Какую функцию выполняет структура кожи обозначенная на рисунке под буквой а поднимает волос

Опубликовано: 17.09.2024

1.В результате воспалительного процесса в нефроне в мочу могут попасть

3) молекулы мочевины

4) эритроциты крови

Ответ: 4

2.Что определяют с помощью калориметрической камеры?

1) количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

2) химический состав мочи

3) энергетическую ценность пищевых продуктов

4) количество форменных элементов крови

Ответ: 3

3.В результате воспалительного процесса в почке в мочу может(-гут) попасть

3) мочевая кислота

4) молекулы белков

Ответ: 4

4.С поглощением энергии в организме человека происходит образование

1) углекислого газа и воды

2) мочевины и аммиака

3) гемоглобина

4) аминокислот

Ответ: 3

5.Где в организме человека происходит образование углекислого газа?

1) мышечные волокна

2) голосовая щель

3) зрелые эритроциты

4) межклеточное вещество

Ответ: 1

6.Человек получает энергию для своей жизнедеятельности в процессе

1) синтеза питательных веществ

2) окисления питательных веществ

3) действия гормонов на организм

4) действия витаминов на организм

Ответ: 2

7.Сперматогенез у мужчин происходит на протяжении

1) всей жизни

2) первых лет жизни

3) периода с 12 лет до старости

4) периода с 20 до 70 лет

Ответ: 3

8.Какую функцию выполняют почки у человека?

1) удаление жидких продуктов распада

2) выведение из организма нерастворимых минеральных веществ

3) удаление из организма углеводов

4) превращение глюкозы в гликоген

Ответ: 1

9.Что из перечисленного может служить примером терморегуляции у человека?

1) растирание полотенцем

2) утренняя зарядка

3) бег на длинную дистанцию

4) дрожь при выходе на мороз

Ответ: 4

10.При активной физической работе в первую очередь расходуются запасы

1) мышечных белков

2) минеральных солей

3) подкожного жира

4) гликогена в мышцах

Ответ: 4

11.Если человек длительно находится в жарком помещении, то

1) в организме уменьшается число лейкоцитов

2) в кровеносные сосуды кожи поступает больше крови

3) снижается температура тела

4) повышается обмен веществ

Ответ: 2

12.Организм человека производит тепло в результате

1) окисления углеводов

2) синтеза белков

4) газообмена в альвеолах

Ответ: 1

13.Какую функцию выполняет структура кожи, обозначенная на рисунке под буквой А?

1) поднимает волос

2) придаёт прочность коже

4) воспринимает внешние раздражители

Ответ: 1

14.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

15.Основным источником образования тепла в организме является(-ются)

3) скелетные мышцы

Ответ: 3

16.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) почечная артерия

2) извитой каналец

3) капсула нефрона

4) собирательная трубка

Ответ: 1

17.Какой цифрой на рисунке обозначен корковый слой почки?

Ответ: 2

18.Какой цифрой на рисунке обозначена почечная лоханка?

Ответ: 1

19.Какой цифрой на схеме строения кожи человека обозначена волосяная луковица?

Ответ: 3

20.Какой цифрой на схеме строения кожи человека обозначена потовая железа?

Ответ: 4

21.В регуляции углеводного обмена принимает участие

1) толстая кишка

3) вилочковая железа

4) поджелудочная железа

Ответ: 4

22.В ходе пластического обмена в организме человека происходит

1) расщепление белков

2) образование воды и углекислого газа из углеводов

3) образование жиров

4) расщепление гликогена до глюкозы

Ответ: 3

23.Куда поступают липиды при всасывании в тонком кишечнике?

2) тканевая жидкость

3) просвет кишечника

Ответ: 1

24.Куда поступают углеводы при всасывании в тонком кишечнике?

3) тканевая жидкость

4) просвет кишечника

Ответ: 2

25.Какой цифрой на рисунке обозначена потовая железа?

Ответ: 2

26.Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?

Ответ: 4

27.Где в организме человека происходит накопление вторичной мочи?

1) в мочеиспускательном канале

2) в мочевом пузыре

3) в мочеточниках

Ответ: 2

28.Где в организме человека происходит образование первичной мочи?

2) в мочеточниках

3) в мочевом пузыре

4) в мочеиспускательном канале

Ответ: 1

29.Какая(-ие) структура(-ы) кожи выполняет(-ют) выделительную функцию?

2) сальные железы

3) роговой слой клеток

4) мышечные волокна

Ответ: 2

30.Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

1) укрепляет клетки кожи

2) защищает организм от ультрафиолетового излучения

3) способствует сохранению тепла организмом

4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи

Ответ: 2

31.Клетками какой ткани образован наружный слой кожи?

1) плотной волокнистой

2) рыхлой волокнистой

3) гладкой мышечной

Ответ: 4

32.Рассмотрите рисунок строения кожи. Какое образование обозначено цифрой 1?

1) кровеносный сосуд

2) рецепторы кожи

3) гладкие мышцы

Ответ: 4

33.В развитии утомления работающих мышц у человека ведущую роль играет

1) истощение запаса АТФ в организме в процессе выполнения работы

2) торможение нервных центров, регулирующих работу мышц

3) время начала работы

4) нарастание усталости в самих мышцах

Ответ: 2

34.Рассмотрите рисунок строения кожи. Какой цифрой на нём обозначен эпидермис?

Ответ: 1

35.Если теплообразование в организме человека превышает теплоотдачу, то это в конечном счёте приведёт к

1) возникновению загара

2) сужению кровеносных сосудов кожи

3) образованию витамина D

4) тепловому удару

Ответ: 4

36.Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?

1) усиление потоотделения

2) усиление энергетического обмена

3) накапливание жиров

4) расширение кровеносных сосудов

Ответ: 2

37.В процессе обмена веществ в организме человека возможны превращения

1) углеводов в жиры

2) жиров в белки

3) углеводов в белки

4) витаминов в углеводы

Ответ: 1

38.Какой процесс в организме человека относят к энергетическому обмену?

1) деление клеток

2) биологическое окисление органических веществ

3) всасывание аминокислот ворсинками кишечника

4) синтез белков, свойственных данному организму

Ответ: 2

39.Наибольшее количество тепла в организме человека при своей работе выделяют(-ет)

3) скелетные мышцы

Ответ: 3

40.Какой витамин синтезируется клетками организма человека при участии солнечного света?

Ответ: 4

41.К реакциям энергетического обмена в организме человека относят

1) окисление глюкозы

2) растворение солей натрия в воде

3) синтез белка на рибосомах

4) синтез глюкозы в хлоропластах

Ответ: 1

42.Длительное раздражение холодовых рецепторов кожи приводит к

1) образованию «гусиной кожи»

2) расширению кровеносных сосудов

Ответ: 1

43.В ходе пластического обмена происходит

1) транспорт газов кровью

2) переваривание пищи в пищеварительной системе

3) синтез белков из аминокислот

4) расщепление глюкозы до углекислого газа в клетке

Ответ: 3

44.Что из перечисленного является источником витаминов?

1) продукты питания

2) солнечный свет

3) белки, жиры и углеводы

4) минеральная вода

Ответ: 1

45.Необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает в процессе

3) распада веществ

4) передачи нервного импульса

Ответ: 3

46.Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена?

1) поглощение кислорода

2) образование из крахмала глюкозы

3) окисление органических веществ

4) превращение аминокислот в белки

Ответ: 4

47.Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство

1) процессов синтеза и распада веществ

2) процессов возбуждения и торможения

3) свойств наследственности и изменчивости

4) процессов роста и развития организма

Ответ: 1

48.В процессе пластического обмена в организме человека

1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ

2) из глюкозы образуется гликоген

3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты

4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака

Ответ: 2

49.Пластический обмен в организме направлен на

1) удаление продуктов распада из организма

2) сбор и использование организмом поступающей информации

3) биологическое окисление с освобождением энергии

4) синтез веществ, специфичных для данного организма

Ответ: 4

50.Какой вид энергии обеспечивает рост и развитие клеток в организме человека?

Ответ: 3

51.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) извитой каналец

2) собирательная трубка

3) почечная артерия

4) капсула нефрона

Ответ: 2

52.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) собирательная трубка

2) почечная артерия

3) капсула нефрона

4) извитой каналец

Ответ: 4

53.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) почечная артерия

2) капсула нефрона

3) извитой каналец

4) собирательная трубка

Ответ: 2

54.Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) извитой каналец

2) собирательная трубка

3) почечная артерия

4) капсула нефрона

Ответ: 3

55.Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена

Ответ: 1

56.Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?

глюкоза + кислород → углекислый газ + вода + ?

Ответ: 2

57.В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?

1) В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.

2) В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.

3) Чаша с мышью стала легче.

4) Чаша с мышью стала тяжелее.

Ответ: 3

58.Какое превращение энергии происходит в органе, изображённом на рисунке?

1) Тепловая энергия превращается в механическую.

2) Химическая энергия превращается в тепловую.

3) Световая энергия превращается в электрическую.

4) Механическая энергия превращается в химическую.

Ответ: 3

59.Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?

Ответ: 1

60.Какую функцию выполняют лёгкие, кожа и почки в организме человека?

1) удаляют ненужные вещества

2) регулируют температуру тела

3) переносят питательные вещества

4) вырабатывают антитела

Ответ: 1

61.Почему человек дрожит, когда ему очень холодно?

1) чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу

2) чтобы создать с помощью мышечной активности дополнительную энергию

3) чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг

4) чтобы доставить больше крови к поверхности кожи

Ответ: 2

62.Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?

Вариант 1 Обмен веществ. Выделение. Покровы тела

1. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

1) извитой каналец 2) собирательная трубка

3) почечная артерия 4) капсула нефрона

2. Какой процесс в организме человека относят к энергетическому обмену?

1) деление клеток

2) биологическое окисление органических веществ

3) всасывание аминокислот ворсинками кишечника

4) синтез белков, свойственных данному организму

3. В ходе пластического обмена в организме человека происходит

1) расщепление белков

2) образование воды и углекислого газа из углеводов

3) образование жиров

4) расщепление гликогена до глюкозы

4. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

hello_html_m71bfea71.jpg

1) извитой каналец 2) собирательная трубка

3) почечная артерия 4) капсула нефрона

5. Если теплообразование в организме человека превышает теплоотдачу, то это в конечном счёте приведёт к

1) возникновению загара 2) сужению кровеносных сосудов кожи

3) образованию витамина D 4) тепловому удару

6. Какой цифрой на схеме строения кожи человека обозначена волосяная луковица?

hello_html_37c9718c.jpg

7. В процессе пластического обмена в организме человека

1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ

2) из глюкозы образуется гликоген

3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты

4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака

8. Рассмотрите рисунок строения кожи. Какое образование обозначено цифрой 1?

hello_html_m24689705.jpg
1) кровеносный сосуд 2) рецепторы кожи

3) гладкие мышцы 4) волос

9. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

hello_html_m46a373a8.jpg
1) почечная артерия 2) извитой каналец

3) капсула нефрона 4) собирательная трубка

10. Почему человек дрожит, когда ему очень холодно?

1) чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу

2) чтобы создать с помощью мышечной активности дополнительную энергию

3) чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг

4) чтобы доставить больше крови к поверхности кожи

11. Необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает в процессе

1) роста 2) развития

3) распада веществ 4) передачи нервного импульса

12. Какая(-ие) структура(-ы) кожи выполняет(-ют) выделительную функцию?

1) корни волос 2) сальные железы

3) роговой слой клеток 4) мышечные волокна

13. Какую функцию выполняет структура кожи, обозначенная на рисунке под буквой А?

hello_html_745dd1a3.jpg
1) поднимает волос 2) придаёт прочность коже

3) выделяет пот 4) воспринимает внешние раздражители

14. Какое превращение энергии происходит в органе, изображённом на рисунке?

hello_html_m429de845.jpg

1) Тепловая энергия превращается в механическую.

2) Химическая энергия превращается в тепловую.

3) Световая энергия превращается в электрическую.

4) Механическая энергия превращается в химическую.

15. Длительное раздражение холодовых рецепторов кожи приводит к

1) образованию «гусиной кожи» 2) расширению кровеносных сосудов

3) теплоизлучению 4) потоотделению

16. Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?

hello_html_m66524f1a.jpg

17. Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена

1) белков 2) жиров 3) витаминов 4) углеводов

18. Наибольшее количество тепла в организме человека при своей работе выделяют(-ет)

1) мозг 2) желудок 3) скелетные мышцы 4) сердце

19. Куда поступают липиды при всасывании в тонком кишечнике?

1) лимфа 2) тканевая жидкость 3) просвет кишечника 4) кровь

20. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

hello_html_6c9b134b.jpg

1) собирательная трубка 2) почечная артерия

3) капсула нефрона 4) извитой каналец

21. Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?

1) усиление потоотделения 2) усиление энергетического обмена

3) накапливание жиров 4) расширение кровеносных сосудов

22. Какой цифрой на схеме строения кожи человека обозначена потовая железа?

hello_html_37c9718c.jpg

23. Пластический обмен в организме направлен на

1) удаление продуктов распада из организма

2) сбор и использование организмом поступающей информации

3) биологическое окисление с освобождением энергии

4) синтез веществ, специфичных для данного организма

24. В развитии утомления работающих мышц у человека ведущую роль играет

1) истощение запаса АТФ в организме в процессе выполнения работы

2) торможение нервных центров, регулирующих работу мышц

3) время начала работы

4) нарастание усталости в самих мышцах

25. Какой цифрой на рисунке обозначен корковый слой почки?

hello_html_6626f777.jpg

26. Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?

1) шпинат 2) рыба 3) говядина 4) картофель

27. Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена

1) поглощение кислорода 2) образование из крахмала глюкозы

3) окисление органических веществ

4) превращение аминокислот в белки

28. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

1) укрепляет клетки кожи

2) защищает организм от ультрафиолетового излучения

3) способствует сохранению тепла организмом

4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи

29. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

hello_html_4d985ffa.jpg
1) почечная артерия 2) капсула нефрона

3) извитой каналец 4) собирательная трубка

30. Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?

1) сыр 2) макароны 3) рис 4) красное мясо

31. В ходе пластического обмена происходит

1) транспорт газов кровью

2) переваривание пищи в пищеварительной системе

3) синтез белков из аминокислот

4) расщепление глюкозы до углекислого газа в клетке

32. Где в организме человека происходит накопление вторичной мочи?

1) в мочеиспускательном канале 2) в мочевом пузыре

3) в мочеточниках 4) в почках

33. Если человек длительно находится в жарком помещении, то

1) в организме уменьшается число лейкоцитов

2) в кровеносные сосуды кожи поступает больше крови

3) снижается температура тела

4) повышается обмен веществ

34. Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?

глюкоза + кислород = углекислый газ + вода + ?

1) крахмал 2) АТФ 3) белок 4) ДНК

35. Какой витамин синтезируется клетками организма человека при участии солнечного света?

1) А 2) С 3) В 1 4) D

36. Куда поступают углеводы при всасывании в тонком кишечнике?

1) лимфа 2) кровь 3) тканевая жидкость 4) просвет кишечника

37. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?

hello_html_c05176d.jpg
1) почечная артерия 2) капсула нефрона

3) извитой каналец 4) собирательная трубка

38. В процессе обмена веществ в организме человека возможны превращения

1) углеводов в жиры 2) жиров в белки

3) углеводов в белки 4) витаминов в углеводы

39. В регуляции углеводного обмена принимает участие

1) толстая кишка 2) тонкая кишка

3) вилочковая железа 4) поджелудочная железа

40. Какой вид энергии обеспечивает рост и развитие клеток в организме человека?

1) солнечная 2) тепловая 3) химическая 4) электрическая

41. Рассмотрите рисунок строения кожи. Какой цифрой на нём обозначен эпидермис?

hello_html_150a0ce2.jpg

42. Какой цифрой на рисунке обозначена почечная лоханка?

hello_html_2072cd25.jpg

43. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство

1) процессов синтеза и распада веществ

2) процессов возбуждения и торможения

3) свойств наследственности и изменчивости

4) процессов роста и развития организма

44. Клетками какой ткани образован наружный слой кожи?

1) плотной волокнистой 2) рыхлой волокнистой

3) гладкой мышечной 4) эпителиальной

45. Основным источником образования тепла в организме является(-ются)

1) желудок 2) сердце 3) скелетные мышцы 4) мозг

46. Какую функцию выполняют лёгкие, кожа и почки в организме человека?

1) удаляют ненужные вещества 2) регулируют температуру тела

3) переносят питательные вещества 4) вырабатывают антитела

47. Что из перечисленного является источником витаминов?

1) продукты питания 2) солнечный свет

3) белки, жиры и углеводы 4) минеральная вода

48. Где в организме человека происходит образование первичной мочи?

1) в почках 2) в мочеточниках

3) в мочевом пузыре 4) в мочеиспускательном канале

49. Организм человека производит тепло в результате

1) окисления углеводов 2) синтеза белков

3) потоотделения 4) газообмена в альвеолах

50. В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?

1) В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.

2) В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.

3) Чаша с мышью стала легче.

4) Чаша с мышью стала тяжелее.

51. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят

1) окисление глюкозы 2) растворение солей натрия в воде

3) синтез белка на рибосомах 4) синтез глюкозы в хлоропластах

52. Какой цифрой на рисунке обозначена потовая железа?

179) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Какие функции выполняет кожа? Какое строение имеют ногти и волосы?

180) Прочитайте §39. Перечислите функции, которые выполняет кожа.

1) Защита.

2) Выделение.

3) Смягчение.

4) Эластичность.

5) Дыхание.

6) Изоляция.

7) Энергетический резерв.

181) Назовите три слоя кожи и обозначьте их на рисунке.


* Укажите цифры, которыми на рисунке обозначены:

жировая ткань – 9

живые клетки эпидермиса – 2

мёртвые клетки эпидермиса -1

рецепторы кожи – 3

волосяная сумка – 5

сальная железа – 7

потовая железа – 8

кровеносные сосуды – 4

стержни волос – 10

мышца, поднимающая волос -11.

корень волоса - 6

182) Ответьте на вопросы. Где в коже находится пигмент, обеспечивающий загар?

* Какие рецепторы располагаются в коже?

Тельца Фаттера-Пачини (давление, растяжение, вибрация, шок), Мейснера (осязание), Руффини (расширение), нервные окончания (боль, тепло, давление) и др.

* Каково значение потовых желёз?

Овтет: Терморегуляция, выведение жидкости.

* Как образуется «гусиная кожа»?

Это явление возникает произвольно в тех случаях, когда человеку холодно или он испытывает эмоциональное возбуждение.

* Как доказать, что стержни волос и ногтевые пластинки не имеют ни нервов, ни кровеносных сосудов?

Человек ничего не чувствует, когда состригает волосы или ногти.

183) Выполните задание №2 в разделе «Эксперименты» на с. 262 учебника. Запишите результаты.

Жирные участки кожи лица: нос, лоб, подбородок, щеки у носа.

Сухие участки кожи лица: веки и участки под глазами, скулы, верхняя часть лба.

184) Зимой у людей усиливается шелушение покровов тела. Назовите возможные причины этого явления.

Низкая влажность воздуха, сильный ветер способствуют сужению клеток и разрыву связи между ними. От холода сосуды сужаются, из-за чего выделяется меньше секрета кожных желез, клетка получает меньше питательных веществ из-за медленного транспорта веществ. Кроме того, недостаток витаминов может стать причиной шелушения кожи (зимой свежих фруктов и овощей меньше).

185) Материал статьи «Грибковые и паразитарные заболевания кожи» (§40) сведите в таблицу.



186) Объясните человеку, не знакомому с основами биологии, что такое чесотка, каковы причины её возникновения и в чём её опасность.

Чесотка – это болезнь кожи. Она возникает при тесном контакте с больными или при несоблюдении личной гигиены. Целостность кожных покровов нарушается, возникают ранки между пальцами, на коже живота и ягодиц. Чесотка заразна.

187) Заполните таблицу, указав доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.

188) Изучите §42. Сделайте подписи к рисунку.


1 – корковое вещество

2 – мозговое вещество

3 – почечная лоханка

4 – почечная артерия

5 – почечная вена

6 – мочеточник

189) Назовите структуру, которая является функциональной единицей почки.

190) Допишите текст, вставив пропущенные слова.


В нефроне происходят два процесса: фильтрация и обратное всасывание.
Фильтрация крови осуществляется в капсуле. В результате фильтрации образуется первичная моча, представляющая собой по составу плазму крови. Обратное всасывание происходит из канальца в кровь. В результате образуется вторичная моча, содержащая ненужные организму вещества.

191) Перечислите меры профилактики почечных заболеваний.

Личная гигиена, правильное питание, отказ от вредных привычек.

192) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Эти знания обязательно пригодятся мне в жизни для поддержания собственного здоровья.

Разделы: Биология

Класс: 8

Тема урока: Строение и функции кожи.

Цели:

  1. Продолжить изучение строения кожи в связи с функциями, углубить знания
  2. Развитие навыков самонаблюдения, работы с лабораторным оборудованием, реализовывать межпредметные связи, анализировать, применять имеющиеся знания на практике.
  3. Гигиеническое воспитание

Методы обучения: проблемный

Методические приемы:

  • самонаблюдение,
  • лабораторная работа,
  • обсуждение результатов,
  • систематизация информации,
  • индивидуальные сообщения,
  • элементы технологии развития критического мышления.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • цифровой микроскоп,
  • компьютер,
  • рельефная таблица “Кожа”,
  • лабораторное оборудование (зеркала, препаровальные иглы, салфетки, лупы, гвозди, винты.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)
  2. Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
  3. Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
  4. Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )
  5. Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Организационный момент (единые требования к учащимся).

1. Вызов.

Вы уже знакомы со строением и некоторыми свойствами кожи. Пользуясь разными источниками информации, личными наблюдениями, рисунками и текстом учебника, выполняя задания в рабочих печатных тетрадях, просматривая учебный кинофильм, вы сформировали определенные понятии о коже – важнейшем органе человеческого тела.

Выполните следующее задание:

Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)

В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.

А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.

У доски на рельефной таблице дети показывают и называют жировую клетчатку.

Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

А теперь посмотрим с помощью цифрового микроскопа (х60, х200 )

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник с. 174)

1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)

2) осязание (рецепторы)

3) терморегуляция (пот, сосуды)

Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке мы ПОДРОБНО изучим функции некоторых кожных структур в ходе лабораторной работы.

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.

Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.

Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Участки лица Величина пор Оттенок салфетки Тип кожи (сухая. норм., жирная)
1. Лоб
2. Нос
3. Щеки
4. Подбородок

Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?

Каковы правила ухода за жирной кожей. За нормальной?

Покажите по таблице (на доске) поры сальных желез (…угри…уход…)

Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.

1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.

2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?

(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)

В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА о дактилоскопии…

Продолжим наше исследование.

Цель: изучить принцип функционирования рецепторов корней волос (рецепторы волоса возбуждаются при движении волос.

Длительное возбуждение рецепторов приводит к их торможению ).

Рецепторы корней волос.

1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?

2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?

3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?

Определение чувствительности кожи.

Аккуратно поставьте кончики препаровальных игл на 3-4 мм друг от друга одновременно на внутреннюю поверхность указательного пальца. Повторите то же … на расстоянии 1,5 мм. Сколько прикосновений вы чувствуете?

Проделайте аккуратно те же испытания с другими участками тела. Повторяйте каждый опыт 3-4 раза, каждый раз увеличивая расстояние между иглами на 1-3 мм.

Результаты опыта оформите в виде таблицы.

Участок тела Расстояние в мм. на кот. прикосновение двух игл ощущается как одно
1. Указательный палец
2. Губы
3. Щека
4. Кончик носа
5. Предплечье

Сравните результаты и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.

У ДОСКИ по таблице покажите рецепторы…

При заболевании внутренних органов нарушается чувствительность кожи в области, строго соответствующей конкретному органу.

Массаж какой зоны следует делать больному воспалением легких? (… по рисунку )

ИТАК, функции каких структур кожи были определены в ходе лабораторной работы?

  • жировая клетчатка
  • потовые железы
  • сальные железы
  • волосы
  • рецепторы

Каково их значение?

А какие еще структуры кожи можно пронаблюдать с помощью лупы и цифрового микроскопа? Какова их роль?

(Сосуды – транспорт веществ, терморегуляция).

Температура поверхности кожи разных участков тела.

Как вы думаете, чем можно объяснить неодинаковую температуру кожи в разных участках?

(Глубина расположения сосудов, количество потовых желез, степень развития подкожной жировой клетчатки)…

Существуют различные методы определения температуры поверхности кожи. Здесь представлены два: 1)при помощи специальной угольно-черной жидкости и 2) имеющихся у нас в школе мак-буков мобильного компьютерного класса, у которых есть функция фотографирования в инфракрасных (ТЕПЛОВЫХ) лучах.

Какие участки лица самые холодные? …теплые.

Диаграмма отдачи тепла организмом.

Исходя из этих данных мы видим, что почти треть отдаваемого тепла организмом осуществляется через кожу.

Это легко проверить на простом опыте. Поднесите ладонь к щеке на ра сстоянии 1 см. Вы почувствуете излучаемое тепло.

Отдача избытков тепла происходит через сосуды кожи, в которые может вместиться до 30% всей крови.

Что происходит с кожей, когда человек бледнеет, краснеет?

Регулярное закаливание приспосабливает организм к быстрой перестройке обмена веществ, к изменению теплоотдачи за счет изменения кровотока через кожу, изменения интенсивности потоотделения.

Кровоток может варьировать, теплоотдача увеличивается в 5-6 раз.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА “ Закаливание”.

Как вы понимаете следующее высказывание?

Запах бродяжничества – запах давно немытого тела.

Согласны ли вы со следующими гигиеническими требованиями?

Слайд 18.

  1. Кожу необходимо содержать в чистоте
  2. Кожу около раны необходимо обеззараживать
  3. Вредно длительно носить прорезиненную одежду и обувь
  4. Необходимо регулярно менять белье.
  5. Одежда и обувь должны быть свободными.
  6. Летом следует избегать одежды из синтетики, отдавая предпочтение хлопку.
  7. Детям следует одеваться теплее взрослых.

Какую помощь следует оказать пострадавшему животному?

Правила гигиены Обоснование правил Последствия невыполнения

Какие же опасности подстерегают кожу ?

- Грязь, болезни (на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - 5%.

- Травмы, ожоги, перегрев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. “О вреде татуировок”

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, что нового о коже вы узнали на уроке?

Для чего вам нужны эти знания?

Почему кожу называют барьером между организмом и средой? Какие еще функции выполняет кожа?

Почему температура тела человека не повышается даже в очень жаркую погоду?

Почему при обширных ожогах (25% тела) наступает смерть организма?

Список литературы:

  1. Сонин Н. И., Сапин М, Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия п биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.
  3. Муштавинская И. В. Будем знакомы: технология критического мышления, – Калининград: НОУ “УМЦ “Обучение”, 2002.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Речь”, 2003.

Разбираем теоретические задания, представленные на сайте ФИПИ

Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните.

1) Сустав покрыт суставной сумкой, которая состоит из соединительной ткани, она скрепляет части сустава, придаёт ему прочность.

2) Связки придают дополнительную прочность суставам.

3) Суставная головка соответствует по форме суставной впадине, что обеспечивает подвижность сустава.

4) Гиалиновый хрящ, покрывающий поверхность костей в суставе, снижает трение.

5) Внутри суставной сумки находится суставная жидкость, которая уменьшает трение.

Назовите отделы зрительного анализатора, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Какую функцию выполняет каждый из этих отделов?

20 01 10 09

1) 1 — периферический отдел (сетчатка с расположенными палочками и колбочками); 2 — проводниковый отдел (зрительный нерв).

2) Периферический отдел - воспринимает и преобразует световое раздражение в нервные импульсы.

3) Проводниковый отдел — проведение нервного импульса к центральному отделу (затылочной зоне коры больших полушарий).

Какие части зуба обозначены на рисунке буквами А, Б, В? Какая группа животных имеет зубы такого строения и как дифференцированы их зубы?

20 01 10 08

1) А — коронка зуба; Б — шейка зуба; В — корень зуба.

2) У млекопитающих зубы такого строения.

3) Дифференциация зубов у млекопитающих: резцы (откусывание кусков от пищи), клыки (раздирание), коренные (перетирание и пережевывание пищи).

Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.

1) Полость должна быть увлажненной, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражаются только веществами, растворенными в слизи носовой полости.

2) Обильное выделение слизи препятствует доступу веществ к обонятельным рецепторам.

Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

1) Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других веществ), а нервная – с помощью нервных импульсов.

2) При гуморальной регуляции химические вещества транспортируются жидкостями внутренней среды (с кровью), а нервные импульсы передаются по нервным волокнам к определенным органам и тканям.

3) При гуморальной регуляции химические вещества поступают ко всем органам и тканям, а нервные импульсы передаются к определенному органу.

4) При гуморальной регуляции ответная реакция наступает медленнее и продолжается длительное время по сравнению с нервной регуляцией.

Назовите структуры, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Какие функции выполняют эти структуры? Какая часть слухового анализатора обеспечивает передачу нервного импульса?

20 01 10 07

1) А – орган равновесия (полукружные каналы); Б – слуховая труба (евстахиева труба).

2) Орган равновесия определяет положение тела в пространстве.

3) Слуховая труба обеспечивает выравнивание давления в среднем и наружном ухе.

4) Проводниковая часть – слуховой нерв обеспечивает передачу нервного импульса (возбуждения).

Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

1) Кровь в капиллярах большого круга кровообращения отдаёт кислород и насыщается углекислым газом, в капиллярах большого круга кровообращения питательные вещества переходят из крови в тканевую жидкость, а продукты обмена веществ – из тканевой жидкости в кровь.

3) Кровь из артериальной превращается в венозную.

4) Медленный ток крови в капиллярах способствует полному обмену веществ между кровью и клетками тела.

Известно, что при высокой температуре окружающей среды кожа лица краснеет, а при низкой бледнеет. Объясните, почему это происходит.

1) Сосуды кожи при высокой температуре рефлекторно расширяются, кровь приливает к коже, чтобы отдать тепло и организм охладился, кожа краснеет.

2) При низкой температуре сосуды кожи рефлекторно сужаются, чтобы сохранить тепло организма, кожа бледнеет.

Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости.

1) При дальнозоркости изображение близких предметов возникает за сетчаткой.

2) При врождённой дальнозоркости форма глазного яблока укорочено.

3) Приобретённая форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика, нарушении аккомодации хрусталика, потери его эластичности.

Читайте также: