Как заплетали косы на руси

Опубликовано: 17.09.2024


Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы – нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы – это наше достоинство и наша гордость.

При упоминании русских красавиц перед взором сразу предстаёт стройная изящная девушка со здоровым румянцем на щеках и длинной толстой косой. На протяжении многих столетий именно таким образом женщины заплетали волосы. Тугая коса была главным украшением и гордостью девушки, её долго отращивали и очень берегли. Причёска и способ плетения могли многое рассказать о красавице.

Коса — главный символ девичества

Символика плетения кос была тесно связана с тогдашними верованиями и традициями. Маленькие девочки плели трехлучевую косу, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. По мнению древних славян она дарила жизненную силу и здоровье маленькой хозяйке. Косу носили девушки до самого замужества, и это правило оставалось нерушимым даже для старых дев. Такие женщины до самой старости не покрывали голову и носили одну косу.

Количество и способ плетения кос также определял социальный статус женщины того времени. Традиционно молодые незамужние девушки украшали волосы цветами и лентами.

Кадр из кинофильма

Внести какое-то разнообразие в причёску можно было только после свадьбы. Накануне этого важного дня в девич-вечер невеста с подружками собирались в отчем доме и проводили обряд расплетания косы. Девушки с жалобными песнями и слезами провожали подругу во взрослую замужнюю жизнь, меняя ей причёску и заплетая уже две косы. Здесь прослеживается чёткий символизм: одна коса — это жизненные силы женщины, вторая — символ её плодовитости. В день свадьбы волосы невесты укладывали в форме короны и надевали специальный головной убор.

Женщины в браке носили специальную узнаваемую причёску — низкую однорогую кичку, а после рождения первого ребёнка кичка изменялась на высокую.

Женская коса: ритуалы и символизм

Славянские народности очень строго соблюдали все ритуалы, связанные с женскими волосами. В культуре расчёсывания и плетения косы выделяются несколько важных догм.

Строго регламентировалось, кто именно должен ухаживать за волосами. К примеру, пока девочка была маленькая, прикасаться к волосам могли только родители. При вхождении в девичество волосами занималась сама хозяйка, а в косу вплеталась одна лента, что символизировало ожидание сватовства и готовность к семейной жизни. Когда девушка находила суженого и готовилась к свадьбе, лент в волосах становилось больше.

Традиции плетения кос на Руси

Символы на лентах также носили различное значение. Расшитые ленты назывались косники и изготовлялись самостоятельно каждой мастерицей. Они были ярких цветов, расшивались золотом, серебром, жемчугом или бахромой, и часто украшались ещё и объёмными подвесками в виде треугольников, сердечек. Каждый узор имел своё значение, а весь рисунок давал цельный осмысленный рассказ-пожелание.

Во время венчания косу девушки украшала широкая лента, повязка с прикреплённой по нижнему краю сеткой из жемчуга или бисера. Она также создавалась индивидуально невестой и наглядно показывала статус и благосостояние семьи невесты.

Приметы, связанные с волосами

Русская коса - гордость и честь

Некоторые поверья, касающиеся волос, были созданы в глубокой древности и дошли до нас без изменений. К примеру:

  • Женщины не стригутся во время беременности, чтобы не потерять свою красоту и здоровье будущего малыша;
  • Запрещается обрезать волосы ребёнку до годика, а после первой стрижки нужно хранить их всю жизнь;
  • Существует примета, что посещать парикмахера лучше в новолуние — так волосы растут быстрее и будут гуще;
  • Нельзя самостоятельно подстригать себе волосы — это может привести к длительной болезни.

Символ девичьей чести

Коса девушки обладала огромным символизмом во все времена. Прежде всего она олицетворяла женскую честь и непорочность. Считалось недопустимым дёргать девушек и девочек за волосы — это приравнивалось к сильному оскорблению, и наказывалось строгим публичным порицанием или даже поркой. Запрещалось срывать головные уборы с замужних женщин — такой поступок наказывался огромным штрафом.

Русская коса

Женщина, находящаяся в браке, могла снимать головной убор и расплетать косу исключительно в присутствии мужа, так как это служило своеобразным приглашением к интимной близости. Именно отсюда произошло слово «распутница», то есть буквально женщина, предложившая себя другому мужчине. Нельзя было появляться в обществе с непокрытой головой — это был позор как для жены, так и для мужа.

Потеря косы: причины и следствия

Источник: pixabay.com

Коса девушки выступала гарантом честности и женской непорочности. Выйти замуж без неё было практически невозможно. Поэтому потеря волос становилась в большинстве случаев трагедией. На Руси косы не стригли практически никогда, за исключением нескольких возможных жизненных ситуаций:

  • Волосы обрезались после смерти мужа как символ женского горя и тоски;
  • Перед свадьбой в некоторых регионах девушке отрезали косу и дарили супругу как знак верности и невинности. После замужества женщина снова отращивала волосы, но под головным убором, а когда появлялась достаточная длина, заплетала две косы;
  • Обрезать волосы могли насильно как наказание за блуд. Это было страшным позором для женщины. Её запирали в доме, и выходить на улицу запрещалось, пока волосы не отрастут;
  • Если девушка решила принять монашеский постриг.

Волосы и здоровье

Существовало поверье, что причёсывание напрямую связано со здоровьем и жизненной энергией человека. По традиции необходимо было делать от сорока до ста движений гребнем для духовного и телесного восстановления.

Внешний вид волос девушки как в древние времена, так и сейчас был отображением внутреннего состояния и здоровья женщины. Густые, блестящие, длинные волосы — главное украшение, деталь, привлекающая внимание. В древности жених оценивал избранницу по толщине косы: чем она грубее и туже, тем добрее и здоровее будет будущая жена.

Девушки, которым повезло меньше, чтобы сделать волосы краше шли на различные ухищрения. Для придания объёма дополнительно вплетались тонкие косички из конского волоса, тем самым делая косу более толстой и тугой.

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.


Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_3

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_1

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

  • Что почитать летом: 10 классических книг
  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
  • Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_2

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Символ девичьей красы. Плетение кос на Руси_4

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.


На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса.
Коса была главным способом убирать волосы — и для девочек, и для женщин, и для старух.

Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало — например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним — с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса — девичья краса" имело вполне буквальный смысл — та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку — чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза. Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы — вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица — на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,
Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче — она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу — существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение — ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника — распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы — Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь — ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус — каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

Сенокос в Италии, 1959 г.
СССР, сенокос в 1950-е годы
СССР, сенокос на верблюдах
Н.К. Пимоненко. Сенокос. Украина. 1912 г.
С. М. Прокудин-Горский. На сенокосе. 1909 г.
На поле во время сенокоса. Волынь. 1890 г.

Карелия. До середины ХХ века косили косой-горбушей. Горбушей косили в согнутом положении по обе стороны от себя. В этом главное отличие способа её употребления от косы-стойки (литовки) с длинной рукоятью. [Источник]

коса инструмент

Какие именно косы подразумеваются при их упоминании в исторических документах?

Дело в том, что существуют две основные разновидности кос: более древняя коса-горбуша и более современная коса-стойка, она же коса-литовка, с которой у большинства и ассоциируется упоминание косы как сельскохозяйственного орудия, но между ними очень большая разница.

косьба

Совершенно очевидно, что дополнительное пояснение к косе "-горбуша" и "-стойка" отражает разницу в положении косца во время работы этими разными инструментами "сгорбившись" и "стоя". Уточнение потребовалось только тогда, когда появилась коса-стойка, поскольку до этого момента достаточно было одного названия косы для отличия от серпа. Когда подразумевается единственный объект или однотипная группа, дополнительные пояснения не нужны.

косы-стойки (литовки)

Обе разновидности кос одновременно применялись и в 20 веке, правда, сейчас более известна коса-стойка (литовка), которая в отличие от косы-горбуши гораздо сложнее в изготовлении, на нее требуется больше железа/стали, она гораздо опаснее при работе и требует специальных навыков, зато производительность гораздо выше.

Судя по старинным железным косе-горбуше и серпу в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, кузнецу гораздо легче было выковать косу, нежели серп, разве что металла больше требовалось:

коса инструмент
серп инструмент

Когда реально в Российской империи появилась и начала распространяться коса-стойка?

В цикле статей "Когда на Руси все появилось" этот вопрос рассмотрен подробно.

То есть вопрос не в том, где и когда она изобретена, да хоть миллион лет назад в Антарктиде, а когда пошла в употребление именно в Российской империи, и почему косу-стойку практически всегда называют косой-литовкой?

Самое логичное объяснение: "литовка" - по месту происхождения, производства, "из Литвы", точно так же как тальянка - итальянская гармонь, или тальянский платок (ср. автомобили "Москвич", "Запорожец" и т.п.). Завод кос в Вилейке (под Вильно-Вильнюсом) был создан в 1882 году и работал под руководством мастеров из Штирии (Австрии), клейма которых однозначно идентифицируют их косы-стойки [Источник]:

коса инструмент

В еженедельном журнале "Всемирная иллюстрация" за 1896 год написано:

"О громадном значении кос, орудии при добывании запаса зимнего продовольствия для домашнего скота, у нас, в стране по преимуществу земледельческой, - совершенно излишне распространяться. Кустарное производство кос началось с незапамятных времен, а за ним следовало и заводское их производство, сначала, разумеется, в виде небольших мастерских, а затем постепенно расширилось, давая в последнее время на некоторых заводах внушительные годовые цифры выделки. Первым заводом, взявшимся у нас за выделку кос, был казенный, Артинский, около Златоуста, на нем это производство началось в 70-х годах.

В это время мы еще получали много кос из-за границы, особенно из Австрии; упомянем здесь, кстати, что, один из наших импортеров из Австрии, купец Филимонов, обратил на себя внимание австрийского правительства громадным оборотом своего вывоза и был награжден дворянским званием; из прозаического Филимонова вышел пышный фон-Филимонов.

Очень долго, именно до 1880 г. ввозные косы не были обложены пошлиной, но, начиная с этого времени, заграничная коса стала встречать все возраставшее препятствие к своему прежнему свободному обращению на русском рынке: пошлина на этот снаряд все росла и росла и дошла теперь уже до 1р. 40 коп. с пуда.

Высокая пошлина, разумеется, вызвала возникновение и подъем внутреннего производства. Один за другим возникли заводы для выделки кос: Мосягина в г. Осташкове, Зоннена в Риге, Новгородцева и Киселева близь Златоуста, и, наконец, Посселя близь Вильны, у станции Вилейской. Этот последний завод скоро так расширил свое производство, что стал во всех отношениях первым в ряду наших заводов.

Завод Посселя под Вильною основан всего лишь с 1887 г. Классической страной косоделательного производства всегда была Штирия; под именем австрийской у нас всегда и обращалась штирийская коса, ее и вывозил в свое время Филимонов. Туда, за опытными мастерами, и обратился и основатель вилейского завода. Он пригласил к себе на завод около полусотни рабочих штирийцев набивших руку на производстве кос; но этот отряд чужеземных рабочих стал только инструкторским; когда местные рабочие, под руководством штирийцев, усвоили все приемы рациональной выделки кос, тогда иноземцы были заменены русскими производителями, так что теперь австрийцев у Посселя остается вего лишь несколько человек на армию в 500 человек рабочих, занимающихся на его заводах. "

Как видим, завод Посселя в Вилейке возник позже других перечисленных, позже массового ввоза Филимоновым штирийских (австрийских) кос, но коса-стойка получила устойчивое наименование косы-литовки, а не "златоустовки", "артинки", "филимоновки", "австрийки" или какой-то другой.

Более того, в Белоруссии косы-стойки называли вилейками [Источник], что вполне объяснимо: для них еще видна разница между Вильно и Вилейкой, а вот для остальной территории Российской империи эта разница в названиях ни о чем не говорит, так что "литовка" - это коса из Литвы

Получается, что коса-стойка массово появилась в Российской империи только в 1880-х годах?

В Карелии коса-литовка повсеместно распространилась лишь в 20 веке:

"Наиболее распространенным орудием заготовки кормов была коса-горбуша. Косами-стойками, раньше, чем в других местах, стали пользоваться в Южной Карелии. Повсеместное распространение они получили лишь в текущем столетии." из статьи Ж.В. Гвоздевой "Коллекция орудий жатвы и косьбы в фондах музея -заповедника "Кижи" [Источник]

В самом конце 19 века крестьян приходилось обучать косьбе косами-литовками и нанимать для этого специальных инструкторов:

"За предыдущие годы управой предпринято было ознакомление крестьян с работой косой-литовкой, как для косьбы сена, так и для уборки ею хлебов. В нынешнем году был приглашен один косец-инструктор, который обучил работе литовкой до 50 человек. Тем не менее попытки к введению литовки остались не бесплодными и в настоящее время можно уже встретить лиц, которые не только косят траву литовкой, но умеют и убирать ею овес. Желательно продолжать обучение косьбе литовкой и в будущем году”. Эта цитата из журнала Котельнического уездного земского собрания Вятской губернии (1898)." [Источник]

"В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку." [Источник]

С рассматриваемой точки зрения всё логично: сначала познакомили находящиеся на уровне первобытнообщинного строя племена с имеющимися у них орудиями труда - косой-горбушей, а потом при появлении в 1880-х косы-стойки-литовки стали применять и это более совершенное орудие труда.

Как можно объяснить, что изложенные выше выводы входят в резкое противоречие с некоторыми имеющимися историческими свидетельствами?

Например, в сборнике Очерки русской культуры XVII в. Часть первая. Материальная культура. Государственный строй Под ред. А. В. Арциховского - Москва: Издательство МГУ, 1979 - с.352 неоднократно упоминаются именно косы-литовки в 16-17 веках!

"Сено косили косами двух типов: косы-литовки (большие косы на прямом длинном черенке) и косы-горбуши (косы на коротком изогнутом черенке). Последние, вероятно, имел в виду Юрий Крижанич, когда писал, что "косы для сена в некоторых местах так малы, что мало чем отличаются от серпов для уборки хлеба" (Крижанич Ю. Политика. М., 1965, с. 414.). Косы-горбуши применялись в основном на Севере, Урале, в Сибири для косьбы на небольших участках с высокой травой. Коса-литовка в этот период получает широкое распространение на большей части (в центральных, западных, южных уездах) Европейской России."

Видимо понимая, что литовский Вилейский завод Посселя, появившийся в последней четверти 19 века спалит "исторические документы" по полной программе, кем-то была вброшена версия, что "литовки" означает "литые". Из археологических находок следует, что способом литья из сельхозорудий изготавливались лишь бронзовые серпы. Любой кузнец вам доходчиво с молотом по башке наковальне объяснит, что кричное железо/сталь для изготовления кос ковали/штамповали и косы никогда не изготавливали путем отливки.

Картинками можно не беспокоить, сам их насмотрелся, например, фрагмент "Лето" Питера Брейгеля Младшего, 16 века, с мощной косой-стойкой (200-300 лет скрывали технологию?)

сенокос Брейгель

Автор сдедующего рисунка был далек от сельской жизни и нарисовал косу, ее положение и хват косца от балды, как-то так:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: