Как сделать кубики коса своими руками

Опубликовано: 17.09.2024

Екатерина Лопатина
Мастер-класс по изготовлению Кубиков Кооса

Кубики Кооса это методика которая была разработана для того чтобы выявить умственные способности, как у детей так и у взрослых. Создал такую методику американский психолог С. Коос еще в 1920 году. В честь него и получили название кубики

Кубики Кооса - это кубики одинакового размера, грани их покрашены в специальные цвета, две грани красного цвета, две грани белого цвета, две грани двухцветные (красно-белые). К кубикам прилагаются карточки — задания, с разным уровнем сложности.

В оригинале число кубиков должно быть 16 штук. Но для занятий с детьми младшего возраста достаточно набора кубиков из 9 штук. Начинать знакомство с кубиками, складывать узоры, можно и с 4 штук. Кубики можно купить в книжном магазине, магазине игрушек. Но стоят они там очень дорого.

Сегодня я покажу, как сделать кубикисамостоятельно с помощью самоклеящийся бумаги:

1. Для этого нам понадобиться самоклеящуюся бумага красного и белого цвета.

2. Кубики. Их можно взять из наборов кубиков – пазлов, где несколько кубиков уже потерялись, я думаю, такие кубики есть в каждой группе. Самое главное, чтобы они были одинакового размера. У меня 4 на 4.

3. Для одного кубиканадо приготовить заготовки: четыре белых квадрата, два красных квадрата и два красных треугольника по размеру кубика. Я приготовила их заранее.

4. Теперь в соответствии с разверткой мы обклеиваем каждую грань кубика. Я обклеила три комплекта по 16 кубиков в каждом.

Карточки для кубиков Кооса я нашла в интернете. Карточки отличаются по сложности, есть карточки для 4, 9 и 16 кубиков. Для того чтобы карточки прослужили дольше я, предлагаю их заламинировать.

Смысл игры заключается в следующем, ребенку дают карточку с заданием и кубики, а он должен собрать из кубиков точное изображение, как на карточке. Узор складывается из верхних граней кубиков.

Если ребенок никогда не играл в такие кубики, то начинайте с простого задания, и постепенно продвигайтесь, к более сложному варианту узора.

Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Спасибо за внимание, играйте и развивайтесь!

Мастер-класс по изготовлению Кубиков Кооса

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»
Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе «Башенка из кубиков» Задачи: Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Привлекать детей к совместному с воспитателем конструированию башенок по образцу.

Мастер-класс по изготовлению аквариума
Мастер-класс по изготовлению аквариума В феврале у нас в группе проходила тема "Домашние любимцы", мы с ребятами сходили на экскурсию в наш живой уголок. Деткам очень понравились.

Мастер-класс по изготовлению и использованию «Кубиков настроений» на музыкальных занятиях
Мастер-класс по изготовлению и использованию «Кубиков настроений» на музыкальных занятиях Мастер класс по изготовлению и использованию"Кубиков настроений" на музыкальных занятиях. Цель. Вызвать интерес и любовь к музыке, потребность.

Мастер-класс по изготовлению пасхальных яиц
Мастер-класс по изготовлению пасхальных яиц Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению пасхальных сувениров. Посмотрите, что за чудо Положила мама.

Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок
Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок. Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным.

Мастер класс «Превращение старых кубиков»
Мастер класс «Превращение старых кубиков» Добрый день коллеги. Сегодня мы с детьми хотим поделиться, что сделали из старых деревянных кубиков. Для начало цветной бумагой обклеили.

Американский психолог Сэмюэль Кос разработал свои тесты для определения уровня интеллектуального развития детей еще в 20-х годах прошлого столетия. Одно из таких исследований ученый проводил при помощи девяти красно-белых кубиков, которые впоследствии назвали кубиками Коса (или Кооса). До сих пор этой методикой пользуются психологи и педагоги всего мира.

Для чего они нужны

Вначале кубики Кооса психологи, педагоги и психиатры использовали исключительно для определения уровня развития детей. С их помощью они оценивали интеллект малышей, у которых были проблемы с речью или наблюдалась задержка психического развития. Делают это и сейчас. Для тестирования используют 4-5 заданий, с помощью которых психологи оценивают способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии.

кубики кооса

Сегодня кубики Кооса используют уже не только для диагностики, но и в качестве развивающего материала для занятий с детьми. С их помощью педагоги и родители учат малышей складывать узоры разной степени сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Кубики Кооса. Описание методики

Суть методики Кооса такова: глядя на предложенную психологом или педагогом карточку, ребенок должен сложить из верхних граней кубиков изображенный на ней узор или фигуру так, чтобы он полностью копировал предложенный рисунок. К набору «Кубики Кооса» стимульный материал представлен в виде карточек с изображенными на них фигурами разной степени сложности.

кубики кооса описание методики

Советы при работе с кубиками

Перед началом работы по методике «Кубики Кооса» следует вместе с малышом внимательно рассмотреть и сами кубики, и карточки, обратить внимание ребенка на то, как они окрашены.

Непосредственно перед началом составления узора можно попросить маленького человечка объяснить, как он планирует сложить нужный узор или фигуру.

Желательно организовать работу малыша так, чтобы по ее ходу он объяснял, что именно делает.

Если у ребенка что-то не получается, нужно ему подсказать или даже немного помочь.

Упражнения можно повторять несколько раз.

Если малыш еще до начала складывания картинки точно выберет необходимые для ее построения элементы – это уже замечательный результат.

Осовремененные кубики

Методика «Кубики Кооса» легла в основу развивающей методики психологов Никитиных. Борис Павлович и его жена Елена Алексеевна, создавая свою систему раннего развития, с успехом использовали кубики, придуманные американским коллегой. Суть работы с ними оставалась прежней, а сами кубики несколько видоизменились. Из бело-красных они стали разноцветными. Грани кубиков Никитиных окрашены, кроме красного и белого, еще и в бело-красный, синий, желтый и сине-желтый цвета. То есть некоторые стороны кубика одноцветные, некоторые – двухцветные. Да и количество самих кубиков в наборе увеличилось до 16.

Кроме того, супруги Никитины придумали узоры, которые из этих кубиков можно сложить, разделив их по уровням сложности.

кубики кооса стимульный материал

Уровни сложности задач

Вариантов узоров довольно много, уровней сложности заданий в пособии Никитиных - 5. Самые легкие (серия А) детям собрать совсем нетрудно, а вот над наиболее сложными (серия Д) придется поломать головы даже многим взрослым!

В серии А понадобятся всего 4 кубика, причем чаще всего используются одноцветные. Совсем маленькие дети без труда собирают однотонные квадратик или дорожку. Позже в этой же серии появляются задания с использованием кубиков двух цветов.

Серия Б несколько сложнее, в ней используются уже 9 кубиков. За редким исключением в ней собраны несложные симметричные узоры, которые собирать значительно легче, чем асимметричные.

В серии В используются уже все 16 кубиков. Сложить из них можно не только узоры, но и картинки предметов, например, автомобиля.

методика кубики коса

В серии Г предусмотрены рисунки, на которых изображены буквы или цифры.

Когда ребенок (да и взрослый!) хорошо справляется с составлением картинок по образцу, можно предложить ему придумать и составить из кубиков узоры, которых нет в брошюрах.

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.

кубики кооса своими руками

Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!

  • Четверг, 12 декабря 2019 1:03
  • Автор: Sereg985
  • Прокоментировать
  • Рубрика: Строительство
  • Ссылка на пост

  • https://firmmy.ru/

Американский психолог Сэмюэль Кос разработал свои тесты для определения уровня интеллектуального развития детей еще в 20-х годах прошлого столетия. Одно из таких исследований ученый проводил при помощи девяти красно-белых кубиков, которые впоследствии назвали кубиками Коса (или Кооса). До сих пор этой методикой пользуются психологи и педагоги всего мира.

Для чего они нужны

Вначале кубики Кооса психологи, педагоги и психиатры использовали исключительно для определения уровня развития детей. С их помощью они оценивали интеллект малышей, у которых были проблемы с речью или наблюдалась задержка психического развития. Делают это и сейчас. Для тестирования используют 4-5 заданий, с помощью которых психологи оценивают способность ребенка к элементарному анализу, сравнению, синтезу, стратегии.


Сегодня кубики Кооса используют уже не только для диагностики, но и в качестве развивающего материала для занятий с детьми. С их помощью педагоги и родители учат малышей складывать узоры разной степени сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение; воспитывают настойчивость, силу воли.

Кубики Кооса. Описание методики

Суть методики Кооса такова: глядя на предложенную психологом или педагогом карточку, ребенок должен сложить из верхних граней кубиков изображенный на ней узор или фигуру так, чтобы он полностью копировал предложенный рисунок. К набору «Кубики Кооса» стимульный материал представлен в виде карточек с изображенными на них фигурами разной степени сложности.


Советы при работе с кубиками

Перед началом работы по методике «Кубики Кооса» следует вместе с малышом внимательно рассмотреть и сами кубики, и карточки, обратить внимание ребенка на то, как они окрашены.

Непосредственно перед началом составления узора можно попросить маленького человечка объяснить, как он планирует сложить нужный узор или фигуру.

Желательно организовать работу малыша так, чтобы по ее ходу он объяснял, что именно делает.

Если у ребенка что-то не получается, нужно ему подсказать или даже немного помочь.

Упражнения можно повторять несколько раз.

Если малыш еще до начала складывания картинки точно выберет необходимые для ее построения элементы – это уже замечательный результат.

Осовремененные кубики

Методика «Кубики Кооса» легла в основу развивающей методики психологов Никитиных. Борис Павлович и его жена Елена Алексеевна, создавая свою систему раннего развития, с успехом использовали кубики, придуманные американским коллегой. Суть работы с ними оставалась прежней, а сами кубики несколько видоизменились. Из бело-красных они стали разноцветными. Грани кубиков Никитиных окрашены, кроме красного и белого, еще и в бело-красный, синий, желтый и сине-желтый цвета. То есть некоторые стороны кубика одноцветные, некоторые – двухцветные. Да и количество самих кубиков в наборе увеличилось до 16.

Кроме того, супруги Никитины придумали узоры, которые из этих кубиков можно сложить, разделив их по уровням сложности.


Уровни сложности задач

Вариантов узоров довольно много, уровней сложности заданий в пособии Никитиных — 5. Самые легкие (серия А) детям собрать совсем нетрудно, а вот над наиболее сложными (серия Д) придется поломать головы даже многим взрослым!

В серии А понадобятся всего 4 кубика, причем чаще всего используются одноцветные. Совсем маленькие дети без труда собирают однотонные квадратик или дорожку. Позже в этой же серии появляются задания с использованием кубиков двух цветов.

Серия Б несколько сложнее, в ней используются уже 9 кубиков. За редким исключением в ней собраны несложные симметричные узоры, которые собирать значительно легче, чем асимметричные.

В серии В используются уже все 16 кубиков. Сложить из них можно не только узоры, но и картинки предметов, например, автомобиля.


В серии Г предусмотрены рисунки, на которых изображены буквы или цифры.

Когда ребенок (да и взрослый!) хорошо справляется с составлением картинок по образцу, можно предложить ему придумать и составить из кубиков узоры, которых нет в брошюрах.

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.


Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!

Сделать кубики очень просто. Сейчас очень много продается разных. Много деревянных. Покрасьте их как на этой развертке и готовы. Требуется 9 совершенно одинаковых кубиков

Задания:

Фиксация времени, характера рисунка производится экспериментатором. Нормативы времени приведены в протоколе.

§ трудности выполнения 2 задания или еще хуже — невозможность выполнения после экспериментатора — явная патология зрительно-моторной координации;

§ феномен "первого кубика" — интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения

§ все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого — замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого;

§ движения — следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности;

§ критические задания — это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования;

§ инверсия рисунка — испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике;

§ ротация — поворот рисунка на 90 градусов;

§ конфузии — изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе — при явно выраженной психоорганике;

§ игнорирование — этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета — вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы — вместо квадрата начинают кубики раскладывает в полоску.

Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8810 — | 7168 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно


К сожалению, о создателе уникальных кубиков нам известно немногое. Всю информацию можно уложить в пару строк: Сэмюэль Кос (Samuel Calmin Kohs) — американец, специалист по детской психологии и автор тестов интеллектуального развития. Между тем разработанная им в 1920-х годах методика вот уже почти сто лет используется во всем мире, а разноцветные фигурки-кубики по праву считаются символом психологической диагностики интеллекта.

Кубики Кооса (или кубики Коса) – это 16 небольших кубиков, окрашенных в разные цвета. Некоторые стороны фигурок монохромные, остальные — двухцветные. То есть в наборе содержатся кубики, каждая сторона которых окрашена следующим образом:

— белый,
— красный,
— бело-красный,
— синий,
— желтый,
— сине-желтый.


Таков оригинальный состав кубиков, придуманных Косом. К ним прилагаются 17 карточек с чертежами-заданиями разной степени сложности. При продаже вместе с этим комплектом обычно идет инструкция, в которой объясняется процедура проведения и указывается расшифровка результатов.

Сейчас существует несколько разновидностей оригинального набора – с меньшим количеством фигурок – например, с девятью, а также с расширенным спектром заданий. Именно методика Кооса легла в основу развивающей методики Никитиных, поэтому в магазинах можно встретить также кубики Никитина или кубики «Сложи узор» (на фото ниже).


Ребенку выдаются фигурки и карточка с заданием. Малыш должен сложить кубики так, чтобы рисунок на верхней части фигур полностью совпадал с рисунком (узором) на карточке.

Необходимый принцип тестирования: задания должны быть упорядочены в порядке возрастающей сложности.

Для этого очень важно следовать правилам:

— сначала ребенок составляет рисунок только из одноцветных граней кубиков,

— затем мы добавляем пару-тройку кубиков с двухцветными гранями,

— после чего убираем простые кубики и оставляем только двухцветные,

— с каждым следующим упражнением должно быть задействовано все больше фигур.

Тестирование проходит либо в течение 15-20 минут, либо завершается после того, как малыш неудачно выполнил уже пятое по счету задание. При расшифровке результатов учитывается время, за которое тестируемый смог правильно выложить узор.

Обычно и дети, и взрослые с удовольствием проходят тестирование, потому что задание можно расценивать как занимательную головоломку. Для специалистов же это возможность оценить мыслительные операции: способность к сравнению, анализу, синтезу. Кос считал, что при тестировании задействуются все мыслительные способности человека. Чтобы выполнить задания, нужно проявить такие свойства восприятия, как моторика, моторно-зрительная координация, пространственное мышление и др.

Легендарные кубики, которые используются психологами, педагогами и даже психиатрами, вот уже несколько десятков лет помогают в диагностике и в развитии детей разных возрастов.

Первоначально они использовались все-таки у ребят с проблемами в развитии или интеллектуальным отставанием, а также у пациентов с шизофренией и неврозами. Дело в том, что таким образом можно оценить степень развития интеллекта у детей, имеющих проблемы с речью, а также оценить нарушения при повреждении мозга (например, в случае травм, опухолей и других заболеваний).

Постепенно кубики Кооса вышли за пределы кабинета врача и нашли свое место в школах и детских садах. Такая диагностика помогает не только выявить неуспевающих и установить причину проблем в школе, но и определяет детей с интеллектуальной одаренностью.

Игрушку несложно сделать своими руками.

Для этого нужно скачать в интернете раскладку или нарисовать ее с помощью графического редактора. Она может выглядеть примерно таким образом:


Затем распечатать нужное количество разверток, вырезать их и склеить. Довольно просто и незамысловато, но при этом не очень практично для использования у детей, особенно маленьких.

Поэтому можно пойти чуть более сложным путем, но зато гораздо более надежным и долговечным. Для этого нужно сделать все то же самое – распечатать развертки и вырезать их, но не склеить между собой, а наклеить на любые деревянные кубики.

Некоторые мамы приобретают простые (чистые, без рисунка) деревянные кубики и экологическую краску и раскрашивают их в соответствии со схемой.

Где купить кубики Кооса в Москве

Если же нет ни времени, ни желания самостоятельно изготавливать головоломку, то кубики Кооса можно приобрести в книжных или учебных магазинах, а также в интернет-магазинах.

кубики Кооса

Среди всех развивающих игр, кубики Кооса представляют собой одно из самых полезных занятий. Эта методика, разработанная в 1920 году американским психологом и названная в честь него, служит как для оценки уровня интеллекта ребенка, так и для занятий по его повышению. Примечательно, что кубики Кооса используются и для взрослых: существует даже система перевода результатов этого теста в систему оценивания IQ. Итак, давайте познакомимся с основами данного метода.

Кубики Кооса – особенности методики

Как понятно из вышесказанного, методика Кооса – это невербальный тест, позволяющий оценить уровень интеллекта человека. А что же представляют собой сами кубики – основной стимульный материал в методике Кооса?

Это, как правило, деревянные кубики произвольного размера (обычно не более 35 мм3). Они раскрашены хитрым образом: есть полностью одноцветные, а есть и двухцветные, разделенные по диагонали: желто-синие и красно-белые. Кроме самих кубиков, в наборе также есть 17 карточек с заданиями. На каждой из них изображены узоры, которые ребенку (или взрослому) предлагается сложить из кубиков.

Сам смысл методики психологического тестирования предполагает несколько упражнений-тестов для детей, адаптированных в игровую форму. Вот основные из них.

  1. Построить фигуру из одних лишь одноцветных сторон кубиков.
  2. Использовать несколько двухцветных.
  3. Сложить заданную фигуру (например, кораблик с парусом) из определенного сочетания одно- и двухцветных граней.

Если первые изображения, которые предлагается сложить, являются достаточно простыми, то последние становятся всё менее симметричными. С увеличением сложности задания увеличивается и количество используемых для его решения кубиков, а также количество цветов на верхней грани складываемого изображения.

Очень важным является такой показатель, как время решения каждого задания, а также количество предпринятых попыток. Помимо описанных схем, ребенок всегда может складывать и самостоятельно придуманные узоры, задействуя свою смекалку и пространственные ориентиры.

На основе описания кубиков Кооса были разработаны игры по методике раннего развития Никитиных. Малыши, играя с такими кубиками и выполняя задания с постепенным повышением уровня сложности, учатся:

  • анализу и синтезу, сопоставляя в уме нарисованный образец с имеющимися в наличии кубиками;
  • усидчивости;
  • применению имеющихся навыков мелкой моторики;
  • фокусировке своего внимания на одном виде деятельности;
  • умению работать в коллективе (если малыши играют парами или группами).

Сам автор методики, С. Коос, считает, что выполнение заданий предполагает задействование всех мыслительных процессов. Тест Кооса можно предлагать детям, начиная с 5 лет.

Кубики Кооса своими руками

Кубики Кооса можно приобрести в магазине, заказать в интернете или сделать самостоятельно. Последний вариант предпочитают мамы и папы, которые много времени уделяют развитию своих детей, а нередко и родители малышей с небольшими отклонениями в развитии, такими как минимальная мозговая дисфункция, нарушение пространственного ориентирования, различные неврозы.

Самый простой способ – скачать в интернете развертку бумажного кубика, распечатать на цветном принтере и склеить. Это потребует от вас минимальных вложений труда и времени.

Методика кубики Кооса

Немного более сложным вариантом является изготовление деревянных кубиков и их последующее окрашивание. Получившийся в итоге результат будет радовать вас и ваших детей более длительное время, чем бумажные или картонные кубики.

Также имейте в виду, что при изготовлении кубиков Кооса своими руками вы можете самостоятельно выбрать уровень сложности – например, сделать их только двухцветными. Построение заданных фигур возможно из 4, 9 или 16 разноцветных кубиков.

Кубики Кооса

Профессор психологии университета штата Орегон Сэмюель Коос в 1920 году разработал невербальный тест The Block Design Tests, что дословно переводится как «Тесты узоров из кубиков».

Данная методика позволяет оценить уровень развития интеллекта человека независимо от его образования, а также практическое и наглядно-действенное мышление. Тест применяется психологами, учителями и специалистами по подбору персонала для определения подходящей сферы деятельности кандидата. Методика входит в комплект теста Векслера, одного из самых популярных тестов для оценки уровня развития интеллекта.

Кубики Кооса также используются для изучения умственных способностей детей, у которых наблюдаются задержки в развитии. Более того, это отличная зарядка для мозга и прекрасный тренажер для развития логики, мышления, внимательности, пространственного воображения, эвристических способностей как для детей, так и для взрослых.

Что собой представляет данная методика, как ее правильно проводить и интерпретировать, расскажем в нашей статье.

Из чего состоят кубики?

Кубики можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Мы подготовили для вас макет упрощенной версии тестирования, который состоит из 7 кубиков:


В чем суть методики?

Главная задача испытуемого – сложить узоры из кубиков так, как это указано в карточке с заданием. Узор должен располагаться на верхней грани кубиков. Карточки имеют разный уровень сложности, поэтому важно использовать их в последовательности от простого задания к сложному. Также стоит обращать внимание на время прохождения задания, но не забывайте, что цель тестирования – оценить уровень интеллекта, а не скорость выполнения упражнения.

Уровни сложности задания:

  1. Для составления узора необходимо использовать стороны одного цвета.
  2. Вместе с одноцветными гранями нужно применить несколько двухцветных.
  3. Требуется собрать узор только из двухцветных граней.
  4. Задание, где нужно поставить элементы на ребро.
  5. Упражнение, где требуется использовать как можно больше элементов.
  6. При составлении картинки нужно использовать меньше симметричных фигур.
  7. Необходимо составить разноцветные узоры (относится к оригинальному варианту тестирования).

Для более точного понимания, как правильно применять методику на практике, давайте разберем несколько упражнений для детей, но для начала ознакомьтесь с рекомендациями по проведению исследования.

Несколько рекомендаций перед тем, как приступить к упражнениям

Чтобы тестирование прошло максимально эффективно, рекомендуем придерживаться следующих советов:

  1. Занятия должны проходить в игровой форме, легко и непринужденно.
  2. Предварительно познакомьте ребенка с кубиками. Дайте ему их потрогать, разглядеть с разных сторон. Он должен понять, что все они разные по цвету и рисунку.
  3. Покажите карточки с заданиями и скажите, что сейчас вы будете собирать такие же разноцветные картинки, как изображены на них.
  4. Если ребенок еще до окончания разбора задания спешит собрать картинку, не препятствуйте. Если у него возникли трудности, подскажите ему, как нужно сделать.
  5. Хвалите малыша, если ему удалось собрать картинку, и подбадривайте его, если вдруг что-то пошло не так.
  6. Вы можете делать упражнение до тех пор, пока у ребенка не получится собрать картинку.
  7. Разговаривайте с малышом в процессе выполнения заданий. Пусть он расскажет, что собирается сделать, какие кубики ему для этого необходимы.

Важно следить за поведением и реакцией ребенка от начала до конца тестирования: как он реагирует на задания, волнуется ли он или становится напряженным? Оцените количество движений ребенка при работе с кубиками: если их много, то, скорее всего, ему сложно дается выполнение задания. Понаблюдайте, утомляется ли он или энергично подходит к выполнению упражнений.

Задания для детей

Ниже представлены упражнения 1-3 для детей старше 8 лет, у которых предположительно наблюдается низкий уровень интеллекта. Отметим, что в заданиях используются 9 кубиков белого, красного и красно-белого цветов.

Упражнение 1

Сначала картинку по образцу складывает взрослый, но при этом не показывает ребенку карточку с примером. Весь процесс сборки происходит при ребенке. В данном упражнении используются 4 элемента. Ребенок собирает рисунок по готовому образцу. Если ребенку сложно выполнить задачу, взрослый демонстрирует, как нужно сделать, на кубиках малыша, а после снова перемешивает части картинки. Результат оценивается следующим образом: если ребенок выполнил задание с первого раза, он получает 2 балла, если со второго – 1 балл.

Упражнение 2

Немного усложняем задачу: теперь взрослый складывает картинку не при ребенке, а показывает ему уже конечный результат вместе с изначальной схемой на карточке. Ребенок пробует сложить рисунок самостоятельно и если ему это не удается, взрослый уже на примере кубиков малыша показывает, как нужно сделать. В упражнении используются 4 кубика. Оценка результата: ребенок собрал с первой попытки – 2 балла, ребенок собрал со второй попытки – 1 балл.

Данное задание можно выполнять независимо от результатов выполнения первого упражнения.

Упражнение 3

Взрослый демонстрирует карточку с картинкой, которую необходимо собрать из кубиков и показывает на своем примере, как это нужно сделать, после чего перемешивает детали. Если у ребенка не получается собрать рисунок с первого раза, то необходимо вновь показать, как это делается, и снова перемешать все детали. Если малыш справился с первого раза, ему присваивается 2 балла, со второго – 1 балл.

Если ребенку удалось выполнить задание, то вы можете смело переходить к упражнению 4 для детей с нормальным уровнем интеллекта.

Упражнение 4

Выполняем задание по схеме упражнения 3, но при этом необходимо заранее разобрать цвета с малышом. Если малыш справился с заданием, то автоматически ему зачисляются баллы за первые два упражнения.

Далее приступаем к составлению картинок из кубиков по более сложным схемам и постепенно переходим к заданиям, где необходимо задействовать все 9 кубиков.

Интересный факт: ребенок может использовать различные стратегии при выполнении упражнений. О них и о том, на что следует обратить внимание, поговорим в следующем разделе.

Итоговая оценка выполнения заданий

Конечно, главным результатом является то, справился ли ребенок с выполнением заданий или нет, но помимо этого есть еще несколько показательных моментов. Во-первых, проанализируйте, как малыш реагирует на подсказки и следует ли примеру, который вы ему показали. Это говорит о его обучаемости.

Стоит обратить внимание на количество заданий и уровень их сложности, с которыми справился испытуемый. Помните, что нет строгих нормативов, сколько именно упражнений из предложенных должно быть выполнено.

Для справки: дети до 4 лет, как правило, справляются со сбором легких картинок, а школьники и взрослые выполняют все упражнения успешно.

Благодаря тесту кубиков Кооса можно определить стратегию работы тестируемого:

Не забывайте, что данный тест актуален и полезен не только детям в качестве способа оценки умственных способностей и отличного метода развития интеллекта, но и взрослым любого возраста.

Если вы решите потренироваться с помощью методики Кооса, рекомендуем также заглянуть на нашу онлайн-программу «Когнитивистика». С помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в жизни более 20 техник мышления, которые помогут вам логично и последовательно подходить к решению нестандартных вопросов.

Помните, уделять время развитию интеллекта необходимо с детства и не прекращать ни на минуту во взрослой жизни. Главное – делайте это с удовольствием, тогда все самые сложные задачи будут по плечу!

Читайте также: