Как сделать сулпылар для волос у башкир

Опубликовано: 17.09.2024


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Прошлым летом я с мамой ездила на гала - концерт «Баик», и там на девушках заметила необычные, красивые украшения. Оказывается, эти украшения сейчас очень модно носить и любая девушка может сделать их сама. И мне стало интересно, из чего и как они сделаны. Я попросила маму помочь мне в изготовлении такого украшения. Мы стали искать материалы. Очень полезной оказалась книга С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда».

Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.

Задачи исследования:

- изучение происхождения нагрудных украшений башкир;

- изучение современных тенденций моды в изделиях;

- прорисовка эскизов изделий;

- разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;

Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединения х в качестве наглядно-методического материала.

Объект использования: Селт ә р.

Предмет исследования: Нагрудники.

Методы исследования:

1. Поисковый (сбор, анализ) материала;

2. Изучение теоретического материала;

4. Анализ полученных материалов.

Из истории башкирских нагрудных украшений

Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫ акал, һ акал, яга, муйынса, башкиҙеу, алми ҙ еу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)

Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15— 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложно - составные подвески «сулпы». Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. В этот рисунок вписывались перламутровые пластинки, медальоны с сердоликом или граненым стеклом, крупные монеты. Между низом и верхом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край украшения, вырезанный по шее, обводился рядом монет или цепочками. Украшение удерживалось лямками и пришитым поясом [1].

В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.

Башкирский орнамент

Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.

Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.

2.1 Композиционное строение и цвет орнамента

Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов [2].

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».

Чёрный – цвет земли и плодородия.

C иний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)

Особенности национального башкирского костюма

Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.

При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы [ 4 ] .

Атрибуты одежды башкирских женщин

В редкие вечерние минуты отдыха у домашнего очага башкирская женщина чувствовала себя менее занятой, тогда красота и гармония, мир и покой, царившие в природе, вдохновляли ее на рукоделие. Многочисленные предметы, окружающие ее домочадцев в повседневной жизни и традиционный костюм - все это говорит о художественном вкусе и таланте простой труженицы. Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. (Приложение 4)

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью. Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал. Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)

3.Выполнение творческой работы

Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.

Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.

Техника выполнения:вышивка бисером.

3.1 Технологическая карта:

- Подготовка основы селт ә р (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );

- Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);

- Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);

- Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);

- Моя работа (Рисунок 8).

4. Экологическая оценка

При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.

4.1 Оценка качества и сложности проекта

Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.

Ювелирные украшения в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова

Художественная обработка металла – один из главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом. Выделкой металлических изделий и их декоративной отделкой обычно занимались кузнецы, которые, при наличии соответствующих умений, одновременно могли быть и ювелирами-художниками. Среди них выделялись серебряных дел мастера (көмөшсө) . Серебро у тюркских кочевников пользовалось особым почитанием, оно было в несравнимо большем обиходе, чем другие цветные металлы.

Если художественная обработка металла, связанная с производством украшений для оружия и конского снаряжения, была характерна для восточной Башкирии, то выделкой ювелирных женских украшений занимались по всей территории.

При изготовлении пластинчатых браслетов, широких застёжек к женским камзолам (ҡаптырма) , пряжек мужских поясов (ҡәмәр) , круглых металлических блях-нашивок на одежду использовались различные методы обработки: штамповка, гравировка, чеканка, иногда чернение. Довольно широко применялась скань, а также вставки из цветного камня, главным образом из бирюзы и сердолика, красного, синего и зеленого стекла.

Среди всех известных башкирским мастерам приёмов художественной обработки металла наибольшего совершенства и своеобразия они достигли в технике насечки серебром по железу, связанной с украшением старинного боевого и охотничьего оружия и конской упряжи. Изделия, украшенные серебряной насечкой, имеют большую художественную ценность. Традиции орнамента на этих предметах корнями своими уходят в далёкое прошлое, сложившись в основном в среде поздних тюркских кочевых племён, отдельные элементы восходят к скифской и гунно-сарматской эпохам. Территорией распространения этого вида искусства являлась восточная Башкирия [3].

Производство женских украшений возникло позднее и также было распространено повсеместно.

Серебро для браслетов и колец получали путём плавки монет дореволюционной чеканки. Расплавленное в горне серебро выливали из глиняного тигеля в формы [1]. Наиболее распространена орнаментация браслетов гравировкой, которая нередко сочетается с несложным мелким чеканом. Инструментами мастеру служили мелкие острые резцы, зубила и штампы (бәләкәй ҡырҡҡы) с различными узорами на рабочем конце и небольшой молоток. Основные линии узора наносились гравировкой с помощью острого зубильца, края и фон прорабатывались чеканом.

Гравированный орнамент, как правило, отображал особенности растительного мира. Мастер, по желанию заказчика, наносил на браслет надписи, выполненные арабской графикой: имя владельца или изречение из Корана. Зачастую орнамент представлял собою подражание арабской письменности. Такого рода браслеты широко бытовали в южной Башкирии. Используя традиционный узор, мастера искусно сочетали его с советской символикой. Чаще всего изображалась пятиконечная звёздочка в орнаменте из цветов и листьев.

Ювелирные украшения в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова

В 1920-е годы организовались первые музейные экспедиции в центральные и восточные районы республики с целью изучения жизни и быта башкир. Так сформировалась коллекция башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Башкирском государственном художественном музее им.М.В.Нестерова. Отдел башкирского народного искусства в музее был организован директором Ю.Ю.Блюменталем, который в 1928 году сам возглавил первую экспедицию в горно-лесной Тамьян-Катайский кантон. В экспедициях 1928–1935 гг. были приобретены первые экспонаты для музея, многие из которых являются уникальными и в настоящее время составляют золотой фонд коллекции. В послевоенные годы коллекция продолжала пополняться экспонатами, приобретенными у частных лиц и во время повторных экспедиций. Важный этап формирования народной коллекции был проделан нашими предшественниками, а в настоящее время ведется активная работа по дальнейшему изучению, классификации и научному осмыслению экспонатов.

В коллекции художественного музея количество ювелирных украшений невелико и насчитывает около 30 экспонатов: браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы, бляшки с камнями и перламутром и др. Самый редкий экспонат в коллекции – это самодельные серьги (алҡа) ХIХ века, уникальный образец ручной работы. Серьги состоят из двух частей: верхняя часть представляет собой шляпку из 10 коралловых бусинок, прикреплённых на фигурную металлическую пластинку, и нижней части в виде подвески из металлического плоского цветка из шести лепестков. В центре цветка укреплена коралловая бусинка (на одной серёжке бусинка не сохранилась), а с обеих сторон п о д в е ш е н ы м е т а л л и ч е с к и е пружинки для создания звукового эффекта. Приобретены они были в 1967 году у Курамшиной А.Ю., проживающей в Уфе. (Фото 1)

1. Серьги. ХIX в. Кораллы, серебро(?); ковка

Еще один образец башкирского ювелирного искусства – «звенящее» кольцо с двумя подвешенными царскими монетками – поступило в музей в 1969 году в результате экспедиций в Белорецкий район. Приобретенный в деревне Ахмерово у Шакировой М., перстень башкирского изготовления представляет собой серебряное кольцо с припаянными к нему старинными царскими монетами. (Фото 2)

2. Серебряное кольцо с царскими монетами. ХIX в. Серебро, медь; ковка

Кольца башкирки носили исключительно серебряные, подобные обручальным, не более двух-трёх на руке. Перстни (йөҙөк), так же, как и кольца, покупались на базарах. Особенно ценили башкирки перстни с крупным агатом. В музее хранится металлическое кольцо, полученное в подарок во время экспедиции музейных сотрудников в 1940-х годах от жительницы деревни Старо-Хусаиново Давлекановского района Айбаевой. Серебряное кольцо башкирской работы, датированное ХIХ веком, имеет чеканный узор на широких частях и шлифованный цветной камень – яшму. (Фото 3)

3. Кольцо. ХIX в. Серебро, яшма, бирюза; ковка, чеканка

Еще одно самодельное башкирское женское украшение – коралловые бусы, привлекают к себе внимание простотой исполнения: на четыре нити натурального происхождения нанизаны рядами кораллы, соединяющиеся в конце в одну основную нить. Коралловые бусы были приобретены в собрание музея во время экспедиции в деревню Каварды Гафурийского района у Шариповой А. (Фото 4)

4. Коралловые бусы. ХIX в. Коралл, нить

Особой красотой и мастерством исполнения выделяются сулпы – украшения на косы. Ажурные серебряные сулпы прикреплялись к нижней части накосника сәсҡап и издавали при каждом движении мелодичный звон. Ещё в ХIХ – начале ХХ в. такой вид накосников, украшенный сулпы , был обязательным в праздничном костюме девушки и молодой женщины. Самые простые сулпы состояли из трёх-пяти монет, привязанных к шнурку. Датированные ХIХ веком музейные сулпы приобретены в 1968 году у жительницы деревни Кармакларово Салаватского района Янгировой Б. Серебряные подвески богато декорированы бляхами со вставками сердолика, соединены между собой «коромыслицем» с бирюзовыми вставками, в нижней части к бляхам подвешены подвижные серебряные монетки. Основные приёмы художественной обработки серебра – скань, ковка, инкрустация. Такие подвески могли составляться только из одних монет – тәңкә сулпы . (Фото 5)

5. Сулпы. ХIХ в. Серебро, сердолик, бирюза; скань, ковка, инкрустация

Высоким мастерством ювелирного искусства отличается и музейное ожерелье. Оно представляет собой цепь из восьми серебряных цветков с сиреневым камнем в середине и серебряными бляхами по краям. Художественные приёмы обработки серебра здесь те же скань, ковка. Дата поступления ожерелья в музей – 1968 год. Известна фамилия бывшей владелицы – Шарипова З.Я. (Фото 6)

6. Ожерелье с монетами. ХIХ в. Серебро, сиреневый камень(?), холст домотканый; скань, ковка, инкрустация

В коллекции художественного музея хранится серебряный застёгивающийся браслет, выполненный в технике чернения. Приобретено изделие у Галиной М.Н. из деревни Кучумово Чишминского района. Чернение – способ обработки, когда узор на серебряную пластинку наносят глубокой гравировкой. Этим способом чаще всего украшали браслеты. Узоры, как правило, растительного характера. Такие браслеты изготавливались в юго-западных районах Башкортостана. (Фото 7)

7. Браслет. ХIХ в. Серебро; чернь

Самые красивые элементы праздничного традиционного женского костюма башкирской женщины – головной убор ҡашмау , не имеющий аналогов в костюме других народов, и нагрудники һаҡал, яға, селтәр и др., выполненные из кораллов и серебряных монет, дают понимание о высоком уровне ценности коллекции башкирского народного декоративного искусства в собрании Художественного музея им.М.В.Нестерова [4].

Гонения на металлургическое, металлообрабатывающее производства резко затормозили и развитие ювелирного искусства в нашем крае в XVIII–ХIХ веках. Очевидно, что украшенные только монетами женские украшения и элементы одежды трудно отнести к произведениям ювелирного искусства. Ювелирное дело у башкир, пережившее заметный упадок в указанный период, не могло выдержать конкуренции со стороны татарских кустарей, активно сбывавших свою продукцию на Южном Урале. Но даже те редкие самодельные народные украшения, которые оказались в нашем собрании, рассказывают о стремлении башкирского народа даже в таких условиях прикоснуться к красоте. Создав уникальные и неповторимые изделия, пусть и скромные на первый взгляд, но настолько трогательные и волнующие душу своей искренней простотой и неповторимостью, они оставили для нас бесценные произведения народного искусства.

  1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964. – С.219.
  2. Ермакова Е.С. Об отношении мусульман к драгоценностям. [Электронный ресурс]. Интернет-сайт Фонда Марджани.
  3. Кузеев Р., Бикбулатов Н., Шитова С. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Типография издательства Башкирского обкома КПСС, 1979. – С.8–9.
  4. Мамлеева Э. О коллекции башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Художественном музее им.М.В.Нестерова. – Ватандаш. – №3, 2018. – С.138–150.
  5. Островский А.Б., Ратникова А.В. Монеты в народной одежде и украшениях. – М.: Бослен, 2019. – С.204.
  6. Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343.
  7. Янбухтина А.Г. Элементы шаманизма в традиционной мусульманской культуре башкир, населяющих Южный Урал (на материалах ХХ века) // Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А.Тагирова (Казань, 17–18 апреля 2008 г.). – Казань: Заман, 2009. – С.133–139.

Эльвира МАМЛЕЕВА, научный сотрудник Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова.

Статьи по теме:

Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/

  • Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
  • Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
  • Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации!

Лилия Грибач
Мастер-класс. Изготовление женских татаро-башкирских украшений

Мастер-класс «Изготовление женских татаро-башкирских украшений»

Цель: обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских украшений.

Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню;

дай сделать- и я пойму. (китайская пословица)

Для того, чтобы нам легче было общаться, предлагаю вам обвести свою ладонь на листе бумаги.На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос: "Чего я ожидаю от мастер-класса?"

А теперь послушаем ваши ответы.

Актуальность (слайд 2)

От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.

Традиционная народная одежда – сокровищница народного творчества.

Ассортимент ювелирных женских украшений был широк, что связано с обще мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщин. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь.

Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры - "комешче" - работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. (слайд 3)Традиционно женщина одновременно надевала несколько предметов: всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

По назначению татаро-башкирские украшенияделятся на катего-рии: (слайд 4,5,6)

Головные: а) серьги («алка»–массивные миндалевидные серьги ска-ные с подвесками).

б). (слайд 7) Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме.

а). (слайд 8) («яка чылбыры»– застежки ворота «яка чылбыры»–состоящую из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. (слайд 9) От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни. Этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, богато украшен камнями);

б). (слайд 10,11) ожерелья («муенса»,

а). (слайд 12,13) «изю»– (матерчатые нагрудники, чешуеобразно расшитые монетами, кораллами, бисером, позументом, накладными бляхами;

б). (слайд 14) перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями,на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости т богатства.

в). (слайд 15) пуговицы;

г). (слайд 16) брошки;

д). (слайд 17) бляхи. Широко использовались ювелирные бляхи, яв-лявшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов;

е). (слайд 18, 19) пряжки и поясные застежки («каптырма»);

Наручные украшения:

а). (слайд 20, 21, 22) браслеты «блезик»–их носили постоянно, по од-ному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой;

б). (слайд 23) перстни– женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром. Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

в). (слайд 24) кольца («балдак», «юзек»)

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. (слайд 25) К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. (слайд 26) Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

(слайд 27) Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото.Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни.Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считают, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. (слайд 28)Наибольшее развитие получила чеканка:

Для изготовления перстней и имитаций старинных монет использова-лось литье. (слайд 29) В технике гравировки выполнялись браслеты и под-вески. Традиционным орнаментом были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани.Существовала скань трех типов: (слайд 30)

(слайд 31) Бугорчатой сканью (зернь) украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Чтобы приготовить зернь в достаточном количестве, нужно насечь проволоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным углем и сложить в шамотный тигелек. После чего прогреть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. При пайке главная проблема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте. В старину на металлической основе кернили гнезда под каждый шарик отдельно.

(слайд 32) Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие нагрудные и головные украшения.

Технологический процесс изготовленияфилиграни распадается на подготовительные операции: заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации.

(слайд 33) Другими видами ювелирной техники были литье и грави-ровка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

(слайд 34) Большой интерес представляют накосные украшения, которые отличаются исключительным разнообразием. По способу выполнения различались чулпы из специальных блях, соединенные коромыслицем, их изготовляли мастера –ювелиры. Чулпы можно было сделать и из серебряных монет, нанизав их на тесьму.

По способу ношения их можно тоже подразделить на два типа. 1). Накосники первого типа —это звенящие подвески к косам — чулпы, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы подобно ленте, при помощи прикрепленной к ним тесьмы. При движении накосники издавали звон, по которому «татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». (слайд 35) Чулпы, как правило,состояли из блях: сплошных гравированных, литых или сканых, с характерной системой подвесок из монет или подобных же бляшек только меньших размеров.

(слайд 36) Чулпы из блях имели огромное количество вариантов как по форме основных блях, так и по количеству их и характеру соединения между собой в одном накоснике. По форме блях такие чулпы бывают лопастные, вазообразные, звездчатые и др. По количеству и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются чулпы, состоящие из одной бляхи, из двух или трех блях. Встречались накосники, в которых было 6 и даже 9 блях. Такие массивные чулпы, соединенные в два или три ряда «коромыслицем», прикреплялись сразу к обеим косам.

2). (слайд 37) В основе второго типа накосников (тезмэ) лежит полоса материи, равная длине кос, на которую в один или несколько рядов (2—4) нашивались специальные бляхи или монеты, мелкие в верхней и более крупные в нижней ее части или наоборот. В верхней части накосника нередко пришивалась крупная сканая бляха или амулет (бэти).

В зависимости от территориальных традиций матерчатая основа накосника состояла из одной, двух или трех полос материи, скрепленных между собой перемычками. Нижний конец накосника редко оставался неукрашенным. Обычно он оформлялся (также в зависимости от традиций на данной территории) специальными бляхами, колокольчиками или позументными кистями. В большинстве случаев накосник состоял из одного, двух, трех рядов крупных монет, пришитых на узкую тесьму.

(слайд 38) Крепление накосника на голове также было различным. Чаще всего он держался с помощью тесьмы у основания кос. Наиболее массивные на голову петлей. Этот тип накосника, в отличие от первого, был исключительно девичьим и носился в комплексе с головным убором (калфаком).

Считалось, что тяжелые накосники вырабатывают у девушки красивую, гордую осанку.

В нашей местности большее распространение получили накосники второго типа (тезме). В наших краях чулпы как украшение старожилы помнят только по рассказам своих бабушек т. к. их использование прекратилось в 30-ых годах 20-ого века как пережиток старого.

Изготовление накосников по образцу (8 человек)

Калфак (слайд 39)

Калфак - самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму "мангайлык", берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.

Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение "у него написано на лбу".

Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу.

(слайд 40) Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний.

Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе.

Девичьи калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Калфаки – наколки или по-татарски «мгез калфак». Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок.

(слайд 41) Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.

Основным материалом калфаков был бархат разных цветов,но в ос-новном преобладали темные тона: бордовый, черный, темно-зеленый и си-ний.

(слайд 42) В украшении головных уборов применялись цветной и бе-лый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.

(слайд 43) В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет. (слайд 44)

Украшение калфака монетками по схеме.

1. Суслова С. В. Украшения как часть комплекса татарской женской одежды (середина XIX – начало XX в.)

2. См. иллюстрацию А. Ф. Риттиха с изображением группы казанских татар в одеждах середины XIX в., где нарисована татарка в камзоле, к воротнику-стойке которого прикреплена «яка чылбыры» типа II (В кн. : Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967, с. 119).

3. Мухамедов Р. Г. Введение к альбому Л. Сперанской «Костюм казан-ских татар». Казань, 1972, с. 7.

4. Воробьев Н. И. Казанские татары, с. 277.

5. Руденко С. И. Башкиры. М. ; Л., 1955, с. 194.

6. Мухамедова Р. Г. Традиционная одежда татар Среднего Поволжья и Приуралья (рукопись).

7. Шитова С. Н. Женская одежда северных башкир. – В кн. : Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962, т. 1, с. 288; Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Зауральские башкиры. – Там же, с. 242.

Традиционные башкирские национальные украшения служили для башкир талисманами, оберегами, а также показывали к какому роду относилась женщина и статус семьи.
К женским ювелирным украшениям и украшениям одежды относились подвески, колье нагрудники, браслеты, запястья из коралла, серьги и сулпы парные украшения в виде серебряных или медных подвесок.
В разных этнографических группах башкирские украшения отличались по названиям, формам, размерам, количеству нашивок, их соотношениям и расположениям на ткани в виде различных узоров.
Башкиры для создания украшений использовали такие материалы как серебряные и медные монеты, бисер и морские раковины, кораллы, янтарь, сердолик, обработанное стекло и др.
Нагрудные башкирские украшения
К женским нагрудным украшениям относятся нагрудники, перевязи и ожерелья. Их надевают на платья или камзол. Нагрудники сшивались из плотной ткани-основы и тонкой красной ткани. На неё нашивали кораллы, бисер, монеты, раковины-каури, цепочки в виде разнообразных узоров и сетки.
Нагрудник юго-восточных и южных башкир (селтәр) отличался массивной вытянутой формой и широким пришивным поясом, поддерживавшим башкирское украшение. В его верхней части выкладывался плотный узор из кораллов в виде кругов и полукружий, по краям нашивали монеты, средняя часть по уровню талии - монетами в несколько горизонтальных рядов, нижняя состояла из коралловой сетки, которая заканчивалась коралловой бахромой.
У зауральских башкир (яға) нагрудник имел форму трапеции, его края нашивали рядами монеты, кораллы, средняя часть нагрудника оплеталась сеткой из кораллов, монетами, сулпами и подвесками из нашитых на тесьму (бау) крупных монет и блях; иногда его носили с наспинником(иңһәлек), скрепив их на плечах перемычками.
Нагрудник северо-восточных башкир (муйынса) был небольших размеров, на ткани обшивали монетами узором в виде чешуи, иногданашивалась бусинами, и изредка кораллами.
Нагрудник юго-западных башкир (һаҡал) имел немного вытянутой, полуовальной формы, возле шеи пришивается круглый “воротничок”, насреднюю часть нашивали крупные монеты, бляхи, подвески, пронизки, края нашивались полосой из крупных кораллов.
У северных и северо-западных башкир нагрудное украшение называлась перевязь (әмәйлек, дәүәт, хәситә) с левого плеча под правую руку, трёхъярусные ожерелья из кольчатых цепочек, нашитые медальонами и монетами (һырға), съёмныеи воротники с длинными звенящими подвесками (яға сылбыры), тесёмки с 1-2 рядами крупных монет (муйын тәңкәһе), бусы из янтаря (гәрәбә муйынсаҡ). Тяжёлые нагрудники с большим количеством монет и кораллов в основном носили замужние женщины. Девушки носили ожерелья из сплетённых коралловых нитей, иногда дополняли тонкими цепочками (мәрйен муйынсаҡ и др.). В числе наиболее распространенных нагрудных украшений были бусы из полудрагоценных камней, луновидные украшения с позументом и монетами (һаҡалтай) и др.
К украшениям одежды относились также каптырма (серебряное украшение в виде застёжки-пряжки с бляхами, крючком, подвесками), пояса с металлическим набором.

Накосные башкирские украшения

Женщины украшали свои косы накосниками и косоплётками.
Косоплётки (ҡаралыҡ) состояли из тесьмы или шнуров, сплетённых из шерстяных нитей или конского волоса с разноцветными кистями на концах. К косоплеткам также пришивали звенящие подвески (сылтыраҡ, сулпы), монеты (һумлыҡ), бетеу..
В качестве затылочных украшений использовались большие бляхи (өлфөйә, өрфөйә), имевшие с внутренней стороны ушко для продёргивания косоплётки. В южных и восточных районах Башкортостана были распространены затылочные украшения (елкәлек) полуовальной, треугольнойили прямоугольной формы из кожаной или тканевой основы, обшитой кораллами, бисером, монетами, узор на некоторых из них имитировал лицо человека. Их носили с накосниками из бус (сәсмәү), косоплётками из узорной тесьмы с нашитыми в ряд монетами на концах (сәс үрмесе, сәс үргес).
В северных, западных и центральных районах в качестве накосных украшений широко использовались сулпы. В северо и юго-западных районахбыли распространены накосные украшения в виде полосы ткани (сәсҡап, арҡалыҡ) с нашитыми в 2 ряда серебрянными монетами и бляхой со вставкой из полудрагоценных камней в верхней части, сулпы в нижней. Местами это украшение постепенно трансформировалось в наспинное и стало носиться в комплексе с нагрудным украшением сакал (һаҡал). Позднее получили распространение затылочные украшения в виде бляхи (көмбәҙ) со вставками из полудрагоценных камней. Также женским налобным башкирским украшением является Хараус, который представляетсобой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитую полосками ткани красного или коричневого цвета.

Традиционно считается, что украшения являются объектом исследования историков и этнографов. В то же время семантика и этнолингвистические особенности наименований украшений находятся в центре самого пристального внимания и языковедов.

Результаты исследования и их обсуждение

Алмиҙеү – этн. женское нагрудное украшение, округленное снизу, вышитое или обшитое разноцветной тканью, с монетами и позументом; надевается поверх платья .

Алтын / др.-тюрк. алтын, алтун/ – 1) xим. золото; алтын оҫтаһы «золотых дел мастер, ювелир»; химический элемент, мягкий драгоценный металл желтого цвета; 2) золотой; алтын балдаҡ «золотое кольцо»

Балдаҡ – 1) кольцо / украшение в виде круга для пальцев – др.-тюрк. аяҡ беләҙеге «браслет для ног» 2) ҡуныс «голенище»; бейәләй беләҙеге «резинка варежек»

Беләҙек / беҙәлек, ҡулбау, ишмә/; др.-тюрк. билезүк 1) браслет / женское украшение для запястья рук; 2) манжет, манжета // манжетный» [ 3) диал. ҡушҡар «кость браслета» 4) резинка варежки 5) миф. оберег в виде браслета у башкир

Билбау / билғау – пояс, поясок, кушак / длинный кусок материала или веревки для подпоясывания верхней одежды

Елкәлек / елкәмес – 1) вешалка, петля (на одежде); 2) этн. женское украшение в виде широкой ленты с монетами и бахромой, прикрепляемое на затылке поверх кос и свисающее ниже пояса

Елкәсуҡ – этн. женское украшение в виде кисти с бахромой

Иҙеү / др.-тюрк. изег/ – 1) разрез (у ворота) рубахи; күлдәк иҙеүе «разрез, вырез платья»; иҙ бауы / үңербау «завязка ворота» 2) этн. иҙеү / алмиҙеү – женское нагрудное украшение, вышитое или обшитое разноцветной тканью, лентой, позументом и надеваемое поверх платья

Йөҙөк – 1) др.-тюрк. йүргүг «перстень» 2) миф. перстень (мифологизированный предмет, как любой металл, выполняет обережную функцию от сглаза)

Көмөш – 1) серебро / драгоценный металл белого цвета, используемый для изготовления различных украшений, посуды, денег и т.д., химический элемент; аҡ көмөш «белое серебро»; ҡара көмөш «черное серебро»; көмөш һалыу «украшать серебром»; көмөш ялатыу «покрыть серебром, серебрить» 2) серебряный; көмөш балдаҡ «серебряное кольцо»; көмөш уҡа «серебряный позумент»; шау көмөш яға «нагрудник сплошь обшитый серебряными монетами» 3) миф. мифологизированный предмет, оберег у башкир

Ҡайыш – 1) ремень, ремешок; сыромять; һалдат ҡайышы «солдатский ремень»; тар ҡайыш «солдатский ремешок»; салбар ҡайышы «ремень для брюк»; 2) ремённый, ремешковый, сыромятный; ҡайыш билбау «сыромятный пояс»

Ҡаш – драгоценный камень, вставляемый в перстень, браслет и т.п.; аҡыҡ ҡаш «сердоликовый камень»; фирүзә ҡаш «бирюзовый камень»; беләҙек ҡашы «камень браслета»; ҡашлы йөҙөк «перстень с камнем».

Ҡортмош / ҡортбаш – этн. раковица ужовки, используемая как женское украшение.

Ҡәмәр – этн. камар /бархатный, шерстяной или шелковый пояс, широкий, мужской, украшенный металлическими или серебряными бляхами с агатом, сердоликом, жемчугом или бирюзой, с красивой гравированной пряжкой.

Мунсаҡ / гәрәбә, ынйы, муйын тәңкәһе, муйсаҡ, муйынсаҡ / – бусы, ожерелье; гәрәбә мунсаҡ «янтарные бусы».

Сикәсуҡ /тәңкәсуҡ, ҡолаҡсуҡ, маңлай суғы/ – этн. подвеска из кораллов, монет, подвешиваемые на висках кашмау

Суҡ – 1) кисть, кисточка, бахрома; суҡлы шәл «шаль с бахромой»; 2) подвеска из двух-трех монет на кольцах, браслетах и т.п.

Сулпы / тәңкә – этн. накосник / женское украшение в виде узорчатой серебряной подвески из монет и вставками из цветных камней, прикрепляемой к косе женщины; көйәнтәле сулпы «сдвоенные подвески»

Сылбыр / сынйыр – цепь, цепочка; көмөш сынйыр «серебряная цепочка».

Сәсбау / сәсмәү, сәсҡап, сәсүргес косоплетка, накосник – делается из узкой длинной цветной полоски; материал, на которую нашиваются монеты, а снизу – сулпы; косоплетка / украшение для волос, состоящее из нескольких нитей, разноцветных бус

Төймә – пуговица // пуговичный; ағас төймә «деревянная пуговица», тимер төймә «железная пуговица».

Түшелдерек / күкрәксә / – 1) этн. нагрудник; женская нагрудная повязка; сигеүле түшелдерек «вышитый нагрудник»; 2) нагрудник из меха (надеваемый для тепла).

Тәңкә – монета (серебряная); көмөш тәңкә «серебряная монета»; талир тәңкә «немецкая серебряная монета»; сәс тәңкәһе «монета для украшения волос»; тәңкә баҫыу «нашить монеты на что (для украшения)»

Тәңкәле – с монетами; тәңкәле сәсмәү – этн. лента с монетами для переплетения кос

Тәңкәләү – нашивать монеты на что; еләнде тәңкәләү «нашивать монеты на зилян»

Хәситә – этн. перевязь (женское нагрудное украшение в виде полосы ткани, плотно украшенное монетами и серебряными подвесками) [2: 719]. Мә, сатин күлдәгеңде кей. Хәситәңде таҡ. Кешмир яулығыңды ябын (З. Биишева).

Һаҡал /яға, түшелдерек, хәситә/ – этн. женское нагрудное украшение из серебряных монет и кораллов.

Һарауыс – этн. вышитое женское налобное украшение, надеваемое под ҡашмау и преподносимое гостям на свадьбе в качестве подарка невесты; вышитый кисет или кусок материи, который преподносится самому близкому человеку

Һырға – 1) сережка, серьга; алтын һырға «золотые серьги»; 2) этн. ожерелье (из монет и блях); һырға туйы этн. «праздник по случаю породнения двух семей по достижении нареченных детей подросткового возраста»; 3) женское шейное украшение из сердолика

Ынйы – жемчуг // жемчужный; ынйы ҡашлы йөҙөк «перстень с жемчугом».

Ынйылау – украшать жемчугом // украшение жемчугом; ҡалпаҡты ынйылау «украшать колпак жемчугом»

Ынйылы – украшенный жемчугом; ынйылы таҡыя «расшитая жемчугом тюбетейка»

Әмәйлек / күкрәксә, кесәбикә, һәйкә, хәйкә, дәүәт/ – этн. эмейлик (неширокий женский нагрудник, украшенный серебряными монетами, драгоценными камнями, кораллом, надеваемый наискосок через левое плечо)

Яға – 1) ворот, воротник; аҡ яға «белый воротник»; бейек яға «высокий воротник», ҡама яға «выдровый воротник», ҡайтарма яға «отложной воротник»; селтәр яға «кружевной воротник»; ултыртмалы яға «стоячий воротник»; яға ҡуйыу /или ултыртыу/ «пришивать /пристегивать/ воротник» ; 2) этн. нагрудник /женское нагрудное украшение из нашитых на материю серебряных монет, кораллов и драгоценных камней/ яға / һаҡал – женское нагрудное украшение из серебряных монет и кораллов

Аҡыҡ (араб.) – 1) сердолик; 2) сердоликовый; аҡыҡ ҡаш «сердоликовый камень»; аҡыҡ төймә «сердоликовая пуговица» 3) драгоценный камень красного или оранжевого цвета; 4) диал. йөҙөк ҡашы «камень, вставляемый в перстень»; 5) миф. мифологизированный камень, выполняет функцию оберега, амулета от сглаза, ранений, смерти.

Гәрәбә (араб.-персид.) – 1) янтарь // янтарный; 2) янтарный; гәрәбә йөҙөк «янтарный перстень», гәрәбә муйынсаҡ «янтарное ожерелье»; ҡара гәрәбә «агат»; ҡара гәрәбә беләҙек «агатовый браслет» 3) мифологизированный предмет, применяется от духа болезни желтухи; 4) диал. муйынсаҡ «янтарные или стеклянные бусы»; гәрәбә тағыу «носить бусы»

Зөбәржәт (араб.-персид.) – 1) изумруд // изумрудный; зөбәржәт ҡашлы балдаҡ «кольцо с изумрудом» ; изумруд, хризолит // изумрудный, хризолитовый; зөбәржәт ҡашлы йөҙөк «перстень с изумрудом»; зөбәржәт һырға «серьги с изумрудом» .

Йәшмә (араб.-персид.) – 1) яшма // яшмовый; йәшел йәшмә «зеленая яшма»; ҡыҙыл йәшмә «красная яшма»; һарғылт йәшмә «желтая яшма»

Гәүһәр (персид.) – 1) бриллиант, брильянт // бриллиантовый, брильянтовый; 2) бриллиантовый; гәүһәр ҡашлы йөҙөк «бриллиантовый перстень»; гәүһәр таш «драгоценный камень»

Мәрйен (араб.) – 1) коралл, бусина; сын мәрйен «настоящие кораллы»; мәрйен тағыу «носить кораллы»; 2) коралловый; мәрйен муйынсаҡ «коралловое ожерелье; коралловые бусы»; мәрйен яға «коралловое нагрудное украшение»

Сәдәф (араб.) – уст.книжн. 1) перламутр; 2) перламутровый.

Фирүзә (персид.) – 1) бирюза // бирюзовый; фирүзә менән биҙәү «украшать что-либо бирюзой»; 2) бирюзовый; фирүзә ҡашлы йөҙөк «перстень с бирюзовым камнем, бирюзовый перстень»

Читайте также: