Какой пример характеризует человека как личность у марины светлые волосы и зеленые глаза

Опубликовано: 17.09.2024

Контрольная работа по обществознанию по итогам I полугодия (6 класс)

I вариант _____________________________________________________(Ф.И.)

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:

1)духовное 2)социальное 3) биологическое 4) биосоциальное

2.Основные отличия человека от животного: а) способность производить орудия труда, использовать их; б)способность заботиться о потомстве; в) способность мыслить и обладать членораздельной речь; г)способность к целенаправленной творческой деятельности; в) способность к продолжению рода

3.Что из перечисленного не относится к видам деятельности, характерной только для человека, специфической для него:

а) познание б) общение в) труд в) ориентировка в пространстве

4. Человек как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной социальной деятельности:

а) индивидуальность б) индивид в)деятель г) личность

5.Верны ли следующие суждения?

А.Главным в характеристике личности является общественная сущность

Б. Новорождённый человек является личностью

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения?

А. Главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной дисциплины

Б.Новорождённый человек является индивидом, но не личностью, он ещё не стал участником общественных отношений и сознательной деятельности

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7.Верны ли следующие суждения?

А. Новорождённый младенец может стать человеком только в окружении других людей

Б.Новорождённый младенец может стать человеком и вне человеческого сообщества

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8.Галина обладает уникальными музыкальными способностями. Этот пример характеризует человека как

1)личность 2) гражданина 3) индивида 4) индивидуальность

9.Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример:

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

10. Соотнесите :

1.Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

2.Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых

3.Вид деятельности ,при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям

4.Вид деятельности , целью которого является приобретение человеком знаний и умений

11. Как называется процесс, в котором человек узнаёт своё "Я":

а) самореализация б) самопознание в) самовыражение г) самообладание

12. Девятиклассник Олег после уроков посещает в Доме детского творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится : а) начальному профессиональному образованию б) основному общему образованию в) дополнительному образованию г)среднему профессиональному образованию

13.Соотнесите:

2.Общее образование (начальное, основное, среднее)

3.Профессиональное образование (начальное среднее, высшее)

а) Дома творчества юных, институты повышения квалификации, Спортивные школы

б) начальные школы, основные школы, средние школы, гимназии, лицеи

в) ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты

г) ясли, детские сады, группы предшкольной подготовки

14. Экономика- это наука, изучающая: А) природные процессы и явления б) поведение человека в) методы рационального хозяйствования г) результаты деятельности человека

15.Способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание - изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе:

а) способность б) деятельность в) рачительность г) потребность

16. Заполните окошки в таблице собственными примерами:

17. Решите кроссворд. Составьте предложение с ключевым словом.

Высказывание, содержащее определённую мысль

В широком смысле все человечество в прошлом, настоящем и будущем; все население Земли; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей

Социально и духовно развитый человек

Первая ступень обучения школьного образования

Ключевое слово: Социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью

Контрольная работа по обществознанию по итогам I полугодия (6 класс)

II вариант _____________________________________________________(Ф.И.)

1.Верны ли следующие суждения?

А. Социальное в человеке находится в связи с его природными (биологическими) задатками

Б. Человек - существо только социальное и не зависит от биологических качеств

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2.Что из перечисленного относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него:

а) добывание пищи б) забота о потомстве в) научное творчество

3.Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности:

а) индивид б)объект в)индивидуальность г) личность

4. Верны ли следующие суждения?

А. Главным в характеристике личности является общественная сущность

Б.Новорождённого человека можно назвать индивидом, но не личностью

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения?

А. Главным в характеристике личности является общественная сущность

Б.Новорождённому человеку присущи индивидуальные черты, и он может стать личностью

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

6.Неповторимость и своеобразия каждого человека определяется понятием:

а) талант б) личность в) индивидуальность г) нравственность

7.Антон- жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Всё это характеризует Антона как:

1) индивида 2) гражданина 3) личность 4) профессионала

8.Какой пример характеризует человека как личность?

У Марины светлые волосы и зелёные глаза

Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение

Серёжа быстро устаёт во время футбольных тренировок

для Васи важно, чтобы одноклассники его уважали

9.Надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения:

1) способность 2) потребность 3)возможность 4) ответственность

10. Соотнесите:

3.Высокий уровень проявления способностей к определённой деятельности

4.Врождённые анатомо-физиологические особенности нервной системы

11. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван: а) основное общее б) среднее профессиональное в) средне (полное) общее г) высшее профессиональное

12.Соотнесите:

2.Общее образование (начальное, основное, среднее)

3.Профессиональное образование (начальное среднее, высшее)

а) Дома творчества юных, институты повышения квалификации, Спортивные школы

б) начальные школы, основные школы, средние школы, гимназии, лицеи

в) ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты

г) ясли, детские сады, группы предшкольной подготовки

13.Наука, изучающая рациональные способы ведения хозяйства, называется :

А) экологией б) геологией в) технологией г ) экономикой

14.Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей: а) самооценка б) самопознание в) самовыражение г) самообладание

15.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности:

а) способность б) потребность в)деятельность г) суждение

16. Приведите примеры потребностей:

17. Решите кроссворд. Составьте предложение с ключевым словом.

Вывод, заключение из каких-либо суждений

Социально и духовно развитый человек

Социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью

Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности

Вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.

Ключевое слово: Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками

Ответы I вариант.

1-4; 2-а,в,г,; 3-в; 4-г; 5-1; 6-3; 7-1; 8-4; 9-2; 10- а2,б3,в4,г1; 11-а; 12-в;

13-1г, 2б,3в, 4а; 14-в; 15-б;

16 – духовные: образование, стремление к прекрасному, добру, культуре

социальные: труд, общение, профессия

материальные: сон, еда, жилье, тепло и т.д.

Ответы II вариант

1-А; 2-В; 3-Г; 4-3; 5-3; 6-в; 7-3; 8-4; 9-2; 10- а3, б1,в2,г4; 11-в;

12-1г, 2б,3в, 4а; 13-г; 14-а; 15-б

16- духовные: образование, стремление к прекрасному, добру, культуре

социальные: труд, общение, профессия

материальные: сон, еда, жилье, тепло и т.д.

Контрольная (ИТОГОВАЯ) работа по обществознанию

Блок А

Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А 1. Три основных отличия человека от животных

Прямохождение, речь, логическое мышление

Прямохождение, умение спорить, логическое мышление

Прямохождение, размножение, осуществление потребностей

А 2. На сколько этапов делиться подростковый период

2 этапа 5-6 класс, 7-9 класс.

3 этапа 5-6 класс, 7-9 класс, 10-11 класс.

4 этапа 11-13лет, 14-15 лет, 15-16 лет, 17-18 лет.

А3. Какие виды потребностей вы знаете

Биологические, социальные, духовные

Биологические, физиологические, духовные

А 4 . Какие виды деятельности человека вам известны

Труд, игра, учение

Игра, учение, общение

3) игра, учение,труд, общение

А 5 . Каждый человек неповторим и , некоторые черты человек получает по наследству, некоторые приобретает, общаясь с родителями и друзьями эти качества называются -

А 6.Что из перечисленного является признаком семьи:

А 7. Запасы средств, используемые в семье для ведения хозяйства называются:

А 8. Школьное образование делится на:

А 9. Результатом труда являются:

1) товары 2) услуги 3) 1 и 2 4) ни 1, ни2

А 10. Российская федерация состоит из:

1) республик, краев и областей

2) республик, краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга

А 11. Герб России это:

1) двуглавый орел на красном щите

2) двуглавый орел на желтом щите

3) одноглавый орел на красном щите

А 12. Связь гражданина и государства – это:

1) демократия 2) гражданство 3) выборы

А 13. Верно ли утверждение: у гражданина России прав больше, чем обязанностей

А 14. Принадлежность человека к определенной нации называется:

А15. Основой среднего образования выступает

Блок Б

Ответьте на вопрос, пропущенные слова впишите.

Б 1. Правила доброго поведения – это _________________________________________ ___

Б 2 . Золотое правило морали: поступай с другими так, как ________ ______________ ______________________________________________________________________________ ___ __

Б 3 . ____________________ – это умение владеть собой перед лицом страха. Она не дается от рождения, а воспитывается.

Б 4. Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая ценность ______________ , его право на ___________, ______________, развитие и проявление своих _________________, считающая благо ____________ критерием оценки справедливого общества.

Б 5. Игра, учение, труд и ______________ – основные виды деятельности человека

Б 6. Конституция – это ________________________________________________________ ____

Б 7. Человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины, называется ___________________________ __ .

Б 8. Кровные родственники или близкие люди живущие в одном доме и ведущие совместное хозяйство называются ______________ ____.

Блок С

Ответьте на вопросы.

С 1. Докажи, что в учебе можно проявить творчество.

С 2. Перечисли признаки отличия человека от других живых существ.

С 3. Что такое наследственность, какие биологические признаки наследует живое существо?

Ключ к тесту по обществознанию для 6 класса

Часть А. За каждый правильный ответ - 1 балл

1.1 2.1 3.1 4.3 5.1 6.2 7.2 8.2 9.3 10.2 11.1 12.2 13.2 14.1 15.1

Часть В. За каждое правильно вставленное слово – 1 балл

2. хочешь, чтобы они поступали с тобой

4. человека, свободу, счастье, способностей, человека

6. основной закон страны

1. 2 балла – если дано определение понятия «творчество» и пример его проявления в учебе. 1 балл – если дано определение без примера. 0 баллов – если нет определения.

2. За каждое отличие – 1 балл.

речь, умение изготавливать орудия труда, способность к творчеству, прямохождение, способность действовать по плану, фантазия, сознание, хорошо развитый мозг.

3. 2 балла – если дано определение «наследственности» и перечислены не менее двух признаков. 1 балл – если дано определение без признаков.

0 баллов – если нет определения.

30-38 баллов – отлично

25-29 баллов – хорошо

20-24 балла – удовлетворительно

Менее 20 баллов – неудовлетворительно.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Демина Надежда АлександровнаНаписать 9075 07.02.2018

Номер материала: ДБ-1133851

  • Обществознание
  • 6 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    07.02.2018 448
    07.02.2018 384
    07.02.2018 1016
    07.02.2018 2723
    07.02.2018 1322
    07.02.2018 373
    07.02.2018 660
    07.02.2018 557

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вариант-I

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1.Учёные-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм и проявлений

2)единство живой и неживой природы

3)обособившуюся от природы часть мира

4)неотъемлемую часть природы

А2.Игра,в отличие от других видов деятельности, предполагает

1)преобразование природной среды

2)наличие воображаемой обстановки

3)передачу определённой информации

4)общение с другими людьми

А3.Какой пример характеризует человека как личность?

1)У Марины светлые волосы и зелёные глаза.

2)Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение.

3)Серёжа быстро устаёт во время футбольных тренировок.

4)Для Васи важно, чтобы одноклассники его уважали.

А4.Варны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А.Причиной конфликтов между людьми чаще всего является нежелание прислушиваться к чужому мнению.

Б.Разрешить межличностный конфликт мирным путём, как правило, невозможно.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А5.Принцип: «В общении думай, в первую очередь, не о своей выгоде, а о благе другого человека»-относится к сфере

А6.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А.В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества

Б.В современном мире возрастает степень ответственности учёных за последствия их деятельности

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны

А7.Существуют различные значения понятия «экономика».Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство» ?

1)законы функционирования рынка информационных услуг

2)оказание населению услуг в центре бытового обслуживания

3)расчёт изменения спроса на моющие средства

4)прогноз развития добывающей отрасли

А8.Обязательные невозвратные платежи в пользу государства, осуществляемые плательщиками на основании закона, обозначают понятием

1) «доходы» 3) «расходы»

2) «затраты» 4) «налоги»

А9.Швейное предприятие нанимает 20 работников, каждый из которых трудится 8 часов в день. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

1)наличие автоматизированного контроля качества

2)высокий спрос покупателей на продукцию предприятия

3)стажировка работников в известной зарубежной фирме

4)пошив 20-25 блузок в течение часа

А10.Верны ли следующие суждения о формах денег?

А.Электронные деньги облегчают финансовые операции.

Б.В современной экономике электронные деньги весьма популярны.

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4)оба суждения неверны

А11.К социальным группам ,выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)

А12.В качестве одного из видов конфликтов учёные выделяют «конфликт принадлежности» ,когда человек одновременно входит в две группы, соперничающие между собой. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?

1)Хоккеист столичного клуба К. Играет против команды своего родного города.

2)Подруги И. И Н. Поссорились из-за того, кто из них будет выступать с презентацией проекта.

3)Супруги М. Не смогли договориться, как провести выходные.

4)Правозащитник С. Выступил против решения правительства.

А13.Верны ли следующие суждения о семье?

А.Семья регулирует поведение своих членов.

Б.Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14.Что характеризует демократический режим?

1) командно-административные методы управления

2) всесторонний контроль государства над жизнью общества

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

А15.В государстве Z выборный глава государства выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления в государстве Z?

1) абсолютная монархия

2) конституционная монархия

3) парламентская республика

4) президентская республика

А16. Верны ли следующий суждения о политических партиях?

А. Целью политической партии является реализация интересов определенных социальных групп.

Б. Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах.

1) верно только А 3) верны ба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания

В1.На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной экономики. Сравните эти два типа экономических систем, упомянутые в условии задания- рыночную и командную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

2) специализация отраслей хозяйства

3) обеспечение свободной конкуренции товаров производителей

4) многообразие форм собственности

Черты сходства Черты отличия

В2.Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

А)ссора подруг 1)формальные

Б)собеседование при приеме на работу 2)неформальные

В)разговор ученика с завучем школы

Г)дружеская беседа соседей

Д)интервью политика государственному телеканалу

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д

В3. Прочтите приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

(А) Добро всегда предполагает единство намерения совершать поступок и результата ( действия). (Б) Благие побуждения, не проявившиеся в действиях, еще не стали реальным добром. (В) Вот почему, по нашему мнению, хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов, нельзя считать в полной мере добром.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

А Б В

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные а основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относятся стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5-7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе- это сила, с которой группа действует на своего члена.

( Адаптировано по материалам

энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2.Что,по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.

С3.Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.

С4.С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему учёные уделяют большое внимание изучению малой группы. Выскажите три предположения.

С5.Семья В. Состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме .Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведёт домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?

С6.Автор теста утверждает, что главное «в малой группе- это сила, с которой группа действует на своего члена».

С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по два «плюса» и «минуса» такого воздействия.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

А1. Совокупность социально значимых качеств человека обозначают понятием

А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. обществом называют всех людей, ныне живущих на земле.

Б. обществом называют исторические периоды развития человечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А4. Науке свойственно

1) стремление к объяснению событий и явлений

2) обращение к сверхъестественным силам

3) образное отражение действительности

4) использование обрядов и ритуалов

А5. Принцип: «Спешите делать добро!» - относится к сфере

А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. произведения искусства неодинаково воспринимаются и оцениваются разными людьми.

Б. произведения искусства обращены к эмоциям, переживаниям человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?

1) производство косметических средств

2) прогнозирование цен на энергоресурсы

4) постепенное обесценивание денег

А8. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране Я осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление, отразилось в данном примере?

А9. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны перевели организации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа

2) средство обмена

3) средство накопления

А10. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. в рыночной экономической системе преобладает централизованное распределение ресурсов.

Б. в командной (плановой) экономике необходимый минимум жизненных благ гарантирован государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А11. К этническим группам относится

А12. Мать троих несовершеннолетних детей А. обратилась в органы ЗАГСа для расторжения брака со своим супругом, являющимся отцом ее детей. Какое обстоятельство делает возможным подобную процедуру развода?

1) согласие обоих супругов на расторжение брака

2) пятилетнее тюремное заключение супруга А.

3) отсутствие у супругов взаимных имущественных претензий

4) согласие супругов в определении проживании детей

А13. верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.

Б. социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А14. Для какого политического режима характерны свободные выборы в органы государственной власти, уважение прав человека?

А15. распространила свою власть на некоторую территорию. она обеспечивает безопасность правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. данная организация - это

2) политическая партия

3) общественная организация

А16. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политической властью обладает только государство.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А17. Что отличает Конституцию от других законов государства?

1) высшая юридическая сила

2) обеспечение принудительной силой государства

3) обязательность исполнения

4) письменная форма

А18. Высшим органом исполнительной власти в РФ является

1) Федеральное Собрание РФ

2) Генеральная Прокуратура РФ

3) Государственная Дума РФ

4) Правительство РФ

А19. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?

1) право на жизнь

2) право знать своих родителей

3) право жить и воспитываться в семье

А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных отношений и организаций граждан в различных сферах.

Б. Гражданское общество требует высокого уровня правовой культуры граждан, осознания ими своей ответственности за принимаемые решения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

В1. В приведенном списке указаны сходные проявления задатков и таланта человека и отличия проявлений задатков от таланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) способности человека

2) получение принципиально новых результатов деятельности

3) успешность в какой-либо деятельности

4) нахождение нестандартных способов деятельности

В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль бучения вы выберите в старшей школе?». Ррезультаты опроса приведены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы. найдите в приведенном списке выводы. которые можно сделать на основе таблицы. и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) больше девочек, чем мальчиков, выбирает социально-экономический профиль

2) среди обеих групп опрошенных наиболее популярен социально-гуманитарный профиль

3) приблизительно одинаковое колличнство мальчиков выбирает социально-экономический, математический и естественно-научный профиль

4) девочки выбирают математический профиль чаще, чем естественно-научный

5) менее двух третей опрошенных девочек выбирает социально-гуманитарный профиль

В3. Установите соответствие между примером и структурным элементом налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕР СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГА

А) гражданин 1) объект налога

Д) наследуемое имущество

Запишите в таблицу выбранные цифры

В4. Установите правильную последовательность этапов формирования Правительства, согласно Конституции РФ.

1) Представление Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственной Думе.

2) Консультации Председателя Правительства с Президентом о структуре и составе Правительства

3) Консультации кандидата на пост Председателя Правительства с партийными фракциями в Государственной Думе

4) Вступление нового Президента в должность.

5) Указ Президента о назначении членов Правительства

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как

5) весь мир в многообразии его форм и проявлений

6) единство живой и неживой природы

7) обособившуюся от природы часть мира

8) неотъемлемую часть природы

А2. Какой пример характеризует человека как личность?

1) у Марины светлые волосы и зеленые глаза

2) Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение

3) Сережа быстро устает во время футбольных тренировок

4) для Васи важно, чтобы его уважали одноклассники

А3. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах

А. причиной конфликтов между людьми чаще всего выступает нежелание прислушиваться к чужому мнению

Б. Разрешить межличностный конфликт мирным путем. как правило, невозможно.

5) верно только А

6) верно только Б

7) верны оба суждения

8) оба суждения не верны

А4. Процесс приобщения к знаниям о мире, накопленным предыдущим поколениями, называется

А5. Принцип: «В общении думай, в первую очередь, не о своей выгоде, а о благе другого человека» - относится к сфере

А6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества.

Б. В современном мире возрастает степень ответственности ученых за последствия их деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) законы функционирования рынка информационных услуг

2) оказание населению услуг в центре бытового обслуживания

3) расчет изменения спроса на моющие средства

А8. После проведения правительством экономической реформы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный пример отражает ситуацию на рынке

А9. нанимает 20 работников, каждый из которых трудится 8 часов в день. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

1) наличие автоматизированного контроля качества

2) высокий спрос покупателей на продукцию фирмы П.

3) стажировка работников в известной зарубежной фирме

4) пошив 20-25 блузок в час

А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция представляет собой не обоснованный повышением качества рост цен на товары и услуги.

Б. Инфляция связана с наличием в стране избыточного объема денежной массы – «лишних» денег, не обеспеченных товарами и услугами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А11. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)

А12. В качестве одного из видов конфликтов ученые выделяют «конфликт принадлежности», когда человек одновременно входит в две группы, соперничающие между собой. Какая ситуация иллюстрирует этот вид конфликта?

1) хоккеист столичного клуба К. играет против команды своего родного города

2) подруги И. и Н. поссорились из-за того, кто их них будет выступать с презентацией проекта

3) супруги М. не смогли договориться. как провести выходные

4) правозащитник С. выступил против решения правительства

А13. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение своих членов.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А14. Что характеризует демократический режим?

2) всесторонний контроль государства над жизнью общества

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

А15. В государстве К. президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства?

1) абсолютная монархия

2) конституционная монархия

3) парламентская республика

4) президентская республика

А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Целью политической партии является реализация интересов определенных социальных групп.

Б. Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А17. Какое учреждение призвано осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?

А18. Президент, в соответствии с Конституцией РФ

1) является высшей судебной инстанцией

2) объявляет войны и заключает мирные договоры

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики

А19. Ученик одиннадцатого класса решил сорвать проведение итоговой контрольной работы по химии. Он позвонил в милицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Школьник совершил

2) уголовное преступление

3) дисциплинарное нарушение

А20. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает все совокупностью прав.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства. а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

2) специализация отраслей хозяйства

3) обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей

4) многообразие форм собственности

В». В стране Z. социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?».

Результаты опроса представлены в таблице.

Тот, кто больше зарабатывает

Все члены семьи сообща

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, по которыми они указаны.

1) среди женщин более популярно. чем среди мужчин, мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж

2) наиболее популярно среди обеих групп опрошенных мнение о том, что все члены семьи должны сообща распоряжаться семейным бюджетом

3) среди мужчин более популярно, чем среди женщин, мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен тот, кто больше зарабатывает

4) наименее популярно среди всех опрошенных мнение о том, что муж должен распоряжаться семейным бюджетом

5) среди опрошенных женщин вторым по популярности является мнение о том, что жена должна распоряжаться семейным бюджетом

В3. Установите соответствие между примером и типом межличностных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце. подберите позицию из второго

ПРИМЕР ТИП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

Б) собеседование при приеме на работу 1) формальные

В) разговор ученика с завучем школы 2) неформальные

Г) дружеская беседа соседей

Д) интервью политика государственному телеканалу

Запишите в таблицу выбранные цифры

В4. Укажите правильную последовательность действий граждан при подписании договора об оказании услуг

1) выразить согласие соблюдать условия договора

2) удостовериться, что другая сторона уполномочена подписать договор

3) прочитать текст договора

4) поставить подпись под договором

проверить правильность указанных в договоре личных данных сторон

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Способность к интеллектуальной деятельностиСпособность к интеллектуальной деятельности

  • речь
  • разум
  • эмоция
  • инстинкт
Вопрос 2

Вид деятельности, мотив которой заключен не столь­ко в ее результатах, сколько в самом процессе

  • учение
  • труд
  • общение
  • игра
Вопрос 3

Верны ли следующие суждения о потребностях:

А. Духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей.

Б. Потребности человека невозможно удовлетворить полностью.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба ответа верны
  • нет верного ответа
Вопрос 4

Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:

А. Жизненный успех зависит от здоровья, способностей и умений человека.

Б. Каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба ответа верны
  • нет верного ответа
Вопрос 5

Какое суждение о труде ремесленника правильно

  • в наше время труд ремесленника никому не нужен
  • изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по шаблону
  • ремесленные изделия в наши дни можно встретить только в музее
  • изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят
Вопрос 6

Установите соответствие между терминами и их опре­делениями. К каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определение

A. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей жизни

Б. Способность живого существа воспринимать внешнее воздействие

B. Внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент

  • 1-А 2-Б 3-В
  • 1-Б 2-В 3- А
  • 1-В 2-А 3-Б
Вопрос 7

Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум».

Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  • интеллект
  • мышление
  • эрудиция
  • потребность
  • сознание
Вопрос 8

Верны ли следующие суждения:

А. Умозаключение — высказывание, содержащее определенную мысль.

Б. Сужде­ние — вывод из нескольких логически связанных мыслей

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба ответа верны
  • нет верного ответа
Вопрос 9

Соотнесите сферы жизни общества и относящиеся к ним примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Сфера жизни общества

1) политическая сфера

А) помощь многодетным семьям деятельность

2) экономическая сфера

Б) открытие художественной выставки

3) социальная сфера

В) развитие малого бизнеса

4) духовная сфера

Г) Государствен­ной Думы

  • 1-А 2-Г 3-В 4-Б
  • 1-Б 2-В 3-Г 4-А
  • 1-Г 2-В 3-А 4-Б
Вопрос 10

Запишите слово, пропущенное в схеме


Вопрос 11

Как называется нужда человека в чем-либо

  • способности
  • талант
  • ценности
  • потребности
Вопрос 12

Какой пример характеризует человека как личность

  • для Олега важно, чтобы одноклассники его уважали
  • у Марины светлые волосы и зелёные глаза
  • Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение
Вопрос 13

Деятельность человека направлена на

  • приспособление к окружающему миру
  • преобразование окружающего мира
  • создание существующих в природе вещей
Вопрос 14

Выберите несколько вариантов ответа. Что из перечисленного относится к биологическим чертам человека

  • необходимость общения
  • коллективный труд
  • общение
  • речь
  • потребность в пище, воде
  • прямохождение
Вопрос 15

Укажите три основные отличия человека от животного

  • производство орудий труда и использование их в ходе деятельности
  • независимость поведения
  • обладание мышлением и речью
  • целесообразная деятельность
  • забота о потомстве
Вопрос 16

Верны ли суждения о деятельности:

А. Человек занимается разнообразной деятельностью.

Б. Цель определяет действия человека.

  • верно только А
  • верно только Б
  • оба ответа верны
  • нет верного ответа
Вопрос 17

Совокупность качеств человека, которые он приоб­ретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и об­щении с другими людьми

  • индивид
  • личность
  • индивидуальность
  • человек
Вопрос 18

Создание человеком чего-то нового, ценного для всех

  • учеба
  • общение
  • труд
  • творчество
Вопрос 19

Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время

  • хобби
  • просмотр телепередач
  • игра
  • спорт
Вопрос 20

А. Человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое.

Татьяна работает продавцом в магазине. Она вежливый и ответственный человек. В свободное время она изучает иностранный язык и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Татьяну, прежде всего, как

В задании перечислены социально-значимые характеристики Татьяны (работа продавцом, вежливость и т.д.), следовательно дана ее характеристика как личности.

Правильный ответ указан под номером 3.

Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется

1) личный авторитет

2) этническая принадлежность человека

3) престиж семьи

4) социальный статус личности

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ярослав — высокий, атлетического телосложения юноша, с правильными чертами лица, голубыми глазами, светловолосый. Всё это характеризует его как

Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого

Правильный ответ указан под номером 3.

Автор утверждает, что «безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий». Приведите два объяснения данного утверждения.

Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры — быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т. е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

(Адаптировано по Б. Свешникову.)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:

1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры;

2) регламентация взаимоотношений между людьми социальными нормами;

3) обеспечение индивидуальные интересы людей моралью;

4) отличительные особенности морали;

5) элементы нравственной культуры личности.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

В чем по мнению автора основное предназначение нравственной культуры? Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности? Укажите четыре элемента. Чем, согласно тексту регламентируются взаимоотношения между людьми?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос: предназначение нравственной культуры — быть регулятором человеческих отношений.

2. Ответ на второй вопрос:

— нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д.);

— нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности);

3. Ответ на третий вопрос: социальные нормы.

Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Отличие: мораль опирается на неофициальные санкции.

— пассажиры сделали замечания молодому человеку, который не желая уступать место старушке, притворился спящим.

— мама отругала сына и запретила ему неделю пользоваться интернетом, после того как случайно заметала, как в разговоре с приятелем он нецензурно выражался.

1) В некоторых ситуациях действующие правила поведения могут идти в разрез с желаниями индивида; он будет вынужден следовать социальным нормам, а не собственным желаниям и интересам, иначе к нему будут применены негативные социальные санкции.

2) Правила поведения навязывают индивиду определенный стандарт поведения, которому он должен следовать, нравится ему это или нет.

3) Индивид вынужден менять свое поведения, следую сложившимся в данном обществе правилам поведения, вне зависимости от своего личного отношения к данным нормам.

Могут быть приведены другие объяснения.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

(Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)

Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией. Какую характеристику дает автор изменениям, происходящим в подростковом возрасте? Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос:

— специальные юридические уложения;

— прекращения выполнения детьми значимой экономической функции;

— обязательно посещение школы;

— законы о детском труде.

2. Ответ на второй вопрос: революционные.

3. Ответ на третий вопрос:

— Подростки неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.

— Основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности.

Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.

В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:

1. Подростки неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.

2. Основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности.

С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.

В правильном ответе должны быть приведены объяснения, например:

1) значимость для общества проблемы формирования личности подростков;

2) общество волнует проблема негативного влияния извне на подростков;

3) в современном обществе приобрели особую остроту различные системы ценностей подростков и взрослых.

Могут быть приведены иные объяснения.

Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

В правильном ответе могут содержаться следующие элементы:

1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией.

2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.

В случае согласия может быть указано, что:

а) круг друзей часто складывается из людей, близких к семье;

б) выбор друзей происходит на базе ценностей, заложенных в семье.

В случае несогласия может быть указано, что:

а) в подростковом возрасте часто выбирают друзей из противоречия родителям;

б) круг интересов подростков подвержен расширению и изменению, часто у подростков появляются друзья с совсем иными взглядами, чем у их родителей.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) превращение подростков в реальную социальную категорию;

2) содержание подросткового периода;

3) проблемы несформировавшейся личности;

4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией. Какую характеристику дает автор изменениям, происходящим в подростковом возрасте? Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.

По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

(Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)

Читайте также: