Как носят волосы мусульманки

Опубликовано: 17.09.2024

Хиджаб

Несмотря на шутки, отпускаемые в сторону мусульманок, облысением мы не страдаем. Много интересных приспособлений (например, “кувейтская амирка” и “бони”, они же “амирки”) пришли к нам из арабских стран, у которых культура ношения платка не была утеряна, и девушки вечно были в поиске удобных вариантов. Однако стоит сказать спасибо и предприимчивому Китаю, потому что, я уверена, многие неординарные, скажем так, вещи были если не разработаны, так растиражированы именно китайцами (все помнят водолазки, сшитые слитно с головным убором, и подхиджабники).

Многие из интересных вещиц есть у нас, и часто покупатели интересуются, что из себя представляет тот или иной аксессуар. Пройдемся немножко по вещицам, которые делают жизнь мусульманки легче:

1. Естественно, без шапочки под платок мало кто обходится. Настолько это удобно - платок, даже самый скользкий, не скользит, волосы не выглядывают, и, конечно же, с шапочкой теплее. Шапочки под платок - стабильно один из самых популярных аксессуаров у нас в магазине. И хоть в последнее время девушки очень полюбили шапочки с нахлестом (аля восточный стиль), старые добрые прямые шапочки и шапки-трубы ничуть не отстают в популярности. А еще есть шапочки со сборочкой, шапочки с двойным нахлестом и многое другое. Кроме того, что шапочки есть прямые и с нахлестом, они еще бывают закрытые сзади и нет - шапочки сзади имеют “кармашек” для пучка волос, при этом хорошо держат волосы. Шапочки иметь нужно обязательно.

Что у мусульманки на голове?

2. Бони (капор, иногда - амирка) - это труба или шапочка, идущая в комплекте с широкой трубой, которую надеваешь вместо обычного платка. Во времена моей молодости (кхе-кхе), такие бони использовали запросто как обычный головной убор, самостоятельный, но, конечно, шли они не всем. А что касается активного образа жизни и спорта, без бони тут точно не обойтись - для него не нужны ни булавки, ни иголки.

Что у мусульманки на голове?

3. Подхиджабник - трикотажный поддев, который точно не следует использовать как самостоятельный головной убор. Про подхиджабники вспоминают, когда хотят надеть шифоновый полупрозрачный платок, или просто влегкую накинуть палантин на голову и шею, что может показать кожу, если бы подхиджабника на вас не было. Также его можно использовать с тюрбаном, ну, тут уж смотря какой тюрбан и какой подхиджабник. Короче, дело вкуса и фантазии.

Что у мусульманки на голове?

4. Хиджабы-минутки - ноу-хау, позволяющее не думать, как сочетать цвета подхиджабника и шифонового платка, как закрепить шифон на подхиджабнике и не убиться и прочее. Легко обернуть вокруг головы - получается быстро (два движения), вокруг головы - объем, шифон летящий и легкий, так что, выглядит действительно красиво.

Что у мусульманки на голове?

5. Другой вариант хиджаба-минутки - “быстрый хиджаб” . Тот же трикотажный подхиджабник с шифоновым шарфом, но шарф вшит двумя концами в капор. В одно движение шарф оборачиваешь вокруг головы и вуаля - летящий симпатичный головной убор готов. Можно и не оборачивать, а просто носить снудом - зависит от модели.

Что у мусульманки на голове?

6. Готовые хиджабы - трикотажные, шифоновые, из вискозы и штапеля с шелком. Огромное разнообразие, но и цены самые разные, от 590 рублей до двух тысяч. Название говорит само за себя - думать и соображать, как завязать платок, тут не нужно вовсе. Однако, чтобы завязать некоторые готовые хиджабы, нужно иметь смекалку и проштудировать обучающие видео. В принципе, вы всегда можете спросить нас, пишите на sales@maidenly.ru или прямо оператору на сайте, мы вам поможем, став проводниками в мир загадочных готовых хиджабов.

Что у мусульманки на голове?

7. Шапочка для закрытия подбородка - диковинная, но ставшая очень популярной вещь. Известно, что часть мусульманок придерживается мнения, что часть лица под подбородком нужно закрывать, многие идут еще дальше и закрывают сам подбородок. С помощью палантина или платка это сделать можно, но говорить или кушать при этом - не то чтобы сложно, но палантин постоянно слазит, платок постоянно поправляешь. В общем, лучше с чем-то более удобным, например, с эластичной шапочкой для подбородка.

Что у мусульманки на голове?

8. Бадлон со вшитым капором - стали ну очень популярны после фото одной египетской актрисы, пришедшей на прием в чем-то подобном. В комментариях под фото все восклицали - где такое купить?! Спрос неудовлетворенным не остался, и шили такие водолазки все, начиная от доморощенных швей, заканчивая серьезными дизайнерами. Тоже отлично подходит для занятий спортом.

Что у мусульманки на голове?

9. Макнаэ - головной убор, представляющий собой квадрат, сшитые только с одной стороны, и то не до конца. Обычно шьется из неброских цветов. Чтобы красиво надеть макнаэ, надо еще приноровиться, но смотрится этот аксессуар на голове очень симпатично. А еще с его помощью очень легко прикрыть часть лица под подбородком, кстати говоря. Пока в России такого не шьют, поэтому можно или смастерить своими руками, или привезти из зарубежной поездки.

как красиво завязать хиджаб

Хиджаб – незаменимый атрибут любой мусульманки, и он неотделим от образа благочестивой мусульманской женщины. Девушки в хиджабах вызывают неоднозначную реакцию в обществе, но не только в традиции мусульманок есть требование к девушке одевать платок – эта традиция появилась еще до зарождения ислама, и даже у многих славянских народов порицалось, если женщина не одевала платок и ходила с непокрытой головой, также таких канонов придерживается христианская религия.

Само название «хиджаб» происходит от слова «hajaba», которое в переводе с арабского языка означает «скрыться с поля зрения» или «скрыть». Изначально этот термин обозначал любую одежду, но современный мусульманский мир называет словом «хиджаб» именно женский платок, который следует завязать так, чтобы он покрывал голову, шею и плечи. Мусульманские женщины должны обязательно одеть платок, если собираются посетить общественное место.

Часто понятие «хиджаб» могут путать с такими понятиями, как «никаб», «паранджа», «чадра» и прочими названиями элементов женской одежды, которые носят на голове. Никаб – это тоже головной убор мусульманки, который носят на голове, который снабжен прорезью для глаз и покрывает не только голову, но и закрывает лицо. Паранджа – это не головной убор, а женская верхняя одежда – сделана как халат, у которого есть сетчатый элемент, который закрывает лицо.

Зачем завязывать хиджаб?

Вопрос, как завязать хиджаб, интересует не только мусульманских женщин: если вы собираетесь за границу в одну из мусульманских стран, то уроки способов правильно и красиво завязать хиджаб могут вам пригодиться, если вы ставите своей целью не просто путешествовать, но постараться понять культуру этой страны, ее традиции.

С помощью ношения хиджаба мусульманки выражают свою покорность Всевышнему Аллаху, а также скрывают свою красоту от чужих мужчин, чтобы не провоцировать к себе интерес мужчин как к сексуальному объекту. Для многих мусульманок очень важно, чтобы их воспринимали и оценивали не только по их внешности, но и по уму, интеллекту, поэтому если женщина надела мусульманский платок, то она надела его с гордостью и носит как символ самоуважения, своего достоинства.

Платок помогает мусульманским женщинам остановить обращение незнакомых мужчин с ними, как с сексуальными объектами, и быть более внимательными к их личности. Многие женщины, которые носят мусульманский платок, полны достоинства и самоуважения.

Как правильно одевать хиджаб?

Хиджаб следует завязать так, чтобы он покрывал голову мусульманки, ее шею и плечи. Размеры у хиджаба могут быть самыми разными, важно, чтобы он закрывал оголенные части тела. Необходимо подчеркнуть, что для мусульманки нет различия в том, одевает ли она хиджаб на никах или в повседневном быту, в любых случаях одежда должна закрывать все части тела, за исключением лица и кистей рук, не подчеркивая женскую фигуру. Мусульманские свадебные платья на никах также не должны стягивать талию, подчеркивать женскую грудь или открывать шею и руки. Женская просвечивающая вуаль через которую видны волосы невесты, одеваемая на никах, также не является хиджабом и запрещена в Исламе.

Чтобы правильно надеть хиджаб, мусульманке следует сначала собрать волосы в хвост или пучок и убрать их назад, завязать или заколоть на затылке. Затем хиджаб нужно уложить вдоль линии лба, а закрепить под затылком и на подбородке.

Многие мусульманки надевают сначала чепчик, и только потом сверху надевают хиджаб – чепчик используется, чтобы скрыть волосы – это правильный метод и очень удобный. Линия роста волос обязательно должна быть скрыта под хиджбом.

Женщине, которая надевает хиджаб, необходимо помнить и о том, что одежда ее также должна соответствовать определенным требованиям. Неуместно будет носить платок, если женщина одевается вызывающе и нескромно. Многие женщины, отправляясь в арабские страны, уделяют внимание приобретению платка, чтобы повязывать его в соответствие с обычаями той страны, которую собираются посетить, но не уделяют должного внимания тому, как они одеваются. Это неправильное отношение: если вы хотите завязать хиджаб, то уделите внимание и одежде, следует одеться скромно и сдержано.

Мусульманкам разрешено использовать для завязывания и украшения хиджаба красивые булавки и украшения, можно одеть заколки, броши из страз. Но такие украшения не должны быть вычурными и бросающимися в глаза, чтобы не привлекать к себе слишком много внимания.

Как красиво завязать хиджаб?

Мусульманки умеют завязывать хиджаб красиво и самыми разными интересными способами. Этому можно постепенно научиться, хоть и может потребоваться поначалу определенные усилия и время. Но если научиться делать это правильно, то можно обрамить и красиво подчеркнуть свое лицо, стать с помощью красиво завязанного хиджаба гораздо более женственной.

Первый вариант

Можно завязать хиджаб на одну сторону: закрепить хиджаб под подбородком, оставив свободно свисать концы палантина, затем перекинуть левый свободный край через левое плечо и закрепить его на затылке. Правый свободный конец также следует перекинуть через левое плечо так, чтобы платок покрыл голову. Далее правый край следует заколоть в районе виска.

Второй вариант

Можно завязать хиджаб под затылком – платок надевают на голову так, чтобы закрыть линию роста волос вдоль линии лба, но оставить один свободный край длиннее, чем другой. Концы завязывают под затылком, после чего вокруг лба оборачивают короткий край и закрепляют его на противоположной стороне. После этого под затылком вокруг шеи обводят длинный конец платка, и его закалывают на противоположной стороне под виском. Остался один свободный конец – его берут за самый кончик и закалывают на затылке, чтобы платок свободно лежал, закрывая грудь и шею, под подбородком.

Как завязать хиджаб оригинально и креативно?

Есть также интересный и смелый способ завязать хиджаб, который могут использовать самые креативные мусульманки. Этот вариант оригинальный и креативный. Нужно платок обернуть по линии лба вокруг головы, сложить вместе свободные его концы и вместе перекинуть их через правое плечо. После этого оборачиваем шею концами и край платка снова перекидываем, проведя под затылком, на правое плечо. Еще раз повторяем такой оборот, но плотно к шее платок в этот раз прижимать не нужно, чтобы он покрывал плечо свободно. Повязать платок нужно так, чтобы его свободный край лежал свободно на правом плече, и тогда на уровне плеча нужно связать его слабым узлом.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть — нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе»[1].

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘» [2]. Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам)[3]. Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам»[4]. Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно[5].

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн)[6], а не запретности (харам)[7]. По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут[8], например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[9], в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[10]. Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11].

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете»[12]. И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове»[13]. Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской[14].

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове[15], не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» (Св. Коран, 48:27).

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч»[16]. В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч»[17]; «длина волос Пророка была до мочек ушей»[18]; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)»[19]. Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл[20]. В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы»[21].

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]»[22]. Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла[23].

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха»[24].

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты — определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»[25]

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

[2] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

[5] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

[6] Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

[7] Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

[8] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

[9] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

[10] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

[12] Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[13] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

[14] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

[15] Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

[16] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

[17] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

[18] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

[19] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

[20] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

[21] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

[22] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

[23] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

[24] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

[25] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Хиджаб с арабского переводится буквально как преграда. В исламе так называется любая одежда (от ног до головы). В западном же мире под хиджабом понимают традиционный арабский женский головной платок.

Хиджаб подчеркивает целомудрие женщины, ее скромность. Поэтому одежда мусульманки не должна подчеркивать достоинства фигуры, быть броской, яркой, привлекающей посторонние взоры. Не допускается прозрачная или полупрозрачная ткань. Обычно мусульманский наряд – это длинное прямое платье с закрытым воротом, длинными рукавами и головной убор. Хотя, если посмотреть каталоги мусульманской моды, зайти в магазины, эта одежда стала более демократичной и по стилю, и по цветовой гамме.

Хиджабом в России называют и платок, который покрывает голову, но оставляет открытым лицо. Большинство женщин в России, желающих показать свою принадлежность к исламу и его канонам, носят такой головной убор и закрытые длинные платья.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Хиджаб амира . Это головной убор, который состоит из двух частей. Одна из них плотно облегает голову наподобие шапочки, другая представляет собой шарф, который часто имеет форму рукава и надевается сверху, закрывая плечи. Само слово «амира» переводится с арабского как принцесса.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Никаб – это уже строгий головной убор из тонкой ткани, с прорезью для глаз. Он закрывает голову и лицо женщины. Причем, иногда закрываются и глаза. Например, к никабу пришивается тонкая вуаль для глаз. Историки считают, что такая одежда формировалась в среде людей, живущих в пустыне. Никаб с вуалью хорошо защищает глаза от песка.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Шейла – длинный прямоугольный шарф. Его свободно оборачивают вокруг головы и кладут на плечи.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Химар – накидка с прорезью для лица, закрывающая волосы, уши, плечи, доходящая до талии. Распространен химар на Ближнем Востоке и в Турции.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Чадра – длинное покрывало, закрывающее все тело с головы до пят. Она не крепится к одежде, не имеет застежек, обычно ее просто придерживают руками. Чадра лица не закрывает, но женщина может закрыть лицо краем покрывала. Чадру часто носят в сочетании с никабом.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Паранджа – длинное покрывало, полностью закрывающее тело и лицо. Прорезь для глаз закрыта плотной сеткой.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

До Октябрьской революции у мусульманок России бытовала своя мода. Наряды были индивидуальны для каждого региона, со своими национальными особенностями.

Например, татарские женщины носили на голове калфаки (тюбетейки) и яулыки (платки).

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Башкирские девушки надевали платки и шапочки наподобие тюбетеек. Замужние женщины носили шапочки с прикрепленной к ней накидкой, или колпак, который покрывался платком.

Хиджаб, никаб: разбираемся в отличиях

Кавказские женщины ходили в платках. Замужние носили на голове мешочек, куда вкладывали косы, а при посторонних накидывали платок. Паранджу надевали только в Средней Азии, да и то это была одежда для города.

Почему же сейчас в России мусульмане придерживаются арабской моды? После перестройки люди почувствовали себя свободными, они стали возвращаться к своих духовным корням. Повсеместно начали открываться мечети. Мусульмане получили возможность выезжать в страны ислама. Поскольку Россия испытывала серьезные экономические проблемы, наши производители не могли отвечать новым запросам. Зато появились предприниматели, которые стали привозить из Турции, арабских стран одежду, украшения, восточные благовония для мусульман. Так, рынок был легко завоеван. Возможно, когда-нибудь модельеры станут шить одежду с учетом национальных традиций российских мусульман. И это было бы логично, потому что многие арабские модели – и это очевидно- были продуманы с учетом климатических условий жителей жарких стран с пустынями, суховеями.


Мусульманки, предпочитающие носить химар (хиджаб), часто сталкиваются с некоторыми из самых нелепых представлений о том, что это означает. Действительно, многие люди думают, что головной убор их заставляют носить мужчины или что у них совсем нет волос. Восемь женщин разрушают мифы о волосах и хиджабе. Что они рассказали - далее в статье.

Алия Хаким-Эл (Нью-Йорк)


Алия говорит, что о хиджабах уже заговорили в основных средствах массовой информации и они стали нормой в мире моды, но большинство стереотипов продолжает существовать. Многие по-прежнему убеждены, что выбор мусульманок означает, что они пренебрегают своими волосами.

Это не соответствует истине. Девушка утверждает, что ношение хиджаба фактически сделало ежедневный уход за волосами приоритетом для нее. Хотя ее головной убор может временно смять пышную прическу, она рада с помощью него оберегать свои локоны от пыли и солнечных лучей.

Хиджаб также дает ей возможность экспериментировать со стилями и цветами, которые она, вероятно, сочла бы слишком рискованными, если бы не покрывала волосы. Больше всего Алие нравится то, что хиджаб позволяет ей великолепно выглядеть даже в самый пасмурный день. Девушка отмечает, что с помощью своего головного убора она может публично демонстрировать гордость за свою религиозную принадлежность, а также быть милой для своего мужа, когда она находится дома.

Иман Халид (Объединенные Арабские Эмираты)


Иман часто боролась с мыслью о том, что ей нужно носить головной убор полный рабочий день. Она не понимала, почему ее красивые волосы должны быть постоянно покрыты. Иман знала, что должна носить хиджаб, но ей хотелось найти ту искру, которая заставила бы ее надевать платок для удовольствия Бога.

Однажды тетя Иман заболела и попала в клинику. Девушка вопреки совету своей матери отправилась в гости к родственнице с неприкрытыми волосами. Когда она вошла к ней в палату, то почувствовала присутствие ангелов. Именно в тот момент Иман поняла, что локоны никогда не спасут ее жизнь. Когда девушка вернулась домой, то начала усердно молиться: «Позвольте мне любить вас больше, чем я люблю себя. Позволь мне любить то, что ты любишь, и быть тем, кем ты хочешь, чтобы я была».

Биби Уоттс (Филадельфия)


«Когда я думаю о своем хиджабе, я вижу его как свою корону, - говорит Биби. – Он является не только частью моей личности. Мой головной убор дает мне чувство уникальности». Биби обычно смеется, когда люди спрашивают у нее, укладывает ли она свои волосы, которые никто не видит. Девушка говорит, что публика считает, что то, что никто не может увидеть, не имеет никакого значения.

На самом деле все совсем наоборот. Биби любит ходить без хиджаба дома. И делает она это для своего супруга. Девушка считает, что когда она снимает с головы покрытие, то таким образом делает своеобразный подарок мужу в виде красивых локонов. Биби нравится ощущать, что ее красота является секретом.

Аиша Абдул-Алием (Балтимор)

У Аиши всегда были длинные, густые волосы, и она постоянно о них заботилась. Девушка ежедневно покрывает свою голову платком. Она радуется полученной защите от Господа, надевая химар. Аиша знает, что ее волосы жаждут влаги и ежедневного внимания. Поэтому она тщательно ухаживает за ними и часто бывает в салоне.

Аиша говорит, что с тех пор как она покрыла свои волосы, их длина увеличилась, поэтому уход за локонами сегодня занимает больше времени. Девушка приветствует вопросы по поводу хиджаба, потому что это позволяет ей знакомить со своей верой других и дает людям понимание, кем она является.

Хайят Уоттс (Рок Хилл, Южная Каролина)

Хайят утверждает, что в юности ей внушали уважение к хиджабу. Ее мама говорила своим дочерям, что они являются цветами в саду Аллаха и созданы для того, чтобы чувствовать себя особенными, уникальными и ценными. Как девочку Хайят учили, что, хотя женщинам требуется скрывать волосы от публики, под платком они должны быть опрятными.

«Натуральные волосы или окрашенные, завитые или выпрямленные – я горжусь тем, что моя красота является тайной, - говорит Хайят. – И как замужней женщине мне гораздо легче придерживаться определенного стиля, чтобы нравиться моему супругу».

Аиша Альмуид (Балтимор)

Аиша утверждает, что, так как она является мусульманкой, ношение хиджаба – это ее религиозный долг. Но она еще и является женщиной, поэтому забота о волосах является также ее повседневной работой.

«Для меня уход за волосами - это не только то, что люди могут увидеть. Мои локоны повышают мою самооценку, - говорит Аиша. – Когда я правильно ухаживаю за своими волосами, я чувствую себя красивой».

Эшли Маршалл-Сьюард (Атланта)


Эшли буквально выросла в салоне красоты. Владелицей этого салона была ее тетя, и она в детстве всегда делала прекрасные прически. Эшли носит хиджаб в течение 18 лет. Женщина говорит, что то, что она покрывает свои волосы, совсем не значит, что она о них не заботится.

Этот ценный навык Эшли позаимствовала у своей тети, и ей очень нравится делать различные прически собственной дочери. Эшли никогда не задумывается о том, что она не может показывать свои волосы публике. Она оставляет это для собственной семьи, чтобы родные могли ею любоваться.

Садия Пауэлл (Вашингтон, округ Колумбия)


«Я много внимания уделяла своим волосам, когда была моложе, - говорит Садия. - Моя мама готовила меня к ношению хиджаба - жизни, в которой мои волосы действительно может увидеть только моя семья». Садия была недовольна тем, что ее волосы в детстве видели другие люди.

На следующий день после свадьбы Садия постриглась. Девушка утверждает, что это позволило ей влюбиться в свои волосы совершенно по-новому. Она смогла по-настоящему ощутить их рост и текстуру и в итоге увидела путь, ступив на который стала тем, кем она является сейчас. Также ее стрижка помогла ей начать ценить свои волосы.

Читайте также: