Кому идет коса до пояса краткий пересказ

Опубликовано: 17.09.2024

Козлова Елена Валентиновна

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь.

ВложениеРазмер
urok_suhinina.docx 21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

Цель: На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышлять о том, что такое настоящая любовь.

(по рассказу «Кому идет коса до пояса»)

Андрей : Мы с Людкой опять поругались. Это уже в который раз. С нею все так упрощенно. Может быть, даже пошловато. А вот Таисия… Ее коса до пояса… Нет! Уж слишком она хороша для меня.

Таисия: Спрашивают меня мои подруги: «Неужели у тебя никого нет?» Нет! А им не верится! Они не понимают, что я не хочу отношений без любви! Пусть кто-то и не верит в то, что она есть, а я знаю, рано или поздно она случится!

Андрей: Таисия Вознесенская! Красавица, перед которой вряд ли кто устоит! Она настоящая, искренняя, без фальши и лишнего кокетства. Эта девушка – редкое сокровище. До знакомства с нею я вообще не знал, что есть такие девушки.

Таисия: Пока я люблю маму, папу, бабушку, братьев. Но я знаю, что ОН, тот, которого я жду, скоро появится в моей жизни. И эта любовь будет навсегда, как у моих бабушки и дедушки! Они жили душа в душу, родили пятерых детей. И пусть бабушка рано овдовела, она до конца своих дней была верна светлой памяти дедушки.

Андрей: Если когда-нибудь я решу создать семью, моя жена будет похожа на Таисию. Пусть с Людкой бывает нескучно, но это не настоящее. Это флирт. А Таисия…

Наверно, начитавшись слишком много,
Я полюбил душою навсегда
Застенчивых, задумчивых и строгих,
Обидчивых и грустных иногда.
Такая маму не заставит гладить,
Над утюгом больную спину гнуть,
Чтоб вечером в особенном наряде
С веселою беспечностью блеснуть.
Такую не заманишь женихами,
Она всегда правдива и нежна.
Хорошими сердечными словами
От пошлости она защищена.
Такая пустозвона не полюбит,
А уж судьбу свою когда найдет, —
Все узелки, все петельки разрубит,
Сквозь боль, и даль, и суд людской пройдет.
И ей, в отличье от других, не страшно,
Что и любовь бывает тяжела.
И ей понятно, почему Татьяна
К Онегину от мужа не ушла.

(поворачиваются друг к другу)

- Здравствуй, Таисия! - Здравствуй!

Учитель: Какой должна быть настоящая любовь?

-На что стоит опираться, делая выбор?

-Нужно ли ждать настоящей любви или стоит брать от жизни все, что можно?

-Как строить семейные отношения?

Над этими и многими другими вопросами, волнующими современного читателя, размышляет Наталья Евгеньевна Сухинина в рассказе «Кому идет коса до пояса».

Наталья Сухинина – известная журналистка, писательница. О ней нам расскажут наши товарищи.

Учащийся: В ее произведениях собран ценнейший опыт, раскрывающий не умозрительно, но на живых примерах бытие с Богом или без Бога.

Н. Сухинина учит православию. Не догматике, не церковным канонам – для этого есть специальные книги.

Она учит православному постижению жизни на простых житейских примерах.

Русские люди знали, что без Бога не до порога. Читая книги Натальи Евгеньевны, невольно убеждаешься в правоте этих слов. (Презентация)

Учитель: Какой должна быть истинная любовь?

На этот вопрос отвечает Наталья Сухинина в рассказе «Кому идет коса до пояса?»

  1. Работа с текстом

-Какие отношения связывают Андрея с Людкой? Почему в рассказе её так называют? Не Людмилой, а Людкой?

- Почему Людка относится к Таисии иронично и нервно?

- Почему Андрей не хочет, чтобы Таисия знала про его роман с Людкой?

-Сравните описание внешности Людки и Таисии. На чем акцентирует внимание автор? Почему так много внимания уделяется описанию внешности Таисии?

Короткая стильная стрижка, крупные серьги в ушах, большие глаза, пухлые детские губы.

Стройная, в элегантной белой юбке, в блузке цвета морской волны.

Андрей…сразу обратил на неё внимание. Вернее, на её длинную, роскошную косу. Второй такой косы в институте не было. Тяжёлая, пепельного цвета, с завитками на концах. Таисия стягивала её плотно, но концы всё равно немного расплетались и слегка закручивались.

Таисия отличалась от девчонок в группе не только косой. Она вообще была другая. Не красилась. Совсем. Не носила брюки. Не курила. Никогда не позволяла себе бранное словцо. В то же время и на синий чулок не походила – весёлая, совершенно не конфликтная. Напротив – услужливая, кроткая. Но сквозь услужливость и кротость проглядывали в Таисии и чувство собственного достоинства, и та самая порода, которая если есть, то есть, а вот как приобретается – тайна.

-Почему Людка была уверена, что Андрей никогда не отважится приблизиться к Таисии?

-Как случилось, что Андрей и Таисия заговорили по душам?

- Как относятся Андрей и Таисия к большой любви? Сравните.

…Не верил в большую любовь. Презирал тех, кто о ней грезил. Считал эти грезы игрой, показухой, сентиментальностью. Он быстро загорался и так же быстро остывал. Он уже не раз успел пережить чувство острой влюбленности, а после неё – тягостную пустоту, от которой хоть волком вой, так тоскливо и так скучно. Особенно раздражало его, когда начинались выяснения отношений…

Я жду большую любовь.

Бабушка до сих пор про деда говорит – и вся светится. Вот это и есть настоящая любовь.

В каких семьях воспитывались Андрей и Таисия? Сравните. Сделайте выводы.

Мама разошлась с отцом, когда ему было всего пять лет. Через год вышла замуж. Опять разошлась.

Она дочь известного ученого-археолога. У Таисии три брата, она младшая. Мама – переводчик с греческого, есть ещё бабушка.

-К каким выводам пришел Андрей?

-Почему он решил расстаться с Людкой?

- Сможет ли он завоевать сердце Таисии?

Любовь – та лампадка, которая должна гореть в каждом доме. Об этом нам говорят все без исключения рассказы Натальи Евгеньевны Сухининой.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…

Сегодня же мы с вами познакомились с творчеством Натальи Евгеньевны Сухининой . Может быть, эта встреча и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём, поможет вам понять, что такое настоящая любовь.

Домашнее задание . Сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие.


Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки.


Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")

Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д.


Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х.

Цель урока - рассмотрение нравственных проблем, поставленных в рассказе Н. Сухининой.

Цель урока - воспитание уважения, любви к льдям, умения отвечать за свои поступки.


Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – мир» в 8 классе. Какой ценой. ( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)

Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость.

Сегодня я хочу продолжить тему о том, как меняя внешнее, меняется внутреннее. Идеально, конечно, когда перемены идут изнутри наружу. Но иногда все-таки лучше начать менять внешнее, даже если внутри еще все по-старому. Как в каратэ – «ты делаешь като, като делает тебя». И сегодня като, которое я хочу обсудить – это женские прически.

Мои эксперименты с волосами начались в 9 лет. До этого я была обычной девочкой с косичками, и мама решала, когда меня стричь и как. Когда мне исполнилось 9, моя лучшая подруга постриглась под мальчика. И я решила сделать то же самое. Мама меня долго отговаривала – будешь жалеть, отрастут нескоро. Но я была непреклонна. Я хотела быть как Юлька. В итоге - мои косы пали жертвами "моды".

Так я в первый раз поставила эксперимент со своими волосами. Дальше было много других вариантов – челка, без челки, под мальчика, ниже лопаток, каре…. И это только стрижки.

Как-то раз я купила оттеночную пенку и перекрасилась в рыжий цвет. Так я сняла у себя страх перед окрашиванием волос. Какого только цвета я с тех пор не попробовала! Огненно-рыжий, медный, черный, каштановый, блонди…

Иногда меня переставали узнавать друзья - с новой стрижкой и новым цветом волос. Однажды, пережив тяжелое расставание, я кардинально сменила цвет. На черный-пречерный. Который через пару месяцев в парикмахерской мне сводили почти целый день.

Кстати, оказалось, что есть статистика. 53% замужних женщин, которые радикально меняют прическу на короткую либо уже пережили развод на момент стрижки, либо переживают его через некоторое время.

Сейчас я пришла к некоему согласию с собой. Эксперименты с волосами для меня завершены. Уже долгое время я отращиваю волосы. Сейчас они длиной примерно до лопаток. И у меня нет желания их стричь.

Также я вернулась к своему цвету волос. Оказалось, что он идет мне больше всех. Бог ведь знает, какой цвет волос для меня лучше. Остались следы последнего мелирования, - в итоге я решила и его не продолжать.

А дальше для меня самые интересные открытия. Длинные волосы ведь требуют укладки, прически.

Так я экспериментировала с прическами, и появилось ощущение:

  • С распущенными волосами я чувствую себя сексуальнее. Но распуская волосы вне дома, я как будто становлюсь уязвимее. И есть четкое ощущение, что вся моя женская сила расплескивается зазря. Так что для дома – это отличный вариант.
  • Когда волосы частично распущены – то есть какая-то их часть все-таки собрана, моя уязвимость перед внешним миром снижается. Но все-таки энергию накапливать невозможно.
  • С хвостиком на затылке я становлюсь жесткой. Вот сажусь бухгалтерией заниматься – и сразу хвостик завязываю. Помогает сосредоточиться. А с другой стороны – начинаю сразу же командовать. Мужем, детьми.
  • Заплетая косу, я чувствую себя женщиной. Наполняюсь мягкой и нежной энергией, и она остается со мной. Я спокойно могу с косой гулять по городу, общаться. И энергии не становится меньше. Даже наоборот. При этом и голова ясная, и силы есть.
  • А когда я заплела две косички, то сразу почувствовала себя девочкой-девочкой. И стало проще играть, просить, выражать гнев по-детски.

И теперь я понимаю, что традиции – глубже, чем нам кажется. Не просто так на Руси девушки носили сарафаны и длинные косы. Не просто так женщины отращивали волосы и распускали их только перед мужем. Не просто так во многих религиях женщины прикрывают свои волосы платком, чтобы чужие люди не могли их увидеть. И сглаз и порчу наводили по волосам. Кроме того, были целые обряды по стрижке младенцев.

И ощущение от женщины с длинной косой – оно совсем другое, чем от девчонки с короткой стрижкой.

Короткая стрижка – это практично. Не надо ухаживать за ними, укладывать. Не так жарко летом, не так долго ждать, пока они высохнут. И вообще можно встать с кровати, причесаться и идти. А кроме того дизайнерские стрижки могут выглядеть красиво, это может быть стильно и эффектно.

Но вряд ли вы с такой стрижкой будете чувствовать себя леди. Вряд ли вы сможете так же плыть по миру, как барышни с косами. Даже если они выглядят старомодно, в них столько очарования и женственности , что взгляд не оторвать.

Я помню свое ощущение от мальчишеских стрижек. Я даже ходила стричься к мужскому мастеру, чтобы затылок был покороче. Помню, что отношения с мальчиками не клеились в тот момент. А как только отрастали волосы – появлялись кавалеры.

Волосы - это наша жизненная сила. И наша женская сила. С этим пониманием, что волосы - это больше, чем просто растительность на теле, то сразу становится понятно, что:

  • Короткие волосы - недостаток женской силы
  • Ослабленные волосы - мало жизненной силы
  • Искусственные волосы (парики, нарощенные пряди) - не настоящая женственность
  • Внимательное отношение к своей голове - означает заботу о себе и своей силе. Если на голове бардак, то и в голове скорее всего тоже.

Отрастить волосы сложнее, чем обрезать. Сохранить цвет – проще, чем потом перекрашивать обратно. Но наверное, таковы мы, женщины этого века. Мы хотим попробовать все и по максимуму. Особенно в своей внешности.

Я в своих экспериментах поставила точку. И сделала выбор в пользу длинной косы – моя еще не такая длинная, как мне бы хотелось.

И пожалуй, пора мне, матери пятерых детей, сходить в парикмахерскую.

Кому идет коса до пояса

«Итак, господа, пришло время обобщить сказанное. Диалекты Малороссии очень живучи, они уходят корнями в глубокую историю Киевской Руси, они органичны и ненавязчивы. На следующей лекции мы с вами поговорим о диалектах Малороссии более подробно, рассмотрим, как они трансформиру­ются в литературную норму…»

Андрей зевнул. Устал. Хотелось курить. Скорее бы перерыв, сбегать в буфет, кофе покрепче и продер­жаться ещё одну пару. Потом домой и спать, спать, спать, восстанавливать силы после трёх бессонных но­чей. Бурный роман с Людкой вступил в стадию апогея. Это когда сносит крышу, всё отходит на задний план, кажется мелким и незначительным. Кроме – нее. Он знал – это быстро проходит, но с Людкой пока ещё не прошло. Вон она сидит чуть наискосок от него, тоже носом клюет, не выспалась. Короткая стильная стрижка, крупные серьги в ушах, большие глаза, пух­лые детские губы. Тоже зевнула. Достала зеркальце, пристально в него всмотрелась и вдруг резко — взгляд в его сторону. Улыбнулась. Нежно, многообещающе. У Андрея сладостно заныло сердце. Людка… Три ночи провели они вместе. Сосед по комнате в общежитии уехал к родителям на серебряную свадьбу, он один. Людка… Может, оставить её и сегодня? Нет, спать, спать, он валится с ног.

– Диалекты удивительно образны, недопустимо сравнивать их с просторечной лексикой и жаргониз­мами, запомните это, господа, – профессор поправил очки, оглядел аудиторию. «Да закругляйся поскорее, сколько можно сушить мозги твоими диалектами…» Андрей нащупал в кармане пачку сигарет. Покурить… Кофе. Людка.

– Как ты насчёт кофейку? – Людка шла ему на­встречу смело, стремительно.

– Засыпаю. Меня спасёт только кофе… и твоя лю­бовь, – шепнул он ей, слегка сжав её тёплую ладош­ку.

– Начнем с кофе, – Людка встала в хвост, – если успеем.

– Андрей, Люда! Вам кофе? Два? Я возьму! А ещё что? По пирожку? Говорят, кексы свежие, взять? – Таисия. Девушка из их группы. Уже у кассы. Распла­чивается.

Сели за столик. Втроем.

– Интересно Новицкий читает, правда? Так бы и слушала его, — Таисия аппетитно откусила кусочек кекса, – говорят, он написал новую книгу. У нас в ки­оске есть, надо купить.

Андрей и Люда переглянулись. Интересно?

– Скукотища, Таисия. Я думал, это никогда не кон­чится, чуть не заснул.

– Это ты просто не выспался. Так бывает. Когда не выспишься, ничего неинтересно.

Опять переглянулись. Многозначительно.

– А я выспалась. Вчера помогала бабушке мыть ок­на, устала, рано легла.

– Ты у нас просто образцово-показательная, ба­бушке помогаешь, спать рано ложишься. Я в твои го­ды на свидания бегала, любовь у меня была, – Людка иронична и немного нервничает.

– А кто ей кроме меня поможет? — Таисия весело вскинула на Людку красивые серые глаза. – А любовь в твои годы у меня тоже будет.

Не хотела, да обидела, Людка на три года старше Таисии, получился невольный подтекст. Таисия поня­ла это и посмотрела на Людку виновато.

– Ты сегодня хорошо выглядишь, тебе очень идут эти… громадные серьги.

Опять что-то не так.

Таисия поднялась. Стройная, в элегантной белой юбке, в блузке цвета морской волны.

– Пойду я, спасибо за компанию, простите, что нарушила ваше уединение.

Неужели знает? Андрей почему-то не хотел, чтобы Таисия знала об их романе с Людкой. Вряд ли… Таисия не любопытна, да и совсем не умеет лукавить. Она во­обще особая девушка в их группе. Когда Андрей пер­вый раз увидел ее в институтском коридоре, он сразу обратил на неё внимание. Вернее, на её длинную, рос­кошную косу. Второй такой косы в институте не было. Тяжёлая, пепельного цвета, с завитками на концах. Таисия стягивала её плотно, но концы всё равно не­много расплетались и слегка закручивались. Он так и звал сё сначала – девушка с косой. Потом они оказа­лись в одной группе, и Андрей узнал, что зовут девушку Таисия Вознесенская, она дочь известного учёного-ар­хеолога, живут они в центре Москвы, в большом сталин­ском доме. У Таисии три брата, она младшая. Мама – переводчик с греческого, есть ещё и бабушка.

Таисия отличалась от девчонок в группе не только косой. Она вообще была другая. Не красилась. Сов­сем. Не носила брюки. Не курила. Никогда не позво­ляла себе бранное словцо. В то же время, и на синий чулок не походила — весёлая, совершенно не кон­фликтная. Напротив, услужливая, кроткая. Но сквозь услужливость и кротость проглядывали в Таисии и чувство собственного достоинства, и та самая порода, которая если есть, то есть, а вот как приобретается – тайна. Случай такой был. В перерыве, перед самым на­чалом лекций, парни что-то громко рассказывали друг другу, хохотали, и вдруг один из них, сам для себя не­ожиданно, ругнулся матом. Вырвалось. Он испуганно взглянул на Таисию:

– Прости, не хотел.

А в аудитории было много других девушек.

Таисия не держала дистанцию, но однокурсники почему-то звали се только Таисией, никаких там Тась, Тось, Тай. Девушки в группе, как водится, сбились в кучу, а она – сама по себе. Без высокомерия, без подчёркнутой исключительности.

Была ли Таисия простая? Нет, простой она не была. Но её открытость и весёлый нрав располагали и в груп­пе у неё со всеми сложились ровные отношения, Таисия не выделяла никого ни среди девочек, ни среди ребят.

Андрей сразу понял, что ему завоевать Таисию не удастся. Она никому не давала ни малейшего повода для начала романа. Было лёгкое ощущение, что она стесняется своей красоты. Неприступная стена? Да нет же! Скорее, открытая настежь дверь в сказочный дворец, в который сам не войдёшь, заробеешь.

Людка Таисию не любила. Ещё бы. Как говорится, почувствуйте разницу. Она, Людка, девушка неглу­пая, и чувствовала эту разницу очень хорошо. Она не ревновала Андрея, нет, она была уверена, что Андрей никогда не отважится приблизиться к этой красавице с пепельной косой до пояса, она для него — звезда на ночном небосклоне. Красива, по очень далека. А Людка рядом. Доступная, понятная, предсказуемая.

– Всё-таки Таисия у нас умница, – Андрей прово­дил красавицу взглядом, – поняла, что лучше уйти, хорошо она сказала: «Любовь у меня ещё будет…» Интересно, каким окажется ее избранник?

Людкины серёжки зло звякнули.

– Ей папочка принца откопает в своих раскопках, какого-нибудь рыцаря поза-позапрошлого века.

– Ты всегда злишься, когда говоришь про неё.

– Неужели? – пухлые Людкины губы скривились от обиды, – скажите, пожалуйста, какие мы наблюда­тельные.

– Хватит. Давай сменим тему. Домой вместе идем?

– Вместе. Таисию для компании прихватим и пой­дём к тебе. Как ты насчет Таисии в нашем досуге?

– Люд, не говори пошлости, прекрати.

Слово за слово — разругались. Людка обозвала Андрея кретином, Андрей её истеричкой.

Он вышел на улицу, уже заметно прогретую дыха­нием приближающейся весны. Дни стали длиннее, солнышко настырнее, на скамейках перед институтом возле небольшого фонтанчика в основном свои, сту­денты. Галдят. Смеются.

Таисия. Откинулась на спинку скамейки, подста­вила лицо солнышку. Андрей загасил сигарету.

– Что ты такой взъерошенный, Андрей?

– С Людкой поругался. Из-за тебя, между прочим.

Таисия промолчала. Любая другая девчонка обяза­тельно пристегнула бы к себе эдакое деланное удив­ление: «Из-за меня?»

Но Таисия промолчала и лишь надоумила:

– Ты, Андрей, с девушками ие ругайся, они очень этого не любят.

– А что любят девушки? Вот ты, например, Таисия Вознесенская, что любишь? Я про тебя вообще ничего не знаю.

– Я люблю папу, маму, бабушку, братьев. Пока больше никого.

– Таисия, — Андрею так хорошо говорилось с де­вушкой, – скажи честно, ты такая красивая, неужели утебя… никого нет? Ну не верится.

– Тебе правда это интересно? А мне совсем неинте­ресно, есть ли кто-то у тебя. Это твоя жизнь и она сокровенна. Но если хочешь, скажу. У меня никого нет. И — не будет. Я имею в виду знакомства, случай­ные встречи. Я жду большую любовь.

– А если большой любви не случится?

– Обязательно будет! – девушка вскинула на Анд­рея ясные, и вблизи очень тихие, глаза.

Он не выдержал её взгляда. Потому что не верил и большую любовь. Потому что презирал тех, кто о ней грезил. Потому что считал эти грёзы игрой, показу­хой, сентиментальностью. Он быстро загорался и так же быстро остывал. Он уже не раз успел пережить чувство острой влюблённости, а после неё – тягост­ную пустоту, от которой хоть волком вой, так тоск­ливо и так скучно. Особенно раздражало его, когда начинались выяснения отношений. Один и тот же сценарий, одни и те же слова: «Я тебе верила, а ты оказался…» Он зеленел от злости: «Я тебе ничего не обещал…»

Разрыв. Свобода. Но вот опять задело, опять коль­нуло в сердце весёлое ощущение игры. И опять по кругу. Завоевать девичье сердце — нет ничего проще и ничего привычней. А дальше – по накатанному. Вот и с Людкой так. Спроси он её – ждёт ли она большую любовь – съязвит, да ещё и обидится. Вереница встреч, любовных игр, которые дёшевы и примитивны, корот­кая вспышка, будто спичкой чиркнули, сердечной ра­дости и — опять всё как всегда. 1

– Таисия, а какая она, большая любовь?

Девушка теребит завиток роскошной пепельной косы. Молчит. Потом говорит тихо, будто себе, хо­тя – Андрею

Андрей начинает возражать.

– Если единственная, то как понять, что большая? Ведь сравнить не с чем, — он смущён, но ему хочется спрашивать и спрашивать.

— Моя бабушка родила пятерых детей, Андрей. Она рано овдовела, но больше замуж не вышла. Дед генералом был, красавец, умница. К ней сватались, а она: «Пожила женой сколько Бог благословил, те­перь вдовой жить буду». Не изменила ни ему, ни его светлой памяти. Можно смеяться над этим, а можно и поучиться. Большая любовь у них была. Бабушка до сих пор про деда говорит – и вся светится. Вот это и есть настоящая большая любовь. Я, Андрей, именно такой хочу, как у бабушки. Тем более, все говорят, что я на неё похожа…

– У неё тоже была такая роскошная коса?

– Была и есть! Правда, седая совсем – старенькая уже моя бабуля. Но коса ей и сейчас очень идёт.

Таисия опить промолчала.

Совсем рядом журчал небольшой фонтанчик. Под­ростки ныделывали на досках разные трюки. Андрей хотел было опять закурить, достал пачку сигарет, отк­рыл. Таисия посмотрела на него. Он молча убрал пачку.

Вспомнил спою маму. Она разошлась с отцом, ког­да Андрею было всего пять лет. Через год вышла замуж. Андрей не хотел нового папу, плакал, а ма­ма – он это очень хорошо запомнил – обняла его и сказала: «Я очень люблю этого человека». Они поже­нились. Мама часто ездила в командировки, работала на телевидении. Однажды мальчик услышал:

– Мне надоело есть магазинные пельмени. Я хочу, чтобы жена ждала меня с работы, варила борщи, пек­ла ватрушки.

– Сидеть дома?! Мне? Ты с ума сошёл, и

– Таисия, ты не боишься, что твоя большая любовь может не выдержать испытаний бытом? Ты такая вся воздушная, неприспособленная к жизни…

Таисия залилась колокольчиком.

– Я очень даже земная! Скажу тебе по секрету, что я год назад закончила курсы поваров при ресторане «Пекин». Меня там такому научили!

– Ты?! Курсы поваров? Не поверю. Зачем тебе были нужны эти курсы?

– Чтобы быть хорошей женой. Чтобы радовать му­жа пирогами и домашними котлетами. Чтобы ему хо­телось идти домой, — она смущённо улыбнулась и добавила, – а сейчас я ещё на одни курсы записалась. Для будущих мам. Врачи хорошие, интересно…

– Твоему будущему ребёнку повезло.

– Детям, будущим детям, Андрей! У меня будет много детей.

Андрей во все глаза смотрел на девушку. Ничего себе. Таисия Вознесенская, красавица, перед кото­рой вряд ли кто устоит, девушка из семьи, где царят благополучие и достаток. Откуда в ней это сверх­серьёзное отношение к жизни, откуда такая цельность и такая ответственность перед будущим, перед мужем, которого ещё и на горизонте нет, перед детьми?

– Мне трудно представить тебя многодетной ма­мой…

– Мне тоже, – она опять засмеялась, – растолстею, наверное.

– Только косу не отрезай, без косы это не Таисия. Тебе тоже очень идёт коса, как и твоей бабушке.

– Коса всем идёт. А скажи теперь ты, Андрей, сколько детей хочешь иметь ты?

– Никогда и не думал.

– А жена? Какую жену хочешь?

– Такую как ты, Таисия. – Андрей сказал и – испу­гался.

Девушка посмотрела на него строго. Он пожалел о сказанном.

– Я тебя, Андрей, не люблю…

– Ты прости, я пошутил. Ляпнул не подумав.

– Я не сержусь. Спасибо тебе. Мы так хорошо по­говорили.

Они имеете шпили к метро. И – разъехались.

Дома, в общаге, он включил телевизор, налил себе большую кружку молока и стал думать о Таисии: «Все-таки, удивительное она создание. Красивая, а не кокетничает, умная, аговорит мало». Он переживал совершенно новые, доселе неведомые ему чувства. И удивлялся им, и радовался им, и прислушивался к ним. Он думал о девушке, которая никогда его не осчастливит. Эта девушка – редкое сокровище, до знакомства с ней он и не знал, что вообще есть такие девушки. Но сердце его не рвалось от боли нераз­делённой любви. Сердце его отзывалось благодар­ностью девушке с пепельной косой за её доверие к нему, Андрею, за то, что она помогла ему сделать от­крытие — большая любовь существует. А если сущест­вует – её можно ждать. Её надо ждать! Он стал думать о себе. Накатанная, предсказуемая жизнь и ничего настоящего. Всё какое-то условное, сплошная обяза­ловка, надо ходить на лекции, после них надо рас­слабляться, в каникулы надо ехать к матери в Екате­ринбург, надо сдавать зачёты, отмечать с ребятами праздники. Надо встречаться с девушками. А поче­му — надо? Кто выстроил за него его жизнь, перед кем он за нее в ответе? Кто этот плохонький програм­мист, составивший наспех его личную программу, ко­торая не радует, не обнадёживает, она просто ему не­интересна.

Хочет ли он иметь семью? Когда-то, не сейчас, ко­нечно…

А какой он хочет видеть свою жену? Как Таисия. Но такой жены у него не будет. А какая будет? Какая-то… А дети? Он никогда так серьёзно о себе не думал. В про­шлой программе не учитывались подобные вопросы. Они возникали иногда, но мельком, дежурно. А сегодня девушка с косой до пояса будто разбудила в нём его собственное, настоящее – я. «Когда спишь, ничего неинтересно…» Вставай, Андрей, нельзя спать. Жизнь, конечно, впереди, но к ней надо готовиться, ее с кон­дачка не проживёшь. Это очень серьёзно – жизнь. Думай, Андрей, думай.

Ближе к ночи позвонила Людка:

– Я могу приехать… А если честно, я уже приехала, стою под твоей дверью. Ты рад?

Он налил ей молока. И они стали смотреть телеви­зор. Людка поглядывала на него, она хотела поми­риться, но ждала первого шага от Андрея. А он – ме­тался. Как сказать Людке, что он не хочет, чтобы она оставалась. Но куда она сейчас пойдёт на ночь глядя? Сказать «собирайся, я тебя провожу», это значит все – конец отношениям. Людка не простит ему та­кого унижения. Всё так всё. Хорошо, что всё. Жалко Людку. Нормальная девка, сидит, притихла, чувству­ет, что Андрею не по себе. Вот бы позвонить сейчас Таисии и спросить, как мне поступить.

«Я, Андрей, тебя не люблю…» Вот и ответ. Выше условностей, выше жалости поставить любовь. Или – нелюбовь. Так я ей и скажу сейчас: «Я не люблю тебя, Люда».

Он встал. Как перед прыжком. Собрал волю в кулак. Людка сидела на краешке дивана напряжённая, спина прямая. Он сделал навстречу ей шаг. Людка поднялась и тоже сделала шаг навстречу Андрею. А потом просто уткнулась ему в грудь – виноватая, побитая.

. …Фонтан в сквере у института уже включили. Вче­ра возле этого фонтана они говорили с Таисией — о любви.

– У меня новые джинсы, а ты не заметил… – Людка привычно вложила ему в руку свою ладонь.

Он промолчал. Сейчас…

– Весна, скоро сессия.

Промолчал. Вот сейчас, дойдём до книжного киос­ки, сейчас…

– Подожди, мне надо купить книгу. – Андрей метнулся к киоску. Людка послушно отошла в сторонку. Вернулся с книгой.

– Учебник Новицкого, Таисия сказала – хорошая |книга.

Сейчас… Людка скривила губы в привычной усмешке

– А что она ещё сказала, твоя Таисия?

– Она сказала, что не любит меня. Людка удивлённо смотрит на Андрея. Сейчас…

– И я не люблю тебя, Люда. Прости, но это правда, прости.

Он влетел в аудиторию. Сел. Достал тетрадку. Уткнулся в неё. Через минут пять оглянулся: Людки не было.

Текст комедии сохранился лишь фрагментарно, но филологи провели его реконструкцию.

Действие происходит на улице Коринфа. На сцене — два дома. Один принадлежит командиру наёмников, хилиарху Полемону, второй — родителям молодого человека Мосхиона.

Богиня Неведение рассказывает традиционный (знакомый нам по «Третейскому суду») сюжет, но построенный по-другому.

Во время родов умирает жена афинского купца Патека. Это печальное событие совпадает с другим: на море гибнет судно Патека с товарами, купец полностью разорён. И чтобы не растить детей в нищете, Патек решает их кому-нибудь подбросить. Покинутых близнецов, мальчика и девочку, находит бедная старушка. Ей и так тяжко, годы берут своё, да ещё идёт бесконечная война в Коринфе.

Мальчика Мосхиона старушка отдаёт богатой афинянке Миринне, которая давно мечтает о сыне, а девочку Гликеру оставляет у себя. Мосхион воспитывается в доме богатой Миринны, ни в чем не зная отказа, Гликера же растёт скромной и прилежной. Но полунищенское существование вынуждает приёмную мать отдать красивую воспитанницу Полемону. Коринфский военачальник без ума от прекрасной любовницы.

Перед смертью старушка рассказывает Гликере, что у неё есть брат, живущий рядом. Мосхион же, не подозревающий об этом, начинает ухаживать за Гликерой. В отсутствие Полемона он ищет с ней близости и целует ее. Гликера, думая, что брат знает обо всем, не противится поцелуям. Но внезапно возвращается домой Полемон и в гневе обрубает мечом косу Гликеры (отсюда и название комедии).

После этого Полемон, разгневанный «изменой» Гликеры, в сопровождении оруженосца Сосии уезжает в деревню. А оскорблённая беспочвенными подозрениями Гликера просит соседку Миринну приютить ее у себя. Несообразительный, но крайне любопытный Дав, раб Мосхиона, решает, что мать сделала это в интересах сына-шалопая. Да и самонадеянный юноша, который то и дело хвастает своими успехами у гетер, уверен в своей неотразимости.

Полемон, гневаясь и тоскуя в деревенском уединении, посылает домой на разведку оруженосца. Но неповоротливый и сонный Сосия никаких новостей не сообщает. Посланный же вторично, он все же обнаруживает, что в доме у его хозяина произошли перемены.

Подвыпивший Полемон со своими воинами собирается в гневе штурмовать дом Миринны, где укрылась Гликера. Но появляющийся на сцене Патек (отец Гликеры и Мосхиона и по воле случая старый друг Полемона) убеждает разбушевавшегося командира со штурмом повременить. Ибо это будет противозаконно. Ведь, не будучи женатым на Гликере, тот не вправе диктовать ей свою волю: «. вещь безумная / Тобой затеяна. Куда несёшься ты? / За кем? Да ведь она сама себе глава!»

Полемон рассказывает Патеку, как хорошо Гликере у него жилось, показывает ее богатые наряды. И все это любимой подарил он!

Тем временем ничего не подозревающий Мосхион ждёт, что Гликера сама бросится в его объятия. А Патек, выполняя просьбу Полемона, отправляется парламентёром в дом Миринны. Как раз в это время по просьбе Гликеры служанка-рабыня Дорида приносит из дома Полемона шкатулку с вещами девушки. Да, с теми самыми вещами, что были найдены при подброшенных младенцах!

Когда она задумчиво перебирает драгоценности, присутствующий тут же Патек узнает вещи покойной жены. Он рассказывает Гликере, как умерла ее мать, как он разорился и решил избавиться от детей. Девушка подтверждает, что у неё есть брат, и называет его имя.

Незаметно подкравшийся в это время Мосхион все слышит и испытывает при этом разочарование и одновременно радость — ведь он обрёл сестру, которая, конечно, не может быть его любовницей.

Полемон, не находящий себе места от волнения, нетерпеливо ждёт вестей. Служанка Дорида уверяет его: все кончится хорошо. Но Полемон не верит, что любимая его простит, и сам спешит к дому Миринны. Навстречу ему выходят Патек с Гликерой. Старый друг торжественно сообщает: он согласен, чтобы Полемон женился на его дочери. В приданое за ней он даёт три таланта. Полемон счастлив и просит простить ему необдуманные оскорбления и прочие грехи ревности.

Мосхион и рад, и расстроен. Но отец сообщает, что и ему нашёл хорошую невесту. Так, ко всеобщей радости, завершается комедия.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео




Тайны русской косы

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!
Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы – нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы – это наше достоинство и наша гордость.

Читайте также: