Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии

Опубликовано: 17.09.2024

Агрессия у собак

Предупреждающее рычание от животного, охраняющего доверенную ему территорию или человека, вполне оправдано и даже похвально. Но если аналогичное поведение появляется по отношению к собственному хозяину, то стоит серьезно задуматься о его причинах. Понять, что делать при агрессии у собаки, довольно непросто – иногда для решения проблемы приходиться обращаться к кинологу или ветеринару.

Содержание

Распространенные причины агрессивного поведения

Возможных причин агрессии у собак очень много, но самые распространенные можно разделить на 3 большие группы. К ним относятся:

Ошибки селекции. Нарушение установленных правил и бездумное скрещивание несовместимых пород с разнообразными отклонениями приводят к созданию особей с совершенно непредсказуемым поведением.

Неправильное воспитание. Отсутствие своевременной социализации и хорошей дрессуры, а также слишком большое количество поблажек могут обернуться неприятными последствиями. Питомец, не чувствующий авторитет владельца и не умеющий общаться с окружающим миром, становится неуправляем.

Плохое содержание. Жизнь в вольере или на привязи, исключающая общение с другими животными и людьми, негативно сказывается на психике. Аналогично влияют и жестокие физические наказания, применяемые за любой проступок.

Чаще всего за агрессивным поведением стоит человеческий фактор. Ошибки, допущенные хозяином, могут повлечь за собой опасные события. Пострадать от агрессора могут собственные дети владельца, соседи и другие домашние животные, не способные дать сдачи.

Почему собака агрессивная

На кого может кидаться собака

Помимо прямого нападения, предупреждающего рычания и оскала зубов, агрессивность может проявляться непослушанием. Пес отказывается от выполнения команд или не подпускает хозяина к своим игрушкам. Помните, что любое бесконтрольное поведение ненормально и требует корректировки.

На хозяина

Агрессия собаки к хозяину чаще всего связана с неправильным воспитанием или болью. Во втором случае негативная реакция может возникнуть во время чистки ушей или вычесывания шерсти. Но если животное набрасывается на вас за случайное вырывание волоска, то подобные выходки нуждаются в обязательной коррекции.

Маленькие дети более уязвимы, поэтому они могут стать жертвой перенаправленной агрессии. Она возникает у животных, которых поощряют нападать на других домашних питомцев. Никогда не допускайте подобное поведение ради забавы, так как воспитанный вами задира рано или поздно выберет объектом для нападения одного из членов семьи – возможно, ребенка или хрупкую женщину.

Агрессия собаки к хозяину

На других людей

Подобная реакция характерна для служебных, охранных, бойцовых и охотничьих пород. В них на генетическом уровне заложено недоверие к незнакомцам, поэтому при посягательстве на их территорию или собственность они незамедлительно нападают на нарушителя.

На других животных

На других животных часто кидаются псы с плохой социализацией, выраженным территориальным инстинктом или доминантным поведением. Помимо соседских собак, они могут ущемлять и тех, кто живет с ними в одном доме.

Виды агрессии у собак и методы их устранения

Отличаются не только причины и объекты нападок, но и признаки враждебности. На основании этих критериев выделяют 11 видов агрессии, устраняемых разными методами.

Виды агрессии у собак

Территориальная

Часто встречается у бойцовых и сторожевых пород из-за развитого территориального и защитного инстинкта. Для адекватного восприятия ситуации таких животных необходимо дрессировать с щенячьих лет. В противном случае они будут нападать не только на реальных нарушителей, но и на:

прогуливающихся вдоль забора кошек;

соседей, зашедших перекинуться парой слов на вашем участке;

неожиданно приехавших друзей;

любых людей, появляющихся за окном.

Если агрессор успокаивается, оказавшись не на своей территории – разучите охранные команды («Голос», «Охраняй», «Чужой»). С их помощью вы избежите пустого лая на проезжающие машины и научите защищать вверенные предметы только с вашего разрешения. Если своими силами вы не справляетесь – запишитесь на курсы ЗКС.

Территориальная агрессия у собак

Собственническая

Проявляется в нежелании отдавать игрушки или иные предметы, которые пес считает своими. Характерно для животных, привыкших играть в перетягивание и не воспринимающих авторитет владельца.

Корректируется путем правильного воспитания. Пресекайте попытки покушения на главную роль даже в игре. Выдавайте игрушки, когда посчитаете нужным, и обязательно прекращайте игру, если питомец начинает на вас рычать. В такие моменты пса необходимо оставить одного, так как игнорирование – самый действенный способ наказания.

Обязательно выучите команды «Фу» и «Нельзя». Они помогут управлять действиями четвероногого друга дома и на прогулке, исключив нежелательную охрану игрушки или поедание опасных предметов.

Собственническая агрессия у собак

Доминантная

Доминирование проявляется в игнорировании команд, нападении на человека и самостоятельном принятии решений по любым вопросам. Причиной недовольства может стать запрет на сон в неположенном месте, вычесывание шерсти, натягивание поводка, пристальный взгляд, крики или применение физической силы. Подобные действия воспринимаются как демонстрация превосходства, поэтому несогласный с вашим авторитетом питомец будет пытаться оспорить место вожака в свою пользу.

Доказывать свое лидерство в собственном доме необходимо с первых дней появления четвероногого друга. Объяснить свое превосходство щенку гораздо проще, поэтому постарайтесь не упустить этот момент. Установите желаемые запреты и никогда не делайте поблажек при их нарушении. Если пес не должен спать с вами в одной кровати – не позволяйте ему этого даже во время болезни.

Обратите внимание, что питомец обязан беспрекословно выполнять команды всех членов семьи. Не позволяйте ему доминировать над детьми, но и не наказывайте физически за непослушание. Это лишь усугубит имеющуюся ситуацию.

Не поощряйте покусывание рук во время игры. В будущем это может обернуться довольно тяжелыми увечьями. При непослушании постарайтесь переключить внимание агрессора, скомандовав «Сидеть» или «Лежать».

Доминантная агрессия у собак

Хищническая

Развитый охотничий инстинкт заставляет преследовать движущиеся объекты, внезапно появившиеся в поле зрения: бегущих детей, велосипедистов, машины, кошек, грызунов или птиц. В такие моменты пес полностью отдается погоне, теряя связь с окружающим миром. Увлеченный охотой четвероногий любимец может не только потеряться, но и нанести своей цели довольно серьезные увечья.

Для предупреждения негативных последствий необходимо отвести четвероногого друга на специальные курсы послушания. После этого нежелательные действия можно будет пресекать командами «Фу», «Ко мне» или «Лежать», сопровождающимися резким натягиванием поводка.

Пищевая

Пищевая агрессия у собак выражается предупреждающим рычанием на людей или других питомцев, пытающихся приблизиться к миске с едой. Опасаясь за сохранность своей «добычи», животное может торопливо заглатывать корм или нападать на конкурента.

Для решения возникшей проблемы необходимо изменить режим кормления, устранив посторонние раздражители. Кормите своего любимца в одиночестве, не позволяйте ему кусочничать и выдавайте угощения только за реальные заслуги. Проработайте следующее упражнение:

Перед накладыванием еды отдайте команду «Сидеть».

Затем поставьте миску и скомандуйте «Ждать», не позволяя прикасаться к еде до получения соответствующего разрешения («Можно»).

Через некоторое время прервите кормление, скомандовав «Нельзя» или «Ждать».

Подождите несколько секунд и разрешите есть снова.

При удачном выполнении упражнения похвалите своего любимца и выдайте лакомство. В случае провала заберите миску и скомандуйте «Место». Регулярно повторяйте предыдущие действия до исчезновения нежелательного поведения.

Пищевая агрессия у собак

Защитная

Характерна для охранных и служебных пород, защищающих доверенную им вещь или человека. При отсутствии реальной угрозы подобная реакция является неадекватной.

Обучаться караульно-защитной службе лучше под руководством кинолога. Самому хозяину достаточно предупредить указанные действия с помощью своевременной социализации. Не запирайте пса одного в вольере и дайте ему возможность пообщаться с вашими друзьями и знакомыми, чтобы снизить имеющуюся тревожность. Поощряйте негативную реакцию на посторонних людей только в том случае, если они действительно могут вам навредить.

Материнская

Защита потомства – естественная реакция, появляющаяся во время вынашивания и выкармливания щенков. Чаще всего она возникает у самок, но иногда отмечается и у самцов, охраняющих «гнездо» от посягательства потенциальных врагов.

Устранить этот вид невозможно. Он проходит без посторонней помощи, когда малыши обретают самостоятельность. Хозяину достаточно помочь обезопасить местоположение «гнезда» и избегать провокаций тревожной матери.

Материнская агрессия у собак

Болевая или при страхе

Характерна для неуверенных или подвергавшихся насилию животных. Если ваш любимец рычит, кусает руки и забивается в угол во время груминга или при виде незнакомцев – используйте седативные препараты и займитесь социализацией.

Попросите друзей подойти к вам на улице и угостить пса лакомством. Несколько таких встреч успокоят четвероногого агрессора и снизят имеющуюся тревожность. Лакомство можно давать и после стрижки, чтобы вызывать приятную ассоциацию с пугающей процедурой.

Отдельно стоит отметить боль, вызванную внутренними патологиями. Если рычание и оскал возникают при попытках дотронуться до живота, лапы или других частей тела – обязательно запишитесь на диагностику к ветеринару.

Внутривидовая

Чаще всего отмечается между однополыми особями вскоре после полового созревания. Объектом нападок становятся более слабые животные, не способные постоять за себя. Агрессор не дает им есть до окончания собственной трапезы, отнимает игрушки, не пускает на лежанку или в комнату.

Для подавления враждебности потребуется кастрация и успокоительные. Также нельзя забывать про постепенную социализацию. Выгуливайте своего бунтаря на поводке, пресекая и наказывая за попытки нападения на других животных.

Внутривидовая агрессия у собак

При половой охоте

Скачок гормонов наблюдается не только при беременности, но и во время половой охоты. Самка становится агрессивной незадолго перед овуляцией и сразу по ее окончании. Агрессивность самца более продолжительна и объясняется защитой избранницы от возможных конкурентов.

Наиболее действенный способ устранения этого вида – кастрация. Благодаря удалению репродуктивных органов гормональный фон стабилизируется, исключая новые вспышки гнева.

С племенными животными этот этап придется просто переждать. Для защиты окружающих обязательно надевайте на своего любимца намордник и поводок, чтобы исключить попытки нападения и драку.

Немотивированная

Немотивированный вид не имеет причины и возникает спонтанно из-за психического отклонения. Подобная реакция характерна для особей, рожденных в результате нарушения правил селекции.

Немотивированная агрессия у собак

Что делать хозяину

Если собака стала агрессивной, то способы устранения враждебности будут зависеть от ее причины. Ситуацию можно разрешить самостоятельно или обратиться за помощью к кинологу. Помощь ветеринара понадобится только в самом крайнем случае, когда агрессивность объясняется болью по причине болезни или является немотивированной.

Самостоятельное решение проблемы

Если враждебность не является врожденной и вызвана определенным фактором, то в большинстве случаев ее можно устранить своими силами. Для этого необходимо устранить равноправие или подавить авторитет доминантного питомца. Занятая вами позиция должна соответствовать лидеру стаи или взрослому животному, вызывающему уважение у молодняка.

Правильное воспитание исключает любое насилие. Оно подрывает доверие и укрепляет страх, повышая озлобленность агрессора.

Для начала устраните все раздражающие факторы и начните обучать своего любимца базовым командам. Поощряйте за успехи, но не поддавайтесь на провокации. При попытках нападения или недовольном рычании используйте отвлекающий фактор или игнорирование.

Займитесь социализацией: наденьте на любимца защитную амуницию и отправляйтесь в места для выгула, популярные среди собачников. При встречах с другими животными контролируйте реакции своего четвероногого друга, объясняя разницу между реальной и мнимой угрозой.

Как самостоятельно решить проблему агрессии у собаки

Обращение к кинологу

Если ваши попытки не приносят результата – запишитесь на курсы в кинологический клуб. В зависимости от ситуации, вам подберут групповые или индивидуальные занятия, где четвероногого друга обучат манерам и правилам поведения в обществе. Кинологи рекомендуют проходить курсы УГС и ОКД вместе с питомцем, так как это укрепляет связь с хозяином.

Обращение к ветеринару

Болевой вид озлобления, связанный с внутренней патологией, проходит самостоятельно после окончания лечения. Также помощь врача может понадобиться для уменьшения повышенной тревожности и подавления полового влечения. В первом случае четвероногому пациенту подберут седативные препараты, а во втором – предложат кастрацию или стерилизацию.

От приема гормональных препаратов лучше отказаться. У них слишком много побочных эффектов, включая высокий риск развития онкологии. Оперативное лишение репродуктивной функции гораздо безопаснее и эффективнее.

Помощь ветеринара при агрессии у собаки

Отдельного внимания заслуживает немотивированный вид злобы. Он не поддается лечению, поэтому основная задача терапии – сохранение ремиссии с помощью медикаментов и занятий с зоопсихологом.

В большинстве случаев в агрессивности питомца виноват сам владелец. Любое домашнее животное требует социализации и дрессировки. Если вы не уверены в собственных силах – не беритесь за воспитание своенравной породы, имеющей склонность к агрессии на генном уровне.

Статья носит рекомендательный характер. Обратитесь к специалисту!

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению животных

Идиопатическая агрессия у собак (также ее называют «синдром ярости») – это непредсказуемая, импульсивная агрессия, которая проявляется без видимых причин и без каких-либо предварительных сигналов. То есть собака не рычит, не принимает угрожающую позу, а сразу нападает.

Собака скалит зубы фото

Фото: schneberglaw.com

Признаки «синдрома ярости» (идиопатической агрессии) у собак

Признаки «синдрома ярости» (идиопатической агрессии) у собак весьма характерны:

  1. Идиопатическая агрессия у собак чаще всего (68% случаев) проявляется к хозяевам и гораздо реже – к посторонним людям (к гостям – 18% случаев). Если идиопатическая агрессия проявляется по отношению к посторонним людям, то это происходит не сразу, а когда собака к ним привыкнет. К сородичам агрессию эти собаки проявляют не чаще, чем другие собаки, не страдающие «синдромом ярости».
  2. Собака серьезно кусает человека в момент проявления агрессии.
  3. Отсутствие заметных сигналов предупреждения.
  4. Характерный «стеклянный взгляд» в момент нападения.

Интересно, что собаки с идиопатической агрессией зачастую проявляют себя как отличные охотники. И если они оказываются в семье без детей, и при этом хозяин не имеет привычки «приставать» к собаке с общением, ценит рабочие качества и умело обходит острые углы, а у собаки есть возможность проявить видотипичное поведение (охотиться) и справляться со стрессом, есть шанс, что такая собака проживет относительно благополучную жизнь.


Причины идиопатической агрессии у собак

Идиопатическая агрессия у собак имеет физиологические причины и зачастую наследуется. Однако какие именно это нарушения и почему они встречаются у собак, пока точно не известно. Известно лишь, что идиопатическая агрессия связана с низкой концентрацией серотонина в крови и с нарушением работы щитовидной железы.

Было проведено исследование, где сравнивались собаки, которых хозяева приводили в поведенческую клинику с проблемой агрессии по отношению к владельцам. Среди «подопытных» были собаки с идиопатической агрессией (19 собак) и с обычной агрессией, которая проявляется после предупреждающих сигналов (20 собак). У всех собак брали анализ крови и измеряли концентрацию серотонина.

А серотонин, как многим известно, — это так называемый «гормон радости». И когда его не хватает, в жизни собаки «все плохо», в то время как у обычной собаки хорошая прогулка, вкусная еда или веселое занятие вызывает прилив радости. Собственно, коррекция поведения зачастую состоит в том, чтобы предложить собаке то, что повысит концентрацию серотонина, а концентрацию кортизола («гормона стресса»), наоборот, понизит.

Важно отметить, что все собаки в исследовании были физически здоровы, так как есть заболевания, которые дают схожую картину при анализе крови (понижение уровня серотонина и повышение уровня кортизола). При таких заболеваниях собаки также более раздражительны, однако с идиопатической агрессией это не связано.

Впрочем, уровень серотонина в крови не подсказывает нам, что именно «поломалось» в организме собаки. Например, серотонина может недостаточно вырабатываться, а может быть, его много, но он не «схватывается» рецепторами.

Агрессия собаки фото

Фото: dogspringtraining.com

Один из способов уменьшить количество проявлений подобного поведения – не допускать в разведение собак, которые были замечены в проявлениях идиопатической агрессии.

Например, в 80-х годах 20 века «синдром ярости» (идиопатическая агрессия) был особенно распространен среди собак породы английский кокер-спаниель. Однако, когда эта проблема стала все более распространенной, ответственные заводчики породы английский кокер-спаниель очень озаботились этим вопросом, поняли, что этот тип агрессии наследуется, и перестали допускать к разведению собак, демонстрирующих подобное поведение. Так что сейчас у английских кокер-спаниелей идиопатическая агрессия встречается довольно редко. Зато начала проявляться у представителей других пород, заводчики которых еще не забили тревогу.

Почему же она появляется в другой породе? Дело в том, что геном устроен таким образом, что мутации происходят не случайно. Если два животных родственны (а собаки разных пород родственны друг другу гораздо больше, чем, например, собака родственна кошке), то и схожие мутации проявляются с большей вероятностью, чем, например, схожие мутации у кошки и собаки.

Идиопатическая агрессия у собаки: что делать?

  1. Так как идиопатическая агрессия у собаки – это все же заболевание, только коррекцией поведения ее не «вылечить». Нужно обращаться к ветеринару. Ситуацию в некоторых случаях могут улучшить гормональные препараты. Также может помочь применение мягких успокоительных.
  2. Специальная диета: больше кисломолочных продуктов и существенное урезание порции мяса.
  3. Предсказуемые, понятные для собаки правила проживания в семье, ритуалы. Причем эти правила должны соблюдать все члены семьи.
  4. Коррекция поведения, направленная на развитие доверия собаки к хозяину и снижение возбуждения.
  5. Постоянное подкрепление сигналов примирения у собаки.

Овчарка рычит фото

Фото: petcha.com

Учитывайте, что собаки с идиопатической агрессией постоянно находятся в депрессии и переживает стресс. Им все время плохо и все раздражает. И это своего рода хроническое заболевание, лечить которое придется всю жизнь.

Тема урока « Строение и функции кожи»

Образовательная

Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос и ногтей.

Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

Воспитывает толерантное отношение друг к другу.

Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

принимать самостоятельные решения;

мыслить критически и оригинально;

самостоятельно получать информацию;

использовать новые идеи для достижения цели;

развивает уверенность в себе;

планировать пути достижения цели;

Оборудование: таблица «Строение кожи», презентация, проектор, компьютер, рабочие тетради на печатной основе, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты, зеркала, салфетки, лупы, гвозди, винты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

Тип урока - изучение нового материала; урок-исследование

Методы: иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный, проблемный, самостоятельная исследовательская работа с элементами беседы.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)

Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)

Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)

Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )

Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

2.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о кожных покровах.

Учитель: Тема нашего урока “Строение и функции кожи”. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями кожи, и ее производными. ( Слайд1-2)

Вы знаете, что кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа - это, прежде всего своеобразный экран, на нем отражаются процессы, происходящие в организме.

Все человеческое тело покрыто кожей, которая служит барьером между внутренними органами и окружающей средой. Кожа является самым крупным органом человеческого организма. Площадь поверхностности кожи составляет

1,5-2 м 2 , весит почти 3 кг. Толщина кожи в разных местах различная: от 0,5 до 4 мм.

- Как называется система, к которой относят кожу?

Ученики: Это покровная система, основной частью которой является кожа.

Учитель: Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа. Для этого проведите опыт ( слайд 4) и поработайте с учебником п.39.

Опыт 1. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник п.39, с. 202-203)

Ученики : Кожа придает эстетический внешний вид. Кожа защищает от внешних воздействий. Кожа может запасать кровь.

Учитель: Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции. Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ. ( слайд 5)

- Какие же части кожи выполняют эти функции? Кожа должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.

Учитель: кожа состоит из трёх слоёв: ( слайд65)

– Эпидермис.
– Дерма.
– Подкожная жировая клетчатка( гиподерма).

2.Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации.

( работа учащихся с таблицей “ Строение кожи”)

Учитель: ( слайд 7) Эпидермис (от эпи.. и от греч. Derma-кожа), у животных и человека – поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев – роговой и ростковый слои. Тонкий слой эпидермиса имеет кожа век, шеи, груди, бедра, плеча

Роговой слой (поверхностный) – мертвые ороговевшие клетки, постоянно обновляются. Поверхностный слой эпидермиса ороговевает и обновляется в течение 7-9 дней. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) - живые клетки, которые быстро делятся , лежит ближе к дерме. В ростковом слое имеется коричневый пигмент – меланин, который способен поглощать ультрафиолетовые лучи.

- Посмотрите на фотографии людей, что вы можете сказать. ( слайд 8)

Ученик: у темнокожих людей в коже очень много меланина. У людей с белой кожей его мало. Поэтому люди с темной кожей более устойчивы к солнечной радиации.

Учитель: ( слайд 9). Знаете ли вы, что избыток меланина в коже ведёт к появлению пигментных образований – родинок. У некоторых они были с рождения, а у некоторых появились в процессе жизни. Отношение к родинкам у людей разное. Вам важно знать о родинках следующее: в результате воздействия на них различных факторов, в том числе и неблагоприятной экологической обстановки они начинают расти и изменяться. В таком случае вы должны обращаться к врачу - онкологу.

Учитель: А теперь, давайте определим, какие функции выполняет этот слой эпидермиса?

Ученик: Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Учитель : ( слайд 10 ). Дерма или собственная кожа (от греч. Derma – кожа) - соединительнотканная часть кожи, расположенная под эпидермисом. С одной стороны она устойчива к давлению, а с другой – способна к растяжению, поэтому сохраняет плотность и эластичность. Состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого слоев. Сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания - рецепторы. Этот слой образует выпячивание – сосочки, вдающиеся в эпидермис и формирующий строго индивидуальный рисунок кожной поверхности – бороздки, гребешки. (дактилоскопический рисунок ). Придает коже эластичность. Учитель : Объясните, что значит “чувствительная функция кожи” Ученик : В коже много рецепторов – нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление. Давайте проведем опыт 2 по изучению кожных рецепторов на подушечках пальцев. ( слайд 11 ).

Опыт 2. Кожные рецепторы подушечек пальцев. 1. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и винтик. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему? Ученик: Благодаря рецепторам, находящихся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев. Подушечки пальцев, обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатить между ладонями рук гвоздь, винтики, то их грани ощущаются плохо. Если прокатить между кончиками пальцев то, мы с помощью рецепторов пальцев, прощупываем достаточно отчетливо грани винтиков.

Учитель: Сетчатый слой – плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). В сетчатом слое расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды., а также сальные и потовые железы. Этот слой придает коже прочность, и обладают выделительной функцией. ( слайд 12).

Учитель : В чем заключается выделительная функция кожи? Ученик : Потовые железы выделяют пот . Учитель : В коже находятся более 3 млн. потовых желез. Расположены они по всем уголкам тела, но неравномерно. Их много подмышечной впадине и паховой областях, в коже ладоней и подошв, где секреция пота происходит непрерывно. В основном пот состоит из воды, мочевины хлорида натрия, мочевой кислоты. Пот имеет кислую среду, что обуславливает его бактерицидные свойства, неприятный запах пота связан с деятельностью бактерий. Потовые железы принимают важное участие в терморегуляции и дыхание. При испарении пота поверхность кожи охлаждается. При повышении температуры тела и окружающей среды увеличивается и потоотделение. В жару она может возрастать до 13 л в день. В среднем потовая железа вырабатывает от 0,7 до 1 л пота в сутки. Учитель : Какую роль играют в организме сальные железы? Ученик: Сальные железы открываются в волосяную сумку. Секрет сальных желез защищает волосы и поверхность кожи от пересыхания и сохраняет эластичность. Учитель: В состав секрета кожного сало входят жирные кислоты, холестерин, воск. От степени выделения секрета зависти и тип кожи. Определим с помощью опыта 3 типы кожи на различных участках тела ( слайд 13 ).

Опыт 3 . Определение типов кожи на различных участках тела. Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а) поры незаметны б ) поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина. Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше? ( слайд 14-15 ).

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Разделы: Биология

Класс: 8

Тема урока: Строение и функции кожи.

Цели:

  1. Продолжить изучение строения кожи в связи с функциями, углубить знания
  2. Развитие навыков самонаблюдения, работы с лабораторным оборудованием, реализовывать межпредметные связи, анализировать, применять имеющиеся знания на практике.
  3. Гигиеническое воспитание

Методы обучения: проблемный

Методические приемы:

  • самонаблюдение,
  • лабораторная работа,
  • обсуждение результатов,
  • систематизация информации,
  • индивидуальные сообщения,
  • элементы технологии развития критического мышления.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • цифровой микроскоп,
  • компьютер,
  • рельефная таблица “Кожа”,
  • лабораторное оборудование (зеркала, препаровальные иглы, салфетки, лупы, гвозди, винты.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)
  2. Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
  3. Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
  4. Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )
  5. Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Организационный момент (единые требования к учащимся).

1. Вызов.

Вы уже знакомы со строением и некоторыми свойствами кожи. Пользуясь разными источниками информации, личными наблюдениями, рисунками и текстом учебника, выполняя задания в рабочих печатных тетрадях, просматривая учебный кинофильм, вы сформировали определенные понятии о коже – важнейшем органе человеческого тела.

Выполните следующее задание:

Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)

В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.

А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.

У доски на рельефной таблице дети показывают и называют жировую клетчатку.

Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

А теперь посмотрим с помощью цифрового микроскопа (х60, х200 )

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник с. 174)

1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)

2) осязание (рецепторы)

3) терморегуляция (пот, сосуды)

Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке мы ПОДРОБНО изучим функции некоторых кожных структур в ходе лабораторной работы.

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.

Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.

Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Участки лица Величина пор Оттенок салфетки Тип кожи (сухая. норм., жирная)
1. Лоб
2. Нос
3. Щеки
4. Подбородок

Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?

Каковы правила ухода за жирной кожей. За нормальной?

Покажите по таблице (на доске) поры сальных желез (…угри…уход…)

Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.

1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.

2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?

(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)

В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА о дактилоскопии…

Продолжим наше исследование.

Цель: изучить принцип функционирования рецепторов корней волос (рецепторы волоса возбуждаются при движении волос.

Длительное возбуждение рецепторов приводит к их торможению ).

Рецепторы корней волос.

1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?

2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?

3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?

Определение чувствительности кожи.

Аккуратно поставьте кончики препаровальных игл на 3-4 мм друг от друга одновременно на внутреннюю поверхность указательного пальца. Повторите то же … на расстоянии 1,5 мм. Сколько прикосновений вы чувствуете?

Проделайте аккуратно те же испытания с другими участками тела. Повторяйте каждый опыт 3-4 раза, каждый раз увеличивая расстояние между иглами на 1-3 мм.

Результаты опыта оформите в виде таблицы.

Участок тела Расстояние в мм. на кот. прикосновение двух игл ощущается как одно
1. Указательный палец
2. Губы
3. Щека
4. Кончик носа
5. Предплечье

Сравните результаты и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.

У ДОСКИ по таблице покажите рецепторы…

При заболевании внутренних органов нарушается чувствительность кожи в области, строго соответствующей конкретному органу.

Массаж какой зоны следует делать больному воспалением легких? (… по рисунку )

ИТАК, функции каких структур кожи были определены в ходе лабораторной работы?

  • жировая клетчатка
  • потовые железы
  • сальные железы
  • волосы
  • рецепторы

Каково их значение?

А какие еще структуры кожи можно пронаблюдать с помощью лупы и цифрового микроскопа? Какова их роль?

(Сосуды – транспорт веществ, терморегуляция).

Температура поверхности кожи разных участков тела.

Как вы думаете, чем можно объяснить неодинаковую температуру кожи в разных участках?

(Глубина расположения сосудов, количество потовых желез, степень развития подкожной жировой клетчатки)…

Существуют различные методы определения температуры поверхности кожи. Здесь представлены два: 1)при помощи специальной угольно-черной жидкости и 2) имеющихся у нас в школе мак-буков мобильного компьютерного класса, у которых есть функция фотографирования в инфракрасных (ТЕПЛОВЫХ) лучах.

Какие участки лица самые холодные? …теплые.

Диаграмма отдачи тепла организмом.

Исходя из этих данных мы видим, что почти треть отдаваемого тепла организмом осуществляется через кожу.

Это легко проверить на простом опыте. Поднесите ладонь к щеке на ра сстоянии 1 см. Вы почувствуете излучаемое тепло.

Отдача избытков тепла происходит через сосуды кожи, в которые может вместиться до 30% всей крови.

Что происходит с кожей, когда человек бледнеет, краснеет?

Регулярное закаливание приспосабливает организм к быстрой перестройке обмена веществ, к изменению теплоотдачи за счет изменения кровотока через кожу, изменения интенсивности потоотделения.

Кровоток может варьировать, теплоотдача увеличивается в 5-6 раз.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА “ Закаливание”.

Как вы понимаете следующее высказывание?

Запах бродяжничества – запах давно немытого тела.

Согласны ли вы со следующими гигиеническими требованиями?

Слайд 18.

  1. Кожу необходимо содержать в чистоте
  2. Кожу около раны необходимо обеззараживать
  3. Вредно длительно носить прорезиненную одежду и обувь
  4. Необходимо регулярно менять белье.
  5. Одежда и обувь должны быть свободными.
  6. Летом следует избегать одежды из синтетики, отдавая предпочтение хлопку.
  7. Детям следует одеваться теплее взрослых.

Какую помощь следует оказать пострадавшему животному?

Правила гигиены Обоснование правил Последствия невыполнения

Какие же опасности подстерегают кожу ?

- Грязь, болезни (на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - 5%.

- Травмы, ожоги, перегрев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. “О вреде татуировок”

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, что нового о коже вы узнали на уроке?

Для чего вам нужны эти знания?

Почему кожу называют барьером между организмом и средой? Какие еще функции выполняет кожа?

Почему температура тела человека не повышается даже в очень жаркую погоду?

Почему при обширных ожогах (25% тела) наступает смерть организма?

Список литературы:

  1. Сонин Н. И., Сапин М, Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия п биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.
  3. Муштавинская И. В. Будем знакомы: технология критического мышления, – Калининград: НОУ “УМЦ “Обучение”, 2002.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Речь”, 2003.

Факс:
+7(495)744-14-05

Диагностический профиль. Агрессия по отношению к сородичам возникает между животными одного пола (кобель/кобель, сука/сука), а следовательно, в этом случае помогает ранняя кастрация ( Voith , 1980 e , Hart , 1981 a ). Данный тип агрессии у псовых связан с иерархическими конфликтами. Причиной большинства аномальных агрессивных проявлений служит состояние тревоги, когда собака не уверена – несмотря на сигналы, которые подает другая особь, – в своем иерархическом положении. Даже если только у одной из собак есть отклонения в поведении, этого уже достаточно для возникновения собачьих драк. Более того, для собаки с отклонениями не требуется какого-то вызова, чтобы усмотреть в ситуации иерархический конфликт.

Для социальной системы псовых характерно, что в группе обычно есть высокоранговая сука и высокоранговый кобель. Это, несомненно, более взрослые или более сильные животные, но иногда это потомки таких собак. Значение «унаследованного» статуса у домашних собак недооценивается, однако высокоранговые особи часто успешно вмешиваются в конфликт в интересах низкоранговых. Их присутствия, демонстраций и статуса бывает достаточно, чтобы предотвратить вспышки агрессии между другими членами группы.

У собак существуют две широких категории внутривидовой агрессии: та, что адресуется собакам вне дома или незнакомым собакам, и та, что направлена против знакомых собак, в основном живущих в той же семье. Не следует считать, что стычка между незнакомыми псами всегда отражает внутривидовую агрессию: это может быть проявлением страха или территориальной агрессии. О’Фаррелл ( O ’ Farrell , 1986) подтвердила предположение, что эти типы агрессии бывают трудноразличимыми, но обнаружила, что в изученных ею популяциях собак территориальной агрессии не предшествовали предварительные угрожающие ритуалы. Поскольку в основе коррекции лежит снижение чувствительности к ситуациям, в которых животные проявляют нежелательные реакции, крайне важен правильно поставленный диагноз. Этого можно добиться только внимательным изучением истории возникновения агрессии и ее проявлений с учетом контекста.

Агрессия по отношению к незнакомым собакам может быть связана с иерархическим статусом; несомненно, агрессивная особь воспринимает присутствие любой собаки, которая попадается ей на пути, как вызов, причем независимо от того, как ведет себя приближающаяся собака. Агрессия иррациональна и проявляется независимо от обстоятельств. Как уже говорилось ранее, дело не в том, что такие собаки ошибаются в своих действиях или действуют неподходящим образом, а том, что их поведение не зависит от контекста, а потому их реакции должны считаться аномальными.

Собака, проявляющая внутривидовую агрессию по отношению ко всем посторонним собакам, чаще всего не конфликтует со «своими», живущими в данной семье собаками. Это происходит потому, что в доме уже сформировались иерархические отношения и собаки существуют в известной им социальной системе. Подоплекой возникновения агрессии является тревога по поводу еще не установленных взаимоотношений. Соответственно, многие из таких собак очень хорошо реагируют на совместное проведение модификации поведения и фармакологического вмешательства (дачу противотревожных препаратов).

По нашим наблюдениям, из двух форм внутривидовой агрессии чаще встречается агрессия по отношению к знакомым собакам, живущим в одной семье. Эта форма агрессии обычно проявляется в одном из двух вариантов. Чаще всего в агрессивный конфликт вовлечены две собаки сходного возраста и комплекции, которые спорят из-за статуса. Иногда они очень близки по возрасту и потому достигают социальной зрелости примерно в одно и то же время. Более обычный сценарий развития ситуации включает совсем взрослую и молодую собаку, во взаимоотношениях которых не было никаких проблем до тех пор, пока младшая не достигла возраста социальной зрелости. В это время либо она начинает оспаривать статус старшей, либо та чувствует слабые и почти неуловимые изменения в поведении младшей, связанные со статусом, и реагирует с целью подавления этих признаков. Даже если молодая собака никогда не бросает старшей явного вызова, та не в силах терпеть нормальных пассивных изменений, сопровождающих процесс социального взросления. Проявления агрессии могут быть активными и включать конкуренцию за пищу, жевательные кости, игрушки, внимание или доступ к любому из этих ресурсов. Возможны и пассивные проявления агрессии, которые выражаются в позах и манипулировании перемещением и поведением других собак (см. в гл. 3 обсуждение этих элементов поведения). Если старшая собака уступает, ситуация обычно разрешается. Если же старшая собака не сдается или ни одна из собак не может добиться достаточно высокого статуса, позволяющего полностью подчинить себе другую, результатом будет проявление внутривидовой агрессии.

Реже встречается такая форма внутривидовой агрессии между знакомыми собаками, которая не прекращается при капитуляции жертвы. В этом случае демонстрации жертвой полного подчинения – когда она падает на спину, подставляя живот и шею, – приводят к попыткам убийства со стороны агрессора (им может быть либо младшая, либо старшая собака). Из всех форм агрессии между собаками эта протекает по наиболее ужасающему сценарию. Тяжесть расстройства у таких агрессоров определяют по их потенциальной готовности убить собаку с нормальным поведением, которая демонстрирует нежелание драться, а также по тому, в какой степени умиротворяющие сигналы способны приостановить дальнейшую агрессию. Лучшее решение данной проблемы – отдать подвергающуюся нападениям собаку в другой дом. Это не значит, что не следует пытаться воздействовать на агрессора посредством модификации поведения, изменения средовых условий и фармакологического вмешательства, однако владельцам нужно четко осознавать наличие потенциальной опасности и быть готовыми разделять собак, когда они находятся не под присмотром.

Наконец, независимо от формы внутривидовой агрессивности, владельцы должны разобраться в том, насколько она генерализована. Происходят ли конфликты в любом контексте, связанном с поддержанием иерархии и выражением почтительности, или же только в специфических ситуациях (доступ к пище, дверям, спальным местам) без каких-либо признаков их проявления в других обстоятельствах.

Агрессия по отношению к другим собакам в основном возникает в период социального взросления (в возрасте от 18 до 24 месяцев), когда претензии на статус впервые становятся явными. Половые гормоны способствуют как появлению агрессивности, так и ее дальнейшему развитию. Кастрация старшего кобеля, проявлявшего агрессию по отношению к другим собакам, приводит к резкому снижению его агрессивности (в 62% случаев) ( Hopkins et al ., 1976). Влияние кастрации наиболее ярко выражено у трусливо-агрессивных и территориально агрессивных псов, но достаточно явно и у тех, кто проявлял агрессию в случае реальных или мнимых иерархических конфликтов. Однако ветеринарам следует предупреждать клиентов о том, что если агрессия проявлялась в течение продолжительного времени, многие элементы такого поведения, скорее всего, закрепились за счет повторения. Кастрация снижает реактивность собаки, но не может устранить ситуаций, в которых у нее существуют прочно усвоенные формы поведения. Несмотря на это, кастрация показана для агрессивных животных. Если агрессия – одно из проявлений тревожности и если это наследуемый признак (а существуют доказательства, что оба эти предположения верны), агрессивных собак не следует использовать в разведении; кроме того, ликвидация колебаний концентрации половых гормонов сделает собаку более восприимчивой к модификации поведения.

Лечение. Лучший способ лечения – расширенная программа модификации поведения в сочетании с кастрацией. Первый цикл программы модификации поведения нацелен на обучение собаки пониманию всех сигналов, свидетельствующих об одобрении хозяином ее поведения. Пока собака не научится сидеть или лежать и оставаться в такой позе в любых обстоятельствах, ей не следует встречаться с собаками, на которых она реагирует нежелательным образом. Это задание выполняется легче, если она не агрессивна по отношению к собакам, живущим в семье.

Если собака агрессивна только в отношении чужих собак, программа модификации поведения – после успешного освоения 1-го цикла – должна быть нацелена на выработку безразличного отношения к приближению других собак (см. Приложение Б). Независимо от того, как хорошо собака выполнила эту программу, ее никогда не следует спускать с поводка, чтобы поиграть с незнакомыми собаками, или оставлять на участке, куда может забрести посторонний пес. Поэтому невидимые ограды для такой собаки непригодны; она и после коррекции ответит на вызывающее поведение другой собаки. Людям никогда не следует разнимать дерущихся собак – это один из наиболее типичных случаев получения травм. Вместо этого следует облить их водой, вставить между ними лист картона или метлу или накинуть на них одеяло, а затем схватить и увести прочь. Владельцы агрессивных собак должны выводить их на прогулку в недоуздке или в хорошо подогнанном наморднике. Это позволит владельцу не только предотвращать укусы собаки, но и вмешиваться достаточно своевременно в ее поведение, так что в процессе коррекции собака будет обучаться.

Если внутривидовая агрессия направлена на собак, живущих в той же семье, то во всех случаях, когда собаки остаются без надзора, их нужно разделять. Нужно постараться выяснить, какая из них претендует на высокий статус и затевает стычки. К сожалению, эти характеристики не всегда относятся к одной и той же собаке. Если молодая здоровая собака бросает вызов старшей, больной артритом, общий принцип состоит в том, чтобы поддержать ее попытки. Эта поддержка стремления молодой собаки повысить свой ранг заключается в укреплении ее уверенности в том, что она всегда все получает первая: пищу, прогулки, развлечения, расчесывание, игрушки, игры; ей первой надевают поводок, позволяют выйти за дверь и так далее. Это все активные приемы, благодаря которым подтверждается ее статус. Пассивные приемы часто недооцениваются, но могут значительно помочь. Если каждая из собак имеет свой лежак, той из них, чей статус повышают, следует отдать лучший и в предпочтительном месте. Когда их разделяют и оставляют в одиночестве, то собаку, статус которой стремятся повысить, следует запереть в более удобном месте (спальня или кухня?), чем другую собаку. Еще один вариант – другую собаку запереть в менее удобной комнате (например, в комнате для гостей), в то время как собаке, чей статус стремятся повысить, дать возможность бегать по всему дому. Собаку, чей ранг повышают, на прогулку выводят на более длинном поводке, чтобы дать ей возможность быть слегка впереди. Если старшая собака готова принять изменение статуса, такие действия будут способствовать облегчению процесса. До тех пор, пока молодая собака готова сосуществовать со старшей, все трудности в конечном итоге удается разрешить. Во 2-м цикле программы модификации поведения проводят постепенную десенситизацию обеих собак друг к другу.

Однако дело обстоит не так просто, если собака, пытающаяся отстоять свой статус, очень упорна и не принимает капитуляцию другой собаки, а хочет, чтобы та вообще ушла. Простого подкрепления высокого статуса ей уже недостаточно: оно только подтверждает ее уверенность в том, что другой собаке тут не место. В такой ситуации, наоборот, следует повышать статус старшей, более слабой собаки, чтобы младшая поняла, что и та имеет право на существование. В первом случае собаки, оставленные вместе без присмотра, в конце концов, перестают создавать проблемы для хозяина; во втором же случае их никогда нельзя будет оставлять одних вместе. Если агрессор определенно намерен избавиться от другой собаки, могут помочь противотревожные препараты (амитриптилин, буспирон, или, в особенности, флуоксетин), но иногда лучше найти дом, где он будет единственной собакой.

Если молодая собака не очень крепкого здоровья или слабее, чем старшая, и нет надежды, что ее положение укрепится без вмешательства человека, то лучше пресечь ее намерения изменить свой статус. Всегда заставляйте ее сидеть и ждать или уступать другой собаке еду, ласку, игры, прогулки, внимание, расчесывание – словом, все.

Недоуздок очень полезен для коррекции поведения собак, агрессивных по отношению к посторонним псам, равно как и тех, кто нападает на живущих с ними в одной семье. В первом случае его используют для прерывания первых признаков агрессии и для того, чтобы заставить собаку подчиниться и прекратить нежелательные действия. При конфронтации собак, живущих в одном доме, недоуздком пресекают любое нежелательное поведение и делают ситуацию безопасной, потому что с его помощью можно сжать собаке челюсти. Простые намордники позволяют предотвратить укусы, но не прервать агрессивные действия. Более того, намордники предохраняют не от всех повреждений, а лишь от укусов. Собака в наморднике способна нанести серьезную физическую травму более слабому противнику. Фармакологические препараты помогают контролировать механизмы, лежащие в основе тревожности, и делают агрессию менее стабильной. В некоторых случаях применение медикаментозной терапии приносит пользу всем участникам конфликта.

Полное изложение инструкций для владельцев, касающихся агрессии по отношению к собакам, приведено в Приложении Б.

Читайте также: