Как плести гобелен косичка

Опубликовано: 17.09.2024

• небольшая деревянная рама;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка.


Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).


Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.


Рама с подготовленной основой.

Ткать ковер начинают с кромки, которую, когда ковер готов, подворачивают или распускают. Преимущественно используют светлую шерстяную нить, так же можно использовать нить основы.


Нить утка - специального клубочка - наматывается вокруг пальцев левой руки в маленький клубочек или можно намотать на бабинку (кусочек картона). Клубочек-уток разматывается с начала нити по ходу работы. И так приступаем!


В основе лежит техника, так называемого полотняного переплетения основы и утка.



В левую руку берем клубочек нити. Правой рукой "открываем" первый промежуток длиной около 10 см, "набирая" нити основы снизу, начиная с четной.



А другой проталкивают в образовавшийся зазор уток.



Остающийся в промежутке материал утка - шерстяную или льняную нить - набивают ткацкой лапой или большой тяжелой вилкой.





Затем, поворачивают верхнюю рейку ребром, поднимая тем самым нечетные нити основы, и ведут нить из утка назад. Опять набив нить вилкой, ведут нить в третий раз - в результате получается прямая полоса одного цвета. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - не четные, и так далее.

Нижний край ковра переплетается нитью одного цвета на 3-5 смв высоту. К нему прикрепляется рабочий чертеж - картон, на котором тонкими контурными линиями или в цвете сделан условный рисунок будущего ковра.

В классических гобеленах сравнительно толстая, плотная основа и тонкая нить утков - они полностью покрывают основу и поверхность ковра получается однородно плотной и гладкой. Нетрадиционный подход позволяет разнообразить фактуру, которую получают, используя вместе либо различные материалы, либо различные техники ткачества. В этом случае подчеркнуто грубая и толстая основа употребляется с таким расчетом, чтобы в ковре виднелся и материал основы, придающей ткани своеобразную прелесть. Наряду с традиционными утковыми материалами - шелковыми и шерстяными нитями, употребляются также и другие естественные волокна (лен, кожа, хлопок, пакля, сисаль, манила, джут и т. д.), синтетические волокна, металлическая нить, полоски ткани, нарезанные полосками чулки и многое другое. Материал утка, вплетаемый между основой, может быть как одинаковой толщины, так и разной толщины. Некоторые поверхности - тонкоуточные, иные - гораздо грубее, гладкие поверхности могут чередоваться с ворсистыми; скромная матовая поверхность располагаться рядом с блестящей - из шелка или металла.

В основу фактуры кладется несколько технических решений - разное плетение, чертежи узлов вывязывания, фактура нити.

Виды гобеленовых плетений

- Полотняное плетение (описанное выше).

Современные мастера чаще всего пользуются именно этой техникой, позволяющей выплетать наиболее сложные композиции.


Отличается от полотняного частотой прокладывания утка. Если в полотняном плетении одна нить основы нечетная, одна четная, то в саржевом — обе нити нечетные.





Создает фактуру в виде рельефных столбиков. Образуются они за счет того, что уточная нить оплетает нить основы справа налево и снова уходит вниз под основу. Это довольно трудоемкое плетение, но им можно выполнять весь гобелен или отдельные участки композиции для создания разнообразной фактуры.



Напоминает изначальное вязание. Его используют чаще всего в сочетании с гладким плетением. Нить берут объемнее, чем нить для полотняного плетения, а иногда контрастного цвета. Образуются выпуклые цепочки, с помощью которых можно разнообразить фактуру фона гобелена, можно ограничивать и выделять плоскости. Плетение очень рыхлое, поэтому желательно его сочетать с плотным полотняным плетением. В качестве украшений и дополнений в декоративную композицию гобелена могут быть внесены плетения – двойная коса и тройная коса Они выполняются разноцветными нитями.


Создает впечатление вязаной поверхности.





Первый ряд прокладываем слева на право полотняным способом.

Затем оттягиваем нить основы и обворачиваем нитью утка с изнаночной стороны наружу. Заводим на изнанку и выводим уже к следующей нити основы и снова обворачиваем, уводим назад.

Закончив ряд прокладываем один ряд полотняным. Затем заводим уток за нить основы и выводим через образовавшуюся петлю. Выполняем таким образом ряд. Снова прокладываем полотняным и всё повторяем со второго ряда.

Также можно эту вязку выполнить заворачивая все время в одном направлении.





Создает фактуру в виде рельефных широких столбиков.

Оттягиваем две нити основы и обворачиваем нить утка с изнаночной стороны наружу. Заводим на изнанку и выводим уже через две нити основы вперед. Снова обворачиваем и плетём далее.

- Гиордес. Двойной симметричный узел ( ковровый ).


Создает мягкую ворсистую поверхность.









Заготавливаются небольшого размера отрезки нити.

Пальцами левой руки берем две нити основы, а правой рукой один отрезок. Прикладываем серединой, а концы заворачиваем вниз наружу. Подтягиваем и опускаем вниз. Так проделываем до конца ряда и закрепляем рядом (туда -обратно) полотняного узла. Необходимо это, чтобы ворс не выпал. По завершению работы обстригаем ворс придавая желаемую форму.

- Сене. Полуторный ковровый узел.


Выполняется подобно как и двойной симметричный узел. Только одна сторона обворачивается назад и выводится через верх в середину, а другой конец просто выводится на лицевую сторону.

Способы соединения утка

- Соединение утка между собой.


Этот способ используется в случае, если на эскизе граница двух цветов расположена вдоль нити основы. Цветные уточные нити (одного цвета слева направо, а другого — справа налево) доводят до границы цвета, переплетают друг с другом и возвращают в исходное положение. В следующем ряду действия повторяют.

В результате образуется рисунок с цветными плоскостями, плотно примыкающими друг к другу и имеющими четкие границы цвета.

-Соединение утка на одну нить основы


Также, как и предыдущий, способ связан с границей соединения цветных пятен вдоль нити основы, перпендикулярно уточной нити. Выбирают нить основы, лежащую на границе двух цветов. Нить темного цвета слева направо прокладывают до этой нити основы, огибают ее и возвращают в исходное положение. Затем берут светлую нить, ведут ее справа налево до центральной нити основы, огибают ее и возвращают обратно.

Так, работая поочередно нитями разных цветов, получают плотное соединение двух цветовых плоскостей с волнистой границей между ними.

-Соединения типа палас


Используется чтобы получить четкую линию на стыке двух цветов. Каждую цветовую плоскость выплетают отдельно, не соединяя нити утка между собой. В результате образуются реле (щели) между различными цветовыми плоскостями. Поэтому необходимо помнить, что любое стягивание уточной нити приведет к увеличению размеров реле. В конце работы, сняв гобелен с рамы, реле обычно заштопывают прочной нитью с изнаночной стороны.

- Компенсированное соединение утков


Наиболее полно выделяет фактуру тканой поверхности, используется, чтобы добиться плавных переходов цвета. Нити не соединяются между собой, они вторгаются в соседнюю плоскость цвета наподобие частого гребня. Направление движения нитей в ряду должно быть навстречу друг дру­гу: один цвет слева направо, другой — справа налево.

Практические советы при работе над гобеленом.

- Каждый раз после прокладки нити необходимо спустить ее вниз. Пальчиками пройтись, как по струнам, по нитям основы, чтобы нить утка равномерно легла и не стягивала.

Затем вбиваем вилкой похлопывающими движениями начиная со стороны по направлению хода нити. Свободный край не тянем, держим свободно.

- Необходимо постоянно следить чтобы работа не стягивалась. Следить за расстоянием между нитями основы и проверять ширину всего гобелена.

- Если плетение всего гобелена состоит из разных узлов (египетские столбики, сумаховое плетение, вязка), то необходимо через небольшое количество рядов проплетать полотняным узлом в один ряд (туда и обратно). Для прочности и плотности вязки.

-Если толщина нитей, используемых в одном ряду плетения, разная, то необходимо добирать высоту набирая ряды. Так же можно сложить тонкую нить в несколько слоев до достижения необходимой толщины.

- Добиваясь фактуры изображения и интересности плетения можно использовать несколько видов узлов.

Узлы можно использовать плетя их “наизнанку”.

Заканчивается работа верхним краем полотна, который должен быть одинаковой ширины и толщины с нижним. Сверху вывязывается бердо, которое перед снятием ковра затягивается и тем самым препятствует распусканию нитей утка во время отрезания нитей основы. Перед снятием нити, выводившиеся наружу, срезаются. Нити, хорошо прибитые ткацкой лапой, не могут распуститься. Отрезание основы осуществляют, отступив снизу к шурупам рамы, сверху на такое же расстояние; нити основы по две связывают в изящную бахрому. Ковер растягивают на полу или большой раме и прибивают по краям гвоздями, накрывают мокрой тканью, а через день, когда ткань подсохнет, ее снимают. Освободив от натяжения, подворачивают нижний и верхний края, прячут под них узлы и приметывают, затем через тряпку гладят утюгом. Изделие можно не снимать с рамы и поместить в багет, получив гобеленовую картину.

Изначально во Франции гобеленами называли односторонние ковры, которые ткали вручную, переплетая нити крест-накрест. Позже производство таких ковров стало массовым. Сейчас в технике гобелена изготавливают изящные картины, которые высоко ценятся дизайнерами. Особенно дорого ценится ручной труд. Но совсем не обязательно платить большие деньги, ведь гобелен быстро и просто своими руками можно сделать и в домашних условиях.


Для того, чтобы ткать гобелен нужен ткацкий станок. Конечно, для большинства рукодельниц купить готовый – проблема, ведь найти его сложно и стоит дорого для работы своими руками. Но эту проблему можно решить с помощью простой конструкции из подручных материалов.

Как сделать ткацкий станок для гобелена своими руками?

Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще. Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну.

Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.

Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.

Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:

Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный. В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.

При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.

Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов.

Самый простой способ, который применяют редко – паласовый, его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.

Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих. Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.

Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.

Для начинающих в качестве тренировки рекомендуют сначала сплести несложную картинку, чтобы понять смысл и научиться соединять нити.

Как сплести свой первый простой гобелен дома?

Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко), так же простые соединения по горизонтали.

Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.

Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.

Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).

Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.

Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.

Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:


После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:


Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет более подробно и наглядно изучить процесс изготовления гобеленов, мы подготовили подборку видео уроков:

-Музыка

-Рубрики

  • батик (1)
  • кухня,рецепты (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • акварель (18)
  • аппликация (34)
  • арт-текстиль (46)
  • бижутерия (308)
  • бисер (225)
  • бохо (10)
  • валяние (30)
  • винтаж (5)
  • витраж (1)
  • вышивка лентами (91)
  • вышивка нитками (129)
  • вязание крючком (169)
  • вязание спицами (77)
  • гильоширование (1)
  • гобелен (9)
  • декор идеи (257)
  • декупаж (4)
  • живопись (108)
  • живопись шерстью (12)
  • животный мир (5)
  • иллюстрации (44)
  • иллюстрации книжные (9)
  • канзаши (21)
  • книги по рукоделию (33)
  • кожа (16)
  • лоскутное шитьё (142)
  • модерн (6)
  • мои работы (28)
  • музыка (5)
  • оригами из ткани (2)
  • плетение (38)
  • полезные советы (1)
  • пэчворк (42)
  • развивающие игрушки,текстиль (5)
  • растения (5)
  • рисование (4)
  • роспись (4)
  • справка (33)
  • стили вышивки (42)
  • стили вышивки (4)
  • сувениры (12)
  • сумки разные (90)
  • сутажная вышивка (7)
  • текстильная игрушка (234)
  • текстильный декор (58)
  • техника вышивки лентами (4)
  • ткачество (16)
  • фарфор (13)
  • фетр,игрушки и украшения (21)
  • фоамиран (23)
  • фриформ (11)
  • фэнтези,живопись (6)
  • цветы из ткани (71)
  • шерстяная акварель (1)
  • шитьё (43)
  • Ювелирное искусство (4)

-Поиск по дневнику

-Статистика

гобелен своими руками

 (363x480, 51Kb)

Гобелен - дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои фантазии и способности. Изготовление гобелена требует особой концетрации внимания, сосредоточенности, а также нестандартного взгляда на мир и интуиции. Ткачество - работа трудоёмкая, одновременно воздействующая и на левое и на правое полушария мозга, развивающая как моторику, так и чувство прекрасного. Результат такой работы порой превосходит все мыслимые ожидания.
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

• небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка;
• полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
• полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.


Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили паль

 (400x399, 68Kb)

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму

 (400x397, 66Kb)

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.


 (400x381, 69Kb)

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.


Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

 (400x394, 92Kb)



Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.
Крепление ворса к нитям основы.


 (400x395, 80Kb)

Подстригание ворса после закрепления.
 (400x390, 56Kb)

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.

 (400x394, 84Kb)


Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.
Начало работы новым утком

 (400x355, 62Kb)

Прокидка очередной нити утка
 (400x397, 86Kb)

Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.

 (400x399, 89Kb)


Продевание пасмы сквозь основу.

 (400x375, 71Kb)

 (400x395, 63Kb)

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.
Последний узелок и гобелен готов.

Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.

 (400x402, 71Kb)


Срезание готового гобелена с рамы.

 (400x387, 69Kb)

Оформление краев гобелена бахромой.

 (400x395, 69Kb)

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам

основные техники плетения гобелена:


4023_gob2 (120x90, 5 Kb)

Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка

 (120x88, 6Kb)

Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена

 (120x89, 6Kb)

Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка

 (120x94, 6Kb)

Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры

4 (120x94, 6 Kb)

"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Изначально во Франции гобеленами называли односторонние ковры, которые ткали вручную, переплетая нити крест-накрест. Позже производство таких ковров стало массовым. Сейчас в технике гобелена изготавливают изящные картины, которые высоко ценятся дизайнерами. Особенно дорого ценится ручной труд. Но совсем не обязательно платить большие деньги, ведь гобелен быстро и просто своими руками можно сделать и в домашних условиях.


Для того, чтобы ткать гобелен нужен ткацкий станок. Конечно, для большинства рукодельниц купить готовый – проблема, ведь найти его сложно и стоит дорого для работы своими руками. Но эту проблему можно решить с помощью простой конструкции из подручных материалов.

Как сделать ткацкий станок для гобелена своими руками?

Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще. Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну.

Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.

Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.

Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:

Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный. В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.

При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.

Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов.

Самый простой способ, который применяют редко – паласовый, его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.

Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих. Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.

Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.

Для начинающих в качестве тренировки рекомендуют сначала сплести несложную картинку, чтобы понять смысл и научиться соединять нити.

Как сплести свой первый простой гобелен дома?

Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко), так же простые соединения по горизонтали.

Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.

Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.

Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).

Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.

Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.

Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:


После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:


Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет более подробно и наглядно изучить процесс изготовления гобеленов, мы подготовили подборку видео уроков:

• небольшая деревянная рама;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка.


Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).


Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.


Рама с подготовленной основой.

Ткать ковер начинают с кромки, которую, когда ковер готов, подворачивают или распускают. Преимущественно используют светлую шерстяную нить, так же можно использовать нить основы.


Нить утка - специального клубочка - наматывается вокруг пальцев левой руки в маленький клубочек или можно намотать на бабинку (кусочек картона). Клубочек-уток разматывается с начала нити по ходу работы. И так приступаем!


В основе лежит техника, так называемого полотняного переплетения основы и утка.



В левую руку берем клубочек нити. Правой рукой "открываем" первый промежуток длиной около 10 см, "набирая" нити основы снизу, начиная с четной.



А другой проталкивают в образовавшийся зазор уток.



Остающийся в промежутке материал утка - шерстяную или льняную нить - набивают ткацкой лапой или большой тяжелой вилкой.





Затем, поворачивают верхнюю рейку ребром, поднимая тем самым нечетные нити основы, и ведут нить из утка назад. Опять набив нить вилкой, ведут нить в третий раз - в результате получается прямая полоса одного цвета. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - не четные, и так далее.

Нижний край ковра переплетается нитью одного цвета на 3-5 смв высоту. К нему прикрепляется рабочий чертеж - картон, на котором тонкими контурными линиями или в цвете сделан условный рисунок будущего ковра.

В классических гобеленах сравнительно толстая, плотная основа и тонкая нить утков - они полностью покрывают основу и поверхность ковра получается однородно плотной и гладкой. Нетрадиционный подход позволяет разнообразить фактуру, которую получают, используя вместе либо различные материалы, либо различные техники ткачества. В этом случае подчеркнуто грубая и толстая основа употребляется с таким расчетом, чтобы в ковре виднелся и материал основы, придающей ткани своеобразную прелесть. Наряду с традиционными утковыми материалами - шелковыми и шерстяными нитями, употребляются также и другие естественные волокна (лен, кожа, хлопок, пакля, сисаль, манила, джут и т. д.), синтетические волокна, металлическая нить, полоски ткани, нарезанные полосками чулки и многое другое. Материал утка, вплетаемый между основой, может быть как одинаковой толщины, так и разной толщины. Некоторые поверхности - тонкоуточные, иные - гораздо грубее, гладкие поверхности могут чередоваться с ворсистыми; скромная матовая поверхность располагаться рядом с блестящей - из шелка или металла.

В основу фактуры кладется несколько технических решений - разное плетение, чертежи узлов вывязывания, фактура нити.

Виды гобеленовых плетений

- Полотняное плетение (описанное выше).

Современные мастера чаще всего пользуются именно этой техникой, позволяющей выплетать наиболее сложные композиции.


Отличается от полотняного частотой прокладывания утка. Если в полотняном плетении одна нить основы нечетная, одна четная, то в саржевом — обе нити нечетные.





Создает фактуру в виде рельефных столбиков. Образуются они за счет того, что уточная нить оплетает нить основы справа налево и снова уходит вниз под основу. Это довольно трудоемкое плетение, но им можно выполнять весь гобелен или отдельные участки композиции для создания разнообразной фактуры.



Напоминает изначальное вязание. Его используют чаще всего в сочетании с гладким плетением. Нить берут объемнее, чем нить для полотняного плетения, а иногда контрастного цвета. Образуются выпуклые цепочки, с помощью которых можно разнообразить фактуру фона гобелена, можно ограничивать и выделять плоскости. Плетение очень рыхлое, поэтому желательно его сочетать с плотным полотняным плетением. В качестве украшений и дополнений в декоративную композицию гобелена могут быть внесены плетения – двойная коса и тройная коса Они выполняются разноцветными нитями.


Создает впечатление вязаной поверхности.





Первый ряд прокладываем слева на право полотняным способом.

Затем оттягиваем нить основы и обворачиваем нитью утка с изнаночной стороны наружу. Заводим на изнанку и выводим уже к следующей нити основы и снова обворачиваем, уводим назад.

Закончив ряд прокладываем один ряд полотняным. Затем заводим уток за нить основы и выводим через образовавшуюся петлю. Выполняем таким образом ряд. Снова прокладываем полотняным и всё повторяем со второго ряда.

Также можно эту вязку выполнить заворачивая все время в одном направлении.





Создает фактуру в виде рельефных широких столбиков.

Оттягиваем две нити основы и обворачиваем нить утка с изнаночной стороны наружу. Заводим на изнанку и выводим уже через две нити основы вперед. Снова обворачиваем и плетём далее.

- Гиордес. Двойной симметричный узел ( ковровый ).


Создает мягкую ворсистую поверхность.









Заготавливаются небольшого размера отрезки нити.

Пальцами левой руки берем две нити основы, а правой рукой один отрезок. Прикладываем серединой, а концы заворачиваем вниз наружу. Подтягиваем и опускаем вниз. Так проделываем до конца ряда и закрепляем рядом (туда -обратно) полотняного узла. Необходимо это, чтобы ворс не выпал. По завершению работы обстригаем ворс придавая желаемую форму.

- Сене. Полуторный ковровый узел.


Выполняется подобно как и двойной симметричный узел. Только одна сторона обворачивается назад и выводится через верх в середину, а другой конец просто выводится на лицевую сторону.

Способы соединения утка

- Соединение утка между собой.


Этот способ используется в случае, если на эскизе граница двух цветов расположена вдоль нити основы. Цветные уточные нити (одного цвета слева направо, а другого — справа налево) доводят до границы цвета, переплетают друг с другом и возвращают в исходное положение. В следующем ряду действия повторяют.

В результате образуется рисунок с цветными плоскостями, плотно примыкающими друг к другу и имеющими четкие границы цвета.

-Соединение утка на одну нить основы


Также, как и предыдущий, способ связан с границей соединения цветных пятен вдоль нити основы, перпендикулярно уточной нити. Выбирают нить основы, лежащую на границе двух цветов. Нить темного цвета слева направо прокладывают до этой нити основы, огибают ее и возвращают в исходное положение. Затем берут светлую нить, ведут ее справа налево до центральной нити основы, огибают ее и возвращают обратно.

Так, работая поочередно нитями разных цветов, получают плотное соединение двух цветовых плоскостей с волнистой границей между ними.

-Соединения типа палас


Используется чтобы получить четкую линию на стыке двух цветов. Каждую цветовую плоскость выплетают отдельно, не соединяя нити утка между собой. В результате образуются реле (щели) между различными цветовыми плоскостями. Поэтому необходимо помнить, что любое стягивание уточной нити приведет к увеличению размеров реле. В конце работы, сняв гобелен с рамы, реле обычно заштопывают прочной нитью с изнаночной стороны.

- Компенсированное соединение утков


Наиболее полно выделяет фактуру тканой поверхности, используется, чтобы добиться плавных переходов цвета. Нити не соединяются между собой, они вторгаются в соседнюю плоскость цвета наподобие частого гребня. Направление движения нитей в ряду должно быть навстречу друг дру­гу: один цвет слева направо, другой — справа налево.

Практические советы при работе над гобеленом.

- Каждый раз после прокладки нити необходимо спустить ее вниз. Пальчиками пройтись, как по струнам, по нитям основы, чтобы нить утка равномерно легла и не стягивала.

Затем вбиваем вилкой похлопывающими движениями начиная со стороны по направлению хода нити. Свободный край не тянем, держим свободно.

- Необходимо постоянно следить чтобы работа не стягивалась. Следить за расстоянием между нитями основы и проверять ширину всего гобелена.

- Если плетение всего гобелена состоит из разных узлов (египетские столбики, сумаховое плетение, вязка), то необходимо через небольшое количество рядов проплетать полотняным узлом в один ряд (туда и обратно). Для прочности и плотности вязки.

-Если толщина нитей, используемых в одном ряду плетения, разная, то необходимо добирать высоту набирая ряды. Так же можно сложить тонкую нить в несколько слоев до достижения необходимой толщины.

- Добиваясь фактуры изображения и интересности плетения можно использовать несколько видов узлов.

Узлы можно использовать плетя их “наизнанку”.

Заканчивается работа верхним краем полотна, который должен быть одинаковой ширины и толщины с нижним. Сверху вывязывается бердо, которое перед снятием ковра затягивается и тем самым препятствует распусканию нитей утка во время отрезания нитей основы. Перед снятием нити, выводившиеся наружу, срезаются. Нити, хорошо прибитые ткацкой лапой, не могут распуститься. Отрезание основы осуществляют, отступив снизу к шурупам рамы, сверху на такое же расстояние; нити основы по две связывают в изящную бахрому. Ковер растягивают на полу или большой раме и прибивают по краям гвоздями, накрывают мокрой тканью, а через день, когда ткань подсохнет, ее снимают. Освободив от натяжения, подворачивают нижний и верхний края, прячут под них узлы и приметывают, затем через тряпку гладят утюгом. Изделие можно не снимать с рамы и поместить в багет, получив гобеленовую картину.

Читайте также: