Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии биология 8 класс

Опубликовано: 17.09.2024

Разделы: Биология

Класс: 8

Тема урока: Строение и функции кожи.

Цели:

  1. Продолжить изучение строения кожи в связи с функциями, углубить знания
  2. Развитие навыков самонаблюдения, работы с лабораторным оборудованием, реализовывать межпредметные связи, анализировать, применять имеющиеся знания на практике.
  3. Гигиеническое воспитание

Методы обучения: проблемный

Методические приемы:

  • самонаблюдение,
  • лабораторная работа,
  • обсуждение результатов,
  • систематизация информации,
  • индивидуальные сообщения,
  • элементы технологии развития критического мышления.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • цифровой микроскоп,
  • компьютер,
  • рельефная таблица “Кожа”,
  • лабораторное оборудование (зеркала, препаровальные иглы, салфетки, лупы, гвозди, винты.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)
  2. Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
  3. Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
  4. Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )
  5. Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Организационный момент (единые требования к учащимся).

1. Вызов.

Вы уже знакомы со строением и некоторыми свойствами кожи. Пользуясь разными источниками информации, личными наблюдениями, рисунками и текстом учебника, выполняя задания в рабочих печатных тетрадях, просматривая учебный кинофильм, вы сформировали определенные понятии о коже – важнейшем органе человеческого тела.

Выполните следующее задание:

Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)

В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.

А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.

У доски на рельефной таблице дети показывают и называют жировую клетчатку.

Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

А теперь посмотрим с помощью цифрового микроскопа (х60, х200 )

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник с. 174)

1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)

2) осязание (рецепторы)

3) терморегуляция (пот, сосуды)

Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке мы ПОДРОБНО изучим функции некоторых кожных структур в ходе лабораторной работы.

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.

Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.

Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Участки лица Величина пор Оттенок салфетки Тип кожи (сухая. норм., жирная)
1. Лоб
2. Нос
3. Щеки
4. Подбородок

Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?

Каковы правила ухода за жирной кожей. За нормальной?

Покажите по таблице (на доске) поры сальных желез (…угри…уход…)

Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.

1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.

2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?

(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)

В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА о дактилоскопии…

Продолжим наше исследование.

Цель: изучить принцип функционирования рецепторов корней волос (рецепторы волоса возбуждаются при движении волос.

Длительное возбуждение рецепторов приводит к их торможению ).

Рецепторы корней волос.

1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?

2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?

3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?

Определение чувствительности кожи.

Аккуратно поставьте кончики препаровальных игл на 3-4 мм друг от друга одновременно на внутреннюю поверхность указательного пальца. Повторите то же … на расстоянии 1,5 мм. Сколько прикосновений вы чувствуете?

Проделайте аккуратно те же испытания с другими участками тела. Повторяйте каждый опыт 3-4 раза, каждый раз увеличивая расстояние между иглами на 1-3 мм.

Результаты опыта оформите в виде таблицы.

Участок тела Расстояние в мм. на кот. прикосновение двух игл ощущается как одно
1. Указательный палец
2. Губы
3. Щека
4. Кончик носа
5. Предплечье

Сравните результаты и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.

У ДОСКИ по таблице покажите рецепторы…

При заболевании внутренних органов нарушается чувствительность кожи в области, строго соответствующей конкретному органу.

Массаж какой зоны следует делать больному воспалением легких? (… по рисунку )

ИТАК, функции каких структур кожи были определены в ходе лабораторной работы?

  • жировая клетчатка
  • потовые железы
  • сальные железы
  • волосы
  • рецепторы

Каково их значение?

А какие еще структуры кожи можно пронаблюдать с помощью лупы и цифрового микроскопа? Какова их роль?

(Сосуды – транспорт веществ, терморегуляция).

Температура поверхности кожи разных участков тела.

Как вы думаете, чем можно объяснить неодинаковую температуру кожи в разных участках?

(Глубина расположения сосудов, количество потовых желез, степень развития подкожной жировой клетчатки)…

Существуют различные методы определения температуры поверхности кожи. Здесь представлены два: 1)при помощи специальной угольно-черной жидкости и 2) имеющихся у нас в школе мак-буков мобильного компьютерного класса, у которых есть функция фотографирования в инфракрасных (ТЕПЛОВЫХ) лучах.

Какие участки лица самые холодные? …теплые.

Диаграмма отдачи тепла организмом.

Исходя из этих данных мы видим, что почти треть отдаваемого тепла организмом осуществляется через кожу.

Это легко проверить на простом опыте. Поднесите ладонь к щеке на ра сстоянии 1 см. Вы почувствуете излучаемое тепло.

Отдача избытков тепла происходит через сосуды кожи, в которые может вместиться до 30% всей крови.

Что происходит с кожей, когда человек бледнеет, краснеет?

Регулярное закаливание приспосабливает организм к быстрой перестройке обмена веществ, к изменению теплоотдачи за счет изменения кровотока через кожу, изменения интенсивности потоотделения.

Кровоток может варьировать, теплоотдача увеличивается в 5-6 раз.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА “ Закаливание”.

Как вы понимаете следующее высказывание?

Запах бродяжничества – запах давно немытого тела.

Согласны ли вы со следующими гигиеническими требованиями?

Слайд 18.

  1. Кожу необходимо содержать в чистоте
  2. Кожу около раны необходимо обеззараживать
  3. Вредно длительно носить прорезиненную одежду и обувь
  4. Необходимо регулярно менять белье.
  5. Одежда и обувь должны быть свободными.
  6. Летом следует избегать одежды из синтетики, отдавая предпочтение хлопку.
  7. Детям следует одеваться теплее взрослых.

Какую помощь следует оказать пострадавшему животному?

Правила гигиены Обоснование правил Последствия невыполнения

Какие же опасности подстерегают кожу ?

- Грязь, болезни (на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - 5%.

- Травмы, ожоги, перегрев…

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. “О вреде татуировок”

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, что нового о коже вы узнали на уроке?

Для чего вам нужны эти знания?

Почему кожу называют барьером между организмом и средой? Какие еще функции выполняет кожа?

Почему температура тела человека не повышается даже в очень жаркую погоду?

Почему при обширных ожогах (25% тела) наступает смерть организма?

Список литературы:

  1. Сонин Н. И., Сапин М, Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия п биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.
  3. Муштавинская И. В. Будем знакомы: технология критического мышления, – Калининград: НОУ “УМЦ “Обучение”, 2002.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Речь”, 2003.

Тема урока « Строение и функции кожи»

Образовательная

Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос и ногтей.

Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

Воспитывает толерантное отношение друг к другу.

Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

принимать самостоятельные решения;

мыслить критически и оригинально;

самостоятельно получать информацию;

использовать новые идеи для достижения цели;

развивает уверенность в себе;

планировать пути достижения цели;

Оборудование: таблица «Строение кожи», презентация, проектор, компьютер, рабочие тетради на печатной основе, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты, зеркала, салфетки, лупы, гвозди, винты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

Тип урока - изучение нового материала; урок-исследование

Методы: иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный, проблемный, самостоятельная исследовательская работа с элементами беседы.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)

Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)

Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)

Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )

Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

2.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о кожных покровах.

Учитель: Тема нашего урока “Строение и функции кожи”. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями кожи, и ее производными. ( Слайд1-2)

Вы знаете, что кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа - это, прежде всего своеобразный экран, на нем отражаются процессы, происходящие в организме.

Все человеческое тело покрыто кожей, которая служит барьером между внутренними органами и окружающей средой. Кожа является самым крупным органом человеческого организма. Площадь поверхностности кожи составляет

1,5-2 м 2 , весит почти 3 кг. Толщина кожи в разных местах различная: от 0,5 до 4 мм.

- Как называется система, к которой относят кожу?

Ученики: Это покровная система, основной частью которой является кожа.

Учитель: Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа. Для этого проведите опыт ( слайд 4) и поработайте с учебником п.39.

Опыт 1. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник п.39, с. 202-203)

Ученики : Кожа придает эстетический внешний вид. Кожа защищает от внешних воздействий. Кожа может запасать кровь.

Учитель: Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции. Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ. ( слайд 5)

- Какие же части кожи выполняют эти функции? Кожа должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.

Учитель: кожа состоит из трёх слоёв: ( слайд65)

– Эпидермис.
– Дерма.
– Подкожная жировая клетчатка( гиподерма).

2.Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации.

( работа учащихся с таблицей “ Строение кожи”)

Учитель: ( слайд 7) Эпидермис (от эпи.. и от греч. Derma-кожа), у животных и человека – поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев – роговой и ростковый слои. Тонкий слой эпидермиса имеет кожа век, шеи, груди, бедра, плеча

Роговой слой (поверхностный) – мертвые ороговевшие клетки, постоянно обновляются. Поверхностный слой эпидермиса ороговевает и обновляется в течение 7-9 дней. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) - живые клетки, которые быстро делятся , лежит ближе к дерме. В ростковом слое имеется коричневый пигмент – меланин, который способен поглощать ультрафиолетовые лучи.

- Посмотрите на фотографии людей, что вы можете сказать. ( слайд 8)

Ученик: у темнокожих людей в коже очень много меланина. У людей с белой кожей его мало. Поэтому люди с темной кожей более устойчивы к солнечной радиации.

Учитель: ( слайд 9). Знаете ли вы, что избыток меланина в коже ведёт к появлению пигментных образований – родинок. У некоторых они были с рождения, а у некоторых появились в процессе жизни. Отношение к родинкам у людей разное. Вам важно знать о родинках следующее: в результате воздействия на них различных факторов, в том числе и неблагоприятной экологической обстановки они начинают расти и изменяться. В таком случае вы должны обращаться к врачу - онкологу.

Учитель: А теперь, давайте определим, какие функции выполняет этот слой эпидермиса?

Ученик: Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Учитель : ( слайд 10 ). Дерма или собственная кожа (от греч. Derma – кожа) - соединительнотканная часть кожи, расположенная под эпидермисом. С одной стороны она устойчива к давлению, а с другой – способна к растяжению, поэтому сохраняет плотность и эластичность. Состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого слоев. Сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания - рецепторы. Этот слой образует выпячивание – сосочки, вдающиеся в эпидермис и формирующий строго индивидуальный рисунок кожной поверхности – бороздки, гребешки. (дактилоскопический рисунок ). Придает коже эластичность. Учитель : Объясните, что значит “чувствительная функция кожи” Ученик : В коже много рецепторов – нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление. Давайте проведем опыт 2 по изучению кожных рецепторов на подушечках пальцев. ( слайд 11 ).

Опыт 2. Кожные рецепторы подушечек пальцев. 1. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и винтик. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему? Ученик: Благодаря рецепторам, находящихся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев. Подушечки пальцев, обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатить между ладонями рук гвоздь, винтики, то их грани ощущаются плохо. Если прокатить между кончиками пальцев то, мы с помощью рецепторов пальцев, прощупываем достаточно отчетливо грани винтиков.

Учитель: Сетчатый слой – плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). В сетчатом слое расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды., а также сальные и потовые железы. Этот слой придает коже прочность, и обладают выделительной функцией. ( слайд 12).

Учитель : В чем заключается выделительная функция кожи? Ученик : Потовые железы выделяют пот . Учитель : В коже находятся более 3 млн. потовых желез. Расположены они по всем уголкам тела, но неравномерно. Их много подмышечной впадине и паховой областях, в коже ладоней и подошв, где секреция пота происходит непрерывно. В основном пот состоит из воды, мочевины хлорида натрия, мочевой кислоты. Пот имеет кислую среду, что обуславливает его бактерицидные свойства, неприятный запах пота связан с деятельностью бактерий. Потовые железы принимают важное участие в терморегуляции и дыхание. При испарении пота поверхность кожи охлаждается. При повышении температуры тела и окружающей среды увеличивается и потоотделение. В жару она может возрастать до 13 л в день. В среднем потовая железа вырабатывает от 0,7 до 1 л пота в сутки. Учитель : Какую роль играют в организме сальные железы? Ученик: Сальные железы открываются в волосяную сумку. Секрет сальных желез защищает волосы и поверхность кожи от пересыхания и сохраняет эластичность. Учитель: В состав секрета кожного сало входят жирные кислоты, холестерин, воск. От степени выделения секрета зависти и тип кожи. Определим с помощью опыта 3 типы кожи на различных участках тела ( слайд 13 ).

Опыт 3 . Определение типов кожи на различных участках тела. Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а) поры незаметны б ) поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина. Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше? ( слайд 14-15 ).

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте






  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Фото: pixabay.com

19 апреля в Рубцовске стая бродячих собак напала на пятилетнего ребёнка в городском парке. В Бийске пёс набросился на школьника на территории школы № 1. А в Барнауле у школы № 126 бродячая свора из 10 собак постоянно пугает детей и взрослых. На агрессивные стаи жалуются жители со всего Алтайского края. И если раньше службы отлова ликвидировали бродячих животных, то теперь закон это запрещает. Результат: стай становится все больше, нападения происходят всё чаще. Как бороться с бродячими собаками, откуда они берутся и можно ли искоренить это явление, разбирался amic.ru.

"В сумке – всегда собачий корм"

Бийчанка Ирина Карпова всегда носит в сумке собачью еду – на случай, если по пути на работу или обратно ей попадётся стая бродячих собак. Это подкуп, чтобы не укусили. Женщина работает учителем в одной из бийских школ в частном секторе. На территории учебного заведения, а также вокруг него постоянно бегают безнадзорные псы, которые порой нападают на людей.

"Мы все очень сильно устали от этих собак. Их всегда было много в заречной части города, в частном секторе. Местные постоянно выкидывают щенков, они вырастают и плодятся. И собак жалко, и жить тут невозможно – они и на детей, и на взрослых рычат, кидаются. И никто ничего с ними не делает", – жалуется корреспонденту amic.ru Ирина.

Жительница Барнаула Елена рассказывает, что из-за бродячих псов, поселившихся в районе остановки "Мастерские" на Павловском тракте, была вынуждена по очереди с бабушкой отпрашиваться с работы, чтобы встречать дочь из школы: "Там стая поселилась – штук 8-10 крупных собак. Порой мимо взрослый не мог спокойно пройти – облаивали. Дочка как-то в слезах звонит, оказалось – собака на неё кинулась. Спасибо, мужчина мимо шёл, отпугнул. С тех пор отпрашивались с работы и встречали ребёнка. Хорошо, сейчас стая ушла куда-то".

Агрессивные своры встречаются в районе проспекта Космонавтов, в посёлке Южном, на Потоке и в других районах города.


"Мы уже не раз убегали и отбивались от таких стаек – из пяти, из десяти особей, – рассказывает Ольга, сама владелица собаки. – Нам приходится защищать своих животных, которых стало сложно выгуливать, но страшно и за себя – если они могут напасть на зверя, то человека укусить им раз плюнуть. А вдруг на их пути попадётся ребёнок и чем-то им помешает? Страшно представить, что может произойти".

СМИ сообщают о фактах нападений животных на детей. Следственный комитет и прокуратура объявляют о проведении проверок, порой – о возбуждении уголовных дел. Но проблема бродячих псов никак не решается.

Узаконенное бродяжничество

В Барнауле отловом собак занимается единственный официально зарегистрированный приют "Ласка". Именно с ними заключила контракт на отлов бродячих животных администрация Барнаула. С 2020 "Ласка" должна отлавливать, кастрировать и возвращать псов в изначальное место обитания (то есть обратно во дворы, откуда их и забрали) – так гласит закон РФ "Об ответственном обращении с животными".

Стерилизованных собак помечают клеймом и жёлтой биркой. Это означает, что особь не может принести потомство. Авторы этого законопроекта уверены, что с помощью такого гуманного метода в течение трёх-пяти лет бродячих стай на улицах городов не останется: они не смогут плодиться.

Ст. 18 498-го закона РФ "Об ответственном обращении с животными" от 27.12.2018 года: Стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
В приюте "Ласка" с законотворцами согласны. Здесь утверждают, что основное пополнение армии бездомышей происходит из-за жестокости людей – тех, кто выкидывает своих питомцев на улицы: "Мы считаем, что бороться надо не с бродячими собаками, а с причинами их появления. А это можно сделать поголовной стопроцентной стерилизацией всех уличных животных. На данный момент мы кастрировали большое количество собак, но пока люди не перестанут их выбрасывать, численность бродячих животных не уменьшится", – говорит Софья Куликова в интервью на радио "Эхо Москвы в Барнауле".


Впрочем, отловить бродячую стаю для стерилизации тоже не просто, объясняет Куликова: приюту не хватает транспорта, специальных ловушек и успокоительных препаратов для животных. Заявки на отлов приходят одновременно с разных концов города, а ресурсов недостаточно. По словам Софьи Куликовой, в среднем государство выделяет на одну собаку 300-500 рублей. И этих денег недостаточно. Ведь животное нужно отловить, кастрировать (стерилизовать), приобрести медикаменты, корм. Приют выживает за счёт пожертвований, но они поступают неравномерно, говорит Куликова. Поэтому волонтёры не могут закупить современное оборудование для отлова в нужном объёме.

Кроме того, стаи тоже не ждут, когда волонтёры освободятся и приедут за ними. Они мигрируют по городу. И за время, пока окажутся в приюте, успеют наплодить десятки щенков.

Но, несмотря на все эти сложности, в "Ласке" уверены, что со временем стерилизация (кастрация) устранит проблему бродячих стай.

А вот общественники с этим не согласны категорически. Они считают, что закон, разрешив выпускать животных обратно на улицы, только спровоцировал безответственное поведение горожан.

"Людей приучают к тому, что бездомная собака на улице – это нормально. Но это ведь противоречит ответственному обращению с животными. Никто не контролирует собаку на улице, не следит за её передвижением, поведением и здоровьем, никто не убирает за ней, не обрабатывает её от паразитов и не вакцинирует. Как до людей доносить, что выбрасывать и отпускать гулять без присмотра домашних животных – это плохо, если государство занимается тем же", – возмущается администратор группы "Потеряшки22" (сообщество для поиска пропавших питомцев и переустройства беспризорных) Ирина Сабаева.

Когда жалость – зло

Проблему усугубляют и безответственные жители частного сектора, которые отпускают своих питомцев на самовыгул. Со временем собаки отвыкают жить дома и остаются на улице. В "Ласке" говорят, что зачастую именно эти псы сбиваются в стаи и нападают на людей.

"У нас бывает: нам звонят, просят забрать животное с улицы, мол, кидается, не даёт проходу. Ловцы приезжают, а собачка убегает домой. Забрать её у хозяина мы не можем – незаконно. Сам владелец добровольно не отдаёт. На следующий день мы приезжаем к нему с участковым – а хозяин уже отпустил пса снова и говорит, что собаки у него вообще нет. В итоге ни наказать не получается, ни животное изъять", – подтвердила наличие проблемы директор приюта "Ласка" Софья Куликова.

Ещё одна проблема: сердобольные тётушки, которые обожают подкармливать беспризорных животных. Со временем собаки "прикармливаются" к одному месту и начинают агрессивно охранять свою территорию, говорят зоозащитники. Поэтому чтобы сократить количество злых собачьих стай в жилом секторе, они настоятельно рекомендуют перестать их кормить.

"Нужно как-то донести до кормильцев, что они способствуют увеличению бездомных животных в городе. Если бы не было в городе огромной искусственно созданной "кастрюлечниками" (так грубо называют кормильцев, – прим. автора) кормовой базы, думаю, количество стай реально бы уменьшилось", – объясняет зоозащитник Ирина Сабаева.


Стрелять нельзя приютить

После каждого нападения собак в социальных сетях люди уже всерьёз обсуждают, что пора возвращать массовый отстрел всех безнадзорных животных. А кто-то уже и сам готов хвататься за оружие или отраву, несмотря на запрет и грозящее наказание. В "Ласке" уверены: эти методы не помогут сократить число "беспризорников". Тем более что, по словам Софьи Куликовой, самых злых псов после отлова оставляют в приюте.

"У нас есть кинологи, которые проводят тестирование всех собак. Если пёс неуправляем, его не выпускают и помещают в вольер. Оставляем мы и тех животных, которых можно воспитать и переустроить в семью. В место обитания возвращаем только тех особей, которые не проявляют немотивированной агрессии, но и не поддаются дрессировке, соответственно, в домашних условиях они не приживутся", – добавила директор приюта.

Куликова считает, что в большей степени люди сами провоцируют псов: "Любая собака начнёт рычать, если вы полезете к её еде или попробуете зажать её в угол, так что, скорее всего, те, на кого кидались, вели себя как-то вызывающе".

Волонтёры говорят – кастрация лишает собак половой и немотивированной агрессии. Но общественники возражают: стерилизация – не гарант того, что пёс станет ласковым.

"Кастрация не лишает собак агрессии, это заблуждение: они защищают территорию, на которой едят и спят, проявляют игровую агрессию (они считают добычей любых чужаков). Немало пишут сообщений, что стая изодрала кошку, сородича, чьё-то потерянное или самовыгульное животное. И человек вполне может стать мишенью, если рядом некому будет помочь", – говорит Ирина Сабаева.

На сегодняшний день в Барнауле есть "Ласка" и несколько частных приютов для животных. Их явно недостаточно – мест не хватает. В других городах и сёлах Алтайского края ситуация ещё хуже – в основном безнадзорным питомцам помогают энтузиасты, которые организуют передержки на 20-30 особей. Директор барнаульского зоопарка считает, что именно нехватка приютов привела к проблеме.


"Как в любом деле, даже в благотворительности, нужна конкуренция. Чем больше у нас в регионе будет приютов, тем меньше животных будет на улицах. Они будут бороться за право забрать собак и кошек себе", – сказал в интервью радио "Эхо Москвы в Барнауле" Сергей Писарев.

Он отметил, что государство в одиночку не прокормит всех нуждающихся, а потому бездомным животным могли бы помочь богатые меценаты – бизнесмены, селебрити. "Было бы идеальным, если бы всех бездомных собак забирали приюты и содержали у себя до переустройства или конца жизни", – считает Сергей Писарев.

Поможет не закон, а человечность

Законотворцы и зоозащитники предлагают несколько гуманных способов борьбы с бродячими собаками в городах.

Первый – чипизация. Госдума предложила законопроект об обязательном чипировании домашних животных. Это поможет найти и наказать хозяев, которые, "наигравшись", выкидывают питомцев на улицу или выпускают на самовыгул. Однако, по мнению Сергея Писарева, никакой закон не будет работать, пока у людей нет культуры содержания питомцев, а в городах для этого не создано комфортной инфраструктуры.

"Если мы напишем закон о вреде курения – люди курить не бросят. Почему в Израиле нет собак бездомных совсем? Потому что всех собак забирают домой, стерилизуют по необходимости. А в центре Тель-Авива – огромный парк для выгула! Так что пока мы не изменим сознание, ничего у нас не получится. И ни один закон не решит вопрос", – уверен директор зоопарка.


Второй – популяризация кастрации. В "Ласке" уверены: стерилизацию нужно пропагандировать. Возможно, на государственном уровне удешевить эту процедуру в клиниках, чтобы позволить её могли все владельцы животных.

"Люди продолжают разводить дворняг. У нас по пять звонков в день – собачка родила, заберите щенят, не разобрали. Отказываем, потом их в коробочке находим. Поэтому стерилизация очень нужна, чтобы сократить количество невостребованного потомства", – подчёркивает Софья Куликова.

Третий – безвозвратный отлов. Общественники настаивают на том, что нельзя возвращать на улицы отловленных животных. Они предлагают изменить действующее законодательство и вернуть безвозвратное содержание всех пойманных собак в приютах.

"В идеале – нужно открыть в городах муниципальные приюты, но здесь уже возникнет проблема с финансированием таких организаций", – отметила Ирина Сабаева.

Только совокупное использование этих способов поможет решить проблему. Но дело это не быстрое. А потому пока людям приходится изобретать собственные методы защиты от бродячих собак: носить с собой еду для них или отпугиватели. И надеяться, что в этот раз свора пробежит мимо.

Номера телефонов служб отлова в городах Алтайского края:
– Барнаул: 8 (3852) 37-16-20 (с 08:00 до 17:00 часов), 8 (3852) 57-35-57 (ежедневно с 09:00 до 18:00 часов);
– Бийск: 8 (3854) 40-51-88, 40-51-46;
– Заринск: 8 (38595) 4-32-54, 4-53-87.

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор Самтанова Е.А.
Дата 12.12.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Тема урока « Строение и функции кожи»

Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос и ногтей.

Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитывает толерантное отношение друг к другу.

Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

принимать самостоятельные решения;

мыслить критически и оригинально;

самостоятельно получать информацию;

использовать новые идеи для достижения цели;

развивает уверенность в себе;

планировать пути достижения цели;

Оборудование: таблица «Строение кожи», презентация, проектор, компьютер, рабочие тетради на печатной основе, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты, зеркала, салфетки, лупы, гвозди, винты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

Тип урока - изучение нового материала; урок-исследование

Методы: иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный, проблемный, самостоятельная исследовательская работа с элементами беседы.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок способствует развитию следующих компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)

Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)

Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)

Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )

Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)

Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

2.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя о кожных покровах.

Учитель: Тема нашего урока "Строение и функции кожи". Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями кожи, и ее производными. ( Слайд1-2)

Вы знаете, что кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа - это, прежде всего своеобразный экран, на нем отражаются процессы, происходящие в организме.

Все человеческое тело покрыто кожей, которая служит барьером между внутренними органами и окружающей средой. Кожа является самым крупным органом человеческого организма. Площадь поверхностности кожи составляет

1,5-2 м 2 , весит почти 3 кг. Толщина кожи в разных местах различная: от 0,5 до 4 мм.

- Как называется система, к которой относят кожу?

Ученики: Это покровная система, основной частью которой является кожа.

Учитель: Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе, зачем человеку нужна кожа. Для этого проведите опыт ( слайд 4) и поработайте с учебником п.39.

Опыт 1. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.

Что вы можете рассказать о покрове тела человека?

Какие функции он выполняет? (учебник п.39, с. 202-203)

Ученики : Кожа придает эстетический внешний вид. Кожа защищает от внешних воздействий. Кожа может запасать кровь.

Учитель: Совершенно правильно. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции. Да, конечно. Это жизненно важные функции: защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ. ( слайд 5)

- Какие же части кожи выполняют эти функции? Кожа должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.

Учитель: кожа состоит из трёх слоёв: ( слайд65)

- Эпидермис.
- Дерма.
- Подкожная жировая клетчатка( гиподерма).

2.Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации.

( работа учащихся с таблицей " Строение кожи")

Учитель: ( слайд 7) Эпидермис (от эпи.. и от греч. Derma-кожа), у животных и человека - поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев - роговой и ростковый слои. Тонкий слой эпидермиса имеет кожа век, шеи, груди, бедра, плеча

Роговой слой (поверхностный) - мертвые ороговевшие клетки, постоянно обновляются. Поверхностный слой эпидермиса ороговевает и обновляется в течение 7-9 дней. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) - живые клетки, которые быстро делятся , лежит ближе к дерме. В ростковом слое имеется коричневый пигмент - меланин, который способен поглощать ультрафиолетовые лучи.

- Посмотрите на фотографии людей, что вы можете сказать. ( слайд 8)

Ученик: у темнокожих людей в коже очень много меланина. У людей с белой кожей его мало. Поэтому люди с темной кожей более устойчивы к солнечной радиации.

Учитель: ( слайд 9). Знаете ли вы, что избыток меланина в коже ведёт к появлению пигментных образований - родинок. У некоторых они были с рождения, а у некоторых появились в процессе жизни. Отношение к родинкам у людей разное. Вам важно знать о родинках следующее: в результате воздействия на них различных факторов, в том числе и неблагоприятной экологической обстановки они начинают расти и изменяться. В таком случае вы должны обращаться к врачу - онкологу.

Учитель: А теперь, давайте определим, какие функции выполняет этот слой эпидермиса?

Ученик: Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Учитель: ( слайд 10). Дерма или собственная кожа (от греч. Derma - кожа) - соединительнотканная часть кожи, расположенная под эпидермисом. С одной стороны она устойчива к давлению, а с другой - способна к растяжению, поэтому сохраняет плотность и эластичность. Состоит из двух слоев - сосочкового и сетчатого слоев. Сосочковый слой - рыхлая соединительная ткань. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания - рецепторы. Этот слой образует выпячивание - сосочки, вдающиеся в эпидермис и формирующий строго индивидуальный рисунок кожной поверхности - бороздки, гребешки. (дактилоскопический рисунок ). Придает коже эластичность. Учитель: Объясните, что значит "чувствительная функция кожи" Ученик: В коже много рецепторов- нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление. Давайте проведем опыт 2 по изучению кожных рецепторов на подушечках пальцев. ( слайд 11).

Опыт 2. Кожные рецепторы подушечек пальцев. 1. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и винтик. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему? Ученик: Благодаря рецепторам, находящихся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев. Подушечки пальцев, обладают многочисленными осязательными рецепторами, которые находятся в углублениях между папиллярными линиями, в области ладоней их значительно меньше. Поэтому и чувствительность разная. Если прокатить между ладонями рук гвоздь, винтики, то их грани ощущаются плохо. Если прокатить между кончиками пальцев то, мы с помощью рецепторов пальцев, прощупываем достаточно отчетливо грани винтиков.

Учитель: Сетчатый слой - плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). В сетчатом слое расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды., а также сальные и потовые железы. Этот слой придает коже прочность, и обладают выделительной функцией. ( слайд 12).

Учитель: В чем заключается выделительная функция кожи? Ученик: Потовые железы выделяют пот. Учитель: В коже находятся более 3 млн. потовых желез. Расположены они по всем уголкам тела, но неравномерно. Их много подмышечной впадине и паховой областях, в коже ладоней и подошв, где секреция пота происходит непрерывно. В основном пот состоит из воды, мочевины хлорида натрия, мочевой кислоты. Пот имеет кислую среду, что обуславливает его бактерицидные свойства, неприятный запах пота связан с деятельностью бактерий. Потовые железы принимают важное участие в терморегуляции и дыхание. При испарении пота поверхность кожи охлаждается. При повышении температуры тела и окружающей среды увеличивается и потоотделение. В жару она может возрастать до 13 л в день. В среднем потовая железа вырабатывает от 0,7 до 1 л пота в сутки. Учитель: Какую роль играют в организме сальные железы? Ученик: Сальные железы открываются в волосяную сумку. Секрет сальных желез защищает волосы и поверхность кожи от пересыхания и сохраняет эластичность. Учитель: В состав секрета кожного сало входят жирные кислоты, холестерин, воск. От степени выделения секрета зависти и тип кожи. Определим с помощью опыта 3 типы кожи на различных участках тела ( слайд 13).

Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела. Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а) поры незаметны б ) поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина. Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше? ( слайд 14-15).

Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )

Сегодня специалисты ветклиники Эсперанс рассказывают, как помочь собаке во время течки, какие средства гигиены использовать и как правильно гулять.


Алена Даль

специалист Школы владельца

Физиология течки

Течка (или эструс, эстральный цикл) – это период в жизни собаки, в который она способна и готова к спариванию и оплодотворению. Если хозяин настроен на деторождение у собаки,

то организуется вязка с кобелем. В случае нежелания вязать собаку владельцу нужно принимать меры по ограничению контакта с некастрированными кобелями на прогулках и дома.

течка у собаки как ей помочь и как гулять

Время наступления первой течки зависит от многих факторов: породы, размера собаки, индивидуальных особенностей. Как правило, в первый раз у мелких пород она приходит в 6-8 месяцев, а у крупных к году. Если собаке больше 2 лет, но течки до сих пор не было ни разу, стоит обратиться к ветеринарному врачу. Заметная часть цикла течки идет в среднем 3 недели. И только часть этого времени у собаки могут быть кровянистые выделения. Но давайте разберемся подробней, какие этапы есть у течки и полового цикла и как они проявляются.

У каждой течки есть четыре этапа. Первый называют предтечкой, и он длится 7-10 дней. В это время вы можете заметить, что у вашей веселой и нежной собаки поменялось поведение. Животное стать менее предсказуемым, начать плохо отзываться и выполнять команды, иногда даже проявлять агрессию, особенно к кобелям. Собака может казаться грустной, вялой, апатичной, полдня лежать на одном месте и спать. Одновременно с этим меняется и внешний вид половых органов у питомца. Петля увеличивается в размере, набухает (за счет притока крови) и из нее начинают появляться кровянистые выделения. Обычно именно по этому признаку хозяин понимает, что у его собаки началась течка. Однако эти выделения не всегда заметны, особенно у маленьких пород.

Вторую фазу течки часто называют еще половой охотой. Она тоже длится 7-10 дней, и именно в это время у собаки случается овуляция, а значит может произойти успешное оплодотворение. Овуляция обычно наступает на 13 день от начала течки. Петля по-прежнему остается набухшей, но выделения из нее меняются: становятся практически незаметными, более светлыми, а иногда и прозрачными. Поведение вашего питомца снова изменится, но теперь в другую сторону. Собака сама покажет, что готова к вязке. Она может стать более ласковой, дружелюбной и своим поведением показать кобелям, что к ней можно подойти.

Третий этап диэструс длится около 60 дней. Все внешние проявления течки постепенно пропадают: типичное поведение собаки возвращается, как и прежний вид внешних половых органов. Однако хозяину собаки стоит по-прежнему быть чутким к своему питомцу. Ведь именно в это время может развиться неприятный побочный эффект течки – ложная щенность.

как помочь собаке во время течки фото

Ложная щенность или ложная беременность может наступить как у рожавшей, так и у собаки, у которой никогда не было вязки. Чаще она случается после первой течки.

Это состояние проявляется демонстративным материнским поведением при отсутствии реальной беременности. У собаки может проявиться синдром гнездования. Она начнет обустраивать место для родов и жизни со щенками: копать подстилку, таскать туда игрушки и подушки.

Кроме того, вы заметите набухание молочных желез и выделением из них молозива. Нередко в этот период собака становится вялой, апатичной, а также может отказаться от еды.

Если вы замечаете подобные симптомы у своего питомца, обязательно обратитесь в ветеринарную клинику.

Четвертый этап полового цикла у собаки — анэструс, он длится несколько месяцев до начала следующей течки.

Если хозяин не планирует никогда вязать свою собаку, то врачи советуют провести стерилизацию животного (удалить яичники). Такое решение не только избавит питомца и владельца от физиологических, гормональных проявлений течки и ложной щенности, но и серьезно сократит риск развития онкологии и других заболеваний репродуктивной системы. Провести стерилизацию можно еще в щенячьем возрасте до первой течки.

Читайте также: