Как ухаживать за волосами по сунне пророка саллаллаху алейхи ва саллям

Опубликовано: 17.09.2024

Сказано в Священном Коране: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, Я удовлетворю ваши дуа». «Обращайтесь к Господу смиренно и покорно. Воистину, Он не любит невежд».
«Когда тебя (о Мухаммад) вопрашают Мои рабы обо Мне, (пусть узнают) ведь Я близок и отвечаю на призыв молящихся, когда они взывают ко Мне».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа – это поклонение (Аллаху)»
Если после фард намазов нет сунны намазов, например, после намазов ас-субх и аль-аср, читают 3 раза истигфар
أَسْتَغْفِرُ اللهَ
«Астагфиру-Ллах».240
Значение: Я прошу у Всевышнего прощения.
Затем произносят:

اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ
«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».
Значение: «О Аллах, Ты — Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир и безопасность. О Тот, Кто обладает Величием и Щедростью».
اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ َ
«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».
Значение: «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе».

Салават читается как после фарда, так и после сунны-намазов:

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى ألِ مُحَمَّدٍ
«Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля aли Мухаммад».
Значение: «О Аллах, даруй больше величия нашему господину Пророку Мухаммаду и Его роду».
После Салавата читают:
سُبْحَانَ اَللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلاَ اِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيمِ
مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَم يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

«СубханАллахи валь-хамдулилляхи уа ля илляха илля Ллаху ва-Ллаху Акбар. Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алий-иль-‘азым. Маша Аллаху кяна ва ма лям Йаша лям йакун».
Значение: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах превыше всего, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха. То, что Аллах хотел, будет и то, что не хотел — не будет».
После этого читают «Аяту-ль-Курсий». Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тому, кто после фард намаза читает Аяту-ль-Курсий и Суру «Ихлас», не будет преграды для вхождения в Рай».
«А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»
«Аллаху ля иляхa илля хуаль хайюль каюм, ля та хузуху синату-уаля наум, ляху ма фис самауати уа ма филь ард, ман заллязи яшфа‘у ‘ындаху илля би изних, я‘ляму ма байна айдиихим уа ма хальфахум уа ля юхитуна би шайим-мин ‘ыльмихи илля бима ша, уаси‘а курсийюху ссама-уати уаль ард, уа ля яудуху хифзухума уа хуаль ‘алийюль ‘азы-ым».
Значение А’узу: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
Значение Аята аль-Курсий: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться перед Ним? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля. Ему не в тягость их охранять Он – Всевышний Великий».
Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Кто после каждого намаза скажет 33 раза «Субхана-Ллах», 33 раза «Альхамдулил-Ллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а на сотый раз скажет «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир», Аллах простит его грехи, даже если их так много, как пены в море».
Затем читают последовательно следующие зикры246:
33 раза «СубханАллах»;

سُبْحَانَ اللهِ
33 раза «Альхамдулиллях»;

اَلْحَمْدُ لِلهِ
33 раза «Аллаху Акбар».

После этого читают:
لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ.لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир».
Потом поднимают руки на уровень груди ладонями вверх, читают дуа, которые читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) или любые другие дуа, которые не противоречат Шариату.
Ду’а — это служение АЛЛАХУ

Ду’а — это одна из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он – Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешенными по Шариату) просьбами.
Ду’а является оружием мусульманина, дарованным ему Аллахом. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Хотите, я научу вас такому средству, которое поможет вам преодолеть несчастья и беды, постигшие вас?». «Хотим»,- ответили сподвижники. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если читать ду’а «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин247», и если читать ду’а для брата по вере, который в этот момент отсутствует, то ду’а будет принято Всевышним». Рядом с читающим ду’а стоят ангелы и говорят: «Аминь. Да станет с тобой то же самое»
Ду’а является ибадатом, вознаграждаемым Аллахом и для его совершения существуют определенный порядок:
1. Ду’а надо читать с намерением ради Аллаха обращаясь сердцем к Создателю.
Ду’а следует начинать со слов восхваления Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин», затем надо читать салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли ‘аля али Мухаммадин ва саллям», затем необходимо покаяться в грехах: «Астагфируллах».
Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыйаллаху анху), сказал:«(Однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху , не восславив (перед этим) Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), и посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Этот (человек) поспешил!», — после чего подозвал его к себе и сказал ему /или: …кому-то другому/:
«Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратится к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», — (саллаллаху алейхи ва саллям), — «а уже потом просит, чего пожелает».
Халиф Умар (да осенит его милость Аллаха) говорил:«Наши молитвы достигают небесных сфер под названием «Сама» и «Арша» и находятся там до тех пор, пока мы не произнесем салаваты Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они достигают Божественного престола».
2. Если ду’а содержит важные просьбы, то до его начала надо совершить омовение, а если очень важные – надо совершить омовение всего тела.
3. При чтении ду’а желательно повернуться лицом в сторону Кыблы.
4. Руки надо держать перед лицом ладонями вверх. После завершения ду’а надо руками провести по лицу, чтобы баракят, которым наполнились протянутые руки, коснулся и лица.Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): « Поистине, ваш Господь Живой, Щедрый, не может отказать Своему рабу, если тот поднимает руки в мольбе»
Анас (радыйаллаху анху) передает, что во время дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки настолько, что была видна белизна его подмышек»
5. Просьбу надо произносить уважительным тоном, тихо, чтобы окружающие не слышали, при этом нельзя обращать взор к небесам.
6. В завершении ду’а надо, как и в начале, произнести слова восхваления Аллаха и салавата Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) затем сказать:
سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ .
وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ .وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субхана Раббикя Раббиль ’изатти ‘амма ясифуна ва салямун ‘аляль мурсалина валь-хамдулилляхи Раббиль ‘алямин».
Когда Аллах принимает ду’а прежде всего?
В определенное время: месяц Рамадан, Ночь Ляйлят-уль-Кадр, ночь на 15-е Шаабана, обе ночи праздника (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам), последняя треть ночи, ночь и день пятницы, время от начала рассвета и до появления солнца, от начала заката и до его завершения, период между азаном и икаматом, время, когда имам приступил к джума-намазу и до его окончания.
При определенных действиях: после чтения Корана, во время испития воды зам-зам , во время дождя, во время саджда, во время зикра.
В определенных местах: в местах совершения Хаджа (гора Арафат, долины Мина и Муздалиф, возле Каабы и др.), рядом с источником Зам-зам, рядом с могилой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Ду’а после намаза
«Сайидуль-истигфар» (Господин молитв покаяния)
اَللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لاَاِلَهَ اِلاَّ اَنْتَ خَلَقْتَنِي وَاَنَا عَبْدُكَ وَاَنَا عَلىَ عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَااسْتَطَعْتُ أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَىَّ وَاَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْليِ فَاِنَّهُ لاَيَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ

«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдике ва ва’дике мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».
Значение: «Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا صَلاَتَنَا وَصِيَامَنَا وَقِيَامَنَا وَقِرَاءتَنَا وَرُكُو عَنَا وَسُجُودَنَا وَقُعُودَنَا وَتَسْبِيحَنَا وَتَهْلِيلَنَا وَتَخَشُعَنَا وَتَضَرَّعَنَا.
أللَّهُمَّ تَمِّمْ تَقْصِيرَنَا وَتَقَبَّلْ تَمَامَنَا وَ اسْتَجِبْ دُعَاءَنَا وَغْفِرْ أحْيَاءَنَا وَرْحَمْ مَوْ تَانَا يَا مَولاَنَا. أللَّهُمَّ احْفَظْنَا يَافَيَّاضْ مِنْ جَمِيعِ الْبَلاَيَا وَالأمْرَاضِ.
أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا هَذِهِ الصَّلاَةَ الْفَرْضِ مَعَ السَّنَّةِ مَعَ جَمِيعِ نُقْصَانَاتِهَا, بِفَضْلِكَ وَكَرَمِكَ وَلاَتَضْرِبْ بِهَا وُجُو هَنَا يَا الَهَ العَالَمِينَ وَيَا خَيْرَ النَّاصِرِينَ. تَوَقَّنَا مُسْلِمِينَ وَألْحِقْنَا بِالصَّالِحِينَ. وَصَلَّى اللهُ تَعَالَى خَيْرِ خَلْقِهِ مُحَمَّدٍ وَعَلَى الِهِ وَأصْحَابِهِ أجْمَعِين .

«Аллахумма, такаббаль минна Салятана ва сыйамана ва кыйамана ва кыраатана ва руку’ана ва суджудана ва ку’удана ва тасбихана ватахлиляна ва тахашшу’ана ва тадарру’ана. Аллахумма, таммим таксырана ва такаббаль тамамана вастаджиб ду’аана ва гфир ахйаана ва рхам маутана йа мауляна. Аллахумма, хфазна йа файйад мин джами’и ль-баляйа валь-амрад.
Аллахумма, такаббаль минна хазихи салята аль-фард ма’а ссуннати ма’а джами’и нуксанатиха, бифадликя вакярамикя ва ля тадриб биха вуджухана, йа иляха ль-’алямина ва йа хайра ннасырин. Таваффана муслимина ва альхикна биссалихин. Васалля ллаху та’аля ‘аля хайри халькыхи мухаммадин ва ‘аля алихи ва асхабихи аджма’ин».
Значение: «О, Аллах, прими от нас молитву нашу, и пост наш, стояние наше пред Тобой, и чтение Корана, и поясной поклон, и земной поклон, и сидение пред Тобой, и восхваление Тебя, и признание Тебя Единственным, и смирение наше, и почтение наше! О, Аллах, восполни наши упущения в молитве, прими наши правильные действия, ответь на наши мольбы, прости грехи живым и смилостивись над покойными, о, Владыка наш! О, Аллах, о, Щедрейший, убереги нас, от всех бед и болезней.
О, Аллах, прими от нас молитвы фарз и сунны, со всеми нашими упущениями, по милости и щедрости Твоей, но не кинь молитвы наши, нам в лицо, о, Господь миров, о, лучший из Помощников! Упокой нас мусульманами, и присоедини к числу праведников. Да благословит Аллах Всевышний лучшее из своих творений Мухамада, его родных и всех его сподвижников».
اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَمِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ, وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ, وَمِنْ شَرِّفِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллахумма, иннн а’узу би-кя мин «азаби-ль-кабри, ва мин ‘азаби джаханна-ма, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали!»
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения аль-масих д-даджаль (Антихриста)».

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْبُخْلِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْنِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَنْ اُرَدَّ اِلَى أَرْذَلِ الْعُمْرِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الدُّنْيَا وَعَذابِ الْقَبْرِ
«Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-бухли, ва а’узу бикя мин аль-джубни, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-’умри ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва ‘азаби-ль-кабри».
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от скупости, и я прибегаю к Тебе от малодушия, и я прибегаю к Тебе от беспомощной старости, и я прибегаю к Тебе от искушений мира этого и мучений могилы».
اللهُمَّ اغْفِرْ ليِ ذَنْبِي كُلَّهُ, دِقَّهُ و جِلَّهُ, وَأَوَّلَهُ وَاَخِرَهُ وَعَلاَ نِيَتَهُ وَسِرَّهُ
«Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, дикка-ху ва джилляху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!»
Значение О Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные!

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ, وَبِمُعَا فَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لاَاُحْصِي ثَنَا ءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِك
«Аллахумма, инни а’узу би-рида-кя мин сахати-кя ва би-му’афати-кя мин ‘укубати-кя ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы санаан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя».
Значение О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказа­ния Твоего и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере.
رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْلَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
«Раббана ля тузиг кулубана ба’да из хадейтана уа хаблана мин ладункарахманан иннака ентель-уаххаб».
Значение: «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их (с него). Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий».

رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ
عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ
تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا
أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ .

«Раббана ля туахызна ин-насина ау ахта’на, раббана уа ля тахмиль ‘алейна исран кема хамальтаху ‘алаль-лязина мин каблина, раббана уа ля тухаммильна маля такаталяна бихи уа’фу’анна уагфирляна уархамна, анте мауляна фансурна ‘аляль каумиль кафирин».
Значение: «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты — властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего».

___________________________

Подпишись на наш дзен а также на другие соцсети:

Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) придавал большое значение чистоте. Однажды, повстречав неопрятного и грязного человека, он сделал ему резкое замечание: «Ты что, совсем не моешься?»

Как-то к нему пришел человек в жалком облачении:

— У тебя совсем нет средств к существованию? – спросил он.

Услышав в ответ «Есть!» — произнес:

— Если ты получил милость Господа, то пусть следы этой милости будут заметны на тебе (Абу Дауд, Либас, 14).

Некоторые люди, еще не избавившиеся от своих привычек времен джахилии (доисламского невежества), позволяли себе плевать на землю, совершали подобные действия, даже будучи в мечетях во время богослужений, не придавали значения необходимости поддерживать чистоту, позволяли себе справлять нужду на улицах, дорогах и под деревьями. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сильно возмущался таким привычкам. Увидев однажды подобное проявление нечистоплотности, он рассердился до такой степени, что его благородное лицо побагровело. (Насаи, Масаджид, 8). Поняв причину его гнева, женщина из числа ансаров тут же почистила это место, чем заслужила любовь Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).

Нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не нравились резкие запахи, исходящие от таких овощей как редька, лук, чеснок и порей. Он высказывал пожелание, чтобы люди, вкусившие подобную пищу, не приходили в мечеть и не доставляли неудобства окружающим.

На собраниях с присутствием Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) уделялось внимание комфорту членов общины, для чего возжигались камфара и другие благовония. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) указывал на необходимость освежения мечетей благовониями в дни пятничной молитвы. Однажды в жаркий день в мечеть пришла группа из нескольких работников в своих рабочих одеждах. Мечеть была небольшая, и воздух в ней сразу наполнился посторонним запахом, на что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

— Было бы лучше, если бы вы пришли помывшись (Аср Саадат, II, 11 ).

В дальнейшем полное омовение тела в пятницу стало сунной. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не расставался ни в пути, ни в быту с такими туалетными принадлежностями как гребень, зеркало, мисвак (палочка для чистки зубов), розовое масло, сурьма, ножницы ( М. Асим Кёксал, История Ислама).
Мечеть Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) постоянно содержалась в чистоте.

Его привычки и ежедневные занятия

Имам Тирмизи в свой книге под названием «Шамаиль» приводит слова Праведного Али (радыйаллаху ‘анху) о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) разделял свой день на три части. Одна часть времени предназначалась для поклонения, другая часть посвящалась делам народа, а третья часть — личным делам. (аш-Шамаилюль Мухаммадийа, стр.265-267).

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) после полуночи или же после прохождения двух третей ночи вставал, чистил зубы мисваком, который был тут же возле подушки, и после омовения совершал ночную молитву (тахаджжуд), оставаясь некоторое время в молитвенном бдении. Затем он выходил на утреннюю молитву в мечеть.

После совершения утренней молитвы Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ложился на молитвенный коврик и отдыхал до восхода солнца. После этого он приступал к проповеди и наставлению людей, которые собирались возле него. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) выслушивал пришедших к нему людей, включая даже сны, которые они ему пересказывали, занимаясь, таким образом, их мирскими и религиозными делами.

По рассказам, Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) до полудня совершал четыре или восемь ракатов молитвы ад-Духа, после чего возвращался домой и занимался домашними делами — чинил одежду и обувь, доил домашних животных.

По завершении послеполуденной молитвы он навещал каждую из своих жен, справлялся о их делах, ночь же проводил у одной из них. Другие жены тоже собирались возле нее и оставались у нее до вечерней молитвы. После совершения вечерней молитвы Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) возвращался домой, а жены расходились по своим комнатам. После завершения вечерней молитвы он читал в своей комнате одну из сур Корана: аль-Исра, аз-Зумар, аль- Хадид, ат-Тагабун, аль-Джум’а.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) старался совершать омовение перед каждой молитвой. Однако бывало, что совершал несколько молитв с одним омовением, например, во время взятия Мекки. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) совершал молитвы сунна и нафиль большей частью дома, а фард в мечети, сопровождая их чтением длинных сур.

Собрания с участием Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) устраивались просто и скромно. В его доме даже не было двери. Но, тем не менее, его пророческая степенность приводила сердца всех в трепет. Все кто его видел, ощущал волнение в своем сердце. Присутствовавшие сподвижники сидели до такой степени безмолвно и тихо, что со стороны казалось, будто они боялись спугнуть птиц, сидевших у них на головах (Дарими, Мукаддима, 4).

На собраниях у него не было какого-то заранее определенного места. Он также запрещал и другим, присутствовавшим на собрании, иметь постоянно определенное место. Сам он, придя на собрание, непременно усаживался в самом конце. В ходе беседы он никого не порицал и чрезмерно не восхвалял. Он не говорил слов, в благости которых не был уверен, никогда не вызывал своими словами у людей скуки.

Из тех, кто хотел высказаться, предпочтение отдавалось не знатным людям, обладающим богатством и влиянием, обладающим знаниями и добродетельным. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) прежде выслушивал бедных и нуждающихся, старался удовлетворить их потребности. В его присутствии все сидели, склонив головы. И сам он сидел очень скромно. Когда он начинал говорить, каждый с глубоким вниманием слушал его. Он никогда не прерывал говорящего. При обсуждении какого-нибудь вопроса он выдвигал свои идеи. Шутки произносимые в разговоре веселили его и он не оставлял их без ответа.

На собраниях он уделял внимание каждому в отдельности, каждый получал пользу от общения с ним. Собрания с его участием проходили в скромности и спокойствии. Целью этих собраний было наставление и воспитание. Интересуясь делами присутствующих, он желал понять их нужды. Он стоя приветствовал тех, к кому питал большое уважение и любовь. В тоже время он не позволял, чтобы другие вставали при его появлении. Когда к нему приходила Фатима (радыйаллаху ‘анха) Пророк(саллаллаху ‘алейхи ва саллям) вставал и целовал её в лоб (Абу Дауд, Адаб, 155).

Он поступал таким же образом, приветствуя свою кормилицу и молочных братьев. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ценил красноречие. Собрания с его участием проходили с добрыми шутками и смехом.

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) происходил из племени курейш, которое выделялось среди арабских племен красноречивостью. Вырос он в роду Са’д из племени Хавазин. «Я самый красноречивый из вас», — говорил он (Ибн Са΄д, Табакат, I, 71 ). Обитатели рая будут говорить на таком же прекрасном наречии.

В своих проповедях Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) использовал изящный язык. Во время произнесения проповеди в его руках был лук или посох, на которые он опирался. Во время проповеди в мечети он опирался на посох, а на поле битвы — на лук. Пятничные или праздничные проповеди он произносил в определенное время, время же остальных проповедей не было определено.

Проповеди Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) были, своего рода, импровизацией, то есть не были записаны заранее. В своих проповедях он отдавал предпочтение повествовательным предложениям. Желая увеличить воздействие своих слов, он строил предложения в форме вопроса- ответа. В эмоционально возвышенных местах проповеде тело его содрогалось с головы до кончиков пальцев. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был пророком, зовущим к вере, победителем, проповедником, полководцем, мудрецом и главой государства.

Речи нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) были наполнены восторгом веры и воодушевлением. Его речи оставляли у слушателей глубокое впечатление, а самые грубые сердца смягчались под воздействием его слов. В самые тревожные времена его слова успокаивали воспламененные и взвинченные эмоции, смягчали чувства людей, полных вражды друг к другу. Вековая вражда между племенами Авс и Хазрадж была устранена его чудесным вмешательством. Мунафики хотели испортить отношения между возвращавшимися с битвы при Мусталике ансарами и мухаджирами. Однако подоспевший вовремя Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) утихомирил разгневанных людей.


Без сомнения, Мухаммад, мир ему и благословение, лучший из людей, оставил нам достаточное руководство. Оно касается всех сфер нашей жизни, в том числе и того, как заботиться о своем здоровье. Не считая конкретных примеров лечения и профилактики тех или иных болезней, он так же оставил нам общие принципы, касающиеся сохранения здоровья и его восстановления.

Их кратко можно описать следующим образом:

Первый принцип и самый главный: упование на Аллаhа
. Мы надеемся на Его всеобъемлющую милость и щедрость, надеемся на крепкое здоровье и долголетие. С крепким здоровьем мы можем сделать больше благих дел, помочь большему количество людей, больше возвысить истину. А если Он посредством наших стараний о здоровье одарит долгой жизнью, мы можем стать ближе к Нему и Его довольству.

В стремлении к здоровью и долголетию нет ничего предосудительного: в сборнике Ахмада передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:


«О ‘Аббас! О дядя Пророка! Проси у Аллаха благополучия (здравия) в этой жизни и в той!». Там же, передается также от Абу Бакра ас-Сыддика: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
"Просите у Аллаха убежденности и здравия, так как никому не давалось блага лучше, чем убежденность и здравие"».
Так же, передается: Абдуллах ибн Буср сказал, что некий бедуин спросил Пророка, мир ему: «Кто из людей лучше?». Он ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела». (Ат-Тирмизи; Ахмад).
и
«Тот, кто желает изобилия в достатке и долгой жизни, пусть поддерживает родственные связи». (аль-Бухари, 5986 и Муслим, 2557).

Второй принцип и не менее важный: смирение.
Каким бы ни было Его решение относительно нас, в болезни и здравии, мы благодарны Аллаhу за его дары. Будь то награда здоровьем уже в этом мире, возвышающее в степенях испытание или очищающее нас для последней жизни наказание. Не ограничиваясь этим мы совершаем причины, чтобы быть здоровыми - молимся Ему об этом, поддерживаем родственные связи, избавляем души от печали и сожалений, обращаемся к врачам и лекарствам.

Третий принцип: умеренность.
В старании долго жить или быть здоровым, т.е. не доводить до фанатизма, как поступают некоторые из нас. Умеренность в пище, еде и других занятиях, чтобы вред от дозволенного не превосходил пользу от него. Сюда можно включить и избегание запретного, потому что нет в религии запретов, кроме как для избежания вреда. Так же можно перечислить здесь и умеренность в лекарствах - ограничение наименее вредным, потому что, как известно, разница между ядом и лекарством лишь в количестве, а во многих лекарствах есть и побочные эффекты и возможны передозировки.

Четвертый: обращение к наиболее сведущим людям.
Под этими словами мы подразумеваем, что нужно обращаться к специалистам в медицине при болезни, относительно лечения которой нет указаний в сунне посланника, мир ему и благословение, и праведных предшественников или если эти указания устарели. Мы не имеем в виду, что слова Мухаммада, мир ему и благословение, или саляфов могут устареть, а только хотим сказать, что некоторые болезни или микроорганизмы, их вызывающие, развиваются, а лекарства устаревают. Это значит, что при серьезных болезнях нам нужно не искать лечение в интернете или книгах. Подобное становится причиной слабости мусульман. Нужно обращаться к врачам, которые обладают в этом знаниями:

Упоминается в сборнике Малика, что Заид бин Аслам сказал: «Как-то, одному нанесена была рана, которая потом стала наливаться еще при Пророке кровью. После чего было послано за двумя из Бани Анмара, которые стали его обследовать и пояснять свои действия, что Пророк интересовался (прежде) тем, кто сведущ (искусен) в медицине. Когда у него спросили: "Разве есть в этом (медицине) толк (разница)?" Пророк отвечал: "Тот, Кто ниспосылает исцеление, есть Тот, Который ниспослал его недуг"». Отсюда следует вывод, что во всем следует искать умения более искусного и компетентного, как делал это нам пример и проводник.

Конечно, если есть возможность не покупать лекарств, то лучше не покупать, а потратить деньги на лучшее. Если есть возможность не принимать то, что кроме лечения может приносить и вред, то лучше не делать этого. Если можно ограничиться безопасным средством, таким как мед или тмин, это лучше и приятней. Болезнь, если это возможно, лучше предупредить посредством правильного питания и профилактики натуральными средствами из сунны, нежели затем подолгу лечиться. Однако мусульмане зашли в этом в крайность. Многие решили, что в оставлении специалистов в медицине есть благо, что в оставлении проверенных лекарств есть благо, что тмин, мед и подобное являются панацеей. Это все, конечно же, является ошибкой, по нескольких причинам:


  1. Медицина развивается.
    Развиваются и болезни и лекарства для них. Например, многие микробы и вирусы - возбудители болезней - со временем, становятся невосприимчивыми к антибиотикам и противовирусным средствам. Потому медики совершенствую эти средства и так нужно делать постоянно. Нет смысла думать, что протимикробное средство тысячелетней давности все еще эффективно (хоть это и возможно).
  2. Неверная или своевольная трактовка хадисов.
    Известны шарх хадисов про лечение от ученых, таких как Ан-Навави, Ибн Къайим, Ибн Усаймин. Но многие современные "специалисты по пророческой медицине и лечению по сунне" были замечены в вольной трактовке текстов, что дошло до абсурда. Да наставит нас всех Аллаh, не будет рассказывать об этом, просто призовем обращаться в каждом деле к специалистам в этом деле. В толковании аятов и хадисов - к муфасирам и мухаддисам, а в медицине - к врачам, которые получали в этом знания.
  3. Медицина - бытовой вопрос.
    Значит, посланник Аллаhа, мир ему и благословение, мог ошибаться, как ошибся, например, в том известном случае, про обрезание деревьев. Медицина не часть пророчества, а Мухаммад, мир ему и благословение, человек, потому это не является унижением его достоинства или неуважением к нему и его посланию. Хотя нам, пока, неизвестно, чтобы он ошибся в этом вопросе, но сунной в этом вопросе является обращение к специалисту, как сказано в хадисе, приведенном выше.

Какие выводы можем сделать из сказанного и какие советы хотим дать нашим братьям и сестрам, а так же всех хорошим людям:

  1. От всякой болезни есть излечение: "Не ниспослал Аллах болезни какой-либо, не дав от нее излечения". (Бухари; Муслим). Поэтому не отчаивайтесь, какой бы болезнью не испытывал вас ваш господь.
  2. В вопросах здоровья и лечения нужно обращаться к специалистам в ней, как это делал сам посланник, мир ему и благословение.
  3. Термины "пророческая медицина", "медицина пророка", "исламская или мусульманская медицина" и "лечение по сунне" подразумевают принципы здоровой жизни, избавления от болезней души и тела, но не бойкот врачей и лекарств, не поиск панацеи в словах лучшего из людей. Эти термины могут иметь ограничительный характер, такие, как оставление лечения запретным и нежелательным, например свиным, медвежьим жиром, прижиганиями и тому подобным.
  4. Когда мы узнаем, что слова Посланника, мир ему и благословение, подтвердились современной наукой - мы радуемся, но если медицина делает более эффективные средства, то пользуемся ими и уповаем на Аллаhа.
  5. В медицине и современных лекарствах, есть благо. Часто бывает и вред. Принципы пророческой медицины помогают нам избежать многого вреда, но не заставляют нас ограничиваться старыми знаниями, в замен которых пришли более актуальные.

Напоследок хотим поделиться словами Имама Аш-Шафи'и:

"Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине."

Если Вы обнаружили ошибку в нашем тексте, рассуждениях, если есть информация о недостоверности приведенных хадисов или Вам просто есть, что добавить - просим сообщить нам в комментариях. Если же Вы видите в этом благо - поделитесь с другими. Да наставит нас всех Аллаh и дарует знания, силу и здоровье.


Слово "сунна" с арабского языка переводится как "путь" или "следование". В исламе под этим словом подразумевают следование пути Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Мусульмане придерживаются сунны как модели поведения в жизни. То есть то, как жил посланник Аллаха, как и что говорил и вел себя в определенных ситуациях, - сунна. И она служит примером для каждого правоверного мусульманина.

Основа сунны

Сунна пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) основана на хадисах. Хадис - это четкое высказывание, поступки или действия, одобренные пророком в том или ином случае. Именно с помощью хадисов современному поколению известно, как вел себя посланник и что говорил, показывая пример каждому, верующему в Единого Бога человеку.

Все хадисы состоят из текста и цепочки передатчиков, так как очень важным значением является достоверность хадисов. Их разделяют по группам:

  • Сахих. Достоверные хадисы.
  • Хасан. Хорошие хадисы.
  • Мадруд. Слабые хадисы.
  • Мавдуа. Придуманные хадисы.

Самыми достоверными считаются "хадисы от аль-Бухари" и "хадисы от Муслима". Правдивость этих высказываний доказана известными мусульманскими учеными.

Сборники хороших хадисов включают в себя не очень точные тексты, которые не были подтверждены авторитетами исламского мира.

К слабым относят высказывания, в передаче которых участвовали люди с сомнительной репутацией. Или же если цепочка передающих прерывалась.

К выдуманным относят те тексты, которые кто-либо придумал ради своей корысти.

Большинство мусульман совершает намаз по сунне пророка Мухаммада (c.а.с.). Тем не менее существуют и различные ответвления в исламе, которые отходят в некоторых вопросах от сунны. Например, шииты, такфириты или кораниты. В отличие от них другие мусульманские группы выбирают своим направлением сунну и Коран пророка Мухаммада (с.а.с.). Также говорится, что придерживающийся сунны человек непременно будет иметь баракят (милость) от Аллаха.

Лечение по сунне

Посланник Всевышнего говорил, что мусульманин, возродивший сунну после него, которая была забыта большинством, любит его. А тот, кто любит посланника Аллаха, тот будет с ним.

Но, к сожалению, многие положения сунны забыты или широко не практикуются. Так, например, многие мусульмане во время болезней прибегают к помощи медпрепаратов, избегая лечения по сунне пророка Мухаммада (с.а.с.).

И несмотря на то что верующие все же стараются не использовать лекарственные препараты с содержанием запретных веществ по шариату (образ жизни мусульман), им рекомендуется следовать сунне.

В хадисах от аль-Бухари и Муслима сказано, что нет болезни, которую невозможно вылечить. А посланник говорил, что если Аллах посылает болезнь, то и исцеление от нее обязательно будет.

В лечении по сунне используют природные компоненты, которые не содержат химических добавок. Это:

  • черный тмин;
  • оливковое масло;
  • чеснок;
  • мед;
  • вода;
  • финики;
  • имбирь;
  • кыст аль хинди (костус).

Про черный тмин говорят, что это панацея от всех хворей, кроме смерти. Он укрепляет иммунитет, оказывает болеутоляющее действие, помогает при лактации, астме, ревматизме, гастрите, болезнях почек, сердечно-сосудистой системы и многом другом.

Семена черного тмина

Широко практикуется использование масла из тмина, но при беременности его лучше не пить. А вот семена, наоборот, будут полезны как маме, так и плоду.

Принимают тмин, когда его семена измельчили. Для этого можно воспользоваться ступой или кофемолкой. Принимать по 1 ч. л. в день и запивать водой.

Мед растворяют в теплой воде и пьют натощак по утрам. Нужна всего 1 ч. ложка, а пользы от такой воды прибавится много.

Финики полезны всем, но особенно они необходимы женщинам в период беременности или лактации. Минералы и витамины, содержащиеся в них, смогут предотвратить большое число болезней, в том числе и рак желудка.

Оливковое масло улучшит внешность и зрение.

Имбирь укрепляет организм, помогает при простуде, успокаивает нервы.

Чеснок - это антибактериальный продукт, который к тому же отлично укрепляет стенки сосудов и капилляров.

Кыст аль хинди снижает опасность стрессовых ситуаций и помогает мужчинам вернуть былую силу. А также обладает жаропонижающим и регенерирующим эффектом.

Хиджама

Хиджама - это процесс кровопускания. По словам пророка Мухаммада (с.а.с.), целебная сила состоит в трех вещах - это мед, кровопускание и прижигание. Однако прижигание он сам лично считал лишним и запретил его своей умме (последователям).

Исламские ученые рекомендуют совершать эту процедуру в любой день, кроме вторника, днем. Желудок не должен быть полным или пустым. Не рекомендуется совершать до этого какие-либо физические нагрузки.

По хадисам ясно, что посланник делал надрезы на любой части тела, в зависимости от обстоятельств и места локализации болей.

Польза кровопускания была доказана многими авторитетными учеными того времени. Удаленная таким образом кровь заставляет организм активировать почти все системы. Резервы пробуждаются и начинают восполнять потери.

Хиджама-процесс кровопускания

В наше время еще есть специалисты по хиджаме. Судя по отзывам многих людей, это действительно приносит огромную пользу и оздоровление.

Поэтому хиджама по сунне пророка Мухаммада (с.а.с.) однозначно рекомендована к использованию.

Трехдневный пост

Посланник Всевышнего 3 дня подряд каждый месяц держал пост 13, 14 и 15 числа по хиджре (мусульманский календарь). По преданию сахабов, делал он это даже во время походов. И всегда старался открывать пост финиками.

Финики для открытия поста

Пятничная одежда

Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: "Как прекрасно, если вы имеете отдельную одежду, которую надеваете по пятницам."

Поэтому, надевая в пятый день недели праздничную одежду, мусульманин следует сунне и становится на шаг ближе к Богу.

Посланник оказывал внимание каждому человеку из своей общиныи всех уважал. Он тепло приветствовал не только взрослых, но и маленьких детей. По многочисленным хадисам ясно, что он ценил и считал их также полноправными жителями своей уммы.

Мусульманские дети

Ишрак намаз

Если мусульманин после утреннего намаза Фаджр подождет восхода солнца и затем минут через 20 сделает еще один намаз в 2 ракаата, то он совершит Ишрак намаз.

По словам посланника, тот, кто делает это поклонение Всевышнему, получит награду как за хадж и умру (большое и малое паломничество в Мекку).

Поза во сне

По сунне, правильной позой для сна является положение на правом боку, подложив обе руки под щеку. Засыпать на животе, согласно Исламу, очень нежелательно. Так, однажды, увидев, как спит один сахаб, пророк сказал ему, что эта поза очень нелюбима Всевышним Создателем.

Правильное положение во сне

Омовение по сунне

Омовение, по сунне пророка Мухаммада (с.а.с.), должно осуществляться поэтапно таким образом:

  1. Намерение.
  2. Промыть под водой трижды запястья рук.
  3. Затем промыть 3 раза между пальцами, не забывая при этом, снять украшения.
  4. По 3 раза прополоскать рот и нос.
  5. Далее наполнить ладонями воду и обмыть лицо.
  6. Вымыть по 3 раза каждую руку по локоть, начиная с правой руки.
  7. Протереть мокрыми ладонями волосы, начиная со лба и до затылка
  8. Сполоснуть руки и одновременно протереть уши с внутренней и тыльной стороны, затем сразу же тремя пальцами протереть шею.
  9. Последним шагом - промыть ступни по щиколотку и между пальцами ног.

Процесс омовения

Мисвак

В хадисе от Тирмизи говорится, что пророк говорил о том, что он боится затруднить свою умму, если бы велел пользоваться мисваком постоянно.

Посланник Аллаха был очень внимателен к гигиене ротовой полости. Ведь здоровье зубов важно для людей. А мисвак содержит вещества, которые убивают многие бактерии во рту, делает зубы чистыми, а дыхание свежим.

Мисвак-палочка для чистки зубов

Делается мисвак из дерева арак, стоит совсем недорого, и его легко найти в исламских магазинах.

Три узла

По словам пророка Мухаммада (с.а.с.), когда человек ложится спать, то шайтан завязывает над ним 3 узла, приговаривая над каждым, что ночь длинная, значит надо крепко спать.

Когда мусульманин встает на утренний намаз и восхваляет словами Всевышнего, первый узел распадается. Совершая омовение, мусульманин распутывает второй узел. А сделав намаз, верующий развязывает и третий узел.

Поэтому утреннее поклонение так важно для каждого верующего в Аллаха.

салават пророку Мухаммаду

Салават ( صلوات ) – это форма множественного числа от слова «салят», что в переводе означает «молитва», "салават пророку" – этот термин означает «благословения, возносимые Пророку» ﷺ. Салават Посланнику Аллаха ﷺ – это выражение мусульманами любви к нему, также выражения своей надежды на заступничество Пророка Мухаммада ﷺ в Судный день, а также выражение благодарности ему и уважения к нему.

Жизнь Пророка Мухаммада ﷺ – пример самой совершенной человеческой жизни из всех, прожитых кем-либо на земле. Все мусульмане и многие не мусульмане ориентируются на его поступки и слова как на самый достойный образец. Всевышний сказал, что «в Посланнике Аллаха – образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаха…» (сура Аль-Ахзаб (Союзники), 21-й аят).

Варианты произнесения и перевод

салават пророку

Послушать и скачать правильное чтение вышеприведенного салавата:

Текст салавата Пророку Мухаммада ﷺ в его транслитерации звучит так:

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

В переводе смысл текста означает: «О Всевышний Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, как Ты благословил Ибрахима и Ибрахима семейство, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О, Всевышний Аллах, пошли Мухаммаду и его семейству благословения, как Ты их послал Ибрахиму и его семейству, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!».

Второй вариант салавата

текст салавата пророку

Слушать и скачать правильное чтение вышеприведенного салавата:

Еще один вариант текста салавата Пророку Мухаммаду ﷺ звучит в его транслитерации так:

«Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!». В переводе смысл текста его означает: «О, Всевышний Аллах, благослови Мухаммада, его потомство и жён, как Ты благословил Ибрахима семейство, и пошли Мухаммаду благословения, его потомству и его жёнам, как Ты их послал семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!».

Когда же мусульманин упоминает имя Пророка Аллаха ﷺ, либо в его присутствии упоминается имя Пророка Мухаммада ﷺ, следует произнести слова: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад», или «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад», либо произнести слова: «Салляллаху алейхи ва саллям», что в переводе означает «Мир ему и благословение Аллаха».

В каллиграфии, а также при печати в текстах используют короткий вид салавата обозначающийся символом ﷺ - что пишется на арабском как:

صلى الله عليه وسلم

в транскрипции читается как «салляллаху алейхи ва саллям», а в переводе на русский язык данный текст означает «мир ему и благословение Аллаха».

Дуа салават в намазе

Дуа салават – это молитва, произносимая для восхваления Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ. Когда мусульманин читает его, он обращается ко Всевышнему с искренней благодарностью за то, что он ниспослал верующим милость и благословил Пророка Мухаммада ﷺ. Молитву произносят во время намаза после того, как прочитают в последнем ракаате Ат-Тахият.

Желательно или обязательно произносить салават?

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

После того, как был ниспослан аят суры «Аль-Ахзаб», для мусульман всей уммы стало ваджибом произносить салават. В суре «Аль-Ахзаб» Священной Книги Коран сказано: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура Аль-Ахзаб (Союзники), 56-й аят).

Также согласно словам Пророка ﷺ: «Да постигнет унижение того человека, который не призовёт на меня благословение, когда в его присутствии упомянут обо мне!»

Ценность салавата

Пророк Мухаммад ﷺ рассказал своим сподвижникам о том, что к нему явился ангел Джабраил, который передал ему слова Всевышнего Аллаха о том, что на земле нет такого мусульманина, который не получил бы от Господа и Его ангелов десять салаватов, прочитав один за Пророка Мухаммада ﷺ

Заступничество Пророка ﷺ

Посланник Аллаха ﷺ говорил, что он будет в Судный день считать самыми близкими для себя людьми тех, кто читал салават часто. Это приводится в хадисе Тирмизи. Также Тирмизи приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что те люди, кто не произносит салават при упоминании имени Пророка Мухаммада ﷺ, будут для него считаться самыми скупыми из людей.

Желательные действия в дуа

В любом дуа, возносимом к Всевышнему Аллаху есть условия для того, чтобы мольба мусульманина имела больший эффект и одним из этих условий является произнесение в начале и конце дуа салавата. То дуа будет принято, которое начнется с салавата и завершится им, поэтому Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что тот человек, который начинает читать молитву, должен сначала произнести слова восхваления и прославления Аллаха, потом прочитать салават, а затем уже обращается ко Всевышнему с просьбой.

Можно ли использовать сокращения (с.а.с.) и другие аббревиатуры?

текст салавата на арабском

Каллиграфическая надпись салавата на арабском: "салляллаху алейхи ва саллям"

Одним из наиболее часто возникающих вопросов является вопрос о том, можно ли допускать сокращенный вариант салавата на письме - не писать полностью его, а ставить при упоминании Пророка Мухаммада ﷺ «с.а.с»? Также в текстах некоторые мусульмане сокращают салават до с.а.в., с.г.в., САС, САВС или МЕИБ (Милость ему и благословение). В арабском тексте сокращают до одной буквы «ص (сад)».

По мнению мусульманских ученых, салават следует писать полностью, не применяя сокращений. Приводятся слова шейха Абдуль-Азиза ибн База, который говорил, что благословлять Посланника Аллаха ﷺ предписано в ташаххуде, во время совершения хутбы, во время произнесения дуа и когда произносишь мольбу о прощении, следует произносить салават после того, как совершишь азан, а также когда выходишь и входишь в мечеть. Также в других случаях, когда поминаешь Пророка Мухаммада ﷺ, следует произносить салават. Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз указал на то, что при письме после упоминания Пророка Мухаммада ﷺ писать салават еще важнее, и следует делать это полностью, а не сокращать его. Сокращение противоречит воле Аллаха, которую Он выражает в суре Священной Книги Коран: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура Аль-Ахзаб (Союзники), 56-й аят).

У формы сокращенной нет таких преимуществ, какими обладает форма полная, поскольку читатель может не понять слов салавата, употребленных в сокращенной форме, или не заметить их.

Когда и как правильно произносить салават Пророку Мухаммаду ﷺ?

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ является поклонением очень ценным, поскольку Всевышний Аллах сказал, что даже его ангелы читают салават Пророку Мухаммаду ﷺ, и велел читать его каждому мусульманину, просить у Всевышнего для Пророка Мухаммада ﷺ приветствия и благословения.

  • салават читают во время намаза пять раз в день, что еще раз подтверждает его ценность;
  • дуа салават Пророку ﷺ читают после оглашения азана;
  • перед икаматом;
  • входя и выходя из мечети;
  • его следует читать после Ат-Тахийят;
  • во время совершения заупокойного намаза после того, как будет второй раз произнесен «Аллаху акбар»;
  • его следует произносить как после каждого дуа, так и до него;
  • также перед тем, как начать дело значимое и важное, после того, как будет произнесено «Басмалла!»;
  • читают его в пятничный день и в ночь пятницы;
  • дуа салават следует читать обязательно в обеих проповедях или хутбах по шафиитскому мазхабу;
  • Во время посещения могилы Пророка Мухаммада ﷺ дуа салават следует произносить обязательно;
  • его произносят в местах сбора людей и в маджлисах;
  • когда на душе печально или тяжело;
  • хорошо, если мусульманин будет произносить салават по утрам и вечерам;
  • также мусульманину следует произносить салават, если кто-то рядом с ним упомянет имя Пророка Мухаммада ﷺ , поскольку сам Посланник Аллаха ﷺ называл скупым человеком того, кто так не сделает.

Читайте также: