Кого просит невеста заплести русу косу

Опубликовано: 17.09.2024

Богатство рода

Богатство рода запись закреплена

ЖЕНСКОЕ ВЕДОВСТВО: КОСА И ГРЕБЕНЬ

На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. Заплела и пошла. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности. С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.

Первое заплетение косы девочке означало её переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была девочкой, а как только ей заплели косу, она становилась девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет. В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в неё монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетём тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у неё косички были длинными».

Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и ле-вого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались»

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья —
длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, её украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухажи-вали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг — под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике; в день св. Трифона мазали косу ви-ноградным соком, приговаривая:
«Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным - летним дождем; прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав; заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу. Плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали её к своим волосам.

В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к ёлочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы , её обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки.

Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского го-ловного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской обл. говорили: «За стол, когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщи-на». Их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор. В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания
и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали.

Если отец жениха разводил пчёл, то церемония расплетения косы невесты происходила не в её доме, как обычно, а в доме жениха — чтобы пчёлы лучше роились. Брат расплетал невесте косу (бел.,
пол.), заплетал ей две косы (бел.), но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую — сваха (рус.). Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и мёдом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи — ю.-рус., укр.). Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, / Не увязывайте моей шелковой косушки». В вост. Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу», с этой минуты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетённые косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали её лицо.

Словом коса в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в её доме накануне свадьбы — девичник; пропивать косу — означало угощать вином накануне свадьбы, на дру-гой день после девичник; чесать косу — расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; вы-купать косу — дарить подарки родственникам невесты; косу продавать — брать выкуп за невесту.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. То-го, кто продаёт косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник (ю.-сибир., укр.), падкоснiк, закоснiк (бел.), а сам обряд выкупа невесты или её косы у брата — косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, Наша коса сторублева, Лентою перевязана, Лентою голубою, Девкою молодою» (кубан.). Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центр. Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы не только роженица , но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахива-ния; при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). Расплетали косы, когда мяли лён, чтобы он был мягок и волокнист. Распускали косы при проводах «русалки» (рязан.); некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед по-лётом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле (о.-слав.), делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы. Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суже-ного, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распу-щенной косой.

Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания. Обрезать косу у девушки мог из мес-ти отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказа-ние за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу.Женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в мона-хини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем» В укр. песнях мотив пускания косы по реке — символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В бы-личках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост ло-шадям заплетают домовой, ласка, чёрт, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причём, если гри-ву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается. Девушка в Иванову ночь спасается от злых духов, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи. Что-бы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь; от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»; от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе.

Ритуал плетения: отгоняем злых духов
О косах можно говорить бесконечно, но я предлагаю перейти от слов к делу и освоить несколько заго-воров, используя которые при плетении кос, сможешь не только запутать злых духов, уберечься от чу-жой недоброй воли, от сглаза и откровенного вредительства, сохранить себя в неприкосновенности, но и обрести любовь.

Заговор от порчи молока
Кормящая мама, заплетая сложную косу, например, колосок, огораживала себя от порчи и от потери молока, не давая недобрым людям воздействовать на себя и на своего малыша дурными мыслями.
Сначала расчеши волосы три раза по семь раз, перекидывая их с одной стороны на другую, а потом за-плети любую сложносоставную косу, произнося: «Косу заплетаю, молоко сберегаю, оберегаю от горе-чи. Речи чужие, мысли дурные прочь, слово должно помочь, волос к волосу ластится, мягко стелется, стелятся речи добрые, светлые, льется молоко сладкое, дитятке моему на радость и на здоровье. Слово мое крепкое».
И последний штрих – закрепи косу красной лентой или заколкой с красными и белыми элементами.

Заговор от сглаза
Если подозреваешь кого-то из своих знакомых в дурном глазе, перед встречей с этим человеком заплети косу и укрась её гребнем – отличным охранным амулетом от сглаза. Заплетённые волосы запутают не-добрые мысли, а гребень нейтрализует зло.
Произноси во время плетения: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое креп-кое».

Заговор для обретения любви
Если ты хочешь найти свою любовь, то, на растущую луну, в полночь, распусти волосы и расчеши их перед окном, желательно, если на тебя будет попадать лунный свет, или хотя бы в окно ты будешь видеть луну. Расчесывай волосы до тех пор, пока твоё желание не появится перед твоим мысленным взором – ты должна ясно представлять себя рядом, рука об руку, со своим избранником – конкретным или абстрактным, потенциальным. Когда картинка проявится, начинай плести обычную косу из трех прядей, плети как можно туже, произнося: «Как волосы плету, так и любовь найду, как коса туга, так любовь крепка, как три пряди в косе, так и любовь во мне. Прядь к пряди пряду, любовь приведу». А потом, не расплетая косы, ложись спать.

Гребни делались только из благоприятных для человека материалов: кости, камня, дерева. Почему? Да потому что материалы эти – проводники положительной природной силы. Никогда «чесалки» не изго-товлялись из того, что, по народному преданию, несёт отрицательную мёртвую силу, – например, из древесины осины или тополя.
Наши предки дарили гребни детям, чтобы сохранить их от сглаза, порчи и злых духов. В южной тради-ции гребень с изображением конька считался символом солнца и украшался Коловратами. Считался гребень и оберегом скота от волков. На «волчьи» («велесовы» святки, позже Рождество) женщины не прикасались к гребням и держали их сомкнутыми, чтобы тем самым замкнуть пасть волку. Соединяли гребни и когда терялся скот, дабы уберечь его от волчьих зубов. Этот же приём изредка применялся против колдовства, порчи и болезней.
В Полесье, когда в доме заболевали человек или животное, хозяйка выносила гребень и вешала его на цветущую грушу или яблоню, где он должен был провисеть две недели, после чего им расчесывали больного.
В родильных обрядах гребень служил символом женской Божественной силы, и если мальчику перере-зали пуповину на топоре, то девочке это делали на гребне. Перед первым возрастным посвящением (позже перед крещением) повивальная бабка передавала мальчика куму через порог, а девочку - через гребень, положенный на порог.

О том, что гребень способен улавливать и накапливать небесную силу, люди знали давно. Недаром воины либо зачесывали волосы в гребень, либо крепили гребни из металла, перьев и рогов поверх боевых шлемов. Красавицы втыкали в прическу изукрашенные гребни, дабы усилить свою привлекательность.
Гребень был одним из главных защитных оберегов ведьмы: правильно раскрашенный и заговоренный, он служил как мощнейшим щитом, так и сильнейшим орудием в черной магии.
Жрецы и волхвы также признавали магическую силу гребня, используя его в своих ритуалах. На гре-бень начесывали волосы нужного человека, чтобы потом приворожить его или заставить подчиняться. Черные маги и колдуны применяют черный или обгоревший гребень, наводя порчу.

Даже просто расчесывая волосы человеку, можно заставить его забыть о прошлом, «убаюкать гребешком».
• Не пользуйтесь гребнями из осины, тополя, вяза, ивы, березы, ели и сосны — они забирают жизнен-ные силы, делают человека вялым и энергетически уязвимым.
• Чтобы гребни и расчески не теряли свои целительные свойства, не давайте их никому (даже близкому человеку), а после расчесывания убирайте подальше от посторонних глаз. Если все-таки до вашего гребня кто-то дотронулся, омойте его в соленой (можно - морской) воде и на несколько дней положите на солнечное место.
• Нельзя пользоваться расческой, у которой поломался хоть один зуб.
• Нужно всегда чистить гребни-щётки-расчески: иначе они не помогут хозяину, а только навредят.
• И помните, каждый член семьи должен иметь собственную расчёску – ведь это его личный талисман-оберег.

Гребни и расчёски с незапамятных времен считались не только магическим инструментом, но и инст-рументом лечения. Считается, что расчёсываясь гребешком из натурального материала, можно очистить энергетику и изменить душевное состояние.
Гребни из кости снимают страхи и беспокойство.
Гребни из рябины обостряют интуицию, помогают забыть обиды.
Гребни из каштана помогают сбалансировать природные потоки и биоритмы.
Гребни из яблони и груши уменьшают усталость.
Гребни из вишни и сливы повышают жизненный тонус, снимают негативные энергетические воздейст-вия.
Гребни из кипариса выравнивают биополе человека, помогают увидеть выход из сложной ситуации
Гребни из дуба помогают ослабленным после болезни людям, укрепляют в человеке решимость и спо-собность к концентрации.

И напоследок – обряд: если сомневаешься в верности своего супруга или возлюбленного, то возьми прядь его волос слева (это пару волосков), в полнолуние сплети или соедини со своим локоном с права, скрепи волосы красной нитью и, представляя рядом с собой своего мужчину, произнеси: «Вспыхнет любовь с новой силою, милый останется рядом, прочь, мысли постылые, верность мне будет наградою. Волосы соединяю, судьбы сплетаю в единую, милый мой будет рядом, отныне мы неделимы».

Повтори этот обряд три полнолуния подряд. Можно наговаривать на одну и ту же прядь, но лучше, если каждый раз ты будешь сплетать волосы заново. Только не увлекайся стрижкой, а то после третьего обряда вы с милым будете неразлучными, но лысыми…

В пословицах и поговорках отражаются основные приметы, обычаи, советы и напутствия на русской свадьбе, обряды и действа до свадьбы и жизни молодых после свадьбы. Очень интересно и познавательно прочесть собранные Владимиром Ивановичем Далем пословицы и поговорки русского народа о свадьбе.

Пословица - краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Суждение "Лес рубят — щепки летят" интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к др. аналогичным ситуациям. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность. Композиционное членение суждения в пословице, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим.

Поговорка - образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, "Надоел как горькая редька" — выражение досады). В отличие от пословицы — целого суждения, поговорка всегда часть его.

Пословицы и поговорки русского народа о свадьбе

Белы руки с подносом, резвы ноги с подходом, голова с поклоном, язык с приговором, каблучки с поворотом.

Благословите под злат венец стать, закон принять, чуден крест целовать!

Блинки изрежь, ножа не погни, блинов не помни, маслица не пожми(это говор, и на смотринах, где мать невесты подает жениху блины и тупой нож, он же, втыкая нож в потолок, режет блины своим острым ножом. Нижегор.)

Была под венцом, и дело с концом.

Быть на свадьбе, да не быть ньяну - грешно.

В крапивно заговенье сват свата угощай (последнее воскресенье перед петровками).

В прощеный день зять у тещи гостит.

Венцом грех прикрыть.

Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.

Вихорь с пылью встречу поезду не к добру; дождичек - к богатству.

Вот тебе одонье ржи, а другое сама наживи (отец дочери).

Все ли бояра по коням (готовы ли к выезду)?

Все приедено, все прикушано: большие бояре глазами вертят, того же хотят (дружка).

Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал (женихов поезд не впускается в избу невесты, доколе не разгадают всех предложенных подругами загадок. Псков.).

Выкупить постель (постель обогревается одною из родственниц невесты, а молодой должен выкупить ее).

Горько вино, не пьется (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).

Гусь из печи не лезет (говорит стряпуха, а дружка потчует ее вином и стреляет из ружья в печь, и тогда подают гуся. Астрах.).

Гусь с уткой идет: большой боярин вина несет.

Дай бог вам любовь да совет (новобрачным).

Дай бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить (пожелание невесте).

Две ноги подходят, две руки подносят, одна голова кланяется.

Девицы, девицы, красны певицы, пирожны мастерицы, горшечны пагубницы, дочери отецки, сестры молодецки, тканье-прялье шелковницы (свадебн. воззвание).

Девка после сговора на улицу, ни в церковь не ходит.
Дождь на молодых - счастье.
Друженька разлученька, свахонька косоряжка.

Ехать на блинки (первое посещение молодыми тещи).

Жених весел, всему браку радость.

Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).

Жениху и невесте под венец втыкают булавки против сердца, а за пазуху кладут ртути (от порчи).

Жениху ложка наопако (т. е. он не ест перед венцом, садясь, однако же, за стол).

За столом молодые не слонятся к стене: лукавый расстроит.

Здравствуйте, князь со княгиней, бояре, сваты, дружки и все честные поезжане!

Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась (дружка о молодых).

И рада бы отбивалась, да не в те когти попалась.

Как в лесу тетери все чухари, так наши поезжане все дураки (женихову поезду).

Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится (дружка жениху).

Как наденут венец, так всему конец.

Кланяются бельецом-рукодельицем, малое примайте, большому срок давайте: не годится в ручки, так хоть на онучки.

Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.

Коли рады гостям, так встретите и за воротами (ответ свахи, которую просят на двор).

Конь под ними полтораста рублев, убор на коне в пятьсот рублев, молодец-то сидит, и цены ему нет (о молодом).

Класть в чарку (за поднос вина).
Красный день свадьбы - жить красно, да бедно.
Кто над молодыми не ломается (тот же обычай).
Кто под венцом свечу выше держит, за тем большина.

Кунами ли богаты, ногами ли (т. е. силою) доступны до нашего дитяти? (Вопрос родственников невесты на стук тысяцкого у ворот; ответ: "И кунами и ногами".)

Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина (просят за выкуп невесты).

Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку (гов. сваха, привезшая приданое).

Пословицы и поговорки русского народа о свадьбе

Малое примите, большого на нас не ищите.

Матери молодой поднесли худой стакан (с дырой или течью).

Медовый месяц (первый по супружестве).

Метель на свадебный поезд - все богатство выдует.

Мети, мети, а сор на улицу не выкидывай (свекор и свекровь говорят невесте).

Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай (приглашают гостей).

Мне беременеть, тебе прихоти носить (говорит невеста, грызя зубами церковный замок, при входе к венцу. Смол.).

Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой (т. е. больше; приговаривают на свадебном пиру, когда вынимают каравай).

Молодая раздевает и разувает молодого (в одном сапоге плетка, а в другом деньги).

Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.

Молодых, при встрече из церкви, осыпают хлебом и хмелем.

Монах (Монахиня) на свадьбе зловещ для молодых.

Мохнатый (Косматый) зверь на богатый двор; молодым князьям да богато жить (благословение молодых родителями жениха).

На дружке шапчонка после дядюшки Парфенка; на дружке штанишки после дяди Микишки, на дружке кафтанишка с банного помелишка (девки поют дружке за похищение у них подруги, невесты).

На загадки идешь аль на золоту казну (т. е. откупаешься)')

На ложку, на плошку, на палку, на мялку, на горшечны покрышки.

На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре (благодарность за баню).

На старую сваху хомут надели.

На шильце, на мыльце, на кривое веретенце (сбирают для молодых).

Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль.

Народ крещеный (православный), благословите нашего князя с княгиней ко кресту я венцу (дружка говор, всем гостям).

Не в рабы, а в помощницы (благословляя, говорит отец дочери).

Не дом копить, а козла купить, воду возить.

Не прошу ни тканого, ни браного, а материнского благословения.

Не шубу секу, молодуй науку дают (дружка бьет кнутом по шубе).

Невежа был, квашню раскрыл.

Невесту срядите, вперед посадите, а нам ворота отворите.

Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном (при потчевании на свадьбе).

Носи девиц, носи молодцев (приветствие свах молодой при заплетении косы; первое от ее свахи, второе от свахи жениховой. Пермск.).

Обменялись свахи пряником и пивом.

Обновлять новоженов (волочить их на масленице по снегу).

Обогреть постель молодых.

Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.

Она не пропала, а на руки попала (говорит дружка).

Осеребрить невестино блюдо (отдарить деньгами за дары).

От туре-морева (с турец. моря), от нашего первобрачного, бьем челом (потчуют нюхательным табаком. Архан.).

Отгонять девичью негу (дружка стегает кнутом вкресть по воротам).

Пей, чтобы курочки велись, а пирожки не разчинивались,

Пей-ка, попей-ка, на дне копейка, а выпьешь до дна - и грош найдешь.

Пей-ка, попей-ка, на дне-то копейка, а еще попьешь, и грош найдешь (дружка выкупает невесту).

Перед молодыми разметают дорогу голиком, идучи задом.

Повар, повар батюшка, повариха матушка, встань на куньи лапки, на собольи пятки и пр. (приговаривает дружка).

Под венец молодые от уроков опоясываются лыком (или сеткой, вязаным в узлах поясом).

Под венец по оврагам и рытвинам не ездят.

Под венцом невеста крестится покрытой рукой (чтобы жить богато).

Под венцом свеча тухнет - скорая смерть.

Под венчальное подножие деньги бросить - молодые богаты будут.

Подвенчальную свечу берегут, а зажигают ее для помощи при первых родах.

Поезжане отдают дорогою всякому равный поклон, даже нищему, чтобы кто не испортил (это на севере; в средн. губерн. нередко дружки с буйством разгоняют встречных, до драки).

Пожалуйте мне невесту, уступите место! (Дружка.)

Поздравляем тебя, тысяцкий, с большим боярином, дружкою, поддружьем, со всем честным поездом, с молодым князем, со княгинею (привет каждого свадебного гостя за столом, а сам тысяцкий пьет первый и никого не поздравляет).

Пой, корми, одевай да на работу посылай (жениху).

После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.

Поучить молодую подметать пол (она метет, а гости сорят для испытания терпения ее).

Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).

Правую половину косы заплетает жених, левую сваха (Коломна).

При встрече молодых у ворот раскладывают огонь (от порчи).

Примите девичью красоту (гов. сваха родителям невесты, подавая им на тарелке косоплетку ее).

Пришло лизало, что все яства подлизало (говор, дружка, когда подают жареный язык последним, и все встают, не касаясь языка. Пермск.).

Просим набело умыться, хорошо снарядиться, в белые белила, в красные румяна (просят убирать невесту).

Просим поберечь детище наше, а чего не знает, поучить (отец невесты родителям жениха).

Просят вас князь со княгиней рюмкой винца да стаканчиком пивца: рюмочку примите, а молодых наделите (подарки).

Пословицы и поговорки русского народа о свадьбе

Расплетайся, трубчата коса, рассыпайтесь, русы волосы!

Расчесали буйну голову, заплели русу косу.

Расчесывая невесте косу, вплетают по пеньковой пряди (для счастья. Твер.).

Родимый мой батюшка, прошу ни злата, ни серебра, а прошу твоего родительского благословения (невеста родителю).

Родители жениха встречают молодых в тулупах наизнанку.

Ряженое яство суженому гостю.

С добрыми речьми милости просим (говор. родит, невесты дружке).

С кого из молодых венец спадет, тому вдовствовать.

С молодецким выездом (поезжане поздравляют друг друга).

Сад загорожен, и зверь сбережен (говорит дружка родителям молодой, по исправной свадьбе).

Свадебный поезд выезжает нечетом.

Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

Сват, не сват, а добрый человек (слова отца невесты, впускающего жениха с поездом).

Сваха над головою молодых ломает пирог (моек.).

Сваха раздирает девичью повязку, когда молодых обводят вокруг налоя.

Снег и дождь на свадебный поезд - богато жить.

Со вечера бел заюшка по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит (о невесте).

Собрать, срядить есть кому, благословить некому (о сироте).

Спасибо на негушке, на красном платьице (дочь отцу).

Стала двухвосткой (коса). Под повойник ушла, запряталась.

Стручок гороху положить в сани жениху и невесте, и лошади с места не сдвинуть.

Сыр да каравай принимай, а наших молодых не оставляй.

Сыр-каравай примите, золоту гривну положите.

Тащится, несется сахарное яство на золотом блюде, перед князя молодого, перед тысяцкого, перед сваху княжую, перед большого боярина, перед весь княжий полк (говорят при перемене кушанья за столом).

Торгую не лисицами, не куницами, не атласом, не бархатом, а торгую девичьей красотой (слова продавца невесты за столом).

У меня была умна, а ты, как хошь, для себя учи (жениху).

У меня место не ковшевое, а столбовое (ответ свахи жениху, который говорит: "Ковшик прими, а местечно опростай").

Умели поить-кормить, умейте снарядить, за стол посадить.

Умели чадо свое вспоить, вскормить, умейте в люди выводить (говор. дружка о невесте).

Хлеб-соль не попустит врага сотворить зла.

Чернец и черница всякую свадьбу портят.

Четыре ноги подходят, четыре руки подносят (молодые).

Что говорено, то и привезено (дружка привез невесте одежу).

Что наткалось, напрялось, то и в приданое досталось.

Чтоб молодой не бил жены своей, не бить клюкой головешку в бане (на молодых).

Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато (сажая молодых за стол на шубу).

Шуба ты, шуба, не делай ты шуму; ты, шуба, избу мети, copy на улицу не носи


Николай Малышев; Владимир Смирнов/TASS

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято - сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы - это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок - длинная коса - имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других - сам жених, в третьих - подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины - как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки - прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство - их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно - ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами - от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вий".

Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

Богатство рода

Богатство рода запись закреплена

ЖЕНСКОЕ ВЕДОВСТВО: КОСА И ГРЕБЕНЬ

На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. Заплела и пошла. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности. С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.

Первое заплетение косы девочке означало её переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была девочкой, а как только ей заплели косу, она становилась девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет. В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в неё монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетём тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у неё косички были длинными».

Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и ле-вого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались»

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья —
длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, её украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухажи-вали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг — под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике; в день св. Трифона мазали косу ви-ноградным соком, приговаривая:
«Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным - летним дождем; прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав; заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу. Плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали её к своим волосам.

В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к ёлочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы , её обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки.

Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского го-ловного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской обл. говорили: «За стол, когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщи-на». Их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор. В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания
и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали.

Если отец жениха разводил пчёл, то церемония расплетения косы невесты происходила не в её доме, как обычно, а в доме жениха — чтобы пчёлы лучше роились. Брат расплетал невесте косу (бел.,
пол.), заплетал ей две косы (бел.), но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую — сваха (рус.). Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и мёдом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи — ю.-рус., укр.). Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, / Не увязывайте моей шелковой косушки». В вост. Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу», с этой минуты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетённые косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали её лицо.

Словом коса в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в её доме накануне свадьбы — девичник; пропивать косу — означало угощать вином накануне свадьбы, на дру-гой день после девичник; чесать косу — расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; вы-купать косу — дарить подарки родственникам невесты; косу продавать — брать выкуп за невесту.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. То-го, кто продаёт косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник (ю.-сибир., укр.), падкоснiк, закоснiк (бел.), а сам обряд выкупа невесты или её косы у брата — косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, Наша коса сторублева, Лентою перевязана, Лентою голубою, Девкою молодою» (кубан.). Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центр. Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы не только роженица , но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахива-ния; при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). Расплетали косы, когда мяли лён, чтобы он был мягок и волокнист. Распускали косы при проводах «русалки» (рязан.); некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед по-лётом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле (о.-слав.), делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы. Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суже-ного, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распу-щенной косой.

Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания. Обрезать косу у девушки мог из мес-ти отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказа-ние за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу.Женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в мона-хини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем» В укр. песнях мотив пускания косы по реке — символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В бы-личках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост ло-шадям заплетают домовой, ласка, чёрт, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причём, если гри-ву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается. Девушка в Иванову ночь спасается от злых духов, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи. Что-бы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь; от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»; от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе.

Ритуал плетения: отгоняем злых духов
О косах можно говорить бесконечно, но я предлагаю перейти от слов к делу и освоить несколько заго-воров, используя которые при плетении кос, сможешь не только запутать злых духов, уберечься от чу-жой недоброй воли, от сглаза и откровенного вредительства, сохранить себя в неприкосновенности, но и обрести любовь.

Заговор от порчи молока
Кормящая мама, заплетая сложную косу, например, колосок, огораживала себя от порчи и от потери молока, не давая недобрым людям воздействовать на себя и на своего малыша дурными мыслями.
Сначала расчеши волосы три раза по семь раз, перекидывая их с одной стороны на другую, а потом за-плети любую сложносоставную косу, произнося: «Косу заплетаю, молоко сберегаю, оберегаю от горе-чи. Речи чужие, мысли дурные прочь, слово должно помочь, волос к волосу ластится, мягко стелется, стелятся речи добрые, светлые, льется молоко сладкое, дитятке моему на радость и на здоровье. Слово мое крепкое».
И последний штрих – закрепи косу красной лентой или заколкой с красными и белыми элементами.

Заговор от сглаза
Если подозреваешь кого-то из своих знакомых в дурном глазе, перед встречей с этим человеком заплети косу и укрась её гребнем – отличным охранным амулетом от сглаза. Заплетённые волосы запутают не-добрые мысли, а гребень нейтрализует зло.
Произноси во время плетения: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое креп-кое».

Заговор для обретения любви
Если ты хочешь найти свою любовь, то, на растущую луну, в полночь, распусти волосы и расчеши их перед окном, желательно, если на тебя будет попадать лунный свет, или хотя бы в окно ты будешь видеть луну. Расчесывай волосы до тех пор, пока твоё желание не появится перед твоим мысленным взором – ты должна ясно представлять себя рядом, рука об руку, со своим избранником – конкретным или абстрактным, потенциальным. Когда картинка проявится, начинай плести обычную косу из трех прядей, плети как можно туже, произнося: «Как волосы плету, так и любовь найду, как коса туга, так любовь крепка, как три пряди в косе, так и любовь во мне. Прядь к пряди пряду, любовь приведу». А потом, не расплетая косы, ложись спать.

Гребни делались только из благоприятных для человека материалов: кости, камня, дерева. Почему? Да потому что материалы эти – проводники положительной природной силы. Никогда «чесалки» не изго-товлялись из того, что, по народному преданию, несёт отрицательную мёртвую силу, – например, из древесины осины или тополя.
Наши предки дарили гребни детям, чтобы сохранить их от сглаза, порчи и злых духов. В южной тради-ции гребень с изображением конька считался символом солнца и украшался Коловратами. Считался гребень и оберегом скота от волков. На «волчьи» («велесовы» святки, позже Рождество) женщины не прикасались к гребням и держали их сомкнутыми, чтобы тем самым замкнуть пасть волку. Соединяли гребни и когда терялся скот, дабы уберечь его от волчьих зубов. Этот же приём изредка применялся против колдовства, порчи и болезней.
В Полесье, когда в доме заболевали человек или животное, хозяйка выносила гребень и вешала его на цветущую грушу или яблоню, где он должен был провисеть две недели, после чего им расчесывали больного.
В родильных обрядах гребень служил символом женской Божественной силы, и если мальчику перере-зали пуповину на топоре, то девочке это делали на гребне. Перед первым возрастным посвящением (позже перед крещением) повивальная бабка передавала мальчика куму через порог, а девочку - через гребень, положенный на порог.

О том, что гребень способен улавливать и накапливать небесную силу, люди знали давно. Недаром воины либо зачесывали волосы в гребень, либо крепили гребни из металла, перьев и рогов поверх боевых шлемов. Красавицы втыкали в прическу изукрашенные гребни, дабы усилить свою привлекательность.
Гребень был одним из главных защитных оберегов ведьмы: правильно раскрашенный и заговоренный, он служил как мощнейшим щитом, так и сильнейшим орудием в черной магии.
Жрецы и волхвы также признавали магическую силу гребня, используя его в своих ритуалах. На гре-бень начесывали волосы нужного человека, чтобы потом приворожить его или заставить подчиняться. Черные маги и колдуны применяют черный или обгоревший гребень, наводя порчу.

Даже просто расчесывая волосы человеку, можно заставить его забыть о прошлом, «убаюкать гребешком».
• Не пользуйтесь гребнями из осины, тополя, вяза, ивы, березы, ели и сосны — они забирают жизнен-ные силы, делают человека вялым и энергетически уязвимым.
• Чтобы гребни и расчески не теряли свои целительные свойства, не давайте их никому (даже близкому человеку), а после расчесывания убирайте подальше от посторонних глаз. Если все-таки до вашего гребня кто-то дотронулся, омойте его в соленой (можно - морской) воде и на несколько дней положите на солнечное место.
• Нельзя пользоваться расческой, у которой поломался хоть один зуб.
• Нужно всегда чистить гребни-щётки-расчески: иначе они не помогут хозяину, а только навредят.
• И помните, каждый член семьи должен иметь собственную расчёску – ведь это его личный талисман-оберег.

Гребни и расчёски с незапамятных времен считались не только магическим инструментом, но и инст-рументом лечения. Считается, что расчёсываясь гребешком из натурального материала, можно очистить энергетику и изменить душевное состояние.
Гребни из кости снимают страхи и беспокойство.
Гребни из рябины обостряют интуицию, помогают забыть обиды.
Гребни из каштана помогают сбалансировать природные потоки и биоритмы.
Гребни из яблони и груши уменьшают усталость.
Гребни из вишни и сливы повышают жизненный тонус, снимают негативные энергетические воздейст-вия.
Гребни из кипариса выравнивают биополе человека, помогают увидеть выход из сложной ситуации
Гребни из дуба помогают ослабленным после болезни людям, укрепляют в человеке решимость и спо-собность к концентрации.

И напоследок – обряд: если сомневаешься в верности своего супруга или возлюбленного, то возьми прядь его волос слева (это пару волосков), в полнолуние сплети или соедини со своим локоном с права, скрепи волосы красной нитью и, представляя рядом с собой своего мужчину, произнеси: «Вспыхнет любовь с новой силою, милый останется рядом, прочь, мысли постылые, верность мне будет наградою. Волосы соединяю, судьбы сплетаю в единую, милый мой будет рядом, отныне мы неделимы».

Повтори этот обряд три полнолуния подряд. Можно наговаривать на одну и ту же прядь, но лучше, если каждый раз ты будешь сплетать волосы заново. Только не увлекайся стрижкой, а то после третьего обряда вы с милым будете неразлучными, но лысыми…


Славянские древности. Этнолингвистический словарь

под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 616-618


КОСА, косы — вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы — замужние женщины.


Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою» (гуцул.), девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет (чеш., словац.). В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались» (укр. — МУРЕ 12:62).


Коса символизирует готовность девушки к браку (о.-слав.), лента в косе была знаком того, что девушка на выданье (рус.). Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья — длинная широкая лента (Заонежье). Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше (о.-слав.).


Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку (серб.); в Юрьев день ходили причесываться в поле (югослав.), в Чистый четверг — под яблоню (новгород.); смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике (болг.); в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса] (Охрид — Шапк. СБНУ 1:568); бегали под грибным (гомел.), летним (макед.) дождем; мазали волосы змеиным жиром (в.-серб.), жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж (хорв.); смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной (Босния); прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав (болг., макед., укр.); заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу (ю.-зап.-укр., гуцул.); плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам (укр.). Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола (рус.). См. Волосы.

В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты (ярослав.). Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки (СД 1:247). Расплетение К. означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской обл. говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина» (АА). После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи» (рус.); их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор (в.-, з.-слав.). В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха — чтобы пчелы лучше роились ( укр. — Зел. ВЭ:337). Брат расплетал невесте косу (бел., пол.), заплетал ей две косы (бел.), но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую — сваха (рус.). Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи — ю.-рус., укр.). Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, / Не увязывайте моей шелковой косушки» (Ряз.ЭВ 2:192). В вост. Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы

617
«в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо. Ср. фразеологизм косой трепать

не выйти замуж, остаться в девках (москов.); косник 'старая дева' (архангел.) (СРНГ 15:44,58).


Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца (гуцул.).


Словом коса в свадебном ритуале называлась 'прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник' (перм., сибир.); пропивать косу означало 'угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника' (сибир., пензен.), чесать косу — 'расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания' (сибир.); выкупать косу

'дарить подарки родственникам невесты' (том.), косу продавать — 'брать выкуп за невесту' (москов., Краснодар., сибир.) (СРНГ 15:43,44).


Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой (ю.-рус., укр., пол. мазов). Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник (ю.-сибир., укр.), падкос н iк, закос н iк (бел.), а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата

косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою» (кубан.). Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу» (СРНГ 15:43).


Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи (бел., правобереж. Полесье). Отрезали косу невесте в с.-вост. Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь — Боры Тухольские), у гуцулов и в зап. уездах Волын. губ. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы


В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами (серб.). Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центр. Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. (Городенщина). В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.


Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы не только роженица (о.-слав.), но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме (бел.); в обряде опахивания (рус.); при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). Расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист (витеб.). Распускали косы при проводах «русалки» (рязан.); некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле (о.-слав.), делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы (банат. геры). Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове (бреет., ПА). Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину
с распущенной косой.

618
Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания. Обрезать
косу у девушки мог из мести отвергнутый парень (болг.). Женщина старалась отрезать косу разлучнице (словац.). Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности (в.-слав.); она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. (Моравское Словацко). Женщине косы обрезали за прелюбодеяние (волын.). Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем» В укр. песнях мотив пускания косы по реке — символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.


Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт (в.-слав.), ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается (Далмация). Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи (полес.). Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь (укр.); от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту» (укр., бел.); от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота (болг.).

Лит.: Романюк П. Ф. Из опыта картографирования свадебного обряда правобережного Полесья. Карта 7. Действия с косой невесты//ПЭС:20; Аф.ПВ 1:117,238,465; 2:499, 571; 3:40; Аф.ПМ:61-62; Гура СЖ; Сумц.СО: 23,29,89,115,119-122,155; ТОРП:125,149; ПА; РММАЕ 1960/3:259; Треб.ПДСК:226; Вак.ЕБ:479,480; Марин.ИП 2:540,741.

Читайте также: