Как падает свет на волосы

Опубликовано: 17.09.2024

Схемы студийного освещения могут включать в себя два, три, четыре или даже больше источников света. Отдельное освещение для волос является частью многих студийных модификаторов для портретной съемки. Но как вам добавить отдельный свет для волос в студийную расстановку? Руководство профессионального фотографа Хиллари Григонис (Hillary Grigonis), которая специализируется на свадебной и портретной фотосъемке, поможет вам уверенно создать свою следующую настройку освещения для волос модели.

Схемы освещения волос

В чем заключается отдельное освещение волос?

Свет для волос - это освещение, которое визуально отделяет волосы от заднего плана. Этот источник света должен быть расположен позади модели и направлен на волосы, создавая эффект ореола. Освещению волос особенно важно уделить внимание, когда цвет волос объекта совпадает с цветом заднего плана, например черные волосы на черном фоне.

Схемы освещения волос

Освещение волос часто является тем самым эффектом, которым не следует пренебрегать. Разницу в съемке легко заметить при сравнении портрета с отдельно освещенными волосами и без этого, причем это не основной свет на фотографии.

Освещение волос может быть непрерывным или же вспышкой

Поместите источник света позади модели, на 60-90 см выше нее - эти две позиции, сверху и сзади, являются наиболее важными. Вы можете менять внешний вид волос, по-разному размещая свет позади объекта съемки. Используйте студийную стойку, чтобы источник света можно было направлять в нужную сторону.

В обоих случаях вы должны направлять свет на волосы, и он не должен падать на другие части портрета. Ладно, немного света, падающего на плечи, - это совсем неплохо, но свет ни в коем случае не должен попадать на лицо объекта.

Схемы освещения волос

Свет для волос также часто называют фоновым освещением (rim light), поскольку его источник расположен позади объекта. Не смотря на то, что они очень похожи, тем не менее, свет для волос все же устанавливается таким образом, чтобы осветить только волосы. Фоновый свет создает эффект ореола или ободок света вокруг всего тела модели. Такое освещение размещается позади объекта или позади и в стороне. Но, в отличие от освещения для волос, его источники не всегда размещаются над моделью.

Работа с освещением волос для создания визуального разделения и бликов

Вы можете захотеть, чтобы свет для волос создавал тонкое отделение от заднего плана, а не более сильный, похожий на ореол, эффект. Убедитесь, что используете низкую мощность осветителя. Помните, что чем мощнее свет, тем сильнее будет эффект "подсвеченности" головы. Но если хотите получить эдакое "ангельское свечение", то это исключительный случай.

Проверьте свой снимок, прежде чем двигаться дальше, и убедитесь, что все волосы выделяются. Если свет покрывает все волосы и слишком сильно освещает объект, это неправильно. Детализация в волосах не должна быть переэкспонирована.

Для источников такого света часто используются модификаторы освещения, чтобы предотвратить распространение света на другие части изображения. Модификаторы позволяют свету воздействовать только на волосы. Некоторые из наиболее популярных модификаторов для освещения волос - это портретные тарелки, шторки barndors, решетки и снуты.

Будьте осторожны, чтобы такой свет не преувеличивал недостатки волос модели. Обратите внимание, что освещение может сделать более заметными проплешины. Модели нужно будет уложить волосы с лаком, если есть подобные проблемы. Этот трюк сэкономит вам множество часов постобработки. Просто поверьте!

Схемы освещения волос

Многие фотографы делают экспозицию слишком яркой. Это становится особенной проблемой на съемке с блондинками, так как у них волосы и без того светлые. Свет для волос предназначен, чтобы осветить их, а не засветить. То есть он не должен перетянуть все внимание зрителя на себя, а лишь подчеркнуть красоту модели. Если ваше освещение слишком яркое, вы просто получите массивную подсветку и никакого эффекта выделенных волос.

Установите для источника света примерно такое же значение экспозиции, как (или чуть меньше), для основного. Различные цвета волос поглощают больше или меньше света, поэтому вы не можете использовать одни и те же настройки. Именно эти маленькие хитрости будут иметь значение.

Схемы освещения волос

Фото SKG с Pexels

Следующая потенциальная проблема с освещением волос состоит в том, что, поскольку источник света находится позади и сверху объекта, луч направлен на камеру. Существует вероятность того, что рассеянный свет попадет в камеру и вызовет блики на объективе, что, в свою очередь, может испортить снимок. Обязательно проследите за этим.

Чтобы заблокировать свет, профессионалы часто используют вышеописанные модификаторы: снуты или шторки.

Общие вопросы об освещении фотографии

  • Какие бывают типы студийных светильников?

Вы можете разместить студийный свет разными способами, чтобы создавать различные эффекты. Каждая позиция имеет свое название, определение и цель.

  • Нужно разобраться с наиболее распространенными типами студийного освещения
  • Ключевой свет или основной свет.
  • Заполняющий свет (нужен, чтобы заполнить тени от ключевого света).
  • Освещение для волос (чтобы подчеркнуть волосы).
  • Фоновый свет (для создания ореола света вокруг края объекта съемки).
  • Боковой свет, размещенный в стороне.
  • Освещение для заднего плана, направленное прямо на фон.

Комбинируя эти студийные источники света, вы можете создавать различные творческие осветительные схемы.

Что такое Kicker Light?

Кикер-освещение или же Kicker light - это тип освещения, которое создает небольшие блики на объекте. Ореол и подсветка для волос являются типами кикера, потому что они создают небольшие блики вокруг объекта и его волос.

Схемы освещения волос

Какова цель заполняющего света?

Заполняющий свет убирает тени, чтобы детали не были затемнены. Вы можете использовать его в студии с другими источниками света.

Заполняющий свет также полезен при съемке на улице для борьбы с провальными тенями, вызванными солнцем. Эта техника может предотвратить появление силуэтов и теней под глазами. Заполняющий свет также может создавать блики в глазах.

Какой тип света визуально отделяет объект от заднего плана?

Свет для заднего плана - это свет, направленный на фон. Освещая его, вы тем самым можете больше выделить объект или же обеспечить чистый белый фон. С модификатором источник заднего света также может добавить градиент, поскольку интенсивность света уменьшается от центра.

Заключение

Схемы освещения волос

Освещение для волос может быть интересным эффектом, который помогает волосам выделиться на заднем плане. Особенно важно уделить ему внимание, если вы снимаете темноволосую модель с темным задним планом. Кроме того, вы также можете создать ореол легкого света вокруг модели.

При создании осветительной установки с подсветкой для волос внимательно отрегулируйте мощность и поработайте с модификаторами, чтобы получить желаемый вид. Экспериментируйте с размещением источника света, так как этот аспект оказывает наибольшее влияние на результат.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Портретное освещение — тонкая наука, в которой много нюансов. Угол, под которым освещается модель, или ее поза могут кардинально повлиять на то, как она будет выглядеть. Советы британского фотографа Джейка Хикса (Jake Hicks) помогут вам освоить приемы и тонкости освещения при портретной съемке. Его статью для наших читателей перевел участник клуба «Российское фото» Сергей Никитин.

Джейк Хикс (Jake Hicks) — редактор и портретный фотограф Великобритании. Джейк стал известен благодаря интересной цветовой обработке и безупречной работе со светом. В этой статье он поделился советами, как избежать наиболее распространенных ошибок и получить портрет, как у настоящих профи.


Фотография является областью субъективного, и, как в любой другой форме искусства, всегда появятся люди, которые согласятся или не согласятся с тем, что я классифицирую как ошибки. Лекции по истории учат нас, что Берлинская стена пала в 1989 году, математики говорят нам, что 2 + 2 = 4. Я же собираюсь осветить пять ключевых явлений в портретной съемке, которые, как я вижу, многие фотографы считают правильными, а я рассматриваю как неправильные.

Расположение бликов

Первая ошибка определяется точно и просто: очень легко определить, совершили вы ее или нет. Это, конечно же, наличие бликов в глазах модели, создаваемых непосредственным отражением от источника рисующего света.


На фотографии слева в глазах модели блики света едва просматриваются; как результат — глаза выглядят более темными, чем есть на самом деле. Опустив источник рисующего света ниже, мы получим кадр, на котором ясно видно, что освещение не только стало более выгодным, но и добавило яркости глазам.

Получив на портрете подобные участки яркости, вы придаете глазам форму, а без них глаза часто выглядят мертвыми и безжизненными. Например, при создании фильмов путем цифрового редактирования подобные блики убираются, чтобы показать смерть персонажа. Свет в глазах определенно является показателем жизни; таким образом, корректное расположение источника света — выше и слегка впереди головы модели — даст правильное освещение и в глаза попадет свет, который даст им возможность рассказать свою историю вспышками бликов.


Блики должны располагаться, если проводить аналогию со стрелками часов, в позициях 10, 11, 12, 1 и 2 часа. Если блики будут находиться ниже — ниже 9 или 3 часов, — значит, мы совершили следующую ошибку — расположили свет слишком низко.

Нижнее освещение

Нижнее освещение — это когда свет падает на модель с нижней относительно камеры точки. Подумайте о фильмах ужасов годов: чтобы показать монстров и плохих персонажей, их в то время просто освещали снизу.


Здесь вы можете заметить, что на левом кадре отсутствует заполняющий свет. Это не обязательно означает, что кадр плохой. Но добавив немного света, мы сможем проявить много подробностей, получив картинку, как на правом кадре. Слишком же яркий заполняющий свет снизу даст нам картинку, которую мы наблюдаем в центре.


Простой маленький софтбокс ниже модели — это все что нужно для небольшого количества заполняющего света.

Совет профи: если вы снимаете группу людей, обращайте внимание на каждого фотографируемого. После снимка мужчины двухметровой высоты для девочки ростом метр шестьдесят необходимо будет соответственно скорректировать яркость рисующего и заполняющего света. Если этого не сделать, то девочка меньшего роста окажется сильнее освещена более близким заполняющим светом и меньше — более дальним рисующим. И угадайте что? Ничего не меняя, вы тем не менее получите кадр с нижним освещением.

Потеря объекта, отделение от фона

Это условная ошибка, так как она в большей степени базируется на предпочтениях и вполне уместна для создания различных эффектов, но, как правило, если вы только начинаете работать со светом, старайтесь ее избегать. Эта световая техника заключается в демонстрации фигуры и формы с помощью тени или отсутствия света.


В этих вариантах схема освещения одинакова, единственное различие — как далеко вы, модель и источник света от фона. Вы видите, как на левом изображении модель почти полностью сливается с фоном, но простое попадание света, освещающего модель, на фон мгновенно проявляет фигуру и формы модели.

Если вы фотографируете модель с единственным источником света (как вариант) и она располагается достаточно далеко от фона, то фон стремится стать полной темнотой, такой же, как неосвещенные части модели. Все, что происходит в этом случае, — визуально фон и теневые участки на модели становятся неразличимы друг от друга и глаз зрителя не может понять, где заканчивается объект и начинается фон. Наиболее часто этот эффект приводит к тому, что модель становится визуально больше, чем есть на самом деле.
Это одна из тех техник, где вы не делаете что-то неправильно, но определенно можете сделать лучше. Если у вас только один источник света, то переместитесь вместе с ним и моделью ближе к фону, так, чтобы фон за моделью стал различим — эффект будет очевиден. Эта техника невероятно действенна и впечатляюще влияет на конечный результат.

И снова ошибка, которой временами трудно избежать, но о которой всегда полезно знать. Базовое правило для меня — всегда использовать чистый свет. Чистый свет — это такой свет, который не кричит: «Эй, посмотри на меня, я использую шесть осветительных приборов!», а заставляет восхищаться моделью и ничего более.


Общее правило — объединить участки теней на лице модели. Иногда это относится вовсе не к постановке освещения, а к позе модели. На изображении выше слева тень от носа отделена от тени на щеке. Визуально это увеличивает размер носа. Достаточно просто подвинуть голову модели, чтобы нивелировать этот эффект.

Если вы хотите понять, что же такое чистый свет, посмотрите на работы автофотографов. Съемка машин, возможно, одна из самых сложных дисциплин в нашей области. Если вы расположите свет в неправильном месте, вы мгновенно потеряете безупречное сияние корпуса, чистоту линий и форму. Мастера съемки машин никогда не используют больше источников света, чем это необходимо, но каждый из них выставляется со снайперской точностью. Я видел, как некоторые мастера скрупулезно и долго выставляли свет с единственной целью — схватить блики на колпаках колеса, но не осветить другие поверхности автомобиля. Они действительно очень упорный народ.

У тех из нас, кто занимается съемкой портретов, обычно нет возможности часами расставлять источники света. Но знать, как будет выглядеть хорошо и почему, — полезно. Один способ сделать хорошо — объединить тени. К счастью, это легче, чем кажется, просто наблюдайте. В примере выше для иллюстрации я использовал один источник света. Каждый добавленный в сцену источник должен анализироваться с подобной тщательностью. Одна вещь, в которой портретные фотографы могут противостоять автофотографам, — это то, что модели часто двигаются, но если мы достаточно умны, мы можем использовать это как преимущество.
На левом снимке вы можете видеть, что тень от носа заканчивается, а затем щеку пересекает освещенный участок, после которого снова начинается тень от щеки. Это то, что я называю неряшливым освещением: оно создает больше отвлекающих элементов, чем необходимо. На другом кадре разрыва между тенями носа и щеки нет — получается единая область тени на лице, это и есть чистый свет. Анализируйте каждую дополнительную тень там, где это возможно, двигайте свет и модель, меняйте ее позы.

Неудачная подсветка волос

Сперва вы должны понять, зачем нужна подсветка волос. Вы можете использовать ее, чтобы добавить немного сияния волосам, акцентировать их форму или создать явное разделение между фоном и объектом съемки. При должном внимании и тщательности подсветка поможет решить все эти задачи. В большинстве моих работ, если только это не специфический снимок со множеством источников подсветки, моя цель — создать четкое разделение между моделью и фоном. Представьте, что у вас темный фон и модель с темными волосами. Легко предугадать, что они будут сливаться. Дополнительная подсветка волос легко решит эту проблему.


Слева — рисующий и заполняющий свет, без подсветки волос. Технически ошибки нет, но немного подсветки для волос добавит дополнительного объема изображению. Когда добавляете подсветку, будьте внимательны, не выносите ее слишком близко вперед, чтобы не создавать нежелательные блики на лице — как на изображении в центре. Немного переместив источник света назад, мы избавимся от бликов, но все еще сохраним подсветку волос.

Ключевой момент для подсветки волос — расположение источника света. В общем случае он должен находиться позади объекта и направляться вперед, по направлению к границе головы. Его следует отдалять ровно настолько, чтобы свет не падал на лицо, кончик носа и губы. Это кажется банальностью, но посмотрите, сколько вокруг снимков, в которых подсветка волос попадает на лицо, создавая ненужную отвлекающую игру света и тени.


Следующий ключевой фактор — это мощность подсветки, и, как правило, я выставляю минимальные значения. Помните, что наша цель — не сказать «посмотри, сколько источников света я использую», а подчеркнуть красоту модели, и в большинстве случаев дополнительные источники света требуют меньшей мощности, чем вы думаете.

Итак, это были типичные ошибки в освещении портретов — они субъективны, и вы всегда можете нарушить правила. Моя позиция — насколько возможно сохранять чистоту и ясность. Добавит ли дополнительный свет какой-то интересный элемент или высветит что-то отвлекающее? Всегда держите это в уме, когда настраиваете каждый осветительный прибор, и все получится!

Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.

Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели с целью создания конкретной формы. Если быть точнее, формы, которая создается благодаря тени на лице. В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:

Свет типа «Петля»

Существуют также приемы освещения «световой полуоборот» и «теневой полуоборот», которые можно использовать с указанными выше схемами.

1. Раздельный свет

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Часто эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъемки мужского портрета. Тем не менее, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому вы можете использовать мои рекомендации в качестве подсказки, пока не научитесь различать схемы света.

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку (расположение источника зависит от лица модели). Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.

2. Освещение типа «Петля»

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.

Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.

4. Освещение «Бабочка»

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (все зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более жесткого света, такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

5. Световой полуоборот

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ Фото, Девушки, Длиннопост, Фотография

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.

В портретном жанре фотографии есть несколько моментов, которые влияют на то, что бы ваш портретный снимок вышел отличным не только в художественном, но и техническом плане. И вот эти моменты: это соотношение освещенности всей сцены, светотеневого рисунка, типа лица и ракурса. В этой статье мы рассмотрим световые схемы с помощью которых можно получать отличные классические портреты.

Светотеневой рисунок это игра тени и света на лице модели, благодаря которым можно получить портрет с изюминкой. Для классического портрета существует 4 световых модели (или световых схемы)

  1. Делящее освещение или боковое освещение
  2. Петлевое освещение
  3. "Рембрандтовское" освещение
  4. Освещение в стиле "Бабочка"

Помимо этого существуют так называемые «короткие» и «широкие» типы освещения, однако это не отдельные схемы, а скорее стили, но обо всем по порядку.

1. Делящее освещение или боковое освещение.

Если свет на лицо попадает сбоку, получается так называемое боковое освещение. Благодаря этому освещению удается разделить лицо на две равные части, одна из которых находится в тени, а другая освещена. Применяя подобную схему можно получить в конечном результате драматический портрет, например, музыкант или художник за работой. Также к подобному методу прибегают во время съемки мужчин, но это не значит, что только мужчины могут стать объектами подобной методики. Всегда в своей работе нужно использовать девиз, что в мире фотографии нет жестких ограничений и правил. На рисунки ниже изображена световая схема.

Чтобы применять подобную схему, источник света располагается по отношению к модели под углом в 90 градусов. У каждого человека свой тип лица и свои пропорции, поэтому источник света нужно пробовать ставить ниже или выше, левее или правее. Каждый раз фотограф должен смотреть на результат, подходит он ему или нужно искать другой вариант. Если боковое освещение выставлено правильно, то на теневой стороне лица свет должен попадать исключительно на глаз. Если же свет осветил еще и щеку, тогда источник света в обязательном порядке нужно отодвинуть назад. Бывает, что и это не помогает, все равно щека остается освещенной, значит, для данного типа лица такой свет вообще не подходит.

Что такое блик?

Обратите внимание на эту фотографию, на глазах ребенка, отражается источник света, это и есть блик. Если приглядеться то можно увидеть форму источника света, который использовался для съемки этого портрета.

Увидели, что это пятно на самом деле шестиугольник с темным центром? Это шестиугольный софтбокс который был надет на вспышку при съемке. Именно блики придают жизнь глазам, без бликов глаза смотрятся мертвыми и безжизненными, поэтому смотрите, чтобы хотя бы один глаз имел блик!

2. Петлевое освещение

Под петлевым освещением подразумевает освещение, которое отражается от определенного препятствия и попадает обратно на лицо модели. Благодаря такому виду освещения от носа модели освещение образует тень, а эта тень уже простирается до угла рта. Чтобы получить идеальное петлевое освещение, источник света ставиться несколько выше над уровнем глаз, при этом должен быть угол в 30-45 градусов от точки съемки. Более точное положение источника света будет зависеть от лица модели, поэтому нужно учится читать лица людей!

Если вы внимательно посмотрите на эту фотографию, то сразу заметите как падает тень, так же на нем видно небольшие тени от носов молодоженов с левой стороны лица. Ставить освещение необходимо таким образом, чтобы тень от носа лишь слегка ложилась. Не нужно источник света задирать слишком, в таком случае может появится странная длинная тень, а сами блики исчезнут. Данная схема весьма популярна и проста у большинства фотографов.

На этом рисунке показана петлевая схема освещения, черный фон это задний план состоящий из деревьев, солнечный свет падает из-за деревьев на модели, но сами деревья остаются в тени. Отражатель белого цвета, расположен слева от моделей и отражает падающий от солнца свет обратно на лица моделей. Напомню, что отражатель должен располагаться под углом 30-45 градусов к фотографу и чуть выше уровня глаз моделей. Очень частая ошибка это расположение отражателя ниже уровня глаз, это дает некрасивые тени на лице.

4. "Рембрандтовское" освещение

Следующую схему называют рембрандтовской, т.к. великий художник Рембрандт в своей работе очень часто ею пользовался. Такое освещение образует перевернутый световой треугольник на щеке теневой стороны лица объекта съемки. В отличие от петлевого освещения, где тень от носа и щеки не соприкасаются в Рембрандтовском освещении они смыкаются образуя треугольник. Это видно на его автопортрете выше. Для создания этой схемы поместите осветительный прибор под 45 градусов к оси "камера - портретируемый" и поднимите источник света достаточно высоко, так, чтобы свет падал на лицо под углом в 45 градусов. При постановке света убедитесь, что на глазу теневой стороны лица есть блик, в противном случае глаза буду казаться безжизненными. Рембрандтовское освещение более драматично по сравнению с петлевым.

Свет должен располагаться немного выше головы, чтобы тень от носа падала на щеку образуя треугольник. Данное освещение работает, не для каждого типа лица, если у человека маленький нос или плоская переносится, такого эффекта трудно будет достичь.

4. Освещение в стиле "Бабочка"

Если поместить основной источник света сверху прямо за камерой, то форма тени которая создается под носом будет в виде бабочки. Получается что фотограф находится под источником света. Данная съемка часто используется для fasion и гламурной съемки для создания тени под щеками и подбородком, так же подходит для съемки пожилых людей т.к. такая схема в отличии от других меньше всего подчеркивает морщины.

Как говорилось выше источник света устанавливается над камерой чуть выше уровня глаз модели, иногда дополнительно размещают отражатель прямо под подбородком, в основном модель держит его сама. Такое освещение лучше подходит для моделей с узким лицом и выделяющимися скулами, для людей с более округлым лицом лучше использовать петлевое освещение. Для данного освещения не подойдет свет из окна и отраженный свет, здесь лучше использовать мощный направленный источник света, как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение это не столько световая схема, насколько стиль освещения. Любая из освещенных выше схем может быть выполнена с широким или коротким освещением.

Широкое освещение, это освещение, при котором лицо модели слегка повернуто от центра и освещена сторона лица которая ближе к камере. При этом освещенная часть лица имеет большую площадь по сравнению с теневой стороной. Иногда такое освещение используется для съемки портретов в "высоком ключе". Такое освещение делает лицо модели шире, отсюда и название, поэтому его используют для моделей с узкими лицами. Для людей имеющих широкое лицо применение такого ощущения нецелесообразно.

Для того, чтобы создать широкое освещение, необходимо лицо модели повернуть от источника света. Нужно помнить, что освещать нужно ближнюю к камере сторону лица.

Короткое освещение

Здесь все с точностью наоборот, освещать нужно дальнюю сторону лица. Данное освещение часто используется для съемки портретов в "низком ключе" и делает лицо визуально уже, что подходит для людей с широкими лицами.

Разворачиваем модель так, чтобы лицо было обращено к источнику света. Тень в свою очередь будет падать на обращенную к камере часть лица.

Подведем итог

Старайтесь видеть и создавать каждую схему освещения, если вы этому научитесь, тогда вы сможете свободно использовать их в своей работе. Очень важно сразу видеть Изучайте лица людей, чтобы понять какая световая схема лучше подойдет тому или другому человеку, тогда вы сможете создавать в портрете настроение и показывать модель с наилучшей стороны.

Конечно гораздо проще работать со световыми источниками, когда их можно передвигать, но все немного сложнее, когда источник света солнце или окно, поэтому важно уметь двигать модель по отношению к источнику света.



В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет жестких и простых правил, это как слегка расстроенный инструмент или пересоленный ужин. Опытным фотографам подобные вещи могут показаться очевидными, но новички часто их не замечают.

Я также должен упомянуть, что, как и любой другой вид искусства, фотография – субъективная сфера, поэтому всегда найдутся люди, которые согласны или несогласны с моей классификацией «ошибок». Лекции по истории рассказывают о том, что Берлинская стена пала в 1989, математики учат что 2 + 2 = 4. Мы называем это фактами. Но в мире искусства все не так жестко ограниченно и не так просто.

Конечно, есть ситуации, в которых можно пренебречь «правилами» по художественным причинам, но, если вы хотите достичь коммерческой планки, стоит обратить внимание на обсуждаемые в статье темы, так как я уже не один год учу портретных фотографов работать в студии. Мои ученики, прислушавшиеся к советам, заметили значительное повышение платы за съемку.

Можете прислушаться или нет, но, если избегать подобных недостатков при работе с клиентами (и, если они сами не являются фотографами), вы гарантированно сумеете увеличить свой доход.

1. Блики

Этой ошибки очень легко избежать, если вы знаете, что искать. Ее также нетрудно заметить на готовой фотографии. Конечно же, это отсутствие бликов на глазах. Блики появляются благодаря прямому отражению основного света. Если они есть, значит, вы придаете глазам форму. В противном случае глаза будут выглядеть пустыми и безжизненными.

Я видел, как при съемке фильмов пользуются компьютерной коррекцией, чтобы убрать блики с глаз, подчеркнув тем самым смерть персонажа. Блики – несомненно, мощный показатель жизни, поэтому, если расположить свет над головой модели и немного отодвинуть его вперед, вы получите правильно освещенное лицо, а глаза приобретут блеск.


Если представить настенные часы, то блики должны появляться на отметке 10, 11, 12, 1 или 2. Когда они получаются ниже 9 или 3 часов создается подсветка снизу, являющаяся еще одной ошибкой.


Глаза на этой фотографии выглядят очень темными и безжизненными, так как на них не падает свет. В результате нет никаких бликов.


Здесь же мы имеем четкие, заметные блики, а лицо модели стало менее угрожающим.


Есть много причин, по которым не удается получить блики на глазах, но обычно это происходит из-за того, что модель смотрит вниз либо лампа расположена слишком высоко.


Снизив высоту лампы так, чтобы она была прямо над камерой, вы получите достаточно света и глаза приобретут нужный блеск.

2. Подсветка снизу

Подсветка снизу случается, когда относительно камеры лампа расположена под субъектом. При съемке фильмов ужасов 60-х, если требовалось сделать монстра или существо более страшным, его освещали снизу. Причина в том, что мы привыкли видеть окружающих людей, когда свет падает сверху. Мы выходим на улицу и солнце освещает нас с высоты, а когда заходим в помещение, то попадаем под свет ламп на потолке.

Это настолько укоренилось в нашем визуальном восприятии мира, что освещение лица с любой другой точки автоматически дает мозгу сигнал о том, что что-то не так. Хоть это до боли очевидно и мало кто будет пытаться осветить модель снизу, я все еще часто встречаю подобную проблему, когда фотографы решают использовать заполняющий свет.

Эффект подсветки снизу проявляется, если заполняющего света больше, чем основного. Я постоянно вижу эту ошибку, причем часто ее совершают даже профессионалы. Не так давно корпоративный руководитель одной или лидирующих компаний-производителей камер выложил портретный снимок с ужасной подсветкой снизу. Поэтому ошибаются не только энтузиасты.

К счастью, проблему легко решить. Просто убавьте мощность лампы, используемой для создания заполняющего света. Да, это всё. Достаточно убавить яркость. На практике, если вы неуверены, стоит сделать несколько тестовых снимков с разной мощностью лампы, а затем взять за стандарт оптимальный снимок. Очень легко выбрать лучший кадр, когда они расположены рядом.


На этом снимке заполняющего света нет. Это вполне неплохой кадр и отсутствие заполняющего света намного лучше, чем его излишнее обилие.


Здесь я включил лампу для заполняющего света. Если расположить две фотографии рядом, станет очевидно, насколько неудачно выглядит эта. Однако, в процессе работы этого можно не заметить, поэтому будьте осторожны.


Для последнего кадра я значительно сократил мощность. Если бы вы не видели исходный снимок, то даже не заметили наличие дополнительной лампы. Вот такой вид нам всегда нужен.


Обычный небольшой софтбокс на полу – все, что было нужно для добавления небольшого количества заполняющего света.


Совет: Если вы поочередно фотографируете нескольких людей, например, делаете серию портретов для компании, уделяйте внимание каждому человеку. Если сначала нужно сфотографировать 2-метрового мужчину, а затем 1,6-метровую женщину, соответствующим образом отрегулируйте и передвиньте обе лампы. В противном случае дама будет намного ближе к заполняющему свету, чем к основному. Угадайте, что из этого получится? Ужасный эффект подсветки снизу просто потому, что вы не поменяли положение света.

3. Отделение модели от фона

Этот пункт можно оспорить, и он больше основан на предпочтениях. Я видел, как хороший результат получается в обоих случаях, но в качестве правила, если вы только начинаете работать с освещением, лучше этого избегать. Суть техники заключается в том, чтобы показать фигуру и форму при помощи тени или отсутствия света. Например, если фотографировать модель только с одной лампой и поставить ее слишком далеко от фона, то фон наравне с затененной стороной лица будет очень темным.

В таком случае фон и теневая сторона становятся визуально неотличимы и глаз не может понять, где заканчивается субъект и начинается фон. Очень часто это приводит к тому, что в кадре модель кажется больше, чем на самом деле. Такая техника не обязательно является ошибкой, но можно достичь и лучшего результата.

Если у вас всего один источник света, поставьте модель и оборудование ближе к стене, позволив свету рассеяться на окружающее пространство и сделав фон ярче. Это очень простая техника, которая становится очевидной после объяснения, но при этом она эффективна и кардинально меняет эффект, особенно если у вас всего один источник света.


Такое освещение не является технической ошибкой, но с ним практически невозможно увидеть разделение между моделью и фоном. Это не очень хорошо.


Этот снимок намного сильнее визуально выделяется, а модель выглядит привлекательнее за счет контекста, создаваемого фоном.


Вот так выглядит расстановка для более темного фона. Лампа и модель расположены на значительном расстоянии от стены, поэтому в итоге получается намного меньше деталей.


Иногда, чтобы улучшить снимок не нужно больше оборудования, достаточно разумнее использовать имеющиеся инструменты. Таким образом, с аналогичной расстановкой и освещением можно создать совершенно другой снимок. Просто переставьте модель и лампу ближе к стене и позвольте свету рассеяться, создав приятный фон.

4. Тени

Эта ошибка малозаметна и зачастую от нее трудно избавиться, но о ней всегда стоит помнить. Мое основное правило освещения состоит в том, что всегда нужно стремиться создать «чистый свет». Чистый свет не кричит «эй посмотрите, я использую 6 ламп», он дополняет модель и ничего более.

Помните, я ранее говорил о добавлении заполняющего света? Он намного улучшил снимок, но при этом остался почти незаметным. Вот что я называю чистый свет.

Если вам нужен пример самого чистого света, можете спросить об этом автомобильных фотографов. Качественная съемка машин – одна из самых сложных для освоения дисциплин в нашей сфере. Если неправильно расположить лампы при освещении, блестящая поверхность корпуса мгновенно потеряет четкие линии и форму. Автомобильные фотографы никогда не используют лишние лампы, а те, что имеются, расставляют с абсолютной точностью. Я видел, как некоторые размещают лампы, чтобы блики появились только на колесном колпаке, но ни в коем случае не на корпусе машины. Эти ребята очень терпеливые!


Чтобы научиться создавать «чистый свет» нужно немного больше времени, ведь поначалу не совсем понятно, что именно мы ищем. Для начала обратите внимание на тени на лице модели. Здесь видно, что тень от носа не сливается с тенью на щеке. Из-за этого нос визуально кажется больше.



Это очень простая расстановка, призванная продемонстрировать, что проблема становится намного очевиднее при использовании таких источников жесткого света, как тубусы.


Стоит упомянуть, что зачастую даже не нужно корректировать положение ламп. Достаточно попросить модель слегка изменить позу. Например, я попросил ее повернуть голову дальше от лампы, чтобы объединить тени. Либо она могла, наоборот, повернуться ближе к свету и тогда все нежелательные тени исчезли бы.

К счастью, получить правильные тени намного проще, чем кажется. Нужно только следить за этим. Для примера выше я использовал одну лампу, чтобы доказать свои слова, однако, каждый дополнительный источник света должен быть расположен с равной скрупулезностью. Одна общая черта портретных и автомобильных фотографов – наши субъекты часто двигаются, но при разумном подходе это можно применить себе на пользу.

На снимке выше я сконцентрировался на тени от носа. Очень хорошо видно, что тень заканчивается, потом на щеку падает свет и появляется тень от скулы. Я считаю такое освещение беспорядочным и создающим больше отвлекающих элементов, чем нужно. Когда я попросил модель немного повернуть голову вправо, зазор между участками тени исчез. Это создает ощущение единого затененного участка и именно такое освещение я называю «чистым».

Конечно, я так само мог попросить ее повернуть голову влево и убрать тени вообще. Такой вариант также можно было бы назвать чистым светом.

Это кажется мелочью, но представьте ситуацию, когда у вас одновременно установлен заполняющий свет, лампа для освещения волос и фоновый свет. В такой ситуации освещение очень быстро станет неряшливым и неуклюжим.

Обращайте внимание на дополнительные тени и, если возможно, регулируйте освещение, чтобы их избежать, а еще лучше попросите субъект сменить позу или место.

5. Неправильное освещение волос

Размещение ламп для подсветки волос – еще один пример ситуации, когда все выглядит хорошо, пока тебе не покажут, что это может выглядеть лучше. Для начала вы должны знать, зачем собираетесь подсвечивать волосы. Пытаетесь ли вы подчеркнуть форму прически или просто хотите четко отделить субъект от фона? Всё это логичные причины и при небольшой доле внимательности хорошее освещение может помочь в достижении нужных целей.

Большую часть времени, если это не специфическая съемка с акцентом на прическу, когда нужно расставлять несколько ламп для дополнительной подсветки, моя основная цель – создать четкое разделение модели и фона. Представьте, что в студии темный фон, а у модели очень темные волосы. Вы быстро заметите, как они сливаются. Простым решением в такой ситуации станут дополнительные лампы.

Теперь, когда мы знаем, зачем нужна подсветка волос, как же сделать все правильно? Первый шаг – расположение ламп. Это очень важно, так как нужно менять их расстановку для разных субъектов. В качестве начального правила можете запомнить следующее – лампа должна быть за спиной и направляться вперед, будучи повернутой к краям головы.

Далее, следует размещать лампы достаточно далеко, чтобы свет не попадал на лицо и не создавал бликов на кончиках носа или губ. Это может звучать очевидным, но обратите внимание на то, как много снимков имеют подсветку волос, создающую неприятные блики, которые отвлекают от черт лица. Спросите себя: «какая фотографий выглядит лучше – та, у которой есть много бликов на лице или та, у которой их нет?» Ошибка станет невероятно очевидной, но вы удивитесь тому, насколько много профессиональных фотографов ее допускают.

Еще один ключевой фактор – мощность ламп. Я обычно стараюсь использовать минимальное количество света. Помните, съемка со вспышкой никогда не работает по принципу «смотри как много ламп я использую». Свет должен дополнять субъект, поэтому зачастую дополнительные источники освещения имеют меньшую мощность, чем вы можете предположить.


На этой фотографии у нас классическая расстановка основного и заполняющего света. Так же, как в секции о нижней подсветке, здесь имеется немного заполняющего света, который смягчает тени под челюстью, но волосы выглядят плоскими.


Здесь я поставил две лампы за спиной модели, и они направлены на камеру. Из-за этого на снимке появляется много лишнего. Да, мы осветили волосы, но, помимо этого, получили множественные блики, отвлекающие внимание.


Здесь я отрегулировал только лампы подсветки волос. Разница очевидна. Мы придали волосам форму и детальность, но избавились от нежелательных бликов на лице.


Это – классическая простая расстановка до добавления ламп для подсветки волос.


Мы хотим сделать волосы объемнее и детальнее, поэтому добавляем пару ламп. К сожалению, вместе с подсветкой волос мы осветили лицо модели, так как лампы слишком близко.


Заключение

Вот и они, типичные ошибки при освещении. Я считаю, что их очень легко избежать, если создать правильный свет. Повторюсь, это все довольно субъективно и всегда есть случаи, когда можно пренебречь «правилами» освещения. Однако, если вы только начинаете или просто чувствуете, что вашим навыкам чего-то не хватает, эти 5 советов однозначно помогут.

В начале статьи я также упоминал о коммерческой ценности моих советов. Я редко это делаю, ведь фотография – это форма искусства, а у искусства довольно мало правил. Но я заметил, что эти правила стали значительной частью начального курса по освещению, который я проводил для новичков, поэтому решил о них рассказать.

Все фотографируют по разным причинам, но профессиональные фотографы редко делают снимки для других фотографов, поэтому нужно держать в голове клиентское видение «отличного» кадра. Конечно, если вы хотите удивить своих друзей в Instagram, они не будут обращать внимание на блики или тени, ведь можно назвать это «художественным стилем». С другой стороны, если вы фотографируете на заказ, освещение должно быть идеальным. Возможно, клиент и не сможет объяснить почему отсутствие бликов делает глаза модели безжизненными, но он больше не воспользуется вашими услугами.

Знайте своих клиентов и снимайте соответствующим образом. Моя философия – сохранять свет как можно более чистым и задавать себе такие вопросы, как «создаст ли дополнительная лампа интерес?» или «может, этот блик будет отвлекать?» Помните об этом, когда работаете со светом и все будет отлично.

Читайте также: