Как появилась укладка волос

Опубликовано: 17.09.2024


В древних странах, Египте и Месопотамии, был особенный культ причесок. Например, ассирийцы завивали бороды, и волосы, а египтяне предпочитали прямые волосы до плеч. Понятно, что без укладочных средств не обходилось. Но все наши домыслы так и остались бы без доказательств, если бы не исследования ученых-египтологов. Они изучали волосы мумий и обнаружили на их волосах следы животного жира.

Об истории развития укладочных средств: от древности до наших дней

Те самые мумии, которые обнаружили в египетских саркофагах, были возрастом примерно 3,5 тысячи лет. Поэтому можно утверждать, что в те времена для укладки использовали жир, продукты на его основе. Исключением были только северные страны, где жир был слишком ценным ресурсом. Его применяли для освещения, обогрева и употребляли в пищу, а для волос оставались смолы хвойных деревьев.

Уже в 3 веке нашей эры «гели» на основе хвойных смол экспортировались из Франции в Ирландию. А в начале 20 века каталог мужской косметики для укладки волос включал уже более 10 наименований! Как видите, мужчины во все времена активно интересовались косметикой и следили за прическами.

В средние века чаще использовали накладные парики, а не демонстрировали собственные волосы. Прически были очень сложной формы и нуждались в укладке и фиксации. Пряди волос скрепляли жиром и посыпали мукой. Такие парики приходилось прятать от мышей за специальными сетками.

Но уже в 19 веке медвежий и другие жиры животного происхождения постепенно сменяются искусственными восками и пастами. Также парикмахеры применяют пчелиный воск и вазелин. В 1900-х появляется паста бриолин, которую можно были использовать и для волос, и для усов. До сих пор это – единственный стайлинг, который остался исключительно мужским и не пользуется популярностью среди женщин. Его основными особенностями были:

  • в основе – медвежий или гусиный жир, вазелин либо пчелиный воск;
  • продукт хорошо фиксировал локоны, сохраняя форму прически, пи ухаживал за волосами;
  • прическа становилась гладкой, блестящей, будто лакированной.

Привычные для нас стайлинговые средства (гели, муссы, пенки и лаки) появились только в 1930-1950 годах. Некоторые из них напоминали бриолин, только уже на синтетической основе. С развитием промышленности и массового выпуска средств для ухода за волосами его популярность только возросла.

мужская укладка

Фредди Меркьюри, Джон Траволта и Элвис Пресли – кумиры молодежи по всему миру – наглядно демонстрировали, что качественный стайлинг для мужчины считается частью стиля, а не излишеством. Но самыми модными оставались «прилизанные» укладки. Те, у кого не было денег на специальную косметику, использовали пиво и сахарную воду.

Сейчас все изменилось: мужчины больше не так трепетно относятся к своим кумирам, а правила этикета практически «равнодушны» к прическам. В моде – индивидуальность. А значит, и качественные средства для укладки. Ведь как еще можно зафиксировать дреды, челку или эффектный боксерский «ежик»?

Современные укладочные средства для мужчин

Первый лак для волос появился в 1950-х стараниями компании Шварцкопф. Они называли свой продукт «сеткой для волос», и результат укладки действительно выглядел несколько искусственно. Современные стайлинги гораздо более удобны в применении, и вы можете выбирать:

  • Гели с увлажняющим и кондиционирующим действием. Желательно выбирать косметику без спирта. Она помогает хорошо фиксировать прическу даже в непогоду и не приводит к пересушиванию и появлению перхоти.
  • Для причесок на короткие и средние волосы хорошо использовать помады. Они сохраняют естественную текстуру прядей, упорядочивая их. Помады подходят и для «хаотичных» укладок.
  • Лак помогает добавить объема и блеска. Распыляется прямо из флакона, а не наносится руками. Нужно тщательно дозировать количество лака, чтобы не получить «шлем» вместо красивой прически.

Стайлинги можно подбирать не только по виду, но по степени фиксации. Учитывайте тип волос, их жесткость, длину и цвет. Или проконсультируйтесь у своего парикмахера.

Парикмахерское искусство

Прическа – важный элемент внешнего облика человека. Этот факт неоспорим. Причем, уже в глубокой древности манипуляции с волосами имели не только гигиенический смысл, но и эстетический. Более того, много-много тысячелетий назад по прическе можно было определить род занятий человека и его место на социальной лестнице. На протяжении истории менялась мода на цвет волос и их длину, на укладочные средства и способы украшения творений парикмахеров. Но вот отношение к прическе осталось таким же – она по-прежнему имеет важнейшее значение в создании имиджа человека.

Древний мир

В первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. То есть что-то типа прически в основном делалось из соображений гигиены и удобства существования в жестких условиях первобытного мира. Хотя, наверняка, шаманы и прочие колдуны уделяли волосам значительно больше времени, чем простые смертные, и сооружали у себя на головах прически с ритуальным значением.

Egypt
Первые признаки настоящего парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом – археологами при раскопках были найдены сосуды с косметикой. Важным моментом в жизни древних египтян было изготовление париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Кроме того, современники фараонов делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь благополучно отваливалась. Все туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность. В Древнем Египте и женщины и мужчины с одинаковым рвением ухаживали за собой: мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы, как и женщины, использовали для ухода за волосами гребни и шпильки, которые изготавливались из дерева, слоновой кости.

Жители Эллады намного определили своих предшественников-древних египтян в сфере парикмахерского искусства. У древних греков уже выработаны многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья. Так, в Древней Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно. Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики – сделать прическу, исходя из особенностей и пропорций лица конкретного человека. Хотя, конечно, и здесь уже действовали законы моды. Например, среди женщин-древних гречанок на протяжении значительного времени был популярен рыжеватый цвет волос, которого они добивались при помощи хны. Также в моде были романтичные локоны. Для того чтобы добиться курчавости, использовались металлические стержни-щипцы (каламис). Их нагревали на жаровне, после чего на стежнни накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска применялось оливковое масло. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

Еще больший толчок развитию парикмахерского искусства придали жители Древнего Рима. Как известно, очень многое они позаимствовали у древних греков, но переосмыслили, переработали и придали свои неповторимые черты. Римские патриции стали уделять внешнему виду еще больше времени и многие часы проводили за прической. Конечно, для этих целей у них имелись специалисты – тонсоресс, которые квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли завивку горячими металлическими стержнями, могли делать «мокрую» холодную укладку с клейкими составами, а стригли волосы особыми серповидными бритвами. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

Средневековье и эпоха Возрождения

Merridien
В эпоху раннего Средневековья в Европе развитие парикмахерского искусства приостановилось. И тому были весьма серьезные причины – творческие поиски в области моды и прически признавались греховными. За изыски можно было и на костре сгореть. Поэтому, во избежание неверных толкований, женщины скрывали свои волосы под накидками и другими головными уборами. А о косметике вообще речь не заводилась — все плотское, в том числе и гигиена, признавалось «происками дьявола» и немедленно изгонялось! Единственной отрадой жителей средневековых городов, желающих хоть каким-то способом сохранить человеческий облик, остались расчески. В то время они делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

По мере того, как слабла хватка инквизиции, а религиозные войны теряли свою привлекательность для доблестных рыцарей, начинали складываться цеха ремесленников. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе, развивали производство и сбыт парфюмерии и косметики. В сферу деятельности средневековых цирюльников входили не только стрижка и бритье, но и некоторые медицинские услуги – они ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы. По этой причине сами себя они охотно называли хирургами.

Ренессанс для парикмахеров стал глотком свежего воздуха, и лавочки цирюльников стали появляться в городах как грибы после дождя. Люди стремились наслаждаться жизнью, наполняя ее удовольствиями и красотой. Взоры современников эпохи Возрождения обратились к античности и очень многое там позаимствовали. Так вновь стали актуальными светлые волосы, и женщины на юге Европы часами сидели под палящим солнцем в лоджиях. Причем сидели они, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа), а на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови. Прически становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. У мужчин популярностью пользуются волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

XVI-XVII века

В эпоху Барокко вновь становятся актуальными парики. А ввел их в моду Генрих III Валуа, так как не обладал роскошной шевелюрой. В результате, по всей Европе стали носить парики. Их производство было поставлено на широкую ногу, а рабочие, изготавливающие парики стали называться «постижерами». В начале XVII века некий Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж — с длинными локонами. И из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Так, по свидетельству «Берлинской хроники», в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о целом париковом цехе.

Roccoco
Еще большего взлета парикмахерское искусство достигло в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром. Мода на парики продержалась долго – вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

XVIII век

Начиная с середины XVIII века, прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами. Их работа занимала несколько часов и требовала не только мастерства высокого уровня, но и физической выносливости. Для того чтобы прически важных особ выглядели настоящими шедеврами, в Париже в Академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро, начали готовить куаферов. В это время появляются все новые модели причесок как результат соперничества куаферов между собой.

В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями и драгоценностями. Причем для её выполнения мастер использовал специальный каркас. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. Для создания таких высоких причесок использовалось до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Конечно, вслед за королевой такие прически захотели иметь и другие знатные дамы – мода на них распространилась по всей Европе и даже в России. Женщины – жертвы моды вынуждены были спать полусидя, чтобы сохранить подольше творения парикмахеров, о мытье головы речь заходила все реже. Поэтому обратной стороной такой красоты стал педикулез и другие малоприятные последствия.

XIX век

В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго придумал специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре после этого знаменательного события в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество стали соперничать с ручной работой парикмахеров. Например, в 1880 г. была изобретена электрическая машинка для стрижки волос, что поначалу «отняло» часть клиентов у традиционных цирюльников. Но в последствии парикмахеры взяли достижения науки на вооружение, и умело стали использовать их в своих целях.

XX век

Двадцатый век полон находок и изобретений в сфере парикмахерского искусства. Около 1904 г. Шарль Нестле — француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку или так называемый «перманент». В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В двадцатые годы XX столетия стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. изобретение — устройство для плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот. Успех этой техники был подтвержден на конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. А вскоре была придумана и традиционная сегодня химическая завивка волос.

В наше время профессия парикмахера пополняется новыми изобретения с завидным постоянством. Уже никого не удивляет наращивание волос или их ламинирование. Индустрия парикмахерского искусства чуть ли ни каждый день предлагает удивительные технологии по уходу за волосами, необычные техники стрижек. На вооружении современных парикмахеров все достижения науки! И все это для того, чтобы мы с вами выглядели красиво и элегантно.

Запись в парикмахерский зал по тел. 220-97-27

В старину для сушки волос сооружали специальные печки. Сверху к ним крепили расширяющуюся к концу трубу, из которой поступал теплый воздух, но, как правило, смешанный с дымом. Изобретение самого прибора для сушки волос, получившего впоследствии наименование "фен" относят к далекому 1900 году, когда его стали выпускать в конструкторском бюро дортмундской фирмы "Санитас" в Германии. По внешнему виду он напоминал большую консервную банку, к которой была прикреплена стальная трубка и деревянная ручка. (см. приложение 2)

Конструкция напоминала форму слегка измененной лейки. Внутри банки помещали двигатель внутреннего сгорания так, что с его помощью нагревалась внутренняя стальная спираль, а пропеллер выдувал горячий воздух через трубку. Температура его составляла 90 °С, поэтому сушить волосы приходилось на расстоянии вытянутой руки, а более близкий контакт мог привести к непроизвольному возгоранию волос и ожогам. Весил такой фен около двух килограммов, а стоил - 39 немецких марок. По тем временам - это целое состояние. Для сравнения: одно посещение самого роскошного салона красоты стоило около двух марок. Тем не менее, первая пробная партия новинок начала XX века объемом 2,5 тысячи штук была раскуплена за несколько недель.

Первый фен, несмотря на конструктивные дефекты, позволял высушить волосы всего за 5-10 минут, и это дорогого стоило: в то время мытье и сушка были довольно важной проблемой, так как почти все женщины носили длинные волосы. Некоторое время спустя был налажен выпуск портативных фенов. С годами прибор становился легче и мощнее. В двадцатые годы фен весил 850 г, а его мощность составляла 250 Вт. В тридцатые - 500 г, и мощность уже была 550 Вт. Конечно, сейчас такие модели выглядят почти инвалидами.

В СССР практически невозможно было купить фен: счастливицами считались женщины, которым привозили фен из-за границы. Философия советской жизни не предполагала, что женщине необходимо укладывать и сушить волосы каждый день, многие семьи жили вообще "от бани до бани", но при этом советские женщины были и ухоженными, и красивыми.

В восьмидесятые в нашей стране появляются настольные фены "Аэлита" и "Локон", внешне напоминающие увесистую квадратную коробку с отверстием, из которого выходил слабенький поток воздуха: к этому отверстию подсоединялся наплечный шланг, а сверху надевался чепчик. У "Локона" было всего 2 режима - холодный и горячий воздух. В комплекте "Аэлиты" со временем стали появляться насадки-расчески. И это в то время, когда западные бренды вовсю выпускали самые разные фены и фены-щетки.

Кстати, сегодня выпускаются подобные модели, но, конечно, усовершенствованные: например, "Valera 613.01" мощностью уже 600 Вт, с мягким капюшоном, к тому же, с ионизатором. Как говорят обладательницы, такая вещь незаменима для нанесения масок, ламинирования и бигуди.

Многие обладательницы советских фенов жаловались, что они почти ничего не сушили - и немудрено, ведь их мощность составляла около 300 Вт. Нужно было сушить волосы, сидя в определенной позе, почти не шевелясь: стоило наклонить голову - и шланг провисал посередине, "ломался" и тем самым перекрывал движение воздуха. Была, правда, и "продвинутая" советская модель - "Мечта": добротно сделанный фен с набором расчесок в удобном чемоданчике.

Начало девяностых - время появления новых моделей. Российский фен с волшебным названием Фея" и двумя насадками - расческой и зажимом для завивки локонов - с легкостью помещался в сумочку, но сушил волосы очень долго. К сожалению, сегодня в нашей стране практически не выпускают приборов для укладки: наши производители, увы, не только не могут конкурировать с западными брендами, успешно развивавшими технологии на протяжении двадцатого столетия, но и не видят в этом смысла: продукт просто невозможно будет "раскрутить" в той конкурентной среде, которую мы видим сейчас на рынке приборов для волос.

Известно, что советские люди в условиях дефицита проявляли чудеса изобретательности, дабы восполнить нехватку самых обычных вещей. Поэтому неудивительно, что фены настольного типа нередко использовались как обогреватели: встроенные тепловентиляторы позволяли прогреть помещение. Был и другой парадокс: иногда волосы сушили электрическими вентиляторами и даже пытались использовать духовки: фены-то были редкостью.

Историки не могут найти изобретателя бигуди, но скорее всего это было коллективное авторство. Из века в век совершенствовались технологии применения завивки - путем проб и ошибок, а порой даже потери волос.

До появления классических бигуди и завивки с помощью разрядов электричества дамы пользовались папильотками - небольшими жгутиками из ткани или бумаги, на которые накручивались влажные пряди.

Горячая завивка вошла в моду в восемнадцатом столетии. Тогда волосы накручивали даже на раскаленные гвозди. Парики еще долго заменяли модницам естественные волосы (все же жалко свои волосы на гвозди накручивать!), но с появлением электричества появились и первые термобигуди - в виде трубочек, которые заполнялись воском и варились в воде. После восковых бигуди прическа длительное время оставалась прочной.

Первые щипцы для завивки волос изобрел в 1880 годах французский парикмахер Марсель Грато. Очевидно, что ему пригодился опыт древних греков! Форма волос, закрученных способом Грато, называлась "волной Марселя", а у профессионалов прижился термин "ондуляция".

Свою популярность изобретение приобрело только в конце девятнадцатого века, когда щипцы для завивки "марсель" появились в продаже. Укладку делали на сухих волосах, при этом требовалось не менее двух щипцов. Одни нагревали на плите, а в это время манипуляции с прядями проводили другими, уже нагретыми. Трудоемкий процесс отнимал много времени, укладка стоила очень дорого! Вскоре изобретение Грато разлетелось по всему миру, он открыл собственную парикмахерскую в центре Парижа и стал миллионером! Подобная техника пользовалась популярностью в таких крупных городах, как Лондон, Брюссель, Вена, Женева и Санкт-Петербург.

Но завитые волны волос были недолговечны, особенно при влажной погоде.

Вскоре мастера придумали перманентную завивку, способную продержаться на голове барышни до шести месяцев!

В середине тридцатых годов появляются первые беспроводные приборы с терморегуляторами, чуть позже в США разработали методику холодной завивки, а потом стали применять комбинированные методики.

А вот первую плойку - электрические щипцы -изобрел швейцарец Юджин Сутер. Но это было ни что иное, как первая электрическая машина для создания кудрей. Многие историки парикмахерского искусства сравнивают ее теперь с орудием инквизиции. Устройство Юджина тоже напоминало люстру. Это была машина, объединившая электронагреватель и металлические трубы. К 1940 году практически любая женщина имела возможность сделать себе прическу по последнему велению моды с помощью такого устройства. После процедуры завивка держалась очень долго и сохраняла форму даже после многократного мытья головы. Изобретение приобрело широкую популярность, так что его стали применять и мужчины.


Прическа – неотъемлемая часть образа современной девушки или мужчины. Рассказываем, что такое прически, какие они бывают и из чего состоят, а заодно разбираемся, чем отличаются основные парикмахерские термины.

История прически

История прически

Прическа – это форма, придаваемая волосам с помощью стрижки, укладки, завивки или окрашивания. Первые намеки появились еще у первобытных людей, которые вопреки распространенному мнению были вовсе не дикарями с торчащими лохмами. Многочисленные раскопки доказывают, что уже тогда появились первые гребни, а пряди заплетали в косы или закрепляли шнурками и ремешками.

Большой вклад в развитие внесли древние египтяне, которые уже тогда носили парики разной длины. Женщины Египта украшали кончики волос кисточками, а иногда и завивали их с помощью ила и палочек.

Египет

Эпохи сменяли друг друга, а вместе с ними менялись и представления о модных прическах. Так, например, с появлением термина, а в последствии и целого художественного направления «борокко» в моду вошли длинные локоны. Тогда же появились пышные парики из завитых паром волос. Позже в моду вошли варианты с многозначительными названиями «грива», «облако», «пудель», «фонтанж».

Барокко

Классификация причесок

Самая первая и очевидная классификация – по полу. В этой категории выделяется три разновидности:

  • мужские;
  • женские;
  • унисекс.

С мужскими и женскими все понятно – есть ряд причесок, применяемых только мужчинами или женщинами. Унисекс – универсальные, подходящие обоим полам. К унисекс можно отнести, например, стрижку андеркат с коротко выбритыми боками и затылком, и удлиненными прядями на макушке.

Типы причесок по направлению волос:

  • обратные. Представляют собой волосы, зачесанные от лба к затылку;

Обратные прически

  • ниспадающие или ацентральные. Локоны в этом случае укладываются от макушки по направлению их роста, то есть от центра в разные стороны;

Ниспадающие прически

  • концентрированные. Обратные ниспадающему типу, когда пряди укладываются от боков к центру – макушке, как, например, при создании высокого хвоста;

Концентрированные прически

  • передние – все волосы зачесываются к темени.

Передние прически

Отдельно выделяется два вида по назначению:

  • бытовые;
  • зрелищные.

Бытовые

Обычно практичные, за которыми может ухаживать любая женщина. Внутри своего подвида, бытовые имеют собственную классификацию и делятся на:

  • вечерние – такими прическами дополняют образ для похода в ресторан, торжество, ужин;
  • повседневные – подходят для ежедневной носки, неприхотливы в уходе, имеют простую структуру.

Зрелищные

Также есть классификация по возрасту:

  • подростковые. Ориентированы на детей до 16-18 лет. Обычно отличаются спокойствием, лаконичностью, что делает их подходящими для посещения учебных заведений. До 14 лет не рекомендуется делать окрашивание, так как в этом возрасте еще происходит формирование разных систем организма;
  • молодежные. Категория девушек и мужчин с 18 до 30-35 лет. Молодежные стрижки обычно смелые, стильные. Популярны, например, стрижки с выбритыми висками, пикси, разные варианты окрашиваний, в том числе колорирование;
  • взрослые. Для людей от 35 лет и старше – спокойные, не кричащие, подходящие под деловой образ.

Разумеется, возрастная классификация очень условная – границы возраста постепенно размываются и ориентироваться исключительно на возраст не стоит.

Методы создания причесок

Так как прическа – это обобщенное название результата разных манипуляцией с формой волос, не будет лишним разобраться, какими методами этот результат достигается.

Выделяется 5 методов создания причесок:

  1. Стрижка;
  2. Укладка;
  3. Завивка;
  4. Окрашивание;
  5. Косы и другие виды переплетений.

Некоторые источники отдельно выделяют филировку, однако это скорее разновидность стрижки, чем самостоятельный метод создания образа.

Стрижка

Стрижка волос

Стрижки бывают:

  • контрастные. Стрижки с резкими переходами длины. Волосы в разных частях головы укорачиваются по-разному, позволяя девушке или мужчине кардинально изменить внешность;
  • неконтрастные. Более спокойные, с плавными переходами и без резких скачков длинны в разных секторах головы.

Также выделяется два вида стрижек по особенностям процесса:

  • простые – равномерное укорачивание прядей;
  • модельные.

Модельные стрижки тоже имеют внутреннее разделение на:

  • базовые – стрижка, выполняемая в соответствии с техникой – если это каре, то волосы стригутся точно так, как того требует схема;
  • моделирующие стрижки – это коррекция базовой стрижки с учетом особенностей внешности клиента;
  • комбинированные – сочетают в себе несколько базовых стрижек.

Во процессе стрижки парикмахер осуществляет следующие действия:

  • сведение волос на нет – постепенное сокращение длины, при котором в конечной точке волосы имеют минимальную длину;
  • филировка – придание прядям легкости и объема за счет прореживания прядей специальными филировочными ножницами;

Ножницы для филировки

  • окантовка – обработка кончиков волос с целью создания ровной линии;
  • градуировка – стрижка под острым или тупым углом для создания разных переходов длины;
  • стрижка на пальцах – состригание волос выше уровня, зажатого между пальцами парикмахера.

В зависимости от желаемого результата, этапа стрижки и умений мастера, в процессе стрижки применяются:

  • прямые ножницы;
  • филировочные ножницы;
  • бритвы;
  • электрические машинки.

Также могут применятся разные виды зажимов, расчесок и других приспособлений, позволяющих добиться результата – нужной прически.

Укладка

Укладка волос

Укладка может быть:

  • холодной – расческой, руками;
  • воздушной – феном или щеткой;
  • горячей – щипцами, плойками, утюжками;
  • комбинированной – сочетающей несколько других видов.

В зависимости от того, какой способ укладки был выбран, для нее применяются:

  • бигуди;
  • плойки;
  • выпрямители;
  • разные виды расчесок;
  • фены и щетки-фены.

В домашних условиях могут использоваться подручные материалы для укладки – существует масса способов создания локонов и кудрей без плоек и других стайлинговых приборов. В процессе создания также применяются зажимы, заколки, резинки и другие аксессуары в зависимости от желаемого результата и сложности процесса.

Завивка

Завивка волос

Речь в данном случае не о накручивании кудрей на плойку, а о долговременной завивке волос с помощью специальных химических составов. Химическая завивка – один из способов создания кудрявой прически, при которой на пряди воздействуют составом на основе тиоорганических соединений.

Для завивки применяются препараты:

  • щелочные;
  • кислотные;
  • кислотно-сбалансированные.

В результате воздействия на волосяной стрежень, кислоты, щелочи и дополнительные компоненты – аммиак, уротропин, метилцеллюлоза, меняют его структуру, облегчая перемещение кератиновых связей и, как итог – изменение формы завитка.

Также химическая завивка может проводиться двумя способами:

  • прямым. Химический состав наносится на чистые сухие волосы, после чего пряди накручиваются на коклюшки;

Коклюшки

  • непрямой. Чистые влажные волосы накручивают на коклюшки и только потом обрабатывают составом.

Прическа, созданная с помощью химической завивки, держится от 1,5 до 6 месяцев в зависимости от состояния волосяных стержней, используемых составов, соблюдения технологии.

Окрашивание

Окрашивание волос

К окрашиванию волос относится:

  • тонирование – придание волосам оттенка или освежение цвета, возвращения ему насыщенности и глубины;
  • колорирование – придание отдельным локонам или всем волосам яркого цвета;
  • окраска – классическая процедура окрашивания с окислением натурального пигмента;
  • осветление – процедура по приданию волосам оттенка светлее изначального;
  • обесцвечивание – полное удаление пигмента из волосяного стержня;
  • мелирование – осветление или обесцвечивание некоторых прядей.

Окрашивание – один из самых распространенных методов, так как позволяет кардинально поменять внешность и получить долговечный результат.

Косы

Косы, косички – это прическа, основная на переплетении прядей между собой. Существует множество способов плетения косичек, но самые основные строятся на переплетении 3 прядей. В этом случае боковые пряди поочередно переплетаются с центральной.

В процессе адаптации кос, как способа создания прически, появились также косы из 2, 4, 5 и даже 7 прядей, одна в основу всех схем так или иначе ложатся правила классического трехпрядного плетения. Помимо кос также применяются узелки – например, есть популярная прическа «Водопад», основанная на создании узелков.

Для причесок из кос часто применяются дополнительные аксессуары – заколки, резинки, а также искусственные пряди – канекалоны. Яркие цветные волосы помогают добавить объема и длины, а также создать неординарную, смелую молодежную прическу.

Из чего состоит прическа

Каждая прическа состоит из набора элементов, составляющих определенную форму волос.

Пробор

Пробор может быть:

  • прямой – традиционный пробор, линия которого проходит прямо от середины лба до самой высокой точки на макушке и делит все волосы на две равные части;
  • прямой боковой – также не имеет изгибов, но делит волосы на неравные части, так как начинается не от середины лба, а по бокам от центра;
  • фигурный – по-разному выстроенная кривая линия – зигзаг, шахматы. Также фигурный пробор может состоять из нескольких прямых линий и образовывать с их помощью рисунок;
  • полупробор – разновидность пробора, не доходящего до высшей точки головы.

Разные виды проборов

Также проборы могут быть:

  • горизонтальные – волосы делятся горизонтальной линией;
  • вертикальные – соответственно, разделяют вертикальными линиями;
  • радиальные – делит на радиальные, то есть направленные по радиусу, пряди.

Прядь

Прядь – это отделенное от общей массы некоторое количество волос. Пряди отличаются по размеру и выделяются в зависимости от назначения – для мелких косичек выбирают мелкие прядки, для локонов – крупные.

Прядь волос

Локон

Локон – это закрученная прядь, которая приняла новую форму в результате воздействия на нее температур или составов.

Локоны

Волна

Волна – часть прически, составляющая плавный изгиб. Каждая волна имеет кроны – точки, в которых волна меняет свое направление. Ширина крона определяет размер волны – чем шире крон, тем больше волна.

Волна

Различаются волны по отношению к пробору:

  • косые – под углом 45 градусов по отношению к пробору;
  • прямые – параллельно пробору;
  • поперечные – перпендикулярно пробору.

Челка

Челка – коротко стриженные передние пряди, полностью или частично закрывающие лоб. Существует множество разных видов челок:

  • косые;
  • прямые;
  • асимметричные;
  • градуированные;
  • густые;
  • редкие;
  • длинные;
  • короткие и другие.

Виды челок

Начес

Начес – это плотно сбитые пряди, создающие объем. Начес делается с помощью расчески с частыми зубьями и обычно размещается внутри прически. Кроме классического сильного начеса также существует тупировка – слабый начес, когда пряди сбивают не так плотно.

Начес

Пейсы

Пейсы – это длинные неостриженные волосы в височной области. Пейсы являются элементом традиционной прически евреев, однако иногда используются и в современных укладках.

Букли

Букли – это завитые пряди, сложенные кольцами. Термин сейчас практически не используется, но активно применялся при описании причесок в 17-18 веке.

Букли

Вопросы

Популярные вопросы про прически

Ничего не сказано про прически на основе хвоста – хвост не относится к способам создания?

Конечно, относится, но отдельной категорией не выделяется, поэтому оставим информацию в ответе на вопрос:

Хвост – это собранные воедино волосы на затылке или макушке и переплетенные резинкой или другими сдерживающими аксессуарами. Один или несколько хвостов могут быть самостоятельной прической или ее частью.

Почему в некоторых источниках видами причесок называют разные стрижки?

Дело в том, что с появлением многочисленных интернет-изданий возникла путаница в терминах. Разные стрижки – пикси, каре, боб и другие – это не виды причесок, и даже не виды стрижек — это фасоны стрижек.

Прическа – это обширное понятие, куда входит не только подстригание, но и укладка, окрашивание, завивка. Именно поэтому описание видов причесок не может строиться только на одном методе их создания. Правильной с профессиональной точки зрения будет классификация, представленная в соответствующем разделе статьи.

Кудрявый завиток

Пышные кудрявые волосы, упругие локоны, озорные завитки, мягкие волны волос – во все времена волнистые волосы делали прическу более стильной, выразительной. Озорные кудряшки придают облику очарование и романтичность, локоны – законченность изысканной прическе, слегка вьющиеся волосы делают прическу объемной и женственной. Кудрявые волосы от рождения не все люди рассматривают как подарок судьбы. Многие обладательницы кудрявых шевелюр прилагают массу усилий, чтобы выпрямить волосы, сделать их более гладкими и послушными. Однако почти все обладатели прямых волос при создании прически прибегают к завивке – это может быть незначительный штрих на кончиках волос, придающий форму, или пышная объемная шевелюра. В наш просвещенный век мы, завивая волосы, пользуемся щипцами для волос, насадками для фена, термобигуди, прибегаем к химической завивке. Однако в масштабах мировой истории эти незаменимые приспособления и способы завивки появились сравнительно недавно, а локоны и кудряшки украшали головы прелестниц испокон веков.

Древняя Греция

Парикмахерское искусство древнего мира наибольшее развитие получило в Греции. Голову гречанки трудно представить без изысканных завитков и плетений в прическе. Парикмахеры делали прически тщательно и искусно. Волосы завивались на железные стержни, называемые «каламисами», а парикмахеров, выполнявших эту процедуру, именовали «каламистрами». Тяжелые и густые волосы гречанок убирались с особой тщательностью, украшались диадемами, обручами и лентами. Самая популярная прическа В Древней Греции, представляла собой непростую конструкцию: волосы, завитые в локоны, разделялись на прямой пробор, зачесывались назад, собирались в узел и украшались драгоценностями. Те, кто не мог позволить себе услуги каламистра, чтобы добиться модных волн, заплетали влажные волосы в косички, высушивали, потом распускали и укладывали в прическу.

Древний Рим

Замысловатые прически древних римлянок не раз становились объектом шуток и злых эпиграмм. В моде была очень крутая завивка волос, которая еще и сопровождалась начесом. Волосы накручивали на специальные палочки и на горячие железные пруты. Если природной густоты волос не хватало, выручали пышные парики. Мастера-парикмахеры старались перещеголять друг друга в изобретательности и необычности. Крылатая фраза парикмахеров Древнего Рима: «Легче пересчитать желуди на дубе, чем перечислить прически римлянок». Знатные римлянки украшали кудри ювелирными украшениями, женщины низших сословий вплетали в прическу нарядные ткани.

Были в прическах Древнего Рима и африканские нотки. Так голову Мессалины Валерии – жены Клавдия - украшает прическа из волос, заплетенных в мелкие косички, убранные на затылке и декорированная драгоценностями.

Средневековье

Строгое Средневековье – период церковных гонений и инквизиций считает желание человека выглядеть «лучше, чем он есть» крайним греховным проявлением плоти. Но, по-прежнему романтичные локоны – обязательный атрибут прекрасной дамы, ради которой готов на подвиги верный рыцарь. В романе «Тристан и Изольда» воспевается прекрасная белокурая кудрявая Изольда, к которой воспылал страстью Тристан после того, как ласточка принесла ему в клюве волос красавицы. Любовная лирика восхищается струящимися белокурыми кудрями волос, в то время, как женские головы украшает скромное убранство из накидок, платков и чепцов.

XVII-XIХвв.

В природе и в мире все подчиняется законам цикличности, поэтому на смену подчеркнутой скромности причесок вновь возвращается эпоха выразительности и многообразия декора в прическе. С середины ХVII века в Испании зарождается новый стиль – Барокко, который быстро распространяется по всей Европе. Законодательницей моды признается Франция. В парикмахерском искусстве царят сложные объемные прически с обязательными локонами. Накручивались волосы с помощью папильоток и горячих прутьев. Популярна прическа «а ля Фонтаж» - завитые пряди протягивались сквозь ленты и кружево. Название прическе дано в честь имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Как многие знаменитые прически, она появилась случайно – на охоте у де Фонтаж растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восхищение и попросил фаворитку носить такую прическу всегда. Постепенно прическа из мягкой и низкой превратилась в высокую башню – ленты и кружева для прически крахмалили и декорировали.

Стиль Рококо (ХVIIв) уменьшил высоту причесок до более разумных размеров, благодаря «маленькой женщине», любимице Людовика ХV маркизе де Помпадур. Однако пышные кудри и упругие локоны по-прежнему обязательны в дамских прическах.

ХIХ век возрождает культ античности, классицизма, греческий и римский дух. В 20-х гг ХIХ века в Вене возникает стиль Бидермейер – прически из пышных локонов уложены в стиле античной архитектуры. Модницы желали походить на древние статуи. Появляются и довольно короткие прически для женщин – волосы до плеч, обнажающие шею, завитые на концах. Эта прическа называлась «а ля Титус» и появилась в память казненных на гильотине (перед казнью волосы коротко остригали). В целом, волосы укладываются более естественно и просто, однако локоны и кудри – неизменный элемент композиции из волос.

Изобретение современных способов завивки

В 1881 году французом Марселем были изобретены щипцы для завивки волос. А в 1904 немец Шарль Нестле обнародует химический способ завивки волос с применением обогрева. По настоящему популярной химическая завивка становится в 70-е годы ХХ века. В 70-80 гг химическая завивка пользуется огромным спросом не только среди женщин, но и среди мужчин. Упругие локоны на длинных волосах постепенно ушли в прошлое, но пышные кудрявые объемные шевелюры в моде и по настоящее время. С помощью завитка можно воссоздать любой стиль. Возможно, поэтому он пользуется неизменной популярностью во все времена.

Читайте также: