Как сделать шлычку для волос

Опубликовано: 17.09.2024

-Рубрики

  • SPA-САЛОН (209)
  • ВЕРА (78)
  • иконы (34)
  • молитвы (28)
  • календарь православный (15)
  • КОЖА (20)
  • АРОМА. (6)
  • АЛКОГОЛЬ (782)
  • абсент (32)
  • винная галерея (111)
  • вино (56)
  • водка (16)
  • глинтвейн (26)
  • коктейли (82)
  • наливки, ликеры (225)
  • настойки (55)
  • пиво (8)
  • шампанское (26)
  • АНГЕЛЫ И БАБОЧКИ (125)
  • БАКЛАЖАНЫ (1144)
  • вторые блюда (215)
  • другое (23)
  • заготовки на зиму (209)
  • закуски и салаты (572)
  • БИЖУТЕРИЯ (730)
  • БИСЕР (1102)
  • вязание с бисером (53)
  • книги (23)
  • БЛИНЫ (723)
  • ВТОРЫЕ БЛЮДА (3420)
  • бигос, солянка (71)
  • блюда в горшочках (6)
  • голубцы, долма (71)
  • грибы (64)
  • другое (464)
  • картофель (490)
  • колдуны, цеппелины (41)
  • макароны (240)
  • мясо, фарш (871)
  • овощные блюда (604)
  • плов (210)
  • субпродукты (280)
  • шашлык (100)
  • ВЫПЕЧКА (3863)
  • вафли (45)
  • другая выпечка (731)
  • кексы, куличи (195)
  • лепешки (180)
  • печенье (281)
  • пироги несладкие (600)
  • пироги сладкие (445)
  • пирожки (343)
  • пицца (96)
  • тесто (156)
  • торты, пирожные (797)
  • хачапури (32)
  • хворост (37)
  • чебуреки (59)
  • ВЯЗАЛОЧКИ (718)
  • головные уборы (102)
  • дуплет (345)
  • журнал мод (68)
  • книги (32)
  • ВЯЗАЛОЧКИ-КРЮЧОК (8609)
  • брюггское кружево (28)
  • вязание на вилке (47)
  • вязанная бижутерия (138)
  • вязаные цветы (1123)
  • другое (863)
  • ирландское кружево (580)
  • квадраты (369)
  • модели (1306)
  • мотивы (1500)
  • обвязка края, кайма (830)
  • пледы (356)
  • подстаканники (49)
  • прихватки (64)
  • румынское кружево (170)
  • салфетки (766)
  • узоры (1965)
  • фриформ (110)
  • цветы от Ксении (48)
  • шарфы, шали (152)
  • ВЯЗАЛОЧКИ-СПИЦЫ (4304)
  • варежки, перчатки (160)
  • другое. (256)
  • жаккард (496)
  • миссони (52)
  • модели (787)
  • носки, обувь (110)
  • советы (557)
  • узоры (2275)
  • шарфы, шали (100)
  • энтерлак (8)
  • ГАДАНИЯ (114)
  • ДЕСЕРТЫ (1975)
  • конфеты (209)
  • мороженое (27)
  • смузи (29)
  • торты без выпечки (297)
  • ДОМАШНЯЯ МАГИЯ (1027)
  • богатство, деньги (448)
  • заговоры (115)
  • исполнение желаний (182)
  • карьера, работа (56)
  • лунный календарь (19)
  • ДОМОВОДСТВО (579)
  • всяко-разно (90)
  • генеральная уборка (130)
  • порядок на кухне (99)
  • растения в доме (123)
  • стирка-глажка (139)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (1448)
  • грибы (48)
  • зелень (75)
  • капуста (72)
  • овощные (312)
  • огурцы (274)
  • помидоры (355)
  • салаты (100)
  • фрукты, ягоды (187)
  • ЗАКУСКИ, САЛАТЫ (8195)
  • азиатские (684)
  • бутерброды (619)
  • закуски из лаваша (136)
  • закусочные торты (106)
  • заливное, холодец, желе (29)
  • кальмары (329)
  • капустка (227)
  • крабовые палочки (426)
  • морепродукты (124)
  • морская капуста, ламинария (90)
  • мясное ассорти (737)
  • овощные (789)
  • паштеты (237)
  • пхали (15)
  • разные (2110)
  • салаты и закуски с печенью (273)
  • сало (136)
  • слоеные салаты (1152)
  • суши, роллы (35)
  • тарталетки (92)
  • фуршет (231)
  • яйца (235)
  • ЗАСТОЛЬЕ (621)
  • красивая посуда (212)
  • сервировка стола (57)
  • столовый текстиль (45)
  • украшение блюд (207)
  • этикет за столом (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (1926)
  • гипертония (104)
  • Бодифлекс (11)
  • лекарственные растения (454)
  • общее (459)
  • похудей-ка (491)
  • сахар (50)
  • холестерин (32)
  • КОФЕ (1381)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (813)
  • декоративная косметика (15)
  • уход за волосами (222)
  • уход за лицом (267)
  • уход за ногами (125)
  • уход за руками (44)
  • КУЛИНАРИЯ (914)
  • Журналы и книги (181)
  • всё о. (31)
  • другое. (66)
  • каши (109)
  • мировая кухня (108)
  • КУРИЦА (1542)
  • другое (731)
  • крылышки (68)
  • окорочка (19)
  • фаршированная (7)
  • целиком (25)
  • МАЛЫШАТКАМ (517)
  • головные уборы (80)
  • одёжка (207)
  • пинетки (109)
  • пледики (24)
  • МЫЛОВАРНЯ (178)
  • НАПИТКИ (287)
  • НАРОДНОЕ (888)
  • народная кукла (65)
  • народные ремёсла (172)
  • народный костюм (259)
  • ОДЕЖДА (1047)
  • блузки, платья (475)
  • брюки (71)
  • другое. (451)
  • книги (20)
  • мода полным (78)
  • ПЕЛЬМЕНИКИ (682)
  • ПЕРВЫЕ БЛЮДА (1556)
  • борщ (173)
  • гаспаччо (42)
  • другое (558)
  • окрошка (152)
  • рассольник (82)
  • рыбные супы, уха (134)
  • с бобовыми (96)
  • солянка (173)
  • сырные супы (76)
  • харчо (85)
  • щи (67)
  • ПОДАРКИ (585)
  • идеи подарков (298)
  • открытки (121)
  • прочее (14)
  • упаковка подарков (167)
  • ПРЯНОСТИ, СПЕЦИИ (264)
  • РАЗНОЕ (718)
  • бумаготворчество (153)
  • зеркала (25)
  • платки, шарфы, галстуки (196)
  • причёски (85)
  • прочее. прочее. (147)
  • психология цвета (82)
  • темари (20)
  • холодный фарфор (8)
  • РУКОДЕЛИЕ (2442)
  • вышивка (232)
  • вышивка крестиком (116)
  • интерьерное (505)
  • канзаши (42)
  • кружево иглой (63)
  • лоскутное шитье (446)
  • рукоделие в живописи (12)
  • фриволите (24)
  • цветы из ткани (397)
  • РЫБА (3304)
  • rollmops, рулеты (67)
  • в кляре (120)
  • другое (1245)
  • маринованная (271)
  • пироги (222)
  • под шубой (252)
  • салаты с печенью трески (91)
  • салаты, закуски (779)
  • соленая (259)
  • фаршированная (50)
  • СВАДЬБА (205)
  • СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК (35)
  • СОУСЫ (629)
  • СУМКИ (149)
  • СЫР (442)
  • ЧАЙ (1654)
  • ШОКОЛАД (351)

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Были времена, когда у замужних женщин имелись не только свои привилегии и обязанности, но и свои особенности в одежде.
Такие, как неповторимые головные уборы, украшавшие некогда головы замужних женщин. Они придавали женщинам особый шарм, указывали на их статус и положение в обществе, были обязательной частью одежды любой замужней женщины, присущей каждому сословию.
Головные уборы меняли форму, цвет, украшения, материю. Для состоятельных дам и простолюдинок, праздничные и повседневные, из обыкновенного холста и дорогой парчи, украшенные вышитой тесьмой и в пене фламандских кружев — чепцы, чепчики, повойники, шлычки.
Сегодня я хочу немного рассказать о шлычке — головном уборе донских и кубанских казачек.

51e8514049fbe502ad89ac87e1108914745ez7 (600x523, 338Kb)


Работа неизвестного мне автора

Помните «Тихий Дон» Михаила Шолохова? А его Аксинью?
«Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…» (М.А. Шолохов)

31d59de5e83817885afd9471a1b99ac2baffd1 (583x700, 535Kb)

Если однажды видел фильм с Элиной Быстрицкой, Аксинью забыть невозможно.

6cd63c2b2185e670c65a16abb827f4c7688021 (642x450, 228Kb)

Шлычка вошла в моду в начале XX века, как головной убор замужней женщины казачек разных регионов. Представляла собой шлычка небольшую круглую шапочку, надевавшуюся на узел волос. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или закалывалась блестящей шпилькой.

3fec891f8bf46e9c45b0b957895437d22f33mb (481x700, 388Kb)

«Ожидание». Сергей Гавриляченко. 2003 год

Повседневная ситцевая шлычка защищала волосы от жаркого солнца, ветра и дождя, а сшитая из дорогой ткани, украшенная вышивкой и стеклярусом, была предметом гордости красавиц.

01b721ad096bf859c70a2f40a12cefd15ecdrc (525x700, 393Kb)

Есть поговорка – «Новое, это хорошо забытое старое».
Вот и этот головной убор может найти применение в современной жизни. Балеринам или тем, кто занимается бальными танцами, знакома прическа пучок на голове не понаслышке.

1049e377c7d26ab85d4349b28e422c8fe5a99t (600x600, 442Kb)

Волосы в ней зализаны и собраны на макушке или затылке в конский хвост, а затем скручены в тугой узелок и зафиксированы шпильками или невидимками.
Танцоры, исполняя эту прическу, нередко дополнительно фиксируют сам пучок специальной сеточкой в тон к волосам или наоборот, делая на ней акцент.

Ob9ooGghTsU (700x700, 271Kb)

Главная особенность прически в том, что результат получается аккуратным и будет оставаться таковым на протяжении длительного времени. Что очень важно для балерины, танцовщицы.
Вот на эту прическу так и просится современная шлычка!

c016d78c204a9ecffb62ca985d9eda76ae2da4 (700x525, 329Kb)

c9970bbeb29bbd4b60fbcd66fc6a39a0a69c82 (600x488, 191Kb)

Хочется думать, что и современным модницам этот интересный аксессуар приглянется.
Например, уместна шлычка будет и на свадебной прическе, и на прическе выпускницы.
Представьте, если еще выпустить небольшой локон из-под шлычки. необычно и привлекательно! А вы как считаете? Будет интересно послушать разные мнения.

Все материалы взятые для темы находятся в свободном доступе.

Рубрики: РАЗНОЕ/причёски
РАЗНОЕ/платки, шарфы, галстуки

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Шлычка — неповторимый головной убор | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». М. Ломоносов

Были времена, когда у замужних женщин имелись не только свои привилегии и обязанности, но и свои особенности в одежде.

Такие, как неповторимые головные уборы, украшавшие некогда головы замужних женщин. Они придавали женщинам особый шарм, указывали на их статус и положение в обществе, были обязательной частью одежды любой замужней женщины, присущей каждому сословию.

Головные уборы меняли форму, цвет, украшения, материю. Для состоятельных дам и простолюдинок, праздничные и повседневные, из обыкновенного холста и дорогой парчи, украшенные вышитой тесьмой и в пене фламандских кружев — чепцы, чепчики, повойники, шлычки.

Сегодня я хочу немного рассказать о шлычке — головном уборе донских и кубанских казачек.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 1

Работа не известного мне автора.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 2

«Встреча у Дона». А. Шебуняев

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 3

Помните «Тихий Дон» Михаила Шолохова? А его Аксинью?

«Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…» (М.А. Шолохов)

Если однажды видел фильм с Элиной Быстрицкой, Аксинью забыть невозможно.

Кадры из фильма «Тихий Дон» С. Герасимова с незабвенной Элиной Быстрицкой в роли Аксиньи.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 4

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 5

А здесь Полина Чернышова в роли Аксиньи в фильме «Тихий Дон» С. Урсуляка.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 6

Шлычка вошла в моду в начале XX века, как головной убор замужней женщины казачек разных регионов. Представляла собой шлычка небольшую круглую шапочку, надевавшуюся на узел волос. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или закалывалась блестящей шпилькой.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 7

«Ожидание». Сергей Гавриляченко. 2003 год

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 8

Повседневная ситцевая шлычка защищала волосы от жаркого солнца, ветра и дождя, а сшитая из дорогой ткани, украшенная вышивкой и стеклярусом, была предметом гордости красавиц.

Есть поговорка – «Новое, это хорошо забытое старое».

Вот и этот головной убор может найти применение в современной жизни. Балеринам или тем, кто занимается бальными танцами, знакома прическа пучок на голове не понаслышке.

Волосы в ней зализаны и собраны на макушке или затылке в конский хвост, а затем скручены в тугой узелок и зафиксированы шпильками или невидимками.

Танцоры, исполняя эту прическу, нередко дополнительно фиксируют сам пучок специальной сеточкой в тон к волосам или наоборот, делая на ней акцент.

Главная особенность прически в том, что результат получается аккуратным и будет оставаться таковым на протяжении длительного времени. Что очень важно для балерины, танцовщицы.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 9

Вот на эту прическу так и просится современная шлычка!

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 10

Хочется упомянуть, что в 2016г. в г. Вологде проходил очередной Всероссийский конкурс профессионального мастерства по кружевоплетению «Серебряная коклюшка».

В одной из номинаций конкурса две ученицы 11 класса учителя технологии Залесовой В. Н. были награждены дипломами за мастерство.

На конкурс готовых кружевных работ ими были представлены кружевные шлычки-шапочки на пучок волос.

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 11

Шлычка — неповторимый головной убор, фото № 12

Хочется думать, что и современным модницам этот интересный аксессуар приглянется.

Например, уместна шлычка будет и на свадебной прическе, и на прическе выпускницы.

Представьте, если еще выпустить небольшой локон из-под шлычки. необычно и привлекательно! А вы как считаете? Будет интересно послушать разные мнения.

Все материалы взятые для темы находятся в свободном доступе.

Основа костюм казачки 19-го начала 20-го века - это приталенная кофта с баской и длинная юбка.

Повседневная их одежда состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присбоеренным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщовую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

Казачка всегда собрана, подтянута. Не допускалось оголять руки, плечи, носить одежду с вырезами. Юбку и кофту называли парочка.

На нарядных блузах кокетка отделывалась рюшами, тесьмой.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Блузки часто имели вышивку на груди, плечах и манжетах.

На летних блузках рукав был укорочен, они шились с прострочкой под грудью, были свободны в талии. Юбки имели складки, либо оборку по низу.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Обязательным считался платок для замужней женщины. Его носили даже дома- простой белый хлопковый платок.

Для красоты на плечи накидывали нарядные шерстяные шали с кистями.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Теплые шали носили и в холодное время года, повязывая на голову, под низ поддевали хлопковый платок.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Шали были так же шелковыми, с длинной плетеной бахромой, очень дорогими. Такой подарок дарили на свадьбу. И всю жизнь казачка бережно носила шелковую шаль.

 Кадр из фильма

 Кадр из фильма

Замужние казачки носили файшонки . Это головной убор, представляющий ажурную косынку из черных шелковых и хлопковых нитей. В нем нет никакого траурного подтекста.

Длинные волосы, собранные в косы казачки прятали под шлычки , специальные шапочки. При этом голова оставалась не покрытой.

Кадр из фильма

Важной деталью был и фартук или завеска , он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками, кружевами или тесьмой.

Кадр из фильма

Свадебный женский наряд шился из дорогой шелковой ткани. Обязательно с богатой отделкой на груди - рюши, кружево, складочки, с тесьмой, иногда расшивали золотой нитью. Платье было приталенным с воротником стойкой, отделанным кружевами, высокими манжетами, пышными приподнятыми рукавами.

Правильный наряд невесты в фильме 1957 года. Учтены особенности кроя.

Важное значение имел свадебный венец. В фильмах он проработан детально и, на мой взгляд, очень близок к тому, что надевали на свадьбу казачки в начале 20 века.

В фильме Урсуляка венец тоже неплох. Только вот почему не убрали косу?

В фильме Бондарчука, при всем уважении, свадебный наряд совсем никуда не годится. Такое чувство, что платье из другой эпохи. А венок пришлепнули какой-то попало, фата мятая, да и прическа у невесты непонятная.

Кадр из фильма

Специально разместила три свадебных кадра подряд из трех фильмов. Пусть каждый посмотрит, что ему больше нравится.

Добавлю несколько кадров для настроения. Со съемок фильма режиссера Урсуляка. Кстати невеста Наталья Коршунова в жизни его дочь -Дарья Урсуляк.

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Свадебная и повседневная одежда казачек в

Может быть вам известны какие-то особенности нарядов донских казачек? Делитесь в комментариях.

Головные уборы и прически

Описывая головной убор казачек в ХVIII ст., А. И. Ригельман говорит: «По большей части старшинские и богатых казаков жены носят с черкесского обычая собольи и круглые шапки с унизанным каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из какой парчи, материи или барката, плоским верхом; вдовы же носят их без всякого украшения, только чёрные».
«На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «У простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей».


Женский головной убор XVIII — первой половине IXX веках отличался вариативностью. В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; шапки; платки («таркич», «колотовочка», «знуздалка»); позже появились шлычка, колпаки, «наколки и токи», файшонки (от немецкого слова «файн» — прекрасный).

Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Без головного убора появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Головной убор носился в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы без него на людях.

Девушки до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку.

Девичий головной убор: чаще всего лента (челоух), украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Челоух сходен со скуфьею и делался обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуха, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты. Его часто покрывали обыкновенным шёлковым, а иногда бумажным платком —таркичем.

В праздники носили собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом, вышитые жемчугом, алмазами и яхонтами. шапки, как и в старину, свешивались чикилики.

Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно суживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья.


Повойник — головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг.

Повойник

Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения. Были кички и в форме небольшой круглой шапочки.

Профессор М. А. Миллер рассказывал, что простой рогатый головной убор казачки делали, положив поперек темени дощечку и повязав ее сверху платком. Рисунки многих головных уборов казачек приведены в книгах А. И. Ригельмана «История или повествование о Донских Казаках» и «Летописное повествование о Малой России».

По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами. Ходили в кичках все поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером. К 60-м годам в зажиточных кругах кички вытесняются модными шляпками, чепчиками, платками. Исчезновение кички объясняется ее дороговизной. В 70-х годах прошлого столетия уже М. И. Волосатова наводила справки, не сохранилось ли у кого кички? После долгих поисков она обнаружила кичку у жены атамана станицы Слащевской. По ее описанию кичка представляла небольшую круглую шапочку с невысоким околышем и плоским верхом. Надета была кичка прямо, волосы тщательно зачесывались под нее, но виднелись спереди и сзади. Кичка, не покрывала всей головы. Сделана была из зеленого бархата и вышита золотом.

Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные.

На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были дву-сторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блес¬тящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. И работа мастериц — коклюшниц пользовалась большим спросом.

«Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово — посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским». Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.

Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием «кашемировое» не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижнедевицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир».

На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.

Колотовочка, или казимирка — платок с мелким рисунком, небольшой, красный, четырехугольный (завязанный наподобие банданы и прикрывающий лоб). Один из углов колотовочки загибался, платок накладывался на лоб, два боковых конца затягивались сзади узлом, под который пропускался третий угол. Т. е. колотовочка закрывала до половины лоб, виски и уши. На колотовочку повязывалась шаль (или верхний платок), с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали «уголком», что считалось модой. Описанный головной убор носился летом. В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке – это знуздалка. Знуздалка была обычно цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.

Таркич — головной платок незамужних девушек; описывая наряд донских девушек А. И. Ригельман в XVIII в. говорит: «также повязываются лентами и платками, называемыми таркич, с висящим через всю, укрывая голову, одним углом назади».

Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы (чтобы по центру спины располагался его угол), которая заплеталась сзади головы, спускаясь по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты. Длинный конец платка складывается в более узкое полотнище и обводится под подбородком, затем по затылку вокруг головы и конец подтыкается сбоку. Другой край платка красиво ниспадает впереди.

В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка — головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны. Носили ее кубанские и донские казачки. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой. Сшитая из дорогой яркой ткани, украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Она была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка. Вот как рисует облик Аксиньи М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон». «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка …».

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину.

Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.

Наколка — головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой. Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.

В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак. Это праздничный головной убор замужних женщин. Его вязали из шелковых или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки. Привлекает колпак расцветкой. Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона — черный, зеленый, реже бежевый. В рисунке присутствует разнообразное сочетание ярких, сочных оттенков зеленого, синего, красного цвета. Проф. М. Д. Миллер встречал в станицах только черные с вышитыми по ним красными цветочками и зелеными листиками. Нечто подобное, но в светлых тонах, изображено на одной из зарисовок Ригельмана на голове у девушки, в его книге «История или повествование о Донских Казаках».
Колпак в основном носили в комплексе с кубельком. Предполагается, что он был заимствован у татар. Действительно, по форме и видоизмененному названию он очень напоминает татарский калфак. Но если татарский калфак является девичьим головным убором, то казачий колпак женским. Расплетение косы, укладка волос и надевание колпака входили в казачий свадебный обряд.

Не скорохватства (головоломства) для, а просвещенья ради.

Дамские штучки: чепчик, повойник, шлычка

Дамские штучки: чепчик, повойник, шлычка

Во все времена у замужних женщин были свои привилегии, свои обязанности и свои особенности в одежде. Такие как, украшавшие некогда головы замужних женщин, придавшие им особый шарм и указывающие на их статус и положение, неповторимые головные уборы. Они были неотъемлемой и обязательной частью одежды любой замужней женщины, присущей каждому сословию. Они меняли форму, цвет, украшения, материю. Для состоятельных дам и простолюдинок, праздничные и повседневные, из обыкновенного холста и дорогой парчи, украшенные вышитой тесьмой и в пене фламандских кружев – чепцы, чепчики, повойники, шлычки…

Повойник

"Не рада баба повою, а рада покою"


Повойник - один из самых старинных головных уборов для замужних женщин на Руси, закрывавший полностью заплетенные и уложенные на голове волосы. Эта мягкая шапочка имела множество наименований: из мягкой ткани - шамшура, волосник, сдериха, оповойник, повоец, подубрусник и из более жесткой – кичка, кика. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор от загрязнения. В повседневном повойнике из ситца, сатина или миткаля выходить на люди не полагалось, даже дома ходить в нем было не всегда прилично. Другое дело праздничный, сшитый из шелка, кашемира, парчи, бархата или атласа, богато разукрашенный по очелью, вышитый золотом и бисером! Ах, женская краса – повойник, из-под которого брови соболиные, да глаза-яхонты. Повоник не был принадлежностью только простого сословия, носили повойники и мещанки, и купчихи, да и сама матушка Екатерина II. В начале XX века повойник стал повседневным женским убором замужних крестьянок, но ненадолго…оставшись в 20- годы лишь как память о прошлом, превратившись в старушечий убор. Но как знать – мода, ветреная красавица, может еще вернет его в наш гардероб? Ведь и удобен он, и красив, и для здоровья волос полезен.

Чепец

Родившийся в средние века и распространившийся по всей Европе женский головной убор изначально носили и мужчины, и женщины для купания и отхода ко сну. Он входил в моду в разных видах и под разными названиями, изменяясь порой до неузнаваемости, в виде венца и даже башни, прикрывающий только темя или спускающийся до самых глаз. Какие формы он только не принимал: в виде паруса, с выступающим на лоб углом, (названый в честь шотландской королевы Марии Стюарт), крылатый Flugelhaube…

Чепец или чепчик достиг пика моды в XVII в. и сохранившийся по сей день, как элемент многих национальных женских костюмов. Чепец был важной деталью женского туалета – повседневный для горожанок и крестьянок, и как деталь утреннего туалета знатных дам.


Не обошел стороной он и российских дам, захватив умы и головы вместе с охватившими всю Русь петровскими реформами. Чепец сначала исподтишка входил в моду: "Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны. ". Но в эпоху Великой Екатерины уже захватил ведущие позиции как одна из самых модных и изящных деталей дамского гардероба, став обязательным элементом утреннего костюма, а дамы в возрасте щеголяли в нем и на балах. Чепец стал символом замужества: "У нее голова в чепце", так говорили о девушках, чье скорое замужество не вызывало сомнений.


"…дай Бог тебе такого же счастья, какое я испытываю, больше не бывает, — пишет он 2 5 сентября 1862 года в Москву Танечке Берс. — Она (Сонечка. — П.Б.) нынче в чепце с малиновыми — ничего. И как она утром играла в большую и в барыню, похоже и отлично". (Л.Н. Толстой)

Шлычка

"Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…" (М.А. Шолохов)


Шлычка вошла в моду в начале XX века, как головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или закалывалась блестящей шпилькой. Повседневная ситцевая шлычка защищала волосы от жаркого солнца, ветра и дождя, а сшитая из дорогой ткани, украшенная вышивкой и стеклярусом, была предметом гордости красавиц. Вместе с праздничной шлычкой замужние казачки надевали на голову файшонку – черного цвета косынку из коклюшного кружева, завязываемую сзади, со спускающимися на спину "хвостами". Кто сравнится с красотою и статью донских и кубанских казачек? Хороши они и в повседневном наряде со шлычкой, прикрывающей тяжелый узел волос, и в праздничном - с заколотой поверх шлычки или вместо нее файшонкой.

Надо отдать должное всем этим головным уборам, которые были не только модными, но и полезными, сохранявшими здоровье и красоту волос. Вы бы надели сегодня один из них?

Читайте также: