Кому мусульманка может показать волосы

Опубликовано: 17.09.2024


Мусульманки, предпочитающие носить химар (хиджаб), часто сталкиваются с некоторыми из самых нелепых представлений о том, что это означает. Действительно, многие люди думают, что головной убор их заставляют носить мужчины или что у них совсем нет волос. Восемь женщин разрушают мифы о волосах и хиджабе. Что они рассказали - далее в статье.

Алия Хаким-Эл (Нью-Йорк)


Алия говорит, что о хиджабах уже заговорили в основных средствах массовой информации и они стали нормой в мире моды, но большинство стереотипов продолжает существовать. Многие по-прежнему убеждены, что выбор мусульманок означает, что они пренебрегают своими волосами.

Это не соответствует истине. Девушка утверждает, что ношение хиджаба фактически сделало ежедневный уход за волосами приоритетом для нее. Хотя ее головной убор может временно смять пышную прическу, она рада с помощью него оберегать свои локоны от пыли и солнечных лучей.

Хиджаб также дает ей возможность экспериментировать со стилями и цветами, которые она, вероятно, сочла бы слишком рискованными, если бы не покрывала волосы. Больше всего Алие нравится то, что хиджаб позволяет ей великолепно выглядеть даже в самый пасмурный день. Девушка отмечает, что с помощью своего головного убора она может публично демонстрировать гордость за свою религиозную принадлежность, а также быть милой для своего мужа, когда она находится дома.

Иман Халид (Объединенные Арабские Эмираты)


Иман часто боролась с мыслью о том, что ей нужно носить головной убор полный рабочий день. Она не понимала, почему ее красивые волосы должны быть постоянно покрыты. Иман знала, что должна носить хиджаб, но ей хотелось найти ту искру, которая заставила бы ее надевать платок для удовольствия Бога.

Однажды тетя Иман заболела и попала в клинику. Девушка вопреки совету своей матери отправилась в гости к родственнице с неприкрытыми волосами. Когда она вошла к ней в палату, то почувствовала присутствие ангелов. Именно в тот момент Иман поняла, что локоны никогда не спасут ее жизнь. Когда девушка вернулась домой, то начала усердно молиться: «Позвольте мне любить вас больше, чем я люблю себя. Позволь мне любить то, что ты любишь, и быть тем, кем ты хочешь, чтобы я была».

Биби Уоттс (Филадельфия)


«Когда я думаю о своем хиджабе, я вижу его как свою корону, - говорит Биби. – Он является не только частью моей личности. Мой головной убор дает мне чувство уникальности». Биби обычно смеется, когда люди спрашивают у нее, укладывает ли она свои волосы, которые никто не видит. Девушка говорит, что публика считает, что то, что никто не может увидеть, не имеет никакого значения.

На самом деле все совсем наоборот. Биби любит ходить без хиджаба дома. И делает она это для своего супруга. Девушка считает, что когда она снимает с головы покрытие, то таким образом делает своеобразный подарок мужу в виде красивых локонов. Биби нравится ощущать, что ее красота является секретом.

Аиша Абдул-Алием (Балтимор)

У Аиши всегда были длинные, густые волосы, и она постоянно о них заботилась. Девушка ежедневно покрывает свою голову платком. Она радуется полученной защите от Господа, надевая химар. Аиша знает, что ее волосы жаждут влаги и ежедневного внимания. Поэтому она тщательно ухаживает за ними и часто бывает в салоне.

Аиша говорит, что с тех пор как она покрыла свои волосы, их длина увеличилась, поэтому уход за локонами сегодня занимает больше времени. Девушка приветствует вопросы по поводу хиджаба, потому что это позволяет ей знакомить со своей верой других и дает людям понимание, кем она является.

Хайят Уоттс (Рок Хилл, Южная Каролина)

Хайят утверждает, что в юности ей внушали уважение к хиджабу. Ее мама говорила своим дочерям, что они являются цветами в саду Аллаха и созданы для того, чтобы чувствовать себя особенными, уникальными и ценными. Как девочку Хайят учили, что, хотя женщинам требуется скрывать волосы от публики, под платком они должны быть опрятными.

«Натуральные волосы или окрашенные, завитые или выпрямленные – я горжусь тем, что моя красота является тайной, - говорит Хайят. – И как замужней женщине мне гораздо легче придерживаться определенного стиля, чтобы нравиться моему супругу».

Аиша Альмуид (Балтимор)

Аиша утверждает, что, так как она является мусульманкой, ношение хиджаба – это ее религиозный долг. Но она еще и является женщиной, поэтому забота о волосах является также ее повседневной работой.

«Для меня уход за волосами - это не только то, что люди могут увидеть. Мои локоны повышают мою самооценку, - говорит Аиша. – Когда я правильно ухаживаю за своими волосами, я чувствую себя красивой».

Эшли Маршалл-Сьюард (Атланта)


Эшли буквально выросла в салоне красоты. Владелицей этого салона была ее тетя, и она в детстве всегда делала прекрасные прически. Эшли носит хиджаб в течение 18 лет. Женщина говорит, что то, что она покрывает свои волосы, совсем не значит, что она о них не заботится.

Этот ценный навык Эшли позаимствовала у своей тети, и ей очень нравится делать различные прически собственной дочери. Эшли никогда не задумывается о том, что она не может показывать свои волосы публике. Она оставляет это для собственной семьи, чтобы родные могли ею любоваться.

Садия Пауэлл (Вашингтон, округ Колумбия)


«Я много внимания уделяла своим волосам, когда была моложе, - говорит Садия. - Моя мама готовила меня к ношению хиджаба - жизни, в которой мои волосы действительно может увидеть только моя семья». Садия была недовольна тем, что ее волосы в детстве видели другие люди.

На следующий день после свадьбы Садия постриглась. Девушка утверждает, что это позволило ей влюбиться в свои волосы совершенно по-новому. Она смогла по-настоящему ощутить их рост и текстуру и в итоге увидела путь, ступив на который стала тем, кем она является сейчас. Также ее стрижка помогла ей начать ценить свои волосы.

Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией

Такой разный хиджаб: платок в исламе и платок вне ислама
Фото: Олег Тихонов

Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.

Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.

Платок в культуре народов

Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).


«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org

Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.

Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.

На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.

Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.


Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu

Хиджаб в исламе

Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».

«Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)".

Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».

«Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».

Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.

«…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).

Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.

Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.

У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».


Костюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru

Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.

Хиджаб и объективация

В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.

Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.

Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.


Фото: Олег Тихонов

Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.

Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.

Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».

Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.

Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:

«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».

Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.

В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.


Ислам внутренне ещё более разнороден, чем христианство. Потому в разных мусульманских странах существуют свои традиции отношения к закрытию и открытию женщиной лица перед посторонними. Есть, конечно, и общая исходная точка, от которой эти традиции отталкиваются.

Степень обнажённости женщины перед родственниками и слугами

В Коране сказано о женщинах: «Пусть… не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщины» (24:31).
Речь в данном отрывке идёт не только о лице, но о всех частях тела, которые, по воззрениям большинства мусульманских законоведов, находятся ниже колен и выше пупка. Дан исчерпывающий перечень категорий мужчин, перед которыми мусульманка может обнажать эти части тела, не боясь обвинений в непристойности. Это, прежде всего, муж, отец, свёкор, племянники.
«Сыновья своих мужей» это не только пасынки. Ведь жена у мусульманина может быть не одна, так что это могут быть и сыновья других здравствующих жён её мужа. Таким образом, сын мусульманина может видеть тело (кроме прелестей) той жены своего отца, которая не является ему матерью – в шариатском праве она не обязательно мачеха.
Не возбраняется также частично обнажаться перед не достигшими зрелости мальчиками, не обязательно являющимися родственниками или свойственниками, а также перед рабами и перед слугами-евнухами. Последние выделены особо, так как евнухи не обязательно были невольниками.
Следует пояснить выражение «своих женщин». Дело в том, что исламские улемы (богословы) различают степень открытости (аврат) мусульманки перед правоверными женщинами и перед немусульманками. Под «своими женщинами» как раз и следует иметь в виду единоверок. Аврат же мусульманки перед неверной женщиной заключает в себе, как считается, только те части тела, которые требуются для совершения домашних дел.
Но слова «своих женщин» можно понимать и в совокупности с предыдущими «сыновей своих сестёр» и последующими «или невольников». Общество эпохи записи Корана было рабовладельческим (впрочем, кое-где в странах ислама оно осталось таким и по сей день). Так что сюда могут относиться сыновья рабынь данной женщины, следовательно – тоже рабы по своей природе. Рабы в древнем обществе считались равными не человеку, а животному, на них не распространялись этические нормы межчеловеческих отношений.

Разные толки ислама о степени открытости женского тела

Сторонники шафиитского мазхаба (толка) суннитского ислама, широко распространённого в многих странах, в том числе в России, считают, что указанная выше степень открытости мусульманки допустима в отношениях не только с перечисленными категориями мужчин, но и с любыми махрамами. Махрам это родственник, за которого нельзя выходить замуж, из-за близкого родства. Кроме перечисленных, это также родной дядя, зять, отчим.
Шафииты считают, что аврат женщины перед махрамом аналогичен аврату двух мужчин или двух женщин между собой, то есть следует прикрывать только то, что от пупка до колен. Приверженцы же другого широко распространённого мазхаба – ханафитского – настаивают на том, что аврат женщины перед махрамом, не упомянутым в цитированном выше аяте, должен быть более строгим. Так, нельзя показывать спину и живот. Есть и такие толки, которые включают эти части тела в женские «красы», запрещённые к показу даже перед мужем и ближайшими родственниками.

Ислам предписывает женщине закрывать шею и волосы, но не лицо

Наверное, многие удивятся, что ни в одном из мазхабов суннитского ислама, а также у шиитов, лицо не исключается из аврата перед посторонними мужчинами. «Как же так? – наверняка удивитесь вы. – А почему же тогда мусульманки закрывают лицо?» Вот давайте теперь разберёмся с этим.
Все знают, конечно, что степень открытости лица у мусульманок традиционно очень сильно различается от страны к стране. Есть разные виды женских покрывал, скрывающих мусульманку от нескромных взоров. Самыми глухими являются никаб и чачван. Никаб это плотный головной убор, полностью закрывающий лицо и оставляющий только узкую прорезь для глаз. Чачван это густая сплошная сетка из конского волоса. В Средней Азии её традиционно надевали вместе с паранджой.
Здесь следует заметить, что паранджа это не женское покрывало, скрывающее лицо, а верхняя одежда, типа плаща с капюшоном, надеваемого на голову, причём в старину её носили не только женщины, но и мужчины. Такое распространённое покрывало, как чадра, закрывая волосы, оставляет открытым лицо. Чадра может, при желании, сочетаться с никабом, а может носиться и без него.
Ношение никаба и чачвана не устанавливается нормами шариата. Мусульманкам предписывается хиджаб. А что такое хиджаб? Это одеяние с головы до пят. Мы привыкли понимать под этим термином головной платок. Он, конечно, составляет неотъемлемую часть хиджаба, но не исчерпывает его весь.
Итак, перед посторонними мужчинами мусульманка обязана оставлять закрытым всё, кроме кистей рук и лица (волосы должны быть убраны, конечно, под платок). Непривычно? Но это именно так, и это не какое-то нововведение, а традиционная норма ислама.
Правда, тут есть один нюанс. Дело в том, что мужчинам в исламе не дозволяется смотреть на женский аврат (выше мы пояснили, что это такое) с вожделением и страстью. Вот эта оговорка послужила к тому, что в некоторых странах ислама стал внедряться обычай надевать на лицо женщины, идущей на улицу, никаб или чачван – дабы «не вводить мужчин в соблазн».
Подчеркнём ещё раз. Ношение головного убора, полностью скрывающего лицо женщины, регулируется нормами не ислама, а национальными традициями в некоторых мусульманских странах. То же самое относится и ещё к некоторым обычаям (не рассматриваемым в данной статье), которые также неправильно считаются исламскими.

(Фото: freepik.com).

С именем Аллаха!

Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!

1. Хиджаб – не новшество религии ислам.

Хиджаб был предписан Аллахом ещё до ислама. Ещё за несколько тысяч лет назад со времен пророка Ибрахима (а.с.) (библейский Авраам). В религии пророка Исы (а.с.) (библейский Иисус) также христианской женщине было предписано закрывать тело покрывалом.

Весьма интересны высказывания Св. Павла в Новом Завете относительно покрывания головы женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и жена должна иметь на голове своей знак власти над нею для ангелов» (1 Коринфянам, 11: 3-10).

Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге «Еврейская женщина в раввинистической литературе», у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: «Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой» .

«Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы… женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия» .

2. Хиджаб всегда отражал достойное происхождение и высокий социальный статус женщины.

Уилл Дюрант пишет: «При Зороастре женщины пользовались высоким уважением, вполне свободно и прилично общались с народом. После Дария общение женщин с обществом, особенно среди богатого класса, было взято под контроль. Малообеспеченные женщины были вынуждены работать и естественно общаться с народом. Поэтому, они были более свободными. Но среди других женщин распространилось соблюдение покрывала».

Американский историк пишет: «Женщины из высших классов общества не осмеливались выходить из дома, разве что на крытом паланкине».

Таким образом, из истории практики хиджаба видно, что покрывало носили те женщины, которые пользовались в обществе уважением и имели высокое положение.

3. Хиджаб – знамение Аллаха.

В Коране сказано:

«О, потомки Адама! Мы ниспослали вам одежду для прикрытия вашей наготы и [для] украшения. Однако одежда богобоязненности [вера, страх перед Аллахом, высокая нравственность] – наилучшая! Это [ниспослание одежды] одно из знамений Аллаха, чтобы они [люди] приняли наставление» (аль-А’раф, 26).


4. Хиджаб обязателен для мусульманки.

Аллах говорит про верующих женщин:

Хиджаб – обязанность не только мусульманских женщин

«И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы» (ан-Нур, 31).

5. Хиджаб – это лучшее для пожилой женщины.

«На пожилых женщинах, которые не надеются на замужество [и у которых уже нет потребности в браке], нет греха, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своих украшений. Но отказаться от этого лучше для них» (ан-Нур, 60).

Как видно из этого аята, строгое предписание о хиджабе дает некоторые послабления для очень пожилых женщин, лишенных полового влечения и не вызывающих его. Однако, как говорят арабы: «для каждого упавшего найдется тот, кто его поднимет», поэтому более предпочтительно и пожилым женщинам соблюдать нормы хиджаба полностью.

6. Хиджаб – это достоинство женщины.

«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды» (аль-Ахзаб, 59).

В книге «Танбихуль-Мугтаррин» говорится: «Достоинство женщины оценивается в зависимости от ее скромности».

7. В соблюдении хиджаба – подражание женам Пророка (ﷺ).

«И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу» (аль-Ахзаб, 53).

Хотя предписание в аяте и адресовано женам Пророка (ﷺ), но смысл его охватывает всех мусульман, как писал об этом имам аль-Джассас в «Ахкам аль-Куръан».

Все ученые Ахлюс-Сунна уаль-Джамаат единогласны в том, что женщине обязательно укрывать все свое тело перед мужчинами, не приходящимися ей махрам, за исключением кистей ее рук (от пальцев до запястий) и лица. Другие части ее тела, включая волосы, руки, ноги, шею и грудь должны быть покрыты и скрыты в присутствии мужчин, не приходящихся ей махрам.

8. В соблюдении хиджаба – подражание женам ансаров (да будет доволен ими всеми Аллах).

Аиша (р.а.) говорит: «У женщин курайшитов есть достоинства, но клянусь Аллахом, я не видела женщин лучше, чем женщины ансаров. Никто не верил в Книгу Аллаха и ниспосылаемые откровения сильнее, чем они. Когда был ниспослан аят из суры «Нур»: «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», мужчины-ансары вернулись к своим женщинам и начали читать им то, что ниспослал Аллах и на утренней молитве женщины ансаров выглядели так, будто на их головах сидели вороны (по причине их одежды)» (Бухари).

Хиджаб – обязанность не только мусульманских женщин

9. Хиджаб защищает от шайтана.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Женщина – аурат. При ее выходе на улицу шайтан с ее помощью ищет возможность свести других с истинного пути» (Тирмизи).

10. Хиджаб очищает от всего дурного.

«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, [полноценно] совершайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Поистине, Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас [от всего дурного] полностью» (аль-Ахзаб, 33).

Хиджаб в широком смысле – это не просто одежда женщины, закрывающая ее тело от посторонних взглядов, это образ жизни верующей мусульманки в целом – манера вести себя, разговаривать, проводить большую часть времени дома, а выходя по необходимости, закрываться от посторонних мужчин.

Почему мусульманки должны прятать свое тело и голову?

Вопрос о хиджабе или вуали в настоящее время является одним из самых спорных вопросов как в мусульманской стране, так и на Западе, где он вызывает массовые и ожесточенные споры. Вопрос о «вуали», несомненно, является ядром очень сложной темы, связанной — довольно запутанным образом — с различными концепциями, такими как традиция, современность, свобода, женское тело, трагедии идентичности и проблема совместной жизни в многокультурных обществах.

Все дискуссии на эту тему имеют заслугу выявления двух основных современных проблем. Первый из них связан со все более заметной видимостью мусульманских женщин на Западе и, следовательно, положением ислама в этих обществах по мере того, как они проходят процесс конструирования идентичности. Второй — в мусульманском обществе, где проблема хиджаба выявила существование глубокого и серьезного кризиса идентичности, вызванного интенсивной эмоциональной поддержкой вуали как символа мусульманской идентичности.

Но помимо вопроса о праве претендовать на «покрывало» и его религиозной легитимности, мы должны сначала вернуться к Корану, чтобы увидеть, как священный текст обращается к этому вопросу наряду с терминологией, используемой в отношении этической одежды женщин.

Почему мусульманки должны прятать свое тело и голову?

Во-первых, важно подчеркнуть мысль о том, что термин «хиджаб», который часто используется, не совсем означает то, что должно быть шарфом, который покрывает волосы мусульманских женщин. Нигде в Коране термин хиджаб не отражает этого значения. «Хиджаб» означает занавес, разделение, стену и, другими словами, все, что скрывает, маскирует и защищает что-то.

Но стих, который чаще всего используется для доказательства «обязанности» покрывать женщинам головы и который упоминает термин хиджаб, следующий: «О вы, которые уверовали, не входите в дома пророка, за исключением тех случаев, когда вам разрешено есть… и когда вы просите [его жен] о чем-то, просите их из-за разделения (хиджаб)» Коран 33; 53.

Как указано здесь, хиджаб касается только жен Пророка и отвечает обстоятельному требованию уважать частную жизнь основателя ислама. Кроме того, она никоим образом не представляет собой определенную модель одежды. Суть этого требования сводилась, главным образом, к воспитанию у арабов того времени уважения к частной жизни людей и хороших манер.

Поэтому совершенно ясно, что термин не совсем относится к тому значению, которое дается сегодня как шарф, который должен покрывать голову. Хиджаб не имеет ничего общего с любым исламским женским платьем. Это скорее символ разделения общественной и частной жизни во времена Пророка. Она была направлена на то, чтобы сделать жен пророка матерями верующих.

Также в священной книге мусульман упоминается термин Хумурихина (множественное число химар), который относится к шарфу, который женщины носили на Аравийском полуострове и во всех других цивилизациях в то время. Коран призывает верующих женщин складывать свои шарфы (химар) на груди, чтобы прикрыть верхнюю часть бюста, когда они находятся на публике.

Большинство мусульманских ученых согласились с тем, что верующие женщины должны покрывать свои волосы, надевая химар, и оставлять открытыми только свои лица и руки в присутствии мужчин, которые не имеют с ними прямых семейных отношений.

Хиджаб был навязан мусульманским женщинам как способ отделения, чтобы показать им свое место в обществе и исключить их из социально-политической сферы. А заменить химар хиджабом — значит перепутать два разных регистра. В то время как химар остается, согласно видению Корана, знаком социальной видимости женщин, хиджаб, несомненно, символизирует их низведение в личное пространство. «Завуалировав» женщин, мужчины добъются того, что прекрасный пол потеряет все права, приобретенные с приходом ислама. И «вуаль», или хиджаб, останется единственным мощным индикатором ухудшения правового статуса мусульманских женщин, поскольку они будут изолированы и исключены из публичного пространства.

К сожалению, вся этика Корана сегодня сводится к женскому платью и телу, к тому, как они должны быть покрыты, к цвету, толщине и однородности одежды … Однако, учитывая, что Коран не настаивал на определенной одежде или внешнем виде для женщин, было бы очень упрощенно проанализировать несколько стихов о платье, далеких от руководства Духовного послания о глобальной этике тела как для мужчин, так и для женщин.

Коран призывает как мужчин, так и женщин вести себя «прилично» и «честно», как физически, так и морально. Коран не узаконивает строго религиозную «униформу», и первое духовное послание не намеревалось раз и навсегда установить жесткие или фиксированные стандарты одежды, а скорее рекомендовать отношение или этику в отношении тела и души.

Религиозная вера имеет смысл только тогда, когда она практикуется без давления. Поэтому говорить об обязанности Ислама носить платок или химар духовно неприемлемо, потому что в Коране сказано: «никакого принуждения в религии нет.»Это один из главных принципов Ислама.

  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

NARA, Т 311, R 244, f. 280 № 698/39, секретно Командование Группы Армий "Юг" Командующий 18.09.1939 (идет война с Польшей) Из донесения начальника гражданской администрации следует, что солдаты в больших количествах перевозят грузовиками пакеты с награбленным через границу рейха и сдают их в немецких почтовых отделениях. Список с конфискованными посылками, а также донесение криминальной полиции г. Бреслау прилагаются. В тех случаях, когда отправитель неизвестен, Группа Армий "Юг" проведёт расследование и сообщит армиям их результат. Я прошу обращаться с преступниками со всей строгостью и результат доложить мне. Против командира 3-й роты 538-го дорожно-строительного батальона завести уголовное дело. Верховному командующему Люфтваффе направлена просьба разобраться с личным составом 8-й строительной роты 13-го корпуса люфтваффе. Чтобы предотвратить в будущем подобные действия, которые сильнейшим образом угрожают дисциплине и чести вермахта, я приказываю: 1. В армиях предпринять все необходимые меры для поддержания военной дисциплины и порядка и предотвратить мародёрство в любых формах. В особенности дать указания всем тыловым структурам жёсткими методами контроля и энергичными действиями немедленно вмешиваться в случаях нарушениях дисциплины. Каждого мародёрствующего солдата немедленно задерживать и как можно быстрее передать полевому суду. Армии издают необходимые постановления, дабы избежать затяжки таких дел из-за "ведомственной принадлежности". Всем судьям дать указание наказывать за мародёрство самым строгим образом. На непосредственного начальника (Disziplinarvorgesetzte) преступника заводить дело по § 147 свода военных законов. Против старших ответственных начальников действовать по § 142. 2.) Позаботится о том, чтобы как можно быстрее все солдаты были проинструктированы о поведении на территории противника. В особенности указать всем командирам тыловых структур на их ответственность за дисциплину подчинённых. 3.) Дать распоряжение, чтобы с настоящего момента во всех одиночных машинах, въезжающих из оккупированных территорий в рейх, проводился контроль ввозимого. Всё подозрительное подлежит конфискации. Группа Армий отдаст распоряжение о наблюдении за пунктами приёма посылок в больших населённых пунктах в силезском районе операции.

. "машина крино» — германской уголовной полиции"? . Не "крино", а "крипо".

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ О СПЕЦ ОПЕРАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ УБИЙЦ ТЕРРОРИСТОВ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ИЗРАИЛЯ В ГЕРМАНИИ. БЛЕСТЯЩАЯ ОПЕРАЦИЯ ,КОТОРАЯ ВОШЛА ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ВОЙСК СПЕЦ НАЗНАЧЕНИЯ

Читайте также: