Кому в библии обрезали волосы

Опубликовано: 17.09.2024

Зарождение бритья и стрижки как определенного ритуала теряется в веках, но, вероятно, социальные различия достаточно рано стали связываться с волосами. Из древности дошли некоторые их описания, и, как это часто бывает, нормальные или обыденные вещи остаются в них без внимания, а отмечается только необычное. В древней Месопотамии закон требовал от раба носить прическу, свидетельствующую о его положении. То же самое касалось блудниц. В Египте священников называли «лысыми», а иероглиф, обозначавший «траур», состоял из трех прядей волос. В обеих этих культурах прически простых людей соответствовали их ремеслу. В Израиле средний человек, по-видимому, стриг волосы регулярно; Авессалом делал это раз в год ( 2Цар. 14:26 ). Назореи были исключением из правила и не стриглись в течение всего времени своего обета. Но даже для обычного человека стрижка была событием в жизни, и состояние его волос служило определенным знаком.

Волосы как символ. Манера стрижки зависит от того, как та или иная культура относится к состоянию волос (стрижка влечет за собой отсутствие или удаление волос). В Писании пышная шевелюра служит символом мужественности и (почти магическим) символом силы (Самсон, Суд. 16:17, 22 ; Авессалом, 2Цар. 14:25–26 ). Достойными восхищения волосами отличались многие библейские и небиблейские герои. Даже сейчас и уж тем более в прошлом волосы служат и служили показателем состояния внутреннего духа ( Быт. 25:25–27 ). В Откровении отмечается, что у необычных существ, вышедших из бездны, волосы были «как волосы у женщин» ( Откр. 9:8 ). Описание здесь полностью соответствует рисункам бесов этого периода (длинные растрепанные волосы, львиные зубы, хвосты с жалом как у скорпионов). Симптомы безумия Навуходоносора – волосы как у льва, ногти как у птицы ( Дан. 4:30 ) – тоже совпадают с чертами бесов в месопотамских текстах. Такая ассоциативная связь, возможно, объясняется отсутствием надлежащего ухода за собой и несоблюдения гигиены у одержимых бесами. Хотя это утверждение Павла может показаться спорным, он тоже считал длинные волосы противоестественными ( 1Кор.11:14 ).

Стрижка волос как образ чистоты. Следуя той же логике, которая требовала подходить к святому месту с босыми ногами ( Исх. 3:5 ; Нав. 5:15 ) или даже нагим, отсутствие волос могло указывать, что человек не скрывает никакой нечистоты. Геродот объясняет обритые головы египетских священников требованиями гигиены. Это было также эффективным способом борьбы со вшами. В Библии подчеркивается, что Иосиф остригся, прежде чем идти к фараону ( Быт. 41:14 ). Закон предписывал стричь больного для установления обрядового диагноза и очищения от проказы ( Лев. 13:33, 14:8–9 ). Левитам надлежало обривать все свое тело ( Чис. 8:7 ). В стрижке, связанной с принятием обета, подразумевалось не только очищение, но и новое начало ( Деян. 21:24 ). При соприкосновении с нечистотой назорей должен был остричь голову ( Чис. 6:9 ). Запрещалось прикасаться к женщине, взятой в плен на войне, пока она не острижет свою голову и не обрежет свои ногти для очищения ( Втор. 21:12 ). В видении нового храма у Иезекииля сыны Садока должны были не брить свои головы, а только подравнивать волосы, по-видимому, во избежание повторения злодеяний народов ( Иез. 44:20 ).

Стрижка волос как образ унижения. Ясных указаний на стрижку волос как на форму унижения нет. В предписании не продавать или не обращать в рабство остриженную чужеземку, «потому что ты смирил ее», унижение, возможно, связывается с ее положением наложницы, а не с временной плешивостью ( Втор. 21:14 ). По месопотамским законам, ложное обвинение наказывалось сбриванием половины волос на голове. Это напоминает обращение с посланниками Давида ( 1Пар. 19:4 ). Хотя Давид и его посланники сочли такое обращение оскорбительным, есть указания, что стрижка волос входила в церемонию ненасильственного присоединения земельных владений или замены казни символическим убийством. Если это так, то Давид оскорбился отношением к нему как к подчиненному, а не как к равному по рангу. В предупреждении Исаии, что Господь обреет «волосы на ногах» (то есть на лобке), голову и бороду, имеется, возможно, в виду унизительный ритуал символического лишения «мужских достоинств» ( Ис. 7:20 ).

Стрижка волос как образ траура. Стрижка волос и нанесение себе увечий при похоронах – распространенное явление в туземных обществах и обычно объясняется самими исполнителями желанием либо умиротворить дух умершего, либо показать духу, что умерший должным образом оплакивается. Такие ритуалы были известны израильтянам и совершались ими, хотя и запрещались сынам Аарона ( Лев. 21:1, 5 ). Скорбящие выделялись тем, что «у каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины» ( Иер. 41:5, 48:37 ; Ис. 15:2 ). Плешь на голове и скорбь были тесно связаны ( Ис. 3:23 ; Иез. 7:18, 27:31 ; Ам. 8:10 ). Иеремия предвидел наступление времен, когда условия ухудшатся, никто не будет беспокоиться о мертвых: «Не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них» ( Иер. 16:6 ).

Стрижка волос как образ наготы и лишений. Если волосы служат покрывалом ( 1Кор. 11:15 ), их лишение связывается с наготой. В глазах евреев бритва ассоциировалась с «раздеванием». Иов остриг голову в знак скорби по своей утрате, но обритая голова символизировала также уязвимость его положения: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» ( Иов. 1:21 ).

Отдельные пряди волос, сами по себе не имеющие существенного значения, все вместе составляют шевелюру на голове. Волосы на голове служат метафорой народа, состоящего из бесчисленного множества отдельных личностей. Волос на голове так много, что их число, как и число душ в народе (которое должно оставаться неисчисленным, 2Цар. 24 ) известно только Богу ( Пс. 39:13, 68:5 ; Мф. 10:30 ; Лк. 12:6–7 ). Безопасность человека тоже сравнивается с сохранением волоса на голове ( 2Цар. 14:11 ; Лк. 21:18 ; Деян. 27:34 ).

Но, несмотря на бесчисленное количество, удалены могут быть все волосы. Резкое различие между только что обритой головой и ее прежней волосатостью служит метафорой полного разгрома и опустошения врагом ( Ис. 7:20 ). Читатели Иезекииля тоже легко понимали нарисованный им образ сожженных, изрубленных и развеянных прядей волос как метафору ожидающего их будущего. Оголенная голова пророка предвосхищала их скорбь ( Иез. 5:1–12 ).


Самсон и Далила: Библейская легенда

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Самсон и Далила: в чем сила Самсона?

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние. Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Далила, никогда не знавшая такого богатства, предала своего возлюбленного и спросила, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не вырвется. Далила так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

— Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя.

И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей:

— Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.

Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им:

— Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё.

Предание о Самсоне и Далиле: толкование

История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о:

  • Предательстве;
  • Разочаровании;
  • Боли;

Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы — это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека.

Л. Джордано

Л. Джордано «Самсон и Далила»

Исторические факты

Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

Сюжет о Самсоне и Далиле получил свое отражение в искусстве и литературе. Сцены из этого сюжета изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века подвиги Самсона часто изображали на книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники:

  • А. Мантенья;
  • Тинторетто;
  • Л. Кранах;
  • Рембрандт;
  • Ван Дейк;
  • Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии.

Почему Далила предала Самсона?

У предательства Далилы нет оправданий, но есть определенные предпосылки. Самсон не был однозначно положительным персонажем и самым благочестивым человеком в Библии. Господь избрал его и дал ему силу, но Самсон часто распоряжался этим даром в своих интересов, был жесток с первой женой, хвастался своими победами и успехами, кроме того филистимляне оставались соотечественниками Далилы, а многих из них Самсон погубил своими руками. Ей, как и Самсоном, двигало разрушительное чувство мести.

Самое страшное что может случится с человеком в жизни – это предательство. Тем более сильно оно может повлиять на жизнь того, кого предали по причине бесконечного доверия любимому человеку. Сколько живет человек на свете, столько и переживает случаев предательства, маленького или большого, это неважно, ведь всегда бывает горько на душе если вас предает самый близкий вам человек. А если этот человек является вашей любимой женщиной, то разочарование от утраты доверия оказывается вдвойне сильнее.

Эта история символически характеризует вечную борьбу между добром и злом за душу человека. Далила, как змея искусительница, трижды пыталась выведать секрет невероятной силы Самсона, и трижды терпела фиаско. Осторожный Самсон, видя с каким усердием она пытается выведать секрет, давал ей неправильный ответ, и Далила в конце концов разозлилась на Самсона, предупредив его что оставит своего возлюбленного. Обыкновенный шантаж и манипуляция, как сказали бы сейчас психологи, вынудила бедняжку Самсона раскрыть свой секрет предательнице Далиле, которая изо дня в день постоянно "капала" ему на мозги, угрожая от него уйти. Коварная женщина знала, как можно воздействовать на сознание силача Самсона – любила ли она его при этом? Сомневаюсь, ведь филистимляне предложили ей довольно крупную сумму серебряных монет для этой миссии, и она их взяла, точно так же как взял свои тридцать серебренников Иуда, предавший Христа.

Самсон со своей возлюбленной и поверженным им львом

Самсон на самом деле рос невероятно сильным и один раз голыми руками одолел напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую они разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же рассказала о ней своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. В результате противостояние двух народов растянулось на целых двадцать лет.

Незрячий плененный Самсон крутит жернова для помола хлеба

Израильтян изначально сильнее всех других народов притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственным и крепким народом, они жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность для окружающих их народов. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые деревни, продолжалось все это нашествие в течении целых сорока лет.

Господь, увидев это, решил избавить свой народ от такой напасти и послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один знаменательный день незнакомец сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Младенец назорей Самсон, посвященный Богу

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом необычном событии своему мужу, который попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Им оказался Ангел Господень. Мальчик рос и мужал, показывая израильтянам, на что он способен, вселяя надежду в их сердца что они с помощью своего силача одолеют филистимлян.

Самсон и Далила

И вот он вырос, а его волосы служили ему одновременно защитой и тайным оружием для борьбы с врагом. Молодой и сильный Самсон по правилам своего рода должен был вовремя жениться, чтобы продолжить его. Но, увы, для этой цели он выбрал не свою соотечественницу, а девушку из рода филистимлян – своих врагов. Его первая и самая главная ошибка заключалась именно в этом – как бы ни хороша и пригожа была девица, но она все таки была потенциальным его врагом, просто в то время влюбленности Самсон не мог правильно оценить ситуацию. Любовь, как известно, застит нам глаза, и мы не видим дальше собственного носа. Печально, но Самсон пригрел змею на собственной груди. В дальнейшем события разворачивались таким образом, что подтвердили эти слова.

Далила, видимо с самого начала любила деньги больше чем кого бы то ни было, и увидев целую гору серебряных монет, решилась предать своего возлюбленного и спросила у него, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не сможет вырваться. Далила по наивности так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута, но не успокоилась на этом, ведь деньги приходилось «отрабатывать». Она вновь попросила Самсона открыть свой секрет. Тогда он сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и поступила, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова легко освободился.

Разозлившись на его обман Далила решила пригрозить Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах. Вот как описывается их диалог:

— Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя.

И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей:

— Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.

Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им:

— Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё.

Тогда коварная Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила свою обещанную плату, а Самсона пленили,и подвергнув его жестоким пыткам, выколи ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они распорядились привести слепого силача, чтобы поглумиться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Про себя он помолился Господу о том, чтобы к нему вернулась сила, и воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами», обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

Так закончилась жизнь героя, сумевшего отомстить своим врагам, превратившим его в слепца, вынужденного крутить жернова словно осел, чтобы молоть зерно. Был ли он тем самым «ослом», поверившим любимой женщине? Вполне возможно, ведь силачу нужно было всего лишь разобраться в человеке, которого он так любил. Поэтому наверно так часто говорят, что любовь делает нас слепцами, когда мы не замечаем очевидных вещей и не даем себе труда вовремя задуматься над подозрительным поведением своей дражайшей половины.

Если понравилась статья прошу высказываться в комментариях, а также ставить лайки и подписываться на канал. Буду благодарна!

Симфония: Синодальный перевод:
Слово «ВОЛОСЫ» встречается в Библии 29 раз. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я

ВОЛОСЫ

Лев 13:3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.

Лев 13:4 А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней;

Лев 13:40 Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист;

Лев 13:41 а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист.

Лев 14:8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;

Лев 14:9 в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист;

Чис 6:5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.

Чис 6:18 и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою;

Суд 16:22 Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены.

Езд 9:3 Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный.

Иов 4:15 И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.

Песн 4:1 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской;

Песн 6:6 Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада; зубы твои – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними;

Песн 7:6 голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.

Иер 9:26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.

Иер 25:23 Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках,

Иер 49:32 Верблюды их отданы будут в добычу, и множество стад их – на расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.

Иез 5:1 А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части.

Иез 27:31 и остригут по тебе волосы догола, и опояшутся вретищами, и заплачут о тебе от душевной скорби горьким плачем;

Дан 3:27 И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.

Дан 4:30 Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы.

Дан 7:9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.

Мих 1:16 Сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла, ибо они переселены будут от тебя.

Мф 10:30 у вас же и волосы на голове все сочтены ;

Лк 12:7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц .

1Кор 11:14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

1Кор 11:15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Откр 1:14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

Откр 9:8 и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

Трудные места Писания: покрытие головы и вечеря Господня

Время от времени между христианами возникают споры и не понимания из-за сложных и трудных в понимании мест Писания. Давайте разберём два таких места из Библии. Эти места из 1 Послания к Коринфянам 11 главы. Первое место будет касаться покрытия головы женщинами в церкви или собрании, а второе место будет касаться физических болезней и смерти в собрании.

Покрывать голову или нет женщинам?

В церквах Христовых бытуют два мнения, первое говорит о том, что женщины в собрании святых должны покрывать голову платком, и то что это заповедь Господня. Второе мнение прямо противоположно первому, христиане придерживающиеся этого взгляда говорят, что женщинам в собрании святых не нужно покрывать голову, достаточно лишь выглядеть скромно и женственно.

Не для кого не секрет, что женщина всегда была слабым и подвластным существом, особенно на востоке, и особенно в древности. Главенство и приоритет всегда занимали и занимают мужчины, конечно, если этого позволяла культура, традиции, устои, нравы, той местности, того региона, где это приветствовалось и культивировалось.

Сейчас мы понимаем, что существовали общества, где царил матриархат, но, как правило таких обществ и культур было мало, а в силу своего превосходства (физического), мужчина был главою женщины во все времена.

В свете выше сказанного, давайте посмотрим теперь, о чём пишет Павел в 1 Послании к христианам Коринфа в 11 главе с 1 по 16 стихи?

1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
(1 Кор 11:1).

В первом стихе Павел говорит, что он бы хотел чтобы христиане города Коринфа были подобны ему. Всё делали также как и он, Павел. Подражали в чём? Ответ очевиден, в вере, в любви, в терпении, стойкости, скромности, в смирении, …, мы можем продолжить этот список, но ведь ответ очевиден, он хотел чтобы ему именно в этом и подражали те, кому он пишет это послание.

2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
(1 Кор 11:2).

Во втором стихе Павел хвалит христиан Коринфа за то, что они со своей стороны помнят всё чему были научены Павлом и строго придерживаются того учения которому были научены Павлом. Хотя, как мы можем увидеть, это скорее относится к некоторым христианам этой церкви или, как ободрение христиан этой церкви. Так как в 1 или в 3 главе ранее, Павел порицает Коринфских христиан за их не правильное поведение во Христе.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог.
(1 Кор 11:3).

В третьем стихе Павел снова напоминает о различиях между мужчинами и женщинами. Но различиях в плане старшинства, главенства. По мнению Павла на первом месте стоит Бог, затем идёт Иисус, потом мужчина, и замыкает цепочку женщина. И такая иерархичность не случайна, если описывается во многих местах Библии [Еф 5:23; Еф 1:22; Кол 3:18; Кол 1:18; 1 Тим 2:11; 1 Пет 3:5; …], то понятно, что это установление Бога.

Павел говорит — покрывать голову.

4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
(1 Кор 11:4-5).

В четвёртом и пятом стихах Павел говорит о том, как должен выглядеть всякий мужчина и как должна выглядеть всякая женщина принявшая Христа. Павел говорит, что мужчина должен быть с открытой головой во время молитвы или пророчества, а женщина должна быть во время таких же действий с покрытой головой, то-есть, иметь на голове повязанный платок.

В этом отрывке интересно ответить себе на несколько моментов которые бросаются в глаза при чтении этого отрывка.

1) Во-первых, Павел говорит здесь, что женщина должна быть с покрытой головой, и так думают некоторые в собрании христиан. Но так ли это?

Скорее всего Павел не имеет ввиду женщину которая находиться непосредственно в собрании христиан в момент пророчества или молитвы. Так как в последующей 14 главе он пишет следующее: «Жены ваши в церквах да молчат». К тому же следующие места подтверждают это заявление [1 Тим 2:11-12; Быт 3:16]. Следовательно, могла ли женщина молиться или пророчествовать в церкви, ведь это должно было быть публичное выступление с атрибутами лидера? А как мы можем увидеть из [1 Кор 11:3] и [1 Кор 14:34] женщина в церкви не может быть лидером!

2) Во вторых, если женщина не может быть лидером в церкви, то где ей молиться или пророчествовать? Ответ очевиден, в миру! То-есть, дома с детьми, на едине, при проповедовании неверующим, в женском обществе [Деян 21:9; Деян 2:17; Деян 9:36].

3) В третьих, что значат слова Павла быть мужчине без головного убора, а женщине с покрытой головой? В писании таких мест мы больше нигде не встречаем, зато встречаем другие места, о приличии и скромности в одежде, о иерархичности полов, о том кто имеет наследие в Царстве Божием. Если вдуматься, это жёсткая необходимость быть так одетым или традиция древнего мира?

К слову сказать, однажды мне пришлось участвовать на похоронах, и в это время на улице было -20 градусов ниже нуля, да ещё была сильная вьюга, отчего казалось ещё холоднее. Все были в шапках при прощании с покойником. Ну я взял и снял свою шапку, так как того велит традиция при прощании с умершим. Мне ещё сказали: «Одень, заболеешь». И ни кто кроме меня шапок не снимал.

Или другой пример: однажды мне пришлось быть на Богослужении в воскресный день, а Богослужение это происходило на улице, под открытым небом. Я тогда ещё был после болезни. Хотя было лето и все были без головных уборов, на мне была бейзболка, так как было немного ветрено, прохладно, особенно если долго стоять, да ещё после простуды. Я так и не снял шапку во всё Богослужения, да ещё в конце надел капюшон, так как подул сильный ветер и начал покрапывать дождь.

Пример: парализованный христианин, лежит, к нему могут прийти братья и сёстра и провести Богослужение с его участием, при этом он будет не подобающе выглядеть с точки зрения Писания, в одних трусах, под одеялом, не может воздевать руки к небу, не может приклонить голову и колени.

Что мы можем сказать по этим трём примерам? Павел учит буквоедству?

Неукоснительному соблюдению его предписаний, которые в 21 веке не актуальны, так как мода изменилась? Или для Павла важна внешняя сторона обрядовых норм, а не внутренняя? Во всём Писании более говориться о внутренней составляющей женщины христианки. Также о её скромности в одежде. Но лишь в одном единственном месте, Павел упоминает о покрытии головы женщинами в церкви. От сюда можно сделать несколько выводов:

  1. Что это была традиция тех времён, ходить женщине с покрытою головою.
  2. До чего вы дошли, до чего вы додумались, по тому правилу и живите [Флп 3:16; Рим 14:14; Тит 1:14].
  3. Богу не важно, покрыта ваша голова или нет. Ему не нужно чтобы вы изощрялись в этом. Ему скорее важно состояние вашего ума и сердца во время поклонения Ему, да и не только во время поклонения в собрании.

Павел говорит, что разрешает женщине не покрывать голову платком.

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
(1 Кор 11:6).

В шестом стихе интересный момент, Павел говорит, что разрешает женщине не покрывать голову платком, но лишь в том случае, если она будет побрита налысо.

Таким образом, Павел всё таки разрешает женщине при определённых условиях не покрывать голову. Хотя многие могут утверждать, что это обязательное к исполнению действие. Однако, как мы видим можно и не покрываться, а просто побриться налысо.

Этот стих очень хорошо отражает то, что это не заповедь, а обычай того времени.

7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
(1 Кор 11:7-9).

Три последующих стиха, говорят нам и рассказывают об сотворении первых людей, об их происхождении. И о том как, почему, зачем, для кого и кто был рождён в самом начале бытия. Эту историю мы можем прочитать из первых глав книги Бытие в Ветхом Завете.

10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
(1 Кор 11:10).

В десятом стихе Павел говорит о знаке власти над женщиной. Если не вдаваться в детали, то можно увидеть, что платок или покрывало на голове женщины в древности служило знаком её подчинения, покорности и целомудрия. Но если вдаться в детали, то нам этот стих труден для понимания из-за своей лексической формы и слова Ангелов.

Мы можем только гадать, о каких именно Ангелах говорит Павел в этом стихе.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
(1 Кор 11:11-12).

Далее Павел продолжает развивать свою мысль и говорит в 11 и 12 стихах о том, что в Господе все равны, что в Боге нет ни мужского ни женского пола, что мы все и мужчины и женщины зависим друг от друга и друг без друга не можем существовать.

13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
(1 Кор 11:13-15).

В 13, 14 и 15 стихах Павел говорит, рассудите сами, у нас есть обычаи, так зачем же их нарушать? Если мужчина будет выглядеть как женщина, а женщина как мужчина, то хорошо ли это? Ведь Бог так устроил, что женщине даны от него красота и привлекательность, в самом её образе заложена завершённость.

16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
(1 Кор 11:16).

В шестнадцатом стихе Павел заканчивает свою речь о женском покрывале, о женском образе такими словами; «Так что поступайте как принято у всех. Зачем нам ещё спорить об этом, мы не хотим этого и не любим этого. Да и церкви по всей земле не должны спорить о подобного рода вещах».

Порой апостол Павел говорит не очень понятные вещи для многих из нас [2 Пет 3:14-16]. Но Библия прежде всего провозглашает праведность сердца а не внешние обрядовые нормы. И судя по всему Павел говорит в 11 главе о женской чистоте, а не об обязанности делать то что когда то, через много лет будет не важно делать. Сам принцип покрытия головы останется в образе покорной и любящей жены, но платок как символ покорности и подчинённости отойдёт в прошлое.

Возьмём пример с пророками из 14 главы 1 Послания к Коринфянам. Павел говорит в ней, чтобы христиане желали пророчествовать, стремились к этому, стяжали этот дар. Но в 13 главе 1 Послания к Коринфянам он же утверждает, что пророчества прекратятся, что мы с вами сейчас и наблюдаем. Так не напоминает ли это всем нам историю с женскими платками? То что было раньше прошло, раньше люди ездили на лошадях, ослах, верблюдах. Сейчас же передвигаются на автомобилях, автобусах, поездах. Не важно что было раньше, мир меняется, меняются нравы, обычаи, мода, остаётся неизменным лишь духовная составляющая каждого человека, в том числе и женщины.

Читайте также: