Как определить фон осветления волос

Опубликовано: 17.09.2024

В среде парикмахеров существует такое определение, как «фон осветления волос». Если вы правильно определите фон осветления и подберете соответствующий оттенок краски, волосы приобретут нужный цвет. Помочь в его определении может специальная таблица со шкалой от 1 до 10.

Трагедия – это когда локоны клиентки после мелирования или осветления приобретают оттенок сочного зеленого газона, а сама пострадавшая начинает кричать, временами переходить на ультразвук и требовать компенсацию. Чтобы подобное никогда не произошло ни с вами, ни с вашими клиентами, обязательно выучите, что такое фон осветления волос и научитесь работать со спеицальными таблицами.

Что такое фон в осветлении?

Прежде чем дать определение, разберемся с таким понятием, как натуральный пигмент. Натуральный цвет волоса состоит из двух пигментов: эу-меланина и фео-меланина. Чем больше эу-меланина, тем темнее цвет, а если локоны совсем светлые – значит, эу-меланина в них практически нет. При воздействии окислителя молекулы меланина разрушаются, и образуется оттенок, который называется фоном осветления.

Теперь дадим полное определение:

Фон осветления волос – это цвет, который получается после частичного разрушения натурального пигмента, вследствие окрашивания или воздействия оксида.

У каждого цвета есть свой натуральный тон, который проявляется при воздействии окислителя и зависит от состава пигментов.

Чтобы стало немного понятнее, приведем пример: после блондирования получился апельсиновый оттенок, значит фон осветления – оранжевый. Чтобы нейтрализовать его и добиться желаемого эффекта, нужно использовать специальные цветовые корректоры.

Почему важно правильно определить фон осветления?

Прежде чем нанести на шевелюру окислитель, нужно точно определить, какой пигмент проявится после этой процедуры. Если этого не сделать или допустить ошибку, будет крайне сложно добиться нужного результата. Пренебрежение данным этапом влечет за собой множество серьезных проблем, например:

  • полное разрушение молекулы меланина, из-за чего волосы становятся на вид и на ощупь как вата;
  • неравномерное распределение красителя, «пятнистое» окрашивание;
  • появление нежелательных оттенков: слишком теплых или грязных;
  • корни получаются более темными.

Избежать подобных казусов при окрашивании (самостоятельно или у мастера) можно только при помощи правильного определения своего тона осветления. Для этого нужно рассмотреть чистую прядь на свету и выбрать наиболее похожий цвет из колор-карты. После этого нужно воспользоваться таблицей со шкалой от 1 до 10 и определить свой тон, чтобы точно выяснить, какой тип красителя подойдет.

При выборе оттенка, который вы хотите получить, нельзя ориентироваться на цвет пряди в колор-карте. Полученный результат все равно будет отличаться, так как все зависит от количества неразрушенного пигмента.

Таблица фона осветления и «круг Освальда» – как с ними работать

Таблица фона осветления для натуральных цветов выглядит так:

Таблица 1

Из таблицы видно, какой тон какому исходному цвету соответствует. К примеру, при блондировании черных волос сначала проступает красный оттенок, затем бурый и так далее, ступенчато. Эта таблица поможет подобрать точную рецептуру окрашивания, процент оксида и избежать неприятных «сюрпризов».

После того как будет ясно, какой тон проявится после воздействия окислителя, нужно выбрать краситель, который нейтрализует образовавшийся оттенок волос. Для этого понадобится «круг Освальда». Им довольно легко пользоваться: цвета, которые находятся в таблице друг напротив друга, нейтрализуют друг друга.

Чтобы получить нужный оттенок, для нейтрализации используются цветовые нюансы или микстона. Это высококонцентрированные пигменты, которые добавляются в смесь в очень небольших количествах. Они присутствуют в палитре любого производителя.

Резюмируем сказанное

Все перечисленное можно привести к одному простому уравнению: фон осветления (пигмент, который проявился после использования окислителя) + цвет красителя-нейтрализатора = конечный цвет.

Чтобы получить нужный эффект, нужно правильно выбрать фон, нейтрализующий оттенок красителя и только после этого приступать к окрашиванию. Соблюдение этого правила поможет не просто добиться нужного оттенка, но и свести к минимуму вред, наносимый окисляющими и окрашивающими средствами.


Светлана Тарасова

Парикмахер-стилист со стажем более 8-и лет, эксперт в области стрижек, укладок, ухода за волосами, окрашивания.

Колористика — одна из интересных наук. Начинающие парикмахеры поглощают много информации о структуре волос, оттенках, создании того или иного цвета и многом другом. Если хотите стать успешным профессионалом, нужно знать много понятий и совершенствовать свои знания на практике.

Грязный блонд в различной гамме оттенков

Фон осветления — что это такое?

Каждому человеку присущ свой оттенок волос. Этот цвет дается нам с рождения, он определяется с помощью пигмента — меланина, который развивается в волосяных фолликулах.

В структуре наших волосков существует два вида меланина:

  • эумеланин — соответствует темно-коричневым и черным оттенкам;
  • феомеланин — характеризует красно-рыжие цвета волос.

эумеланин и феомеланин

Данные элементы могут присутствовать в волосах как в одинаковой мере, так и в преобладании одного из них. От степени преобладания зависит насыщенность цвета. С возрастом пигмент подвергается изменению, так у детей волосы более светлые, а у пожилых действие пигмента заметно ниже. Внешние факторы, воздействие солнца, химические укладки и красители — все это влияет на изменение тона волос и его структуры.

Фон осветления — это цвет, который появляется после частичного уничтожения натурального пигмента, вследствие процедур по покраске и обесцвечиванию волос. Атомарный кислород повышает светлость частьи пигмента, волосу присваивается фон осветления, который влияет на желаемый эффект процедуры окрашивания. При получении фона осветления перед колористом стоит задача либо нейтрализовать его, либо дополнительно осветлить.

Быстрота появления светлого тона прически зависит от их структуры и имеющегося пигмента на волосах. Процесс подразумевает несколько стадий, некоторые из них проходят быстрее, некоторые нет. Так, допустим, чтобы осветлить черный волос, необходимо пройти все стадии.

Почему важно правильно его определить?

Перед тем, как производить окрашивание или придания светлого оттенка волос, необходимо с наиболее высокой точностью обозначить пигмент, который появится после процедуры. Пренебрегая этим шагом, вы можете вовсе не получить желаемый эффект. И в дополнение повлечь множество осложнений:

  • произойдет полное разрушение пигмента — меланина, вид вашей прически станет намного хуже;
  • окрашивание происходит неравномерно и появляются пятна;
  • оттенок отличается от желаемого;
  • слишком темные корни.

окрашивание неравномерно

Для того, чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо правильно присвоить свой фон осветления. Есть простой способ выявить это: взять чистую прядь волосков, рассмотреть её на свету и подобрать наиболее подходящий цвет из колор-карты. Затем смотрите на шкалу от 1 до 10 и подбираете свой тон.

Уровень осветления волос и глубина тона — что это?

Осветление и обесцвечивание волос — это размытие естественного пигмента. В конечном результате оттенок волос меняется на несколько тонов, а во втором случае вовсе обесцвечивается.

Следует знать, что красящим средством можно воздействовать только на ествественный пигмент, для изменения ранее окрашенных волос требуются специальные блокирующие препараты. Для светлых оттенков легкой формы подойдет красящее средство из блонд группы, для глубокого осветления понадобится блондирующий препарат, благодаря ему можно получить до 6-7 тонов.

В процессе окрашивания шевелюры натуральный пигмент подвергается процессу окисления кислорода, который вырабатывается из перекиси водорода. Пигментный элемент утрачивает свой цвет и частично вымывается, поэтому осветленные волосы более мягкие.

Степень светлости волос формируется в зависимости от:

  • времени выдержки краски;
  • количества красящего средства на волосах;
  • температурных условий при процессе проведения процедуры.

осветление

Любое окрашивание волос нарушает её структуру. Для того, чтобы процесс присвоения светлого цвета прошел с минимальными рисками, необходимо точно определить состояние волос и правильно подобрать красящий пигмент.

Процедура осветления локонов производится по шагам, поэтому в любой момент процесса можно определить тот или иной этап. Цвет меняется в следующей последовательности: красный->красно-оранжевый->оранжевый->желто-оранжевый->желтый->светло-желтый.

Глубина тона определяет уровень светлости волосинок. Профессиональные парикмахеры выявили 10 уровней глубины:

  1. Черный.
  2. Натуральный черный.
  3. Темный шатен.
  4. Шатен.
  5. Светлый шатен.
  6. Темно-русый.
  7. Средне-русый.
  8. Светло-русый.
  9. Блондин.
  10. Светлый блонд.

уровень глубины

Фон осветления волос – таблица и «круг Освальда» – как ими пользоваться?

Таблица ФО представляет собой 2 шкалы перехода оттенков. По первой шкале происходит определение уровня глубины тона от черного до светлого блондина. Вторая шкала — фон осветления. Степень перехода от очень темно-красного до очень светло-желтого. Посмотрев на таблицу можно определить оттенок, который получится в ходе процедуры создания светлого оттенка волосков. После того, как вычисляется тон от воздействия окислителя, нужно будет подобрать краситель, который нейтрализует появившийся тон. Для этого можно воспользоваться кругом «Освальда». Он достаточно прост в использовании, цвета располагаются по кругу, а те, которые находятся друг напротив друга, нейтрализуют друг друга.

Основная таблица и пример таблицы фона осветления от Эстель.

При взаимодействии красящего средства с натуральным пигментом, мы получаем новый оттенок, который можно определить по одной из таблиц фона осветления от Эстель:

1 уровень — бурый;

9-ый — светло желтый;

10-ый — белый с золотистым.

уровень глубины тона

Круг Освальда

Цветовой круг — это приспособление, которое помогает подобрать правильное сочетание цветовых компонентов. Круг Освальда подразумевает цветовую систему, основанную на четырех главных составляющих: желтый, синий, красный и зеленый. Эти цвета далее делятся, образуя круг из 24 цветовых элемента.

Круг Освальда эстель

Фон осветления и его нейтрализация.

Как выяснили ранее фон осветления — это изменение меланина по причине окисления водородом. Концентрация окисления зависит от степени концентрации молекул в перекиси водорода, чем выше уровень окисления, тем выше эффект светлости.

Одной из дополнительных процедур является нейтрализация. Она применяется, если клиент захотел более холодный оттенок.

Рассмотрим взаимодействие всех процессов:

  • 1, 3, 4 тонам присущ красный фоносветления: очень темно-красный, темно-красный, красный ФО соответственно. Для того, чтобы нейтрализовать красный, нам понадобится зеленый. Выбираем зеленый микстон, корректор;
  • 5, 6, 7 уровни глубины тона обладают оранжевым фоном. Для удаления оранжевого требуется синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной ФО, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону присущ оранжево-красный фон осветления, для нейтрализации применяем сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор с сине-фиолетовым оттенком;
  • На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Фон осветления и его нейтрализация

Для того, чтобы процесс осветления прически принес желаемый эффект необходимо соблюдать все критерии подбора красящего средства. Каждое окрашивание разрушает структуру волос и чтобы свести разрушение к минимуму, нужно выбирать правильный подход.

  • Об авторе
  • Профиль VK


Светлана Тарасова

Парикмахер-стилист со стажем более 8-и лет, эксперт в области стрижек, укладок, ухода за волосами, окрашивания.

Колористика — наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета — важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.

Строение волоса

Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:

  • видимую (волосяной стержень);
  • невидимую (корень).

В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска, сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).

Строение волоса

Медулла — центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.

Кортекс — основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.

Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:

  • кератином или ороговевшими клетками, соединенными мембранно-клеточным комплексом. Подобный «каркас» придает волосяному стержню формы, делает его упругим и эластичным;
  • меланином, собственно пигментными частицами;
  • воздухом. Воздушные частицы — это «растворитель» натурального пигмента внутри волосяного стержня. Чем меньше воздуха, тем насыщеннее тон, а в седом волоске его больше всего.

Кутикула — это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.

Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:

  • тусклые, пористые волосы — признак поврежденной внешней оболочки и раскрытых чешуек;
  • здоровый блеск свидетельствует, что чешуйки достаточно плотно прилегают, не повреждены.

От чего зависит цвет

Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.

Пигменты волоса

Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.

Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.

Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.

Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.

С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.

Основы теории цвета

В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.

Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.

Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый — это сочетание красного и синего, оранжевый — красного с желтым, а зеленый — желтый с синим.

Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные.

Теория цвета, холодные и теплые цвета

Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый — это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.

Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:

  1. Цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге, одинаковой степени интенсивности и способны нейтрализовать друг друга.
  2. Для нейтрализации холодных тонов используются теплые, но не наоборот. Добавляя к теплым тонам холодные, вы получите грязный цвет.
  3. Если клиент с окрашенными локонами холодного оттенка желает получить теплую гамму, сначала нейтрализуйте холод в тоне.
  4. Теплые оттенки, стоящие друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
  5. Холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, несовместимы.
  6. Сочетать теплые и холодные оттенки не удастся, они несовместимы.

Цветовой круг

Уровень глубины тона

Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.

Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.

Уровень глубины тона

Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.

Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

  • 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
  • 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
  • На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Фон осветления

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.

Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.

Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.

Цветовое направление

Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.

Колористика — важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.

Примеры окрашивания волос в разные цвета:

Колористика как искусство окрашивания волос понятна даже непрофессионалам. Достаточно усвоить ее терминологию и законы, помогающие создать чудесный тон на любой базе. Приглашаем изучить основы колористики и применить полученные знания на себе. Результат вам обязательно понравится!

Содержание

От чего зависит цвет волос?

Обучение основам колористики в окрашивании волос всегда начинается с азов – первичных оттенков. От них-то и зависит оттенок. В учебниках по колористике для начинающих указано, что цвет прядей включает в себя три первичных оттенка в разных пропорциях. Красный, желтый и синий – вот основные цвета в колористике волос.

Это только кажется, что волосы русые, каштановые или светлые. На самом деле их тон и глубина цвета задаются смешением двух видов натуральных пигментов меланина.

  • Феомеланин. Его частицы красные и синие. Чем больше феомеланина, тем темнее волосы.
  • Эумеланин. Частицы красные и желтые. У рыжеволосых эумеланина гораздо больше, чем феомеланина.

Смешение красного, синего и желтого цветов в разных комбинациях - это и есть колористика. Можно создать удивительные, уникальные оттенки: блонд с легким сиреневым нюансом, не существующий в природе холодный коричневый и многие другие. Немного похоже на чудо, не правда ли?


Итоговый цвет окрашивания зависит не только от естественного меланина. В колорировании волос важную роль играют следующие факторы:

  • Структура волоса. В его среднем слое, кортексе, могут быть пустоты, влияющие на насыщенность тона. Седой волос практически белый как раз из-за того, что внутри он полый.
  • Состояние кутикулы. Распушение чешуек кутикулы (пористость) приводит к снижению яркости цвета.
  • Краситель. Очень важно подобрать краску и время выдержки с учетом типа волос и их и базового пигмента.

Правила колористики: основы теории цвета

Основы колористики для начинающихобязательно включают в себя изучение цветового круга, также известного как звезда Освальда. Круг образуют как первичные (базовые) цвета, с которыми мы уже познакомились, так и вторичные.


Вторичные цвета получаются при наложения первичных друг на друга. Смешайте желтый и синий - получится зеленый. Добавьте красный в синюю базу – и вот уже образовался совершенно новый цвет, фиолетовый. Обратите внимание на расположение цветов в круге, любой из них создается путем смешения соседних цветовых секторов. А весь спектр можно разделить на две большие группы: холодные оттенки и теплые оттенки.

У цветового круга есть свои законы, они же – основные правила колористики при окрашивании волос:

  1. Миксовать холодные и теплые оттенки запрещено, они не сочетаются друг с другом.
  1. Если провести воображаемую линию между двумя противопоставленными в цветовом круге цветами, вы найдете оттенки-нейтрализаторы. Так, фиолетовый пигмент нейтрализует желтый тон. Зеленый пигмент "гасится" красным, и наоборот.
  1. Теплый цвет нельзя нейтрализовать оттенками из теплой палитры. Для удачной нейтрализации нужно обратиться к цветам из холодной части спектра.

Акцент на нейтрализации сделан неспроста. Меняя цвет ранее окрашенных волос или сталкиваясь с появлением красного, желтого или зеленоватого подтона, нужно точно знать, какой оттенок из цветового круга вам нужен. В противном случае вас неминуемо ждут неприятные сюрпризы.

Основы колористики: основные понятия для начинающих

Базовые принципы колористики при окрашивании волос в тандеме с качественной краской создают красивый и уникальный цвет волос. Действовать нужно, конечно, взвешенно, точно понимая три момента:

  • какой уровень глубины тона требуется;
  • какое цветовое направление вас интересует;
  • с каким тоном осветления предстоит работать.

Не переживайте, если пока термины звучат для вас как китайская грамота. Изучим их подробнее!

Уровень глубины тона волос

Уровень глубины тона - это каждый "шаг" от очень темного брюнета до очень светлого блонда. Колористы используют для определения уровня глубины специальную шкалу.

Если у вас под рукой есть тюбик красителя Garnier, поищите на упаковке цифровое обозначение цвета краски. В качестве примера возьмем тон 5.62 из палитры Color Sensation. Уровень глубины тона в данном случае зашифрован цифрой 5. Чем выше цифра, тем светлее уровень глубины тона:

  • 1 – черный;
  • 2 – очень темный каштановый;
  • 3 – темно-каштановый;
  • 4 – каштановый;
  • 5 – светло-каштановый;
  • 6 – темно-русый;
  • 7 – русый;
  • 8 – светло-русый;
  • 9 – светло-светло русый;
  • 10 – блонд;
  • 11 – ультраблонд.

Цветовое направление

Конечно, с одним только уровнем глубины тона интересный оттенок окрашивания получить невозможно. Поэтому и натуральные волосы, и краски с искусственным пигментом имеют еще основной оттенок – так называемое цветовое направление.

У красителей Garnier оно зашифровано второй цифрой в коде, сразу после глубины тона:

  • 0 – натуральный тон;
  • 1 – пепельный оттенок (сине-фиолетовый пигмент);
  • 2 – матовый оттенок (зеленый пигмент);
  • 3 – золотистый тон (желтый пигмент);
  • 4 – медный тон (красный пигмент);
  • 5 – махагоновый тон (красно-фиолетовый пигмент);
  • 6 – тон бургунди (сине-фиолетовый пигмент);
  • 7 – красно-коричневый тон.

А что же скрывает третья цифра? Она обозначает дополнительный подтон, легкий нюанс, придающий цвету уникальный характер:

  • 1 – пепельный;
  • 2 – перламутровый;
  • 3 – золотой;
  • 4 – медный;
  • 5 – махагон;
  • 6 – красный;
  • 7 – мокко.

Теперь цифровую загадку красителя 5.62 Garnier Color Sensation разгадать не составит труда: 5 – светлый шатен по уровню глубины тона; 6 – оттенок бургунди; 2 – с перламутровым переливом. А всё вместе – неповторимый и сочный Царский гранат.

Тон осветления

Вернемся к нашим старым знакомым – пигментам меланина. Во время обесцвечивания натуральные пигменты разрушаются, причем первыми уходят синие частицы феомеланина. Но полностью меланин уничтожить не получится. Всегда остается некий базовый тон, или фон осветления. Да, тот самый желтый или даже красноватый тон, от которого невозможно избавиться, не разрушив волос до основания.

Впрочем, колористика научилась справляться и с этой проблемой: современные краски надежно и без вреда для волос перекрывают тон осветления.

Состав красителей: что важно знать при окрашивании волос в домашних условиях

Стойкие краски для волос позволяют осветлить или затемнить волосы, изменить оттенок, а также закрасить до 100% седых волос. Стойкая краска - это сочетание краски (пигмента), аммиака и оксида (проявителя). При взаимодействии этих компонентов начинается химическая реакция, которая позволяет кардинально изменить натуральный цвет волос.


Краски могут содержать 6%, 9%, 12% проявителя. Это очень важно, так как именно процент проявителя определяет уровень осветления натурального пигмента:

  • при использовании красок с 6% проявителя натуральный пигмент осветляется до двух тонов;
  • при 9% проявителя до 3 – 3,5 тонов, при 12% проявителя до 4 – 4,5 тонов;
  • используя краски с 6% проявителя, можно затемнить волосы любое количество тонов.

Существуют определенные правила, следуя которым, любая женщина в домашних условиях может получить желаемый результат:

  • если волосы уже окрашены, осветлить их невозможно, каждое последующее осветление более светлой краской возможно только через процедуру обесцвечивания. После этого наносится новый тон краски;
  • рыжие оттенки прекрасно получаются на светлых волосах, не темнее, чем русый или светло-русый натуральный цвет, а также на осветленных волосах;
  • любое изменение цвета волос, окрашенных в яркие тона (медные, красное дерево, красные), должно сопровождаться предварительным обесцвечиванием;
  • седые волосы (лишенные пигмента) труднее поддаются окрашиванию, чем пигментированные. Необходимо помнить, что светлые тона красок закрашивают седину не более, чем 70%. Поэтому при большом количестве седины лучше выбирать те тона красок, которые полностью закрасят седину (тона от светло-русого и темнее).

Как изменить цвет волос: различные виды окрашивания


Знания основных правил колористики недостаточно для успешных экспериментов с домашним окрашиванием волос. Как быть, если у вас очень темные волосы, а цель — создать белоснежный total blond высокого уровня тона? А если нужно просто освежить мелирование и убрать желтизну?

Рассказываем, какие способы изменения цвета существуют и какой эффект они дают.

Осветление


Проводится на натуральных волосах красками с идущим в комплекте проявителем. Осветляющие красители способны поднять уровень тона на 4 единицы. К примеру, от русого до блонда за одну домашнюю процедуру. Неплохо, правда?

Так работают стойкие красители Garnier Color Sensation и Garnier Color Naturals. Поднимая уровень тона, они одновременно придают волосам новый оттенок. Цветовой выбор головокружительно велик, от изысканного пастельно-розового до ослепительного ледяного блонда (910 Пепельно-серебристый блонд) и от благородного песчаного (8.1 Песчаный берег) до кофейного (5.15 Пряный эспрессо).

Обесцвечивание


Профессионалы проводят обесцвечивание на агрессивных порошках, буквально вытравливающих натуральный пигмент из стержня волоса. В домашних условиях такие порошки могут навредить, но значительно поднять уровень тона можно и без них. На помощь придут специальные красители.

Обесцвечивание можно смело доверить краскам EO Суперблонд из палитры Garnier Color Naturals и EO Деколорант из палитры Garnier Color Sensation. В отличие от большинства красок, они действуют как обесцвечивающий продукт, поднимая уровень до 6 тонов. Одинаково хорошо работают на окрашенных и натуральных волосах. Формулы красителей включают в себя ухаживающие масла, обеспечивающие мягкость и деликатность процедуры.

Перманентное окрашивание


К нему прибегают при обильной (более 50%) седине или для кардинального изменения цвета волос. Во время процедуры в ход идут стойкие красители, зачастую содержащие аммиак. При реакции с проявителем краска проникает в стержень волоса глубже слоя кутикулы и замещает натуральный пигмент искусственным. Цвет останется с вами до тех пор, пока вы не решите отстричь окрашенную длину.

Современные перманентные средства содержат сбалансированный коктейль ухаживающих компонентов, сохраняющих качество и красоту волос в процессе и после окрашивания. Так, в формулах Garnier Color Natural за питательный уход и защиту волос от повреждений и сухости отвечают масла оливы, авокадо и карите.

Полуперманентное окрашивание

Полуперманентные красители не содержат аммиака, а значит, они не проникают глубже уровня кутикулы и не повреждают структуру волоса. Оттенок смоется уже через месяц-полтора. Все это время волосы будут выглядеть восхитительно, а затем окрашивание можно повторить без опасений за здоровье волос.


Для домашнего полуперманентного окрашивания создана краска Garnier Olia c цветочным маслом в составе. Она улучшает качество волос, комфортна для кожи головы и включает в свою палитру множество трендовых оттенков. Советуем присмотреться к 9.11 Дымчатое серебро, 9.132 Светлый дымчато-бежевый и 4.15 Морозный шоколад.

В палитре безаммиачных красителей Garnier Color & Shine также есть из чего выбрать. Например, здесь есть смелый оттенок 6.6 Дикая клюква, теплый и яркий тон 6.23 Лесной орех, элегантный Морозный каштан. А главная особенность краски – сияющий финиш и ухоженность волос после окрашивания.

Благодаря деликатному воздействию полуперманентное окрашивание незаменимо в тех случаях, когда на волосах начинают проступать нежелательный желтый или красный подтон.

Тонирование

Тонирование волос идет вторым шагом после обесцвечивания. Лишенные натурального пигмента волосы показывают свой природный фон осветления – желтый и не слишком эстетичный. Задача тонирующего красителя заключается в нейтрализации фона осветления и придании волосам красивого оттенка.


На первый взгляд кажется, что между тонированием и полуперманентным окрашиванием нет никакой разницы. К тому же тонирование тоже проводится на безаммиачных красках. И все же различия есть.

Полуперманентное окрашивание затрагивает все полотно волос, другое название техники – окрашивание тон в тон. Тонирование, в свою очередь, применяется в сложных техниках: в шатуше, балаяже, омбре и других типах мелирования, когда нужно придать оттенок только кончикам или отдельным прядям.

Фон осветления волос

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В большинстве случаев при окрашивании волос проводится их осветление. Например, любой процесс перманентного окрашивания включает в себя одновременно и осветление и изменение цвета или оттенка волос, даже если окрашивание идет тон-в-тон или темнее исходного цвета. Исключениями тут в некотором роде можно считать тонирующие демиперманентные краски, где осветления практически нет, либо семиперманентные и физические, где вообще нет никаких окислителей в составе продукта. Если мы хотим светлее оттенок, то вообще без осветления не обойтись и очень щелочные осветляющие составы удаляют пигмент с волос.

Немного о процессе осветления

Вне зависимости от того каким продуктом производится осветление, сам процесс одинаков, но будут некоторые нюансы в зависимости от типа продукта.

Исходный «родной» цвет волос содержит натуральные пигменты (меланины). С точки зрения колористики натуральный цвет волос — это нейтральный цвет (ахроматический цвет), хотя тут могут быть и исключения. Цвета натуральных волос в колористике рассматривают с точки зрения соотношения в них трех основных цветов. Так, например, цвету «блондин» соответствует ориентировочное соотношение С-КК-ЖЖЖ (1 часть синего + 2 части красного + 3 части желтого), а черному ССС-КК-Ж. Это чисто теоретический подход, так как в волосах нет синего пигмента как такового, однако он помогает понять процессы происходящие в волосах.

При наложении на волосы окисляющей смеси первым с волос уходит именно синий цвет, так как в волосах нет физических пигментов, которые его создают. Это заметно даже при окрашивании: в начальные моменты работы краски или осветляющего препарата. Далее осветляющая смесь подтравливает пигменты в волосах, что уменьшает их количество — это естественно отражается текущем цвете волос.

Работа осветляющих продуктов на волосах

Работа осветляющих продуктов на волосах

Чем больше пигмента разрушено, тем меньше меланинов остается волосах и тем светлее цвет получается по итогу. Что хорошо показано на картинке выше. Как раз этот оставшийся цвет волос и называют фоном осветления. Именно этот цвет влияет на конечный цвет и оттенок окрашенных волос. По сути это цвет меланинов, которые еще остались в волосах. Нельзя сказать, что это какой-то конкретный вид меланина (эумеланин или феомеланин), так как они присутствуют в волосах оба сразу и осветляются смесью одновременно.

Так что же такое фон осветления в колористике?

Термин «фон осветления» не является нерушимым стандартом, поэтому у разных авторов аналогичные идеи также можно встретить под терминами «доминирующий остаточный пигмент» (dominant remaining tigment - DRP), «содействующий пигмент» у американцев, также используются термины “underlying pigment” (основной или базовый пигмент) и «unwanted pigment» (нежелательный пигмент).

Кроме этого фон осветления в некоторых учебниках и школах описывается просто как «стадии осветления волос», прости их авторы не делают акцента на специальных терминах. И действительно если осветлять черный волос, то в процессе осветления до белого цвета он пройдет все стадии (цвета фона осветления) одну за другой не пропуская ни одной стадии. Величина изменения цвета при осветлении напрямую зависит от количества пигмента в волосах, силы осветляющего средства и продолжительности обработки волос смесью.

Палитра фонов осветелния Schwarzkopf Professional

Палитра фонов осветелния Schwarzkopf Professional

Какие-то стадии пройдут легко и быстро, какие-то долго. Все это будет зависеть от структуры волоса и имеющегося пигмента волосах. Стоит, однако, отметить, что для некоторых волос осветление пигментов будет проходить настолько тяжело, что весь процесс осветления может застрять на одной из последних четырех стадий. В этом случае «очень светло-желтый» фон осветления будет практически недостижим.

При получении определенного фона осветления зачастую основной задачей колориста является или его нейтрализация, или дополнительное осветление. Однако в случае затемнения — напротив нужно будет получить необходимый для желаемого цвета фон осветления под основным цветом, чтобы получить по итогу желаемый оттенок. Без этого вы рискуете получить совсем не тот цвет, что ожидали.

Например, у блондинок, которые очень хотят пепельный цвет при самостоятельном окрашивании дома, даже при использовании самой дорогой осветляющей краски вместо пепельного блонда — получится грязный желтый блонд, как раз потому, что при самостоятельном окрашивании они не учитывают свой фон осветления. Аналогично самостоятельная попытка блондинки окрасить себя в пепельный русый оттенок может запросто закончиться зеленью на волосах — так как опять же не был учтен фон осветления ни текущий, ни необходимый для желаемого цвета. Потом подобные экспериментаторы над собой во всю обвиняют в произошедшем краску и меняют линейки красок и производителей, а по факту просто была ошибка в технологии подбора цвета или продукта для осветления или окрашивания.

Стандартизация фонов осветления

В парикмахерской колористике используется стандартизированная система уровней глубины тона, где есть четкая градация натуральных цветов волос (о чем подробнее написано в статье “Палитра красок для волос”) В дополнение к ней каждому уровню глубины тона определили соответствующий фон осветления, что более подробно отражено в таблице ниже и на картинке.

Фоны осветления

Фоны осветления

Название цвета волос Уровень глубины тона Фон осветления
Светлый блондин 10.0 Очень светло-желтый
Блондин 9.0 Светло-желтый
Светло-русый 8.0 желтый
Средне-русый 7.0 Желто-оранжевый
Темно-русый 6.0 Оранжевый
Светлый шатен (светло-коричневый) 5.0 Оранжево-красный
Шатен (Коричневый) 4.0 Красный
Темный шатен (Темно-коричневый) 3.0 Красный
Натуральный черный (Очень темно-коричневый) 2.0 Очень темно-красный (бурый)
Черный 1.0 Очень темно-красный (бурый)

На базе данной таблицы все бренды обучают коррекции цветов при осветлении и затемнении на своих собственных палитрах красок и хотя за основу нейтрализации и восполнения недостающих пигментов были взяты стандартные закономерности цветоведения, которые можно использовать. Но особености пигментов, составов красок, а также ассортимент цветовой палитры вынуждают каждый бренд подгонять эти закономерности специально под свои собственные продукты, поэтому они делают рекомендации четко под себя, отработав все на практике. Как пример вот таблица по нейтрализации фона осветления при работе с краской Estel Professional

Таблица фонов осветления и их нейтрализации красителей Estel Professional

Таблица фонов осветления и их нейтрализации красителей Estel Professional

А вот аналогичная таблица бренда Goldwell:

Таблица нейтрализации фонов освтеления красителями Goldwell

Таблица нейтрализации фонов освтеления красителями Goldwell

И тут бренды могут рекомендовать использовать для коррекции цветов как отдельные оттенки красок основной палитры цветов, так и специальные краски-корректоры или микстоны.

Аналогичные рекомендации есть и для процесса затемнения. Обычно используют процедуру предпигментации, подбор цветов для которой основывается как раз на фонах осветления. Подробнее она рассматривается в в отдельной статье “Предпигментация и препигментация”.

К слову некоторые бренды косметики пошли дальше и не просто показывают на своем обучении фоны осветления в виде таблиц, но и делают специальные палитры для удобства определения фонов осветления колористами и дальнейшей работы с ними.

Палитра натуральных оттенков и фонов оствеления Wella Professional

Палитра натуральных оттенков и фонов оствеления Wella Professional

Такие помощники встречаются не у всех, но их можно встретить особенно у крупных брендов типа Wella Professional, Schwarzkopf Professional и т.п.

Читайте также: