Какое право земского начальника по отношению к волосяному сходу зафиксировано в данном отрывке

Опубликовано: 17.09.2024

Положение о земских начальниках - один из символов правления Александра III, описываемых обычно понятием "контрреформы". Символ тем более яркий, что даже далёкий от оппозиционности, назначаемый царём Государственный совет большинством в две трети голосов высказался против этого закона.
Ещё в самом начале своего царствования, в декабре 1881 года, преемник царя-реформатора издал указ о переходе на выкуп всех крестьян, кто ещё не заключил с помещиками выкупные договоры. Таким образом, временнообязанные крестьяне в России перестали существовать - а значит, "попечительная" власть помещиков и мировых посредников, описание которой занимает столь видное место в Положениях 1861 года, должна была окончательно исчезнуть. Таким образом, самостоятельность крестьян увеличивалась. В то же время, логика политического развития страны была как раз обратной и подразумевала усиление государственного контроля во всех отраслях. Восстановление "близкой к народу твёрдой правительственной власти" стало лишь вопросом времени.
12 июля 1889 года император удостоил "высочайшего утверждения" четыре взаимосвязанных документа. Подобно Положениям 19 февраля 1861 года, они распространялись лишь на территорию Европейской России за исключением национальных окраин и севера, свободного от крепостного права. Это "Положение о земских участковых начальниках", "Правила об устройстве судебной части в местностях, в коих введено означенное Положение", "Временные правила о волостном суде в тех же местностях" и "Правила о порядке приведения в действие Положения о земских участковых начальниках". Уже из приведённого перечня видно, что введение земских начальников означало перемены не только в положении крестьян, но и в судебной области. Прочитав выдержки из Положения и сопутствующих документов, необходимо разобраться, какие должности исчезли, и к кому перешли соответствующие полномочия.
Основное внимание при изучении предлагаемых документов следует уделить объёму полномочий, полученных новым крестьянским начальством. Современники-либералы иной раз именовали введение земских начальников возвращением крепостного права. Понятно, что это риторическое преувеличение. Тем не менее, полезно сопоставить права помещиков до 1861 года, помещиков при временнообязанном положении, мировых посредников и земских начальников. Кто из них располагал большей судебной и административной властью по отношению к органам крестьянского самоуправления и суда?
Для твёрдой ориентировки в вопросе о земских начальниках в частности и в "Контрреформах" в целом необходимо, помимо названного, представлять их "портрет" (кто мог занять эту должность) и место в системе власти Российской империи.

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.
2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, кои поименованы в особом росписании […]
3. Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком, на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов. […]
5. В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник. […]
6. На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы:
1) Лица, прослужившие в губернии не менее трёх лет в должности Предводителя дворянства [1].
2) Местные и потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственно испытание, или же прослужили в губернии не менее трёх лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Судьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жёны или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание… или другим недвижимыми имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей. […]
13. На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор… избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда… Об избранных… кандидатах Губернатор представляет Министру Внутренних Дел […]
14. Министр Внутренних Дел утверждает в должностях тех… кандидатов, к назначению которых на должности Земских Начальников не встречает препятствий. […]
23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручениям Губернатора или Губернского Присутствия. […]
25. Земский Начальник имеет право дополнить представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые Начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе. […]
28. Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. […]
29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадёжных волостных и сельских писарей.
30. Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах доверенного ему участка.
31. Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его, вместе с своим заключением, на рассмотрение Уездного Съезда. […]
36. На Земского Начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ, если он с сими приговорами согласен, и представление оных на рассмотрение Уездного Съезда, с своим заключением, в тех случаях, когда признает невозможным согласиться с содержащимися в приговорах распоряжениями. […]
44. Земский Начальник открывает избирательные Сельские Съезды для избрания гласных Уездного Земского Собрания от крестьянского сословия; утверждает избранных сими Съездами председателей оных и разрешает недоразумения, могущие возникнуть на Съездах при выборе гласных. […]
47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей […]
48. Ведомству Земских Начальников, в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения […]
3) Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей.
4) Все прочие иски не свыше трёхсот рублей […]
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земского Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трёх дней или денежному взысканию не свыше шести рублей. […]
62. Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесённых ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений (ст. 28), а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных должностных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду. […]
83. По делам административным Уездные Съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на Съезде Мировых Посредников […]
88. На Уездный Съезд возлагаются обязанности Съезда Мировых Судей […]
105. Губернское Присутствие состоит, под председательством Губернатора, из Губернского Предводителя дворянства, Вице-Губернатора, Прокурора находящегося в губернском городе Окружного Суда или его Товарища… и двух Непременных Членов. […]
107. …Непременные Члены Губернских Присутствий избираются Губернатором, по совещании с Губернским Предводителем дворянства, из числа местных дворян, удовлетворяющих условиям, указанным в статьях… сего Положения…, причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях Предводителя дворянства, Непременного Члена Губернского или Уездного по крестьянским делам Присутствия, Мирового Посредника, Мирового Судьи или Земского Начальника, - и утверждаются в должностях Высочайшими приказами по Министерству Внутренних Дел [2]. […]
113. В Губернском Присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением Земскими Начальниками губернии и Уездными Съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений. […]

1. В местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках, судебные установления образуются и действуют на основании Судебных Уставов Императора Александра II… и изданных в развитие их узаконений с нижеследующими дополнениями и изменениями […]
2. Участковые и Добавочные Мировые Судьи, а также Мировые Съезды [3], состоят в обеих столицах и городе Одессе […]
4. В губернских и уездных городах (исключая столиц и г. Одессы), а также в других крупных городских поселениях, не входящих в состав Земских Участков…, состоят Городские Судьи. […]
6. Городские Судьи назначаются Министром Юстиции из лиц, удовлетворяющих требованиям… Учреждения Судебных Установлений. […]
14. Ведомству Городских Судей подлежат:
1) дела по спорам искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей; б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение;
2) дела о восстановлении нарушенного владения […];
3) дела о потравах и иных повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей;
4) все прочие иски на сумму не свыше трёхсот рублей[…];
5) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…

1. Волостной Суд состоит из четырёх судей, причём один из них, по избранию Уездного Съезда, назначается председателем. Съезд, если признает нужным, может возложить обязанности председателя на местного волостного старшину.
2. Каждое сельское общество избирает одного кандидата в волостные судьи, причём, однако, общее число избранных лиц должно быть не менее восьми. …Из состава избранных лиц Земский Начальник утверждает четырёх в должностях волостных судей на три года, а остальных назначает кандидатами к ним на тот же срок. […]
3. На должность волостного судьи избираются крестьяне-домохозяева, достигшие тридцати пяти лет от роду, пользующиеся уважением своих односельцев и, по возможности, грамотные. […]
13. Ближайший и непосредственный надзор за всеми Волостными Судами Земского участка возлагается на местного Земского Начальника, который обязан производить не менее двух раз в год ревизию каждого из состоящих в его участке Волостных Судов. […]
30. Жалобы на решение Волостного Суда могут быть приносимы… в течение тридцати дней со дня объявления решения. Жалобы эти приносятся Земскому Начальнику […]
31. Земский Начальник представляет Уездному съезду, в течение двух недель со дня получения: 1) жалобы по делам о тех проступках, за которые виновный приговорён к аресту на время свыше трёх дней либо к телесному наказанию, либо к денежному взысканию свыше пяти рублей, а также по спорам и тяжбам, по которым присуждено более тридцати рублей, и 2) жалобы на все прочие решения в том случае, если они постановлены с нарушением пределов власти Суда или оказываются явно неправосудными.
32. Уездный Съезд, по рассмотрении поступивших от Земского начальника решённых Волостным Судом дел, отменяет решения, постановленные с нарушением подсудности, а по остальным или оставляет в силе решение Волостного Суда, или постановляет новое решение по существу, или же передаёт дело в другой Волостной Суд, для нового рассмотрения и решения. […]

[…] 15. С введением в губернии Положения о Земских Участковых Начальниках упраздняются в ней: а) Губернские и уездные по крестьянским делам присутствия; б) должности Непременных Членов сих установлений…, и в) Съезды Мировых Судей, равно как должности Участковых и Добавочных Мировых Судей, Секретарей и Помощников Секретарей Съездов и состоящих при последних Судебных Приставов в уездах, а также в тех городах, в которых не будут сохранены отдельные городские Мировые Съезды. […]

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. С. 507-535.

1. ЗАКОН О ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНИКАХ 12 ИЮЛЯ 1889 г.

12 июля 1889 г. Александр III утвердил проект закона, в соответствии с которым было введено «Положение о земских участковых начальниках».

Оно не распространялось на Королевство Польское, Правобережную Украину, Белоруссию, Литву, Прибалтику, Кавказ, Сибирь, т. е. на те районы, где либо вовсе отсутствовало помещичье землевладение, либо представителем его являлось дворянство нерусской национальности (см. ПСЗ, 3 собр., т. IX, № 6196).

В 40 губерниях, в которых действовало это «Положение», создавались 2200 земских участков (примерно по 4—5 на уезд) во главе с земскими начальниками. Эти лица, наделённые особыми полномочиями, должны были заменить мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Мировой суд сохранялся только в Петербурге, Москве и Одессе.

Земский начальник назначался из местных потомственных дворян в возрасте не менее 25 лет министром внутренних дел по представлению губернатора и губернского предводителя дворянства.

Он должен был обладать определённым имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 руб.), иметь высшее образование, трёхлетний стаж службы в должности мирового посредника, мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия.

В случае недостатка лиц с указанными данными земскими начальниками могли назначаться личные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы. При этом имущественный ценз для них повышался вдвое. В особых случаях, в обход указанных условий, министр внутренних дел мог назначить земским начальником любого из местных дворян.

Для деревни земский начальник был полновластным распорядителем: и администратором, и судьёй. От него зависела вся деятельность крестьянского самоуправления. Он мог внести на рассмотрение схода любой вопрос и приостановить любое решение схода. Волостной мировой суд, ранее не зависимый от администрации упразднялся. Его права перешли к земскому начальнику. Судьи, как и другие должностные лица волости, назначались земским начальником из предложенных обществом кандидатов. Приговоры судей могли быть им приостановлены, а сами судьи отстранены. Самым тягостным экономически, юридически и морально было для крестьянства право земского начальника налагать штрафы до 6 рублей и подвергать аресту до 3 дней (должностных лиц крестьянского самоуправления — до 5 рублей и 7 дней). Пользуясь этим правом, земские начальники под угрозой штрафов злоупотребляли своей властью. «Для них власть, — как писал А. Ф. Кони, — обращается в сладкий напиток, который быстро причиняет вредное для службы опьянение» (160, т. 3, с. 378). Они подвергали порке крестьян без различия должности, возраста и пола. Заставляли эту «подлую чернь» работать на себя, арестовывали участников схода, голосовавших в неугодном для них направлении, бранью и угрозами унижали человеческое достоинство крестьян, глумились над ними. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Среди их «методов управления» деревней процветали взяточничество, воровство вымогательство, кулачные расправы. Вначале 1890-х гг. в России широкую известность приобрело дело земского начальника Протопопова. Преступления совершались им в сентябре 1890 г. в Харьковском уезде. Протопопову вменялись в вину угроза «бить морды городовым, если они не будут отдавать ему честь», угроза сельскому сходу «перебить половину собравшихся», заявление, что «жалобы будут на морде, а прошение на задней части тела», а также нанесение побоев трём крестьянам и производство незаконных арестов (там же, с. 377—393, 507). Всё это Протопопов успел натворить за 19 дней пребывания в своей должности. Можно представить, сколько бы злодеяний принесло это должное лицо, если бы оно не было вовремя отстранено от службы! В романе «Жизнь Клима Самгина» М. Горький упоминает о земском начальнике Бронском, который «штрафует мужиков на полтинник, если они не снимают шапок перед его лошадью, когда конюх ведёт её купать». Как это не странно, но аналогичных помпадуров было немало в реальной жизни.

Решение земского начальника считалось окончательным и не подлежавшим обжалованию. Надзор и руководство деятельностью земских начальников осуществляли их уездные съезды, губернское присутствие и лично губернатор. Последнему предоставлялось право ревизии делопроизводства земских начальников. Усмотрев какие-либо нарушения, губернатор мог вынести дело на обсуждение губернского присутствия. Ежегодно все земские начальники уезда представляли уездным съездам отчёты о своей деятельности.

С принятием Положения 1899 г. и без того слабое влияние земских учреждений на волость и дела крестьянского населения практически сводилось на нет.

Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянского государства над крестьянством и другими непривилегированными сословиями.

Сами крестьяне закон 1899 г. восприняли как возвращение крепостного права. Должность земского начальника была упразднена по указу Временного правительства с 1(14) октября 1917 г.

Глава XXXVII О том, какие раздоры породил в Риме аграрный закон, а также о том, что принимать в республике закон, имеющий большую обратную силу и противоречащий давним обычаям города, — дело, чреватое многими раздорами

Глава XXXVII О том, какие раздоры породил в Риме аграрный закон, а также о том, что принимать в республике закон, имеющий большую обратную силу и противоречащий давним обычаям города, — дело, чреватое многими раздорами Мнение древних писателей таково, что люди обычно

Введение земских учреждений

Введение земских учреждений С целью прекратить это соблазнительное сутяжничество царь на земском соборе 1550 г. «заповедал» своим боярам, приказным людям и кормленщикам помириться «со всеми хрестьяны» своего царства на срок, т.е. предложил служилым людям покончить свои

Судьба земских учреждений

Судьба земских учреждений Что же сталось с собственно земским сословным самоуправлением, ведавшим тяглое население? С повсеместным введением воевод оно не исчезло, но было стеснено и подчинено воеводам и круг его действия сузился. С переходом судебной власти к воеводам

ЭПИЛОГ ВТОРОЙ 14 июля 1889 года

ЭПИЛОГ ВТОРОЙ 14 июля 1889 года За 50 лет, отделивших 1839 и 1889 годы, ушли из мира последние свидетели штурма Бастилии, Конвента, якобинской диктатуры, термидора. Среди далеких сибирских пространств остались печальные могилы Михаила Лунина, Никиты и Артамона Муравьевых, других

Глава 7 Объединение земских армии

Глава 7 Объединение земских армии Войска Сигизмунда III удерживали смоленскую дорогу. Но в зимнее время передвижение по ней затрудняли как снежные заносы, так и действия русских шишей.В феврале 1612 года из Смоленска выступил на помощь к Ходкевичу полковник Струсь с

5. Первый закон о полях. Закон Терентилия. Арсы. Децемвиры.

5. Первый закон о полях. Закон Терентилия. Арсы. Децемвиры. (480…450 г. до Р.Х.)Большая несправедливость в отношении плебеев совершалась потому, что значительная часть земель, отнятых у неприятеля и ставших собственностью государства, была предоставлена патрициями, и они

2. Москва в плену. Организация земских освободительных ополчений

2. Москва в плену. Организация земских освободительных ополчений Политическая ситуация, сложившаяся в России в 1610 г., означала наступление нового этапа в истории Смутного времени. 17 июля после известия о гибели армии у села Клушино был сведен с престола и пострижен в

3. Участие дивизии в оборонительных боях Курской битвы (23 июля — 12 августа 1943 года) и в контрнаступлении (5 июля — 7 июля 1943 года)

3. Участие дивизии в оборонительных боях Курской битвы (23 июля — 12 августа 1943 года) и в контрнаступлении (5 июля — 7 июля 1943 года) В апреле 1943 года дивизия занимала позиции в обороне западнее и юго-западнее Алексеевки; командный пункт находился в деревне Барково.Главное

25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты

Приложение 2. СПИСОК ЗЕМСКИХ ПОЧТ, ВЫПУСКАВШИХ ЗНАКИ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ[4]

Приложение 2. СПИСОК ЗЕМСКИХ ПОЧТ, ВЫПУСКАВШИХ ЗНАКИ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ[4] Алатырь (2)Александрия (19)Ананьев (11)Ардатов (43)Арзамас (16)Аткарск (14)Ахтырка (3)Балашов (3)бандероли и конверты)Бахмут (2)Бежецк (30)Белебей (16)Белозерск (111)Бельцы (3)[5]Бердянск (3)Бобров (11)Богородск (185+Богучары

Приложение 2. СПИСОК ЗЕМСКИХ ПОЧТ, ВЫПУСКАВШИХ ЗНАКИ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ[4]

Приложение 2. СПИСОК ЗЕМСКИХ ПОЧТ, ВЫПУСКАВШИХ ЗНАКИ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ[4] Алатырь (2)Александрия (19)Ананьев (11)Ардатов (43)Арзамас (16)Аткарск (14)Ахтырка (3)Балашов (3)бандероли и конверты)Бахмут (2)Бежецк (30)Белебей (16)Белозерск (111)Бельцы (3)[5]Бердянск (3)Бобров (11)Богородск (185+Богучары

I. Образование земских участков.

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.

2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также ге заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании.

5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.

II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;

2) местные потомственные дворяне, которые имеют нe менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:

1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;

2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7. могут бить назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности.

13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц — производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,— министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников — лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. .

19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью.

Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. .

IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.

22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежаг на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия.

24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. ..

30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда 2 .

36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ.

37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.

39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. .

44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.

47. Земские начальники исполняют обязанности мировых судей

V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.

48. Ведомству земских начальников в порядке гражданского судопроизводства подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов

VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.

61. В случае неисполнения законных распоояжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.

62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностых лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не сзыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.

Полное собрание законов: Собрание III. — Т. 9 — № 6196.

Должность земских начальников, образованная также в 1889 году, является самою важною во всей реформ е ; если главною ц е лью м е стной административной реформы было создать власть близкую к народу, то эта ц е ль и была осуществлена введением института земских начальников. Означенная должность представляется особенною и в других отношениях. С учреждением этой должности в сферу м е стного управления вновь введен сословный элемент, характеризовавший м е стное управление, как изв е стно, по преимуществу с царствования Императрицы Екатерины II и зат е м постепенно, благодаря реформам Императора Александра II, отступавший на второй план. Как общее правило, положение 1889 года установляет, что земские начальники, долженствующие управлять отд е льными участками у е зда, должны принадлежать к сословию потомственных дворян и при этом удовлетворять еще требованиям экономического, умственного или служебного ценза. Что касается первого, то maximum его равняется полному земскому цензу и он установлен для т е х из потомственных дворян, которые им е ют только среднее образование; minimum ценза заключается во влад ен ии одною усадьбой и он установлен для т е х из потомственных дворян, которые им е ют высшее образование. Образовательный ценз им е ет, однако, условное значение, так как может быть возм е щен, так сказать служебным цензом, заключающимся в предварительной служб е , в течении по крайней м е р е трех л е т, в должностях мирового посредника, мирового судьи и непрем е нного члена присутствия по крестьянским д е лам. Наконец, непрем е нным условием для назначения на должность является двадцатипятил е тний возраст [1] . Кандидаты на должность земских начальников избираются губернатором по сов е щании с предводителями дворянства и утверждаются в должности министром внутренних д е л [2] .

Вышеприведенные требования сословного и экономического ценза не являются, однако, безусловными; за недостатком кандидатов из потомственных дворян, земские начальники могут быть назначаемы и в губерниях, им е ющих дворянские выборы, из лиц, не принадлежащих к сословию потомственных дворян, но им е ющих высшее или среднее образование; а зат е м требования сословного и имущественного ценза не распространяются на губернии без дворянских выборов, куда отнесены по закону губернии: Астраханская, Вятская, Олонецкая и Пермская и н е которые у е зды Вологодской губернии.

При рассмотр е нии компетенции земских начальников по предметам в е домства, мы должны остановиться на т е х же двух функциях, которые характеризуют собою д е ятельность губернских присутствий и у е здных съ е здов — административной и судебной, так как и земские начальники, не смотря на единоличный характер своей должности, являются органами судебно-административными.

В административном отношении земские начальники зам е нили собою непрем е нных членов у е здных присутствий по крестьянским д е лам и мировых посредников. Поэтому на них возлагается руководительство крестьянским общественным управлением и р е шение разных вопросов, касающихся поземельного устройства сельских обывателей. В видах достижения этой ц е ли, земским начальникам предоставлено, между прочим, право рассматривать вс е приговоры, постановленные волостными и сельскими сходами в пред е лах вв е ренных им участков [3] . Однако сами земские начальники, по буквальному смыслу закона, не им е ют права ни отм е нять, ни изм е нять постановлений сходов, но в виду незаконности или нец е лесообразности таких постановлений, они должны представлять их в у е здные съ е зды. Кром е того, многие постановления сходов уже по самому существу своему и по прямому требованию закона подлежат утверждению или у е здных съ е здов или губернских присутствий [4] . Правда, есть н е которые приговоры сельских сходов, которые подлежат утверждению земских начальников; так, сюда относятся приговоры о производств е расходов из мирских капиталов на удовлетворение потребностей сельских обществ; но утверждение- земского начальника получает м е сто только в том случа е , если он с этими приговорами согласен,, несогласие же его вызывает необходимость представления таких приговоров на рассмотр е ние у е здного съ е зда [5] .

Земские начальники являются также лицами, регулирующими д е ятельность единоличных органов крестьянского общественного управления. Они утверждают в должности волостных старшин и разр е шают собственною властью жалобы на должностных лиц сельского я волостного управления [6] . В случа е проступков по должности, совершенных лицами сельского волостного управления, они им е ют право подвергать их, без формального производства, различным взысканиям от зам е чания до семидневного ареста, а равно и временно удалять их от должности [7] . Такие постановления земских начальников не подлежат и обжалованию [8] .

Дисциплинарная власть земских начальников простирается однако не на одних должностных лиц крестьянского управления, но и на вс е х других лиц, подв е домственных этому управлению; по ст. 61, в случа е неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника вс е ми этими лицами, они могут быть подвергаемы земскими начальниками, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей. Такие постановления также считаются окончательными. Приведенная статья дает, таким образом, земским начальникам весьма значительную власть над крестьянами и другими лицами, подчиненными крестьянскому управлению, и это т е м бол е е, что сфера компетенции земских начальников, а сл е довательно и то, что надо разум ее т под их законными распоряжениями и требованиями, далеко не опред е лено законом с надлежащею точностью.

Наконец, административная компетенция земских начальников выражается также в их прав е надзора, как за вс е м крестьянским общественным управлением, так и в частности в отношении н е которых специальных предметов [9] . В судебном отношении земские начальники зам е нили собою мировых судей, хотя и нельзя сказать, что обязанности этих посл е дних ц е ликом перешли на земских начальников, так как с одной стороны изв е стная часть судебных вопросов, подлежавших ран е е в е д е нию мировых судей, перешла в в е домство волостных судов, с другой для р е шения н е которых судебных д е л образована новая судебная должность у е здного члена окружного суда. Земские начальники, как судебные органы, занимают, таким образом, среднее положение. Они призваны в е дать как гражданские, так и уголовные д е ла в пред е лах их участков.

Вс е гражданские д е ла, подлежащие в е д е нию земских начальников, закон д е лит, по ц е н е исков, на дв е категории: во 1) д е ла и иски на сумму не свыше 500 рублей; они касаются найма земельных угодий и личного найма на сельские работы, а равно и д е ла о потравах в других повреждениях земельных угодий; во 2) вс е прочие иски на сумму не свыше 300 рублей, как-то иски по личным обязательствам и договорам, иски о движимости, о вознаграждении на ущерб и убытки, о личных обидах и другие [10] . Особую категорию представляют д е ла о восстановлении нарушенного влад е ния, когда со времени нарушения прошло не бол е е шести м е сяцев.

Судопроизводство земских начальников по уголовным д е лам выражается в рассмотр е нии проступков, предусмотр е нных в устав е о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, беспатентная продажа питейных и табачных изд е лий и нарушения устава о питейном сбор е не сопряженные с ущербом для казны [11] . Впрочем, из д е л подлежавших в е домству мировых судей, земским начальникам неподв е домственны д е ла о похищениях чужой собственности из запертых пом ещ ений [12] .

Огромное большинство постановлений земских начальников, как по административным, так и по судебным д е лам, подлежат обжалованию в у е здный съ е зд или в губернское присутствие.

Организация созданных положением 1889 года судебно-административных учреждений, является далеко не совершенной и недостатки ее вызывают вновь стремление к их устранению путем создания новой организации. Главн е йшие недостатки выражаются: во 1) в чрезм е рно обширной компетенции и власти земских начальников, обусловливаемой соединением в их руках как судебной, так и административной функций; во 2) в сословности института земских начальников.

Соединение судебной и административной функций в одних и т е х же руках им е ет против себя довольно в е ские как теоретические, так и исторические основания.

Как судебная, так и административная функции им е ют каждая свои особенности; первая состоит в осуществлении идеи права, посл е дняя идеи блага; первая охраняет, и поскольку возможно, восстановляет права, посл е дняя предпринимает м е ры благосостояния или безопасности, согласуя их с требованиями ц е лесообразности; хотя в том и другом случа е в основании д е ятельности лежит закон, однако сфера свободного усмотр е ния также находит свое м е сто и в области административной она несравненно шире, нежели в судебной. Уже и сказанного достаточно, чтобы вид е ть, какая существенная разница лежит между об е ими функциями понятия права и блага хотя и родственны, но не тождественны. Осуществление одними и т е ми же органами таких государственных функций, из которых каждая сама по себ е представляется в высшей степени важною и сложною, не может быть вполн е правильным, и если элемент права не может быть вредным и в области администрации, если строгая законность д е ятельности и уважение прав вс е х и каждого и зд е сь, как и в области суда, способны придать этой д е ятельности особенный и весьма даже желательный колорит, то, наоборот, начала свободного усмотр е ния, им е ющие столь широкое прим ен ение в области администрации, под влиянием быстро м е няющихся условий и требований ц е лесообразности, будучи внесены в область суда, нарушают опред е ленные законом рамки судебной д е ятельности и подрывают самые основы правового порядка. Между т е м поручение судебной и административной д е ятельности одним и т е м же лицам создает именно возможность такого проникновения начала свободного усмотр е ния в область суда, ибо нельзя требовать постоянного и посл е довательного раздвоения челов е ческой воли и мысли.

Исторический ход развития наших м е стных установлений показывает, что идея этого развития между прочим состояла в постепенном отд е лении судебной функции от административной. Наша история даже и в отдаленн ей шие эпохи дает нам прим е ры самостоятельного и отд е льного существования судебных учреждений и это, между прочим потому, что судебная функция и по времени своего происхождения является бол е е древнею и раннею, нежели административная, или по крайней м е р е функция внутреннего управления. Заботы о создании отд е льных от администрации судебных установлений появляются уже при Петр е Великом и продолжаются с перем е нным усп е хом во все посл е дующее время; до половины настоящего стол е тия преобладание стояло однако всегда на сторон е администрации и ц е лая с е ть отд е льных судебных органов, созданных Императрицею Екатериною, далеко не была свободна от административного влияния. Несомн е нно, однако, что эта зависимость была гораздо меньшею, нежели та, в какой находилась судебная функция с XVII в е ка. Д е ло отд е ления судебной функции от административной завершилось судебною реформой 1864 года, так что новая реформа 1889 года представляет собою в рассматриваемом отношении возвращение к старым началам.

Наблюдая современный строй судебных и административных м е стных установлений в западноевропейских государствах, мы всюду, за самыми немногими исключениями, видим разд е льное существование этих установлений; изр е дка встр е чающееся слияние двух этих функций во-первых не подрывает установившегося правила, во-вторых объясняется или требованиями удобства, причем очевидно этим требованиям, им е ющим в сущности второстепенное значение приносятся в жертву бол е е ц е нные принципы, или же такое слияние объясняется совершенно особенным историческим складом м е стных установлений, как это мы видим в Англии, гд е мировые судьи в одно и то же время и судят и управляют.

Другой указанный нами недостаток судебно-административных учреждений, созданных законом 1889 года, заключается, как мы сказали, в их сословном характер е ; по общему правилу должности земских начальников возлагаются только на лиц дворянского происхождения. Если мы припомним, что уже с Петра Великого в области государственной службы, наряду с началом родовитости и происхождения, начинает занимать и постепенно приобр е тать все большее и большее значение начало выслуги, т.е. личной д е ятельности и умственного ценза, если к этому добавим, что усп е хи просв е щения и развитие государственной службы сод е йствовали образованию весьма значительного контингента лиц, видящих в государственной служб е свою профессию, то для вас будет понятным, что сословный характер учреждений и должностей, функционирующих по закону 1889 года, представляет собою опять же возвращение к началам давно оставленным. Высказывать какие-либо теоретические соображения в доказательство нец е лесообразности сословного начала в области администрации представляется, конечно, излишним, так как для каждого очевидно, что усп е хи администрации не стоят ни в каком прямом отношении к сословному началу.

Жанр: История


1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответствующее испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.

2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет, в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

22. По заведованию управлением и поземельнымустройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению Губернатора или Губернского Присутствия.

24. Во время отсутствия на месте Уездного Исправника или Станового Пристава, на Земского Начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытия означенных полицейских чинов Земскому Начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

Полное собрание законов

Российской империи.

Собрание третье. Т. IX. СПб., 1891. № 6196.

Программа Исполнительного Комитета "Народной Воли"[34]

1879г.

А. По основным своим убеждениям мы — социалисты и народники. Мы убеждены, что только на социалистических началах человечество может воплотить в своей жизни свободу, равенство, братство, обеспечить общее материальное благосостояние и полное всестороннее развитие личности, а стало быть, и прогресс. Мы убеждены, что только народная воля может санкционировать общественные формы, что развитие народа прочно только тогда, когда оно идет самостоятельно и свободно, когда каждая идея, имеющая воплотиться в жизнь, проходит предварительно через сознание и волю народа. Народное благо и народная воля — два наши священнейших и неразрывно связанных принципа.

В. 1) Поэтому мы полагаем, что, как социалисты и народники, мы должны поставить своей ближайшей задачей — снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу. Этим переворотом мы достигнем: во-первых, что развитие народа отныне будет идти самостоятельно согласно его воле и наклонностям; во-вторых, того, что в нашей русской жизни будут признаны и поддержаны многие чисто социалистические принципы, общие нам и народу.

2) Мы полагаем, что народная воля была бы достаточно хорошо высказана и проведена Учредительным собранием, избранным свободно, всеобщей подачей голосов, при инструкциях от избирателей. Это, конечно, далеко не идеальная форма проявления народной воли, но единственно в настоящее время возможная на практике, и мы считаем нужным поэтому остановиться именно на ней.

3) Таким образом, наша цель: отнять власть у существующего правительства и передать ее Учредительному собранию, составленному, как сейчас сказано, которое должно пересмотреть все наши государственные и общественные учреждения и перестроить их согласно инструкциям своих избирателей.

Читайте также: