Как плести из конского волоса

Опубликовано: 15.05.2024

Разделы: Технология

Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом.

Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздания.

Привлечение учащихся в творческий процесс, раскрыть творческий потенциал обучающихся на уроках технологии средствами декоративно-прикладного искусства, где конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.

Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике “соруо”. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.

В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

С целью приобщения к национальным традициям, развития творческого потенциала, формирования социальной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с 2003 года в нашей школе был введен кружок работы с конским волосом, с 2009 г. был введен как предмет декоративно-прикладного искусства.

Цель: развитие творческого потенциала учащихся на основе работы с конским волосом

  1. Приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом;
  2. Обучение новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика;
  3. Разработка и реализация индивидуальных или групповых творческих проектов;
  4. Участие в различных выставках, конкурсах, НПК, реализация продуктов.

Возможности работы с конским волосом

На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия.

Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.

Технология работы с конским волосом

На уроках технологии для изготовления изделий, надо постараться использовать бросовый материал, чтобы снизить себестоимость изделия.

Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.

  1. Создание эскиза: определить размер панно; составить рисунок.
  2. Создание панно:
  3. Изготовления деталей – по отдельности: подбор по цвету конского волоса; переборка конского волоса; придаем в пучке форму лепестка; пришиваем лепесток к основе, украшение и окончательная отделка изделий по эскизу;
  4. Сборка деталей по эскизу – окончательная отделка панно
  5. Оформление рамки аппликацией из конского волоса

  1. Подбор по цвету конского волоса;
  2. Переборка конского волоса;
  3. Придаем в пучке нужную вам форму;
  4. Обшиваем мононитью по краям швом “через край”, при желании можем создать выпуклость, стягивая нить;
  5. Украшаем бисером, блестками, стразами по проекту;
  6. Пришиваем мононитью к картине.
  1. Берем конский волос нужных цветов, отрезаем отдельно друг от друга на мелкие кусочки волос;
  2. Рисуем карандашом эскиз на основе.
  3. По всему параметру фигуры намазываем клеем и аккуратно высыпаем конский волос одного цвета.
  4. После сушки отряхиваем излишки;
  5. Рстальную часть рисунка обклеиваем конским волосом другого цвета.
  6. Итак, получаем готовый рисунок из конского волоса.

Занимаясь на занятиях, мы выяснили что, работа с конским волосом дает толчок для новых творческих работ. Мы научились новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика. Результаты участия с представленными творческими проектами на выставках, конкурсах, НПК “Шаг в будущее”, районного и регионального уровня показывают актуальность и практическую востребованность изделий из конского волоса.

Достижения на выставке декоративно-прикладного творчества школьников

  • 2007 г. Грамота за лучшую работу на районной выставке декоративно-прикладного творчества “Радуга Севера”, Попова Наталья 9 кл. г. Мирный. Гобелен “Береза”
  • 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 8 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
  • 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 7 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
  • 2008 г. – участие на 24 Республиканской выставке прикладного творчества учащихся “Радуга Севера”, посвященной 90-летию государственной системы ДОД в России. Сидорова Сардана 11 кл. – панно из конского волоса. “Символ Года Семьи”
  • 2009 г. – диплом 1 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 9 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
  • 2009г- диплом 2 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 8 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
  • 2009г- диплом 3 степени в районной выставке декоративно- прикладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Кычкина Ия 6 кл. гобелен из конского волоса. “Ягодный туясок”
  • Диплом 2 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г
  • Диплом 1 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г.

Участие школьной студии мод “Мичийэ”

  • Участие в 14 молодежном фестивале “Мирный поет о мире”, дипломант студия “Мичийэ” МОУ СОШ №9 им.Р.В.Лонкунова п. Таас-Юрях.
  • 2007 г. – 1 место в конкурсе показе мод национальных одежд среди студий мод – выиграли супер – приз районном ысыахе г. Мирный

  • Модель “Дьоьогой оьуора” ( конский волос, холщовый ткань)
  • Модель “Маленький рыбак” (шляпа из конского волоса, жилет с имитацией сети с рыбками, берестяной туясок)
  • Модель “Ленские столбы” (жилет, шляпа из конского волоса)
  • Модель “Жеребенок” (Шапка, жилет, сумка из конского волоса, берестяное нагрудное украшение).

  • 2006г. – участие в районной НПК “Олонхо – нематериальная культура народа Саха” - Тихонов Алексей ученик 11 класса, диплом 3степени за доклад “Богатырские кони в Олонхо”.
  • 2007г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попов Андрея ученика 10 класса с докладом “Традиционный промысел народа Саха”.
  • 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
  • 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
  • 2008г. – школьная НПК “Сохраним чистые берега детства” с докладом “Конское убранство – чепрак” Соловьева Мария, 10 класс в номинации “Владение содержанием” секция “5-11 классы”.
  • 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Кычкина Ия ученица 7 класса, диплом 2 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Мое творчество с конским волосом”.
  • 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Иванова Галина ученица 11класса, диплом 3 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Сакральное значение конского волоса”.

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.

Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий, не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала учащегося.

Нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.

Конский волос — новая возможность для творчества | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Культ лошади, следы которого сохранились в их мнениях, религиозных обрядах и в поверьях, также указывает на громадную роль, какую сыграла лошадь в прошлом якутов. Якут, сколько бы ни держал рогатого скота, все жаловался, все считал себя бедным; только когда завел один-другой табун коней, начинал говорить: «Ну теперь и у меня есть добро!»; «Кобылы и лошади были когда-то божеством у якутов. Вы видели кобылью голову, что во время свадьбы лежала в переднем углу? Ну, так вот этой самой голове, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом. Они почитали их, потому что ими жили». Жертвы духам самым опасным и могущественным состояли из коней. Эти духи так и называются — «небесный род духов с конным скотом», и в отличие от «подземного — с рогатым скотом». Только второстепенным духам приносят в жертву рогатый скот, веревки и пучки волос, употребляемые в жертву и для колдовства, всегда должны быть конские. Вы видели чтобы чтобы огню в жертву бросали коровью шерсть — всегда конский волос и преимущественно с гривы.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 1

Сравнение девушки с кобылой, а парня с жеребцом считается дозволительным, даже красивым, между тем как сравнение ее с коровой считается оскорбительным. «Конь — животное чистое: куда чище человека! Русские не едят лошадиного мяса, а едят свинину. Конское мясо, жир, потроха считаются у якутов самым лакомым блюдом, а кобылий кумыс самым отменным напитком, вроде меда древних славян.»

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 2

Конский волос для народа применялось в ритуалах. Лошадь с самых древних времён был верным другом и помощником человека. «В старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летом она защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего холода.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 3

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 4

Изредка у мужчин встречались шляпы, которые они сами изготавливали из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда их привозили на продажу в Якутск.
Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она не пропускает влагу, имеет лечебное свойство и параллельно имела магическую защиту от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.
Конский волос имеет самое прямое отношение к декоративно — прикладному искусству.
Конский волос — это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много разных цветовых гамм.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 5

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 6

Сплетая тонкие нити, мастера создают ковры, сумки и даже украшения. И конечно, кроме красоты, полученные изделия обладают лечебным свойством. Ковры, сумки, шляпки и украшения можно сделать из конского волоса.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 7

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 8

Куннэйэ Яковлева все изделия создает своими руками. Ее авторские головные уборы отличаются тонкостью работы. Секреты плетения передала ей мама. «Самое главное для начала работы надо хорошенько обработать материал, то есть промыть хорошо и обсушить, приготовить к работе.»

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 9

Конский волос — это весьма нужный продукт, так что в хозяйстве он пригодится.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 10

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 11

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 12

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 13

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 14

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 15

Из конского волоса изготавливают различного рода щетки — малярные, даже для очистки часовых механизмов, а еще и художественные кисточки. Сита, леска, силки и не забудем про волосяные веревки — это еще далеко не полный список.
Из конского волоса изготавливают полировальные круги и валы, которые используют для шлифовки зеркала, стекол, металла.
Бортовский волос (изготовленный из конского) используют при пошиве верхней одежды.
Крученый конский волос применяем автомобильной, авиационной промышленностями.
Ну а то, что конский волос нужен смычку для скрипки. Волос конского хвоста идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке. Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 16

А так же театральные парики — уж точно порадует любителей искусства.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 17

Работа с конским волосом — один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества и доступностью и экологической чистотой этого материала.


Министерство образования Республика Саха (Якутия)

Мирнинское районное управление Образования

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 им. »

Конский волос – новые

возможности для творчества

Учитель технологии, высшей категории

1. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ

Характер учебных заданий - проблемный, поисковый, творческий;

Занятие 1-2. Работа с конским волосом – один из самых древних технологий изготовления изделий. Ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха, приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом. – (заочно - теоретическая часть)

Занятие 3-4. Ознакомление с традиционными художественными изделиями народа Саха и возможностями работы с конским волосом. (заочно - теоретическая часть).

Занятие 5-6. Способы подготовки конского волоса к плетению. Подбирать и подготовить конский волос к работе и выполнять простейшие узлы плетения. (очно)

Занятие 7-8. Технологические приемы видов плетений – плетение, сучение, прессование, мозаика, валяние. (очно)

Занятие 9. Ознакомление с основами проектной деятельности - возможности для создания композиций; роль цвета и сочетание цветов. ( теоретическая часть)

Занятие 10-11. Самостоятельная работа обучающихся - проектирования при создании своего изделия из конского волоса. (самостоятельная работа)

Занятие 12. Итоговое занятие – выставка работ, рефлексия, итог. (очно)

Занятие 1 Представление лошади у народа Саха и его роли в жизни народа Саха. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления изделий.

Цель: Ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха.


Культ лошади, следы которого сохранились в их мнениях, религиозных обрядах и в поверьях, также указывает на громадную роль, какую сыграла лошадь в прошлом якутов. "Старинный якут, сколько бы ни держал рогатого скота, все жаловался, все считал себя бедным; только когда завел один-другой табун коней, начинал говорить: "Ну теперь и я со скотом, есть и у меня добро!' Намск, ул., 1890 г.). "Кобылы и лошади были когда-то нашим божеством. Ты видел кобылью голову, что во время свадьбы лежала в переднем углу? Ну, так вот этой голове, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом. Мы почитали их, потому что ими жили" (Колым. ул., Енгжа, 1884 г.). Жертвы духам самым опасным и могущественным состоят из коней. Эти духи так и называются — "небесный род духов с конным скотом", и в отличие от "подземного — с рогатым скотом". Только второстепенным духам приносят в жертву рогатый скот, веревки и пучки волос, употребляемые в жертву и для колдовства, всегда должны быть конские. Я не видел также, чтобы огню в жертву бросали коровью шерсть — всегда конский волос и преимущественно с гривы. Пучками конских волос украшают свадебные деревянные кувшины для кумыса, ими украшают кожаный мешок и кожаное громадное кумысное ведро в весенний праздник ысыаха. Ысыах по преимуществу конский праздник, и в старинной хоровой песне его, где довольно подробно описывается дом и древнее якутское хозяйство, где часто упоминается о кобылах и жеребятах, — ничего, между прочим, не говорится о коровах. Столбы коновязей считаются священными, с ними связано счастье дома. "Если эти столбы пожелают кому хорошего, то благословляют за три переезда, говоря: "Пусть живет три человеческих века!" Если кому худого пожелают, то проклинают с девяти переездов, говоря: "Стойте шумя— высыхая, обнявши сухое дерево!". Богатые якуты, переменяя место жительства, не раз выкапывали и увозили с собой эти столбы (Намск, ул., 1889 г.). Нередко подобные столбы, украшенные богатой резьбой, пучками волос и лентами разноцветного ситца, можно встретить на перевалах, на перекрестке дороги — вообще там, где христиане привыкли ставить кресты. Эти столбы ставились в старину на могилах князей и вождей; на некоторых встречаются изображения конских голов. Якут никогда не оставит валяться на земле череп или позвонки лошади, а обязательно подымет их и повесит на кол или сук дерева, что зазывается арангкасты. Все в лошади, по мнению якутов, чисто, изящно, хорошо. Ножкам деревянной посуды, столов, коробок, почетным вешалкам в юрте, на которые раньше вешалось оружие, якуты охотно придают форму кобыльих ног, копыт, голов.

Я не встречал этих предметов в форме голов или копыт рогатого скота. Точно так же сравнение девушки с кобылой, а парня с жеребцом считается дозволительным, даже красивым, между тем как сравнение ее с коровой считается оскорбительным. "Конь — животное чистое: куда чище человека! Вы, русские, брезгуете лошадиным мясом, а едите свинину!"— упрекали меня колымские якуты. Конское мясо, жир, потроха считаются у якутов самым лакомым блюдом, а кобылий кумыс самым отменным напитком, вроде меда древних славян. В старину при постройке юрты главные столбы, служащие ее основою, обмазывались кумысом и лошадиной кровью. В якутских былинах (олонго), в сказках, в песнях конь играет видную роль — он советник, друг, наперсник героя, превышающий его умом, прозорливостью, благородством и скромностью. Часто он является даже заступником за своего господина перед божеством. "Смотри, не отпусти своего коня, а то навеки потеряешь богатырскую судьбу", — говорят добрые боги, даря коня якутскому богатырю. "Сначала бог сотворил коня, от него произошел полуконь - получеловек, а уже от последнего родился человек. " — поясняет легенда (Баягант. ул., 1886 г.). "Коня сотворил Белый Бог Создатель А и-Тангара наравне с человеком; корова вышла из воды", — говорит другое предание (Колымский улус, 1883 г.). Я не знаю воспетого случая о превращении доброго божества в быка или корову, между тем как в олонго Огоннёр дох эмяхсин "Старуха со стариком" рассказывается, как с неба спустилась на землю Создательница Аисыт, — одно из главных якутских божеств, богиня плодородия, обилия, покровительница рожениц и семьи; она спустилась в виде кобылицы "с тридцатисаженной лодкой-хвостом, с семи саженной нежной серебряной гривой, с трехсаженной торчащей холкой стоячими ушами, с ноздрями, как труба, с серебряной трехскладной шерстью, с копытами, подобно гребню, с рябыми глазами, с летней нежной думой-мыслью, окрылившись своими священными гривой и хвостом". Якуты страстно любят лошадей; лишенные лошадей, они тоскую по ним, что заметно в песнях и преданьях дальних северян; глаза их всегда с наслаждением останавливаются на любимых формах, а язык охотно восторженно воспевает их. Я не видел, чтобы якут бил или ругал коня "Кони умны, как люди: нельзя оскорблять их. Ты только посмотри, как они ходят по лугам, они никогда зря, подобно коровам, не топчут, не разоряют копен, они берегут человеческий труд. " — объяснял мне баягантайский якут поведение табунов, бережно обходивших готовые копны на лугах, между тем как рогатый скот постоянно из шалости топтал и разбрасывал их рогами. "Конь — животное с нежными мыслями; он способен оценить добро и зло!" (Баяган. ул., 1886 г.). "Если уж ты говоришь, неужели я тебя не послушаю?"— говорит богатырь своему коню. Подобно арабам, имена и происхождение лошадей, прославившихся чем-либо, население долго сохраняет в памяти и разукрашивает их фантастическими вымыслами.

И так каждый улус, каждая почти известная местность, каждый богатырь и военачальник имеют знаменитых коней. В описании богатства сказочного богатыря всегда на первом месте кони. У Юрюнг Уолана главный жеребец назван Xан-Джарылы, кобыла — Кюнь-Кеделю; хан и кюнь — самые высшие титулы; между тем там же главный бык зовется только "господином" Тоён Тойболу огус, а корова — "месяцем": Ый Ыдалык ынак. По отношению к рогатому скоту не замечается особого поклонения. Добрые герои и божества якутских былин никогда не ездят на быках, повествование, о чем так часто встречается в бурятских и монгольских сказаниях. Наоборот, как это ни странно, на быках ездят по большей части злые персонажи сказок, враждебные якутам. Несомненно, что в прошлом якутов конь занимал такое же центральное и исключительное место, как северный олень у тунгусов и чукчей. Культура рогатого скота явилась впоследствии. Следы этой последовательности отразились даже в языке. Для коней есть специальные названия: ат — конь, атыыр — жеребец, менге — яловая, никогда не жеребившаяся кобыла; для быков и коров нет такого специального названия. Бык (вол) зовется у них "конем-быком", ат-огус, порос — "жеребцом-быком", атыыр-огус; кытарах значит вообще — стародойка. В случае надобности якуты везде применяют к рогатому скоту термины конного скота с оговорками.

Занятие 2. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления изделий у народа Саха.

Цель: Ознакомление с традициями применение конского волоса в жизни народа Саха.

Конский волос для народа применялось в ритуальных и хозяйственных употреблениях. Думается, что чувство любви к коню у якутского народа изначально. Лошадь с самых древних времён был верным другом и помощником человека. «В старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» (Серошевский Якуты. с. 360). А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летнюю жару он защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего, сурового холода.

Ритуальное применение конского волоса в старину

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои
Как писал дореволюционный исследователь и путешественник Ф, якуты изготовляли необходимые предметы и красивые вещи из меха, кожи, железа, дерева, бересты, кости и волоса.

…что, конский волос применяли в ритуальных целях. «… ручка кружки на пирах (чороон) обвязана имеющимися особое значение волосами из лошадиной гривы, связанными в пучок и свидетельствующим о том, что кружка освещена, потому что якуты повсюду считает себя окруженными духами…»

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Конский волос на поплавках в виде приношения.

…якуты, уже из дому запасся пучком лошадиных волос привешенные к поплавке, которые привязывали к сучьям ближайших к перевалу деревьев, посвящают духом и бесом, отчасти слушать к подвязыванию всевозможных приношений.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Народный художник пишет «..Изредка у мужчин встречались шляпы, собственноручно изготовленные из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда иногда их привозили на продажу в Якутск» (Эволюционное развитие якутской одежды с конца столетия до 1920-х годов).

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она влагу не пропускает, имеет лечебное свойство и параллельно была магическая защитная функция от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Кисти (комаромахалка) служащей, как для сметания пыли, да к защите от укуса насекомых, который очищает и освещает человека.

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои

Особое место в традиционной системе обрядности занимали плетка (кымньыы) широкое применение которых в ритуальной практике было обусловлено их высоким семиотическим статусом.

Применение в охоте и рыбалке

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0040.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0039.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0038.jpg

Волосяные сети легки, прочны, быстро сохнут, мало преют и мало заметны в воде. Илим (рыболовные сети), мунха (невод), куйуур (кукла), туьах (петли для уток и зайцев), чарапчы (волосяные очки), мамыл (оленьи веревки), и т. д.

Хозяйственное применение конского волоса

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0042.jpg
C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0033.jpg

C:\Users\НОУТ-ПК\Pictures\Мои сканированные изображения\2012-01 (янв)\сканирование0044.jpg
Изображение 490

Полезные вещи для домашнего обихода. Ситии (веревки для шитья берестяных посуд), сито (большая для мерки, маленькая для молока), чарапчы (волосяные очки), тэьиин (повод), кентес (подпруга), цепочки для часов, для набивки седла, головные уборы.

Занятие 3. Строение конского волоса, его технический состав и физико-механические свойства. Создание современных изделий из доступного местного сырья - конского волоса.

Цель: Ознакомление со строением конского волоса, его технического состава и физико-механических свойств. Приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом в современном виде.

Конский волос – это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм.

Конский волос имеет много особенностей, отличающих ее от других видов шерсти и придающих ей длительно уникальные целебные свойства. Конский волос внутри полый, что обеспечивает ему дополнительные теплоизолирующие свойства и легкость.

Изданном в 1947 году учебнике по товароведению профессора представлена полная характеристика конского волоса.

В отличие от волос других участков конской шкуры волосы хвоста, челки и гривы сменяются не периодически во время линьки, а постепенно, беспрерывно и равномерно в течение всего года и растут в продолжение ряда лет. Такой непрерывный длительный рост и обусловливает их большую длину.

Волосы конского хвоста, гривы и челки состоят из стержня и корня; последний погружен в волосяную сумку кожи. Но так как конский волос снимается стрижкой (а не выдергиванием, как щетина), он обычно не имеет луковиц и корней.

Стержень конского волоса имеет в сечении округлые очертания и цилиндрическую форму. Поверхность стержня гладкая, блестящая. Концы волос обычно слегка расщеплены или оторваны.

В стержне можно различить три резко обособленных слоя клеток - кутикулярный, корковый и сердцевинный.

Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв мало уступает стальной проволоке такого же диаметра. Волос состоит из трех слоев - чешуйчатого, коркового и сердцевинного. Чешуйчатый слой, состоящий из тонких пластинчатых роговых клеток, защищает волос от воздействия внешней среды и придает блеск. Основную массу волоса занимает корковый слой: он-то и придает конскому волосу упругость, гибкость и прочность. В нем также содержатся окрашивающие зерна пигмента. Сердцевина конского волоса развита очень слабо и представляет собой губчатую массу кератина, пронизанную пузырьками воздуха.

Снаружи конский волос обычно покрыт жиром или жирсодержащей грязью.

Из физических свойств конского волоса наибольшее значение для его товарной оценки имеют длина стержня, его толщина, крепость на разрыв, растяжимость, упругость, окраска и блеск.

1. Длина конского волоса, прежде всего, зависит от того, с какого места шкуры лошади он снят. Наиболее длинный волос растет по бокам репицы хвоста, образуя его боковые части; у нестриженых хвостов боковой волос может достигать 100 см и даже более. Несколько короче волос, растущий на верхней стороне репицы хвоста и на ее конце. Волос с гривы по длине резко уступает хвостовому; он редко достигает 50 см. Еще короче волос челки (обычно 10-30 см).

Длина волос на хвосте и гриве увеличивается с возрастом лошади, кроме того, она зависит от породы животного и характера его содержания. На длину снятого волоса сильно влияет и способ стрижки.

2. Толщина конского волоса остается почти неизменной на всем протяжении стержня. Это видно из приводимых ниже промеров (в микронах) поперечника волос хвоста, гривы и челки лошади, произведенных через каждые 5 см, начиная от основания их стержней, в среднем из измерений 25 волос".

Место промеров от основания стержня (в сантиметрах): 0-65

Из этих цифр видно также, что волосы гривы, а тем более челки значительно тоньше волос хвоста.

У полувзрослых лошадей, а тем более жеребят волосы на хвосте и гриве заметно тоньше, чем у взрослых животных. Отмечено также, что у лошадей, содержащихся в конюшнях, волосы хвоста и гривы тоньше и мягче, чем у лошадей, разводимых в табунах.

3. Крепость на разрыв у конского волоса очень велика. Это и дает возможность использовать его на различные технические цели. Такая высокая крепость на разрыв объясняется не только относительно большой толщиной волоса, но и мощным развитием в его стержне плотного коркового слоя при слабом образовании рыхлой сердцевины.

В литературе имеются указания, что один волос из хвоста лошади может выдержать груз весом до 400 г. При пересчете на площадь сечения волос можно высчитать разрывную нагрузку пучка волос с площадью сечения в 1 кв. мм. Она равна примерно 62 кг/мм2. Для сравнения укажем, что разрывная нагрузка стальной проволоки равна примерно 70 кг/мм2.

4. Растяжимость конского волоса также очень большая. В наших опытах по растяжению и разрыву 10-сантиметровых отрезков волос различных категорий были получены следующие результаты (в процентах к первоначальной длине отрезка):

Волосяные и плетёные лески для рыбалки

Содержание:

1. Волосяные лески

2. Плетёные лески

Февраль, март — пора заготовки лес для весеннего ужения и всего лучше приготовлять их самому. В России наиболее употребительны волосяные лесы; причин тому несколько: конский волос легко достать, легко из него ссучить или сплести лесу, волос не гниет и не требует такого частого пересмотра и просушивания, как шелк или пенька, а главное, волосяные лески обладают большей упругостью, чем шелковые. Лесы из него вьются пли рукой пли особой машинкой.

Волосяные лески

Волосяные лесы бывают цельные, без узлов, и связанные из отдельных прясл; как те, так и другие имеют свои недостатки, зависящие, впрочем, от недостаточно тщательного приготовления. Во-первых, они нередко крутятся оттого, что круто свиты; во-вторых, узлы часто развязываются, а если леса без узлов, то бывает, что она несколько рассучится в том месте, где соединены концы двух прясл, и вследствие этого разрывается.

Главные правила приготовления витых или сученых волосяных лес следующие: волос (обыкновенно белый; рыжий, желтый удобен для ужения в травах; черный волос пригоден для ужения со дна, и то, если грунт земли темного цвета) следует брать из хвоста жеребца или вообще сильной лошади, но отнюдь не кобылы; связав весь пучок волос так, чтобы не спутать его, должно вымыть волосы в теплой воде или в щелоке с мылом, затем, сполоснув хорошенько, высушить на солнце (от этого волос делается белее). Сучить следует в разные стороны, т. е. одно прямо влево, другое вправо, и так попеременно связывать их; это делается затем, чтобы раскручивающее движение одного прясла парализовалось движением другого. Прежде чем связывать прясла, должно положить концы их в воду минут на 20 и затем связать двойным рыбачьим узлом; концы каждого прясла накладываются на 4 см друг на друга и завязываются в петлю, которая затягивается как можно крепче. Если же взять два прясла, не намочив их предварительно, то они могут развязаться в первый же раз, как намокнут.

Плетёные лески

Можно сучить волос следующим образом. Берется плоский камень или кирпич в 800 г весом (это для средней толщины лес; для лес в 4—6 волос достаточно и 400 г, а для очень толстых, волос в 18 и более, нужно взять камень в 1,5 или 2,5 кг), обвязывается накрест веревочкой и к ней привязывается крючок из проволоки; такие же крючки вставляют в 2 или 3 гладкие палочки, в карандаш толщиной и длиной в 4 см (вместо этих палочек можно употреблять деревянные палочки). Чтобы свить лесу, напр, в 8 волос, нужно отобрать, по возможности, равные волоски и разделить их, как сказано, в два пучка так, чтобы более толстые концы в каждом были с одной стороны, а более тонкие — с другой. Каждый пучок на обоих концах нужно завязать узлом, на одну из палочек следует положить какую-нибудь тяжесть, а другую взять в руку и, натянув волосы, между двумя ладонями крутить палочку так, как обыкновенно сучат нитки.

Если длина волос уменьшается при скручивании на одну четверть (т. е. если волосы были 53 см, а после кручения уменьшились до 40 см), то это значит, что они уже достаточно скручены. Теперь, наложив тяжесть на одну палочку, чтобы волосы не раскрутились, берут палочку с другими пучком волос и скручивают так, как и первый пучок. Затем берут обе палочки в руки и, держа волосы натянутыми, складывают их вместе. В таком положении поднимают палочки вверх настолько, чтобы камень, к которому прицеплены волосы, приподнялся на 4 см от стола; при этом оба пучка волос станут, вместе с камнем, крутиться в сторону, противоположную той, в которую были скручены каждый пучок отдельно. Когда камень перестанет крутиться, снимите волосы с крючков и свяжите их обыкновенным узлом.

Другой весьма простой прибор для той же цели состоит из двух дощечек с 3 кривыми шпеньками, так что, держа нижнюю дощечку, можно свободно вращать верхнюю. К концу каждого шпенька, загнутого крючком, привязывается один или несколько конских волос с гирей на конце. От вращения верхней дощечки будут закручиваться и самые волосы.

Гораздо прочнее сученых плетеные лесы: они плетутся либо в 3 пряди, т. е. в 3 волоса, 6, 9 и т. д., либо в 4 пряди, т. е. 4 волоса, 8, 12 и т. д. Лесы, плетенные в 4 пряди, красивее, так как они круглые; что же касается до крепости таких лес, то она значительно больше, чем в витых. На лесу, сплетенную в три волоса (из хорошего, разумеется, материала), при некоторой привычке и при хорошем удилище, можно выудить рыбу в 1,2 кг; в продаже эти лесы почти не бывают, а когда бывают, то стоят очень дорого. Описывать приготовление их излишне; всякий, кто желает сплести лесу в 4 пряди (в 3 пряди умеет всякий), может этому научиться у любого шорника или даже кучера, так как этим способом часто плетутся кнуты. Навык же лучше всяких объяснений научит вовремя вплетать новый волос, закреплять надлежащим манером концы и т. д.

Толщина лесок зависит от длины их, качества волоса и той рыбы, для ловли которой предназначается леса. В виде примера предлагаются следующие размеры

Пробабушка Евдокия учила своему мастерству родных и желающих. Она вела кружок «Соруо оруутэ». Сегодня ее ученики признанные народные мастера, хранители традиций. Они достойно участвуют на республиканских, российских и международных выставках.

Поэтому я выбрала тему, которая является творчеством моей семьи, чтобы продолжить их дело. Для начала я взяла работу «Шарики из конского волоса».

Объект исследования : семейное творчество

Предметом исследования является шарики из конского волоса.

Цель: изготовить массажные шарики из конского волоса по технологии валяния.

Изучить историю творчества семьи

Научиться технике валяния

Изготовить шарики из конского волоса по технике валяния.

Издревле скотоводы и охотники Якутии изготовляли из конского волоса циновки, укрвшения, одежду, детские игрушки. Изделия отличались высокой прочностью, обладали лечебными и оберегающими свойствами. Каждая семья передавала секреты плетения из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке.

2. Династие Пинигиных

Пробабушка Евдокия учила своему мастерству родных и желающих. Она вела кружок «Соруо оруутэ». Сегодня ее ученики признанные народные мастера, хранители традиций. Они достойно участвуют на республиканских, российских и международных выставках.

В середине ХХ века многие традиции народного искусства Якутии были полузабыты. Одной из первых в республике возрождать трудоемкое ремесло ручного плетения из конского волоса начала потомственная мастерица из Чурапчинского наслега Евдокия Семеновна Пинигина, зачинатель династии мастеров рода Пинигиных. Она прожила жизнь, полную трудов и забот, и ушла из жизни, непобежденная старосью. Подростком трудилась в колхозе, была бригадиром огороднической бригады, работала на ферме и маслобойном заводе. В годы Великой Отечественной войны, когда на войну ушел муж, спасая от голода четверых детей, занималась плетением циновок из конских волос, камыша, продавала их или обменивала на продукты. Шли годы, повзрослели дети. Движимая к красоте, понимая, что неотвратимо из жизни уходят последние носители традиционной культуры, она, выйдя на пенсию, вновь взялась за полузабытое дело. В основном плела циновки, элементы конской упряжи. Ее произведения по способу плетения, особенностям орнаментики, скупости цветовой гаммы близки работам старых мастериц. Не отступая от старых канонов Евдокия Семеновна изобрела свой метод плетения шахматного рисунка, тактично ввела сюжетные картинки из народной жизни в художественную канву изделия. В декор циновки, выполненной в 1979 году, вплетены архетипические образы национальной картины мира как древо, конь. Рисунок предельно схематичен, простота, строгий цветовой диапазон создают ритмически ясную композицию, пленяющую наивной искренностью, добротностью исполнения.

Чурапчинская земля –территория, где всегда были люди, радеющие о передаче традиций, умений, навыков ремесла от поколения к поколению, чтобы не исчез с лица земли неисчерпаемый источник- народное творчество. Пробабушка Евдокия учила своему мастерству родных, школьников Хадарской школы, где вела кружок «Соруо оруутэ». Сегодня ееученики – признанные народные мастера, хранители традиций. Среди них – дочь Кривошапкина Акулина Семеновна, Седалищева Ольга Егоровна, Давыдова Татьяна Ивановна, внучки Рехлясова Мария Петровна, Пинигина Татьяна Ивановна и другие. Они достойно представляют на республиканских, российских и международных смтрах древнее тякутское искусство, удивляя совершенством техники, завораживающей ритмикой орнамента.

Последовательность изготовления шариков

из конского волоса

Для изготовления таких шариков нужно:

1.-ознакомление с материалом,

2.-очистка (мытье) конских волос,

3.-сортировка по цвету, качеству. Ознакомление с техническим приемом скатывание на ладонях.

4.-работа по технике валяния.

Материалы и оборудование: конские волоса разных цветов, вода, мыло, салфетка.

Ход выполнения работы:

Создание эскиза композиции карандашом на листочке.

Скатывание шариков на ладонях из конских волос намачивая водой с мылом.

Подсушиваем готовые шарики.

Итак, я изготовила шарики из конских волос по технике валяния, которые являются лечебными-массажными. Это одно из моих работ, но работа по конскому волосу буду продолжать. Издревле скотоводы и охотники Якутии изготовляли из конского волоса циновки, укрвшения, одежду, детские игрушки. Изделия отличались высокой прочностью, обладали лечебными и оберегающими свойствами. Каждая семья передавала секреты плетения из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Этим самым я начала продолжение творчества своей семьи, которое идет из поколения в поколение.

Использованная литература

Акимова А.Н. Торут иис кистэлэннэрэ. – Якутск, нац.книжное изд-во «Бичик», 2013 - 32 с.

Аммосова С.С. «Обугэлэрбит угэстэрэ, ойуулара-бичиктэрэ», Якутск – 1989с.

Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ/ Узоры и орнаменты саха. – Якутск: Бичик, 2007 с.

Стручкова П.И. Сахалыкыл, сиэл, сун, кулуhуноноhук. Учебное издание. Гарнитура таймс. Усл. п. л. 11,6. Уч-изд. л. 1,14. Тираж 1000 экз. Заказ №87. 1998.

Читайте также: