История с бородой что значит

Опубликовано: 17.09.2024

Предыдущая: "7 известных борцов с бородой" http://www.proza.ru/2014/10/01/453

и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

— ;. Значение слова: БОРОДА - Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

— В. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

— Г. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело).Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосы на бороде получает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями. «О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему - «Апология бороды»Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

— Д. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода - неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы - дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

— Е. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки - каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

— Ж. Борода есть духовная связь с предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно.

— З. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона - она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» - воспроизводительницей благ.

— И. Борода - это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри - с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял.И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту - «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Людей можно обрезать по разному, у некоторых народов обрезание делают между ног, зато оставляют бороду, а некоторым наоборот обрезают бороду, зато между ног оставляют. То есть на разные нации действуют по разному, кому нижнюю чакру обрежут, а кому и повыше. Теперь у нас весь мир обрезанный ходит, только на разных уровнях

Это точно - люди выбрали обрезание и облысение - в некотором роде это самокострация и самоуничтожение одновременно.

Благодарю за отзыв вас.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Юлия

Сакральный смысл бороды: с древнейших времен до наших дней

Безбородый мужчина на Руси был такой же редкостью, как женщина с бородой. Считалось, что мужчина без бороды обладает женоподобной внешностью, ему также присущ женский стиль мышления. Именно поэтому с такими людьми старались не заключать соглашения, им было тяжело создать семью. Безбородые мужчины расценивались генетически неполноценными членами общества, не способными к продолжению своего рода.

Сакральный смысл бороды

Данное мнение не возникло из ниоткуда, тому подтверждение — этимология слова борода, означающего богатство рода. На Руси было принято носить длинные густые бороды, что символизировало сильную связь поколений и крепкий род. Растительность на лице у мужчины говорит о его физиологической зрелости и мудрости, это некий символ патриархальности, настоящая мужская гордость.

Борода не только добавляет образу брутальности, в ней заключена сакральная сила. Ее обладатель наделяется мощной энергетикой, что способствует увеличению интуитивной чувствительности человека.

Данный атрибут мужской привлекательности неспроста задуман природой, ведь каждая часть тела в организме человека имеет свое значение. И волосы на лице — не исключение. Существуют различные гипотезы о биологическом предназначении бороды. Наиболее популярная из них — гипотеза «о шарфе», предполагающая защитную роль бороды. Она выполняла согревающую функцию в холодное время года у первобытного человека, что позволяло не замерзнуть на охоте.

Немного истории

В старые добрые времена на Руси состригание бороды было подобно добровольной кастрации. Впервые стали сбривать растительность у себя на лице жрецы Древней Греции. Не обошла их участь и физической кастрации. По сути, они самовольно лишали себя мужской идентичности во имя обретения таинства «женской мудрости» и практики медитации. Все, что противоречило мужской природе, применялось в европейском государстве.

Символическое значение бороды

Жрецы Древнего Египта также подхватили европейское веяние. Лишь простые египтяне чтили традиции, из-за чего разгорелся конфликт. В результате представители элиты пошли на компромисс и стали носить накладную бороду.

В наше время, в эпоху падения морально-нравственного уровня, теряется абсолютное большинство вековых традиций и классических устоев. Впервые против ношения бороды на Руси выступил Петр I, издавший в 1698 году соответствующий указ. Документ облагал налогом всех бородатых мужчин податных сословий. Сумма налога за ношение бороды отличалась в зависимости от сословной принадлежности. Безусловно, такой указ встретил массовое сопротивление.

Однако Петр I на этом не остановился и с 1715 года ввел единый налог для представителей всех сословий. Мало того, все обладатели бороды должны были носить старомодный мундир. Тех же, кто не был в состоянии оплатить пошлину, отправляли на каторгу. Применялись и силовые методы воздействия. Мужчин отлавливали и насильно отрезали бороду, что являлось тягчайшим преступлением против русского рода.

Лишь спустя время, в 1772 году, пошлина была отменена. Так в чем же заключается секрет русской бороды, на которую столько лет охотились? Ответ на этот вопрос существует.

Мужчина с бородой

Символическое значение бороды

Еще в «Ветхом Завете» в книге «Левит» было написано: «Да не коснется бритва вашей бороды». Почему же нельзя ее сбривать?

1. Борода — не только богатство рода, она — эквивалент мужской храбрости. В древние времена воинов не пускали на поле боя до тех пор, пока у тех не отрастала борода. В обязательный перечень требований военного командования США тоже входит наличие бороды у солдат и командиров, как бы странно это не звучало в нынешние времена. Все дело в том, что страна опирается на недавно проведенные научные исследования, в результате которых подтверждается факт влияния обволошенности лица на высокую боевую эффективность военнослужащих.

2. Истинный духовный рост мужчины возможен только при наличии бороды. Неспроста православное учение и ислам запрещают мужчинам сбривать растительность на лице. Считается, что отец дает своим детям дух, потому муж должен обладать определенной духовной силой. Мужская борода, подобно женским волосам, наделяет своего обладателя хорошей интуицией.

3. Борода — признак принадлежности к Божьему роду. Поэтому к ней необходимо очень бережно и внимательно относиться. Очень непристойно уродовать свой облик и сбривать растительность на лице.

4. Борода — символ мудрости. Еще Л. Н. Толстой говорил: «Борода у русского мужика есть явный признак мудрости». В старину ее подстригали лишь в знак траура, о бритье и речи не шло.

5. Борода олицетворяет свободомыслие и сохраняет связь с прародителями. Среди бородачей отмечалось большое количество вольнодумцев и революционеров. Нанесенный бороде ущерб автоматически признавался тяжелейшим преступлением против его обладателя. Обстриженного мужчину было легче подчинить и управлять его сознанием, ведь он терял мощный энергетический поток и связь с предками.

6. Борода — признак власти. В семье любые решения должны исходить от мужа. Мужчина без бороды не способен к созданию семьи. В Древнем Египте обволошенность лица являлась символом безоговорочной власти, ведь бороду мог носить исключительно фараон.

7. Борода — это почитание в обществе. На Руси все обладатели густого волосяного покрова на лице пользовались большим уважением. Чего стоит только один старик Хоттабыч из одноименной сказки, который одним волоском решал все возникающие проблемы.

Старик Хоттабыч и борода

К бороде следует относиться как к Божьему дару. В этом смысле русский народ не был обделен. Ношение бороды превратилось в целую традицию и считалось национальным достоянием.

В наши дни можно отметить неоднозначное отношение к бородачам. Кто-то продолжает свято чтить традиции, кто-то пытается следовать новомодным европейским трендам. Кого-то убедили средства массовой информации, что растительность на лице является жутко негигиеничной «прической». Безусловно, каждый выбирает для себя сам, что привносить в свою жизнь, а от чего следует отказаться. Единственное, о чем всегда должен помнить каждый представитель сильной половины человечества, — это о своей мужской принадлежности и продолжении рода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Борода в древнем мире

У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.

Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.


Немецкие язычники клялись волосами и бородой; все боги скандивавов бородаты, при этом Один прозывался «пышноволосым», а Тор «пышнобородым».

Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.

В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.

Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды. Так, со времени Александра (IV в. до н. э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться «до кожи» было необязательно, да и не все могли себе это позволить — можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.



В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.


Излишние волосы души моей

Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне, у которых бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека. И после падения Римской империи в V веке короли и правители Европы, подражая первым Каролингам и самому Карлу Великому, брили бороды и иногда носили усы. Согласно обряду коронации императоров первой половины XII века, они должны были «быть бриты», когда папа римский целует коронуемого в лоб, щеки и уста.

В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.

Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.

К XII веку относят трактат Бурхарда Беллевосского «Апология бороды», в котором автор дает описание разных «стилей» бород и усов:

“barbae funiculatae” («как веревки»), “corniculatae” («маленькими рожками»), “furcate” («вилами», то есть разлапистые бороды), “calanistratae” (завитые с помощью железа, как волосы женщин)… Бороды заостренные, длинные, ниспадающие на живот и бороды «как птичьи хвосты».

В Англии в англосаксонскую эпоху (V–IX века) любой, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить вергельд в 20 шиллингов. В «Русской правде» (X–XI века) за вырванный клок бороды полагалась пеня в 12 гривен (тогда как за отсеченный палец на руке — всего 3 гривны). К русской бороде мы еще вернемся, но как же Европа в итоге осталась безбородой? Всему виной католические священники.

В XI веке мирянин, вступавший в монастырь, произносил обет: «Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье…» в качестве символа послушания. Действительно, духовенство и монахи в средневековой Европе все были бритыми.

Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.

Преследовались и длинные волосы: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости», — путано писал богослов XII века Петр Коместор (Едок). Крестоносцам епископы рекомендовали сбривать бороды, чтобы их нельзя было спутать в битве с бородатыми противниками.

Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.


Усы на Руси

Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.

Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться Елене Глинской, будущей матери Ивана и литовской княжне, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Когда бояре стали пытаться ему подражать, на них ополчилось духовенство, и мода не прижилась. Сам Иван Васильевич впоследствии запрещал брить бороды «и попу и мирским людем», а в 1551 году по его инициативе собрался церковный Стоглавый собор, который прямо табуировал брадобритие: «Безбородому невозможно в царствие небесное внити», — говорит Стоглав. Согласно его текстам, бритого даже нельзя отпевать.

Бородой на Руси гордились и клялись. Путешественник Адам Олеарий говорит о московских боярах, что «те из них, которые имеют большую бороду и толстое брюхо, пользуются большим уважением. Его царское величество (имеется в виду Михаил Федорович. — Прим. авт.) выставляет таких людей на торжественных аудиенциях, думая этим вселить в иноземцах большее к своей особе уваженье». Григорий Котошихин писал о времени царя Алексея Михайловича, что «иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, а по великой породе». Именно при царе Алексее усилились гонения на бритых мужчин и даже у заслуженных бояр отнимались чины за подрезывание волос. Но почему это вообще началось?


Бритвенный станок цивилизации

Ксенофобия в России XVII века существовала не только на словах. Как писал историк Николай Костомаров, «все западные христиане являлись в понятии русского под именем немцев; их признавали некрещеными. По понятию строгого благочестия, не только дружба с немцами, но само прикосновенье к ним оскверняло православного. На этом основании, когда великие князья и цари принимали послов и допускали их к руке, то обмывали руку, чтобы стереть с нее оскверняющее прикосновение еретика». Вот так следовало, по идее, относиться к иностранцам. И царь Алексей Михайлович этот ритуал тоже соблюдал — а сам вовсю интересовался иностранными изобретениями, наукой и культурой, завел у себя придворный театр…

Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.

Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».

В 1675 году выходит указ, чтобы придворные чины (стольники, стряпчие, дворяне и жильцы — придворная элита того времени) «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим тоже носить не велели». Таким образом двор стареющего царя Алексея пытался защититься от «иноземщины» в царских покоях.

Но уже в 1681 году царь Федор приказывает дворянам и приказным (чиновникам) носить короткие «европейские» кафтаны. Кстати, символично, что сам Федор — царь без бороды (по возрасту; она просто не успела вырасти, Федор Алексеевич скончался в 21 год). В Москве начинают брить бороду, что вызывает протест традиционалистов. В качестве последнего средства патриарх Адриан издает специальное послание, в котором убеждает в неизбежности адских кар за брадобритие… Но Адриан был последним патриархом досинодального периода — вскоре институт патриаршества будет отменен Петром Первым. Как, кстати, и бороды.


Царь-брадобрийца

Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.

Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.

С 1700 года сначала все правительственные чины, дворяне и чиновники, а затем и «все вообще» люди, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были начать носить немецкое платье. А в 1705 году повелено: «Всякого чина людям, кроме церковного (попов и дьяконов), брить бороды и усы». С того, кто не хотел подчиняться, брали ежегодный налог: с чиновников и состоятельных горожан («торговых и посадских») по 60 рублей, с богатых купцов — по 100, с горожан победнее — по 30 рублей, а с крестьян, входящих с бородой в город, каждый раз по 2 деньги (1 копейка).

У городских ворот стояли специальные досмотрщики, другие разыскивали бородачей по улицам и площадям. Особенно тяжко приходилось староверам, которые бороду сбрить просто не могли. В 1722 году было приказано, чтобы носящие бороды платили по 50 рублей в год и «чтобы оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем» — в общем, карикатурный «староверский» костюм. Пришедшим в государственное учреждение бородачу не в таком платье отказывали в принятии документов и взыскивали с него штраф. Тому, кто приведет к воеводе одетого «не по форме» бородача, полагалась половина такого штрафа. А в 1724 году царь еще повелел и «женам бородачевым» носить шапки с рогами. Разумеется, такие дикие меры дополнительно способствовали переходу многих раскольников на нелегальное положение.


Можно себе представить, какое — при хаосе в тогдашних государственных учреждениях, неопределенности в порядке взимания «бородовых» денег и пошлин — открывалось поле для злоупотреблений!

«Бедный промышленник из купечества или из крестьян везет в город: харч, бревна, дрова, уголья или какой-нибудь другой товар; у городских ворот: стой! а борода? И вот летит алтын и копейка в карманы заставных — не хочет платить, отправляют в воеводскую канцелярию, а оттуда в тюрьму — и долго, долго просидит в ней: откуда бедному взять 50 рублей? В воеводской канцелярии в Петербурге в 1723 году накопилось так много бородачей из бедных торговцев и промышленников, приехавших в город с самыми ничтожными товарами, что по указу Сената велено выбрить им бороды и выпустить на поруки…»

Г. Есипов. «Русская борода и немецкое платье»

Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.

«Отмена» бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было столь сильным, что брить бороду не осмеливались даже… женщины. О курьезном случае в 1741 году сообщали «Санкт-Петербургские ведомости»:

«В 1739 г. была привезена в Академию наук из Московской губернии „мужицкая жена“ Аксинья Иванова, 45 лет, как замечательный раритет. У нее с двадцатилетнего возраста стала расти мужская борода, с усами, и достигла 4–5 дюймов длины. В академии с нее списали „живописным художеством“ портрет… Росту своих волос не противилась, и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие почитала. А и муж ее того делать ей не советовал».


«Высочайше утвержденные усы»

Индустрия взимания «бородовых» денег породила огромное количество злоупотреблений — а главное, оставалась доходной статьей государства. Поэтому после смерти Петра борода на лица русских мещан не вернулась. В 1762 году Екатерина II, только вступив на престол, выпустила указ о разрешении бежавшим за границу раскольникам вернуться в Россию — и велела не преследовать их за ношение бород. Екатерина также отменила бородовую пошлину для гражданских, а военным по-прежнему строго наказывали бриться.

К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.

Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.

Однако влияние французских мод постепенно возвращает бороды на лица молодых российских дворян — вместе с цилиндрами и стеклышками в глазу. «Борода все еще в большой моде. Да, борода! Кто хочет одеваться совершенно по-парижски, тот должен носить бороду…» — читаем в 1834 году.

Вообще в эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: «Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».

Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.

С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: «император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам». Император находил это «совершенно неприличным» и повелел «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру».


Как пишет А. Фаресов, «один только профессор батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде носил „высочайше утвержденные усы“, как он выражался, на том основании, что император Николай Павлович очень часто посещал мастерскую художника, очень любил последнего и, в виде исключения, позволил ему носить усы». В 1848 году, однако, усы разрешили носить также чиновникам одного гражданского ведомства — Корпуса путей сообщения.

В 1850-е годы усы и бакенбарды стали модным аксессуаром викторианского мужчины — возможно, после Крымской (Восточной) войны, откуда британские офицеры возвратились порядком заросшими. Со временем и в России наступило послабление законодательства по этому вопросу: Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III «вернул» бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков — Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.

В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.


На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.

Эпоха тотального запрета на бороду

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года — с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.

Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон — бородовой знак — с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». В 2015 году исполнилось 317 лет налогу на бороду.

Существовало несколько тарифов: в среднем от 60 до 100 рублей «с бороды», а с московских жителей — по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составлял годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». И только это поспособствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.

В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.

Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды, и те, у кого они имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял. И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Наказание через бороду.

На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV — XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.

В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.

Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.

«Бородатые» дебри истории

Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

1. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело). Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды» Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

5. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

6. Борода есть духовная связь с Предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с Предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. (Так вот почему на любой РАБоте на систему требует гладко выбритого лица, так легче управлять)

7. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.

Острая раковина, кремниевая заточка, бронзовый секач, сабля и устройство с заводной пружиной — чем только ни пользовались мужчины, чтобы избавиться от растительности на лице. «Коммерсантъ Стиль» вспоминает, почему воины брились перед боем, когда люди пошли к цирюльникам, кто изобрел одноразовый станок и зачем в войну в него прятали рейхсмарки.

Бородатый — значит уязвимый

Науке неведомо, кто надоумил мужчин избавляться от усов и бороды и когда это произошло впервые. Ясно лишь, что безбородые граждане фигурировали еще на наскальных рисунках: антрополог Рассел Адамс утверждает, что брились тогда острыми раковинами.



Бритва. Поздний бронзовый век, 1200 год до н. э., Вена, Музей Естествознания

Три бритвы. Поздний бронзовый век, 1200 год до н. э., Вена, Музей Естествознания

Дугообразные бритвы из железа появились при древних греках; выпрямили их римляне, заодно снабдив ручкой из дерева или кости: в этом почти неизменном виде приборы просуществовали почти два тысячелетия. Разве что в середине XVIII века они стали складными.

К слову, из эстетических соображений в древности брились разве что египтяне, у которых растительность на теле считалась моветоном (за это над ними потом издевались Геродот и другие древние греки). Куда более массовой слыло военизированное объяснение процесса: считалось, что обросшему бойцу легче перерезать горло в схватке, попросту ухватив его за бороду. Так что Александр Македонский требовал от подчиненных воевать гладко выбритыми; этот обычай у греков переняли сирийцы и персы.

Заросший — значит варвар

Мода на щеголяние волосатостью или же гладким лицом за тысячелетия менялась неоднократно. Так, ассирийцы бороды завивали и умащивали.




Батальная сцена. Римские легионеры сражаются с варварами. Деталь саркофага императора Гостилиана. Национальный Музей Романо в Риме.

Статуя ассирийского царя Ашурнасирпала II с дубиной и серпом. Магнезит. Из храма Иштар в Нимруде (Ирак). Лондон, Британский музей

Портрет Папы Льва III. Пьер Дюфлос

В Древнем Риме вслед за Македонским полководцы, а затем и граждане стали бриться до синевы: постепенно безбородого римлянина стали противопоставлять варвару-бородачу. После падения Рима мужчины вновь обросли на века вплоть до восхождения в 795 году на папский престол Льва III, которого считают первым побрившимся понтификом. В XII веке борода была символом воинской доблести, а германский император Фридрих Барбаросса даже издал указ о штрафах за вырывание волос из нее. Впрочем, начавшиеся к тому времени крестовые походы вновь возродили моду на гладкие подбородки — странствующие рыцари насмотрелись на них на Ближнем Востоке. Усы, бороды и их отсутствие чередовались в свете вплоть до конца XIX века. К примеру, во Франции все подражали в этом вопросе императору: поэтому, скажем, при Генрихе IV знать была бородатой, а при Людовике XIII побрилась, чтобы не смущать взошедшего на престол девятилетнего монарха.

Цирюльник из-за канавы

В Средневековье гладко выбритым считался человек, освобождавшийся от щетины дважды в неделю. И хотя военные на спор могли побриться и саблей, обычные граждане вплоть до викторианской эпохи шли за этим к брадобрею.

Около 1705 года, гравюра выпускалась по приказу Петра I для поощрения сбривания бороды и высмеивания

Около 1705 года, гравюра выпускалась по приказу Петра I для поощрения сбривания бороды и высмеивания "старообрядцев".

Фото: Getty Images

Возникшие еще в Древнем Риме цирюльни к Средневековью разрослись в Европе до целых медцентров с услугами по пусканию крови, обкладыванию пиявками и вырыванию зубов, а в XVIII веке и вовсе стали самыми популярными общественными заведениями после церкви. Именно после посещения голландских цирюлен царь Петр I распорядился в 1698 году избавлять русских бояр от бород, издав знаменитый указ об обложении их растительности сторублевым налогом. Публицист Анатолий Фаресов в «Историческом вестнике» 1904 года сообщал, что преследования бородачей с чуть меньшим рвением продолжались при Петре II и Елизавете Петровне (поскольку налог приносил 50 тыс. руб. казне). Екатерина II даже разрешила вернувшимся после бегства из России раскольникам носить бороду. Но петровские указы оставались действительными вплоть до правления Александра II, разрешившему сначала носить усы и бороды таможенникам, железнодорожникам и полицейским, а в 1874 году — всем придворным и военным за исключением гвардейцев. Последний же императорский указ на этот счет издал в 1901 году Николай II, разрешивший всем кадетам носить усы, а юнкерам — еще и бакенбарды с бородой.

О том, как родился стальной станок мистера Жиллетта, читайте в скором времени на сайте в разделе «Стиль».

Читайте также: