Какое это средство выразительности золото волос

Опубликовано: 17.09.2024

Контрольная работа «Функциональные стили речи». 1 вариант

1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия (назовите стиль).

а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность – ….

б) Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов – …

в) Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность – …

г) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи – …

2. Выберите правильное определение.

а) Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

б) Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

в) Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

а) общеупотребительная лексика;

б) разговорная лексика;

в) терминологическая лексика.

4. Какой стиль речи используется в СМИ?

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

6.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

7. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»

8. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

9. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи

а) в лазоревой воде

б) под сенью дружных муз

в) взять на баланс

г) перлы дождевые

д) сладкий трепет

10. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

(Б) Вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза.

(В) К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение.

(Г) Временно было прервано железнодорожное сообщение между соседними районами.

12. Определите стиль речи текста из задания 11.

13. Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:

а) разговорный стиль;

в) художественный стиль.

1. Вода в озере чистая и прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетаются жёлтые и красные листья берёз и осин. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде как на необыкновенном стекле. (К.Паустовский)

2. Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, её высота восемь сантиметров. Наружная часть стеклянная, только в самом верху металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне – марка завода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружина.

3. Что о воде можно сказать? Не можем мы без неё прожить. Да, больше двух дней вряд ли протянем. Очень она нам нужна. Очень .

Контрольная работа «Функциональные стили речи». 2 вариант

1. Выберите правильное определение.

а) Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

б) Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

в) Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

а) Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

б) Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества)

в) Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

5. Выберите жанры научного стиля

а) роман, повесть, притча, новела;

б) статья, очерк, заметка, ораторская речь;

в) доклад, монография, дипломная работа, справочник.

6. Какому стилю речи присуща призывность?

7. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

а) ядерная физика;

б) смежные отрасли;

в) красный сарафан;

г) промышленная нагрузка;

д) выдвинутая гипотеза.

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?

11. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.

12. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

(А) О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

(Б) Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей.

(В) Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду.

(Г) Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.

13. Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:

а) научный стиль;

б) разговорный стиль;

в) художественный стиль.

1. На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

2. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. А потом разверзлись хляби небесные. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

3. Вода – бесцветная, легко подвижная, безвкусная жидкость. Она не имеет запаха.

Хохлова Галина Алексеевна

Оценить ★
★
★
½

47027 0

Тест по теме «Текст. Типы речи. Функциональные стили речи»

1.Выберите правильное определение

А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика Б. разговорная лексика В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

А. научный Б. публицистический В. официально-деловой

5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?

А. научный Б. разговорный В. официально-деловой

6. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка.

3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. 4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

7. Определите, в какую группу со словами публицистической лексики попали слова из других пластов речи. Вставьте пропущенные буквы.

А. Ко(р,рр)умпированный, журналис..ское ра(с,сс)ледование, пр..з..дентские выборы, милосердие,ц..вилизац..я.

Б. Прогре(с,сс), менталитет, просл..влять, кризис власт. соц..альная спр..ведливость.

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

А. официально-деловой Б. разговорный В. публицистический

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

А. эпитет Б. метафора В. олицетворение

10. . Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

1. Создание картин и образов. 2. Непосредственное повседневное общение.

3. Убеждение, воздействие на слушателя. 4. Точная передача информации.

5. Передача научных сообщений.

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности

4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный д) разговорный

12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

А. ода Б. роман В. Репортаж Г. Рассказ Д. элегия Е. очерк

13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи

А. в лазоревой воде Б. под сенью дружных муз В. взять на баланс

Г. перлы дождевые Д. сладкий трепет

14. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

А. ядерная физика Б. смежные отрасли В. красный сарафан Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

15. Дайте толкование стилевым чертам

А. Объективность – это …

Б. Конкретность – это …

В. Логичность – это …

1. Исправьте недочеты в построении текста и запишите. Подчеркните средства связи предложений в исправленном тексте.

1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.

2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.

3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще березу.

4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.

5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.

2. Укажите выразительные средства, используемые автором в предложенном тексте (не менее 2-х):

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Критерии оценок.

Количество баллов за правильный ответ:

1- 9, 13, 14 вопросы – 1 балл

10 вопрос – 2 балла

(за каждую орфографическую ошибку минус 0,5 балла)

11 вопрос – 4 балла

12 вопрос – 2 балла

15 вопрос – 3 балла

1 задание – 5 баллов

2 задание – 1 балл за каждый пример

Тест по теме «Текст. Типы речи. Функциональные стили речи»

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Определите, какие жанры относятся к публицистическому стилю.

А. Интервью Б. Юмористический рассказ. В. Репортаж. Г. Очерк. Д. Диссертация.

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

А. научный Б. разговорный В. публицистический

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

А. официально-деловой Б. разговорный В. публицистический

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

7. Какому стилю речи присуща призывность?

А. разговорный Б. публицистический В. официально-деловой

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

А. публицистический Б. разговорный В. научный

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

А. метафора Б. сравнение В. олицетворение

10. Определите, в какую группу со словами публицистической лексики попали слова из других пластов речи. Вставьте пропущенные буквы.

А. Ко(р,рр)умпированный, журналис..ское ра(с,сс)ледование, пр..з..дентские выборы, милосердие,ц..вилизац..я.

Б. Прогре(с,сс), менталитет, просл..влять, кризис власт. соц..альная спр..ведливость.

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!

а) научный б) официально-деловой в) публицистический г) художественный

12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

А. интервью Б. устное выступление В. юмористический рассказ

Г. Репортаж Д. очерк Е. повесть

13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

А. ядерная физика Б. смежные отрасли В. красный сарафан Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

14. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот. 2. Толстенный, сестрица, лгунишка.

3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.

4. Довожу до вашего сведения, принять меры. 5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

15. Дайте толкование стилевым чертам

А. Обобщенность – это …

Б. Субъективность – это …

В. Образность – это …

1. Исправьте недочеты в построении текста и запишите. Подчеркните средства связи предложений в исправленном тексте.

1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.

2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».

3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.

4. Он был очень точен в своих изображениях.

5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.

2. Укажите выразительные средства, используемые автором в предложенном тексте:

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Критерии оценок.

Количество баллов за правильный ответ:

1,2,4-9, 13, 14 вопросы – 1 балл

10 вопрос – 2 балла (за каждую орфографическую ошибку минус 0,5 балла)

11 вопрос – 4 балла

12 вопрос – 2 балла

15 вопрос – 3 балла

1 задание – 5 баллов

2 задание – 1 балл за каждый пример

Кучерова Ольга Викторовна

Тест позволяет проверить знания обучающихся по теме: функциональные стили речи, типы речи, умения применять знания на практике. Для обучающихся старших класов.

ВложениеРазмер
test_stilistika.docx 22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Текст. Типы речи. Функциональные стили речи»

1.Выберите правильное определение

А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика

Б. разговорная лексика

В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?

6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?

7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км 3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности

4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи

А. в лазоревой воде

Б. под сенью дружных муз

В. взять на баланс

Г. перлы дождевые

Д. сладкий трепет

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

15. Дайте толкование стилевым чертам

А. Объективность – это …

Б. Конкретность – это …

В. Логичность – это …

Тест по теме «Текст. Типы речи. Функциональные стили речи»

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

7. Какому стилю речи присуща призывность?

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!

12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

Б. устное выступление

В. юмористический рассказ

13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

А. ядерная физика

Б. смежные отрасли

В. красный сарафан

Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произве дениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

Тестовые задания
Выбрать один из вариантов ответа
Тестовые задания типа А
А 1. Выберите правильное определение.
1) Стилистика – это наука, изучающая различные стили языка, а также
нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
2) Стилистика – это наука, изучающая словарный состав языка.
3) Стилистика – это наука о текстах произведений художественной
литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
12
А 2. Выберите правильное определение.
1) Публицистический стиль – это стиль художественных произведений,
романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
2) Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов,
монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития
природы и общества.
3) Публицистический стиль – это стиль общественно-политической
литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать
на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
А3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?
1) разговорный
2) официально-деловой
3) художественный
А 4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача
информации, а общение?
1) научный
2) разговорный
3) публицистический
А5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы,
заявления?
1) официально-деловой
2) разговорный
3) публицистический
А 6. Что характерно для художественного стиля речи?
1) объективность в изображении
2) использование в сфере науки и техники
3) использование всех пластов стилей речи
А 7. Какому стилю речи присуща призывность?
1) разговорный
2) публицистический
3) официально-деловой
А8. Какой стиль речи используется в СМИ?
1) публицистический
2) разговорный
3) научный
13
А9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как
мимолетное виденье»?
1) метафора
2) сравнение
3) олицетворение
А10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?
1) сравнение
2) метафора
3) эпитет
А11. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
1) научный
2) разговорный
3) официально-деловой
А12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому
стилю.
1) интервью
2) устное выступление
3) юмористический рассказ
4) репортаж
5) очерк
6) повесть
А13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной
лексике
1) ядерная физика
2) смежные отрасли
3) красный сарафан
4) промышленная нагрузка
5) выдвинутая гипотеза
А14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить
поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и
перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не
выдумывает – он отражает реальную жизнь.
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
14
А15. Выберите правильное определение.
1) Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро
откликаться на события, происходящие в обществе.
2) Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий,
учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по
возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
3). Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-
фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
А16. Какой пласт лексики используется во всех функциональных
стилях?
1) общеупотребительная лексика
2) разговорная лексика
3) терминологическая лексика
А17. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
1) официально-деловой
2) разговорный
3) публицистический
А18.Какое это средство выразительности: «золото волос»?
1) эпитет
2) метафора
3) олицетворение
А19. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»
1) эпитет
2) метафора
3) олицетворение
А20. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.
1) ода
2) роман
3) репортаж
4) рассказ
5) элегия
6) очерк
Тестовые задания типа В
В1. Определите, какое словосочетание не соответствует словам
художественной речи
1) в лазоревой воде
15
2) под сенью дружных муз
3) взять на баланс
4) перлы дождевые
5) сладкий трепет
В2. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые,
как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся
паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
В3. Дайте толкование стилевым чертам
1) Обобщенность – это …
2) Субъективность – это …
3) Образность – это …
В4. Дайте толкование стилевым чертам
1) Объективность – это …
2) Конкретность – это …
3) Логичность – это …
В5. К какому типу речи относится данный отрывок:
«Сестра была блондинка, светлая блондинка, совсем не в мать и не в отца
волосами; но глаза, овал лица были почти как у матери. Нос очень прямой,
небольшой и правильный; впрочем и еще особенность – мелкие веснушки на лице.
Версиловского было очень немного, разве тонкость стана, немалый рост и что-
то такое прелестное в походке» (Ф. Достоевский)?
1) рассуждение;
2) повествование;
3) описание;
4) доказательство.
Тестовые задания

Приведите примеры метафор, примеры олицетворений и эпитетов из художественных произведений, художественной литературы.

Метафора - это средство поэтической выразительности, которое используется поэтом для создания эмоциональных образов. Если бы С. Есенин сказал: "Желтые волосы", это было бы просто, непоэтично. А если так:

"Руки милой - пара лебедей

В золото волос моих ныряют".

Золото волос - это и есть метафора. То есть свойства одного предмета переносятся на другой.

Эпитет - тоже средство художественной выразительности. Но здесь все просто. Никаких переносных смыслов, например:

"Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром".

Белая береза - эпитет.

Олицетворение - это когда неживой предмет выступает как живой, например:

"Белеет парус одинокий в тумане моря голубом".

Понятное дело, одиноким бывает человек, но не парус. Здесь мы видим олицетворение.


Наша литература полна таких примеров, любое произведение Пушкина или Есенина, Паустовского или Лермонтова можно разложить на такие примеры. Примеры олицетворения от Александра Сергеевича



Замечательные эпитеты от Есенина:


Такой вот пример сравнения в стихотворении Никитина


Метафора опять же от Есенина



В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова)

И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева)

Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский) - метафора- олицетворение

На севере диком, на голой вершине (М.Лермонтов) - эпитетами являются прилагательные диком, голой.

Осень жизни, как и осень года надо благодарно принимать (Э.Рязанов) - метафора, сравнение осени жизни с осенью года.

Лазурь небесная смеется (Ф.Тютчев) - олицетворение, придание свойств человека: лазурь смеется.


Здесь даже камни ПЛАЧУТ.

Цветы мне ГОВОРЯТ прощай. (Есенин)

По ВОЛЬНОМУ распутье моря.

Пора покинуть СКУЧНЫЙ берег. (Пушкин)

СЕРДЦЕ ТРОНУТОЕ ХОЛОДКОМ.

БУЙСТВО ГЛАЗ и ПОЛОВОДЬЕ ЧУВСТВ. (Есенин)



Эпитеты - это художественное определение, образное слово, отвечающее на вопрос какой? Эпитетов очень много у Пушкина. Например:

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.

Это из стихотворения "К Чаадаеву". Тут эпитеты "роковой" и "нетерпеливою".

Олицетворения - это один из видов метафоры, который заключается в перенесении свойственных одушевлённым предметам качеств на неодушевлённые. Опять обращаемся к Пушкину. В его стихотворении "Анчар" читаем:

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила.

Тут олицетворение "природа породила".

У Пушкина немало и обычных метафор, т.е. переноса значения одного слова на другое, например "пока свободою горим, пока сердца для чести живы. ", в этом контексте метафоры "свободою горим" и "сердца живы". Эти строки я взяла из стихотворения "К Чаадаеву".

Читайте также: