Какие волосы были у иисуса

Опубликовано: 17.09.2024

Евангелие не описывает внешность Иисуса Христа. В Библии только описывается одежда Христа. Хитон Иисуса (или нижняя одежда) был не шитым, а тканым. Преданию говорит что этот Хитон является рукоделием Пресвятой Богородицы. Древняя Христианская церковь не имела изображения наружного облика Иисуса Христа. Возможно это произошло потому, что первые христиане боялись обвинения в идолопоклонничестве, которые могли исходить со стороны язычников и иудеев. Поэтому в древней церкви применялись символические изображения Иисуса Христа.Господа представляли в виде чаши, двери, якоря, корабля, голубя, виноградной лозы, пастыря и овцы. Но чаще всего Его изображали в виде креста или рыбы.

Христос происходил из рода царя Давида. А представителей этой фамилии всегда отличали изящество , благородство, светлые волосы и глаза, белая прозрачная кожа, тонкие черты лица и мягкий абрис губ. Если бы не удлиненный нос с горбинкой, то потомков Давида можно было бы принять за европейцев. Что же касается роста, то согласно Библии все цари Израильские были высоки - "от плеч на голову выше" среднего человека.
Иисус Христос был безгрешен. Его жизнь была настолько чиста, что он мог спокойно спросить у своих врагов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). И они не нашлись,даже среди врагов и недоброжелателейни у кого - что ответить, хотя если бы в его характере была хоть какая-нибудь порочная черта, они бы обязательно её упомянули.

Мы читаем об искушениях Иисуса, но никогда не видим, чтобы он исповедовался в каком-либо грехе. Он никогда не просил прощения, хотя своим последователям велел делать это.

Это отсутствие чувства вины за проступки тем более поражает, что никогда еще, ни в какие времена ни у одного мистика, или святого, за всю историю мы не встречаем ничего подобного — наоборот, все они терзаются от чувства совершенного греха, от собственного несовершенства.

Чем больше человек приближается к Богу,к Свету неприступному - тем яснее видит свои пятна, тем тяжелее ему становится от собственного несовершенства, испорченности и недостатков. Чем ближе человек к источнику света, тем больше он понимает, насколько ему необходимо смыть с себя грязь. Когда сравниваешь себя с порочными - кажешься лучшим в своих глазах.Совсем по- другому обстоит дело если сравниваешь себя со святыми. Видишь что ещё и шагу не сделал к исправлению.

Апостолы Иоанн, Павел и Пётр — люди, с детства привыкшие верить в то, что все люди грешны, — в один голос заявляют о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).

Пилат, которого нельзя назвать другом Иисуса, сказал: «Какое же зло сделал Он?» Он подразумевал, что Христос невиновен. А римский сотник, бывший свидетелем смерти Христа, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Обратимся к преданию о Его Нерукотворном Образе. Согласно этому преданию Нерукотворный Образ получил Эдесский Авгарь от Самого Спасителя. Сказание о Нерукотворном Образе подробно изложено Иоаном Дамаскиным в его слове об иконах и в его труде под названием “Точное изложение веры”.

Вот описание одного из очевидцев, видевшего этот Нерукотворный Образ в Генуе, когда он был перенесен из Константинополя в XIV веке. “Образ этот имеет чудесный и величественный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед Ним. С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы, борода черная, но небольшая, брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу, так что губы прекрасно очертанные, виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет Его, особенно на челе на носу между глазами и на щеках; но с другой стороны легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может, и многие известные художники признавались что нет никакой возможности нашими красками передать цвет Святого Образа сколько-нибудь сходно с оригиналом”

Перенесение Нерукотворного Образа из Едеса в Константинополь празднуется Святой церковью 16 августа. Помимо Нерукотворного Образа, посланного Господом к Авгарю, существует и другой древний образ известный под именем Нерукотворного Образа Вероники. Предание об этом Нерукотворном Образе говорит о том, что когда Спасителя вели на Голгофу и с лица Его лился кровавый пот то одна из женщин, сопровождавшая Его, проникнутая состраданием, сняла со своей головы платок и дала его Господу, чтобы Он отер Свое лицо от кровавого пота. Как выражение благодарности Господь отпечатал на этом платке черты лица Своего изнуренного страданиями и вернул этой женщине ее платок. Это и есть второй Нерукотворный Образ Спасителя, запечатлевший Его в терновом венце. Предание об этом Нерукотворном Образе является очень древним.

В "Послании к Византийскому императору Феофилу", "Сказании монаха Епифания" и "Письме проконсула Иудеи Публия Лентула императору Тиберию и Римскому сенату". Авторы этих документов, описывая Христа, опирались на впечатления очевидцев, а проконсул Лентул был современником Иисуса. Вот что говорится в донесении проконсула: "Этот человек высок ростом. Важен и имеет наружность полную достоинства, так что внушает взирающему на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета, падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздваивающаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. это прекраснейший из земнородных".

Новые сведения об облике Христа дает научный анализ знаменитой Туринской плащаницы. Туринская плащаница представляет собой сохранившееся до наших дней льняное полотно, в которое был завернут Спаситель после снятия с креста. На этом полотне чудесным образом (способом не известным науке) отпечатался облик Иисуса Христа. Вот отрывок из научного протокола о Его внешности: “Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко стоят друг к другу. Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный; очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”

В католической церкви этот документ известен под названием “Послание Лептула”. Вот как в нем описывается Христос: “Человек этот среднего роста, с хорошей фигурой и чудесным благородным лицом. Его вид одновременно навивает и любовь и страх. Волосы цвета спелого ореха падают ровно до ушей и далее до самых плечей кучерявятся кольцами, немного светлыми и блестящими; посреди головы они расчесаны на пробор, как это заведено у назореев; лоб ясный и чистый; лицо без морщин и пятен, дышит силой и спокойствием, линии носа и рта безукоризненные, борода густая, того самого цвета, что и волосы, не очень длинная, разделена по середине. Взгляд прямой, пронзительный, глаза сине-зеленые, выразительные, оживленные. В гневе Он страшный, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью иногда плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи Его изящны. В беседе Он серьезный, скромный, сдержанный и к нему по праву можно отнести слова пророка; “Вот наипрекраснейший внешностью из всех сынов человеческих.

Окончательную точку в спорах о соответствии изображения на Туринской плащанице подлинному лику Спасителя поставило исследование, проведенное в 2005 году главным научным сотрудником Государственного Эрмитажа доктором исторических наук Борисом Сапуновым.

Сапунов составил на их основании вербальный портрет Иисуса Христа.

И вот что получилось.

Рост - около 180 сантиметров. Для своего времени Иисус был очень высоким человеком. Но при этом обладал узкими плечами, держался не совсем прямо, слегка склоняя голову. Кроме того, все три источника говорят о сходстве Иисуса с его матерью. Лицо у него было слегка сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем. Нос тонкий, большой, прямой. Брови почти прямые, сдвинутые, черные. Волосы - цвета созревшего лесного ореха, не очень густые, длинные и гладкие до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам. Борода цвета пшеницы, густая, раздвоенная. Глаза глубоко посаженные, светлые, блестящие, быстро менявшие выражение. Пальцы рук длинные, тонкие.

С этим описанием на руках Сапунов отправился к эксперту-криминалисту Виктору Павлову, сотруднику Санкт-Петербургской криминалистической лаборатории МВД. Эксперту не были известны обстоятельства и суть исследований ученого. Ознакомившись с "материалами дела", он составил фоторобот. И человек на этом "портрете" оказался очень похож на лик Спасителя на Туринской плащанице.

Конец истории? Вряд ли. Иисус играет такую огромную роль в жизни людей, что споры о том, как он выглядел, еще долго не стихнут. Наверное, до тех самых пор, пока человечество не осознает: "счастливы те, кто поверил, не видев Меня".

Вот так на основании преданий о Нерукотворном Образе Спасителя и навеянный вдохновенными страницами Евангелия возник одухотворенный образ Иисуса Христа - Мудрого Учителя, Царя и Первосвященника в одном лице, указавшего народам мира путь к Спасению. Именно этот светлый и величественный образ Иисуса Христа, озаренный светом Его Великого Учения проходит через века, вдохновляя художников, скульпторов, поэтов и музыкантов на создание шедевров и сияет как солнце, оставаясь чистым и незапятнанным, невзирая на жалкие усилия врагов христианства.

Библию писали люди, далёкие от канонов писательского искусства, и им в голову не приходило дать описание Христа. Даже сами апостолы не описывают друг друга, потому что для них важнее было донести людям о Христе и Его учении. Никто не думал о себе. Все имеющиеся образы Иисуса - это воображение художников. Мне, например, всё равно как выглядел Спаситель. Мне важнее Его божественная и безгрешная личность и мудрое нравоучение. Спасибо за поучительную статью. С дружеским приветом из Еревана !

Рост и Лик Христа установили по Туринской Плащанице.И по - описанию современников, которые остались в наследии человечества. Лик Богочеловека был настолько благообразен ,что даже читая описание Его божественной внешности- душа не выдерживает от благодати.Ведь слова несут через тысячелетия эту благодать.Красота лица и Его тело были описаны верно .Когда я читала это описание впервые , сердце моё таяло в груди и не выдержав я стала плакать. Поэтому написала этот очерк о внешности Христа чтоб многие знали как выглядел Христос в жизни. И не мог быть Сын Божий не прекрасен лицом .И доказательство этому - не домыслы учёных , а Туринская Плащаница . Его Образ увековечен. И Ему слава во веки веков. Аминь.

О Нём сказано в псалме 44:

ПЕСНЬ ЛЮБВИ.
2Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца.

3Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.

4Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, 5и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.

6Остры стрелы Твои, [Сильный],- народы падут пред Тобою,- они - в сердце врагов Царя.

7Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.

8Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

9Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.

10Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.

11Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего.

12И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.

13И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.

14Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; 15в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, 16приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.

17Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.

18Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Лик Спасителя, Его внешний вид по древнейшему документу

Древнейший документ, содержащий описание образа Спасителя, есть письмо Публия Лентула, бывшего во времена Октавия Августа проконсулом Иудеи. Вот перевод этого письма, посланного проконсулом римскому Сенату во время земной жизни Иисуса Христа.

"Великому и почтенному Сенату римскому сенатор Лентул, правящий Иудеею, желает здравия.

В настоящее время явился человек - Он и теперь жив - с высокими качествами, называющий себя Иисусом Христом. Народ говорит, что Он могущественный по своим деяниям пророк; ученики именуют Его Сыном Божиим. Он воскрешает мертвых и исцеляет от всякой болезни и расслабления. Этот человек высокого роста и строен. Его лицо строго и весьма выразительно, так что те, которые взирают на Него, не в состоянии не любить Его и вместе не бояться. Его русые волосы опускаются гладкими до низа ушей и оттуда падают волнистыми локонами на самые плечи; они разделены наверху головы, как у назареев. Чело гладкое и спокойное, лицо совершенно чистое. Щеки Его покрыты легким румянцем, с небольшой темновато-стью. Взгляд имеет приятный и открытый. Нос и рот весьма правильны. Борода довольно густая, небольшая, одинакового цвета с волосами головы, разделяется на две части на подбородке. Глаза голубые и чрезвычайно живые. В Нем заметно что-то грозное, когда Он делает выговор или упреки, между тем как кротость и ласковость сопутствуют всегда Его наставлениям и поучениям. Его лицо имеет удивительную приятность, соединенную с важностью. Его никогда не видели смеющимся, но видели плачущим. Стан Его стройный, руки длинные и красивые, плечи прекрасны. Речь Его величественная и плавная, но говорит Он, вообще, мало. Наконец, видев Его, нельзя не признаться, что это один из красивейших мужей".

Почти такое же описание внешности Спасителя делает греческий историк Никифор Каллист. "Его лицо, - пишет он, - было замечательно красотой и выразительностью. (Далее описание сходно с предыдущим.) Цвет Его лица был почти пшеничный, когда пшеница начинает поспевать. Его лицо было не кругло, не продолговато. Он много походил на Свою Матерь, особенно нижней частью лица. Степенность, благоразумие, кротость и постоянное милосердие выражались на Его лице. Словом, - заканчивает Никифор Каллист свое описание, - Он походил во всем на Свою Божественную и Непорочную Матерь. "

Эти описания вполне сходны с тем, что говорят о наружности Господа нашего Иисуса Христа видевшие Его Нерукотво-ренный образ на убрусе (на плате), посланном Самим Спасителем Авгарю, царю Эдесскому (в том числе преподобный Иоанн Дамаскмн). Из позднейших свидетельств приведем описание Нерукотворенного образа итальянца Пиккони. "Этот образ, - говорит Пиккони, - имеет величественный и чудный вид: на нем отражаются Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет пред ним. С середины широкого и довольно большого чела спускаются по обеим сторонам, направо и налево, темные. волосы, которые, закрывая уши, соединяются с бородой. брови черные, глаза блестящие, проницательные, как будто испускают из себя светлые лучи, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. Нос прямой, немного длинный, но пропорциональный. Колорит лица смуглый. Этот образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство никак не может подражать. Ибо многие художники признавались в этом, и особенно один из них, Лука, имевший случай рассмотреть этот образ как нельзя лучше, нередко утверждал, что нет никакой возможности нашими красками передать цвет святого образа, хотя сколько-нибудь сходного с оригиналом, и потому, сколько ни упрашивали его снять с оного копию, он ни за что не соглашался. " Таковы свидетельства о Пречистом Лике Богочеловека.

Какова же судьба этого священного изображения? До начала Х века этот образ находился в Эдессе. Когда же вся Сирия, в которой находилась и Эдесса, была захвачена сарацинами, греческий император Роман и военной сило

Отец и мать Иисуса — Иосиф и Мария — были галилеянами. Характерной особенностью галлов-кельтов были высокий рост, белая кожа, развитые мышцы. Они были ощутимо выше по сравнению с иудеями: согласно данным археологии, средний рост тогдашних иудеев не превышал 160 см. Везде подчеркивается, что у галлов роскошные русые волосы, которые мужчины, как правило, носили распущенными.
Согласно известным словесным описаниям внешности Девы Марии, она была благородной красавицей высокого роста, имела овальное лицо, голубые глаза, волосы цвета пшеницы, длинные и тонкие пальцы рук. Иисус был очень похож на свою мать — был высокого роста, имел тонкий прямой нос, длинные волосы цвета спелого лесного ореха, бороду темно-пшеничного цвета, светлые глаза.
Правдивость этих описаний через 2 тысячелетия подтверждена Туринской плащаницей, которая сохранила фотографию Иисуса в момент его воскресенья. По ней, Иисус был человеком европейского типа с атлетичным телосложением, ростом 180 см, светлокаштановыми волосами и благородным выражением лица. В жилах галилеян текла украинская кровь, потому, учитывая это, Иисус был украинцем.

«ЯЗЫК» , ТО ЕСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ИИСУСА.

Галилеяне были хлеборобами и рыбаками, массово разводили свиней. Имели большие пасеки с медом, выращивали лен. Все апостолы Иисуса, за исключением Иуды, были галилеянами. Имя Иисус (Иес-ус) — это эллинский вариант имени Яс, которое означает «ясный» , «светлый» , «солнечный» . Подобные имена — Ясус, Ясион, Ясон — были привычными для древней Эллады. Их украинскими соответствиями являются давние имена Ясь, Ясько, Яцько. Эллинское слово «хрестос» означает «наилучший, добрый, благородный, богочеловек» . Синонимом слова «хрестос» является «сын Божий» : «Отозвался Симон Петр и заявляет: ты хрестос — сын Бога живого. Тогда он приказал ученикам, чтобы они никому не говорили, что он хрестос» (Матвей 16.16—20).

Иисус принадлежал к той волне галлов, которые ещё сохранили материнский язык, на котором разговаривали обитатели Западной Украины. Именно этим языком Иисус сказал свои предсмертные слова: «А около девятого часа Иисус вскрикнул сильным голосом, говоря: Эли Эли лема савахтани» (Мт 27.46), то есть «Леле, Леле, лемм из мя сия остани» , буквально «Отче, Отче, — лишь со мной останься» . Этот фразеологичный оборот отвечает эллинскому «Отче, в Твои руки отдаю дух Мой! » (Лука 23.46), то есть «Отче, теперь всё в Твоих руках!» . В самый критический и самый тяжелый момент своей жизни Иисус заговорил древнеукраинским языком. Это свидетельствует о том, что на этом языке он думал. Это был его родной язык, что проявилось в «момент истины».

Чем объяснить отсутствие или же весьма раннее исчезновение подлинного образа Христова? Как могло случиться, что первенствующие христиане не приложили стараний с помощью искусства закрепить и сохранить в памяти потомства дорогие черты своего Учителя, а ближайшие к эпохе Христовой лица так скоро позабыли внешний вид Его? То и другое могло зависеть от многих причин. Отметим из них те, которые представляются наиболее вероятными, объяснив при этом, в каком смысле нужно понимать дело, когда идет речь об исчезновении подлинного изображения И. Христа, о забвении Его наружности. Трудно допустить, чтобы мысль о художественном изображены Сына Божия могла зародиться в сознании уверовавших во Христа иудеев, которым прежняя религия строгою заповедью: Не сотвори себе кумира и всякого подобия ( Исх.20:4 . Втор.5:8 ) запрещала представление божества в каком бы то ни было чувственном образе. Веками воспитанное отвращение от всякого изображения и старые опасения идолопоклонства не могли быстро пройти в их душе и смениться, – при всем благоговении ко Христу, – потребности красками или резцом воспроизвести Его лик. Если бы даже и предположить подобное желание у христиан из иудеев, – сколько бы сомнительною ни представлялась нам его возможность, – то едва ли бы и оказался среди них художник, который сумел бы осуществить его. Совсем иной оборот получают наши речи в отношении к христианам из язычников, в статуях и изваяниях обыкновенно почитавших своих богов, с детства привыкавших к своей домашней обстановке видеть разного рода изображения тех или других замечательных людей. Здесь опасения идолопоклонства если и имели место по принятии новой духовной религии, то во всяком разе не в такой степени, как у обращенных из иудейства. У христиан из язычников могло скорее появиться и по-видимому легче осуществиться желание изобразить так или иначе И. Христа, Сына Божия. Но могли ли и у них попытки этого рода увенчаться полным успехом? Что такое было портретное искусство в то время и в каком положении оно тогда находилось? Предъявляя теперешние строгие требования, нужно будет сказать, что в общем оно было слабым подобием того искусства, с которым мы знакомы в настоящее время по точным фотографическим копиям. В большинстве случаев до безупречной передачи оригинала оно не поднималось и самое большее, что им достигалось, это типичность родовая, племенная, выражавшаяся в национальных признаках лица, в определенном покрое одежды, в известной манере постановки фигуры и вообще в обработке доличного, при чем почти все индивидуальное и случайное ускользало от внимания художника и о конкретном не могло быть и речи • 65 . Даже при соблюдены последнего требования в первоначальном изображении, при повторении его в снимках, черты индивидуальные постепенно сглаживались и оставались лишь самые крупные отличительные признаки. Мы не имеем теперь, строго говоря, портретов ни Константина Вел., ни Златоуста, несмотря на то, что это были лица чрезвычайно популярные: изображения их были очень распространены и помещались на разных памятниках. Бюст равноапостольного императора на монетах скорее можно признать условным снимком с его лица, чем портретом: удержан римский тип лица, принятый тогда официальный костюм, известные атрибуты царской власти – и только. Из множества однородных нумизматических фигур выделить эту последнюю очень нелегко, и решающее значение принадлежит надписи и другим условным признакам. Варров составленные им биографии знаменитых римлян снабдил их портретами. Нельзя сказать, чтобы они отличались портретностью. Так и относительно изображения И. Христа была полная возможность подобного обезличения даже при существовании относительно близкого, исторически верного снимка с Его лица. Это приблизительно та же история, которая повторялась, много спустя, в русской иконографии, где святых одного и того же лика писали на одно лицо, не исключая и некоторых своих отечественных, с которых изображения сделаны были еще при их жизни.

Церковно-исторические и литературные данные, на которые мы ссылались выше, не говорят также и против существования древних преданий о внешнем виде Христа. Разногласия отцов и учителей церкви в суждениях о лице Спасителя выходили не из различных преданий о наружности Его, потому что невозможно и предположить преданий до такой степени противоположных, а обязаны были своим происхождением соображениям отвлеченно-догматического свойства и отвечали состоянию и характеру тогдашнего библейского толкования. Отрицательная сторона в вопросе, конечно, не представляла себе Богочеловека re ipsa некрасивым, но имела в виду библейское представление Мессии, Его духовный облик, к которому прилаживало и свое представление о наружном виде Его. Точно также и сторона положительная судила о последнем, руководясь воззрениями идеального свойства. Говоря о красоте Спасителя на основании отдельных выражений Свящ. Писания и исключительных фактов из его жизни, отцы и учители церкви разумели не обыкновенную естественную красоту, а внутреннюю, неземную, просвечивавшую во взоре, во всех чертах Его лица. У Оригена, по которому Христос являлся каждому согласно его душевной настроенности, мы видим не Христа исторического, не объект внешнего изображения, а известного рода нравственный облик, идеальный тип, представляемый более или менее удачно, судя по степени духовной восприимчивости человека. Да представители духовной мысли того времени, как и ближайшие ученики Спасителя, глубоко проникнутые верою в Его божественную личность, относились как-то равнодушно к внешней стороне, к человеческому виду Его. Как предмет чувственного воззрения, Христос был далек или будто бы различен для них; между Ним, как историческим обликом, и сознанием богословов стоял, если позволительно так выразиться, туман философских умозрений, сквозь который истинные черты лица Иисусова доходили в неясном виде, а выдавался, напротив, идеальный Его образ или Христос символический. Подлинные изображения И. Христа имели более низменное, так сказать, происхождение. основывались на неясных воспоминаниях о Его наружности, примыкали к разного рода сказаниям и вращались преимущественно в народной среде; но будущности, к сожалению, они не имели и не оказали заметного влияния на образование и развитие иконографического типа Христа. Они как-то затерялись, уступив место более принятым изображениям Спасителя, которые дошли до нас на памятниках катакомбных и во всех дальнейших произведениях церковного искусства.

Нужно, однако, иметь в виду, что еще и доселе делаются серьезные попытки доказать портретную основу в традиционном церковно-иконографическом изображении Иисуса Христа. Солидные и ценные работы этого рода принадлежать, напр., Sir Wyke Вayliss (F. S. A., President of the Royal Society of British Artists), Rex Regum, a Painter's Study of the Likeness of Christ from the Time of the Apostles to the Present Day, Samson Loо 1902, каковое сочинение сам автор называет (р. 2103 с) «трудом целой жизни» в своем реферате: The Likeness of Christ Rex Regmn в «The Guardian No. 3.080 (Wednesday, декабря 14, 1904), p. 2L03 a – 2104 b и (снимки) 2119. Соображения г. Бэйлиса производят впечатление уверенною убежденностью и заслуживают внимания – тем больше, что ( – сколько знаем – ) сходные воззрения защищает и поддерживает такой компетентный авторитет, как наш известный академик Я. П. Кондаков. В апологетических интересах необходимо указать еще на то обстоятельство, что научными преувеличениями сходства первоначальных воспроизведений лика Христова с языческими изображениями некоторые пользуются для доказательства не только зависимости христианства от язычества, но даже чуть не прямого происхождения первого от второго (см., напр., Pastor Albert Kalthoff Das Christus-Problem: Grundlinien zur Sozialtheologie, Lpzg 1903, S. 47, и Rab biner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Jadentum nnd das Wesen des Clиristentums: vergleichende Studien, Berlin 1905, S. 135). – H. H. Г.

Совсем противное свидетельствует Bayliss (см. выше). – Н. Н. Г.]

Не секрет, что на протяжении целых столетий самым распространенным образом Иисуса Христа, в основном в западных культурах, был светлокожий мужчина с бородой, светло-каштановыми или светлыми волосами и очень часто с голубыми глазами.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Однако есть загадка, сама Библия не описывает Иисуса физически, и все имеющиеся у исследователей свидетельства указывают на то, что он, вероятно, сильно отличался от того, каким его изображали долгое время.

Об этом детально пишет научно-популярный сетевой журнал "History".

Что может рассказать Библия?

"Не доглядела", - Юрий Ткач из "Квартал 95" с женой удивили снимком из Турции

Арсен Мирзоян показал, ради чего убегает из дома каждое утро: пока Тоня Матвиенко спит

Надя Дорофеева с Дантесом поставили на уши прикарпатское село: "Что у нее с ногами?"

Телевизор можно не включать? Украинцам показали даты, когда популярные телеканалы исчезнут из эфира

Библия предлагает несколько подсказок о внешнем виде Иисуса. Большая часть того, что мы знаем о нем, происходит из первых четырех книг Нового Завета, Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна. Согласно Евангелиям, Иисус был евреем, родившимся в Вифлееме и выросшим в городе Назарет в Галилее (бывшая Палестина, ныне северный Израиль - ред.) в первом веке нашей эры.

Мы знаем, что Иисусу было немного за 30 лет, когда он начал свое служение (Евангелие от Луки 3:23), но Библия практически ничего не говорит нам о том, как он выглядел, за исключением того, что он ничем не выделялся. Когда Иисус был арестован в Гефсиманском саду перед распятием (Матфея 26: 47-56) Иуда Искариот должен был указать на Иисуса своим воинам среди учеников ― предположительно потому, что все они казались похожими друг на друга.

Для многих ученых "Откровение 1: 14-15" предлагает ключ к разгадке того, что кожа Иисуса была более темного оттенка, а его волосы были густыми. Волосы на его голове, как говорится, "были белы, как белая шерсть, белы, как снег". Его глаза были подобны пламени огня, его ноги были подобны полированной бронзе, очищенной, словно в печи".

Как внешний вид Иисуса изменился за долгие столетия?

Некоторые из самых ранних известных художественных изображений Иисуса относятся к середине третьего века нашей эры, то есть более чем через два столетия после его смерти. Это картины в древних катакомбах святого Домициллы в Риме, впервые обнаруженные около 400 лет назад. Показывая одно из самых распространенных изображений Иисуса в то время, картины изображают Иисуса в образе Доброго Пастыря, молодого, коротковолосого, безбородого человека с ягненком на плечах.

Еще один редкий ранний портрет Иисуса был обнаружен в 2018 году на стенах разрушенной церкви на юге Израиля. Написанный в шестом веке нашей эры, это самое раннее известное изображение Христа, найденное в Израиле, и изображает его с более короткими вьющимися волосами, изображение, которое было обычным для восточного региона Византийской империи, особенно в Египте и Сирии-Палестине. Однако этот образ исчез из более позднего византийского искусства.

На длинноволосый и бородатый образ Иисуса, появившийся в четвертом веке нашей эры, большое влияние оказали изображения греческих и римских богов, особенно всемогущего греческого бога Зевса. В этот момент Иисус начал появляться в длинной мантии, восседая на троне (например, на мозаике V века на алтаре церкви Санта-Пуденциана в Риме), иногда с нимбом вокруг головы.

Конечно, не все изображения Иисуса соответствуют доминирующему его образу, изображаемому в западном искусстве. Фактически, многие разные культуры по всему миру изображали его, по крайней мере визуально, как одного из них.

Что такое Туринская плащаница?

Из множества возможных реликвий, связанных с Иисусом, которые обнаруживались на протяжении веков, одна из самых известных - Туринская плащаница, о которой стало известно в 1354 году.

Верующие утверждали, что Иисус был облачен в кусок полотна после того, как был распят, и что на саване есть четкое изображение его лица. Но многие эксперты отвергли плащаницу как подделку, а сам Ватикан называет ее "иконой", а не реликвией.

Что говорят ученые об Иисусе в начале XXI столетия?

В 2001 году художник и профессиональный медик Ричард Нив возглавил команду израильских и британских судебно-медицинских антропологов и компьютерных программистов в создании нового образа Иисуса на основе израильского черепа, датируемого первым веком нашей эры, компьютерного моделирования и их знаний о том, как в то время выглядели евреи.

Хотя никто не утверждает, что это точная реконструкция того, как на самом деле выглядел сам Иисус, ученые считают это изображение - около пяти футов высотой, с более темной кожей, темными глазами и более короткими и кудрявыми волосами - более точным, чем многие художественные изображения сына Божьего.

В своей книге 2018 года "Как выглядел Иисус?" Джоан Тейлор использовала археологические находки, исторические тексты и древнеегипетское погребальное искусство, чтобы сделать вывод, что, как и у большинства людей в Иудее и Египте того времени, у Иисуса, скорее всего, были карие глаза, от темно-каштановых до черных волос и оливково-коричневая кожа. Он мог стоять около 5 футов и 5 дюймов. (166 см), средний рост мужчины в то время. Она подчеркивает, что мы никогда не сможем точно узнать, как выглядел Иисус.

Облик Иисуса Христа у каждого народа отличается. Его внешний вид на изображениях соответствует конкретной расе. Например в Китае он китаец, в России — русский. Но как нам известно Иисус относился к евреям поэтому ни на одного из перечисленных выше по национальности он не может быть похож. Но тогда как выглядел Иисус на самом деле?

Что говорится в Библии

Конкретного описания Иисуса в Библии нет. Чтобы воссоздать его образ, художники обращались к цитатам из Ветхого Завета. Там было сказано, что Иисус самый красивый из всех человеческих сынов. Именно поэтому при рисовании использовались те черты лица, которые считались в те времена наиболее идеальными.

как выглядел иисус по библии

А вот в новом завете есть несколько вариантов описания. Однако и они не внушают доверия. Здесь облик Христа стараются описывать в преображенном виде.

В греко-римской древности один из критиков, дабы унизить образ Иисуса, назвал его маленьким и уродливым. Но, здесь следует учесть то, что он жил во 2 веке и не мог иметь представления о настоящем образе Иисуса. Ранние христианские богословы поддерживали такое мнение.

Внешность Иисуса в истории

В Средневековых западных традициях Иисуса описывали как идеальный образ, который не мог сравниться ни с одним из людей. Описывая как выглядит Иисус Христос на самом деле в мусульманстве ему добавляли кудрявые волосы. Однако все это было основано только на мифе. В ночных путешествиях Мухаммеда было описано, что он встречал пророков и Иисуса с ними.

Внешность иисуса в истории

Учеными производилась реконструкция образа Иисуса с помощью “Туринской плащаницы”. Но и это не дало достоверных результатов. Было доказано, что плащаница подделка, а сама она появилась только через 1000 лет после появления Христа.

внешность иисуса

При воплощении в жизнь лика Христа обращались и к преданию о “Спасе Нерукотворном”. В нем указано, что после того, как он приложил платок к своему лицу, на ткани остался образ его лица. После этого было создано много образов и мы смогли узнать как выглядит Икона Иисуса Христа. Одна из них “Спас Нерукотворный”.

Приближенный сказ есть и в церквях запада. В нем сказано, что одна из евреек в момент, когда Христос нес крест вытерла его лицо платком.

Молодой Иисус и секреты плащаницы

При сотрудничестве с итальянской полицией, ученые смогли создать специальную программу, которая смогла бы с помощью одного фото увеличить возраст человека и узнать, как он выглядит. Благодаря такой разработке, полиция смогла поймать многих преступников, которые скрывались с момента молодости.

Молодой иисус в плащанице

В наше время эта программа была перезапущена в обратном направлении. Теперь она может не столько “старить” лица, но и показывать, как человек выглядел в молодости. Именно с помощью нее удалось узнать, как выглядел молодой Иисус при жизни.

За основу было взято изображение, которое находится все на той же “Туринской плащанице”. Полотно хранится в турине. На нем два отпечатка, которые повторяют образ человека с нанесенными увечьями. Считается, что именно в эту ткань обернули Христа, когда того сняли с креста. Его тело мистическим образом оставило свой след.

Существуют и скептики, которые сомневаются в подлинности артефакта. Они утверждают, что если образ не нарисован, то был создан искусственным путем. Эта сторона и верующие продолжают спорить на протяжении многих лет.

Тайну плащаницы святой престол не раскрывает. Он не опровергает слухи о том, что она поддельная, но и хранит ее как великую ценность. Отчего же к этому артефакту появилось недоверие?

Впервые на проверку подлинности ткань была взята в 1988 году. В исследовании принимали участие три независимые лаборатории. Путем радиоуглеродного исследования было выяснено, что материал был изготовлен в период 1200 по 1300 год. На тот момент образ Иисуса был закреплен. И полученное описание с плащаницы с ним совпадало. Был изображен мужчина с тонкими чертами лица и длинными волосами.

Научное восстановление образа

В криминалистической антропологии есть ведущий специалист и художник Ричард Ниив. Он выдвинул сомнения о том, что представления об Иисусе, которые мы можем наблюдать с икон правильные. Отталкиваясь от описаний, которые дал Матфей, он предположил, что Иисус исходит из древнего народа Галилеи.

наука о внешности иисуса

Заручившись поддержкой коллег, он смог с помощью компьютерной томографии определить семитские особенности черепа. Отталкиваясь от полученной информации, была сделана модель головы с натуральными размерами.

вариант внешнего вида иисуса

Ученый предположил, что глаза Христа были не светлыми, а темными. А согласно еврейским традициям, у него еще должна была быть и борода. А касаемо волос, возникла спорная ситуация. На иконах мы видим Иисуса с длинными волосами и привыкли к такому образу. Однако, если вспомнить строки из “Нового завета”, где Апостол Павел описывал встречу с Божьим Сыном сказал, что растить волосы, это бесчестье. Поэтому специалисты решили, что Иисус все же имел короткую стрижку. Волосы при этом, как и у большинства жителей Галилеи были кучерявыми.

Касаемо строения тела, то исследования археологов дают повод думать, что в первом веке народ был невысоким. Их рост едва достигал 160 сантиметров. Вес составлял от 50 до 60 килограмм. Это дает повод, что и в реальности сам Христос имел примерно такие же данные.

К дополнительным описаниям можно добавить, что Иисус обладал крепким, загорелым телосложением. Это объясняется плотницкой работой. Он был обветрен, что связывают трудом в жаркие дни на свежем воздухе.

Заключение

Казалось бы, проведены исследования, даже составлены предполагаемые модели образа Иисуса. Но мы продолжаем задумываться, а действительно ли так он выглядел в реальной жизни? Однако, с другой стороны, а есть ли разница до того, какая внешность у того, кто пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы спасти людей на земле? Прежде всего, следует помнить, что Сын Божий прекрасен духом, а его внешность каждый сможет найти в своей душе. Перед каждым он сможет предстать в облике того, кто нам будет понятным и близким.

Видео о том, какой была внешность Иисуса:

Читайте также: