Из какого произведения некрасова эта цитата красива волос с проседью

Опубликовано: 17.09.2024

61. Определите, из какого произведения эта цитата, кому из героев она принадлежит, назовите автора.
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

• А.С. Грибоедов «Горе от ума», Софья

62. Определите, из какого произведения эта цитата.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

• А.С. Пушкин «К Чаадаеву»

63. Определите, из какого произведения эта цитата.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

• А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

64. Определите, кому из героев комедии Л.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит данная цитата:
Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите.
Удивлены? и только? вот прием!

• Чацкий

65. Определите, чей это портрет в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
«. Он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у него: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и, в силу такого неповорота, редко глядел на того, с которым говорил».
• Собакевич

66. Откуда эти строки?
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!

• С.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

67. Скажите, из какого произведения взяты эти строки?
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

• Н.А. Некрасов «Железная дорога»

68. Скажите, из какого произведения этот отрывок? Назовите автора.
«Русь! Русь! Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня?»
• Н.В. Гоголь «Мертвые души»

69. Чей это портрет?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.

• Ольга, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

70. Чей это портрет? Назовите автора и произведение.
«Помещик этот, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.»
• Манилов, Н.В. Гоголь «Мертвый души»

71. Чей это портрет? Назовите автора и произведение.
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие
Ресницы богатейшие
Сурова и смугла.

• Матрена Тимофеевна, Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

72. Чей это портрет? Назовите рассказ А.П. Чехова.
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате».
• Беликов, «Человек в футляре»


Н. А. НЕКРАСОВ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

1. Как назывался первый сборник стихотворений ?
А) «Мечты и слезы»
B) «Мечты и звуки»
C) «Мечтания»
D) «Мечты и вздохи»
E) «Первые мечты»

2. Стихотворение Некрасова о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной как барышня в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-своему доброго крепостного парня-ямщика, называется
А) «В дороге»
B) «Тройка»
C) «Огородник»
D) «Вчерашний день, часу в шестом»
E) «Размышления у парадного подъезда»

3. С 1847 по 1866 гг. Некрасов – издатель и редактор журнала
А) «Русское слово»
B) «Отечественные записки»
C) «Москвитянин»
D) «Московские ведомости»
E) «Современник»

4. Антивоенное стихотворение , которое заканчивается словами «Им не вернуть своих детей, погибших на кровавой ниве, как не поднять плакучей иве поникнувших своих ветвей».
А) «Родина»
B) «Замолкни, Муза мести и печали!»
C) «Внимая ужасам войны»
D) «Надрывается сердце от муки»
E) «Орина, мать солдатская»

5. Из какого стихотворения эти строки:
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
А) «На смерть Шевченко»
B) «Тургеневу»
C) «Памяти Белинского»
D) «Памяти Добролюбова»
E) «Поэт и гражданин»

6. Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которому мужики на базаре собрали взаймы деньги на мельницу.
А) Яким Нагой
B) Ермил Гирин
C) Савелий
D) Влас
E) Клим Лавин

7. О ком эти слова (поэма «Кому на Руси жить хорошо):
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
А) Савелий
B) Гриша Добросклонов
C) Ермил Гирин
D) Кудеяр-атаман
E) Клим Лавин

8. Из какого произведения Некрасова эта цитата: «Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, сурова и смугла»?
А) «Орина, мать солдатская»
B) «Зине»
C) «Мать» («Она была исполнена печали»)
D) «Русские женщины»
E) «Кому на Руси жить хорошо»

9. Укажите, кого считал своим учителем, «смиренно» преклонял перед ним колени:
A) Н. Гоголя
B) В. Белинского
C) Н. Чернышевского
D) А. Пушкина
E) Н. Добролюбова

10. Какой герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» выступает «идеологом» пьянства?
А) Гриша Добросклонов
B) Савелий
C) Шалашников
D) Яким Нагой
E) Павлуша Веретенников

11. Кто оказал огромное влияние на Некрасова как на поэта и человека в период его жизни «на дне» Петербурга?
А) Чернышевский
B) Добролюбов
C) Белинский
D) Тургенев
E) Толстой

12. Одно из самых мрачных и трагических стихотворений Некрасова, заканчивающееся строками:
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут.
Только во мне шевельнутся проклятья –<>br И бесполезно замрут.
А) «Пророк»
B) «Рыцарь на час»
C) «Современная ода»
D) «Еду ли ночью по улице темной»
E) «Надрывается сердце от муки»

13. С 1867 по 1877 гг. Некрасов – издатель и редактор журнала
А) «Русское слово»
B) «Отечественные записки»
C) «Москвитянин»
D) «Московские ведомости»
E) «Современник»

14. Кому было посвящено стихотворение Некрасова «Пророк»?
А) Добролюбову
B) Белинскому
C) Чернышевскому
D) Герцену
E) Достоевскому

15. Чей это портрет (поэма «Кому на Руси жить хорошо»)?
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
А) Яков верный, холоп примерный
B) Павлуша Веретенников
C) Яким Нагой
D) Ермил Гирин
E) Влас

16. Кто из героев поэмы собирает и записывает произведения фольклора и в главе «Сельская ярмонка» (поэма «Кому на Руси жить хорошо») купил старику, пропившему деньги, ботинки для его внучки?
А) Гриша Добросклонов
B) Савелий
C) Шалашников
D) Яким Нагой
E) Павлуша Веретенников

17. Стихотворение грустного содержания – это
А) Ода
B) Элегия
C) Эпиграмма
D) Памфлет
E) Мадригал

18. В каком стихотворении Некрасов сравнил Музу с крестьянкой, которую наказывают кнутом?
А) «Вчерашний день, часу в шестом»
B) «Дума»
C) «Муза»
D) «Блажен незлобивый поэт»
E) «Поэт и гражданин»

19. Кто из героев поэмы «наказывает» барина своей смертью?
А) Яков верный, холоп примерный
B) Савелий
C) Яким Нагой
D) Ермил Гирин
E) Влас

20. Друзья и соратники Некрасова по журналу «Современник»:
А) Чернышевский, Добролюбов, Толстой, Тургенев.
B) Белинский, Тютчев, Фет, Панаев.
C) Писарев, Добролюбов, Антонович, Григорович.
D) Островский, Чехов, Толстой, Катков.
E) Тютчев, Фет, Писарев, Панаев.

21. Сатирические стихотворения Некрасова:
А) «Родина», «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Пророк»
B) « Поэту», «Мы с тобой бестолковые люди», «В дороге», «Колыбельная песня»
C) «Колыбельная песня», «Современная ода», «Нравственный человек», «Железная дорога»
D) «Тройка», «Огородник», «Несжатая полоса», «Школьник».
E) «Я не люблю иронии твоей», «Давно – отвергнутый тобою», «Внимая ужасам войны», «Дума»
22. Какая статья Добролюбова послужила поводом для выхода Тургенева, Григоровича и Толстого из редакции журнала, возглавляемого Некрасовым?
А) «Когда же придет настоящий день?»
B) «Темное царство»
C) «Луч света в темном царстве»
D) «Забитые люди»
E) «Что такое обломовщина»

23. По поводу какого молодого писателя Некрасов отозвался следующими словами: «Новый Гоголь явился!»
A) Достоевского
B) Толстого
C) Тургенева
D) Гончарова
E) Григоровича

24. «Народ освобожден, но счастлив ли народ»? – спрашивает Н. Некрасов в стихотворении:
A) «Железная дорога»
B) «Элегия»
C) «На Волге»
D) «Школьник»
E) «Размышления у парадного подъезда»

25. «Да знаете ли вы, что вы – поэт, и поэт истинный?» – так откликнулся на стихотворение «В дороге» Н. Некрасова
A) И. Тургенев
B) В. Белинский
C) Н. Добролюбов
D) Л. Толстой
E) Д. Писарев

26. Какой части русского народа посвятил большинство своих поэтических произведений?
А) Крестьянам
В) Рабочим
С) Купцам
D) Чиновникам
Е) Студентам

27. К новому поколению в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» относится:
A) Яков
B) Гриша Добросклонов
C) Яким
D) Ермил Гирин
E) Матрена Тимофеевна

28. Счастье Гриши Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в
A) Терпении
B) Любви к народу
C) Силе духовной
D) Образованности
E) Поэзии

29. «Клейменый, да не раб», – говорит о себе в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
A) Яким Нагой
B) Ермил Гирин
C) Гриша Добросклонов
D) Савелий
E) Влас
30. Название села, в котором прошло детство Некрасова и мимо которого по Сибирке (Владимирке) этапом шли каторжане:
A) Сростки
B) Грешнево
C) Константиново
D) Михайловское
E) Болдино

«Не все между мужчинами

Решили наши странники

И стали баб опрашивать.

В селе Наготине

Сказали, как отрезали:

«У нас такой не водится,

А есть в селе Клину:

Не баба! доброумнее

И глаже — бабы нет.

Спросите вы Корчагину

Она же: губернаторша…»

Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

«Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди Божии

Побились над тобой,

Покамест ты оделося

Тяжелым, ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царем!

Не столько росы теплые,

Как пот с лица крестьянского

Довольны наши странники,

То рожью, то пшеницею,

То ячменем идут.

Пшеница их не радует:

Ты тем перед крестьянином,

Что кормишь ты по выбору,

Зато не налюбуются

На рожь, что кормит всех.

«Льны тоже нонче знатные…

Ай! бедненький! застрял!»

Тут жаворонка малого,

Застрявшего во льну,

Роман распутал бережно.

И птичка ввысь помчалася,

За нею умиленные

Поспел горох! Накинулись,

Как саранча на полосу:

Горох, что девку красную,

Кто ни пройдет — щипнет!

Теперь горох у всякого —

У старого, у малого,

На семьдесят дорог!

Вся овощь огородная

Поспела; дети носятся

Кто с репой, кто с морковкою,

А бабы свеклу дергают,

Такая свекла добрая!

Точь-в-точь сапожки красные,

Лежит на полосе.

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли,

Вот наконец и Клин.

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем,

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Народ в полях — работает.

Заметив за селением

Усадьбу на пригорочке,

Пошли пока — глядеть.

Огромный дом, широкий двор,

Пруд, ивами обсаженный,

Над домом башня высится,

Над башней шпиль торчит.

В воротах с ними встретился

Лакей, какой-то буркою

Прикрытый: «Вам кого?

Помещик за границею,

А управитель при смерти. » —

И спину показал.

Крестьяне наши прыснули:

По всей спине дворового

Был нарисован лев.

«Ну, штука!» Долго спорили,

Что за наряд диковинный,

Пока Пахом догадливый

Загадки не решил:

«Холуй хитер: стащит ковер,

В ковре дыру проделает,

В дыру просунет голову

Да и гуляет так. »

Как прусаки [Прусак – рыжий таракан. Крестьяне «вымораживали» тараканов – не топили комнаты несколько дней.] слоняются

По нетопленой горнице,

Когда их вымораживать

В усадьбе той слонялися

На произвол судьбы.

Все старые, все хворые

И как в цыганском таборе

Тащили бредень пятеро.

«Бог на помочь! Как ловится. »

— Всего один карась!

А было их до пропасти,

Да крепко навалились мы,

Теперь — свищи в кулак!

— Хоть бы пяточек вынули! —

Костер на берегу.

С балкону, что ли, умница?» —

А ты не дуй! Сгорят они

Скорее, чем карасиков

— Жду — не дождусь. Измаялся

На черством хлебе Митенька,

Эх, горе — не житье! —

И тут она погладила

(Сидел в тазу заржавленном

«А что? ему, чай, холодно, —

Сказал сурово Провушка, —

В железном-то тазу?»

И в руки взять ребеночка

Хотел. Дитя заплакало.

А мать кричит: — Не тронь его!

Не видишь? Он катается!

Ну, ну! пошел! Колясочка

Ведь это у него.

Что шаг, то натыкалися

Крестьяне на диковину:

Особая и странная

Работа всюду шла.

Один дворовый мучился

У двери: ручки медные

Нес изразцы какие-то.

Окликнули с пруда.

В саду ребята яблоню

Качали. — Мало, дяденька!

Теперь они осталися

Уж только наверху,

А было их до пропасти!

«Да что в них проку? зелены!»

— Мы рады и таким!

Бродили долго по́ саду:

«Затей-то! горы, пропасти!

И пруд опять… Чай, лебеди

Гуляли по пруду.

Беседка… стойте! с надписью. »

Демьян, крестьянин грамотный,

Читает по складам.

«Эй, врешь!» Хохочут странники…

Опять — и то же самое

Читает им Демьян.

Что надпись переправлена:

Затерты две-три литеры.

Из слова благородного

Такая вышла дрянь!)

Крестьян, дворовый седенький

К ним с книгой подошел:

— Купите! — Как ни тужился,

Не одолел Демьян:

«Садись-ка ты помещиком

Под липой на скамеечку

Да сам ее читай!»

— А тоже грамотеями

Считаетесь! — с досадою

На что вам книги умные?

Вам вывески питейные

Да слово «воспрещается»,

Что на столбах встречается,

«Дорожки так загажены,

Что срам! У девок каменных

Что церкви без священника,

Угодам без крестьянина,

То саду без помещика! —

Помещик прочно строился,

Такую даль загадывал,

А вот…» (Смеются шестеро,

Седьмой повесил нос.)

Вдруг с вышины откуда-то

Как грянет песня! Головы

Вкруг башни по балкончику

Похаживал в подряснике

И пел… В вечернем воздухе,

Как колокол серебряный,

Гудел громовый бас…

Гудел — и прямо за сердце

Хватал он наших странников:

Не русские слова,

А горе в них такое же,

Как в русской песне, слышалось,

Без берегу, без дна.

Такие звуки плавные.

Какой мужчина там?» —

Спросил Роман у женщины,

Уже кормившей Митеньку

Его из Малороссии

Свезти его в Италию

Сулились, да уехали…

А он бы рад-радехонек —

Какая уж Италия? —

Обратно в Конотоп,

Ему здесь делать нечего…

Собаки дом покинули

(Озлилась круто женщина),

Кому здесь дело есть?

Да у него ни спереди,

Ни сзади… кроме голосу… —

«Зато уж голосок!»

— Не то еще услышите,

Как до утра пробудете:

Отсюда версты три

Есть дьякон… тоже с голосом…

Так вот они затеяли

На утренней заре.

На башню как подымется

Да рявкнет наш: «Здо-ро-во ли

Жи-вешь, о-тец И-пат?»

Так стекла затрещат!

А тот ему, оттуда-то:

— Здо-ро-во, наш со-ло-ву-шко!

Жду вод-ку пить! — «И-ду. »

«Иду»-то это в воздухе

Час целый откликается…

Домой скотина гонится,

Вздохнула мать Митюхина:

— Хоть бы одна коровушка

На барский двор вошла! —

«Чу! песня за деревнею,

Прощай, горю́шка бедная!

Идем встречать народ».

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Толпа жнецов и жниц, —

Все дело девки красили

(Толпа без красных девушек,

Что рожь без васильков).

«Путь добрый! А которая

— Что нужно, молодцы? —

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

— Что нужно вам, молодчики?

Покамест бабы прочие

Не поушли вперед,

Потом поклон отвесили:

«Мы люди чужестранные,

У нас забота есть,

Такая ли заботушка,

Что из домов повыжила,

С работой раздружила нас,

Мы мужики степенные,

Из смежных деревень:

Сошлись мы невзначай,

Сошлись мы — и заспорили:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу,

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Пахом сказал: светлейшему,

А Пров сказал: царю…

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь —

Колом ее оттудова

Не выбьешь! Как ни спорили,

Не согласились мы!

Не расходиться врозь,

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда спору нашему

Решенья не найдем,

Покуда не доведаем

Как ни на есть — доподлинно:

Кому жить любо-весело,

Вольготно на Руси.

Попа уж мы доведали,

Да прямо мы к тебе!

Чем нам искать чиновника,

Купца, министра царского,

Царя (еще допустит ли

Нас, мужичонков, царь?) —

Освободи нас, выручи!

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь… Скажи по-божески

В чем счастие твое?»

Не то чтоб удивилася

А как-то закручинилась,

— Не дело вы затеяли!

Теперь пора рабочая,

Досуг ли толковать.

«Полцарства мы промеряли,

Никто нам не отказывал!» —

— У нас уж колос сыпется,

Рук не хватает, милые…

«А мы на что, кума?

Давай серпы! Все семеро

Как станем завтра — к вечеру

Всю рожь твою сожнем!»

Что дело подходящее.

Такие-то вы бравые,

Нажнете, не заметите,

Снопов по десяти.

«А ты нам душу выложи!»

— Не скрою ничего!

С хозяйством управлялася,

Крестьяне место знатное

Избрали за избой:

Тут рига, конопляники,

Два стога здоровенные,

И дуб тут рос — дубов краса.

Под ним присели странники:

«Эй, скатерть самобраная,

И скатерть развернулася,

Откудова ни взялися

Ведро вина поставили,

Горой наклали хлебушка

И спрятались опять…

Гогочут братья Губины:

Такую редьку схапали

На огороде — страсть!

Уж звезды рассажалися

По небу темно-синему,

Высоко месяц стал.

Когда пришла хозяюшка

И стала нашим странникам

«Всю душу открывать…»

Оглавление

  • Часть первая
    • Пролог
    • Глава I. Поп
    • Глава II. Сельская ярмонка
    • Глава III. Пьяна ночь
    • Глава IV. Счастливые
    • Глава V. Помещик
  • Крестьянка
    • Пролог
    • Глава I. До замужества
    • Глава II. Песни
    • Глава III. Савелий, богатырь святорусский
    • Глава IV. Дёмушка
    • Глава V. Волчица
    • Глава VI. Трудный год
    • Глава VII. Губернаторша
    • Глава VIII. Бабья притча
  • Последыш
    • Глава I
  • Пир — на весь мир
    • Вступление
    • Весёлая
    • Барщинная
    • Про холопа примерного — Якова Верного
    • О двух великих грешниках
    • Крестьянской грех
    • Голодная
    • Эпилог Гриша Добросклонов

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Контрольная работа по литературе

учени____ 10 А класса

1 . Название пьесы А. Н. Островского, принесшей автору литературную известность:

А) «Бедность не порок»
B) «Банкрот» («Свои люди – сочтемся!»)
C) «Гроза»
D) «Не все коту масленица»
E) «Доходное место»


2. Какой из героинь пьесы А. Островского принадлежат слова: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»?

A) Глаше
B) Феклуше
C) Варваре

D) Катерине
E) Ларисе

3. «Вы погубили ее! Вы! Вы!» – в пьесе А. Островского «Гроза» этот упрек бросает

A) Кудряш Кабанихе
B) Тихон Кабанихе
C) Кулигин Кабанихе
D) Борис Дикому
E) Варвара Кабанихе


4. Самодурство Дикого (А. Островский «Гроза») основано на власти:

A) Расточительности
B) Алкоголя
C) Лицемерия
D) Религии
E) Денег

5. Перу И.А.Гончарова не принадлежит произведение:

В) Обыкновенная история

6. Как называется глава романа И.А.Гончарова «Обломов», которая является ключевой для раскрытия характера

В) «Мечты Обломова»

D ) Военная служба

7. Как называлось имение И. С. Тургенева, доставшееся ему после смерти матери и в котором прошло его детство?

А) Михайловское
B) Болдино
C) Ясная Поляна
D) Спасское-Лутовиново
E) Константиново


8. Главный оппонент Базарова в романе «Отцы и дети» -

А) Николай Петрович
B) Павел Петрович
C) Аркадий
D) Ситников
E) Одинцова


9. Впервые рассказ «Хорь и Калиныч» был напечатан в журнале

А) «Московские ведомости»
B) «Русское слово»
C) «Отечественные записки»
D) «Москвитянин»
E) «Современник»

10. Причина дуэли Базарова с Павлом Петровичем:

А) Политические разногласия
B) Аркадий
C) Одинцова
D) Фенечка
E) Философские воззрения

11. «Старческое» – так назвал писатель свои предсмертные поэтические создания, помещая их в журнале «Вестник Европы». А под каким названием известны они нам?

А) «Последние песни»
B) «Стихотворения в прозе»
C) «Прощальные песни»
D) «Элегии последних лет»
E) «На закате»

Детские года Ф.И. Тютчева прошли:

А) в усадьбе Овстуг Орловской губернии

В) в Константиново Рязанской области

С) в Михайловском

13. Поэзия какого поэта 19 века – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой»

14. Укажите термин, которым в литературе называется художественный прием, помогающий автору создать образ одушевленной, живущей собственной жизнью природы: «цветы…безмятежно глядят…невинными глазами».

15. Как назывался первый сборник стихотворений Н. А. Некрасова?

А) «Мечты и слезы»
B) «Мечты и звуки»
C) «Мечтания»
D) «Мечты и вздохи»
E) «Первые мечты»


16. Из какого произведения Некрасова эта цитата: «Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, сурова и смугла»?

А) «Орина, мать солдатская»
B) «Зине»
C) «Мать» («Она была исполнена печали»)
D) «Русские женщины»
E) «Кому на Руси жить хорошо»


17. Стихотворение грустного содержания – это

А) Ода
B) Элегия
C) Эпиграмма
D) Памфлет
E) Мадригал


18. По поводу какого молодого писателя Некрасов отозвался следующими словами: «Новый Гоголь явился!»

A) Достоевского
B) Толстого
C) Тургенева
D) Гончарова
E) Григоровича


19. «Да знаете ли вы, что вы – поэт, и поэт истинный?» – так откликнулся на стихотворение «В дороге» Н. Некрасова

A) И. Тургенев
B) В. Белинский
C) Н. Добролюбов
D) Л. Толстой
E) Д. Писарев


20. Какой части русского народа Н. А. Некрасов посвятил большинство своих поэтических произведений?

А) Крестьянам
В) Рабочим
С) Купцам
D) Чиновникам
Е) Студентам


21 . Название села, в котором прошло детство Некрасова и мимо которого по Сибирке (Владимирке) этапом шли каторжане:

A) Сростки
B) Грешнево
C) Константиново
D) Михайловское
E) Болдино

22 . «Сказки для детей изрядного возраста» создал

A) Н. Некрасов
B) М. Салтыков-Щедрин
C) Л. Толстой
D) И. Тургенев
E) И. Гончаров

23 . Из какого произведения Салтыкова-Щедрина эта цитата: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто о его существовании вспомнит? И на все вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто»?

А) «Премудрый пискарь»
B) «Самоотверженный заяц»
C) «Коняга»
D) «Медведь на воеводстве»
E) «Карась-идеалист»

24 . Как называется прием, использованный М. Е. Салтыковым-Щедриным: «Однако, и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»?

A) Гипербола
B) Сравнение
C) Гротеск
D) Сарказм
E) Инверсия

25 . В каком произведении Салтыков-Щедрин показал распад буржуазной семьи, внутреннее опустошение, которым сопровождается материальное преуспевание?

A) «Господа Головлевы»
B) «История одного города»
C) «Губернские очерки»
D) «Противоречия»
E) «Запутанное дело»

26 . Чей это портрет (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)? «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».

А) Раскольников
B) Свидригайлов
C) Лужин
D) Порфирий Петрович
E) Разумихин

27 . В каком романе Ф. М. Достоевский создал образ положительного героя, совмещающего черты Христа и Дон Кихота?

А) «Преступление и наказание»
B) «Записки из Мертвого дома»
C) «Идиот»
D) «Бесы»
E) «Бедные люди»


28 . Какие два произведения были созданы Ф. М. Достоевским сразу после каторги?

А) «Униженные и оскорбленные» и «Записки из Мертвого Дома»
B) «Бедные люди» и «Белые ночи»
C) «Идиот» и «Игрок»
D «Преступление и наказание» и «Двойник»
E) «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»

29 . Последний роман Достоевского, ставший синтезом художественно-философских исканий Достоевского 70-х годов:

A) «Преступление и наказание»
B) «Бесы»
C) «Идиот»

D) «Двойник»
E) «Братья Карамазовы»

30 . Как назывались журналы, которые издавал Достоевский вместе с братом после каторги?

A) «Современник» и «Отечественные записки»
B) «Москвитянин» и «Русское слово»
C) «Время» и «Эпоха»
D) «Русский вестник» и «Библиотека для чтения»
E) «Русское слово» и «Русский вестник»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Прибылова Екатерина АнатольевнаНаписать 1130 20.06.2018

Номер материала: ДБ-1710867

  • Литература
  • 10 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    20.06.2018 349
    20.06.2018 473
    20.06.2018 185
    20.06.2018 613
    20.06.2018 590
    20.06.2018 120
    20.06.2018 400
    20.06.2018 214

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. Некрасова.

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» — единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны — это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее.
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи. и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

. Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной.
Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом.
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать.
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели. Бог сибирской язвою. трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные.

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы — художественное открытие Некрасова — как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма — истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Читайте также: