Когда разрезали бинты у хирурга волосы на голове зашевелились синтаксический разбор

Опубликовано: 17.09.2024

Цель урока: 1) формирование орфографической зоркости у учащихся;
2) формирование умения постановки двоеточия в БСП;
3) обучение самоконтролю и самопроверке;
4) формирование умения создавать сочинения на
лингвистическую тему.
Оборудование урока: тексты, таблицы-схемы

1.Развитие орфографической зоркости. (Задание В3)
А)
1.Выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В отрицательных и неопределенных местоимениях без ударения пишется приставка ни, а под ударением – не».

2.Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения – ни».

3.Выпишите слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки.

4.Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на з-(с-), перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким – З».

5.Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придает слову значение неполноты действия».

6.Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка пре- имеет значение, сходное со значением приставки пере».

7.Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придает слову значение приближения».

8. Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придает слову значение близости».

9.Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придает слову значение присоединения».

10. Выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка пре- имеет значение высокой степени качества или действия».

Никакой, произрастает, негде, прибрежный, рассеялся, преступать, прибивать, преуспевающий, приостановить, сделанный, приземлиться, некого, приоткрыть, пренеприятный, освежающих, разрушения, прискакать, никогда, пристанционный, проходили, расширяясь, ничему, преинтересный, отловить, приделать, разгоняя, прервать.

Б) Теперь в тексте найдите слова на данные правила и запишите их в нужную строчку (Приамурье, оказался, разрезали, несколько и т.д.)


1) Точно легенду, передают в Приамурье историю о чудодейственном искусстве хирурга скромной зейской больницы Бориса Евгеньевича Смирнова.
2) Во время войны он работал в госпитале. 3) И вот однажды в очередной партии раненых оказался солдат, весь, как в коконе, обмотанный бинтами и ватой. 4)Когда разрезали бинты, у хирурга волосы на голове зашевелились: из спины промеж лопаток торчал стабилизатор неразорвавшейся мины. 5)Она вонзилась и застряла, не сработав
6) Позвали саперов. 7)Эти мужественные люди, умеющие спокойно смотреть смерти в лицо, попятились: они увидели живое человеческое тело с торчащим из раны стальным хвостом. 8)В каком положении взрыватель? 9)Во что он там уперся? 10) Прикоснешься, шевельнешь мину – и тело солдата, и все, что находится поблизости, будет разорвано, поражено осколками. 11) Раненый, совсем молодой парень, лежал ничком на столе.
12)Хирург посмотрел на серые лица саперов и приказал всем уходить.13) Раненые солдаты прислушивались: каждую секунду ожидали они взрыва. 14)Но Смирнов вытащил мину, и через несколько месяцев тот парень вышел из госпиталя.
(С.Богатко)

Сделать вывод: изучение и знание правил – одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости.

2.Работа над текстом. (В13, В14)

А) Озаглавить текст в соответствии с его темой и основной мыслью.
( Чудодейственное искусство врача. Необычная операция)

Б) Найдите в тексте БСП и сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.
В) Какие знаки препинания ставятся в БСП;

3. Тема урока. Цель урока.

4. Работа по учебнику. С.137-138 Обратить внимание на интонацию.
Работа по таблице – схеме. Обратить внимание на построение схем.
Одинаково 2 значения: причины и пояснения.
Различие - 3-е значение: предупреждение, дополнение, изъяснение (похоже на придаточное изъяснительное (и увидел, и услышал, и почувствовал, что (как)

5.Работа над упражнением 223. (Объяснить постановку двоеточия)

6. Работа над упражнением 225. с.139. Преобразовать сложноподчиненные предложения в БСП и расставить знаки препинания.

Вывод: БСП со значением причины, пояснения, дополнения обычно соотносимы со сложноподчиненными предложениями.

7. Работа по развитию речи. Сочинение на лингвистическую тему: «Двоеточие в БСП». Работаем по тексту С.Богатко.

Вступление.
Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой.

Основная часть.
Двоеточие употребляется между частями бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
Рассмотрим примеры из текста С.Богатко. В четвертом, седьмом, тринадцатом предложениях автор ставит двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение причины.

Заключение.
В заключение хочу отметить, что двоеточие в БСП используется для смыслового и интонационного членения речи (помогает прочитать текст с нужной интонацией. Помогает он и пишущему точнее передать свои мысли и чувства, сделать текст более выразительным и доступным. При помощи двоеточия пишущий выражает определенные знаки и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание.)
(Чтение образца)
Вывод по уроку: Закрепили сведения о БСП; узнали, когда ставится двоеточие в БСП; выработали умение создавать сочинения на лингвистическую тему.

8.Домашнее задание.
Работа по развитию орфографической зоркости. В4
Параграф 25(по Разумовской), параграф 19 (по Бархударову), упражнение 228. Написать сочинение на лингвистическую тему: «Двоеточие в БСП»

Часть 2

2. Синтаксический анализ .

Прочитайте текст .

1) обнаружено (предложение 1) 3) оказалось (предложение 3) 5) есть (предложение 6)

2) установили периоды (предложение 2) 4) вращение Солнца тормозится (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ .

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .

Он пошел в свою комнату ( 1 ) а я отправился далее ( 2 ) не обращая внимания на досаду Савельича ( 3 ) и скоро позабыл о вчерашней вьюге ( 4 ) о своем вожатом ( 5 ) и заячьем тулупе.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «солдатские сапоги» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5. О рфографический анализ.

1) МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) - в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что слово образовано от глагола совершенного вида

2) РАСТЕРЕТЬ –в корне пишется буква А, так как дальше следует сочетание СТ

3) БОРЮТСЯ –в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч. пишется буквы Ю

4) КУЦЫЙ - в окончании прилагательного после Ц пишется Ы

5) СЛОЖЕНИЕ - корневая безударная гласная проверяется ударением (слОжим)

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно.(3)Все ушли в себя; у каждого свои интересы. (4)Какой-то старичок в бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.

(5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё… (8)И я узнал голосок Марса.(9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.

– (10)Вы слышите? (11)Собака… (12)Ведь это же неприятно!

(13)Вой усиливался и начинал переходить в какое-то завывающее рыданье.

– (14)А, чтоб тебя! – вырвалось у делового человека. – (15)Волк чистый.

(16)Вой рос и тянул за сердце.

– (17)Уди-ви-тельные порядки! – строго сказал старичок. –(18)Насажают полный пароход собак, и вот извольте тут…

(19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.

– (20)За хвост да в воду, – сказал деловой человек. – (21)Вот собак развели…

(22)Надо сказать правду – вой становился невыносимым.

– (23)Его необходимо выпустить, – говорю помощнику капитана.

(24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.

– (27)И охота вам возить собак! – говорит несколько примирительно старичок, довольный наступившей тишиной.

(28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало тихо-тихо. (31)Должно быть, я заснул. (32)Мне снилось, как по палубе старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил и кричал пронзительно:

– За хвост да в воду.

(33)Я открыл глаза.

– (34)В воду! – кричал тонкий пронзительный голосок. – (35)Вон! вон.

– (36)Потонул… (37)Это ужасно.

– (38)Если попросить капитана. (39)Смотрите, он ещё плывёт.

(40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.

– (42)Господин, ваша собачка за бортом…

(43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов. (46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего умного и верного Марса.

– (47)Всё плывёт, сердешный…

– (48)Тоже живая душа, жить-то хочется… (49)Нет, опятьзахлестнуло…

(50)Я вижу простые лица. (51)Я слышу жалеющие голоса. (52)Кто-то взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Кто-то тяжко сопит над моим плечом.

(54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые часы.

(57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум точкам на море: к голове Марса и к лодке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной старичок. (61)Его руки жестикулируют. (62)Он точно повторяет ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица!(65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут.

– (71)Браво! (72)Ур-ра! – дружно прокатывается по палубе.

– (73)Молодцы! – кричит над самым ухом деловой человек. –(74)Знатно!

(75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.(По И.С. Шмелёву*)

*Шмелёв Иван Сергеевич ( 1873–1950) – русский писатель, представитель реалистического направления литературы начала ХХ в.

6. Анализ содержания текста.

1) Сострадание и доброта проявляются в обыденной жизни.

2) Люди часто сердятся на то, что вовсе не стоит их внимания.

3) Во время спасения Марса люди возмущенно кричали: «В воду его! В воду!»

4) Сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет людей.

5) Нужно любить собак, потому что собаки – это настоящие преданные друзья человека.

7. Анализ средств выразительности.

1) Они все смотрят, волнуются и ждут.

2) Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.4) Капитан стоит, как монумент.

3) И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. 5) Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ШЛЮПКА (предложение 56).Напишите этот синоним.

9..2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «(64)Какие лица! (65)Я не узнаю их. (66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза! (70)Они все смотрят, волнуются и ждут». Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

9.3 . Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое милосердие » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Часть 2

2. Синтаксический анализ .

Прочитайте текст .

1)как космический объект Земля обладает(предложение 1)4) есть заряд (предложение 4)

2) заметно её поле(предложение 2)5) недра испускают (предложение 5)

3) мы замечаем (предложение 3)

3. Пунктуационный анализ .

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .

Вот(1) пригретая лучами мартовского солнца(2) свалилась с макушки дерева(3) рассыпавшись снежной пылью(4) тяжёлая снежная шапка(5) и(6) точно живая(7) долго ещё колышется(8) как бы машет рукой(9) зелёная ветка(10) освобождённая (11) от зимних оков.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание «боксёрскую грушу» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

1) ПОКРАШЕНА (крыша) - в кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н

2) БЕССМЫСЛЕННЫЙ - в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного от существительного, пишется НН

3) ПРИСТРОЙКА - здесь приставка ПРИ-со значением неполноты действия

4) БЕЗДУМНЫЙ - в приставке перед звонким согласным корня пишется 3

5) ИСПЕЧЁННЫЙ (пирог) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола несовершенного вида

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Стоял сентябрь. (2)Мы уже десятый день на этом сталинградском заводе. (3)Десятый день немцы бомбят город. (4)Бомбят - значит, там ещё наши. (5)3начит, идут бои. (6)Значит, есть фронт. (7)Это лучше, чем в июле, когда мы отступали.

(8)Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:

(9)- Не умеем мы воевать.

(10)- А что такое уметь, Георгий Акимович?

(11)- Уметь? (12)От Берлина до Волги дойти - вот что значит уметь.

(13) - Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

(14)Георгий Акимович смеётся мелким сухим смешком. (15)Игорь начинает злиться.

(16)- Мы будем воевать до последней капли крови. (17)Русские всегда так воюют. (18)Но шансов у нас всё-таки мало. (19)Нас сможет спасти только чудо. (20)Иначе нас задавят. (21)3адавят организованностью и танками.

(23)Недавно ночью шли мимо солдаты. (24)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27)Я подошёл. (28)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (29)Мигали огоньками цигарок. (30)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:

(31)- Нет, Вась. (32)Ты уж не говори. (33)Лучше нашей нигде не сыщешь. (34)Ей-Богу. (35)Как масло земля - жирная, настоящая. –(36)Он даже причмокнул как-то по-особенному. - (37)А хлеб взойдёт - с головой закроет.

(38)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

(39)Я так и не увидел того, кто это сказал. (40)Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41)Все зашевелились, загремели котелками. (42)И пошли. (43)Пошли медленным, тяжёлым шагом. (44)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

(45)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(46)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47)И не только запоминаются. (48)Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.

(49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то. (50)Я даже не знаю, как это назвать. (51)Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма». (52)Возможно, это и есть то чудо, которого так ждём мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами. (По В. Некрасову*)

*Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

6 . Анализ содержания текста.

1)Один из героев уверен, что воевать мы не умеем.

2)По мнению одного из героев, помочь русским солдатам одержать победу над врагом могло только чудо.

3)На войне детали никогда не запоминаются, в памяти остаются лишь основные события.

4)Патриотизм – это чудо, которое помогло русским людям выстоять в трудные времена и одолеть врага.

5)Русская земля, по мнению солдата, от любой другой не отличается: она везде хороша, если родит хлеб и кормит людей.

7. Анализ средств выразительности.

1) Он даже причмокнул как-то по-особенному.

2) Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

3) И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то.

4) (31)- Нет, Вась. (32)Ты уж не говори. (33)Лучше нашей нигде не сыщешь.

5) Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте контекстный синоним к слову ЧУДО (предложение 52).Напишите этот синоним.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : “(49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то. (50)Я даже не знаю, как это назвать. (51)Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма».” Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое патриотизм » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Фонетический разбор слова "зашевелились"

зашевели́лись

з[з] согласный , звонкий парный , твердый парный
а[а] гласный , безударный
ш[ш] согласный , глухой парный , твердый непарный
е[ы] гласный , безударный
в[в'] согласный , звонкий парный , мягкий парный
е[и] гласный , безударный
л[л'] согласный , звонкий непарный (сонорный) , мягкий парный
и[́и] гласный , ударный
л[л'] согласный , звонкий непарный (сонорный) , мягкий парный
и[и] гласный , безударный
с[с'] согласный , глухой парный , мягкий парный
ь[-]

Примеры предложений со словом "зашевелились"

. -- Ушки зашевелились , стали расти и тянуться, как канаты, к высокой пышной ветке.

Анина сказка про уши Анна Отавина

Ты помогал нам уж не раз,
Выручи же и сейчас,
Дунул ветер в четверть силы --
Тут же веточки зашевелились .

Берёзка-мама, часть 2 Лидия Алексеева 2

Вдруг, кусты, напротив них, зашевелились .

Демон Леса. Глава 5 Дмитрий Николин 2

У него зашевелились уши.
- Будет хуже, полетишь в Америку. Это рядом.
- На самолёте Нашёл дурака! Я привык ехать в трамвае.

На пути в Амереку Дора Штурман 3

Волосы зашевелились на голове. Обратно в постель! Укрыться и не вставать! До утра! Закрыл глаза.
Скрип!
Открыл глаза.

Оно Шухрат Эржанов

Не знаю навится ли байки,
И интересно ль вам
В моём мозгу зашевелились гайки.
Всё что получится вам отдам.

Вступление 2 Маргарита Николаевна Булгаковска

Зашевелились мозговые извилины!
Переваривает информацию. До него никак не может дойти, что я пошутила.
Ну, зато помолчит пока.

Укус гадюки или ночь со мной? Эротическое Молчание

И только Ёжик хотел сказать на что похоже очередное облачко, как веточки кустарника вновь зашевелились еще сильнее.

Как Тигр и Ёжик Котенка нашли Ольга Ковалева Ёжик

Полковник отставил длань, дальнозорко вглядываясь, и на растопыренных пальцах зашевелились буквы, складываясь в слово "Люся".

Рыбацкие будни друга Васи Сербский

- зашевелились белые личинки.
- Кому дятел, а кому - путел, - думал дятел, - ща встретимся, паразиты.
Е.Р. 11-11-2014
(притча)

На пути. Ергений Разин

Все зашевелились , все кроме сторожа.
Так его и обнаружили.

Сторож Игорь Багров

Уже предвижу, как тут все зашевелились .
Кайф, дорогие товарищи, заключается в самом сексе. А совсем не то, о чем вы подумали.

Ольга Керсонова и секс под кайфом Ольга Керсонова

В этот момент кусты снова зашевелились и над Меченым нависла небольшая тень.
F6 -- быстрая загрузка -- слот авто сохранения.

Неизбежная реальность Никита Мищенко

РЕВИЗОРЫ
Приехало начальство, Все зашевелились ,
Что за закон такой, под страхом жить!

Ревизоры Надежда Гусева 3

Рептилии зашевелились с вожделением глядя на группу людей, плавающих в бассейне в спасательных жилетах со связанными за спиной руками.

Страсти по запятой 3 Сергей Зуев 5

&
Грибы и мошки
Грибы зашевелились ,
ворчали там, в лукошке --
наверное, их тоже
достали эти мошки
:)

Птицы Андрей Рябоконь

Зашевелились мысли в голове,
Ушибленной о притолку режима.

03.05.65

Оттепель Арсений Чанышев

Что такоеЧто случилось
Почему вдруг все кусты
Сразу же зашевелились
Змеи там,или кроты
Нет,нет,нет!Там Ваня с Даней-
Закадычные друзья!

Про Даню и Ваню Виктор Чецкий

Баба я ну хоть куда
Не еб*т меня мои года
Правда не еб*т и мужики
От того в п*зде моей, давно жуки
Появились, расплодились
И потом зашевелились
А когда

Одинокая Роберт Гайнутдинов

Начал смотреть историю
И волосы зашевелились у меня на голове.
Не может быть!
Я думаю - 3-я мировая уже началась в 2012-м
Как показывают расчеты.

Третья мировая война Владимир Инин

Восстановительный период после удаления зуба, частые проблемы, советы

Илья Неменатов

Илья Неменатов

Современная стоматология имеет в своем арсенале множество методов, позволяющих сохранить даже проблемные зубы. Однако в некоторых случаях удаления все-таки не избежать. Стоматологические клиники проводят эту операцию безболезненно (как правило, используется местная анестезия, но в некоторых случаях возможен и наркоз).

Перед проведением вмешательства врач обязательно тщательно обследует пациента, уточнит, нет ли противопоказаний к операции. Будьте готовы к тому, что вам потребуется сделать рентгеновский снимок до вмешательства — это необходимо для того, чтобы доктор оценил состояние корней.

Как правильно себя вести после операции по удалению зуба? Как происходит заживление, от чего зависит его качество и можно ли ускорить процесс? Ответы на эти и другие популярные вопросы, касающиеся удаления зубов дает Илья Неменатов — врач стоматолог-ортопед, хирург, кандидат медицинских наук.

Как проходит восстановление?

После хирургического удаления зуба на его месте образуется отверстие — лунка, которая постепенно закрывается тканью. Этапы заживления в норме бывают следующими:

  • образование кровяного сгустка (происходит через 2–4 часа после удаления);
  • появление грануляционной ткани (3–4 дня спустя);
  • образование костной ткани (через 1–2 недели).


Образование кровяного сгустка (слева) и грануляционной ткани (справа)

Если вам удалили зуб мудрости, полное заживление обычно происходит примерно через месяц. Связано это с тем, что у этих зубов чаще бывает нетипичная форма корней, и операции по их удалению в целом более травматичны, чем вмешательства на других участках зубного ряда. Иногда корни зуба вообще не удается удалить полностью.

Время восстановления десны после удаления зуба будет зависеть от того, насколько сильно были травмированы ткани в ходе операции. Если операция была сложной и потребовалось наложение швов, рана будет беспокоить вас примерно неделю — обычно швы снимают примерно на 7 день.

После удаления: норма и отклонения

Одним из главных симптомов, с которыми в норме сталкивается каждый пациент, является боль. После того как прекращается действие анестезии, в области, где было проведено вмешательство, появляются болезненные ощущения.

Они могут быть довольно сильными. В этом случае рекомендуется прием обезболивающих и противовоспалительных препаратов (например, Нимесил, Ибупрофен, Кетанов). Боль может быть ноющей, тянущей, пульсирующей — это нормально. Обычно болевой синдром полностью проходит за 2–4 дня.

В течение первой недели после проведенного вмешательства рекомендуется внимательно наблюдать за своим состоянием и при малейших подозрениях на осложнения обращаться к врачу.

Кровотечение

Кроме того, может присутствовать кровотечение. Обычно кровяной сгусток начинает формироваться достаточно быстро, так что в подавляющем большинстве случаев кровь не попадает в полость рта из послеоперационной лунки. В некоторых случаях стоматолог-хирург устанавливает в лунке специальную саморассасывающуюся губку. Но если вы задели травмированную область, например, твердой пищей, десна может начать кровоточить. Если кровотечение сильное и его не удается самостоятельно остановить, нужно немедленно обратиться к врачу.


Отек, возникший после удаления зуба

Если после удаления зуба наблюдается отек, особого повода для беспокойства нет: небольшая припухлость является вполне нормальной. А вот если отек увеличивается, присутствует сильная боль — это может уже свидетельствовать о развитии воспаления. Обычно оно возникает в случае, если уже после операции вы случайно повредили кровяной сгусток, который образовался в ране.

В этом случае лунка остается открытой и внутрь может попасть инфекция. Медлить с обращением к стоматологу нельзя — последствия могут быть серьезными. Врач проведет осмотр, в случае необходимости очистит рану, обработает антисептиками и назначит антибиотики.

Сильный отек, при котором опухает не только десна внутри, но и щека — повод для немедленного визита к стоматологу. Опухоль щеки бывает при сильном воспалении, образовании гноя. Если не вмешаться вовремя, могут развиться дополнительные осложнения.

Повышение температуры

Если после операции у вас повысилась температура, необходимо срочно обратиться к врачу. Как правило, это свидетельствует об инфицировании послеоперационной раны. в некоторых случаях так проявляется воспаление десны. Резкое повышение температуры может свидетельствовать о развитии серьезных осложнений.

В этом случае потребуется в кабинетных условиях очистить полость от гноя, обработать антисептиками, затем провести терапию антибиотиками.

Возможные осложнения после удаления

Альвеолит

Среди самых распространенных осложнений — альвеолит (воспаление послеоперационной лунки). Обычно он возникает, когда процесс формирования кровяного сгустка по какой-то причине был нарушен, и рана оказалась беззащитна перед внешними факторами — в ткани проникла инфекция. Ключевой симптом альвеолита — сильная боль. Обычно она возникает на вторые-третьи сутки после операции и сопровождается повышением температуры. При альвеолите зубная лунка покрывается налетом грязно-серого цвета, может издавать неприятный запах. Также возможно увеличение лимфоузлов.


Возникновение альвеолита после удаления зуба

Обычно альвеолит развивается вследствие воздействия условно-патогенной флоры, это возможно даже если операция по удалению зуба была проведена безупречно.

Возникновению альвеолита могут способствовать:

  • хронические воспалительные очаги в полости рта;
  • сильная травматизация тканей во время операции;
  • нарушение формирования кровяного сгустка;
  • наличие хронических тяжелых заболеваний.

Лечить осложнение нужно сразу после того, как оно было диагностировано. В некоторых случаях достаточно обработать рану составом-антисептиком. В более сложных ситуациях может потребоваться прием антибиотиков.

Луночковое кровотечение

Данное осложнение после удаления зубов может возникнуть сразу после операции или в течение нескольких дней после нее. Кровотечение десны бывает связано с факторами, вызвавшими расширение сосудов, а также при травматизации лунки. Кроме того, причиной может быть: повреждение десны, надлом части альвеолы, повреждение кровеносных сосудов.

Луночковое кровотечение и воспаление

Луночковое кровотечение после удаления зуба

Лечение зависит от локализации проблемы: если кровоточат края раны, на них накладывают швы, если кровь идет из сосуда в лунке — применяют тампон с кровоостанавливающим составом.

Парестезия

Редкое осложнение, причиной которого является повреждение нервов в процессе операции.


Парестезия после удаления зуба

Главный симптом — онемение в области щек, языка, губ. Как правило, это явление временное и неопасное, проходит в срок от нескольких дней до 1–2 недель.

Травмы после удаления зуба

Осложнения при удалении зубов бывают разнообразными. Многое зависит от положения элемента зубного ряда, который удаляют. Например, при удалении премоляров и моляров более проблемной считается верхняя челюсть. Довольно часто возникает перфорация верхнечелюстной пазухи (это может быть связано как с анатомическими особенностями конкретного пациента, так и с состоянием зуба). Если вам предстоит удалить нижний зуб, вероятность возникновения дополнительных проблем гораздо ниже.


Перфорация верхнечелюстной пазухи при удалении случается, если корни зубов находятся внутри пазухи

Кроме того, иногда встречаются следующие проблемы:

  • повреждение соседних зубов (сколы, переломы);
  • неполное удаление зуба (в этом случае небольшая часть корня остается в челюстной кости);

перелом челюсти (встречается редко, обычно связано с сопутствующими хроническими заболеваниями — например, остеопорозом у пожилых женщин).


Перелом челюсти — редкое, но очень опасное осложнение

Сложное удаление может сопровождаться серьезным повреждением мягких тканей. Однако они, как правило, заживают достаточно быстро.

Еще одним осложнением можно считать нарушение порядка рядом стоящих зубов. После удаления любого элемента зубного ряда остальные неизбежно начинают смещаться. В результате может образоваться скученность зубов, либо, наоборот, неэстетичные «пробелы».

Постепенно в месте проведенной операции истончается костная ткань, и восстановление утраченного зуба становится проблематичным. Именно поэтому необходимо максимально задействовать зубосохраняющие технологии. Если операции не избежать, стоит рассмотреть вариант немедленной установки импланта — так вы сможете восстановить не только первоначальный внешний вид челюсти, но и ее полную функциональность.

Что можно и чего нельзя делать после операции

Список ограничений не так уж широк, однако все их стоит соблюдать — это поможет ускорить процесс заживления и избежать развития осложнений.


Что можно и что нельзя делать после удаления

После хирургического удаления зуба нельзя:

  • принимать препараты, препятствующие нормальному свертыванию крови:
  • есть твердую пищу и вязкие продукты, которые могут попасть в рану:
  • курить и пить спиртное;
  • посещать сауну и баню.

Также категорически нельзя полоскать зуб после удаления — это может повредить формирующийся или уже сформированный кровяной сгусток.

  • есть мягкую протертую пищу, стараясь дополнительно не задевать десну
  • заниматься привычными видами деятельности
  • чистить зубы (но соблюдая предельную осторожность, стараясь не задевать поврежденную область).

Подробные рекомендации и правила предосторожности, которые вам предстоит соблюдать в ближайшие дни после операции, врач озвучит после того, как она будет завершена. Постарайтесь неукоснительно следовать им — так вы сможете максимально оградить себя от неприятных последствий.

Как свести риск осложнений при удалении зуба к минимуму?

Не откладывать визит к стоматологу, опасаясь боли или последствий. Удаление зуба - это крайняя мера в стоматологической практике. Сохранение зуба дешевле, чем имплантация нового. Которую будет необходимо сделать, чтобы не нарушать работу всей челюсти и не получить еще больше проблем с зубами.

Ни в коем случае не начинать лечение в домашних условиях. Народная медицина не является полноценным лечением и не может устранить главное — причину заболевания.

Выбирать только проверенные клиники, чтобы не потратить средства и здоровье зря.

В стоматологии Денити принимают хирурги с опытом клинической практики более 15 лет. Наши специалисты ежегодно повышают свой уровень на семинарах специалистов с мировыми именами не только в России, но и за рубежом. Все подтверждающие сертификаты вы можете увидеть в клинике или на сайте.

Первый и самый важный этап - диагностика. Для этого в нашей стоматологии используется немецкий 3D-томограф Ortophos XG3D от мирового лидера в сфере производства стоматологического оборудования Sirona (Сирона). Уникальная съемка, позволяет за один раз снять и вывести на экран трехмерное изображение зоны лечения для точного анализа костной структуры и всех анатомических особенностей.

Если зуб все-таки требуется удалить, используем только метод атравматичного удаления зубов. Данная методика подразумевает извлечение зуба без использования щипцов. В процессе удаления проводят рассечение зубов на сегменты. Отделяют зуб от связочного аппарата с помощью микрохирургических лезвий, далее, фрагменты зубов без труда удаляют. Во время процедуры пациент не испытывает боль и прочие неудобства.


Атравматичное удаление зуба: 1) разделение зуба на сегменты. 2) удаление отдельных сегментов.

Лунка заживает гораздо быстрее, не нарушается десневой рельеф. В процессе удаления не повреждаются костные стенки, что позволяет сохранить объем костных тканей.

Что делать, если осложнения уже есть

Помните: самолечение опасно! При первых признаках осложнений нужно как можно быстрее обратиться к врачу.

Методы наложения швов и виды используемых материалов

Правильно наложенные швы отличаются аккуратностью и гладкостью. Медицинский шов должен скользить и не травмировать поврежденные ткани дополнительно. Значимыми критериями качества также являются:

способность выдерживать нагрузки, не сдавливая ткани;

биосовместимость и инертность (шовный материал не должен вступать в химическую реакцию с тканями).

Кроме того, материал не должен активно впитывать влагу и разбухать. Рассасываемые материалы должны иметь срок рассасывания, близкий к сроку заживления, который зависит от множества факторов.

Выбор нитей для швов врач осуществляет в зависимости от поставленных задач. Современная индустрия предлагает более 30 видов, среди которых рассасывающиеся и нерассасывающиеся, синтетические и природные, плетеные, крученные, однослойные и многослойные, а также различающиеся видами покрытий. Одни и те же свойства могут являться достоинствами и недостатками в разных случаях.

При этом требования к нитям в хирургии существенно отличаются от привычного представления о качестве людей, не знакомых с данной наукой. Так, гладкие нити не позволяют сформировать прочный, надежный узел. А высокоценимые в других сферах натуральные волокна несут в себе риск аллергической реакции и занесения инфекции.

Нерассасывающиеся материалы

К данной группе относятся шелковые, хлопковые, металлические и синтетические нити. Шелк является прочным и условно нерассасываемым материалом, так как со временем, приблизительно за 12 месяцев, волокно практически полностью рассасывается. При соединении тканей на гораздо менее длительный период шелковый шов отличается относительно высокой прочностью, пластичностью и надежностью. Однако волокно провоцирует заметный иммунный ответ организма и может служить резервуаром для инфекции в ране. Хлопок менее прочен и способен спровоцировать воспаление.

Металл, нержавеющая сталь, отличается исключительно высокой прочностью и не способствует развитию воспаления. Чаще всего используется для соединения сухожилий, а также при операциях на брюшной полости. Наилучшими характеристиками обладают синтетические волокна. Они соединяют в себе прочность и инертность. Их чаще всего применяют для соединения мягких тканей.

Рассасывающиеся шовные материалы

Натуральные рассасывающиеся материалы, изготавливаемые из очищенной соединительной ткани, не получили широкого применения, так как не отличаются прочностью, склонны провоцировать реакцию тканей и воспалительные процессы. Кроме того, неудобны в использовании. Заранее спрогнозировать срок их рассасывания практически невозможно.

Синтетические нити имеют предсказуемые сроки рассасывания и не вызывают тканевых реакций, однако имеют ограниченное применение. Их не используют, когда важна постоянная (неизменная) прочность швов.

Способы наложения хирургических швов

Швы подразделяются на первичные и вторичные. Последние используются для укрепления первичных, как правило, при большом числе грануляций раны. Вторичные швы также накладываются для разгрузки раны. Кроме того, швы подразделяют на узловые, непрерывные и др.

Сроки заживления хирургических швов

Врач всегда стремится обеспечить заживление первичным натяжением. Однако не все зависит от профессионализма врача. При удачном течении (отсутствии нагноения, минимальной отечности) процесс проходит следующие стадии заживления:

Период воспалительной реакции. Обычно длится 5 дней. В это время иммунная система организма уничтожает микробы, разрушенные клетки и инородные частицы. Края раны на этом этапе удерживают только швы.

Период полиферации. Длится по 14 день. В это время происходит активное формирование грануляционной ткани за счет выработки фибрина и коллагена, которая фиксирует края раны.

Период созревания. Длится до заживления. На этом этапе активно формируется соединительная ткань.

Врач снимет швы, когда рана заживет, и уйдет необходимость в дополнительной поддержке краев. Как правило, швы, наложенные в области лица и шеи, снимают в рок до 5 дней, в области туловища и конечностей - до 10 дней.

Факторы, влияющие на срок заживления

Сроки заживления зависят от множества факторов, и в первую очередь это индивидуальные особенно организма, особенности выполненного разреза, вид используемых шовных материалов, а также соблюдение правил ухода в реабилитационный период. Попадание различных веществ, загрязнение и наличие тяжелых хронических заболеваний, например диабета, могут существенно удлинить восстановительный период. Имеет значения общий вес пациента, самочувствие в период реабилитации.

Уход за швами

Уход за швами осуществляется на основе данных врачом рекомендаций. Как правило, рану требуется ежедневно обрабатывать антисептиками и препаратами, ускоряющими регенерацию тканей. В послеоперационный период рекомендуется избегать физических нагрузок, употребления алкоголя, придерживаться рекомендованной врачом диеты.

Если шов разошелся, следует незамедлительно обратиться к врачу. Болезненность швов в восстановительный период считается нормальным явлением. Поэтому в первые дни нередко назначаются обезболивающие препараты. При сохранении интенсивных болей в течение длительного периода и подозрении на инфекцию необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Читайте также: