Как определить левша или правша по волосам

Опубликовано: 17.09.2024

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-то сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Ведь именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети стараются выполнять новые для них действия так, как учат их взрослые и подражая им. «Возьмите ложку в правую руку», — учит детей воспитательница в детском саду, и дети обычно безропотно выполняют ее указание. Так происходит насильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили.

Существует несколько вариантов определения рукости.
Есть отдельные тесты — пробы, которые традиционно используются для определения леворукости. Например, переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Правда, несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Еще один известный тест — «поза Наполеона» :— скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще хлопают обеими ладошками.

Очень информативны и интересны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, менее выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Учитывая, что скорость движения и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки. Для оценки скорости можно использовать число постукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число касаний ручкой плоскости листа при постукивании за 10 секунд.

Однако наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников. Опросники для определения рукости очень разнообразны, но практически все они содержат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой рукой человек пишет легче, красивее, затем — какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, раздает карты, забивает гвоздь, держит расческу и т.д.
Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, поэтому исследователи предпочитают оценивать рукость у детей в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко и точно.

Французская исследовательница М. Озъянс предложила следующий набор проб для определения рукости. Полный набор состоит из двадцати заданий.
1) Завинтить крышки на бутылках.
2) Зажечь спички.
3) Разрезать бумагу ножницами.
4) Вставлять стержень, иголку в небольшие отверстия пуговиц, бусин, геометрических фигур.
5) Почистить обувь щеткой.
6) Намотать нитку на катушку.
7) Перелить воду из одного сосуда в другой.
8) Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9) Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10) Сложить мелкие предметы в узкий цилиндр.
11) Разложить (раздать) карточки (карты).
12) Проколоть дырочки (5—6 укалываний).
13) Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14) Продеть нитку в иголку.
15) Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16) Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
17) Достать бусинку ложкой из стакана.
18) Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19) Закрыть, открыть молнию на сумке.
20) Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озъянс советует выбирать для ребенка следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик. В этой сокращенной батарее тестов используются в основном бытовые действия, требующие ловкости и точной координации движений. Важно, что все они непривычны и не натренированы, что позволяет получить более надежное представление о превосходстве одной руки над другой.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых важных условий. Во-первых, тестирование проводится один на один с ребенком. Во-вторых, обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». В-третьих, исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка. В-четвертых, все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка.

Отечественные исследователи для определения рукости часто используют батарею тестов, предложенную М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским, состоящую из следующих заданий.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. При анализе рисунков будут отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание —- «Построй колодец из палочек (спичек)». Ведущая рука — та, которая используется более активно.
Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.
Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор). Ведущая — более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.
Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу». Как ведущая, оценивается рука чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении тестов ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».

Казалось бы, все очень просто. Однако, нередко все бытовые действия ребенок может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические» левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши бытовыми правшами. Есть дети — амбидекстры (не проявляющие явного предпочтения правой руки, одинаково владеющие и правой, и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при выборе руки для письма. Оно показывает, как важно вовремя, еще до начала активного обучения письму, правильно определить ведущую руку. От взрослых требуется внимание и терпение, умение во всех случаях с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. Если на этом этапе у вас возникают трудности и сомнения — обратитесь к специалистам.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Все это будет проявляться и в высших психических функциях ребенка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды.

Еще более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения, а именно: генетически закрепленную леворукость, патологическую леворукость, вынужденную леворукость. Леворукие дети не однородная группа и трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности развития леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких | детей как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких — тем более, так как значительная часть леворуких детей имеет факторы риска и нарушения в развитии, а значит они будут более чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий — будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы.

Малыш уже правильно держит карандаш, ловко управляется с ложкой, но делает все это левой рукой. И перед родителями встает вопрос: как быть с этой привычкой?

Все мы хорошо знаем, что люди делятся на правшей и левшей, в зависимости от того, какую руку они предпочитают использовать в своих основных действиях. По данным статистики, левшей значительно меньше, чем правшей, их всего 10-17%.

Всемирный день левшей впервые был отмечен 13 августа 1992 года в Великобритании по инициативе британского Клуба левшей. В этот день левши всего мира стремятся привлечь внимание производителей товаров к необходимости учитывать потребности леворуких людей.

Существуют различные теории, объясняющие леворукость. Среди них, пожалуй, наиболее научно обоснованные – это наследственная и компенсаторная.
Наследственная. Вероятность рождения левши у родителей-правшей – 2%, если один родитель левша – 17%, если оба родителя левши – 46%.
Компенсаторная теория объясняет леворукость поражением головного мозга, которое может развиться как во время беременности и родов, так и в течение жизни. Дело в том, что за действия и ощущения правой половины тела отвечает левое полушарие головного мозга, а левой половины тела – правое полушарие. Соответственно, при повреждении левого полушария, его функции берет на себя правое, поэтому более ловкой и активной становится левая рука.

Хорошо или плохо быть левшой? В разные времена и в разных странах ответ на этот вопрос звучал по-разному. В европейских странах длительное время леворукость воспринимали достаточно негативно. Это отражено в терминологии: левшей в английском языке называли «sinister», что в переводе с латинского – мрачный. Во французском языке левша ‒ «gauche» (левый, неловкий). В немецком «links» обозначает слева, «linken» – обманывать. Правый традиционно считается правильным, правое дело, правда. Да и в нашей стране прилагательное «левый» нередко обозначает что-то некачественное. В то же время у инков левшей называли «льоке» (имеет положительный смысл), и наделяли особыми духовными способностями.
К сожалению, в нашей стране леворукость долго считали чуть ли не болезнью, левшей переучивали вплоть до 1985 года. Этим многие исследователи объясняют большую склонность левшей к невротическим расстройствам, депрессиям.

В последние десятилетия отношение к левшам изменилось.
Детей перестали переучивать писать правой рукой. Появились магазины, торгующими товарами для левшей, что, безусловно, помогает людям лучше адаптироваться, реализовывать свои способности. Собственно о способностях левши хотелось бы рассказать отдельно.
Дети-левши очень эмоциональны, часто наделены художественными способностями, обладают прекрасным музыкальным слухом. Они склонны к абстрактному мышлению, легче справляются с несколькими задачами одновременно.

Недаром среди левшей много знаменитых людей. Это ученые Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Иван Петрович Павлов; художники Рафаэль, Пабло Пикассо, Микеланджело; актеры Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро, Анджелина Джоли; политики и полководцы Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Фидель Кастро и многие другие.

Как правильно воспитывать леворукого ребенка?
В этом нет ничего особенного. Просто учтите опыт предыдущих поколений родителей и не повторяйте их ошибок.
Не переучивайте ребенка на правую руку. Будьте терпимее, ведь левши часто более эмоциональны, обладают повышенной настойчивостью. Нужно объяснять ребенку, что левшей очень много и это обычно, ни в коем случае не противопоставлять другим детям.
Организуйте для ребенка удобный стол, возможно, понадобится приобрести специальные канцтовары для левшей. Поощряйте его достижения и творческие способности.

Согласитесь, что подобные пожелания применимы к любому ребенку, не важно, левша он или правша, ведь самое важное – дать родительское тепло и заботу своему малышу, радоваться вместе с ним жизни и поддерживать!

В каком возрасте у ребенка формируется ведущая рука? Почему малыша, который вдруг переключился на левую руку, стоит отвести к неврологу? Какие проблемы преследуют левшей, и все ли стереотипы о них правдивы? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Ольга Войтехович.


Леворукость и левшество — в чем разница?

— Какую роль в работе организма выполняют правое и левое полушарие мозга?

— Про какую-то особенную и отдельную роль говорить нельзя. Оба полушария одинаково важны. Но я понимаю, откуда взялся такой вопрос.

В обществе широко распространилась концепция доминирования одного из полушарий. О ней часто говорят. Эта концепция была разработана в 1864 году французским хирургом, этнографом и анатомом Полем Брокка. Он обнаружил, что артикуляционный центр речи локализуется в левом полушарии, то есть в полушарии, противоположном ведущей руке (у правшей). Этот и некоторые другие факты, которыми располагала тогда наука, привели ученых к выводу, что за все доминирующие психологические функции отвечает левое полушарие, а за второстепенные — правое полушарие. Однако они ошибались. Дальнейшие исследования внесли коррективы в данную теорию.


Сегодня концепция устройства мозга звучит по-другому: каждое полушарие является ведущим для определенных психических функций. Каждое! То есть, действительно какими-то чуть больше управляет одно, другими — другое, но оба они вносят свой специфический вклад в целостное поведение.

К примеру, для зрительно-пространственных функций доминантным является правое полушарие. Но если человеку предложили не привычный знакомый ему материал, а нечто новое, то тут уже необходимо включать в большей степени анатилические способности и тогда за работу примется левое полушарие, так как это его профиль. В общем, все зависит от нюансов.

— Какую часть населения занимают левши, а какую правши?

— По разным данным от 5 до 15% жителей планеты являются леворукими и менее 1% — амбидекстры.

Почему данные по левшам так рознятся? Скорее всего, это происходит из-за того, что в разных странах по-разному относятся к переучиванию левшей (кода детей заставляют писать правой рукой).


— Чем отличается леворукость от левшество?

— Левшество более широкое понятие, чем рукость.

Рукость — термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и других занятий.

Левшество — левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Возможно, многие не знают, но у человека есть не только ведущая рука, но и ведущая нога, ухо, глаз и так далее.

Существует достаточно серьезных тестов на определение левшества, в том числе и медицинские. Но по крайней мере для себя можно сделать много любопытных открытий, если выполнить несколько упражнений.

1. Сложите руки одна на одну, как любил делать Наполеон. Обратите внимание, какая рука сверху. Далеко не всегда это та же рука, которой человек пишет.

2. Похлопайте в ладоши. Отметьте, какая ладонь сверху.

3. Прислушайтесь, как тикают наручные часы (пусть даже и воображаемые). Скорее всего, прислушиваться вы будете ведущим ухом.

4. Посмотрите в воображаемую подзорную трубу. Обычно подносят ее к ведущему глазу.

5. Положите ногу на ногу. Ведущая сверху.

По собранным данным уже можно сделать предварительный вывод. По крайней мере, вы удивитесь тому, что ведущими могут оказаться части тела разных сторон.

Более серьезное профессиональное тестирование обнаружило:

  • Левшество слуха (ведущее левое ухо) — у 20-30% населения;
  • Левшество ноги (ведущая нога левая) — у 36% населения;
  • Левшество зрения (ведущий левый глаз) — у 19% населения;
  • Леворукость — всего лишь 5%.

Что на самом деле очень интересно. Ведь природа допускает больше разнообразия в других конечностях и системах, по сравнению с рукостью.

Гениальность левшей никак не подтверждена

— Какими могут быть причины левшества?

— Это большая загадка. На сегодняшний день никаких особых причин не выявлено. Теорий выдвигается множество. Более-менее логичным мне кажется, утверждение, что это генетическая особенность, потому что действительно у левшей с высокой долей вероятности рождаются дети-левши.


Некоторые ученые утверждают, что у неандертальцев, процент левшей был тот же, что у современных хомосапиенсев. Не знаю, как исследователям удалось выяснить этот факт, но тем не менее, если до сих пор в процессе эволюции природа не вытеснила левшей, значит человечеству эти люди необходимы.

— Говорят, у левшей есть множество отличительных особенностей и даже преимуществ. Может поэтому они несут какую-то определенную миссию?

— Долгое время, и правда, активно обсуждался данный вопрос. Но реальных доказательств слишком мало. Я бы назвала такие утверждения мифами.

Люди могут быть более талантливыми, умными, быстрыми, сообразительными чем другие независимо от того, какой тип профиля у них преобладает. Нет данных подтверждающих, что среди гениальных людей соотношение праворуких и леворуких отличается от основной популяции. Хотя из-за необходимости адаптации неудобному миру и вынужденному поиску решения разных задач, креативность у таких людей действительно может быть на высоком уровне. Но это результат постоянный тренировок мозга, а не врожденная особенность.

Единственное преимущество заметно в спорте. Ведь леворукий противник — непростой противник. Он способен нанести неожиданный удар или забить гол с неожиданной стороны. Поэтому если тренерам попадается такой спортсмен, они всегда обращают на него внимание.

Ведущая рука формируется еще до рождения

— А как насчет того факта, что левши чаще страдают психическими расстройствами?

— Да, действительно. Не намного, но чаще. Кстати, левши чаще мучаются и от бессонницы. Такой факт тоже существует.

С другой стороны, подумайте сами: левши живут в мире правшей и постоянно испытывают в связи с этим определенный стресс. Дверные ручки, тетради на кольцах, бытовая техника, рабочие инструменты (например, бензопила), многие музыкальные инструменты, игровые джойстики и даже кухонные ножи — все это производится для правшей. И левшам приходится либо искать товар на заказ, либо справляться с тем, что предлагают. Это одна из причин стресса, да и физических травм леворуких.


— К какому возрасту у ребенка формируется ведущая рука?

— Возможно, вы удивитесь, но право- или леворукость можно определить уже к 15 неделе беременности. Ведь даже на УЗИ можно заметить, что ребенку больше нравится сосать пальчик конкретной руки и определенное положение тела, больше повернутое в правый или в левый бок. Это означает, что при рождении ребенок уже определил ведущую руку.

В обычной жизни родители начинают замечать преобладание какой-то из рук, как правило, к 2-3 годам. К 4-летнему возрасту обычно сомнений у родителей уже не остается. Хотя некоторые детки иногда не спешат показывать мамам и папам свои предпочтения. Они пробуют мир и каждый раз делают это иначе: то одной, то другой рукой. Просто из-за интереса.

— Правда ли, что у леворуких детей распространены проблемы с развитием речи?

— Это не всегда так. Прямой взаимосвязи нет. Из собственного опыта скажу, что детки левши действительно намного чаще появляются у меня на приеме. Но проблемы у них очень разнообразные и связаны не только с речью. Они чаще нуждаются в помощи.

Однако при адекватном сопровождении все сложности у таких детей очень быстро уходят, и они могут даже опережать сверстников

Переучивать левшей нельзя

— Какие сложности иногда возникают у детей-левшей?

— Может немного притормаживать развитие зрительно-пространственного восприятия. Им труднее адаптироваться к школе, все по той же причине сложности приспособления к миру праворуких. Педагоги могут столкнуться с проблемой зеркального письма у таких учеников (хотя, данная особенность встречается и у правшей).

— Почему левшей нельзя переучивать?

— Можно научить ребенка писать правой рукой, но изменить асимметрию мозга нельзя. К чему все это приведет: мы так и не разовьем у него ведущую руку. Неведущая рука никогда не станет главной, просто научится писать. У ребенка, скорее всего, будет некрасивый почерк, он будет быстрее уставать, легче раздражаться и вообще понесет колоссальные энергетические и эмоциональные затраты. Стоит ли оно того? Таким образом родители собственноручно открывают ребенку дверь к неврозам.


— Как помочь маленьким левшам легче адаптироваться к миру?

— Если у родителей появились подозрения, что их малыш левша, особенно, когда он вместо привычной правой вдруг все начинает брать левой рукой, первое, что необходимо сделать — показать ребенка неврологу для исключения гипертонуса мышц.

Нередко бывает, что в правой руке тонус повышен и ребенок просто выбирает ту руку, которой легче оперировать. Изменение мышечного тонуса может быть вызвано заболеваниями и повреждениями на разных уровнях нервной системы.

Если невролог говорит, что все хорошо. Значит, просто делаем вывод, что ребенок левша, поэтому нужно постараться сделать его мир более комфортным.

Сегодня все же преподаватели не настаивают на переучивании. Родителям стоит обратить внимание на ассортимент товаров для письма, предназначенных специально для левшей. Существуют адаптированные прописи для левшей, клавиатура для компьютера и другие аксессуары.


Рабочая зона дома у ребенка тоже должна быть адаптирована под его особенность. Свет от окна на тетрадь должен падать не слева, а справа. Предметы должны располагаться так, чтобы ребенку было удобно. Если вы замечаете проблемы в развитии речи или письма и/или другие трудности в обучении обратитесь к логопеду и/или нейропсихологу. Эти специалисты помогут ребенку преодолеть проблемы, исходя из его особенностей.

Как определить, левша или правша ваш ребенок

Часто родители, увидев, что малыш делает что-либо левой рукой, тут же одергивают его, ругают и переучивают. В сознании многих леворукость ассоциируется трудностями в обучении, плохим почерком или даже с болезнью. Однако психологами давно доказано, что левшество – это врожденная особенность человека, которая мало влияет на его успешность в будущем. В свою очередь переучивание ребенка часто приводит к серьезным проблемам. Давайте разберемся, что же такое леворукость и праворукость, как определить ведущую руку малыша и в чем особенности обучения левшей и правшей.

Левши и правши: как мы ими становимся

Долгое время ученые пытались понять, почему некоторые из нас хорошо владеют левой рукой, а кто-то правой (если и те, кто с детства одинаково владеют обеими руками). Только в конце 20 века удалось установить связь между работой мозга и телом: полушария головного мозга управляют противоположными частями тела. У леворуких людей доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, креативность и интуицию. У правшей, наоборот, доминирует левое полушарие мозга, отвечающее за логику.

Левши и правши: как мы ими становимся

Примерно 10% всех людей на планете составляют левши. Уже в детстве они практически все делают левой рукой: берут ложку, пишут, держат игрушки, вырезают и т.д.

У переученных людей леворукость может проявиться в стрессовой ситуации, где необходимо быстрое вмешательство. Например, если такой человек увидит, что падает ваза, скорее всего, он рефлекторно попытается поймать ее именно левой рукой.

В каком возрасте начинает проявляться леворукость?

В раннем возрасте у детей обычно одинаково активны обе руки. Также нередки случаи, когда в возрасте 2-4 лет малыш сначала некоторый период времени больше использует правую руку, а потом какое-то время – левую. Такая смена связана с развитием ребенка и формированием его мозга. Исследования показали, что леворукость или праворукость формируется у ребенка к 4-5 годам. Именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на то, как кроха орудует своими руками, чтобы правильно подойти к подготовке ребенка к школе.

Тесты на определение ведущей руки ребенка

Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи. Кроме этого существует ряд тестов на определение ведущей руки малыша.

Задания на определения ведущей руки должны быть преподнесены исключительно в игровой форме. Создайте благоприятную для малыша атмосферу и следите, чтобы ребенок не переутомлялся, иначе результаты тестирования могут быть неверными.

Тесты на определение ведущей руки ребенка

Вот какие задания можно дать малышу, чтобы определить правша он или левша:

Мелкая моторика:

Крупная моторика:

Повседневная жизнь:

  • Почистить зубы;
  • Полить цветы;
  • Застегнуть молнию;
  • Помыть посуду.

Результаты тестирования будут гораздо точнее, если ориентироваться на те действия, которые ребенок ранее никогда не выполнял.

В чем особенность левшей?

В чем особенность левшей?

Многие левши гордятся своей уникальностью – и не зря. Так как у левшей лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, из них получаются замечательные художники, музыканты, писатели. Эти люди отличаются развитой фантазией и креативностью, которая помогает им находить нестандартные решения в трудных ситуациях. Кроме того у леворуких людей хорошо развито пространственное мышление и память. Многие левши становятся отличными спортсменами, ведь соперникам бывает непросто предугадать их действия (особенно в боксе, фехтовании, теннисе). В характере левшей часто присутствуют такие черты, как эмоциональность, импульсивность и ранимость, они любят находиться в центре внимания.

Рекомендации родителям левши

Рекомендации родителям левши

В детском саду и школе у леворуких детей бывают проблемы. Но зная, как найти подход к ребенку и помочь ему, можно легко преодолеть все трудности. Вот некоторые советы для родителей левшей.

  • Не переучивайте малыша, так как это может отбить у ребенка всякое желание учиться.
  • Воспринимайте левшество как особенность и уникальность, а не как что-то неправильное. Донесите это и до ребенка.
  • Обсудите Ваше отношение к ситуации с педагогом, очень важно, чтобы в школе или саду ребенка не заставляли писать правой рукой.
  • Если учитель снижает оценку из-за плохого почерка или наклона букв, обязательно побеседуйте с ним или директором.
  • Приобретите для ребенка канцелярские принадлежности для левшей (ножницы, ручки, линейки и т.д.). Чтобы малыш при письме не размазывал чернила рукой, можно купить специальную ручку со стойкими чернилами.
  • При нападках на ребенка со стороны сверстников, объясните ему, как он может постоять за себя. Установите с ним доверительные отношения, больше общайтесь.

Выводы

Выводы

Для того чтобы правильно подойти к процессу подготовки ребенка к школе, необходимо знать, какая рука у него ведущая. Существует множество способов определить, левша или правша Ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш чаще пользует левой рукой, чем правой, не стоит воспринимать это как его недостаток. Только от Вас зависит, будет ли Ваш ребенок активно развиваться в соответствии со своими особенностями или же превратиться в правшу с множеством комплексов и неврозов. Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой творческий потенциал. Мы открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Левши: взгляд с другой стороны мозга

Содержание:

  • Кто такие левши?
  • Леворукость: наследственность или болезнь?
  • Леворукость и здоровье
  • Преимущества леворукости

13 августа — Международный день левшей. Когда-то, в 1992 году, британский Клуб левшей предложил отмечать эту дату, демонстрируя окружающим секреты «левосторонней» жизни. Праворукие люди иногда даже не представляют, что это такое — быть левшой в «правостороннем» мире. MedAboutMe поздравляет всех леворуких людей и разбирается в причинах и последствиях их природного дара.

Кто такие левши?

Левши: взгляд с другой стороны мозга

В современном мире лишь 42% людей — ярко выраженные правши. 48% — амбидекстры, изначально готовые к работе обеими руками. И, наконец, самая редкая категория людей — левши, которых в среднем насчитывается 10%. Известно также, что среди мужчин левши встречаются чаще.

Интересно, что и левши, и правши не всегда пользуются исключительно ведущими руками — все зависит от целого ряда факторов: от конкретной поставленной задачи, а также от социальных или религиозных общественных установок. Например, когда считалось, что левшой быть неправильно (как когда-то в Китае, России), детей переучивали еще на ранних этапах развития, что приводило к значительному падению доли левшей в обществе — в отношении письма и приема пищи. Но многие другие задачи, на которые общество не обращало внимания, левши выполняли так, как им было удобнее. Поэтому, если ориентироваться по пишущей руке, то частота встречаемости левшей в разных странах находится в пределах от 2,5 до 12,8% (по данным других исследований, ориентированных на другие параметры — 7-11,8%, 3,3-26,9% и т. д.).

Леворукость: наследственность или болезнь?

Левши: взгляд с другой стороны мозга

10% — это много, очень много. Левши уже существовали 35 тысяч лет назад, еще во времена неандертальцев. И раз леворукие дети так часто рождаются и в наши дни, значит, они зачем-то нужны человечеству. Теорий на эту тему существует множество. Например, простое объяснение: леворукость дает преимущество в драке — если конечно противник праворукий. Теория посложнее: сохранение полиморфизма функциональности рук — это еще один способ эволюции поддерживать разнообразие нашего вида. Наконец, есть теория, объясняющая праворукость, как результат развития речи, которая связана с жестами, что привело к разделению функций головного мозга. Ну а леворукость, в таком случае, остаточное явление, так сказать.

Какие факторы сегодня выделяют ученые?

  • Наследственность.

Совершенно точно, что значимую роль играет наследственность. У праворуких родителей намного реже рождаются дети-левши. А вот если оба родителя — леворукие, то вероятность того, что у них появится дите-левша, составляет 30-40%. Причем чаще леворукие дети рождаются, если отец — правша, а мать — левша, но не наоборот. Это значит, что наследование сцеплено с полом, и влияние материнских генов — сильнее.

  • Особенности внутриутробного развития.

Есть версия, что некоторые факторы могут определять доминирующую сторону ребенка еще в утробе матери. Известно, что в 9-10 недель плод уже демонстрирует одиночные движения рук с «правильной» стороны. То есть, 75% будущих младенцев двигают правыми конечностями, 12,5% — левыми, а оставшиеся 12,5% — то левыми, то правыми (будущие амбидекстры, не иначе). С 15-й недели плод начинает сосать большой палец доминирующей руки. А с 38-й недели голова ребенка повернута в доминирующую сторону, относительно его тела.

По мнению некоторых ученых, пренатальные гормоны оказывают существенное влияние на ЦНС плода, а значит, и на здоровье ребенка. Например, если у матери повышен уровень тестостерона, то это увеличивает риск аномального доминирования — то есть, леворукости. Объясняется это следующим образом: левое полушарие ребенка созревает чуть позже, чем правое, и поэтому оно дольше находится под влиянием повышенного тестостерона. Это приводит к замедлению роста нейронов в нем и ослаблению его способностей. Существует даже теория Гешвинда-Бехана-Галабурда (недоказанная), связывающая высокий тестостерон у матери, леворукость, а также дислексию, нарушения иммунной системы и иногда встречающуюся необычную талантливость таких детей — как компенсаторный механизм.

Наконец, есть версия, согласно которой, если ребенок — левша в силу наследственности, то он просто более чувствителен к тестостерону во время внутриутробного развития. А уже это является причиной различных нарушений нервной и иммунной систем.

  • Многоплодная беременность.

Среди близнецов левши встречаются чаще, причем независимо от того, являются они однояйцевыми или нет. Возможно, это связано с особенностями внутриутробных условий в данном случае.

  • Заболевания центральной нервной системы.

Существует спорное утверждение, что люди могут становиться левшами при некоторых патологиях нервной системы, развившихся в раннем детстве. Данная теория основана на статистике, которая гласит, что среди пациентов с эпилепсией, шизофренией, задержкой в развитии, умственной отсталостью и другими патологиями ЦНС, левши встречаются в 2 раза чаще, чем в среднем по популяции. Такие болезни рассматриваются как «переключатель» организма на леворукость — в некоторых случаях.

Не удалось доказать следующие теории:

  • причиной леворукости являются стрессовые события, перенесенные матерью во время беременности.
  • леворукость может развиваться в результате родовой травмы и гипоксии головного мозга;
  • левши чаще рождаются у первородящих матерей в возрасте 39 лет и старше.

Леворукость и здоровье

Левши: взгляд с другой стороны мозга

В целом, левши чаще встречаются среди людей со следующими патологиями:

  • низкий вес при рождении;
  • врожденные пороки развития плода: дефекты развития нервной трубки, волчья пасть;
  • расстройства психики: аутизм, шизофрения;
  • неврологические нарушения: дислексия, заикание, синдром гиперактивности;
  • расстройства иммунной системы: экзема, разного рода аллергии, атопическая бронхиальная астма и др.

Но большинство исследований показывают, что леворукость, скорее, можно считать побочным, параллельным эффектом перечисленных процессов. Это значит, что леворукость не является причиной тех или иных болезней и сама по себе не влияет на здоровье. Но можно утверждать, что она говорит о повышенном риске некоторых заболеваний, так как является, своего рода, маркером, то есть, нередко сопровождает их. Это важное различие.

Левши в среднем чуть позже достигают половой зрелости, чем правши — на 4-5 месяцев.

Согласно наблюдениям, левши обладают более слабой нервной системой. Их страхи более выражены, чем у правшей, они чаще чувствуют себя неуверенно. Правда, учитывая, что еще не так давно леворукость обществом не признавалась, возможно, такая реакция левшей — результат уже неявного, но еще существующего давления со стороны общества.

Левши чаще гибнут в результате несчастных случаев — и это неудивительно. Наш мир ориентирован на правшей. В процессе приспособления к этому миру дети-левши даже переживают так называемый декстра-стресс. Подавляющее большинство механизмов разной степени опасности для человека создано для людей с доминирующими правыми руками. И это, кстати, является причиной того, что продолжительность жизни леворуких людей в среднем чуть ниже, чем у правшей.

Преимущества леворукости

Левши: взгляд с другой стороны мозга

  • У левшей, видимо, в силу необходимости жить в «праворуком» обществе, намного ниже асимметрия в умениях, навыках. Они более эффективно работают недоминирующей рукой, чем правши.
  • У левшей выше так называемая интермануальная координация — умение координировать одновременные действия обеих рук. Это связано с лучшей межполушарной передачей информации, чем у правшей.
  • Левши нередко демонстрируют превосходное владение устной речью, благодаря более развитому мозолистому телу, а также могут дать фору правшам в некоторых видах памяти.
  • Левши-мужчины чаще оказываются творческими личностями.
  • Среди одаренных детей с IQ более 131 доля левшей также выше. Правда, данный эффект нивелируется тем, что левшей вообще довольно мало. Также не доказано, но утверждается, что среди левшей чаще встречаются талантливые музыканты и математики.
  • Левши-мужчины в среднем зарабатывают больше правшей. Ненамного, всего на 4%. А левши-женщины наоборот, почему-то проигрывают по деньгам своим хиральным соперницам. Причем образование дополнительно усиливает финансовый успех леворуких мужчин, а на женщин не оказывает никакого эффекта.
  • Левши часто оказываются в числе лидеров в теннисе, бейсболе, фехтовании, единоборствах — в интерактивных видах спорта они имеют явное преимущество. А там, где нет взаимодействия с противником — плавание, гимнастика, боулинг и др. — леворукость не дает никаких преимуществ.
  • Левши лучше читают тексты для слепых, написанные шрифтом Брайля, так как информация попадает в правое полушарие, а оно эффективнее работает с пространственным восприятием.

Выводы

Читайте также: