Как с пробами раскольникова связана крысиная косичка старухи объясните

Опубликовано: 15.05.2024

1)В момент расправы со старухой процентщицей Раскольников испытал множество чувств. Каких?
2).В какую сторону направлено острие топора в момент удара?
3). Какое значение имеет эпизод с ключами?
4).Готовился ли Раскольников ко 2 убийству? Как защищалась Лизавета от удара?
5). Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?
Итоги 1 части.
Каковы причины преступления Раскольникова?

1.\u043f\u044b\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043e\u043e\u0442\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0432\u0440\u0435\u0434, \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u044b\u0439 \u043c\u0438\u0440\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442\u0449\u0438\u0446\u0435\u0439, \u0441 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u0433\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435: \u00ab\u041e\u0434\u043d\u0430 \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c \u0438 \u0441\u0442\u043e \u0436\u0438\u0437\u043d\u0435\u0439 \u0432\u0437\u0430\u043c\u0435\u043d \u2014 \u0434\u0430 \u0432\u0435\u0434\u044c \u0442\u0443\u0442 \u0430\u0440\u0438\u0444\u043c\u0435\u0442\u0438\u043a\u0430\u00bb.

2. \u0412 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0441\u0446\u0435\u043d\u044b \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043b\u0435\u0437\u0432\u0438\u0435 \u0442\u043e\u043f\u043e\u0440\u0430 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u043e \u043a \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0443 \u0438 \u0443\u0433\u0440\u043e\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435 \u0433\u043b\u044f\u0434\u0435\u043b\u043e \u0435\u043c\u0443 \u0432 \u043b\u0438\u0446\u043e\u200c, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b \u043f\u0440\u0438\u0433\u043b\u0430\u0448\u0430\u044f \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0436\u0435\u0440\u0442\u0432\u044b

3. \u0441\u0442\u0430\u0440\u0443\u0445\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043b\u0430 \u0432 \u043a\u0430\u0440\u043c\u0430\u043d \u0437\u0430 \u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0430 \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0443\u044e \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u0443 \u0437\u0430 \u0437\u0430\u043d\u0430\u0432\u0435\u0441\u043a\u0438. \u0442\u0435\u043c \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0441\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0430\u043b \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0441\u043b\u0443\u0448\u0438\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0430 \u043e\u0442\u043f\u0438\u0440\u0430\u0435\u0442 \u044d\u0442\u0438\u043c\u0438 \u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u043c\u0438 . \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u043a\u0443\u0434\u0430 \u043e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u044f\u0447\u0435\u0442 \u0437\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0438.

4. \u041d\u0435\u0442, \u043a \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443 \u041b\u0438\u0437\u0430\u0432\u0435\u0442\u044b \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043d\u0435 \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f. \u041e\u043d\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0436\u0435\u0440\u0442\u0432\u043e\u0439 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432, \u0432\u0435\u0440\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u0432 \u043a\u0432\u0430\u0440\u0442\u0438\u0440\u0443 \u043d\u0435\u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u043d\u043d\u043e \u0434\u043b\u044f \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0442\u043e\u0442 \u043c\u043e\u043c\u0435\u043d\u0442, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043e\u043d \u0443\u0436\u0435 \u0443\u0431\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442\u0449\u0438\u0446\u0443 , \u0437\u0430\u0431\u0440\u0430\u043b \u0435\u0451 \u043a\u043e\u0448\u0435\u043b\u0435\u043a \u0438 \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b \u0434\u0440\u0430\u0433\u043e\u0446\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u041f\u044b\u0442\u0430\u044f\u0441\u044c \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u0442 \u0443\u0434\u0430\u0440\u0430 , \u043e\u043d\u0430 \u0447\u0443\u0442\u044c-\u0447\u0443\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u043f\u043e\u0434\u043d\u044f\u043b\u0430 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u0443\u044e \u043b\u0435\u0432\u0443\u044e \u0440\u0443\u043a\u0443, \u0434\u0430\u043b\u0435\u043a\u043e \u043d\u0435 \u0434\u043e \u043b\u0438\u0446\u0430, \u0438 \u043c\u0435\u0434\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0442\u044f\u043d\u0443\u043b\u0430 \u0435\u0435 \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443 \u0432\u043f\u0435\u0440\u0435\u0434, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b \u043e\u0442\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044f\u044f \u0435\u0433\u043e.

5. \u0421\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u0430\u043b\u043a\u043e\u0433\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043f\u044c\u044f\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f

\u041f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u043d\u0438\u0449\u0435\u0442\u043e\u0439 \u0438 \u0438\u0434\u0435\u0439\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u0440\u0430\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430.

date image
2014-02-24 views image
14038

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Центральное событие романа - так называемая проба, после которой и должно начаться самое главное: новая жизнь. В ней Раскольникову будет определен высший ранг, он вознесется до великих мира сего.

Раскольниковская проба необычна. Он логик и "арифметик". Герой решается (посмотрим на случившееся глазами автора) не на убийство, а на величайший акт самопознания, чтобы сразу и бесповоротно стало ясно ВСЕ. По замыслу он совершет НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, поднимает руку не на человека, а на вошь. Почему же тогда он так боится, так замирает от любого чужого окрика, от шороха в комнате, где он совсем один, почему так невыносимо ему видеть родных - мать и Дуню? Больше всего герой мучим своим мучением. Раскольников мучительно сознает, что не "старуху убил, а себя", что - этой мысли он бежит, как Страшного Суда. Герой вступает в борьбу жестокой схватке пытается совладать с собственным подсознанием, которое в любой момент готово разрядиться то страшным сном. В душе нет мысли об убиенных женщинах, скорби о них. Он сознает теперь лишь собственный страх, который владеет им безраздельно.

Страстное желание "все рассказать" овладевает героем. Та пропасть между ним и всеми, о которой поначалу он грезил, теперь только пугает его. Избранник на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий.

В какие-то моменты внешние события отвлекают Раскольникова от его внутреннего сюжета, и он забывает о содеянном. Но это лишь миги. Жизнь умерла. Осталась мука.

Преступление стоит между героем и миром. Убийство - акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. И когда на него устремлены родные глаза, он свои прячет, потому что взгляд выдает его: он - по ту сторону, он - не здесь. Ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. Жажда познания обернулась страшным разрушением - убийством в мире, потерей самого себя - в себе самом: "что толку человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу!"

Преступная теория и преступное деяние отлучили Раскольникова от мира людей, перенесли его в другой мир, где иные - не человеческие - пространство и время.

Это тот мир, в котором живет так завороживший Раскольникова Наполеон. За несколько лет до событий, описываемых в романе, Раскольников опубликовал статью, которою очень заинтересовался Порфирий Петрович. Настолько серьезно заинтересовался, что постарался найти автора этой статьи и последить за его дальнейшей жизнью: он счел, что человек, создавший такую теорию непременно попытается перейти к делу, претворить свои идеи в жизнь.

Убийство началось не тогда, когда он взял в руки топор, а когда создал свою систему мирозданья, разделив людей на два разряда: на бессознательную, бесправную толпу и на героев, коим все дозволено. Эти герои предстают в воображении Раскольникова в ореоле власти и бессмертия, их имена известны всем, слава об их деяниях летит из уст в уста. Два имени среди прочих особенно притягательны для Раскольникова: это Магомет и Наполеон.

Имя Наполеона многим не давало покоя, будоражило умы, ему посвящались поэмы и баллады. В общественном сознании его имя стало символом. Образ вырастает в символ ДЕРЗАНИЯ и ПОСТУПКА. Он окончательно формирует представление о гениальной личности.

Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ силы, определяет особые качества героя времени: жестокость, неумолимое движение к заветной вершине, в достижении которой все средства хороши. Судьба Наполеона как миф гипнотизировал не одно поколение, звала на бунт против того существования, которое предопределено было человеку происхождением и воспитанием. Ведь этот же смог! Был капралом, стал им

Раскольникова интересует не столько судьба императора, сколько его "моральный кодекс". Оставил в Египте целую армию, поработил Европу, пролил столько крови, совершил столько великих дел, вошедших в историю века! Итак, Наполеон посмел - и из небытия вознесся в бессмертие. Он - главный союзник Раскольникова в его споре с жизнью и тем жалким местом, которое определила ему судьба.




Это ведь и есть - нигилизм. В новую эпоху Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого, как манией, "наполеоновской идеей", заставить общество содрогнуться и навеки эту идею проклясть. Проклясть само имя Наполеона и его порождение - нигилизм. Человечество должно вернуться к истинным, вечным ценностям. Должен вернуться к ним и Раскольников. В гордом одиночестве, в сладостном воспарении над "муравейником" создавал Раскольников свою теорию, готовился к "пробе". Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из замкнутого круга идей и категорий, определенных ТЕОРИЕЙ. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и уже этим облегчить страдание. И тогда появляется Соня - и спасает Раскольникова от безумия.

В появлении Сони заключена одна из самых важных идей Достоевского. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех, добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста. Понять истину герой Достоевского может не сам с собою, а только рядом с другими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал к учебному занятию № 1 по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", тема "Образ Петербурга. Антигуманный смысл теории Раскольникова"»

Технологическая карта учебного занятия

Тема: Образ Петербурга. Антигуманный смысл теории Раскольникова.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Кол-во часов: 1 час

Цель: показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе.

Образовательные: .

- способствовать формированию умения характеризовать основные сцены и эпизоды изучаемого произведения, объяснять их связь с проблематикой, устанавливать их роль и выявлять значение в произведении.

- разобраться в ведущих мотивах преступления;

- формировать навыки работать с критической литературой;

- показать какую власть над человеком может иметь « теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется он в своей жизни;

Развивающие:

- развивать умения отбирать материал согласно заданной теме;

- повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

- развивать умения и навыки анализа текста.

Воспитательные:

- пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации.

Структурная схема учебного занятия

Проверка присутствующих, их готовности.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности

Эпиграф: «…болезнь ли порождает самое преступление или само преступление как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?».

Проверка домашнего задания

Выявить уровень усвоения темы ««Больная совесть наша» (Художественный мир писателя Ф.М.Достоевского)».

1. Индивидуальная тестовая работа по биографии и творчеству Ф.М.Достоевского: 1- 2, 2- 4, 3- 5,4- 4,

5- 4, 6- 5, 7- 2, 8- 4, 9-2

2. Вступительное слово преподавателя.

3. Просмотр видеофрагмента

4. Беседа по роману:

1. В какое время начинаются события?

2. Какое чувство испытывает герой?

3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?»

4. Какова атмосфера петербургских улиц?

5. В чем контраст портрета героя и окружающего его?

6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?

7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки?

8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад?

9. Каково положение распивочной относительно улицы?

1. Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя?

2. Что считает пороком Мармеладов?

3. Как выражается оппозиция «сострадание – наука»?

4. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну?

5. Почему Мармеладов называет себя свиньей?

6. Что произошло с Соней?

7. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней?

8. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну?

8. В чем выразилось падение Мармеладова?

9. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого – «пьяненького»?

10. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой?

11. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой?

1. С чем сравнивает автор комнату героя?

2. Какую «работу» делает герой?

3. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».

4. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых?

5. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?

6. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены?

7. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата?

8. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»?

1. Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой?

2. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери?

3. В чем сходство поведения Сони и Дуни?

4. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?

5. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?

6. Как характеризуется Разумихин?

1. В связи с чем в романе упоминается зеленый свет?

2.Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне.

3. Какое значение имеет упоминание о кресте?

4. Почему после сна Раскольников впервые словами описывает задуманное преступление?

5. С какими словами герой обращается к Богу?

6. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой?

7. Как характеризуется Лизавета?

8. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным?

1. Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова?

2. Почему Раскольникову пригрезилась Африка?

3. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды?

4. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?

5. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес».

6. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни?

1. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи?

2. Какое значение имеет эпизод с ключами?

3. Как защищалась Лизавета от удара?

4. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?

Итоги первой части: причины преступления

1. В чем Раскольников видит начало «казни»?

2. С каким намерением Раскольников входит в контору?

3. С какой целью автор помещает героя в «безвоздушную» атмосферу?

4. По какому поводу героя вызвали в контору?

5. Как характеризует Раскольникова его стычка с поручиком?

6. Что почувствовал Раскольников после исповеди квартальным?

7. В чем причина обморока Раскольникова?

1. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень?

2. Почему герой не заглянул в кошелек?

3. Почему Раскольников не принял помощь Разумихина?

4. Почему не принял милостыню?

5. Какое впечатление на героя производит панорама собора?

6. Какова дистанция для героя между прошлым и настоящим?

7. Как объяснила Настасья бред Раскольникова об избиении хозяйки?

1. Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову?

2. Какие услуги оказал Разумихин больному другу?

1. Как относится Разумихин к недостаткам людей (Заметова)?

*Притча: из ада была освобождена женщина, совершившая во всю жизнь только один хороший поступок – подала милостыню печеной луковицей.

2. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия?

3. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия?

1. Объясните выражение лица Раскольникова: «как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».

2. Какое впечатление производят наряд Лужина и его манера поведения?

3. Какова экономическая теория Лужина?

4. До каких «последствий» доводит теорию Лужина Раскольников?

5. Что заинтересовало Зосимова в поведении Раскольникова?

1. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове?

2. Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони?

3. Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу?

4. Какое новое ощущение возникло в Раскольникове?

5. Какое значение имеет время (11 часов)?

6. В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова?

7. Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Как автор расположил героев?

Итоги 2 части. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит?

Приложение 2, портрет писателя.

Книга «Преступление и наказание», 1987.

Подведение итогов и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала.

Как вы считаете, прав ли Раскольников, говоря слова, взятые в качестве эпиграфа?

Сообщение домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний.

Часть 3,4,5; 1. Начертите план комнаты Сони. Объясните, почему разговор героев происходит именно в таком пространстве?

Тест по творчеству Ф.М.Достоевского

Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

К какому сословию принадлежал Ф.М.Достоевский?

В каком городе родился Ф.М.Достоевский?

Какова была причина ареста Ф.М.Достоевского?

нелегальное издание журнала

публикация романа «Бедные люди»

открытый призыв к свержению самодержавия

участие в кружке петрашевцев

совершение уголовного преступления

В 1861 году Ф.М.Достоевский вместе с братом Михаилом начал издавать журнал:

Роман «Преступление и наказание» был написан в:

Какой роман Достоевского был назван В.Г.Белинским первым социально-психологическим романом в русской литературе?

«Преступление и наказание»

«Униженные и оскорблённые»

По своим политическим взглядам Достоевский был:

Последний роман Ф.М.Достоевского:

«Униженные и оскорблённые»

Приложение 2. Тема «Образ Петербурга.

Антигуманный смысл теории Раскольникова»

Петербург - удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.

Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, - «краса и диво» северных стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!

В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Петербург Достоевского - это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, страдания и безнадежного, бессмысленного преступления.

Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них - город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

Человек в Петербурге одинок. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде

нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию.

Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: "До чертиков допилась, батюшки, до чертиков. удавиться тоже хотела, с веревки сняли", — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности.

Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.

Великолепный Петербург был рядом, но герои Достоевского видели его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне…

Основные темы романа – тема униженных и оскорбленных, тема бунта человека, не желающего быть «тварью дрожащей».

2 кульминации : 1. Преступление; 2. Наказание.

Философский – стремление понять жизненное явление;

Социальный – закономерности развития реальной жизни;

Психологический – внутреннее состояние человека;

Остросюжетный – захватывающая манера повествования;

Полифонический – звучание всех героев.


Городок

кабак дорога к кладбищу

Приложение 4. Итоги 1-й части: причины преступления


Цели преступления: 1) проверить на деле свою теорию, узнать, к какому разряду можно себя отнести;

2) обеспечив свое будущее, сделать много добрых дел, помочь бедным людям; 3) обеспечить себе учебу и первые шаги после учебы.

В романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.

Размышления по этому вопросу «подогрел» подслушанный в трактире разговор студента и офицера о старухе-процентщице и её сестре Лизавете. Студент говорил, что ему хочется убить и ограбить эту вредную старуху, чтобы помочь тем, кто нуждается, но признавался в своей неспособности на убийство. Высказывания студента соответствовали внутренним монологам Родиона. Мрачные мысли возникали и как результат собственной неустроенности: за обучение платить было нечем, учёбу бросил, за квартиру задолжал. На еду зарабатывать не всегда получалось, так как оплата за уроки низкая, да и «без сапог нельзя детей учить». Его тесная каморка, похожая на шкаф, вызывала тоску и раздражение, а в ней приходилось проводить большую часть суток. И район, где снимал комнату Раскольников, представлял собой трущобы с питейными заведениями, пылью, духотой на улицах.

Немаловажную роль сыграло знакомство с семьёй Мармеладовых, жившей в нищете. Катерина Ивановна была больна, трое маленьких детей голодали, сам Мармеладов прокормить всех не мог и с горя пил, а его дочь Соня «пошла по жёлтому билету», пожертвовав собою ради спасения близких ей людей. Раскольникова возмущает такое положение в обществе, когда одни идут на самопожертвование, а другие эту жертву принимают.
Своё воздействие на душевное состояние Раскольникова оказало также письмо матери, в котором она сообщала о последних событиях в их жизни. Решение сестры Дуни выйти замуж за Лужина (по расчёту) Родион воспринимает, как жертву ради него: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка. . Не хочу я этой жертвы. не бывать тому, не принимаю!»

В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».

Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.

Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.

В результате «казни» над собой после убийства Раскольников приходит к выводу о бесполезности жестокой расправы над старухой-процентщицей. Ничего не изменилось в жизни отдельных людей или в обществе к лучшему, зато ему лично этот «эксперимент» принёс страдания, болезнь, муки совести. Кому стало лучше? И почувствовал ли он себя «Наполеоном»? Ничего подобного. А старушонка, которая ему приснилась, смеётся над ним, и убить её нельзя, как нельзя изменить Свидригайлова, его образ жизни, привычки. Во сне он привиделся Раскольникову в образе мещанина, а затем появился в квартире Родиона со своими предложениями. В этом также есть своя символика: Раскольников во сне идёт за Свидригайловым, который поманил его за собой, то есть это намёк на преступность замыслов того и другого. Действительно, чем лучше поступок Раскольникова в сравнении с делами того человека, который ему неприятен? Ведь он так же, как и Свидригайлов, не считался с чувствами и желаниями других людей, хоть и не заслуживающих уважения. Позднее, уже наяву, Свидригайлов говорит Родиону, что между ними есть какое-то сходство. Родиону это не нравится, и этот факт вызывает у него новые размышления. Можно ли жить с мыслями о совершённом грехе? Удаётся ли это Свидригайлову? Ведь у него тоже бывают видения: например, по его рассказам, к нему приходит умершая жена.

Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?

Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип "не убий" остаётся главным в жизни человечества.

Дистанционное обучение. Январь 2018

Лидия Кошля запись закреплена

Домашнее задание 10 класс
Задание по литературе (уроки 1,2 февраля)
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Ответьте письменно на вопросы по роману. Ответы присылайте до 3 февраля по адресу: tatsid66@gmail.com или приносите в школу.
Часть 1.
Часть 1, гл. 1.
1. В какое время начинаются события?
2. Какое чувство испытывает герой?
3.Как герой отвечает на вопрос: «Чего люди больше всего боятся?»
4. Какова атмосфера петербургских улиц?
5. В чем контраст портрета героя и окружающего его?
6. Какие мысли о шляпе героя сопоставимы с названием романа?
7. Какие детали отбирает автор для портрета старушонки?
8. Какое символическое значение имеет именно этот заклад?
9. Каково положение распивочной относительно улицы?
Часть 1, гл.2.
10. Как выглядит чиновник, привлекший внимание героя?
11. Что считает пороком Мармеладов?
12. Как выражается оппозиция «сострадание – наука»?
13. Как характеризует Мармеладов Катерину Ивановну?
14. Почему Мармеладов называет себя свиньей?
15. В каком поступке выразилось раскаяние Катерины Ивановны за произошедшее с Соней?
16. Из-за чего Лебезятников побил Катерину Ивановну?
17. В чем выразилось падение Мармеладова?
18. Как связаны для Мармеладова понятия «сострадания» и «жалости»? Кто способен пожалеть Соню, его самого – «пьяненького»?
*Сопоставьте финал исповеди Мармеладова с евангельскими притчами о судном дне, блуднице, блудном сыне.
19. Какое значение имеет время (11 часов), когда герой привел Мармеладова домой?
20. К каким размышлениям о привыкании человека к подлости приходит герой?
Часть 1, гл.3.
21. С чем сравнивает автор комнату героя?
22. Какую «работу» делает герой?
23. Объясните, каково значение Родиона для матери и Дуни: «… ты наше всё, вся надежда, упование наше».
24. Ради чего терпела Дуня грубости Свидригайловых?
25. Какое унижение перенесла Дуня из-за Свидригайловых?
26. Почему Дуня подходит Лужину на роль жены?
27. Какой «проект» составила Дуня о будущем брата?
28. Какое значение имеет страх матери, не посетило ли сына «новейшее модное безверие»?
Часть 1, гл. 4.
29. Почему герой называет предстоящее замужество Дуни Голгофой?
30. Как относится Раскольников к жертве собою сестры и матери?
31. В чем сходство поведения Сони и Дуни?
32. О каких качествах Раскольникова говорит его отношение к пьяной девочке на бульваре?
33. Как относились к Раскольникову товарищи по университету?
34. Как характеризуется Разумихин?
Часть 1, гл. 5.
35. В связи с чем в романе упоминается зеленый свет?
36. Составьте схему пространства, увиденного Раскольниковым во сне.
37. Какое значение имеет упоминание о кресте?
38. Почему после сна раскольников впервые словами описывает задуманное преступление?
39. С какими словами герой обращается к Богу?
40. Какое значение имеет то, что Раскольников сошел с прямого пути домой?
41. Как характеризуется Лизавета?
42. Почему Раскольников чувствует себя приговоренным?
Часть 1, гл.6.
43. Какие мысли, высказанные студентом в трактире, зародились и в голове Раскольникова?
44. Почему Раскольникову пригрезилась Африка?
45. С какой целью упоминается машина, в которую попадает клочок одежды?
46. Как связаны, по мнению Раскольникова, преступление и болезнь?
47. Объясните фразу: «Не рассудок, так бес».
48. В чем сходство мыслей Раскольникова с мыслями приговоренных к казни?
Часть 1, гл. 7.
49. В какую сторону направлено острие топора в момент удара?
50. Объясните, как с «пробами» Раскольникова связана «крысиная» косичка старухи?
51. Какое значение имеет эпизод с ключами?
52. Как защищалась Лизавета от удара?
53. Какие значения имеет реплика: «Ишь, нарезался!»?

Итоги 1 части.
Каковы причины преступления Раскольникова?

Читайте также: