Когда появился лак для волос в ссср

Опубликовано: 17.09.2024

Во все времена женщины хотят быть красивыми. Многие женщины используют декоративную косметику. Современным женщинам повезло. Сейчас в магазинах можно купить любую косметику и выглядеть потрясающе, не нанося вреда своей коже или волосам.

Те советские женщины, чья юность и молодость прошли в советский период, сами вспомнят, какой косметикой они пользовались, кто младше, может быть, видели её у бабушек и мам, а кто-то о советской косметике знает только по рассказам старших родственниц.

фото - иллюстрация

В СССР косметика, как и многие потребительские товары, была в дефиците. Тем не менее, многие советские женщины выглядели привлекательно и умудрялись как-то приобрести тушь, пудру, крем, тени для век, губную помаду и прочее.

Главными предприятиями косметической промышленности в СССР были московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Обе эти фабрики были открыты еще в царские времена в середине XIX века, а после революции и национализированы. Сначала, после революции женщинам было не до косметики. Но в 30-х годах руководством страны был провозглашен лозунг, что гигиена является неотъемлемым атрибутом быта культурного советского человека. Это, конечно, сказалось на расширении производства мыла, шампуней и прочее. Потом стали уделять внимание и декоративным продуктам.

В 1937 году был открыт Московский институт косметики и гигиены. Примерно в это же время начал свою деятельность «ТЭЖЭ» - трест эфирно-жировых эссенций. Интересно, что аббревиатуру «ТЭЖЭ» сами женщины расшифровывали, как «тело», или «тайны женщины». «ТЭЖЭ» выпускал мыло, духи, пудру, тушь, крем, помаду и прочую косметику. К слову сказать, выпускалась она в избытке и стоила недорого. Все это служило одной цели – приучить людей ухаживать за своим телом.

В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Краснодаре, Симферополе, Харькове и прочих. Но в то время уже начался ощущаться дефицит декоративной косметики, который с годами постепенно усугублялся.

иллюстрация: советская пудра

В повседневной жизни женщины не слишком активно пользовались тональными основами и пудрой, но все же в их арсенале были некоторые продукты. Советскую пудру делали из талька, мела, белой глины, двуокиси титана и минеральных веществ. Первая пудра была только рассыпчатой и не вызывала аллергии. К рассыпчатой пудре не прилагалась пуховка, кисточка или спонж, поэтому наносить ее приходилось ватой. Самую дешевую пудру «Лебяжий пух» выпускали в картонных коробочках, похожих на зубной порошок. В 1958–1960 годах в СССР стали производить компактную и кремообразную пудру.

Самыми популярными торговыми марками пудры были «Балет», «Красная Москва», «Маска», «Кармен» и «Сирень». Я пользовалась рассыпчатой пудрой «Фиалка», «Камелия», «Маска».

иллюстрация: советская губная помада

Губная помада была одним из самых распространённых и любимых косметических средств в советское время. Помаду в СССР выпускали фабрики «Свобода», «Новая Заря», «Невская косметика» и «Северное сияние». Ассортимент цветов был не очень большой, но все они были насыщенными. А вот качество, вкус и аромат оставляли желать лучшего. Самой модной в советские времена особенно среди взрослых дам была губная помада красных оттенков. А мне с юности и по сей день, почему-то больше нравились помада розовых оттенков.

В 60-х годах можно было приобрести губную помаду кораллового, красного, морковного, вишневого, малинового и коричневого оттенков. А в 80-е появились и сиреневые, и фиолетовые и флуоресцентные помады. В этот же период стало модным сочетать коричневый контурный карандаш и розовый перламутровый тон.

фото - иллюстрация

Дешёвые кремы по уходу за кожей не радовали женщин разнообразием. Основным средством для ухода за кожей был крем «Детский», который появился в магазинах где-то в 50-х годах. Он отлично смягчал и увлажнял кожу лица, к тому же этот крем считался натуральным. Также выпускались другие крема на основе натуральных компонентов – «Облепиховый», «Ланолиновый», «Ромашка» и другие.

Очень популярными были питательные кремы в тюбиках: «Янтарь», «Ланолиновый», «Люкс» и «Сюрприз», а также увлажняющие: «Земляничный», «Спермацетовый», «Огуречный», «Аврора», «Красный мак» и «Березовый».

Ровный тон лица обеспечивал легендарный тех лет тональный крем 'Балет' от фабрики «Свобода». Он ложился на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

иллюстрация: советская тушь для ресниц

Тушь для ресниц, в основном, выпускалась фабрикой „Невская косметика“, она представляла собой твердую массу, которую нужно было размачивать водой. По виду и консистенции эта тушь напоминала детские краски для рисования. Я думаю, все советские женщины, помнят «Тушь для бровей и ресниц Ленинград» за 40 коп. Это был твердый брусок угольно-черного цвета, помещенный в коробочку из картона и пластмассы. В комплекте шла щеточка из жесткого пластика с несколькими рядами щетинок. Без этой щеточки тушь нанести было невозможно.

фото - иллюстрация

Советский вазелин, который производили в Калуге и продавали за 5 копеек, занимал важное место в косметичке каждой женщины, особенно в зимнее время. Его использовали для смягчения обветренных участков кожи. Ещё он применялся в качестве гигиенического бальзама и прозрачного блеска для губ. Да и вообще, во времена тотального дефицита вазелин считался палочкой-выручалочкой на все случаи жизни: и при порезах и от трещин на пятках, и от «цыпок» на руках.

иллюстрация: советские румяна

В СССР не было большого выбора румян, многие женщины уже в то время догадались использовать в качестве румян губную помаду. Но кое-что из этого вида косметики в магазинах все же продавали. Это были жирные румяна, имеющие кремообразную консистенцию и насыщенные цвета – красный, розовый, сливовый. Часто женщины красили этими румянами губы, а также поступали наоборот – наносили на щеки помаду и растушевывали ее. Иногда вместо румян использовали розовые тени.

фото - иллюстрация

иллюстрация: советский лак для ногтей

В советской косметике можно было найти и лак для ногтей, стоил он 40 копеек. Лаки для ногтей в СССР начала выпускать еще в 30-е годы фабрика «Северное сияние». Позже появились лаки Московской фабрики гримировальных товаров. Лак имел ограниченный набор оттенков. Он с большим трудом наносился, но, что еще хуже, быстро облезал с ногтей, поэтому его носили с собой для того, чтобы подкрашивать ногти.

иллюстрация: советская пудра

Как бы там ни было, но советские женщины были красивыми и уверенными в себе каждый день. В ходе нанесения косметики они придумали много интересных уловок, часть из которых используется современными стилистами.

Косметическое объединение «Свобода» работает до сих пор. Наряду с инновациями, компания использует традиционные рецепты. Так что о советской косметике можно не только вспоминать, но и попробовать ее в новом варианте.

Чернила, пиво, сгоревшие спички и цветные карандаши. Это далеко не полный список средств с помощью, которых «наводили» красоту наши мамы и бабушки. Остановимся подробнее на глазах, именно они, а точнее пушистые ресницы придают глазам выразительность. Выбор тогда был невелик, тушь-плевалка с пластмассовой щеточкой (некоторые красили б/у зубной). Ресницы получались пушистые, с изгибом, но. при непогоде или если увлажнялись глаза, могли потечь, а если попадали в глаза, щипали нещадно,так как в составе туши было мыло. Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 1

Заграничная тушь в СССР также существовала! Правда, была в «дефиците», стоила дорого 5-7руб., и купить ее можно было: а) в столице, б) по блату, в) на барахолке. Самыми популярными тогда были французские марки «Золотая роза» («ланкомовская», в черно-золотом тюбике), «Луи Филипп» (голубой тюбик с синенькой крышечкой, с эффектом наращивания ресниц,там такие ворсинки были) и итальянская «Pupa».

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 2

Импортную тушь берегли, если засыхала, разводили одеколоном,духами, водой кипяченой(зависило от фантазий модниц). Опустевший тюбик, как правило, не выбрасывали: в него заталкивали порезанный на мелкие кусочки брусок отечественной туши. Нужной консистенции достигали с помощью все тех же лосьонов-духов или простой водой. Чтобы ресницы были более пушистые их припудривали, а уж потом наносили тушь. Разделяли слипшиеся реснички, в основном, иголкой, нужно было быть очень внимательной и точной,чтобы иголкой не попасть в глаз. "Поднимать" все те же ресницы приходилось не менее изощренным способом - с помощью слегка нагретого ножа. Главное, было не перестараться и не перегреть нож, чтоб не спалить ресницы вместе с веками. Модно было рисовать стрелки на веках. Чем? Для выразительной подводки глаз , как нельзя кстати, оказывалась казалось бы ненужная вещь – сгоревшая спичка. Ею, с сажей на кончике, наводили модные «стрелки». Были карандаши, которых также было не достать "Косметика" (стоил 1 руб, потем временам дорого) и "Живопись"(ради одного черного карандаша приходилось покупать коробку), был еще карандаш "Стеклограф", который был мягким и хорошо писал по стеклу.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 3

Тени для них тоже можно было приготовить в домашних условиях.

Нужно было всего лишь достать цветные карандаши и рассыпчатую пудру. Толченый грифель карандаша смешивался с пудрой – и тени готовы! В ход шли цветные мелки,а если их смешать с сухой краской серебрянкой, вот, пожалуйста, перламутровые тени! А если пропустить новогодний дождик между пальцами, то на руках оставалась серебряная краска, ей тоже красили глаза. Просто, как все гениальное! К услугам ленивых – общественные туалеты города. В смысле, обычно именно там ушлые цыганки толкали в массы «чудо-тени» - обычные шашки заполненные толченными цветными мелками и зубным порошком. Были и импортные тени, например, фирмы "Поллена" (производства Польша, продавались в "Ванде"), какими же были счастливыми обладательницы заветных моно-тенек в виде ромашек. Спонжиков к этим теням не прилагалась, наносились они пальцами. Выпускались голубые, зеленые тени (других цветов что-то не припомню).

Были еще жирные тени в виде помады серого и голубого цвета, но они очень скатывались в скадках века. Но за неимением другого, они тоже пользовались популярностью у женщин. Позже появились наборы косметические отечественного производтства "Елена".

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 4

С глазами разобрались! Теперь переходим к тональным средствам для лица.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 5

Выбор пудр был невелик, "Лебяжий пух" - ей отбеливали лица. Вот еще пудра, которой пользовалась моя бабушка:"Кармен". Наносила она ее ватным тампоном, пудра была рассыпная и белая,такая же как "Лебяжий пух". Позже появились тональные крема "Тонак", "Жэме","Балет","Дермакол" . Остановлюсь подробнее на тональном креме "Жэмэ". Это был тональный крем-пудра фабрики "Свобода", выпускаемой совместно с концерном Лореаль. Было аж целых три оттенка: натуральный, персиковый и бежевый. Тон в магазинах можно было купить в основном один, но подходил он ВСЕМ!

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 6
Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 7

Румяна.

В эпоху наших бабушек в качестве румян использовали сок свеклы, морковки, натирали щеки жгучим перцем, позже в качестве румян использовали губную помаду, растушевывали, естественно, пальцем, ни о каких кисточках никто и слыхом не слыхивал! В 80-х годах появилась индийская косметика, и мы узнали о компактных румянах в упаковках в виде рыбок.Были румяна в баночках, которые наносились пальцем.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 8

Помада.

Отечественная промышленность выпускала помаду красную, еще, я помню, у моей бабушки была "проявляющаяся"помада, такого морковного цвета, если нанести на губы она проявлялась в ярко-алую, смыть ее было проблематично.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 9

Мы пользовались вазелином в качестве блеска, под вазелин можно было нанести обычный красный или бордовый карандаш, предварительно смочив в слюне (так обычно делали подростки). В 80-х годах появилась польская фирмы"Pollena" вкусно-пахнущая помада и блеск в маленьких коробочках со вкусом клубники, сливы, персика, ореха. В "Ванде"выстраивались огромные очереди, чтобы купить пару помад и пару блесков для губ. Популярные цвета были сливовый и ореховый. Чтобы накрасить блеском губы, нужно было, когда коробочка была полная, повозить по блеску губами, а по мере расходования выковыривать блеск пальцем (не гигиенично, но что делать!) Помада фирмы "Флорена" была в советские времена самой популярной в СССР, поскольку была не только доступнее и дешевле французской, но и весьма качественной.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 10

Пользовалась популярностью помада из Прибалтики, обычно при покупке одним тюбиком не ограничивались, брали для себя, для мамы, для подруги и на подарок.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 11

Когда помада в нескольких тюбиках заканчивалась,то ее не выбрасывали, а аккуратноспичкой доставали, плавили на водяной бане,опять заливали в тюбик и в холод. получалась новая помада с интересным цветом. Но краситься ей нужно было с осторожностью, ломалась.

Немного о средствах для снятия макияжа.

Много написать неудасться так как выбор был скуден. Это было "Миндальное" или "Персиковое" , "Ланолиновое" молочко в стеклянных бутылках, доставать его оттуда было очень неудобно. Но сам косметический продукт был хорош! А главное, стоил всего дешево,по-моему 70 копеек. Все это делало фабрика "Свобода". Позже, где-то в начале 80-х появился "Ponds"в большой белой бутылке пластиковой.

Лак для ногтей.

Советский лак для ногтей был дешев, но нестоек. Лаки были в основном красными, морковными, розовыми, белыми с перламутром. Цвет лака всегда можно было подкорректировать, добавив чернила из стержней для шариковых ручек. Хотелось буйства цвета и некоторые девушки "изобретали" лак. Брали силикатный клей и добавляли туда таблетку или фталазола, или пургена, уже точно не помню. Цвет получался от красного до темного бордового . И еще делали фиолетовый цвет - чернилами. Хватало на вечер, но руки мыть в это время было нельзя, так как "лак" сразу же смывался.

В середине 70-х годов было модно на ногти, с невысохшим еще лаком, иголочкой лепить разные цветочки-мухоморчики вырезанные из отходов перфоленты, обычно всю эту расоту изображали на ярко-красном лаке, сверху за крепляли бесцветным лаком.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 12

Средство для снятия лака можно было купить, стоило 19 копеек, в таких же пузырьках как лак, но встречалось редко, поэтому смывали лак ацетоном. И ничего.

Средства для волос.

Не поверите, лет сорок назад свежеизобретенные шампуни уступали в популярности мыльным порошкам для… бритья. Еще бы - шампуни вместо блеска оставляли на волосах белый налет, который приходилось смывать уксусом. К перхоти относились спокойно, не делая культа из непримиримой борьбы с ней. А случись ей завестись - использовали специальное "Сульсеновое" мыло: оно довольно мерзко пахло, но результат давало неплохой. Время шло. Наша отечественная промышленность научилась делать довольно приличные шампуни, которые промывали волосы, без всяких кондиционеров для волос,мы тогда и слова-то такого не знали, это уже позднее появился бальзам для волос "Балет"

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 13

Очень хорошего качества бальзам, любим многими до сих пор. Волосы мыли шампунем отечественным, который был разлит почему-то в стеклянные бутылочки (очень неудобно было держать мокрыми руками, неоднократно высклизал и бился). Но. шампунь был хороший "Солнышко", "Янтарь", "Любава".Были, правда, шампуни и в тюбиках "Яичный", "Балет"(но это позже). Я помню, что в70-х годах, живя в маленьком подмосковном городке, мы не могли купить шампунь в магазине, по причине дефицита!Голову мыли мылом, естественно не промывали. Конечно, в Москве, можно было купить любой импортный

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 14

шампунь,но за ним же нужно было ехать. Это болгарский шампунь, вкусно пах и вообще был приятен! Пользовались популярностью шампуни из ГДР, Польши, Венгрии. Они были в красивых пластмассовых бытылках, вкусно пахли. Пузырьки не выбрасывали, они стояли для красоты в ванных. Не выбрасывали также упаковки от пустых дезодорантов,особенно французских, это было украшением туалетных столиков.

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 15

Про дезодоранты- это так к слову, продолжаем про средства для ухода за волосами.

Итак, чем сушили голову: над газом, в духовке, но неудобно нужно было наклоняться низко. Фены были в жутком дефиците. В "Лейпциге" нужно было остоять часов 4-5, чтобы стать счастливой обладательницей фена, но это уже позднее в 80-ые годы. У моей мамы был отечественный фен, в виде серого чемодана, с пластиковым колпаком, гофрированным шлангом, но быстро таким феном голову все равно было не высушить. Жалко выбросили и

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 16

не сфотографировали. Это более современный вариант фена. Мыть голову было принято раз в неделю, во всяком случае, об этом писалось в различных популярных журналах "Работница", "Здоровье" в разделах "Полезные советы".Но волосы пачкались, что делать: посыпали голову мукой,потом вычесывали, вид был не самый лучший. Накручивали волосы на бигуди с резинками, которые оставляли противные заломы на волосах. Часто можно было встретить в 70-80-х годах женщину в бигуди с косынкой на голове, а еще на бигуди спали,

Косметика по-советски или ничто так не красило женщину. фото № 17

это как пытка. Функцию средства для укладки волос исполняло пиво, потом появился ГДРовский "Фенвель"(очень хорошее средство!). Волосы красили "Гаммой", "Хной", "Басмой". Кому удавалось разжиться "Лондаколором"брали сразу несколько упаковок, с запасом. Еще было популярное оттеночное средство "Ирида" в такой синей бутылочке. Волосы осветляли гидроперитом, супрой. Ходили такие пергидрольные блондинки (они и сейчас есть!) Для придания прядям волос модоного в 70-х годах фиолетового и голубого оттенков использозовались чернила «Радуга», обычная синька и штемпельная краска. Обычные пряди в разноцветные девушки 70-х превращали с помощью обычной копирки – фиолетовой, красной, желтой… Новый цвет волосам придавался даже с помощью натурального молотого кофе!
Вот таков неполный обзор средств и методов борьбы за красоту и привлекательность в советское время.

Всегда хочется быть красивой,модной, стильной, не смотря ни на что!
Выход находился из любой ситуации. Разве это плохо?!

Лак для волос – это базовое укладочное средство для каждой женщины. Или почти для каждой, потому что есть все же те, кто предпочитает абсолютную естественность прически, но в большинстве своем женщины украшают свой столик с разной косметической утварью баллончиком лака.


Эволюция аэрозоля

Из всех стайлинговых средств лак прошел, пожалуй, самый большой путь и наиболее интересный. Его популярность среди женщин, да и среди мужчин, то вспыхивала, то резко шла на спад. Мода всему виной – не иначе, однако именно в наши дни, с четкой дифференциацией разных лаков, когда мы имеем разные степени фиксации, средства, которые не склеивают волосы, или напротив – мощные жидкие лаки, можно с уверенностью утверждать, что вряд ли когда-нибудь женщины вдруг от него откажутся.

Имидж лака для волос не изменился – сегодня, как и полвека назад, мы имеем ту же форму лака. Спрей-аэрозоль, который помещался в маленький флакончик, в наши дни может несколько расширять место своего обитания, будучи закованным в 500-миллилитровый флакон или же принимать совсем миниатюрные формы, чтобы путешествовать с дамой в ее сумочке. Лак совершенствуется от года к году вот уже почти 70 лет.

Сама форма аэрозоля активно используется человеком с XIX века. Тогда его использовали в основном для медицинских целей и для дезинсекции. И лишь после войны, когда последовал подъем многих сфер жизни, в том числе и индустрии красоты, женщины Соединенных Штатов получили в свой привычный арсенал косметики новое средство – флакончик с лаком для волос.

Начало: «паутинка» для волос

Это случилось в 1950 году и термин «лак для волос» (hairspray) впервые появился на упаковке продукции Helen Curtis, американской компании, которая дала новому продукту имя Spray Net («распыляющаяся паутинка/ сеточка»). К 1955 году компания продает чудо-паутинку для волос уже по всему миру, но Европу такой новинкой уже сложно удивить, поскольку там была своя «сеточка». В 1955 году бренд Schwarzkopf представил свое изобретение – лак для волос, называвшийся тогда liquid hairnet или «жидкая сетка для волос». А сам продукт получил известное сегодня всему миру имя Taft.


50-60-е годы во всем мире стали триумфальными для лака, потому что этому способствовали модные в ту эпоху прически. Вспомните хотя бы нескольких киногероинь – наверняка первым, что бросится вам в глаза – это пышная прическа: крутой начес, взбитые затылки, объемные пучки. И без лака при создании такого «вавилона» было никак не обойтись.

Контрасты 70-х: спад популярности на Западе, возрастание — в СССР

В 70-х годах жизнь «жидкой сеточки» изменилась. Для начала стоит отметить, что лишь в 1971 году лак для волос пришел на смену пиву и сладкой воде в Советском Союзе. Теперь советские женщины могли воплощать творческие порывы в прическах с помощью небольшого баллончика лака «Прелесть», который стал первой ласточкой, запущенной Невинномысским заводом бытовой химии. Кажется, мы немного опоздали, потому что во всем мире популярность лака пошла на спад.

Во-первых, именно в 70-е годы было доказано, что фреон, без которого не обходился ни один лак, разрушает озоновый слой атмосферы, и от продукта многие стали отказываться. Изменила ход истории необходимой всем женщинам «сеточки» компания Alberto Culver, которая выпустила первый лак для волос без содержания фреона.

Примерно с конца 60-х весь мир обуял хиппи-стиль – свободные волосы, естественные укладки, и даже те, кто не причислял себя к «детям цветов», не могли игнорировать модные течения тех лет. Необходимость в лаке стала снижаться, чтобы потом, как это обычно бывает, вновь взобраться на стильный олимп.


Панки и диско: упругая фиксация и лак с блестками

Хотя, по правде говоря, именно стильными прически 80-х годов назвать можно с большой натяжкой. Фанаты панк-направления выстригали себе ирокезы, которые должны были держаться «железно», а возможно это было лишь с помощью огромного количества вылитого на него лака. Сияющие, блестящие, кислотно-неоновые 80-е – это время невообразимых начесов на волосах любой длины, косых челок, которые являли собой феерический начес, щедро сдобренный лаком. Диско-лихорадка в одежде не могла миновать и любимое укладочное средство – невероятно популярными стали лаки с блестками.


Потребность в натуральности: лаки для естественной подвижной фиксации

В 90-е годы мода становится более естественной, и мы наблюдаем более спокойные стили и в прическах. Волосы избавляются от тонн укладочных средств – женщины все чаще предпочитают ступенчатую стрижку «каскад», которая больше не требует жесткой фиксации. Но это не значит, что необходимость в стайлинге отпала, совсем наоборот: натуральность тоже требовала фиксации. Тогда многие компании бросились производить лаки, которые не склеивают волосы, а это значило, во-первых, что прическа сохраняла подвижность, а во-вторых, лак с волос можно счесать обычной расческой – больше не было необходимости в срочном порядке мыть голову, если нужно днем поменять укладку.


В 1998 году признанный мастер в сфере укладочных средств Schwarzkopf творит еще одну маленькую революцию, выводя на рынок жидкий лак для моделирования, который наносится не в завершении формирования прически, а до нее.

Сегодня есть лаки с лечебными веществами, для объема и блеска, невидимый лак с тончайшим распылением для живой укладки соседствует на полочке рядом с жидким лаком, который намертво фиксирует волосы, например, для высоких вечерних причесок.

Наши дни: многообразие выбора для любой прически

Несомненным лидером в производстве лака для волос по праву можно считать европейского первооткрывателя этого чудо-баллончика – Schwarzkopf. Немецкий бренд от сезона к сезону совершенствует свою линейку Taft, любимую среди потребителей бытового сектора, его линия got2b — настоящая находка для почитателей креативного стайлинга. Среди профессионалов неравнодушные к этому бренду могут выбирать из наиболее популярных названий, например, Osis или Silhouette.

Не отстает от немецкого производителя и французский концерн L’Oreal с широким ассортиментом бытовых и профессиональных лаков для волос, а также с красивыми рекламными кампаниями.


Сегодня многие косметические компании начинают осваивать стайлинговую сферу именно с выпуска лака для волос, и это неудивительно. Несмотря на многообразие продукции для укладки, лак всегда останется любимым средством для женщин, незаменимым помощником для любой длины волос, для любой прически, от самой естественной до фантазийной и замысловатой.

Интересно, как в советские времена женщинам удавалось эффектно выглядеть, учитывая перманентный дефицит товаров, включая косметику? А ведь представительницы прекрасного пола умудрялись следовать модным тенденциям makeup-индустрии и прилагали неимоверные усилия для того, чтобы приобрести крем, пудру или тушь. Давайте заглянем в косметичку советской женщины — что же в ней было интересного?

11247113 1507087952869080 1880763444 n

Топ косметических средств советской женщины

User image expert

«В основном это была продукция фабрики „Невская косметика“, представляющая собой твердую массу, которую нужно размачивать водой. По виду и консистенции она напоминала детские краски для рисования. Тушь была упакована в маленькую коробочку, к ней прилагалась пластмассовая щеточка, напоминающая крошечную расческу. Без этой щеточки тушь нанести было невозможно».

К тому же советская косметика была не очень качественной и тушь скатывалась на ресницах комочками, без расчесывания ресницы выглядели неаккуратно. Советская тушь постоянно осыпалась и держалась недолго, а если женщина попадала под дождь, снегопад или сильный ветер — размазывалась. Наверное, поэтому женщины красили глаза на рабочем месте, как показано в фильме «Служебный роман».

1414560494 pudra 6

1414560474 pudra 5

Советскую пудру делали из талька, мела, белой глины, двуокиси титана и минеральных веществ. Первая пудра была только рассыпчатой и не вызывала аллергии. С 1958–1960 годов в Советском Союзе начали производить компактную и кремообразную пудру. Интересно, что к рассыпчатой пудре не прилагалась пуховка, кисточка или спонж, поэтому наносить ее приходилось ватой. Самыми популярными торговыми марками пудры были «Балет», «Красная Москва», «Маска», «Кармен» и «Сирень». Самую дешевую пудру «Лебяжий пух» выпускали в картонных коробочках, похожих на зубной порошок. Такая пудра при нанесении разлеталась по комнате и осыпалась быстро с лица.

Топ косметических средств советской женщины

Советские тональные кремы были настоящим испытанием для кожи — покрывали ее плотным слоем, не пропускали воздух и по текстуре напоминали оконную замазку. Нанесенный на лицо, к примеру, крем «Балет» казался резиновой маской, и нужно было иметь много мужества, чтобы дотерпеть его присутствие на коже до конца рабочего дня. Именно поэтому многие женщины смешивали его с кремом для более легкой текстуры. Альтернативой советским тональным средствам был дорогой крем «Жэмэ», выпускавшийся на фабрике «Свобода» совместно с компанией L’Oréal Paris. Этот крем стал мечтой многих женщин, которые пользовались недорогой косметикой Советского Союза, ведь «Жэмэ» был дефицитным товаром и стоил намного дороже доступных тональных средств.

Топ косметических средств советской женщины

Советский вазелин, который производили в Калуге и продавали за 5 копеек, занимал важное место в косметичке каждой женщины, особенно в зимнее время. Он был упакован в плоские металлические баночки, которые открывались с большим трудом.

Вазелин использовали для смягчения обветренных участков кожи и как блеск для губ. В морозы он выполнял две функции — защищал нежную кожу губ от растрескивания и сухости и делал их более влажными и объемными. На фоне тотального дефицита вазелин считался палочкой-выручалочкой на все случаи жизни: и от трещин на пятках, и от «цыпок» на руках, и при порезах.

А еще находчивые женщины использовали вазелин как основу под макияж, поскольку сухие тени, нанесенные на жирную кожу, держались дольше и не осыпались. К сожалению, вазелин изготавливали из нефтепродуктов, он оказывал неблагоприятное воздействие на кожу — загрязнял токсинами, усиливал салообразование и способствовал появлению угрей.

Топ косметических средств советской женщины

Губную помаду в СССР выпускали фабрики «Свобода», «Новая Заря», «Невская косметика» и «Северное сияние». Помада была одним из любимых косметических средств в советское время.

User image expert

«Самой модной в советские времена была красная помада. У меня она была в нескольких оттенках: алая, бордовая, морковная, вишневая. На губах помада смотрелась ядовито, что совсем неудивительно, ведь в состав этой косметики входил кармин — вещество, которое получали из кислоты, выделяемой насекомыми после обработки их аммиаком. Если кому-то удавалось вырваться за границу или в Прибалтику, то эти счастливицы обзаводились помадами Dior, Dzintars или Pupa Italiano. Впрочем, польские подделки, которые продавали фарцовщики в СССР, тоже раскупались очень быстро».

Топ косметических средств советской женщины

Поскольку в СССР не было большого выбора румян, женщины обычно пользовались губной помадой. Однако кое-что из этого вида косметики в магазинах все же продавали. Это были жирные румяна, и иногда их использовали вместо губной помады и блеска.

Когда в 80-е годы в Москве открылся магазин Estee Lauder, женщины ходили туда как в музей, посмотреть на импортную косметику. Некоторые из них готовы были отдать половину зарплаты за коробочку розовых румян — других в ассортименте не было. Но и это не смущало советских модниц — не так важно, какого цвета макияж, главное, чтобы он был ярким и заметным!

Топ косметических средств советской женщины

В женской косметичке можно было найти и лак для ногтей, да, тот самый, за 40 копеек. Носили его с собой для того, чтобы подкрашивать облезающий лак на ногтях, ведь держался он очень недолго. Поскольку в те времена никто не знал о базовом покрытии, лак наносили прямо на ногтевую пластину. А еще женщины буквально гонялись за арабскими перламутровыми лаками — тогда этот оттенок только входил в моду. В тренде еще были лаки Kiki ярких молодежных оттенков.

6

3461215730 bf63b5b127 o

O9eoevzt1sm1scxhhqw5ne23e1lhf0xp5dsmh10fzmbwyvddc8rzdk4ry fxad3w2sghbb0ze0w dkvebz3eyxf1ixb ysmkombcmi0gkswupx90 ggq4llmb4buxi2a

Trusa machiaj ruby rose hb 318 6267731

911a104bab451d8e4810b0bac1e67500

Когда в советских магазинах появились косметические наборы с большой палитрой теней, зеркалом и кисточками, женщины почувствовали себя королевами. Конечно, по сравнению с набором «Елена» производства Москва-Париж косметическая продукция Pupa ценилась выше, но и советским теням женщины были рады. Польские наборы Ruby Rose считались не очень качественными, но покоряли сердца российских красавиц своей насыщенной цветовой палитрой — за это им прощались все недостатки!

А некоторые дамы для макияжа использовали настоящий актерский грим, подводили им глаза, румянили щеки и красили губы. Главное достоинство грима было в возможности смешивать цвета и добиваться впечатляющего эффекта.

Image

Image %281%29

Moscou rouge 2016

О советской косметике и парфюмерии можно писать бесконечно, и невозможно обойти вниманием духи, которые любили советские женщины. Первое место на парфюмерном олимпе занимает, конечно, «Красная Москва», непревзойденная классика! А среди самых популярных и любимых духов наших мам и бабушек были Climat от Lancome, «Пани Валевска», «Быть может» производства Польши и латвийские «Дзинтарс». В Ленинграде любили духи «Летний сад» и «Белый ландыш», а студентки могли себе позволить только духи «Наташа». Мужчины же благоухали одеколоном «Тройной», «Саша» и «Ландыш».

Во времена советско-болгарской дружбы в СССР ввозили деревянные флакончики со стеклянными пробирками, наполненными концентрированным розовым маслом. На флакончиках были выжжены украшения в виде розы. Не все знали, что концентрированное масло нужно разбавлять, душились им в чистом виде, а потом страдали сами и мучали окружающих приторным ароматом. Масло производила компания «Ален Мак», которая также поставляла на советский рынок кремы, шампунь «Кря-Кря» и зубную пасту.

В середине прошлого века дезодорантов и освежителей в Советском Союзе еще не было. С потом боролись при помощи ментолового крема, талька и одеколона. В Москве можно было купить специальные тканевые вставки, которые пришивались подмышками прямо на одежду и менялись раз в неделю. В 70-е годы стали появляться первые дезодоранты и освежители воздуха — отечественные «Свежесть», «Зеленое яблоко», «Виола», «Тойлекс», «Октава», «Дуэт», прибалтийский «Дзинтарс» и DEO производства ГДР.

Ближе к 80-м в Москве уже можно было достать югославский дезодорант ВОВ и немецкий «БАК». Пахли они намного лучше «Свежести», которая больше напоминала современные освежители воздуха. Некоторые средства против пота, например «Грезы» советского производства и «Одорекс» от болгарской фирмы «Роза косметикс», напоминали лосьон, который наносили ваткой. Это были первые антиперспиранты, которые женщинам нравились больше, чем «пшикалки».

Топ косметических средств советской женщины

Копеечные кремы по уходу за кожей тоже не радовали разнообразием. Хитом продаж был детский крем от фабрики «Союзпарфюмерпром», который появился в магазинах примерно в 50-х годах. И хотя его запах оставлял желать лучшего, женщины им пользовались, ведь особенного выбора не было, к тому же этот крем считался натуральным. Очень популярными были питательные кремы в тюбиках: «Янтарь», «Ланолиновый», «Люкс» и «Сюрприз», а также увлажняющие: «Земляничный», «Спермацетовый», «Огуречный», «Аврора», «Красный мак» и «Березовый».

Продавался защитный крем «От загара», осветляющий «Чистотел», антивозрастной «Геронтол» и кремы для рук «Каре» и «Велюр». Под пудру хорошо шли кремы на глицериново-стеариновой основе «Снежинка», «Белая ночь» и «Кристалл», поскольку они быстрее впитывались и не оставляли жирного блеска.

Делали и пилинг, для этого пищевую соду смешивали с мужским кремом для бритья или пользовались губкой бадяга.

Советским женщинам приходилось прикладывать много усилий, чтобы быть красивыми. И за это их можно считать героинями. Сейчас в магазинах можно купить любую косметику и выглядеть восхитительно без вреда для кожи и волос. Теперь вы понимаете, как нам повезло?

Совершенно потрясающую ностальгическую статью нашла в Сети. И почему при таком обилии всевозможных статей и фотоподборок никто из тоскующих по СССР авторов раньше не догадался сделать обзорный материал про изобретательность советских женщин, которые всегда и везде ухитрялись сделать, что называется, из г****на конфетку?! В том числе и из тех незатейливых, а порой откровенно антигуманных средств, которые в магазинах Советского Союза продавались под видом косметики!

Сегодня, когда от разнообразия косметики рябит в глазах, и при желании можно подобрать абсолютно любой оттенок помады, теней, краски для волос … даже туши, не говоря уже о лаке для ногтей, мы можем не гнаться за яркостью и непохожестью на других, а подбирать цветовую гамму макияжа, исходя из того, что нам пойдет – и подойдет! Однако не так давно ситуация была совершенно иной. И мои ровесники, дети 70-80-х, должны помнить то, как наши мамы подкрашивали ресницы разводимой собственными слюнями тушью, румянили щеки губной помадой и красили волосы хной. И ведь как при этом потрясающей выглядели.


Все наверняка помнят эпизод из «Служебного романа» (1977 г.), в котором, только придя на работу, «статистические красавицы» наводят марафет.

Уже по этим кадрам понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные карандаши для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.

Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.

Кстати, абсолютно с таким же мейкапом появлялась на экране двумя годами раньше Надя из «Иронии судьбы» (1975 г.).

Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.

На рекламном плакате Maybelline тех лет мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.

Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в «Бриллиантовой руке» (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими «стрелками» по моде 60-хх.

Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.


Яркий пример: Наталья Кустинская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). Легендарное «Якин бросил свою кикимору!».

В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.

В тушь плевали, а затем самые отчаянные еще и разделяли ресницы иголками или шпильками.

Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт – тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Кстати, крем не так давно пережил второе рождение и теперь на рынке представлен как «Балет 2000».

Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.

На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: «Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества – «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) – «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя) – «Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) – «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету – белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток)».


Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

А помните жирные румяна в пластиковых коробочках? Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду (которая вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах).

Грифель карандашей «Косметика» – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные. А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.

Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь «Служебного романа». Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.

Ну, и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики, одна из популярных фабрик того времени – «Новая заря», именно она выпускала такие духи, как «Наташа» и «Злато скифов».

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного «золота», пышные прически и «боевая раскраска» немыслимых оттенков.

Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!

Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.

В «валютных» магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок. Все женщины начали мечтать о «золотых розочках» Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.

В конце 80-х – начале 90-х в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы…

Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей всех цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались, но на что только не пойдешь во имя красоты!

А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история…

Читайте также: