Как сделать струны из конских волос

Опубликовано: 17.09.2024

Если правда, что струнные инструменты произошли от охотничьего лука, то производство струн можно считать одним из древнейших ремесел на Земле.

В Европе в Средние века в ходу были как шелковые струны, пришедшие из Азии (их и сейчас продолжают использовать в Китае и Японии), так и сделанные из крученных кишок животных, также пришедшие с Востока и известные уже древним Грекам. Существует документ XIV-го века, в котором описан процесс производства кишечных струн. Овечьи внутренности погружались в воду или щелочь не менее чем на полдня для удаления остатков мяса. В течение следующих двух дней их держали в сильном щелочном растворе или красном вине.

Будучи еще мокрыми, пряди по две, три, или четыре скручивали вместе, и получали готовую струну, которую сушили в натянутом состоянии. Также струны делали из конского волоса, пеньки и льняных волокон (в 1677 году в Европе еще использовали пеньковые струны). Металлические струны из Аравии и Индии были редки. В примитивных цивилизациях струны делали из лиан и волокон кореньев.

Производство струн совершенствовалось непрерывно. В начале XVIII века для изготовления струны МИ бралось три кишки, для струны СОЛЬ - семь, а для самой тяжелой контрабасовой струны - 120. Доменик-Антонио Анджелуччи (Domenic-Antonio Angelucci) ввел в технологию производства некоторые усовершенствования, которые надолго вознесли итальянские струны выше всех других, и даже за границу для производство струн приглашали итальянцев. В 1798 году римлянином Пирацци (Pirazzi) по совету Паганини была основана известная фирма Оффенбах. Известная струнная фабрика в Лионе была основана Саварецце (Savarezze) - итальянцем, который, как считают, прибывает во Францию в конце XVII века. Его многочисленные потомки в той или иной степени доминировали в струнном деле Франции на протяжении многих лет. В "Memoire sur la fabrication des coedes d'instruments musique" (Париж 1822 г.) фамилия Саваресс указана как фамилия владельца. Конечно не все "итальянские" струны делались только в этой стране, или на фабриках, возглавляемых итальянцами. Моррис отмечал, что при продаже струн наблюдалось не меньше мошенничества, чем в торговле скрипками.

Вклад науки в создание струн относится к самому раннему времени ее появления. Мерсенн (Mersenne) (ум. 1648), изучавший акустику, проводя эксперименты, открыл законы колебаниий струн, научное обоснование которым дал английский математик Тейлор (ум. 1731). В 1796 году Хладни Эрфуртский (Chladni of Erfurt) издал свой труд, описывающий продольные колебания струн и стержней. В 1822-1823 г.г. Берлинской Академией Наук была издана Диссертация Эрнста Г. Фишера (Ernst G. Fischer) "Эксперименты с колебаниями струн для определения их точной настройки". Важные усовершенствования были сделаны в Марнейкирхене (Markneukirchen), где был разработан процесс продольного резания кишок на ленты для увеличения количества составляющих струну лент.

Несмотря на то, что шелковые струны исчезли из обихода несколько столетий назад, попытки их применения не прекратились. В 1774 году Петер Нонаилл (Peter Nonaille) получает патент на "метод производства шелковых струн для всех видов музыкальных инструментов". Издание "Allgemeine Musikalischc Zeitung" от 15 мая 1799 года сообщает: "Гражданин Бауд (Baud) из Версаля, человек большого ума, корифей в области музыки, некоторое время назад изобрел процесс получения крученых шелковых струн. Он применял их сначала для арфы, но теперь делает их для любых инструментов взамен жильных." В 1803 году Бауд издал свою работу "Сравнение жильных и шелковых струны для музыкальных инструментов." Несмотря на то, что шелковые струны и были в ходу в течение XIX века, обладая свойствами не реагировать на жару и повышенную влажность, они так и не стали широко распространенными, поскольку плохо держали строй, вытягиваясь до 20 процентов в длину. Как правило шелковая струна состояла из 140 нитей, по двадцать волокон в каждой, т.е. из 2800 волокон. (. )

Известно, что если настроить струны на более низкий тон, они будут плохо звучать, поскольку станут недостаточно толсты для своего натяжения (. ). Именно поэтому композиторы до Корелли редко использовали ноты, исполняемые на струне СОЛЬ. В XVII веке французский физик Сейнт-Коломб (Saint-Colombe) выдвинул идею применения обмотки для басовых струн, и получения за ее счет нужной массы при меньшем объеме. В 1765 он сделал струну с медной обмоткой. Позднее, благодаря специальным машинам, процесс обмотки был значительно усовершенствован. Важную роль играет материал, из которого сделана обмотка. Некоторое время для высококачественных струн применялся сплав серебра; для менее дорогих струн обмотка струн СОЛЬ, РЕ, ЛЯ делалась из меди, бронзы, алюминия или сплавов. Серебряная обмотка струн РЕ была встречена с сопротивлением; в 1900 году Джокиш (Jokisch) заявлял, что такие струны не имели "того характерного полного, красивого звука хорошей жильной струны РЕ," но, с другой стороны, они не испытывали "типичной хрипоты и неуверенной реакции " жильной струны в нижней части диапазона. Паганини по общему мнению был первым солистом, который стал использовать витые струны.

Примерно в 1860 году в Дрездене Вейхольд (Weichold) изобрел специальный процесс для создания струн со стройными квинтами; позже он улучшил качество обмотки струн РЕ и ЛЯ.

Со струной МИ проблемы были иного свойства. Применение жильных струн создавало конфликт между их массой и натяжением. Их нельзя было удлинять больше чем на 15 процентов, иначе у струн оказывался малый запас прочности и они быстро рвались. Шелковые струны не могли быть альтернативой, поскольку постоянно повышающийся стандарт инструментальной настройки приводил к усилению натяжения струн. Сегодня мы едва ли можем вообразить те неприятности, которые могли вызывать квинты. Солист мог ждать обрыва струны даже во время концерта. Чтобы этого не случилось, для репетиции перед выступлением, Диттерсдорф (Dittersdorf) рекомендовал использовать только три нижних струны. В 1806 году, в письме из Франкфурта, Боушер (Boucher) писал:

"Вам известно, что Адажио моего Квартета до-мажор я играю полностью на струне МИ. Случилось как-то, что струна порвалась. Я быстро схватил зубами мешавшийся обрывок и выплюнул его в сторону, иначе не смог бы доиграть на других струнах. Я продолжил игру как ни в чем не бывало, что уже не раз происходило в Роттердаме, а зачастую и других местах. Вы бы видели музыкантов: они сидели с широко открытыми ртами и полные восхищения, как и слушатели, некоторые из которых приблизились, чтобы расслышать, не пропущу ли я что-нибудь. Вы знаете, что я не теряю голову в переделках."

В 1888 году Крейслер, в возрасте менее тринадцати лет, будучи впервые в Соединенных Штатах, порвал две струны МИ при исполнении Концерта Мендельсона. Медленную часть он сыграл на струне ЛЯ, а в Финале выхватил скрипку у концертмейстера. Оценивая подобные ситуации игры на квинтовой струне старинных инструментов, можно сделать вывод, что всегда лучше иметь запасную струну на всякий случай!

Со временем скрипачи стали переходить на стальные струны, особенно после того как в 1833 году на других инструментах были опробованы платиновые струны. После 1835 года стальные струны заменили латунные струны для мандолины. Мари Тайау (Tayau) была первой, кто использовал стальные струны ЛЯ и МИ, во время премьеры Романтического Концерта Годарда в 1876 году, на скрипке, сделанной Коллином-Мейнцем (Collin-Mezin). Вероятно Витек (Witek) и Бурместер (Burmester), были первыми, кто (примерно с 1906 года) стал регулярно выступать на публике на стальных струнах.

Тем не менее, многие музыканты приветствовали появление новой струны МИ, особенно те, кто выступал в танцевальных ансамблях или в популярно-музыкальных группах. Часто они были вынуждены играть в заполненных дымом, жарких помещениях, все в поту, а также бороться с условиями игры на открытом воздухе. На стальные струны меньше воздействовала погода, они стояли неопределенно долго, а также позволяли использовать высокие ноты, которые звучали громко и могли конкурировать с трубой, саксофоном и ударными инструментами. Эти музыканты требовали, чтобы все четыре струны, были сделаны из стали. Для высоко артистических целей сталь была только компромиссом, что со временем привело к использованию стали и других металлов в качестве основы витых струн. В Соединенных Штатах во время 1-ой Мировой Войны стальные струны стали весьма распространенными, так как жильные импортировались из Германии и были практически недоступны. В Германии же в 1920 году, в контрактах, которые подписывали музыканты профессиональных оркестров оговаривалось, что стальные струны не должны использоваться. Известно, что стальные струны хорошо звучат не на всех инструментах, особенно на имеющих выгнутый свод скрипках.

Нападки на стальные струны продолжались. В 1949 Минготти (Mingotti) возобновил военные действия после небольшого перерыва. Флэш (Flesch), в первой главе своей книги о скрипичной аппликатуре, посвящает много места одной специфической проблеме: открытая струна МИ часто не имеет мгновенного отклика при игре в быстром темпе. Он рекомендует в восходящих пассажах применять четвертый палец, а открытую струну - при нисходящих. При этом признает, что для обучения начинающих нужно использовать только стальные струны. Ученик, начинающий играть на жильных струнах достаточно долгое время будет играть нестройно.

Франц Томастик (Franz Thomastik) из Вены, благодаря новой технологии, изобрел новый вид металлических витых струн по имени которого их и стали называть. Эти струны имели целый ряд преимуществ: они стояли неопределенно долго, были нечувствительны к нагреву, влажности, или поту рук (что делает их идеальными для тропического климата), и четко держали строй в течение несколько дней и даже недель. К сожалению, они имели также и серьезные недостатки: их натяжение было выше обычного, что неблагоприятно воздействовало на инструмент, и из-за своей жесткости, особенно поначалу, они требовали совершенно другой смычковой техники, а также плохо звучали на пиццикато.

В 1914 году после первых экспериментов Томастик усовершенствовал свои струны. Отто Инфельд (Otto Infeld), его сотрудник и преемник, ввел в технологию струн плоскую обмотку, сделав целиком стальную струну, за которой последовало в 1951 году изобретение сверхгибких (Super-Flexible / Kunsler-Seil-Saite) струн, а десятью годами позже струн Spiro-core, перенявшие от жильных струн их многочисленные преимущества. Примерно в это же время Стокгольмский производитель струн Фроджел (Frojel), развил идею Томастика, придумав точно калиброванную струну ПРИМ, в которой была решена проблема между чувствительностью и упругостью с одной стороны и долговечностью с другой. В последнее время все более и более растет доля применения синтетических материалов в струнном деле. И хотя поначалу имелись проблемы с применением нейлона, теперь его использование для струны ЛЯ не нужно доказывать. Производители струн продолжают исследования, и можно сказать, что времена когда струна рвалась во время исполнения, доставляя неприятные моменты солистам и оркестрантам, канули в прошлое.

The Amadeus Book of the Violin" © 1998 by Amadeus Press
Отрывок из английского издания книги

музыкальные инструменты этно группы

Сайт группы Токэ-Ча | World Music

1 / 2 / 3 / - национальные струнные музыкальные инструменты разных стран мира:


Игил / Икили / Топшур / Дутар

Игил, игиль, икили (вероятно, от «ийги» – два, две струны, или «Ыы» – плач, стенания) – тувинский струнный смычковый музыкальный инструмент; у алтайцев называется икили, у хакасов – ыых, у туркмен - дутар . Корпус деревянный, дека обычно из кожи. Имеет 2 струны, настраиваемые в кварту.

Играть на нем можно как смычком, так и щипковой техникой.

Игил / Икили / Топшур / Дутар - Булат Гафаров / Токэ-Ча

Изготовляется игиль, из цельного куска дерева, в идеале – хорошо просушенного кедра. Никаких клееных грифов. Это дает ему мощный сустейн и вполне громкий звук при скромных размеров деке. Тому же способствует натянутая кожа.

Икили и топшуур ( дошпулуур, топшур) часто используется как аккомпонимент для горлового пения.


Моринхур, Морин хуур, Матоуцинь, Хур

Моринхур (кит. Матоуцинь, монгольск. морин хуур , бурятск. хур, моринхуур ) — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён на севере Китая (район Внутренняя Монголия), в Монголии и в Бурятии. Все перечисленные названия переводятся с соответствующих языков как «смычковый инструмент с конской головой», поскольку головка грифа моринхура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. У алтайцев есть родственный инструмент икили , который у тувинцев называется игил или игиль , у хакасов - ыых (см. выше) . В Индии есть родственный инструмент рабанастр.

Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной или деревянной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В последнее время стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки ) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100-110 см.

На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

На матоуцине играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

Монгольская легенда приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сюхэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сюхэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сюхэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сюхэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. В действительности же, матоуцинь произошёл от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

В Европу матоуцинь первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.


Классический индийский 1-струнный инструмент с декой из тыквы или дерева


Рабаб - индийский 6-ти струнный смычковый музыкальный инструмент.

Дека сделана из кокоса на верхнюю часть которого натянута кожа, гриф из бамбука, играющая часть смычка из конского волоса.

Похожие инструменты инструменты есть во многих странах мира (эрху, икили, сухур, кеменча и др.)



Видео пример игры на алтайском топшуре под горловое пение в композиции Булата Гафарова:

Экскурс в мир народных музыкальных инструментов Бурятии


Фото: Евгений Коноплёв

Что мы знаем о бурятских музыкальных инструментах? То, что их не так много и их звучание впечатляет даже самого искушенного меломана. Самые известные - это хуур, морин хуур, их хуур, лимба, чанза, монгол-шанза, ятага, иочин, эвэр-бурэ, ухэр-бурэ. Они объединяют не только бурят и монголов, но и Азию в целом. Заимствование обогатило музыкальную культуру и привнесло неповторимое звучание современному и единственному в своем роде национальному оркестру Бурятии имени Чингиса Павлова.


Оркестр национальных инструментов

Небольшой экскурс в историю для читателей infpol.ru провел Жаргал Токтонов – заслуженный деятель искусств Бурятии, главный дирижер Национального оркестра Бурятии при театре песни и танца «Байкал». В течение 15-ти лет он возглавляет уникальный по своему составу коллектив.

- Все хорошо знают о составе симфонического оркестра - флейте, гобое, кларнете, контрабасе, скрипке, виолончели, трубе, тромбоне и т.д. Мы хорошо знакомы с русским народным оркестром, состоящим из баяна, домры, балалаек и т.д. Но плохо знаем инструменты из азиатской кульутры. Наш оркестр уникальный по своему составу, кроме бурятских у нас есть китайские и монгольские инструменты, - поделился Жаргал Токтонов.


- Работу по созданию бурятской чанзы начали мастера А. Зонхоев, Б. Дугаров, О. Жамбалов. Это четырехструнный плекторный инструмент, похож на русскую домру, но по звучанию многие сравнивают его с мандолиной или банджо. У нее своеобразный дребезжащий тембр, благодаря корпусу обтянутому змеиной кожей. Чанзы бывают следующих видов: чанза-прима, чанза-тенор, чанза-альт, чанза-бас. Их главное отличие между собой – это размеры.


Монгол-шанза похожа на чанзу, но только имеет длинный гриф. Этот инструмент китайско-монгольского происхождения. Также обтянут кожей гремучей змеи.


Иочин – струнный ударный инструмент, звук которого извлекается из металлических струн с двумя гибкими бамбуковыми палочками. Вносит в общее звучание оркестра яркость, звонкость, создает иллюзию хрустальной россыпи. Распространен и в европейских странах: цимбалы - так называют иочин в Белоруссии, цамбал в Венгрии, Молдове, Румынии, сантур в Армении, чанг в Узбекистане.


Ятага – это один из древнейших щипковых инструментов, появился при дворе китайского императора Фу-Син в шестом веке. По звучанию напоминает арфу.


Лимба – деревянный духовой инструмент. В Бурятии один из наиболее популярных, особенно в восточных районах республики. Напоминает флейту.

Эвэр-бурэ – деревянный духовой инструмент, имеет красивый бархатный тембр. С широким репертуарным диапазоном.


Их хуур – это инструмент большого размера, родом из Монголии, выполняет функцию баса, разновидность морин хуура.

Ухэр-бурэ – большой медный духовой инструмент, представляющий собой коническую трубу. Способен издавать звуки исключительной силы. Считается, что он предназначен для подражания реву крупного животного – быка или слона.

Кроме этого в оркестре звучат различные этнические барабаны, тарелки, бубны.

Хуур и морин хуур – в чем разница?

Если корни хуура уходят в традиционную культуру бурят, то история морин хуура в монгольскую, но эти два инструмента стали родными для современного бурятского слушателя. И по словам Жаргала Токтонова, именно хуур и морин хуур – основа оркестра.


Артистка оркестра театра «Байкал» Суржана Халзаруева посвятила игре на хууре 13 лет.

- Хуур - сделан из дерева, по форме похож на скрипку. Еще недавно он был двухструнный. В советское время его адаптировали и он стал четырехструнным. Раньше струны и смычок были из конского волоса. Сейчас же они сделаны из лески. Если сравнить с морин хууром, то хуур уступает по размерам. Такая разница прослеживается за счет грифа, который намного длиннее. Поэтому морин хуур звучит иначе, более насыщенно, - рассказала Суржана Халзаруева.


Хуур - родственник традиционного музыкального инструмента сууха хуур, созданного из мочевого пузыря быка. Изначально у него было две струны, которые также как и смычок были сделаны из конского волоса. На сууха хууре обычно играют улигершины. А современный хуур адаптирован под игру в унисон, с широким диапазоном. Звучание же старинного инструмента похоже на человеческий голос.


Морин хуур – смычковый инструмент монгольского происхождения. Его звучание похоже на ржание лошади, дуновение ветра в степи. Если сравнивать с симфоническими инструментами, больше похож на виолончель. Существует поверье, если морин хуур висит в доме на почетном месте, то он принесет удачу и счастье.


Артист оркестра театра «Байкал» Галсан Ошоров играет на морин хууре 23 года. Сейчас он не только музыкант, но и преподаватель.

- Морин хуур отличается от традиционного тем, что вместо конского волоса струны сделаны из лески. Но звучание от этого не очень меняется, лишь при звукозаписи появился посторонний шипящий звук. Струны делятся на два ряда. В одном содержится 120 струнок, а в другом - 80. Одна сторона считается мужской, другая женской. Количество нитей в смычке зависит от комплекции человека, который играет на инструменте. Лицевая сторона традиционной версии сделана из кожи и носит название игил-хуур. С 70-ых годов морин хуур начали делать из дерева и он приблизился к классическим инструментам, - рассказал Галсан Ошоров.

Историю возникновения морин хуура сопровождают легенды и предания. Интересно и то, что существует множество разновидностей этого инструмента, такие как: луу хуур (гриф украшен головой дракона), хун хуур (гриф с человеческой головой), хун шуубун хуур (гриф с изображением лебеди), яман хуур (гриф украшен головой козы).


Оркестру бурятских народных инструментов в 2020 году исполнится 80 лет. До 2005 года музыканты использовали смешанный состав, состоящий из инструментов из симфонического оркестра и народных бурятских элементов. После объединения с театром «Байкал» было принято решение играть только на национальных. Сегодня коллективу подвластны любые жанры от этнической музыки до джаза.


Министерство образования Республика Саха (Якутия)

Мирнинское районное управление Образования

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. »

Конский волос – новые

возможности для творчества

Учитель технологии, высшей категории

1. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ

Характер учебных заданий - проблемный, поисковый, творческий;

Занятие 1-2. Работа с конским волосом – один из самых древних технологий изготовления изделий. Ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха, приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом. – (заочно - теоретическая часть)

Занятие 3-4. Ознакомление с традиционными художественными изделиями народа Саха и возможностями работы с конским волосом. (заочно - теоретическая часть).

Занятие 5-6. Способы подготовки конского волоса к плетению. Подбирать и подготовить конский волос к работе и выполнять простейшие узлы плетения. (очно)

Занятие 7-8. Технологические приемы видов плетений – плетение, сучение, прессование, мозаика, валяние. (очно)

Занятие 9. Ознакомление с основами проектной деятельности - возможности для создания композиций; роль цвета и сочетание цветов. ( теоретическая часть)

Занятие 10-11. Самостоятельная работа обучающихся - проектирования при создании своего изделия из конского волоса. (самостоятельная работа)

Занятие 12. Итоговое занятие – выставка работ, рефлексия, итог. (очно)

Занятие 1 Представление лошади у народа Саха и его роли в жизни народа Саха. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления изделий.

Цель: Ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха.


Культ лошади, следы которого сохранились в их мнениях, религиозных обрядах и в поверьях, также указывает на громадную роль, какую сыграла лошадь в прошлом якутов. "Старинный якут, сколько бы ни держал рогатого скота, все жаловался, все считал себя бедным; только когда завел один-другой табун коней, начинал говорить: "Ну теперь и я со скотом, есть и у меня добро!' Намск, ул., 1890 г.). "Кобылы и лошади были когда-то нашим божеством. Ты видел кобылью голову, что во время свадьбы лежала в переднем углу? Ну, так вот этой голове, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом. Мы почитали их, потому что ими жили" (Колым. ул., Енгжа, 1884 г.). Жертвы духам самым опасным и могущественным состоят из коней. Эти духи так и называются — "небесный род духов с конным скотом", и в отличие от "подземного — с рогатым скотом". Только второстепенным духам приносят в жертву рогатый скот, веревки и пучки волос, употребляемые в жертву и для колдовства, всегда должны быть конские. Я не видел также, чтобы огню в жертву бросали коровью шерсть — всегда конский волос и преимущественно с гривы. Пучками конских волос украшают свадебные деревянные кувшины для кумыса, ими украшают кожаный мешок и кожаное громадное кумысное ведро в весенний праздник ысыаха. Ысыах по преимуществу конский праздник, и в старинной хоровой песне его, где довольно подробно описывается дом и древнее якутское хозяйство, где часто упоминается о кобылах и жеребятах, — ничего, между прочим, не говорится о коровах. Столбы коновязей считаются священными, с ними связано счастье дома. "Если эти столбы пожелают кому хорошего, то благословляют за три переезда, говоря: "Пусть живет три человеческих века!" Если кому худого пожелают, то проклинают с девяти переездов, говоря: "Стойте шумя— высыхая, обнявши сухое дерево!". Богатые якуты, переменяя место жительства, не раз выкапывали и увозили с собой эти столбы (Намск, ул., 1889 г.). Нередко подобные столбы, украшенные богатой резьбой, пучками волос и лентами разноцветного ситца, можно встретить на перевалах, на перекрестке дороги — вообще там, где христиане привыкли ставить кресты. Эти столбы ставились в старину на могилах князей и вождей; на некоторых встречаются изображения конских голов. Якут никогда не оставит валяться на земле череп или позвонки лошади, а обязательно подымет их и повесит на кол или сук дерева, что зазывается арангкасты. Все в лошади, по мнению якутов, чисто, изящно, хорошо. Ножкам деревянной посуды, столов, коробок, почетным вешалкам в юрте, на которые раньше вешалось оружие, якуты охотно придают форму кобыльих ног, копыт, голов.

Я не встречал этих предметов в форме голов или копыт рогатого скота. Точно так же сравнение девушки с кобылой, а парня с жеребцом считается дозволительным, даже красивым, между тем как сравнение ее с коровой считается оскорбительным. "Конь — животное чистое: куда чище человека! Вы, русские, брезгуете лошадиным мясом, а едите свинину!"— упрекали меня колымские якуты. Конское мясо, жир, потроха считаются у якутов самым лакомым блюдом, а кобылий кумыс самым отменным напитком, вроде меда древних славян. В старину при постройке юрты главные столбы, служащие ее основою, обмазывались кумысом и лошадиной кровью. В якутских былинах (олонго), в сказках, в песнях конь играет видную роль — он советник, друг, наперсник героя, превышающий его умом, прозорливостью, благородством и скромностью. Часто он является даже заступником за своего господина перед божеством. "Смотри, не отпусти своего коня, а то навеки потеряешь богатырскую судьбу", — говорят добрые боги, даря коня якутскому богатырю. "Сначала бог сотворил коня, от него произошел полуконь - получеловек, а уже от последнего родился человек. " — поясняет легенда (Баягант. ул., 1886 г.). "Коня сотворил Белый Бог Создатель А и-Тангара наравне с человеком; корова вышла из воды", — говорит другое предание (Колымский улус, 1883 г.). Я не знаю воспетого случая о превращении доброго божества в быка или корову, между тем как в олонго Огоннёр дох эмяхсин "Старуха со стариком" рассказывается, как с неба спустилась на землю Создательница Аисыт, — одно из главных якутских божеств, богиня плодородия, обилия, покровительница рожениц и семьи; она спустилась в виде кобылицы "с тридцатисаженной лодкой-хвостом, с семи саженной нежной серебряной гривой, с трехсаженной торчащей холкой стоячими ушами, с ноздрями, как труба, с серебряной трехскладной шерстью, с копытами, подобно гребню, с рябыми глазами, с летней нежной думой-мыслью, окрылившись своими священными гривой и хвостом". Якуты страстно любят лошадей; лишенные лошадей, они тоскую по ним, что заметно в песнях и преданьях дальних северян; глаза их всегда с наслаждением останавливаются на любимых формах, а язык охотно восторженно воспевает их. Я не видел, чтобы якут бил или ругал коня "Кони умны, как люди: нельзя оскорблять их. Ты только посмотри, как они ходят по лугам, они никогда зря, подобно коровам, не топчут, не разоряют копен, они берегут человеческий труд. " — объяснял мне баягантайский якут поведение табунов, бережно обходивших готовые копны на лугах, между тем как рогатый скот постоянно из шалости топтал и разбрасывал их рогами. "Конь — животное с нежными мыслями; он способен оценить добро и зло!" (Баяган. ул., 1886 г.). "Если уж ты говоришь, неужели я тебя не послушаю?"— говорит богатырь своему коню. Подобно арабам, имена и происхождение лошадей, прославившихся чем-либо, население долго сохраняет в памяти и разукрашивает их фантастическими вымыслами.

И так каждый улус, каждая почти известная местность, каждый богатырь и военачальник имеют знаменитых коней. В описании богатства сказочного богатыря всегда на первом месте кони. У Юрюнг Уолана главный жеребец назван Xан-Джарылы, кобыла — Кюнь-Кеделю; хан и кюнь — самые высшие титулы; между тем там же главный бык зовется только "господином" Тоён Тойболу огус, а корова — "месяцем": Ый Ыдалык ынак. По отношению к рогатому скоту не замечается особого поклонения. Добрые герои и божества якутских былин никогда не ездят на быках, повествование, о чем так часто встречается в бурятских и монгольских сказаниях. Наоборот, как это ни странно, на быках ездят по большей части злые персонажи сказок, враждебные якутам. Несомненно, что в прошлом якутов конь занимал такое же центральное и исключительное место, как северный олень у тунгусов и чукчей. Культура рогатого скота явилась впоследствии. Следы этой последовательности отразились даже в языке. Для коней есть специальные названия: ат — конь, атыыр — жеребец, менге — яловая, никогда не жеребившаяся кобыла; для быков и коров нет такого специального названия. Бык (вол) зовется у них "конем-быком", ат-огус, порос — "жеребцом-быком", атыыр-огус; кытарах значит вообще — стародойка. В случае надобности якуты везде применяют к рогатому скоту термины конного скота с оговорками.

Занятие 2. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления изделий у народа Саха.

Цель: Ознакомление с традициями применение конского волоса в жизни народа Саха.

Конский волос для народа применялось в ритуальных и хозяйственных употреблениях. Думается, что чувство любви к коню у якутского народа изначально. Лошадь с самых древних времён был верным другом и помощником человека. «В старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» (Серошевский Якуты. с. 360). А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летнюю жару он защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего, сурового холода.

Ритуальное применение конского волоса в старину

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои
Как писал дореволюционный исследователь и путешественник Ф, якуты изготовляли необходимые предметы и красивые вещи из меха, кожи, железа, дерева, бересты, кости и волоса.

…что, конский волос применяли в ритуальных целях. «… ручка кружки на пирах (чороон) обвязана имеющимися особое значение волосами из лошадиной гривы, связанными в пучок и свидетельствующим о том, что кружка освещена, потому что якуты повсюду считает себя окруженными духами…»

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Конский волос на поплавках в виде приношения.

…якуты, уже из дому запасся пучком лошадиных волос привешенные к поплавке, которые привязывали к сучьям ближайших к перевалу деревьев, посвящают духом и бесом, отчасти слушать к подвязыванию всевозможных приношений.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Народный художник пишет «..Изредка у мужчин встречались шляпы, собственноручно изготовленные из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда иногда их привозили на продажу в Якутск» (Эволюционное развитие якутской одежды с конца столетия до 1920-х годов).

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она влагу не пропускает, имеет лечебное свойство и параллельно была магическая защитная функция от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Кисти (комаромахалка) служащей, как для сметания пыли, да к защите от укуса насекомых, который очищает и освещает человека.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Особое место в традиционной системе обрядности занимали плетка (кымньыы) широкое применение которых в ритуальной практике было обусловлено их высоким семиотическим статусом.

Применение в охоте и рыбалке

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0040.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0039.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0038.jpg

Волосяные сети легки, прочны, быстро сохнут, мало преют и мало заметны в воде. Илим (рыболовные сети), мунха (невод), куйуур (кукла), туьах (петли для уток и зайцев), чарапчы (волосяные очки), мамыл (оленьи веревки), и т. д.

Хозяйственное применение конского волоса

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0042.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0033.jpg

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0044.jpg
Изображение 490

Полезные вещи для домашнего обихода. Ситии (веревки для шитья берестяных посуд), сито (большая для мерки, маленькая для молока), чарапчы (волосяные очки), тэьиин (повод), кентес (подпруга), цепочки для часов, для набивки седла, головные уборы.

Занятие 3. Строение конского волоса, его технический состав и физико-механические свойства. Создание современных изделий из доступного местного сырья - конского волоса.

Цель: Ознакомление со строением конского волоса, его технического состава и физико-механических свойств. Приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом в современном виде.

Конский волос – это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм.

Конский волос имеет много особенностей, отличающих ее от других видов шерсти и придающих ей длительно уникальные целебные свойства. Конский волос внутри полый, что обеспечивает ему дополнительные теплоизолирующие свойства и легкость.

Изданном в 1947 году учебнике по товароведению профессора представлена полная характеристика конского волоса.

В отличие от волос других участков конской шкуры волосы хвоста, челки и гривы сменяются не периодически во время линьки, а постепенно, беспрерывно и равномерно в течение всего года и растут в продолжение ряда лет. Такой непрерывный длительный рост и обусловливает их большую длину.

Волосы конского хвоста, гривы и челки состоят из стержня и корня; последний погружен в волосяную сумку кожи. Но так как конский волос снимается стрижкой (а не выдергиванием, как щетина), он обычно не имеет луковиц и корней.

Стержень конского волоса имеет в сечении округлые очертания и цилиндрическую форму. Поверхность стержня гладкая, блестящая. Концы волос обычно слегка расщеплены или оторваны.

В стержне можно различить три резко обособленных слоя клеток - кутикулярный, корковый и сердцевинный.

Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв мало уступает стальной проволоке такого же диаметра. Волос состоит из трех слоев - чешуйчатого, коркового и сердцевинного. Чешуйчатый слой, состоящий из тонких пластинчатых роговых клеток, защищает волос от воздействия внешней среды и придает блеск. Основную массу волоса занимает корковый слой: он-то и придает конскому волосу упругость, гибкость и прочность. В нем также содержатся окрашивающие зерна пигмента. Сердцевина конского волоса развита очень слабо и представляет собой губчатую массу кератина, пронизанную пузырьками воздуха.

Снаружи конский волос обычно покрыт жиром или жирсодержащей грязью.

Из физических свойств конского волоса наибольшее значение для его товарной оценки имеют длина стержня, его толщина, крепость на разрыв, растяжимость, упругость, окраска и блеск.

1. Длина конского волоса, прежде всего, зависит от того, с какого места шкуры лошади он снят. Наиболее длинный волос растет по бокам репицы хвоста, образуя его боковые части; у нестриженых хвостов боковой волос может достигать 100 см и даже более. Несколько короче волос, растущий на верхней стороне репицы хвоста и на ее конце. Волос с гривы по длине резко уступает хвостовому; он редко достигает 50 см. Еще короче волос челки (обычно 10-30 см).

Длина волос на хвосте и гриве увеличивается с возрастом лошади, кроме того, она зависит от породы животного и характера его содержания. На длину снятого волоса сильно влияет и способ стрижки.

2. Толщина конского волоса остается почти неизменной на всем протяжении стержня. Это видно из приводимых ниже промеров (в микронах) поперечника волос хвоста, гривы и челки лошади, произведенных через каждые 5 см, начиная от основания их стержней, в среднем из измерений 25 волос".

Место промеров от основания стержня (в сантиметрах): 0-65

Из этих цифр видно также, что волосы гривы, а тем более челки значительно тоньше волос хвоста.

У полувзрослых лошадей, а тем более жеребят волосы на хвосте и гриве заметно тоньше, чем у взрослых животных. Отмечено также, что у лошадей, содержащихся в конюшнях, волосы хвоста и гривы тоньше и мягче, чем у лошадей, разводимых в табунах.

3. Крепость на разрыв у конского волоса очень велика. Это и дает возможность использовать его на различные технические цели. Такая высокая крепость на разрыв объясняется не только относительно большой толщиной волоса, но и мощным развитием в его стержне плотного коркового слоя при слабом образовании рыхлой сердцевины.

В литературе имеются указания, что один волос из хвоста лошади может выдержать груз весом до 400 г. При пересчете на площадь сечения волос можно высчитать разрывную нагрузку пучка волос с площадью сечения в 1 кв. мм. Она равна примерно 62 кг/мм2. Для сравнения укажем, что разрывная нагрузка стальной проволоки равна примерно 70 кг/мм2.

4. Растяжимость конского волоса также очень большая. В наших опытах по растяжению и разрыву 10-сантиметровых отрезков волос различных категорий были получены следующие результаты (в процентах к первоначальной длине отрезка):

Валиха
Валиха - мадагаскарский струнный щипковый инструмент. Для его изготовления применяется бамбук. Валиха представляет собой бамбуковые секции. Этот инструмент распространен не только на Мадагаскаре. Музыканты из Юго-Восточной Азии играют на подобных инструментах . это лишний раз доказывает, что валиха довольно известный инструмент, распространенный в разных уголках мира.
Родиной валихи принято считать Индонезию. Именно оттуда инструмент был привезен в девятом веке и прочно занял одно из господствующих мест на Мадагаскаре.
Валиха является «выходцем» из семейства цитр. Это струнные инструменты. Струны могут быть расположены по длине корпуса инструмента или параллельно ему. Играть на инструментах семейства цитр следует либо перебирая струны пальцами, либо ударяя по ним. Для последнего действия существуют специальные биты. Инструменты семейства цитр имеют резонаторы, роль которых – усиление звука.
Валиха также имеет струны, тоже сделанные из бамбука, как и корпус. Струны имеют ту же длину, что и сама трубка. Они крепятся на обоих ее концах, а затем поднимаются над корпусом при помощи небольших подставок. Сами подставки изготовлены из дерева или сушеной тыквы.
Тыква применяется в изготовлении многих африканских инструментов. Это неотъемлемая часть, например, бало или мбиры. Благодаря применению тыквы звук валихи приобретает неповторимый тембр и красоту.
Для того чтобы играть на валихе, надо научиться правильно ее держать. Для этого следует держать трубку вертикально вверх или под ладонью. Во время игры исполнитель держит валиху на коленях. Струны следует перебирать кончиками пальцев.
Если говорить об устройстве валихи, то следует отметить три основные составляющие: трубка, подставки и струны. Трубка сделана из бамбука и является основной составляющей инструмента. Подставки нужны для струн. Из самого названия понятно, что их подставляют под струны, тем самым добиваясь эффекта неповторимой игры. Сделаны подставки из кусочков дерева или тыквы. Струны служат для игры и подвластны только музыканту. От его умения зависит качество игры на этом инструменте.
  • 85
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Эрху
Эрху – один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – “эр” - два, “ху” – смычковый.
Строение эрху следующее. Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки . От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.
Тональный диапазон инструмента – около трех октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.
Какова техника игры на эрху? Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.
Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и избежать «дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход — они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.

  • 68
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Кяманча
Кяманча - персидский струнный смычковый музыкальный инструмент. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. В наши дни этот инструмент распространен в Центральной Азии и Среднего Востока.
"Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Кяманча возникла в 19 веке, в эту эпоху историк констатируют период расцвета исполнительского искусства игры на кяманче. Это связано с развитием искусства профессиональных певцов ханенде.
Ханенде — это азербайджанские народные певцы. Они обладали не только прекрасными голосами, но и редким умением импровизировать. Ханеде пользовались большим уважением. Именно эти певцы «вывели в свет» кяманчу.
Первые инструменты были изготовлены из выдолбленной тыквы или индийского ореха. Как правило, они богато украшались слоновой костью.
Корпус кеманчи круглый. Шейка - деревянная, прямой и округлой формы с крупными колками. Дека сделана из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом.
Согласно одному из предположений о возникновении кяманчи, она появилась на основе смычкового гопуза. Гопуз — азербайджанский народный струнный музыкальный инструмент. Это двух- или трехструнный инструмент, чем-то напоминающий гитару.
Знания о кяманче дополняются сведениями из классической поэзии и изобразительного искусства. Благодаря этому можно составить представление о ней. Так, например, кямнача упоминается в поэме «Хосров и Ширин» персидского поэта Низами Гянджави. Он сравнивает игру на кяманче с божественной музыкой, которая стонет и пылает.
Чтобы представить себе, как выглядит кяманча, достаточно взглянуть на миниатюры средневековых азербайджанских художников. Там она изображена в составе ансамбля.
  • 51
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Лижерика
Лижерика – старинный струнный инструмент Хорватии. Традиционные мотивы на ней можно услышать и сегодня, в основном лижерика служит аккомпанементом для танцев. Как в прежние времена, «Танец Адриатической области», распространенный вдоль побережья Хорватии и на близлежащих островах, выполняется под музыку лижерики. Парный танец исторически ведется по кругу, в другом варианте движения людей выполняются друг напротив друга. В первом случае одновременно пели национальные песни. Иногда музыкальное сопровождение дополнялось другими инструментами: мих – волынкой и тамбурицей – хорватской мандолиной.
Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу. Играющий на лижерике подает указания танцующим. Музыкант импровизирует, подавая команды – говорит в рифму, шутит, нередко с подтекстом. Роль музыканта на этом не заканчивается. Он выбирает, кто и с кем будет танцевать, напоминает об изменении фигур и направлений в танце. Этот человек должен обладать незаурядным воображением, чувствовать энергию танца и музыки. Музыкант не только придумывает сам образы движений, но и поощряет к этому танцоров. В результате получается очень динамичная и чувственная композиция, сочетающая танец и струнную музыку.
В различных областях Хорватии есть свои особенности игры на лижерике. В каждой деревушке есть свой стиль, связанный с историческим развитием, отличающий ее исполнение от других деревень. Кроме того, в такую игру каждый мастер вкладывает что-то свое, индивидуальное и неповторимое.
  • 68
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Ярило Мокрый, Троян (Трибогов день)
22/05
Ярило Мокрый, праздник символизирующий конец весны и начало лета. В этот день было принято делать амулеты и обереги, охраняющие от различной нечисти, русалок и . Подробнее

Ярило Мокрый, Троян (Трибогов день)

Национальный день мельника в Нидерландах
14/05
Мельницы являются одним из национальных символов Нидерландов. 14 мая - день когда все мельницы государства открыты для посетителей. Любой желающий может на собс. Подробнее

Национальный день мельника в Нидерландах

День, когда можно есть все что захочется
11/05
Сегодня, американцы, известные любители вкусно покушать, отмечают свой национальный праздник – День, когда можно есть все что хочется. В этот день, приверженцы . Подробнее

День, когда можно есть все что захочется

День Земли или Вешнее Макошье
10/05
Наши предки считали 10 мая особенным днем. Согласно их верованиям, в этот день, Мать Сыра Земля просыпалась от зимней спячки. Было запрещено капать, бороновать . Подробнее

Читайте также: