Какой длины была борода царя пантелея

Опубликовано: 17.09.2024

  • Боевики
  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детская литература
  • Документальная литература
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другое
  • История
  • Классика
  • Любовные романы
  • Мистика
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Наука, Образование
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Триллеры
  • Ужасы
  • Фантастика
  • Философия
  • Фольклор
  • Фэнтези
  • Юмор

- Веселитесь, дорогие гости, - приговаривает царь Горох, - да меня, старика, лихом не поминайте. Кабы не мое толстое брюхо, так я бы показал вам, как надо веселиться. Устарел я немного, чтобы удаль свою показывать. Вот, спросите царицу Луковну, какой я был молодец. Бывало, никто лучше меня на коне не проедет. А из лука как стрелял - раз как пустил стрелу в медведя и прямо в левый глаз попал, а она в правую заднюю ногу вышла.

Царица Луковна вовремя дернула за рукав расхваставшегося мужа, и царь Горох прибавил:

- То бишь, это не медведь был, а заяц.

Тут царица Луковна дернула его опять за рукав, и царь Горох еще раз поправился:

- То бишь, и не заяц, а утка, и попал я ей не в глаз, а прямо-прямо в хвост. Так, Луковна?

- Так, так, царь Горох, - говорит царица. - Вот какой был удалый.

Расхвастались и другие витязи и богатыри, кто как умел. А больше всех расхвастался царь Пантелей.

- Когда я был молодой - теперь мне борода мешает, - так я одною стрелой убил оленя, ястреба и щуку, - рассказывал старик, поглаживая бороду. - Дело прошлое, теперь можно и похвастаться.

Пришлось царице Луковне дернуть за рукав и брата Пантелея, потому как очень уж он начал хвастаться. Смутился царь Пантелей, заикаться стал:

- Да я. я. Я прежде вот как легок был на ногу: побегу и зайца за хвост поймаю. Вот хоть царя Гороха спросите.

- Врешь ты всё, Пантелей, - отвечает царь Горох. - Очень уж любишь похвастать. да. И прежде хвастал всегда и теперь хвастаешь. Вот со мною действительно был один случай. да. Я верхом на волке целую ночь ездил. Ухватился за уши и сижу. Это все знают. Так, Луковна? Ведь ты помнишь?

- Да будет вам, горе-богатыри! - уговаривала расходившихся стариков царица. - Мало ли что было. Не всё же рассказывать. Пожалуй, и не поверят еще. Может быть, и со мною какие случаи бывали, а я молчу. Поезжайте-ка лучше на охоту.

Загремели медные трубы, и царская охота выступила со Стоянки. Царь Горох и царь Пантелей не могли ехать верхом и тащились за охотниками в колымаге.

- Как я прежде верхом ездил! - со вздохом говорил царь Горох.

- И я тоже. - говорил царь Пантелей.

- Лучше меня никто не умел проехать.

- Ну, уж это ты хвастаешь, Пантелей!

- И не думал. Спроси кого угодно.

- И все-таки хвастаешь. Ну, сознайся, Пантелеюшка: прихвастнул малым делом?

Царь Пантелей оглянулся и шепотом спросил:

Царь Горох оглянулся и тоже ответил шепотом:

- Чуть-чуть прибавил, Пантелеюшка. Так, на воробьиный нос.

- И велик же, должно быть, твой воробей!

Царь Горох чуть-чуть не рассердился, но вовремя вспомнил, что нужно быть добрым, и расцеловал Пантелея.

- Какие мы с тобой богатыри, Пантелеюшка. Даже всем это удивительно! Куда им, молодым-то, до нас.

Босоножка пасла своих гусей и видела, как тешится царь Горох своею охотой. Слышала она веселые звуки охотничьих рогов, лай собак и веселые окрики могучих богатырей, так красиво скакавших на своих дорогих аргамаках. Видела Босоножка, как царские сокольничьи бросали своих соколов на разную болотную птицу, поднимавшуюся с озера или с реки, на которой она пасла своих гусей. Взлетит сокол кверху и камнем падет на какую-нибудь несчастную утку, только перышки посыплются.

А тут отделился один витязь от царской охоты и несется прямо на нее. Перепугалась Босоножка, что его сокол перебьет ее гусей, и загородила ему дорогу.

- Витязь, не тронь моих гусей! - смело крикнула она и даже замахнулась хворостиной.

Остановился витязь с удивлением, а Босоножка узнала в нем того самого, который понравился ей больше всех.

За лесами и горами,
Средь нехоженых дорог,
За сожженными мостами,
Притаился теремок.

В заповедном сне забылся,
Под баюканье рябин,
Мхом порог и тес покрылся,
Видно - лодырь господин.

Дверь открыть – тугое дело!
Ставни плотно заперты.
Из трубы дымок несмелый
Тщится встретить высоты.

В горнице на длинной лавке
Шубой старою укутан,
Дед косматый, сон свой сладкий
Наблюдает по минутам.

Гол осенний лес в округе.
На земле листва ковром.
Леший, разве на досуге,
Посетит забытый дом.

Долго будит лежебоку,
Только деда не поднять:
Старцу спать еще до сроку,
Сон свой старцу не унять.

Дед еще во сне дерется,
Гостя валенком огрел.
Леший вскоре уберется -
Гость забыл, чего хотел.

Кинет дров лешак в печурку,
И нашепчет про зарок.
Дед на нос задрал тужурку -
Спит сердяга, как сурок.

Лес притих, снега ведь скоро,
Рой березок на бугре,
Но не слышно разговоров
В запоздалом ноябре.

Разве, лист еще кружится,
Ветром северным поднятый,
Деду очень даже спится,
Бороду задрал лопатой.

Рассыпает храпа трели,
Ходит терем ходуном.
Под окном уснули ели
И калина спит кустом.

Зверь в чащобе затаился,
Кот у лавки тоже спит,
Вдоволь молока напился
И храпит, храпит, храпит

На стенных часах кукушка
Все проспала и молчит.
Даже пухлая подушка
Под мохнатым ухом спит.

Слуги спят, кто, где приткнулся,
На полу, на сундуке.
А дворецкий растянулся -
Щеку давит в гамаке.

Кто же этот соня царский?
Кто нагнал сон на округу?
Сон осенний, сон кесарский
Для кого теперь на руку?

Царь сей - друг царя Гороха,
Знаменитый государь!
Наш сосед страны с востока,
Снов волшебных добрый царь.

Царство сна и лежебоки,
Пантелеева царя,
Не тревожит на востоке,
Вновь восставшая заря.

Среди многих персонажей русских сказок, царь Пантелей занимает особенное место вместе со своим другом царем Горохом. Два старых враля, постоянно выдумывают разные небылицы, про свои похождения в молодости, при чем, врет Горох, а Пантелей ему поддакивает и украшает рассказ небывалыми подробностями. Жена царя Гороха, царица Луковна регулярно ловит старых болтунов на их побасенках, да только друзья постоянно выкручиваются из любых ситуаций, оставляя Луковну с носом. Эти два милых чудака постоянно воюют с Грибным царем производя страшную пальбу из всех орудий. Гороховая каша в компании с грибами представляет из себя гремучую смесь, от чего в одной горнице с любителями этого блюда находиться не рекомендуется. В старые времена, хозяйка в сезон, добавляла грибы в любое блюдо, но каша из гороха с грибами явление особенное. Беда царя Гороха в одном: царь Пантелей союзник ненадежный - в самый разгар битвы он засыпал от старости.
Тем не менее, времена правления этих русских царей, в памяти народа остались как времена народного счастья и покоя на Русской земле. У обоих царей есть исторические прототипы. Это цари- братья Георгий Данилович (Георгий Победоносец) и Иван Данилович (Калита или царь-халиф) Рюрики, трудами которых и было создано великое Русское государство.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило - следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы - пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Бородовые знаки, отчеканенные во времена правления Петра I, известного борца с бородами и усами, сейчас являются желанной добычей для коллекционеров. Многие их них были переплавлены через три года после смерти царя-реформатора, а сегодня на нумизматическом рынке, в основном, представлены более поздние новоделы.

Спасти и сохранить

Бородовой знак, или, как его еще называют, бородовая копейка, – это металлическая «квитанция», свидетельствующая об оплате «бородовой пошлины», которая взималась с желающих сохранить растительность на лице, а именно – драгоценные бороды и усы.

В наши дни история появления этого знака кажется довольно курьезной. Однако во времена Петра вопрос о бритье бород стоял очень остро, и дело иногда заканчивалось трагедиями и даже народными бунтами.

А все потому, что царь в 1699 году издал указ, согласно которому разрешалось надевать иноземное платье немецкого покроя, но главное – брить обязательно бороды и усы и даже носить парики.

Борода дороже жизни

Для Петра с его западными воззрениями «голый вид» лица был делом самым обычным – он и сам брился, и вокруг него в Немецкой слободе все иноземцы ходили бритыми. А вот русский люд взбунтовался. И вовсе не потому, что гладко выбритое лицо – это некрасиво и холодно. А потому, что царь покусился, по сути, на святое.

В старом русском обществе считалось, что Бог создал людей по образу и подобию своему. Причем, мужчины оказались более подобны божьему обличию, так как Бог на всех святых иконах представал бородатым. Поэтому ношение бород у мужского населения всегда воспринималось не только как признак мужественности, но и как признак религиозности.

Особенно важны бороды стали во времена царя Ивана Грозного. Иван Васильевич считал даже слегка подровненные бороды признаком неприятия христианского Бога. И в 1550 был издан специальный указ, по которому бритье бороды считалось очень серьезным преступлением, за которое отлучали от церкви. А могли и жизни лишить, если попадешься под горячую руку царских опричников.

С ножницами наперевес

Можно представить, какое возмущение поднялось по всей Руси-матушке, когда Петр объявил об обязательном бритье растительности на лице. Противники бритья бород считали, что ходить на людях «с босым рылом» – смертельный позор и богопротивное дело. По стране прокатилась волна народных бунтов. Бриться народ отчаянно не хотел и старался от этого уклониться любыми способами.

Царь Петр вместо того, чтобы к народным чаяниям прислушаться и поддаться воле многочисленных бунтовщиков, распорядился создать отряд цирюльников из солдат, прежде бывших в его «потешных» войсках, которые отлавливали на улицах русских городов всех небритых и овечьими ножницами остригали им бороды. А заодно и одежду укорачивали, если она была на русский манер длиннополой.

Окаянная грамота

Обстановка в русском обществе накалилась до предела. И неизвестно, чем бы закончилась борьба царя с народными бородами, если бы в чью-то умную голову не пришла мысль извлечь из трагической борьбы с бородами финансовую выгоду.

Так в 1705 году появился царский указ, где разрешалось ходить с бородами, но за особую плату – «бородовую пошлину», прозванную в народе «окаянной грамотой». Уплатившему в государственную казну нужную сумму выдавался специальный бородовой знак.

Плата за него была совсем немаленькой, хотя размер ее определялся принадлежностью к тому или иному разряду. Больше всего за удовольствие носить бороду должны были заплатить царедворцы, городовые дворяне и высшие чины. «Бородовая пошлина» для них составляла поистине астрономическую по тем временам сумму – 600 рублей!

Гораздо меньше, но все равно очень много, – 100 рублей – платили купцы. Простые горожане должны были раскошелиться на 60 рублей. Для всех прочих – от мелких чиновников до слуг, извозчиков и ямщиков, а также приезжих, сумма бородовой «мзды» составляла 30 рублей. Повезло только крестьянам – у себя в деревнях они могли ходить с бородой совершенно бесплатно. С 1715 года «тариф» изменился и стал 50 рублей для всех категорий. Полностью пошлину отменили лишь в 1772 году.

Деньги взяты

Бородовые знаки 1705 года – это медные кругляки, похожие на монеты. Их размер соответствовал тогдашней копейке, а весили они от 4,5 до 5,2 грамма. В отличие от копейки они имели приспособление, которым крепились к одежде как значок.

По аверсу и реверсу у первых бородовых знаков шла окантовка из продолговатых точек. На лицевой стороне была отчеканена надпись «Деньги взяты», а под ней изображался рисунок носа, бороды и усов. На оборотной стороне был изображен двуглавый орел и год выпуска, написанный буквами в кириллице – «҂АѰЕ».

Однако бородовые знаки 1705 года не были самыми первыми. Оказывается, более ранние были отчеканены еще в 1699 году, скорее всего, в очень ограниченном количестве. Потому что долгое время у историков имелся всего один экземпляр бородового знака того времени, хранившийся в Эрмитаже. На этом знаке можно было различить надпись «СЗГо ГОДУ», а на обороте была отчеканена борода с надписью над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ».

Второй бородовой знак, датируемый 1699 годом, обнаружили лишь в 2018 году в Пскове. Правда, даже после этой сенсационной находки бородовые знаки 1699 года некоторые специалисты считают антикварной подделкой.

Есть надчеканы

Бородовые знаки различаются наличием или отсутствием надчеканов с широкой и узкой бородой, а также несколькими вариантами штемпеля надчекана. Более дорогим и редким считается знак с широкой бородой.

Скорее всего, надчеканы появились для обозначения продления срока службы знака еще на год. Ставились они исключительно в Москве, в Пробирной палате.

После смерти Петра, начиная с 1725 года, бородовые знаки чеканились из меди и серебра. Они были ромбической формы. На лицевой стороне у них имелась надпись «С бороды пошлина взята», а обратная сторона была гладкой. По гурту шла чеканная подпись «Борода лишняя тягота». Видимо, и здесь не обошлось без государственной пропаганды.

Некоторое время бородовые знаки даже использовались в качестве платежного средства, отсюда и их второе название – «бородовая копейка». Но при Екатерине II война с растительностью на лице завершилась. Русские люди уже привыкли брить бороды, и бородовые знаки стали не нужны. Указ об их отмене издали в 1772 году.

Новоделы и подделки

Но в 19-м веке бородовые знаки вновь увидели свет. Правда, это были новоделы – новое увлечение русской знати, которая стала обзаводиться собственными коллекциями монет. Новоделы бородовых знаков чеканились на столичном монетном дворе в Санкт-Петербурге по новым штемпелям. От оригиналов они отличаются другой чеканкой герба и шрифтов, окантовкой и расположением носа. Как правило, новоделы чеканились из латуни, меди, серебра и даже золота, а по диаметру соответствовали оригиналу.

Бородовые знаки также неоднократно подделывались. Как правило, антикварные подделки выделяются узорчатым ободом. Некоторые из них имеют даже надчекан для обмана коллекционеров. Наткнуться на подделку бородового знака, копию или новодел 19 века в наше время очень легко – слишком много их предлагается на антикварных рынках.

На сегодняшний день настоящие оригинальные бородовые знаки стоят недешево. С надчеканами – еще дороже. Цена самых редких экземпляров хорошего качества может превышать 100 тысяч рублей.

Читайте также: