ароматного блинчика.
Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
Мы к…снулись трудного вопроса.
Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.
Вы узнали авторов этих предложений?
“Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
“Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
“Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.

Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальное задание
Ф.И. _____________________________________ класс _______________
“3”
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
“4”
1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мать нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.
“5”
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

1) кол..тся (орех), почита..мый

2) кача..щий, поко..щийся

3) самокле..щиеся, просе..нная

4) дремл..щий, вид..нный

5) (он) наве..т, (он) обид..т

Пояснение (см. также Правило ниже).

1. колется (орех) (1 спр.), почитаемый (от глагола 1 спр.)

2. качающий (от глагола 1 спр.), покоящийся (от глагола 2 спр.)

3. самоклеящиеся (от глагола 2 спр.), просеянная (гласная инфинитива сохраняется)

4. дремлющий (от глагола 1 спр.), виденный (гласная инфинитива сохраняется)

5. (он) навеет (1 спр.), (он) обидит (2 спр.)

Правило: Задание 12. Гласные буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий

НАПИСАНИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

Единственное число

Множественное число

Окончание ударное

Окончание безударное

Окончание ударное

Окончание безударное

я идУ, поЮ

я пишУ, делаЮ

мы идЁМ, поЁМ

мы пишЕМ, делаЕМ

ты идЁШЬ, поЁШЬ

ты пишЕШЬ, делаЕШЬ

вы идЁТЕ, поЁТЕ

вы пишЕТЕ, делаЕТЕ

он, она, оно идЁТ, поЁТ

он пишЕТ, делаЕТ

они идУТ, поЮТ

они пишУТ, делаЮТ

Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

Единственное число

Множественое число

Окончание ударное

Окончание безударное

Окончание ударное

Окончание безударное

я сижУ, кричУ

я дышУ, смотрЮ

мы сидИМ, кричИМ

мы дышИМ, смотрИМ

ты сидИШЬ, кричИШЬ

ты дышИШЬ, смотрИШЬ

вы сидИТЕ, кричИТЕ

вы дышИТЕ, смотрИТЕ

он, она, оно сидИТ, кричИТ

он дышИТ, смотрИТ

они сидЯТ, кричАТ

они дышАТ, смотрЯТ

Пояснения к таблице.

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

Остальные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спряжение: по­стро­ИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нель­зя «устроить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спряжение, исключение). Встав­ля­ем буквы: построИшь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

НастроИвший

ПросмотрЕвший

ПрижАвшийся

ПросмотрЕв

ПрижАвшись

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;

измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

Читайте также: