Какие волосы были у поэта ивана николаевича понырева известного под псевдонимом бездомный

Опубликовано: 17.09.2024

“Мастер и Маргарита” - нетленный роман М.А. Булгакова, чудом не оставшийся “в столе” и явивший миру ярких, неоднозначных, запоминающихся персонажей и не только.

Одним из героев произведения является автор стихотворений и член МАССОЛИТа Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Наше знакомство с поэтом происходит на Патриарших прудах, где он, страдая от жары, неспешно прогуливался с Мишей Берлиозом, председателем вышеупомянутого литературного учреждения.

Михаил Александрович мягко, но твердо дает понять Ивану, что тот не прав, что Иисус в его рассказе получился как живой, а ведь между делом никакого Бога, да и Дьявола тоже, в природе не существует.

Зная, к чему приведет их беседа, возможно, он бы пресек этот опасный разговор на Патриарших прудах: Внезапная смерть Миши, помещение самого поэта в клинику для людей, страдающих расстройствами психики, и пророческие слова “Шизофрения. Как и было сказано.”

Оказавшись в вынужденном заточение, Бездомный начинает размышлять, обдумывать, постепенно мир предстает перед ним в совсем ином свете. И этому факту немало способствуют его ночные разговоры с соседом по несчастью, номером сто восемнадцать. Благодаря Мастеру, Иван понимает всю никчемность прежнего существования и что “кропать стишки” - вовсе не его призвание, потому как они “откровенно плохие”. Что-то в душе его переворачивается с тех памятных событий после встречи с “Иностранцем” на Патриарших. Из больницы доктора Стравинского он выходит уже совершенно иной личностью. Впоследствии становится сотрудником Института истории и философии, Иваном Николаевичем Поныревым.

Но каждый год, с приходом весеннего полнолуния, наш герой начинает нервничать, он беспокоен. Засиживаясь допоздна на той памятной лавочке, разговаривает сам с собой, тревожно смотрит на луну и воспоминания сами собой оживают. Возвращается домой он совершенно больным и засыпает тревожным сном, в котором терзается тем же самым вопросом, мучающим пятого прокуратора Иудеи.

Но его страхи и душевные терзания развеиваются: казни не было, этим всё и закончилось и никто его больше не потревожит до следующего полнолуния.

Что хотел донести до нас автор через образ поэта, для чего столкнул обычного среднестатистического человека с нечистой силой? Может, чтобы он и мы вместе с ним что-то переосмыслили для себя. Покопались в себе, в своем мировоззрение. Испытав эмоциональный шок, пройдя через страдания, герой словно прозрел. Он стал духовно развитым человеком. Булгаков, как Мастер, обращается к читателю, к Ивану - духовный поиск - это единственно возможное доказательство истинного человеческого бытия.

2 вариант

Иван Бездомный - герой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Это имя - творческий псевдоним поэта, на самом же деле его зовут Иван Николаевич Понырёв. Это, пожалуй, единственный герой произведения, чья жизнь после появления в ней Воланда и его свиты меняется в лучшую сторону, пусть и не сразу.

Знакомство известного поэта с сатаной происходит на первых же страницах произведения, когда Берлиоз и Иван Бездомный обсуждают написанную последним поэму, а Воланд в образе иностранца вступает с ними в диалог. Между героями завязывается спор о существовании бога, которое литераторы, являясь убежденными атеистами, полностью отрицают. В скором времени Воланд даёт им понять свою ошибку. Если для Берлиоза эта ситуация становится роковой и в результате он погибает, то Иван Бездомный отделывается меньшим из зол: ему приходится стать пациентом психиатрической клиники, а перед этим по всему городу выискивать нечистую силу, загубившую Берлиоза, чему свидетелем является лишь он один. Однако именно в этот момент Иван Бездомный заводит дружбу с Мастером, который тоже оказывается в психиатрической клинике из-за написания непризнанного критикой романа о Понтии Пилате, о котором поэт ранее слышал от Воланда. Спустя время, получив в награду за страдания вечный покой, Мастер не забывает навестить в клинике Ивана Бездомного и дать последние наставления, которые пройдут с ним через всю жизнь.

Благодаря всему произошедшему герой бросает поэзию, считая те стихи, которые он писал, неискренними, бесполезными, ведь они создавались в угоду власти, в них не было души. Теперь Иван Николаевич становится профессором философии и истории в университете. В его памяти не сохраняются воспоминания о произошедшем на Патриарших прудах, однако каждое полнолуние он является туда с неизвестной целью: что-то тянет героя в то место, где, как он теперь считает, он много лет назад стал жертвой гипнотизёров. Иван Николаевич не помнит слов Мастера о продолжении им романа о Понтии Пилате.

Таким образом, по версиям некоторых критиков, Иван Бездомный - главный герой романа, потому как именно на него история Мастера и действия Воланда оказывают наибольшее влияние: под влиянием магических чар он "прозревает", отказывается от своих прежних заблуждений, выбирает в жизни истинный путь. В то же время М.А.Булгаков обрекает этого персонажа на страдания, потому что до самого конца своей жизни Иван Николаевич так и не вспомнит, что является причиной посещения им Патриарших прудов, "слёз и метаний" в каждое полнолуние.

Сочинение про Ивана Бездомного

Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить. Иван часто писал стихи на заказ и состоял в писательском сообществе Массолит. В самом начале, можно сказать, что Иван ничем не примечательный образ, возможно, даже неприметный. Герой был полностью погружен в свою работу атеистического характера о Иисусе Христе, которая по его мнению, должна была стать главной в его жизни. Именно с него и беседы с Берлиозом начинается роман.

В тот день он впервые и повстречал Волонда, который предсказал гибель критика, друга Берлиоза. Увидев, как предсказание сбылось, его товарищ погиб под колесами трамвая, у Бездомного происходит помутнение рассудка , в состоянии эффекта его отправляют в психиатрическую больницу.

В больнице его ждали новые знакомства, которые вскоре перевернули его жизнь. Именно в больничных стенах он знакомиться с Мастером, которые рассказывает о своей книге о Пилате и Иешуа. Познакомившись с мастером, жизнь поменялась полностью: он начинает интересоваться только историей Пилата и забывает о реальной жизни. Образ и характер героя своеобразен. Данная сюжетная линия захватывает с самого начала, что невозможно оторваться. В этом и было мастерство Булгакова.

Все, что навалилось на Бездомного в такой короткий срок, полностью изменило его мировоззрение. Случай с Берлиозом чуть не довел его до полного сумасшествия, а знакомство с Мастером уверило его в том, что гении еще существуют.

Некоторые считают, что Бездомный – один из главных героев романа. Ведь в нем автор надеялся на то, что человек из светского общества, в итоге сможет переродиться.

Бездомного можно описать, как рыжего молодого человека, с яркими зелеными глазами. Всегда был полностью погружен в свои дела, ничего не замечая вокруг. Многие считали Бездомного необразованным и недалеким парнем. А все почему? Возможно, что он был из светского общества и позиционировал себя именно так. Себя парень считал атеистом, не верующего ни в Бога, ни в Дьявола. Всегда держал свое слово и был человеком чести. А так же имел простое, человеческое сочувствие.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Представить жизнь без мечтаний нельзя. Каждый из нас когда – либо хотел воплотить ту или иную мечту в реальность. В детстве все люди очень любили помечтать, но зачастую их мечты больше напоминают шутки.

Основными персонажами произведения являются Маша Миронова, дочь военного, служащего в чине капитана, Петр Гринев, молодой дворянин, и Емельян Пугачев, предводитель народного восстания.

Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

Одежда, конечно, важный элемент нашего образа, а также, просто очень полезная вещь – для тепла, гигиены… Я просто, всё-таки, не понимаю, зачем такое значение ей придаётся.

Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать

Оба главных героя — и Иешуа, и Мастер — имеют в романе по одному ученику: Иешуа — Левия Матвея, Мастер — Ивана Бездомного. Причем исходное состояние и того и другого ученика было самым неподходящим, непрезентабельным: Левий Матвей был мытарем, то есть сборщиком налогов 1 ; Бездомный-Понырев был вначале романа невежественным антирелигиозным поэтом, пишущим поэтические "изделия" на заказ. С ним мы встречаемся в первой главе романа, причем одел его Булгаков довольно пестро, что является отражением внутренней неупорядоченности, отсутствия вкуса, культуры у молодого поэта: это был "плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках", "бойкие зеленые глаза" (по деталям одежды — явно не "иностранец", так как появившийся тут же "иностранец" Воланд был, что подчеркнуто повествователем, "в заграничных, в цвет костюма, туфлях").

Первоначальные варианты имени Ивана Бездомного — Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный 2 .

Став учеником Иешуа, Левий бросил деньги на дорогу, а Бездомный отказался от привилегии быть членом писательского союза. Смысл метаморфозы того и другого очевиден: истина не закрыта для любого, у кого хватает мужества ее искать.

Но как Мастер оказался менее стойким, чем Иешуа, так и ученик Мастера — Иван Бездомный — "слабее" Левия Матвея и не может считаться истинным продолжателем дела своего учителя (как, впрочем, и Левий Матвей). Иван Бездомный не написал продолжения романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Напротив, Бездомный "вылечился" от порчи, напущенной на него преступными гипнотизерами, и только "в весеннее праздничное полнолуние" ему открывается часть истины Мастера, которую он вновь забывает при пробуждении. Один из исследователей — П. Палиевский — даже считает Ивана Бездомного главным героем романа: он один остается в этом мире после всех скандальных событий, все, что произошло в романе, привело его к исправлению, к очищению. Эта его эволюция выражена и в семантике имени, в перемене имени: в Эпилоге романа он уже не Иван Бездомный, а профессор-историк Иван Николаевич Понырев.

Мотив дома занимает в произведениях М. Булгакова особое место, как символ нравственной устойчивости человека, его причастности к культурной традиции, к Дому и Роду (вспомним дом — крепость Турбиных в "Белой гвардии"). Человек, лишенный дома, ощущения дома, лишается очень многого в этом мире. Перемена имени персонажа в данном случае свидетельствует о приобщении к культурным и нравственным истокам.

Купание Ивана Бездомного в Москве-реке у храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель ("Иордань") в память о крещении Иисуса Христа, — это как бы знак нового рождения персонажа, то есть речь может идти о крещении Бездомного. Но очевидно также, что это купание носит пародийный характер (как и антиобрядовый бал у сатаны в романе) — то есть оно является одновременно и пародией на крещение, устроенное для атеиста Ивана Бездомного нечистой силой 3 .

Следствием такого двусмысленного "крещения" является и двусмысленное прозрение Ивана Бездомного — он не написал продолжения романа, он все забыл, и только раз в год он ощущает смутную тревогу и беспокойство как напоминание о случившемся: "Ежегодно повторяется с Иваном Поныревым одно и то же… Перед нами — дурная бесконечность, движение по кругу. “Так, стало быть, этим и кончилось? — Этим и кончилось, мой ученик…” С уходом Мастера утрачивается целостность его романа; никто не может не только продолжить его, но даже связно воспроизвести… Мастер уходит из романа вместе со своим словом о ми ре, другого же слова, ему наследующего, в эпилоге не слышно" 4 .

Образ Ивана Бездомного также укоренен в литературе 1920-х годов: по мнению исследователей, прототипом его является известный поэт-атеист 1920-х годов Демьян Бедный (автор "поэмы"-пасквиля "Как четырнадцатая дивизия в Рай вошла", оскорбляющей религиозные чувства верующих). В двадцатые годы были распространены такие псевдонимы среди поэтов, как Бедный, Безыменский, Голодный и т.д., в противовес аристократическим фамилиям ушедшей буржуазной эпохи и как знак разрыва с "ненавистным" прошлым: предполагалось, что новый мир должен строиться заново и надо отречься от всего, что отягощает человека. Как писал поэт В. Луговской:

Эта идея безымянности, стремление стать одним из многих, воспевание массы в ущерб личности было поставлено, как мы знаем, в центр романа Е. Замятина "Мы". Отказ от опыта предшествующих поколений, по Булгакову, без условно является гибельным, и к пониманию этой мысли приводит в финале своего романа Иванушку Бездомного М. Булгаков.

Ivan-Bezdomnyj-Ponyrev-Master-i-Margarita-Bulgakov
Иван Бездомный
в ресторане "Грибоедов".
Художник Николай Королев
Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа "Мастер и Маргарита" Булгакова.

Иван Бездомный (Понырев) в романе "Мастер и Маргарита": образ, характеристика, описание

Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице "Литературной газеты":
". известный поэт Иван Бездомный. "
". Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт. "
". Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта. "

Иван Бездомный - член литературного общества "МАССОЛИТ" (это - вымышленная организация):
". исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался. "
". Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного. "

Возраст Ивана Бездомного - 23 года:
". Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван. "

Иван Бездомный - это еще юноша, мальчик:
". этот мальчик, Иван Бездомный. "
". Она смотрела на лежащего юношу. "
". встретиться с этим молодым человеком. "

Внешность Ивана Бездомного:
". плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. "
". уставив на него свои бойкие зеленые глаза. "
". Рыжеватый, зеленоглазый. "

У Бездомного сиплый голос:
". Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. "

Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
". На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. "

Он является малообразованным, невежественным человеком:
". Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился. "
"– . ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?

– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван. "

Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):
". мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились. "
". Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный. "
". Нет, выпивал, но не так, чтобы уж. "
". А тут еще алкоголизм. "

Иван - холостой мужчина:
". Холост, – испуганно ответил Рюхин. "

Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:
". Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. "
". Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз. "

Поэт Бездомный - человек, способный сочувствовать и сострадать:
". молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.

Он умеет держать свое слово:
". Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. "

Бездомный любит трогать предметы без надобности:
". По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. "

Иван Бездомный и Воланд

Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
". Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед. " (о Воланде)

Воланд с помощью Коровьева и других членов своей свиты наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
". Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах. " (о Коровьеве)
". Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал. " (о Воланде)

После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
". И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва. "
". Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича. нет, просто Миши Берлиоза. "

Бездомного помещают в сумасшедший дом:
". меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом. "

Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:
". Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки. "
". Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы. "

Доктор ставит Бездомному диагноз - шизофрения:
". Двигательное и речевое возбуждение. Бредовые интерпретации. Случай, по‑видимому, сложный. Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм. "

Иван Бездомный и Мастер

Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
". Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду. "
". вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными. "
". – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. "

Жизнь и судьба Ивана Бездомного

Почему Иван Понырев испльзует псевдоним "Бездомный"?

Такие псевдонимы, как "Бедный" или "Бездомный", указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную "нищету" и "бездомность". Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ "крестьянского" поэта, человека "из низов", поэтому выбирает себе такой псевдоним.

По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.

Псевдоним "Бездомный" взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете "Гудок". По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете "Гудок".


«… молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный …
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный…»

Иван Бездомный – антирелигиозный поэт. В своей поэме он столь злобно “очерчивает Иисуса”, что Он получается у него “совершенно живой”.

булгаковская Москва

УЧИТЕЛЯ ОШИБАЮТСЯ: Мне искренне жаль школьных учителей, которые вынуждены преподавать по учебникам литературы, авторы коих испытывают очевидные затруднения с умением понимать читаемое. Авторам литучебников отчего-то хочется видеть в Иване Бездомном положительного героя. Наверно, сказывается в них собственная тоска по профессорскому званию, вот и благоговеют они перед этим титулом, с коим в эпилоге романа предстает Бездомный. «Одни герои нашли подлинные нравственные ценности (Иван Бездомный обретает дом и – что символично – становится профессором истории. серьезным ученым). «Подлинным героем становится Иван Понырев (бывший поэт Бездомный), сумевший вырваться из-под губительного влияния Берлиоза и вновь обретший свой Дом – Родину и ставший профессором истории». Да неужели получение от советской власти квартиры и профессорского звания достаточно для того, чтобы считаться положительным героем (да еще в глазах Булгакова)!

ВОЗРАСТ: Вот рассказ Булгакова о карьере Понырева: «человек лет тридцати или тридцати с лишним. Это – сотрудник института истории и философии, профессор…». О возрасте. Прощание с Берлиозом происходит, когда Ивану было 23 года. Значит, он родился в канун Мировой войны, в школу до революции пойти не успел. Школьный его возраст приходился на годы революции, гражданской войны и разрухи. Все его образование – начально-советское (в смысле образование начальных лет соввласти, когда советская система образования еще не сложилась, а классическая система была уже разрушена).

НЕУЧ: Что с историей Иванушка был знаком плохо, показывает то, что вполне расхожие речи Берлиоза про древних богов и их взаимное сходство Иван слушает как совершеннейшее откровение («поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью»). Он не читал Евангелия и впервые пробует это делать в психбольнице, чтобы сравнить рассказ Воланда: «Несмотря на то, что Иван был малограмотным человеком, он догадался, где нужно искать сведений о Пилате…». «Про композитора Берлиоза он не слыхал». О шизофрении ему предстоит получить первую информацию уже в психушке («Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич!»). С «Фаустом» (будь то Гете, будь то Гуно) не знаком: «Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы „Фауст“ не слыхали? Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторий в Ялту…». «Илиаду», цитируемую Воландом, он также не узнает и не понимает. И раз уж он был намерен Канта послать в Соловки, то ничего Иванушка не знал ни о времени жизни Канта, ни о его национальности, ни о его философии. Иностранных языков не знает (знакомство Мастера с языками вызывает у Ивана приступ зависти).

СТРАННЫЙ ПРОФЕССОР: Если в эпилоге Ивану 30 – значит, прошло всего семь лет. За семь лет пройти путь от невежественного поэта-атеиста до профессора – это из области тех чудес, которые могли иметь место только в ненавистной Булгакову Советской России. Столь стремительную карьеру в гуманитарных науках делали только товарищи, доказавшие свою исключительную преданность линии партии. Для историка такая стремительная карьера невозможна. А вот для идеолога-философа в те годы она была весьма вероятна. Нет, не историк профессор Понырев, а философ. «Красный профессор», «выдвиженец». И раз он философ столь успешный, карьерный, то, значит, философ-сталинец, то есть воинствующий атеист. Таким был, например, Марк Борисович Митин – проповедник идеи, согласно которой философия есть лишь форма политики, назначенный Сталиным в академики в 1939 году, минуя защиту докторской диссертации. В предисловии к сборнику «Боевые вопросы материалистической диалектики» (1936 г.) он писал, что при рассмотрении всех проблем философии он «руководствовался одной идеей: как лучше понять каждое слово и каждую мысль нашего любимого и мудрого учителя товарища Сталина». Коллеги называли его «Мрак Борисович»…

ТЁМНЫЕ СЕТИ: Да, Бездомный обрел свой дом. Точнее – советская власть ему дала квартиру. Наверно, было за что. Предал, предал профессор Понырев ту свою ночь прозрения и покаяния. Отрекся от бумажной иконки с ликом Христа – даже зная правду о Воланде… Он предпочел предать свой же собственный опыт и поверить легкому, удобному официальному мифу: «Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился».

Бездомный свою-то историю не понял и исказил – так что не стоит восхищаться его якобы «серьезными учеными трудами». Неужели не чувствуете вы издевательской булгаковской интонации – «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает»?

Это – «новый Иван» (вспомним главу «Раздвоение Ивана»). Его не печалят такие мелочи, как убийства людей. «Важное, в самом деле, происшествие – редактора журнала задавило!».

Иван пробовал записать «роман о Пилате» еще в больнице (когда писал заявление в милицию), но не справился с этой работой. Ему был сделан укол, и этот укол примирил его с действительностью: «Иван опять прилег и сам подивился тому, как изменились его мысли. Как-то смягчился в памяти проклятый бесовский кот, не пугала более отрезанная голова, и, покинув мысль о ней, стал размышлять Иван о том, что, по сути дела, в клинике очень неплохо, что Стравинский умница и знаменитость и что иметь с ним дело чрезвычайно приятно».

Вот так же и профессора Понырева жена накачивает уколами «с жидкостью густого чайного цвета», и Понырева начинает все устраивать и в снах, и в жизни.

Место работы Понырева Булгаков указывает довольно точно и узнаваемо – «институт истории и философии». С 1936 года Институт истории АН СССР и Институт философии АН СССР работали в одном здании по адресу Волхонка, 14. Как раз между домом Пашкова и взорванным Храмом Христа Спасителя. Вот и Бездомный застрял где-то посредине между чернокнижием (именно с ним в романе ассоциируются подвалы дома Пашкова) и воинствующим атеизмом, взрывающим храмы. Религиозная жизнь Понырева сводится к воздыханиям «боги, боги», весьма странным как для уст русского интеллигента, воспитанного в традиции христианского и философского монотеизма, так и для речи атеиста…

Альфред Барков убедительно показывает, как совместные усилия советской психлечебницы, Мастера, Маргариты и Воланда превращают Ивана в Иванушку. Вместо талантливого поэта (раз ему удался образ Христа «ну прямо как живой» – значит, независимо от идеологии, все же литературный талант был) – лунатик… Это аргументированное исследование стоит сопоставить с фантазиями тех, кто поучает наших детей.

Правда, к числу таких, учащих и все же странных интерпретаторов, к сожалению, приходится отнести и ведущего современного булгаковеда – М. О. Чудакову. На мое замечание, что человек не может за семь лет пройти путь от неуча до профессора истории, Мариэтта Омаровна заметила, что мой путь от студента кафедры атеизма к студенту семинарии был еще короче. Это верно. Когда речь идет о перемене взглядов человека и о покаянии, то перемена может занять и не семь лет и не год, а одну секунду. Но когда речь идет о научном профессиональном росте, то тут таких чудес не бывает (даже в житиях святых можно узнать только о чудесном обучении грамоте отрока Варфолемея, но и тут мы не найдем чудесных рождений специалистов-историков). В той нашей дискуссии (на телеканале «Россия»в январе 2006 года) М.О. Чудакову поддержал В. В. Бортко. По его мнению, в финале мы видим двух преображенных людей, которые оторвались от суеты, постигли истину и неотрывно смотрят на лунную дорожку… Не могу согласиться и с этим хотя бы по той причине, что один из этих двух «преображенных» – Николай Иванович, бывший (?) боров. Он если что и познал – то не истину, а домработницу Наташу. По ней и вздыхает. Напомню булгаковский текст:

«Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван Николаевич всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. Ивану Николаевичу известно, что, полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то необыкновенное. Сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать: – Венера! Венера. Эх я, дурак. – Боги, боги! – начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, – вот еще одна жертва луны… Да, это еще одна жертва, вроде меня. А сидящий будет продолжать свои речи: – Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин! Так будет продолжаться до тех пор, пока не стукнет в темной части особняка окно, не появится в нем что-то беловатое и не раздастся неприятный женский голос: – Николай Иванович, где вы? Что это за фантазии? Малярию хотите подцепить? Идите чай пить! Тут, конечно, сидящий очнется и ответит голосом лживым: – Воздухом, воздухом хотел подышать, душенька моя! Воздух уж очень хорош! И тут он поднимется со скамейки, украдкой погрозит кулаком закрывающемуся внизу окну и поплетется в дом. – Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет! – бормочет, уходя от решетки, Иван Николаевич, – вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте. Ах, дорого бы я дал, чтобы проникнуть в его тайну, чтобы знать, какую такую Венеру он утратил и теперь бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?».

Ну мы-то, знаем, какую Венеру ищет «лгун с чуть-чуть поросячьими чертами лица».

И у Иванушки тоже трудно заметить духовное преображение. Последнее не стоит путать с удачным карьерным ростом. Он пошел легким путем и уверил себя, что был он «жертвой преступных гипнотизеров».

Нет в романе положительных персонажей. А есть инерция его антсоветского чтения. В поздние советские годы люди «нашего круга» считали недопустимым замечать и осуждать художественные провалы и недостатки стихов Галича или Высоцкого. Считалось недопустимым критиковать какие-то тезисы Академика Сахарова. Главное – гражданская и антисоветская позиция. Она – индульгенция на все. Диссидентство булгаковского романа было очевидным для всех. Это означало, что центральные герои романа, выпавшие из советских будней или противоставшие им, обязаны восприниматься как всецело положительные. Воланд, Бегемот, Коровьев, Азазелло, Мастер, Маргарита, Иешуа могли получать оценки только в диапазоне от «как смешно!» до «как возвышенно!». Сегодня же уже не надо пояснять, что можно быть человеком и несоветским и неслишком совестливым.

Булгаковский роман сложнее порождаемых им восторгов. Свет и тьма в нем перемешаны, и хотя бы потому никого из его персонажей не стоит возводить в степень нравственного идеала. И даже если в Мастере и в Маргарите увидеть автобиографические черты (что-то в Мастера Булгаков вложил от себя самого, а в Маргариту – что-то от своих жен), то и в этом случае еще нельзя считать доказанным положительное отношение самого автора к этим своим персонажам. Ведь он мог быть не в восторге и от себя самого, и от каких-то черточек своих женщин.

По другим достоверным источникам,с которых до сих пор не снят гриф "Совершенно секретно" ,поэт является галахтическим евреем биологической разновидности - Иваном Давидовичем Менделем, поскольку его мать Юлия Вениаминовна, на самом деле 100% морфологическая еврейка, пришедшая в Россию через Иберийский полуостров,имя которой Циля. По слухам Одесского "Привоза" отец Бездомого, так же имеет еврейские корни и настоящее его имя – ,сын знаменитого Аарона Абрамовича Менделя,входивший в шорт-лист «героев-евреев», которые оставили свой след в мировой истории и отчасти сделали Россию такой, какой мы её знаем.

Отметим, что сокрытие еврейского происхождения Ивана Аароновича Менделя ( Ивана Николаевича Бездомного-Понырёва) чекистскими СМИ России,является грубейшим проявлением самого махрового, оголтелого государственного антисемитизма, как будто в еврействе есть что-то позорное, что нужно скрывать.

Иван Бездомный известный поэт, член литературного общества "МАССОЛИТ". Его фотография и стихи печатаются на первой странице "Литературной газеты" под рубрикой ".Образ жизни-советский"

Главным направлением в литературном поприще Ивана,были сборники поэм о революции,коллективизации и социалистической колхозной деревни.Поэт стремился создать понятный массам литературный язык,в противовес элитарному,кастовому языку символизма и модернизма.
Он описывал чувства, неподвластные описанию в обычном слоге. Насладитесь этой стороной поэзии, ощутив полноту и глубину вложенного в них труда и не лишенную смысла:

Товарищ!
Портянку свою мотай на кулак!
Пусть дух революции
Отведает враг!

Бей буржуя по роже зубастой,
Вместе с его холуём пидорастом !

Не надо нам солнца, нам партия светит.
Не надо нам хлеба. работу давай

Чувства в кулак, волю в узду!
Рабочий, работай!
Не охай!
Не ахай!
Выполнил план — посылай всех в п*ду!
А не выполнил —
Сам иди на*й!

И далее в таком же духе.

Пока все было в порядке и жизнь шла по накатанной колее, вёл он себя адекватно и даже разумно. Но стоило обстоятельству выкинуть фортель,ввиде встречи с сатаной - все, пиши пропало. Иван ухватил белочку за хвост.Его программа слетела с катушек, и начался такой театр абсурда, что никакому Эжену Ионеско не снилось.

Первые подозрения, что крыша пролетарского поэта начала подтекать, появились у Виагры Сисиневны Прощай,когда Иван,в белых кальсонах,в погоне за сатаной ввалился к ней в ванную комнату, с венчальной свечёй и бумажной иконкой Николая Чудотворца,в тот момент,когда она намыливала свои округлости. Виагра совершенно беззащитная, непроизвольно вскрикнула и застыла в ожидании его атаки. В неё ворвался запах мужчины,его табака и мужской похоти. Но Иван поступил опрометчиво,воскликнув укоризненно: «Ах, развратница. »,и тут же выбежал.

Потом был "Дом Грибоедова",где товарищи по цеху его повязали,и отправили в сумасшедший дом профессора Стравинского,где ему поставили диагноз-шизофрения. Лишь здесь люди избавлялись от различных наваждений, проявляя свои лучшие душевнобольные качества. Психбольница вызвала у Ивана массу положительных эмоций и хорошего настроения.Соседом по палате оказался обычный безобидный шизик,грустный дедуган,называющий себя Мастером карманного бильярда.

Неожиданно он спросил у Бездомного:
– Вас, простите, как зовут?
- Иван.

– Меня Мастер. Очень приятно. Иван, простите великодушно мне мою назойливость, но ответьте мне честно. Вам прописали ипсацию?
– Да, – несколько удивился Иван.
– Это прекрасно! – воскликнул Мастер, энергично теребя кудри свободной рукой. Мы можем быть полезными друг другу. – Ипсация позволяет вырваться из тисков комплексов личности, это – демонстрация всеобщего равенства, что есть основа социализма. А в единоличном анафлазме есть что-то кулацкое. Вы не находите? Я всегда мечтал это делать во всеуслышание, с трибуны на Красной площади во время парада,но оказался здесь и теперь ищу единомышленников. Рад приветствовать молодую смену. Лицо у вас, знаете, такое откровенно заинтересованное.

Я не буду утомлять читателя сценами прописанной терапии,но она дала свои результаты.Юный поэт стал профессором,сотрудникам Института истории и философии,создателем истинной истории революции.Хотя Иван Николаевич и вылечился от своего сумасшествия, но он все-таки продолжал быть "жертвой луны".И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома.

Под вечер он выходит выкручивать лампочки в подъезде и гадить под дверями соседей.. Проведя полнолуние в подъезде, Иван возвращается домой совершенно больным человеком.. Находясь в бреду, Иван видит во сне Михаила Сергеевича Пилата и начальника НКВД Ежова. Жена сопереживая его мукам,тихо плакала,читая у лампы поэму Ивана Семёновича Баркова"Лука Мудищев".И так проходило каждое полнолуние в жизни героя и его жены.

Читайте также: