Как в европе называли вшей

Опубликовано: 17.09.2024

Почти за 500 лет до н. э. Геродот писал, что у египетских жрецов и писарей всегда были тщательно выбриты головы, «…чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним, когда они служат богам…» С этой же целью брили головы и подбородки фараоны, цари и вельможи в Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии.

Те пышные шевелюры, которые мы можем видеть на древних египетских фресках и барельефах, являются ничем иным, как париками. Основная же масса высших слоев египетского общества, в том числе и женщины, предпочитали быть лысыми. Вши серьезно начали заедать уже древний мир, поэтому не удивительно, что принимались такие радикальные меры предосторожности. Даже в относительно чистоплотном Риме диктатор Сулла умудрился умереть от вшивой болезни, паразиты буквально съедали его тело.

Известно чудесное свойство шелковой ткани – в ней не заводятся вши, что делало ее особенно ценной в далекие времена, и, соответственно, стоила огромных денег. Долгое время шелк производился только в Китае, что приносило этой стране баснословные доходы. Кочевники, соседствовавшие с китайцами, предпочитали брать дань с этой страны в виде шелка. Во-первых, его можно было выгодно «загнать», пустив в Европу по Великому шелковому пути, во-вторых, наличие шелковой одежды помогало решать кочевым вождям личные гигиенические проблемы, которых хватало, если учесть, что мыться они, мягко говоря, не любили и часто не мылись совсем.

У монголов существовало поверье, что если человек помоется в реке, то это может вызвать грозу со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Поэтому если блюстители монгольского порядка заставали человека за таким богопротивным занятием, как мытье, то провинившемуся грозила серьезная кара, вплоть до лишения жизни.

Одна из основных причин педикулеза - отсутствие средств гигиены, грязь и нечистоплотность. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало. И нужно сказать, что положение дел исправлялось весьма медленно. В начале прошлого века российский писатель и публицист Иван Солоневич, описывая впечатления от путешествия по Европе, писал: «Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте. Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он купался во вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором можно было давить вшей. Были они, конечно, и в Москве - больше их было или меньше - такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы сообразить и, так сказать, косвенными методами: в Москве были бани, и Москва вся - городская и деревенская, мылась в банях, по крайней мере, еженедельно. В Европе бань не было. И сейчас, больше двухсот лет после Петра, бань в Европе тоже нет. Города моются в ваннах - там, где ванны есть, деревня не моется совсем, не моется и сейчас. В том же городке Темпельбурге, о котором я уже повествовал, на пять тысяч населения имеется одна ванна в гостинице. А когда мой сын однажды заказал ванну для нас обоих - он пришел раньше и вымылся, я пришел позже, и администрация гостиницы была искренне изумлена моим требованием налить в ванну чистой воды: истинно русская расточительность - не могут два человека вымыться в одной и той же воде!»

Христианские проповедники Средневековья призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Интересно, что средневековые европейские медики считали мытье в ванной не то что ненужным делом, но даже вредным. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани.

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

Король-Солнце, или Король-Амбре?

Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.

Епископ Мерзенбурга Титмар писал о князе Владимире Святославовиче: «Упомянутый король носил венерин набедренник, усугублявший его врожденную склонность к блуду». «Венерин набедренник» - это, говоря современным языком, трусы, о которых просвещенный европейский христианский иерарх понятия не имел. Такая вот гигиена по-европейски.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2-3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен- Симона. Придворные дамы Версальского дворца прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе) вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.

На мусульманском Востоке бани были само собой разумеющимся, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря: «Чистота — половина веры». Ещё одно из высказываний Мухаммеда: «Тепло хаммама (бани) увеличивает плодовитость и, соответственно, количество почитателей ислама». Крестоносцы, шлявшиеся по Ближнему Востоку, как у себя дома, и перенявшие у мусульман экзотическую привычку мыться, почитателями ислама все-таки не стали и перенесли эту привычку на свою христианскую родину, где она, однако, стараниями их соотечественников, была быстро похерена. Так что удивляться тому, что в опочивальне Людовика «пахло» отнюдь не «Шанелью», не стоит.

Как вши Наполеона победили

В 2006 году газета «The New York Times» писала: «Вторжение великой армии Наполеона в Россию в 1812 г . считается одним из крупнейших военных фиаско в истории. Из полумиллиона солдат, посланных на Москву, домой вернулись не более 5%.

Часть армии погибла в Бородинском сражении и других битвах, но многие погибли от голода и болезней или замерзли от холода во время отступления под снегом.

Поскольку многие солдаты умерли от лихорадки, и было известно, что они страдали от вшей (об этом написано во многих источниках, включая «Войну и мир» Толстого), ученые давно предполагали, что войско пало жертвой болезней, которые переносят вши, таких, как траншейная лихорадка и тиф.

Теперь исследователи Средиземноморского университета в Марселе (Франция) предоставили весомые доказательства того, что вши действительно сделали свое дело. Проанализировав почву и останки зубной ткани в одной из братских могил наполеоновской армии, обнаруженной несколько лет назад в Вильнюсе (Литва), ученые обнаружили остатки вшей и ДНК переносимых ими болезнетворных бактерий. В 2,5 фунтах почвы были найдены останки пяти вшей, причем на трех из них были обнаружены бактерии, вызывающие траншейную лихорадку. Ученые изучили зубную ткань 35 солдат и выявили у семи из них бактерии траншейной лихорадки, а у трех - бактерии, вызывающие тиф».

По легенде, жертвой вшей в сое время стал и гетман Иван Мазепа: «Петр I настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепы, и на ясновельможного, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер».

Вши заедали немцев под Сталинградом. Очевидцы описывают, как от умерших немецких солдат расползалось «шевелящееся серое покрывало», состоявшее из вшей. Завшивленность достигала практически нереальных величин. Так с 12 доставленных военнопленных в военно-полевом госпитале было снято 1,5 кг (!) вшей, что в среднем давало цифру в 125 г на одного человека (т.е. при среднем весе вши — 0,1 мг, с одного раненого снимали до 1 250 000 особей!).

Бывшие узники сталинского СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения) вспоминали, что вшей использовали для пытки заключенных и выбивания показаний. Возможно, что были такие случаи, однако те же политзаключенные 30-х – 40-х годов прошлого века были свидетелями и обратного. «Если в партии заключенных, отправленных с распределительного пункта, при тщательном досмотре на месте прибытия обнаруживалась хотя бы одна вошь, врач распределительного пункта получал тридцать суток карцера», - свидетельствовал Владимир Чернавин в своих «Записках вредителя».

Как бы там ни было, но избежать педикулеза в скотских лагерных условиях было просто невозможно. Другой опытный «сталинский сиделец» писатель Варлам Шаламов вспоминал: «Конечно, вшивость - понятие, нуждающееся в уточнении. Какой-нибудь десяток вшей в белье за дело не считается. Вшивость тогда начинает беспокоить и товарищей и врачей, когда их можно смахивать с белья, когда шерстяной свитер ворочается сам по себе, сотрясаемый угнездившимися там вшами».

Заключенные как могли боролись с этой напастью своими, доступными им методами, так как мер, предпринимаемых лагерной администрацией, явно не хватало. «Зека» либо вываривали одежду, либо закапывали ее на ночь в снег.

Сыпной тиф, переносимый вшами, стал воистину стихийным бедствием во времена Гражданской войны в России. За три года войны безвозвратные потери от острых инфекционных болезней, в том числе и тифа, превысили 2 млн. человек. Сыпному тифу в большей мере были подвержены белогвардейские войска, они стали источником распространения эпидемий. Убедительную картину рисовал бывший народный комиссар здравоохранения Н.А.Семашко: «Когда наши войска вступили за Урал и в Туркестан, громадная лавина эпидемических болезней (тифов всех трех сортов) подвинулась на нашу армию из колчаковских и дутовских войск. Достаточно упомянуть, что из 60-тысячной армии противника, перешедшей на нашу сторону в первые же дни после разгрома Колчака и Дутова, 80% оказались зараженными тифом. Сыпной тиф на восточном, возвратный, главным образом, на юго-восточном фронте, бурным потоком устремились на нас». Эпидемия сыпняка приняла такие масштабы, что В.И. Ленин в декабре 1919 г . ставил вопрос о борьбе с ней в общероссийском плане: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Социализма нет уж лет двадцать, а вши как были, так и остались. Прав был Владимир Ильич.

Бытуют странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”.

А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мэра города. Вошь имеет, как все паразиты, регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот, претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Вши

В средние века вши — «Божьи жемчужины» — почитались и считались признаком святости отнюдь не за свою древнюю историю (недавно палеонтологи обнаружили вошь, которая жила в оперении птиц еще 44 миллиона лет назад). Дело, вероятно, в том, что «причащающиеся кровью» насекомые как бы становились освященными — ведь они питались христианской кровью. Средневековое богословие вообще уделяло много внимание подобным вопросам (например, перепадает ли на мышей, отведавших причастие, Божья Благодать). Пока богословы спорили, вши успешно завоевывали себе жизненное пространство в переставшей мыться Европе. Известно, что даже одна французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла именно от вшей. Можно вспомнить и короля арагонского Фердинанда II, прозванного Католиком, супруга наследницы кастильской короны Изабеллы. Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо.

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение. «В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, не купаются и не принимают ванн. Зато много ищутся, давить друг удруга вшей было знаком доброй дружбы» (Монтайю. Окситанская деревня (1294 — 1324) / книга написана на основе допросов еретиков-катаров).

Искание вшей укрепляет или намечает семейные узы и нежные связи, оно предполагает отношения родства и даже близости, хотя бы и незаконной. Любовница ищет у любовника, равно как и у его матери. Будущая теща ищет у нареченного зятя. Дочь избавляет от вшей мать. Сегодня трудно вообразить, сколь эмоциональную роль играла в человеческих отношениях эта, утраченная нами, паразитическая фауна. Отметим одно: искание было всеобщим, абсолютно неизбежным и женским занятием. (Монтайю. Окситанская деревня)

В светской жизни вши тоже занимали не последнее место. Дамы носили с собой украшенные бриллиантами безделушки для того, чтобы почесывать головы, в которых кишели вши. «Итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте» (Юрий Бирс).

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

комментарий Циника: Недавно рассуждали мы с другом и пришли к интересному выводу, почему у франков, в отличие от других германцев, было в обычае брить усы и бороду. Дело в том, что они, в отличие от готов, приняли христианство в ортодоксальной форме. Следовательно, мыться перестали, а в усах и бороде у них появились вши. Если же вошь упадет в суп к католику, это ж нарушение поста — ведь вошь — это МЯСО!

«Божьи жемчужины», конечно, нравились не всем. Брезгливого Эразма Роттердамского в конце XV раздражали не только английские дома, в которых стоял «запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья». Парижские вши вызывали у него не меньше отвращения, чем плохая еда, зловонные общественные уборные и невыносимые споры схоластов. При дворе Людовика XIV принято было на карточный стол ставить специальное блюдечко. К карточной игре оно никакого отношения не имело — на нем давили вшей.

Поскольку от вшей все равно было не избавиться, то их присутствие скрывалось цветом одежды — так в Европе появилась устойчивая мода на бежевый цвет, чтобы ползавшие по аристократкам насекомые не так бросались в глаза. К тому времени портные уже были вынуждены изобрести также ткань цвета puce (пьюс, красновато-коричневый цвет; дословно с французского: «блошиного цвета»). Возможно также, что мода на парики в эпоху Ренессанса была спровоцирована не только одним сифилисом, но и тем, что просвещенная Европа была вынуждена бриться наголо, лишь бы избавиться от надоедливых насекомых. Вши в Европе стали исчезать только после изобретения мыла.

Вши. Сейчас этих мерзких насекомых истребляют во всем цивилизованном мире. Но так было не всегда. К примеру, в средневековой Европе церковь считала признаком святости человека и называла их «Божьими жемчужинами». Причина такого почитания проста – данные насекомые «вкушая, тем самым, причащаясь кровью» христианина, как бы становились освященными.

Конечно, не все служители церкви с этим были согласны, но противников вшей в те времена было мало. Ведь кормление вшей католическая церковь относила к «христианскому подвигу». И такое почитание нередко приводило к тому, что насекомые могли просто «съесть» человека. Не верите? И зря. Истории известны, по крайней мере, два случая – от вшей умерла одна из французских принцесс, имени которой история не сохранила. И такая же смерть постигла арагонского короля Фердинанда II по прозвищу Католик. Он был супругом наследницы короны Кастилии Изабеллы.

А тем временем вши «занимали» все больше пространство в жизни людей, и начали «играть» немаловажную роль в ней.

Они «укрепляли» имеющиеся семейные узы и завязывали новые. Происходило это следующим образом – люди искали друг на друге вшей (как это происходило, можете посмотреть у обезьян). Матери искали у детей, дети у родителей, супруги друг у друга. Любовники «чистили» друг друга и т.д. « В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, не купаются и не принимают ванн. Зато много ищутся, давить друг удруга вшей было знаком доброй дружбы» (Монтайю. Окситанская деревня (1294 — 1324) / книга написана на основе допросов еретиков-катаров) .

Из Яндекса.

На сегодня, с нашей точки зрения, мы вряд ли сможет сказать, какую эмоциональную роль играли эти мерзкие насекомые в людских отношениях тех лет.

В светской жизни насекомые также «оставили» свой след. Стали модными женские украшения для почесывания головы – не путать с расческами и гребнями. Именно штуки для почесывания.

Поэты воспевали их в своих стихах. Например, итальянский поэт XVII века Джанбатиста Мамиани воспевал в своих виршах вшей, которые в огромном количестве гнездились в светлых кудрях его возлюбленной дамы. Причем его стихи являются искренним гимном женской красоте.

Да что там личная или светская жизнь людей. Вши вовсю участвовали в политике. К примеру, обычная вошь играла основную роль при выборе мэра в шведском городе Гурденбурге. Сама процедура выборов происходила следующим образом – кандидаты на указанную должность садились вокруг круглого стола и выкладывали свои бороды на стол. После специально выбранный для этой роли человек вбрасывал на середину стола обычную вошь. Вот в чью бороду заползало насекомое, тот и становился мэром. Стоит ли говорить, что шансов было больше у того, чья борода была шикарнее. А безбородые кандидаты вовсе не имели шансов стать мэром.

Англичане дали вшам свое прозвище – «Спутник джентльмена».

Вши оказали влияние даже на средневековую моду – в Европе в те времена стало модным носить одежду бежевых тонов – на ней насекомые не столь заметны. Также портными была изобретена ткань цвета puce (пьюс, красновато-коричневый цвет. Дословный перевод с французского означает «блошиного цвета»).

Из Яндекса. Леонардо да Винчи

В моду в эти времена вошло шелковое белье – на этом материале вши не держатся. Также модным стало иметь ручных зверьков – помните картину «Дама с горностаем». Зверьки имели температуру выше человеческой и вши предпочитали их. Кроме ручных зверей на руках дам, были так называемые блохоловки – небольшие коробочки, внутри оклеенные мехом. Вшей и блох через небольшое отверстие попадали внутрь устройства ине могли выбраться обратно. Также они имели вид зверьков, тубусов и т.д. Их даже включили в язык куртуазных манер – если дама предлагала кавалеру вместе подавить вшей в ее спальне – значит последнего приглашали на интимное свидание.

Из Яндекса.

При дворе Людовика XIV были широко распространены карточные игры. Одновременно с началом игры на стол ставили небольшое блюдечко. Правда, к самой игре оно никакого отношения не имело – блюдце предназначалось для давления на ней насекомых.

И только изобретение мыла, и повсеместное его внедрение в массы позволило избавить Европу от этих мерзких насекомых.

Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».


Не кради, не убий, не мойся
И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все — от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.

Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» — у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз — при крещении, а второй — перед свадьбой.

Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота — стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, — грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века)

Дама с собачкой
Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.

Женщина, ищущая блох. Джованни Баттиста Пьяцетта


Блохоловка

От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ — ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро — древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались туалетами. Древнейшими из найденных.

Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!»
В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным — до туалета просто не добежишь.

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе — в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Общественный туалет для дам. Рисунок 1788 года из коллекции Британской библиотеки

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.

А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно — «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, — унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался — из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок
Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси — дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии — из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу — в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке — кукурузные кочерыжки, а у мусульман — обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.

Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет — доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.

А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине — запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

Если составлять мнение о Средневековье по фильмам и живописи, то те времена кажутся романтичными и красивыми: роскошные наряды, вычурные парики, величественные замки, красивые улочки городов… Но, все это так лишь на первый взгляд. Если быть более внимательным и присмотреться тщательнее, то действительность окажется удручающей. Грязь, нечистоты, блохи, вши и постельные клопы были неотъемлемой частью жизни человека того времени.

Быт и нравы в Европе в средние века

Средние века в истории человечества ярко отличились не только поэзией, живописью и архитектурой. Антисанитария в те времена ужаснет любого современного человека:

  • В средневековых домах и городах отсутствовали туалеты и канализация.

фото ночной горшок

Если в селах и деревнях еще копали выгребные ямы, то в городских домах люди обходились ночными вазами, содержимое из которых выливали прямо через окно на улицу. Во дворцах знать могла делать свои дела в любом месте замка или сада, без стеснений или каких-то ограничений. На тот момент в Версале королевский сад был загажен не меньше, чем коридоры и комнаты дворца. Считалось нормой, когда придворная дама справляла нужду прямо на балу или в соборе во время мессы. Если в замке или дворце уже было невыносимо жить из-за грязи и вони, то знать просто переезжала в другой замок.

  • В городах мусор и объедки выбрасывались за крепостную стену.

В стенах замков были специальные отверстия, похожие на бойницы. Они были предназначены для «туалета», моча и фекалии стекали по стенам замка в ров. Туда же выливали помои, сбрасывали мусор и павших животных. Когда эти кучи вырастали настолько, что достигали высоты городских стен, просто достраивали стены выше и выше.

  • Никто не заботился о чистоте городских улиц.

картинка на ходулях

Помои и отходы сливали прямо на мостовые. На городских улочках тех времен посередине шли канавки, чтобы по ним стекали нечистоты. Дворников не было, лишь дождь кое-как боролся с грязью. Вошли в моду широкополые шляпы, чтобы защитить голову и плечи от льющихся из окон нечистот. Также была в ходу специальная обувь – сначала деревянные ботинки, а затем и вовсе ходули. Только так можно было пройти по городу и не испачкать одежду и туфли.

  • Даже богатые люди не считали нужным убирать свои жилища.

Не принято было убирать грязь в комнатах, на полу валялись объедки и мусор. Никто не выбивал пыль из занавесей и гобеленов, а ковры и портьеры кишели насекомыми.

Отношение к личной гигиене

Сокрушительный удар чистоте тела нанесло христианство. По канонам католических священников оголять тело и касаться его – было грехом. Святым считалось ношение одной и той же одежды, пусть даже порванной и изношенной. Чем дольше человек не мылся – тем благочестивее он был.

Медицинские книжки и врачеватели советовали не купаться, по их мнению это приводило к болезням.

В истории того времени даже был период, когда баня в Европе была объявлена источником распространения чумы. Впрочем, такой подход являлся в некоторой степени обоснованным: в одной и той же воде купалась вся семья, господа и их слуги. При этом, если кто-то из них был болен, инфекция через воду передавалась другим членам семьи.

Но что делать с запахом немытого тела? Бедные люди просто не обращали на такую «мелочь» внимание. Знать пыталась бороться с последствиями нечистоплотности как могла:

  1. Под верхней одеждой носили торбочки с травами и благовониями.
  2. Дамы пользовались ароматическими пудрами.
  3. Тот, кто был более состоятелен обильно поливался духами.
  4. Старались чаще менять нижнюю одежду, чтобы верхняя, дорогая и изысканная, меньше пачкалась.

Этот способ жизни, верования, традиции, нравы и приводили к тому, что бок о бок с людьми – на них самих, в их домах и постелях – жили всевозможные насекомые: блохи, вши, постельные клопы. Паразиты чувствовали себя свободно и размножались в огромных количествах.

Домашние блохи… и даже любовный фетиш

Блохи и вши – кровососущие насекомые, которые питаются кровью животных и людей. В Средние века в условиях антисанитарии и отсутствия личной гигиены, блохи и вши были везде и на всех. Причем, проблема была настолько серьезной, что даже дочь одного из французских королей умерла от вшивости.

Защита от блох и вшей

Не пытаясь избавиться от первопричины появления насекомых, жители средневековья по-разному боролись с паразитами на себе:

картинка прически 17 века

  1. Люди с достатком предпочитали шить нижнюю одежду из шелка. Бытовало мнение, что поскольку шелк – ткань скользкая и гладкая, то к ней блохи не смогут прицепиться.
  2. Знать предпочитала везде бывать со своими маленькими собачками или горностаями. Блохи перепрыгивали на более теплокровных животных, предпочитая их, а не человека.
  3. Стало принято носить парики, которые часто прикрывали обритые головы. Именно таким радикальным способом пытались избавиться от насекомых. Кроме того, парик можно было прокипятить и уничтожить паразитов, а из волос вывести вшей практически невозможно.
  4. У дам в моду вошли объемные и вычурные прически, для фиксации такого сооружения использовали бараний жир. Волосы долго не мыли, пытаясь сохранить прическу в первозданном виде как можно дольше. Дамские головы нестерпимо чесались от укусов насекомых, поэтому и были придуманы специальные палочки-чесалочки, Изящным изделием из золота с камнями пользовались, чтобы вычесывать блох. Было еще одно приспособление – вилочка для ловли блох, которую для удобства быстрого применения носили на шее на цепочке.
  5. Блохоловки – небольшие, красивые коробочки для уничтожения блох. Внутрь такого ювелирного изделия клали кусочек кожи или меха, обильно смоченный кровью, смолой или другим липким веществом. Блоха заползала внутрь, приклеивалась и оставалась в ловушке.
  6. У короля был специально назначенный паж, который занимался ловлей блох на царствующей особе. Во время карточной игры во дворце вшей давили на специально предназначенном для этого блюдечке.
  7. Появились новые цвета тканей: бежевый, красно-коричневый. Их придумали именно для того, чтоб на одежде не было видно ползающих и раздавленных насекомых.

Любовь и блохи

Дамы использовали блох для того, чтобы привлечь внимание ухажеров: вскрикивали от укусов, призывали кавалеров искать вредное насекомое, изящными движениями чесались драгоценными палочками, хвастали богато инкрустированными блохоловками.

В то время искать блох и вшей друг на друге – означало выказывать расположение и приязнь.

В 17 веке среди французских ловеласов было модным хранить блоху, пойманную на теле своей возлюбленной. Кавалеры держали насекомое в тонкой ювелирной работы шкатулочке-клеточке, висевшей на шее, при этом блоха пила кровь счастливчика. Таким образом, кровь любимой и кровь ее кавалера внутри паразита соединялись, что и было целью. Создавались целые сообщества, где мужчины хвастались своими блохами.

Христианский долг и насекомые

Вшей в то время называли «божьими жемчужинами». Их наличие, как и блох, не только поощрялось, но даже выставлялось напоказ. К клопам отношение было другое, в основном, с ними старательно боролись. Однако, находились религиозные фанатики, которые считали и клопов «священными» насекомыми, ведь они пили христианскую кровь. Святой Симеон, любитель замуровываться в келье и приковываться к столпу, не забывал и кормить собой клопов. Когда с него сняли цепи, то нашли двадцать штук откормленных клопов, которые мученик «содержал» на себе.

Постельные клопы – неотъемлемая часть жизни

Почувствовать укус взрослого клопа невозможно – в слюне насекомого содержится обезболивающее, что позволяет ему напиться крови и уползти незамеченным. А вот личинки кусаются больно и не дают спать. Обнаружить клопов можно по следующим признакам:

  • на теле видны укусы, расположенные дорожкой;
  • зуд и покраснение в местах укусов;
  • на простынях появляются пятнышки крови как брызги от раздавленных насекомых;
  • можно обнаружить хитиновые шкурки и маленькие продолговатые яйца клопов.

Также стоит поднять матрас или обследовать места соединения деталей кровати, там вы можете увидеть взрослых особей клопов. Насекомые в светлое время суток прячутся в укромных местах, на охоту выходят с приходом ночи.

Антисанитария – рай для клопов

В средневековье клопы жили практически во всех домах. Возможно 1-2 монастыря избежали нашествия этих паразитов, благодаря своей удаленности и замкнутому образу жизни.

О клопах упоминалось еще в античных трудах. Тогда клопов считали полезными, веря, что они излечивают от ушных инфекций и укусов змей. В 18 веке их советовали как лекарство от истерии.

В Средние века постельные клопы кишели как в рваных лежанках нищих, так и в роскошных кроватях зажиточных людей и даже в королевских опочивальнях. Известен факт, что как-то персидского посла, который путешествовал со своей свитой по Европе, пригласил «в гости» монарх Франции. Но посольство не стало задерживаться в замке, стоило им увидеть «шевелящиеся» матрасы своих кроватей.

Проигранная борьба с клопами

Назойливость постельных клопов заставляла средневековых людей выдумывать разные способы борьбы с этими насекоымми:

фото постельные клопы защита балдахингом

  1. Балдахины. Ложа, украшенные спадающими сверху тканями – это не просто дань моде или красоте. Клопов, да и других насекомых, было так много, что они даже падали с потолков на людей. Для защиты спящих и были придуманы балдахины. Правда, они были сомнительной преградой для паразитов, ведь клопы замечательно устраивались в складках самого балдахина.
  2. Постельные клопы обладают очень тонким обонянием. Поэтому люди стали придумывать разные отвары, настойки и парфюмы. Король Людовик, страдающий бессонницей из-за укусов клопов, приказал изобрести духи, которые должны были отгонять надоедливых насекомых. Однако, такой метод себя не оправдывал. В то время постельное белье стирали очень редко, да и то в прохладных водах рек или озер странным «стиральным» средством из щелока или мочи. Поливать же запачканные, грязные, нестираные месяцами простыни всевозможными отпугивающими клопов настойками вряд ли имело смысл.
  3. Получила широкое распространение мебель из красного дерева. Благодаря цвету, на ней было плохо видны живые и раздавленные постельные клопы.
  4. Со временем для борьбы с клопами стали применять «клоповарки » или «клоповыжигалки». Эти устройства были похожи на чайник или самовар. Внутри была вода и раскаленный уголь, вода быстро превращалась в пар. Паром из длинного носика пытались изгонять клопов из всех укромных мест.

Было известно, что раздавить взрослого паразита, который не напился крови крайне сложно. Постельные клопы имеют плотный хитиновый панцирь, сплющенную форму и легко выскальзывают из пальцев. Отсутствие действенных средств, уклад жизни, антисанитария – все эти факторы не позволяли избавиться от клопов навсегда.

Хорошо, что в наше время, когда есть ванны и душ, стиральные машины и стремление к чистоте, люди с насекомыми встречаются редко. Но, если вы обнаружили в своем доме паразитов – не отчаивайтесь! Бригада специалистов компании «СЭС-Инспекция» проведет дезинсекцию и быстро расправится с ними!

Читайте также: