Кос гору какая буква пропущена

Опубликовано: 17.09.2024

Коснуться, касаться

Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс -а-? А если после корня нет суффикса -а-?

1. -Кос- или -кас-? Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте орфограмму № 26.

Весло к..снулось воды. Крючок к..сается дна. Наши лодки 1 соприкоснулись. Ветка прикоснулась к лицу. Осторожно прикасайтесь к ране. Причинить боль к..санием.

В каком значении использовано слово коснуться при образовании от него выделенного слова?

С 2-3 словосочетаниями составьте предложения и подчеркните в них главные члены.

2. Выпишите слова с корнем –кас- — -кос- сначала со значением «дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь», затем со значением «затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме и т. д.», потом со значением «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь».

К..хаюсь стены рукой. К..снитесь пола пальцами рук. Вожатый к..снулся вопроса о дисциплине. Автор брош..ры к..сается темы о воспитании сила воли. Это тебя не к..сается. Постановление сельсовета к..снётся всех ж..телей 2 деревн.. . К..сание мяча 1 о сетку. Прик..сновение языка к зубам. К..снитесь вопроса о причинах создавшегося пол..жения. Ветки этих р..стений прик..саются друг к другу.

Выпишите остальные слова с пропущенными буквами.

В каких словосочетаниях и предложениях слова с корнем -кос- — -нас- имеют прямое и в каких — переносное значение?

Определите по таблице, какая из двух чередующихся гласных в корне -гор- — -гар- находится под ударением и какая — в безударном положении.

Таблицв

3. Запишите с корнем -гор- — -гар- и с приставками с-, вы-, до-, на-, за-, про-, при-, пере-, под-, об-, у-, раз-, глаголы несовершенного и совершенного вида (в неопределённой форме). Обозначьте вид. глагола буквами н и с.

Пирог, котлета
Какие из записанных вами глаголов сочетаются с существительными пирог, котлета? Составьте предложения с этими словами.

4. Напишите по рисунку рассказ о «догадливом» рыбаке. Какова основная мысль вашего рассказа? Озаглавьте его. Закончите рассказ так: Никита сиял от удовольствия. Прекрасная память об улове! Вот что значит быть догадливым человеком!

Догадливый рыбак

Есть ли в рассказе слова с орфограммами, изученными в этом параграфе? Подчеркните эти слова.

5. Выпишите сначала слова с корнями -кос- — -кас-, -гор- — -гар-, -лож- — -лаг-, затем остальные слова, в которых пропущены буквы. Обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв.

Вежливый
Разг..релся между Любой и Верой спор. Мигом их окружили почти все ребята из класса. Ведь спорят-то о вежливост.., а это к..сает 3 ся всех!
Пр..шла Люба к одной подруг.. смотреть к..нофильм по т..левизору. Подруг.. картина (не) понравилась, и она ушла спать 1 . Остались у т..левизора отец подруг.. и Люба. Как тут поступить? Уйти домой или остат(?)ся?

Люба досмотрела фильм (до)конца. «Нет, ты должна была уйти, как только подруга решила л..жит(?)ся спать», — утв..рждала потом Вера. .

Можно ли заменить выделенное слово синонимами из рамки?

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Прочитайте. Нет ли ошибок в распределении слов по орфограммам? При списывании внесите необходимые исправления.

№ 12: сл..гаемое, пол..гаться, предпол..жить, р..сток 1 .

№ 13: подр..сли, р..сти, ср..статься, возр.ст, прир..сли, к..снуться. .

№ 24: соб..рание, сд..рать, выр..стать, предл..гать, ст..реть.

№ 26: к..снуться, прил..жение, neper..реть, соприк..саться, прик..сновение, прил..жить, к..саться, к..снуться.

№ 27: прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..реть, приг..рать, прир..сти.

Какое из двух следующих выражений разговорное и какое — книжное? Он понесёт наказание за это. — Ему нагорит за это.

7. Запишите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Учтите, что не ко всем основам могут присоединяться эти приставки. Обозначьте в записанных словах орфограммы на месте пропусков.

у-, вы-, с-, под-, раз(с)-, при- г..реть(ся), к..саться, р..сти(сь), (за)л..жить, т..реть.

Составьте сложные предложения с любыми 2-3 записанными словами.

8. Подберите по 4 слова с чередующимися гласными о — а в корнях –рос- — -раст-, -лож- — -лаг-, -кос- — -кас, -гор- — -гар- и с чередующимися гласными е — и.

  1. Сделать фонетический разбор слова [↩] [↩] [↩] [↩]
  2. Сделать морфологический разбор слова [↩]
  3. Возможный пропуск буквы [↩]

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Цели:

  • познакомить с предметом изучения орфографии: корнями с чередованием;
  • прививать интерес к этому разделу;
  • формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе;
  • воспитывать ответственность уч-ся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: план урока, листы ватмана, канцелярские принадлежности, интерактивная доска.

Ход урока

1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

— Тема нашего урока «Чередование О-А в корнях –кос-кас,-гор-гар»

Сегодня мы познакомимся с выбором написания О-А в корнях с чередованием.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2. Работа с эпиграфом

— Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (прочитали) Как вы понимаете эти слова?

— Вот и мы сегодня с вами на нашем таком необычном уроке будем учиться правильно писать.

3. Повторение

— В 5 классе, путешествуя по стране Правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях.

— Давайте на материале пословиц народов мира вспомним эти правила. (Приложение1)

  1. Неробкую душу вл… жил в меня Бог.
  2. И камень лёжа мохом обр… стает.
  3. Человек предпол… гает, а Бог распол… гает.
  4. К огню с какой стороны ни прик… снись, всё равно обожжёт.
  5. Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.
  6. Пока травка подр… стет, много воды утечёт.
  7. От доброго кореня добрая и отр… сль.

— Списать, вставить пропущенные орфограммы.

— Какие корни с чередованием мы изучали в 5 классе?

4. Новый материал

— А сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть тайну написания О-А корнях –кас—кос ,гор-гар и итогом нашей работы будет составление опорной схемы для тетради-подсказки.

1. Халата не черни — к котлу не прикАсайся. Честь смолоду храни, С бесчестными не знайся. Туркменская

— Спишите пословицу-совет, обращая внимание на суффикс и гласную А в корне слова ПРИКАСАЙСЯ

— Как вы думаете, влияет ли наличие суффикса А на правописание этого слова?

— Скажите, с какой русской пословицей перекликается эта туркменская пословица? (Береги платье снову, а честь смолоду)

2. Дотронется до мёда — тут же руку оближет; прикОснётся к навозу — бежит сразу мыться. Монгольская.

— Выделить корень в слове прикоснётся, есть ли суффикс А после корня?

—Таким образом, какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?

5. Одну тайну мы с вами раскрыли

— Прочитайте пословицы и поговорки, обращая внимание на ударение и гласную в корне. (Вслух)

  1. Горит, как бамбуковая хижина. Японская.
  2. Когда пора для этого придёт, горят снега и пламенеет лёд. Калмыцкая.
  3. Мы с вами родня: На вашей бабушке сарафан горел, наш дедушка руки грел. Русская.

— А эти близкие по смыслу пословицы спишите.

— Обратите внимание на ударение в выделенных словах и гласную в корне.

  1. Когда на кухне два повара, обед бывает пригорелый. Ассирийская
  2. Когда на кухне три повара, обед получается с пригарками

— От чего зависит правописание О-А в корнях гор-гар? (от ударения)

— Сделайте вывод. (В корнях гор-гар под ударением пишется буква О, а под ударением –А)

6. Выборочный диктант

— Из диктуемых мною пословиц, выписать слова с изученными орфограммами в корнях.

  1. Правда в огне не горит в воде не тонет. Русская.
  2. На чужое добро и глаза разгораются. Русская.
  3. Коснешься котла — измажешься, коснёшься зла — намаешься. Татарская.
  4. Одно сердце к другому прикасается. Чешская.
  5. Чаще всего посыпают сахаром подгорелую часть пирога. Нидерландская.

— Выделить корень, обозначить выбор орфограммы.

7. А теперь пришло время поработать в группах

Нам предстоит заняться проектной деятельностью и создать страничку для нашей тетрадки- подсказки о правописании корней с чередованием О-А в корнях кос -кас-, гор –гар -.

— Следующий этап работы будет называться «Зри в корень».

При работе в группах можно использовать материал учебника на стр.63-64.

Задание 1 группе: Разработайте опорную схему о правописании корней кос -кас. 2 группа готовит опорную схему о правописании гор-гар.3 группа разработает словарный диктант по теме.

8. Представление проектов. Повторение правописания корней

9. Молодцы

На следующем уроке запишем схему в нашу тетрадку и проведём словарный диктант

10. Оценки

11. Дом. задание

29, 30, выучить 3 пословицы, упр.137 или 143

Разработать словарный диктант на тему «Чередующие гласные О-А в корнях –кос-кас-, -гор-гар-.

Угар, коснуться, догорать, склонение, творение, перегореть, прикосновение, безотлагательный, проложить, наращение, пригореть, отрасль, Ростов, излагать, выращенный, ростовщик, равнина, касательная, загар, загореть, сгореть, соприкасаться, подгореть, неукоснительно, предполагать, положить, вырастить, погорелец, пловец.

Цели:

  • познакомить с предметом изучения орфографии: корнями с чередованием;
  • прививать интерес к этому разделу;
  • формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе;
  • воспитывать ответственность уч-ся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: план урока, листы ватмана, канцелярские принадлежности, интерактивная доска.

Ход урока

1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

— Тема нашего урока «Чередование О-А в корнях –кос-кас,-гор-гар»

Сегодня мы познакомимся с выбором написания О-А в корнях с чередованием.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2. Работа с эпиграфом

— Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (прочитали) Как вы понимаете эти слова?

— Вот и мы сегодня с вами на нашем таком необычном уроке будем учиться правильно писать.

3. Повторение

— В 5 классе, путешествуя по стране Правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях.

— Давайте на материале пословиц народов мира вспомним эти правила. (Приложение1)

  1. Неробкую душу вл… жил в меня Бог.
  2. И камень лёжа мохом обр… стает.
  3. Человек предпол… гает, а Бог распол… гает.
  4. К огню с какой стороны ни прик… снись, всё равно обожжёт.
  5. Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.
  6. Пока травка подр… стет, много воды утечёт.
  7. От доброго кореня добрая и отр… сль.

— Списать, вставить пропущенные орфограммы.

— Какие корни с чередованием мы изучали в 5 классе?

4. Новый материал

— А сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть тайну написания О-А корнях –кас—кос ,гор-гар и итогом нашей работы будет составление опорной схемы для тетради-подсказки.

1. Халата не черни — к котлу не прикАсайся. Честь смолоду храни, С бесчестными не знайся. Туркменская

— Спишите пословицу-совет, обращая внимание на суффикс и гласную А в корне слова ПРИКАСАЙСЯ

— Как вы думаете, влияет ли наличие суффикса А на правописание этого слова?

— Скажите, с какой русской пословицей перекликается эта туркменская пословица? (Береги платье снову, а честь смолоду)

2. Дотронется до мёда — тут же руку оближет; прикОснётся к навозу — бежит сразу мыться. Монгольская.

— Выделить корень в слове прикоснётся, есть ли суффикс А после корня?

—Таким образом, какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?

5. Одну тайну мы с вами раскрыли

— Прочитайте пословицы и поговорки, обращая внимание на ударение и гласную в корне. (Вслух)

  1. Горит, как бамбуковая хижина. Японская.
  2. Когда пора для этого придёт, горят снега и пламенеет лёд. Калмыцкая.
  3. Мы с вами родня: На вашей бабушке сарафан горел, наш дедушка руки грел. Русская.

— А эти близкие по смыслу пословицы спишите.

— Обратите внимание на ударение в выделенных словах и гласную в корне.

  1. Когда на кухне два повара, обед бывает пригорелый. Ассирийская
  2. Когда на кухне три повара, обед получается с пригарками

— От чего зависит правописание О-А в корнях гор-гар? (от ударения)

— Сделайте вывод. (В корнях гор-гар под ударением пишется буква О, а под ударением –А)

6. Выборочный диктант

— Из диктуемых мною пословиц, выписать слова с изученными орфограммами в корнях.

  1. Правда в огне не горит в воде не тонет. Русская.
  2. На чужое добро и глаза разгораются. Русская.
  3. Коснешься котла — измажешься, коснёшься зла — намаешься. Татарская.
  4. Одно сердце к другому прикасается. Чешская.
  5. Чаще всего посыпают сахаром подгорелую часть пирога. Нидерландская.

— Выделить корень, обозначить выбор орфограммы.

7. А теперь пришло время поработать в группах

Нам предстоит заняться проектной деятельностью и создать страничку для нашей тетрадки- подсказки о правописании корней с чередованием О-А в корнях кос -кас-, гор –гар -.

— Следующий этап работы будет называться «Зри в корень».

При работе в группах можно использовать материал учебника на стр.63-64.

Задание 1 группе: Разработайте опорную схему о правописании корней кос -кас. 2 группа готовит опорную схему о правописании гор-гар.3 группа разработает словарный диктант по теме.

8. Представление проектов. Повторение правописания корней

9. Молодцы

На следующем уроке запишем схему в нашу тетрадку и проведём словарный диктант

10. Оценки

11. Дом. задание

29, 30, выучить 3 пословицы, упр.137 или 143

Разработать словарный диктант на тему «Чередующие гласные О-А в корнях –кос-кас-, -гор-гар-.

Угар, коснуться, догорать, склонение, творение, перегореть, прикосновение, безотлагательный, проложить, наращение, пригореть, отрасль, Ростов, излагать, выращенный, ростовщик, равнина, касательная, загар, загореть, сгореть, соприкасаться, подгореть, неукоснительно, предполагать, положить, вырастить, погорелец, пловец.

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. Добрые умирают, да дела их живут. 2. Прежде смерти не умереть. 3. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 5. Скупые – что пчелы: мед собирают, да сами умирают. 6. Кого слова не берут, с того шкуру дерут. 7. Чуть жив, чуть жив, а все не помер. 8. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. 9. Пот ключом льет, а жнец свое берет. 10. По росту одежку прибирай! 11. Не боги же и горшки обжигают. 12. Скупые умирают, а дети сундуки отпирают.

4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ

С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ ( О/А) :

-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-,

- ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-,

-ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН-,

-ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания чередующихся гласных О / А в корнях слов.

● Правописание корней -ЗАР- // -ЗОР- , -ГАР- // -ГОР-

И с к л ю ч е н и я:

при гар ь, из гар ь, вы гар ки

● О/А в безударных корнях -КАС- // -КОС-

-КАС- – перед суффиксом - А -

касаться
прикасаться
касательная

● О - А в безударных корнях -ПЛАВ- // - ПЛОВ-

О – в словах плов ец, плов чиха

А – в остальных сучаях: поплавок, плавучий

● О/А в безударных корнях -РАСТ- ( -РАЩ- ) // -РОС-

возраст
растить
приращение

О – перед остальными

И с к л ю ч е н и я:

от рас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав

● О/А в безударных корнях -КЛАН- // -КЛОН- , -ТВАР- // -ТВОР-

И с к л ю ч е н и е:

● О - А в безударных корнях -МАК- // -МОК- (-МОЧ-) ,

"погружать в жидкость"

макать сухарь в чай

в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде"

"равный, наравне, одинаковый"

сделать равным
уравнение

"прямой, гладкий, ровный"

ров есник, по ровн у, у ров ень, равн ина, равн яйсь

● О/А в безударных корнях -ЛАГ- // -ЛОЖ-

И с к л ю ч е н и е:

● О/А в безударных корнях -СКАК- // -СКОЧ-

О – перед Ч: отскочить

А – перед К: обскакать

И с к л ю ч е н и е: скач ок , скач у , скач и

Упражнение № 23. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.

А. В каких словах надо вставить А?

З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.

Б. В каких словах надо вставить О ?

Прик_сновение; прекл_няться (перед авторитетом); утв_рь (домаш­няя); разг_раться; отв_рить (темницу).

В. В каких словах надо вставить А ?

Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.

Г. В каких словах надо вставить О?

Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.

Упражнение № 24. Продолжите сказку, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

Помогите корню -гор- !

Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

Упражнение № 25. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение № 26. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней.

1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище.

Упражнение № 27. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение № 28. А. З апишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Б . Даны слова, каждое из которых начинается с ГОР- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

Упражнение № 29. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

● Найдите средства выразительности языка, использованные автором. Какова их роль в предложениях?

1. У берега распол_жилось селение а над обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина. 3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на грешную землю. 5. День уг_сал едва успев разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем косые полотнища последних лучей и там где лучи к_сались воды гребни вспых_вали недобрым б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом раздвигая ночной мрак. (М.Семенова)

● Найдите слова (по одному примеру), строение которых соответствует схемам:

существительное: Ç Ù ; прилагательное: Ç Ù ;

глагол: Ø Ç Ù Ù ; причастие: Ø Ç Ù ;

деепричастие: Ø Ç Ù Ù Ù .

● Выпишите из предложений одно слово с нулевым окончанием, одно – без окончания; укажите, к каким частям речи относятся эти слова.

Упражнение № 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

● Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го предложений.

● Докажите, что слово г_реть многозначное.

1. Олени низко опустили головы почти к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились ровные и слои обл_ков подн_мались все выше. 6. Большинство свободных оф_церов собрались здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7. Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы добрались до холма обс_рватории с зап_дной стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога пов_рачивала налево и у края зеленых садов соед_нялась с другой. (И.Ефремов)

Упражнение № 31. Прочитайте текст. Какой это вид речи – описание, повествование, рассуждение? Озаглавьте текст и разделите его на абзацы. Устно объясните расстановку знаков препинания.

Набрел я на п_ляну в т_йге. От л_сного п_жара она выг_рела, но на черной з_мле уже р_сли бл_стящие листики брусники. На краю были зар_сли м_лины. Соб_рал я м_лину, а вп_реди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Я р_шил узнать, что это за зверь. Сел на п_нёк и стал т_хонько посвист_вать. Зверь сначала ост_новился и зам_р, а потом стал ко мне подкрадыва(ть, т)ся. Он думал, что я его не увижу, а в_рхушки м_линовых кустов ш_веля(т, ть)ся и его выд_ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрип_вать о п_нёк, чтобы привлеч_ его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья тр_щат. «Шутки плохи, – подумал я. – Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел». (По Г.Я. Снегирёву)

5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

● О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

● З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

● Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

● О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

№ слайда 1 Буквы о – а в корне –кос- -кас-

Буквы о – а в корне –кос- -кас-

№ слайда 2 Записать в словарь «трудных» слов Приготовить,Приспособить,Пригодиться,Привычка.

Записать в словарь «трудных» слов Приготовить,Приспособить,Пригодиться,Привычка.

№ слайда 3 Прочитайте текст Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают раст

Прочитайте текст Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше. (По А. Стрижеву.)

№ слайда 4 Записать в тетрадь слова: Коса (девичья)кость,коснуться касаться Выделить корни

Записать в тетрадь слова: Коса (девичья)кость,коснуться касаться Выделить корни этих слов.Являются данные слова однокоренными?

№ слайда 5 Проверь себя: Коснись воды,Прикасаться осторожно,Касаться рукой,Нежное прикоснов

Проверь себя: Коснись воды,Прикасаться осторожно,Касаться рукой,Нежное прикосновение,Касательная линия,Проложить лыжню,Предлагать помощь,Слагать стихи.

№ слайда 6 Буквы о – а в корне –гор- , -гар-

Буквы о – а в корне –гор- , -гар-

№ слайда 7 Записать в словарь трудных слов:Преобразовать, Знаки препинания.

Записать в словарь трудных слов:Преобразовать, Знаки препинания.

№ слайда 8 Синтаксическая работаСоставить предложение по данной схеме:

Синтаксическая работаСоставить предложение по данной схеме:

№ слайда 9 Распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределен

Распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределены:Поросль, положить, росли, полагаться, коснуться, касаться.

№ слайда 10 о – а в чередующихся корнях

о – а в чередующихся корнях

№ слайда 11 Проверь себя:Загорать на пляже,беречься от загара, загорелый малыш, горение газа

Проверь себя:Загорать на пляже,беречься от загара, загорелый малыш, горение газа, газовая горелка, снять нагар, разгораться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, костер разгорается.

№ слайда 12 Записать в «Словарь трудных слов»Приобрести, примерять, примерять, приспособитьс

Записать в «Словарь трудных слов»Приобрести, примерять, примерять, приспособиться, неприступный.

№ слайда 13 Записать в тетрадь:Гора, загорать, гореЯвляются ли эти слова однокоренными? Поче

Записать в тетрадь:Гора, загорать, гореЯвляются ли эти слова однокоренными? Почему?Как называются такие слова?

№ слайда 14 Распределить слова по трем колонкамЗагораться, пригорел, гористый, пригорок, уга

Распределить слова по трем колонкамЗагораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый

№ слайда 15 Распределить по трем колонкам словаПрикасаться, косовица, коснуться, скосить (се

Распределить по трем колонкам словаПрикасаться, косовица, коснуться, скосить (сено), касаться, прикосновениеМожно ли добавить в перечень этих слов следующие:Косой (заяц), косолапый, покоситься (в сторону), костлявый, девичья коса?

№ слайда 16 Записать слова и выделить гласные в корне Располагать свободным временем, школьн

Записать слова и выделить гласные в корне Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.

№ слайда 17 Проверь себя:Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения

Проверь себя:Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. (К. Паустовский.)Загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С. Есенин.)Он слегка коснулся его руки.

№ слайда 18 Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор гласной в корне.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор гласной в корне.Молоко приг…рело, возл…гать надежды, от перемены мест сл…гаемых сумма не меняется, полезные р…стения, молодая пор…сль, соб…раться за грибами, бл…стеть на солнце, зам…реть от неожиданности.Перечислите корни, в которых происходит чередование а/о, е/и.

№ слайда 19 Тренировочные упражнения:Составьте слово.От глагола поговорить взять приставку,

Тренировочные упражнения:Составьте слово.От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного слагаемое – корень, от глагола играть – суффикс, от глагола читать – окончание, от глагола смеяться – суффикс возвратности.2. Найдите лишнее слово.Сложить, сложный, слагаемый, прилагательное.

№ слайда 20 Проверь себя: Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме

Проверь себя: Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

№ слайда 21 ДиктантВечером. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернут

ДиктантВечером. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я вышел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

Читайте также: