Интер стайлер что это

Опубликовано: 17.09.2024


Что означает "интерстеллар"? Многие люди задались этим вопросом после просмотра одноименного шедевра от Кристофера Нолана. Статья подробно расскажет о значении слова, истории его возникновения, а также о причинах популярности термина среди творческих людей.

Просторы космоса

Слово

Значение слова «интерстеллар» довольно легко раскрыть. Это составное слово, присущее английскому языку. Обычно в европейских языках не придумывается какой-либо новый термин для обозначения конкретного явления, а создается словосочетание из слитно написанных двух или более слов, которые уже имеют широкое распространение в языковой практике.

«Интерстеллар» — это слово, которое довольно часто можно видеть в работах англоязычных физиков и астрономов. Оно имеет прямое отношение к сфере исследования космических глубин, а также происходящих во Вселенной процессов. Термин используется в теоретических докладах математиков, призванных объяснить математическую природу материи.

Происхождение

«Интерстеллар» — это термин, созданный из двух слов английского языка. «Интер», первая часть слова, обозначает «через», «в», «сквозь» или «меж». «Стеллар» — это «звезда», «светящееся тело». Оба слова имеют прямое отношение к научной сфере и часто используются в астрономии и физике, однако до 2014 года они практически не встречались вместе. Таким образом, можно утверждать, что «интерстеллар» означает «межзвездный» или «сквозьзвездный». Первый вариант звучит литературно, однако второй точнее передает смысл.

Главный герой

Словарь

В знаменитом Оксфордском словаре вышеуказанного слова нет, отсутствует оно и в других периодических словарных изданиях Англии. Все дело в том, что серьезные академические словари не переиздаются каждый год, а выходят раз в десять или даже двадцать лет. Внесение поправок в подобного рода словарь — дело непростое: для обсуждения каждого изменения собирается ученый совет, состоящий из опытных филологов и лингвистов, которые решают, можно ли включить то или иное слово в официальный словарь Англии.

Возможно, в ближайшие десятилетия при очередном переиздании ведущих словарей Туманного Альбиона слово «интерстеллар» будет включено в какой-нибудь из них.

Экранизация

Постер к фильму

В 2014 году легендарный режиссер Кристофер Нолан выпустил одноименный фильм, сюжет которого практически дословно объяснил зрителям, что означает это слово, «интерстеллар».

Кинокартина повествует о черной дыре в пространственно-временном континууме, позволяющей человеку одновременно находиться в нескольких местах, причем не только в настоящем времени, но и в прошлом, в будущем.

В разработке сценария к фильму участвовали ведущие физики и астрономы Европы. Один из них, Кип Торн, работавший в свое время со Стивеном Хокингом, даже выпустил брошюру, описывающую простыми словами научную составляющую кинокартины.

Фильм повествует об экологической катастрофе, которая должна произойти в будущем из-за низкой концентрации кислорода в атмосфере Земли. Планету разрывают катаклизмы, климат стремительно ухудшается, условия жизни становятся невыносимыми.

Что означает «интерстеллар» в понимании создателей фильма? Очевидно, под этим словом сценаристы понимают новый дом для всех людей на земле, дом, который находится в скоплении звезд и путешествует во Вселенной. Может быть, авторы имели в виду тот факт, что каждый человек, прежде всего, — гражданин Вселенной. Главное его предназначение — хранить в ней мир и покой.

Трактовка киноадаптации

Фильм следует воспринимать как научную притчу, а не как отдельное художественное произведение. Картина основана на реальных событиях, все показанные в ней научные гипотезы существуют на самом деле.

Популярность

Космонавт в воде

Очевидно, что определенную известность слову «интерстеллар» принес именно одноименный фильм. Многие артисты стали называть этим термином свои художественные произведения. Также слово закрепилось в научных кругах и, по всей видимости, попадет даже в знаменитый Оксфордский словарь, который всегда открыт для различных интересных нововведений.

Значение слова «интерстеллар» вовсе не сыграло никакой роли в популярности термина. Благодаря красивому звучанию и определенному стилю и шарму, присущему каждой его части, термин стал популярным не только в научных, но и в творческих кругах.

Многие артисты стали использовать этот термин в качестве названий для музыкальных альбомов, концертных программ или сборников поэзии. Часть творческих людей, делающих это, сознательно отсылает читателя или слушателя к произведению Нолана, а часть поступает таким образом неосознанно, просто в качестве эксперимента.

Что означает «интерстеллар» для обычного человека, обывателя? Очевидно, это слово имеет какую-то магическую силу космического притяжения, раз нравится стольким людям на земле. Может быть, оно просто выражает внутреннюю тягу каждого из нас к покорению бездонных пространств космоса?

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.

Что это за категория и почему этот фильм произвел на некоторых ошеломляющее впечатление, мы выясним в этом разборе.

Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.

Всё происходящее имеет смысл

Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.

Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода — всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.

Связь с умершими

В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.

Потусторонний мир

В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.

Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.

В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).

Земное и небесное, время и вечность

Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.

В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».

Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.

На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.

Любовь как физическая величина

Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.

Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.

Другие мотивы

В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:

  • Мы не одиноки во вселенной (один из экзистенциальных страхов современного человека – глобальное одиночество)
  • В безвыходной ситуации происходит чудо (Купер попадает в тессеракт)
  • Существуют высшие силы, «присматривающие за нами»
    (и эти силы – это не какие-то прометеевские Инженеры и не непознаваемый Бог традиционных религий, а наши потомки, в которых мы можем узнать себя)

Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.

«Вертикальная» структура мифа

Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.

Идеальный слой содержит

  • Богов, управляющих видимым миром
  • Загробный мир, где пребывают души умерших

Реальный слой состоит из

  • Общество
  • Природу

Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть

  1. Вневременное пятое измерение, в котором пребывают
    • Высокоразвитые люди
    • Тессеракт, посредник между вневременным и временным
  2. Временное, историческое бытие выглядит вполне стандартно и содержит
    • Общество
    • Природа

«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя

Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.

Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:

  1. Первоначальное блаженное состояние, «Рай», золотой век
  2. Историческое существование, борьба с хаосом
  3. Преодоление страданий и возвращение, спасение

В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.

Райское состояние — это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.

Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.

Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.

Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:

  1. Жизнь в обычном, земном мире
  2. Призвание свыше
  3. Встреча с наставником
  4. Преодоление порога
  5. Путь испытаний
  6. Сошествие в черную дыру (параллель с миром умерших)
  7. Благовестие
  8. Чудесное воскресение
  9. Возвращение в земной мир
  10. Встреча с дочерью (напоминает явление христа марии магдалине после воскресения)
  11. Вознесение

Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.

Зарождение культа

Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.

Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.

Но в остальном что-то пошло не так.

Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.

Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.

Выводы

Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.

Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.

В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.

Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.

Интерстеллар: все о создании фильма 2014 год

«Для меня “Интерстеллар” – это возвращение к фильмам, которые я смотрел в детстве»

В частности, он часто говорил про “Космическую одиссею 2001”, говоря, что она оказала огромное влияние на его карьеру. Он и его команда Интерстеллара также смотрели космический эпос Филипа Кауфмана «Парни что надо» 1983 года, который Нолан высоко оценил.

Он также цитировал “Близкие контакты третьей степени” и “Челюсти” Спилберга как фильмы, обладающие духом, который он хотел запечатлеть в “Интерстелларе”, но для Нолана фильм был не просто данью уважения его любимым фильмам.

Он хотел вдохновить зрителей снова влюбиться в космические путешествия и призвать их поддерживать постоянные государственные инвестиции в науку, создавая фильм, посвященный именно этому.

Обсуждая фильм на Комик-коне 2014 года, он сказал:

«Я вырос в то время, когда желание быть космонавтом было высочайшим стремлением любого ребенка… Я чувствовал, что за последние пару десятилетий оно резко снизилось»

Физик Кип Торн в работе над Интерстелларом

Кип Торн, физик из Калифорнийского технологического института, который сотрудничал с фильмом “Контакт” 1997 года, давно хотел поучаствовать в создании фильма о путешествиях во времени и червоточинах, и с самого начала был прикреплен к “Интерстеллару”, чего хотел сам Нолан.

Кристофер Нолан и Кип Торн во время создания

Кристофер Нолан и Кип Торн во время создания «Интерстеллар»

Когда его взяли режиссёром, Торн заставил его пообещать две вещи: ничто в фильме не должно нарушать известные законы физики, и все, что будет показано в фильме, должно исходить от ученого, а не от сценариста и Нолан согласился с обоими пунктами.

Торн, который был одновременно консультантом и исполнительным продюсером фильма, рассказывает о дружеских битвах с Ноланом из-за того, что режиссёр хотел включить, например, путешествия со скоростью света, что нарушало бы законы физики.

В конце концов, по словам Торна:

«Нолан дошел до того, что интуитивно понял, что проблемы, на которые я указывал, были непреодолимыми. Затем он просто отказался от идеи путешествия со скоростью, превышающей скорость света, и двинулся в другом направлении»

И все же он с любовью вспоминает это время, говоря:

«Это был мозговой штурм в лучшем смысле этого слова, когда художник и ученый вместе решали сложную задачу, генерируя идеи для истории, которая только начиналась»

С тех пор Торн написал “Науку Интерстеллара”, углубившись в физику фильма.

Научное обоснование событий в Интерстелларе

Чтобы показать в фильме науку, а не беллетристику, команда Интерстеллара активно пыталась избежать банальных троп жанра или фантастических элементов.

Одним из важных научных элементов было обеспечение того, чтобы скафандры прочно основывались на существующих технологиях. Как объяснила художник по костюмам Мэри Зофрис, – у скафандра есть эстетика НАСА, которая немного более современна, немного обновлена, в отличие от гладкой, научно-фантастической эстетики.

Настоящие исследователи космоса, по понятным причинам, мало используют ориентированные только на дизайн функции своих костюмов и кораблей и Зофрис хотела воссоздать именно это.

– Все, что есть на костюме, имеет цель. Ничто не декоративно.

Энн Хэтэуэй указала на небольшой дискомфорт костюмов, который лишь помогал актёрам в правильном эмоциональном пространстве для более темных моментов фильма.

Как она выразилась:

«Ношение костюма, который, на самом деле, был не очень-то и лёгким, я думаю, помогло актёрской игре»

Нолан и МакКонахи в работе над Интерстелларом

К моменту начала создания “Интерстеллара” фанаты уже научились не сомневаться в том, что Нолану важен актёрский талант. Когда Мэтью МакКонахи изначально выбрали на главную роль в этом фильме, он был известен за романтические комедии – примерно как Хит Леджер до роли Джокера, но к тому времени, когда камеры начали писать, МакКонахи уже стал знаменитым лицом «Далласского клуба покупателей», «Мада» и «Волка с Уолл-стрит», и он снялся в известном сериале “Настоящий детектив”.

Режиссер фильма

Режиссер фильма «Интерстеллар» Кристофер Нолан с Мэттью МакКонахи в главной роли на конференции по фильму Комик Кон

Другими словами, он зарекомендовал себя как драматический актёр, с которым приходится считаться, задолго до того, как с ним столкнулся Нолан. Да и сам по себе режиссёр стал неожиданностью для МакКонахи.

Актёр ожидал, что он будет сложным перфекционистом, однако же, он был удивлен, узнав Нолана как спокойного и открытого для предложений от своих коллег человека.

Макконахи хвалил лидерские качества Нолана и его навыки решения проблем.

Множество локаций по всему миру для съемок фильма

Малые кинематографисты могут выбрать работу в одной студии, где будет лишь зеленый или синий фон, который заменят на любые экзотические пейзажи, но Кристофер Нолан не из тех, кто использует подобную тактику.

Понятно, что он не мог снимать на других планетах, которые мы видим в фильме, но вместо этого он катался по разным местам земного шара, которые, с помощью небольшой магии фильма, можно было сделать похожими на другие миры.

Сцены, где действие происходит в маленьком городе Америки и на бесконечных кукурузных полях, которым докучают пылевые бури, были сняты в Альберте, Канада.

Кристофер Нолан во время подбора локации кукурузного поля для действий фильма Интерстеллар

Кристофер Нолан во время подбора локации кукурузного поля для действий фильма Интерстеллар

Массивный пещеристый интерьер подземного сооружения НАСА, который мы видим позже, был снят в отеле Лос-Анджелеса.

Сцены, которые происходили на различных экзотических планетах, показанных в фильме, были сняты в Исландии, где Энн Хэтэуэй едва не получила гипотермию.

“Я не так много знаю о переохлаждении, но, слушай, какие симптомы?”. И он сказал: “А зачем тебе знать?”. И я объяснила, что происходит. Его ответом было “Оу…”

Интересно, что Нолан уже бывал на леднике СвинаФеллСьёкулл, где происходили съёмки сцены на ледяной планете с Мэттом Дэймоном. Здесь же, кстати, снимался и “Бэтмен: Начало” 2005 года и некоторые сцены “Игры престолов”, так что эта локация – идеальна для научной фантастики или фэнтези.

Действия фильма Интерстеллар на далекой планете, снятые на леднике

Действия фильма Интерстеллар на далекой планете, снятые на леднике

Минимальное количество компьютерной графики в фильме Интерстеллар

Тот факт, что Интерстеллар обладает невероятно небольшим количеством графики, вряд ли удивит людей, знакомых с работами Кристофера Нолана.

Режиссёр знаменит за то, что не любит использовать графику.

– Я думаю, что мы находимся на той стадии визуальных эффектов, где компьютерная графика уже существует так долго, что в этой технологии уже нет ничего нового или свежего. (Кристофер Нолан)

Само собой, он станет использовать её, если другого выбора не будет, но если есть способ создать площадку или добиться нужного кадра с помощью практических эффектов – он выберет его.

Интерстеллар, получивший “Оскар” за визуальные эффекты, прекрасный тому пример.

Пылевая буря в фильме была вызвана грузовиками, которые создавали ветер огромными вентиляторами, раздувая пыль по всему комплексу.

Для кадров с кораблём Endurance и с командными центрами были использованы миниатюры и модели.

Модель космического корабля Endurance, использованная при съемках Интерстеллара

Модель космического корабля Endurance, использованная при съемках Интерстеллара

Даже сцена библиотеки в кульминации фильма, когда Купер плавает в пятимерной среде, чтобы вернуться во времени и общаться с дочерью в её спальне, была сделана без зелёного фона вообще.

Герой МакКонахи находится в пятимерном пространстве - библиотеке

Герой МакКонахи находится в пятимерном пространстве — библиотеке

Команда по визуальным эффектам использовала метод съёмки slit-scan, впервые примененный в “Космической одиссее 2001”, где используется огромное время экспозиции для создания впечатление объекта, который растягивается под воздействием самого времени.

Кристофер Нолан известен за несколько вещей, не последней из которых является любовь к камерам IMAX.

Как и другие его фильмы, большая часть “Интерстеллара” снималась именно на эту камеру. Дело в том, что камеры IMAX – огромные и громоздкие, они могут делать великолепные кадры, но для их переноски требуется инфраструктура, поэтому невозможно было снять целый фильм на IMAX, даже спустя несколько лет после выхода Интерстеллара.

Однако, Нолан потребовал, чтобы IMAX камера использовалась для получения максимально возможного количества кадров, многие из которых считались невозможными из-за веса камеры, так что команда пошла на творческие решения, установив камеру на шлемы, переднюю часть самолетов и на помощников оператора.

Директор по качеству IMAX, Дэвид Кейли, сказал:

– Люди говорили, что невозможно держать камеру IMAX в руках. Ну, он определенно доказал, что это ошибка.

Черная дыра (Гаргантюа) в Интерстелларе построена по реальным расчетам

Кип Торн был не просто консультантом, которого режиссёр мог бы вызвать, когда у него возникнет научный вопрос. Торн сам провёл огромное количество исследований и вычислений, чтобы убедиться, что то, что было показано в фильме, научно обосновано.

Ярче всего это проявляется в кадрах с черной дырой. Нолан отправил Торну супервайзера по визуальным эффектам, Пола Франклина, и попросил его разработать уравнения, которые бы имитировали физику реального мира для программного обеспечения их эффектов.

Спустя несколько недель исчерпывающих исследований Торн отправил уравнение Франклину, и команда использовала её для создания черной дыры.

По словам Wired, воссоздание эффекта потребовало год работы и команды из более чем 30 человек.

Одна из самых больших проблем, с которой столкнулась команда, заключалась в том, чтобы заставить программу рендеринга обрабатывать свет так, как если бы он путешествовал по изогнутым путям, потому что находился рядом с массивным объектом.

Учитывая новые инструкции, компьютеру потребовалось более 100 часов для рендеринга определенных кадров, но это явно стоило того.

Рендер визуального эффекта черной дыры

Рендер визуального эффекта черной дыры

Результатом является одна из величайших и самых запоминающихся сцен с визуальными эффектами в истории кинематографа.

Реальная польза для науки от фильма

Поскольку программное обеспечение для эффектов, использованное для создания черной дыры в Интерстелларе, было основано на реальной физике, а также потому, что это был намного более глубокий рендеринг черной дыры, чем когда-либо прежде, у команды была редкая возможность заглянуть внутрь настоящей черной дыры.

Юджини Фон Танзелманн, один из супервайзеров по графике в фильме, создала аккреционный диск, создав плоское многоцветное кольцо и выпустив его на орбиту вокруг компьютеризированной вращающейся черной дыры.

Юджини Фон Танзелманн - один из супервайзеров по графике в фильме Интерстеллар

Юджини Фон Танзелманн — один из супервайзеров по графике в фильме Интерстеллар

То, что произошло потом, удивило всех, даже физика Кипа Торна. Аккреционный диск, представляющий собой вращающийся вокруг горизонта событий пояс перегретого газа и вещества, фактически сам деформировался, поэтому он появился выше, ниже, позади и вокруг объекта.

Как сказал Wired супервайзер визуальных эффектов Пол Франклин:

«Поэтому он не выглядит как кольца Сатурна вокруг черной сферы. Свет создает этот необычный ореол»

Открытие фактически привело к публикации нескольких реальных научных работ на тему гравитационного линзирования в контексте сверхмассивных черных дыр.

Ханс Циммер за работой над саундтрэком к Интерстеллару

Легендарный композитор фильма и частый коллега Нолана, Ханс Циммер, как обычно, был первым выбором режиссёра для создания саундтрека Интерстеллара.

Ханс Циммер и Кристофер Нолан за работой над саундтрэком к фильму Интерстеллар

Ханс Циммер и Кристофер Нолан за работой над саундтрэком к фильму Интерстеллар

Тем не менее, режиссёр хотел посмотреть, что он мог придумать, руководствуясь лишь небольшой частью сценария.

– То, что я написал для Ханса для начальной работы, было несколькими диалогами, которые я писал для фильма, в купе с обобщёнными идеями картины.

По сути, он хотел, чтобы композитор освободился от жанровых условностей, скрывая информацию о жанре и масштабе фильма, заставляя Циммера центрировать свою музыку на персонажах.

Циммер неправильно истолковал сценарий как об отношениях между отцом и сыном, и написал, отталкиваясь от отношений со своими детьми, тем не менее, Нолан полюбил звук и только после этого он раскрыл Циммеру настоящую природу фильма.

Писать рецензию на столь ожидаемые фильмы – неблагодарное дело, потому что естественным желанием заждавшегося фаната будет пристрелить гонца с такими вестями. Многие критики уже получили свою долю негодования из-за того, что посмели поставить «самому ожидаемому фильму года» всего лишь 4, а то и 4 с минусом. Но, как ни тяжело признавать это, «Интерстеллар» – далеко не лучший фильм года. И даже не лучший фильм Нолана.

Для сомневающихся скажу сразу, на него стоит сходить в кино

В любом случае, это не провальный фильм с кучей несуразных топоров и стремянок вроде «Прометея» или третьей части трилогии «Темного рыцаря». Дело не в том, что фильм где-то разваливается или скатывается в маразм, нет, он просто куда более посредственный, чем мы ждали. Вся эта секретность, реклама, сравнение с «Одиссеей 2001», Кип Тор в качестве научного консультанта… После такого ажиотажа не ждешь картины, которая ничем не может тебя впечатлить.

Это, сынок, море

Несмотря на то, что я пришел к той же итоговой оценке, как и многие критики, взгляд на сильные и слабые стороны фильма у нас, к моему удивлению, разошелся. Я уже перечислял впечатления из ранних рецензий в статье «Интерстеллар: в ожидании чуда». Некоторым зрителям, к примеру, показалось, что эмоциональная часть фильма вышла слишком простой, а научная – переусложненной.

На мой взгляд, история отношений отца и дочери, будучи и впрямь простоватой, сработала на удивление хорошо. Научная же часть мне показалась не переусложненной, а, наоборот, упрощенной до детсадовского уровня. Было очевидно, что фильм настолько боится произносить слова длиннее трех слогов, что пытается вообще ничего не объяснять, а если и решается, то делает это на пальцах и с обещаниями конфетки за правильный ответ.

Пилоту, которые знает теорию на зубок, объясняют концепт червоточины – на листе бумаги, как объясняли еще в детской книжке «Изумрудный дождь», причем объясняют не перед миссией, а уже в полете. Он не разобрался заранее в принципе работы краеугольного камня всей экспедиции? Или коллега просто держит его за идиота?

И это был не единственный раз, когда одинаково образованные люди объясняли друг другу то, что обязаны знать, причем знать на куда более сложном уровне, чем то детское объяснение, что они дают. Ясно, что эти объяснения предназначены для зрителя, но почему не показать, как Купер показывает это дочери? Маленькой девочке такое объяснение бы прекрасно подошло.

«Теория большого взрыва» дала зрителям вполне неплохое представление о нескольких сложных концептах современной теоретической физики, а это несчастный комедийный ситком. Тут же мы имеем научную фантастику на серьезных щах, не способную внятно объяснить базовые концепты, занятые в сюжете. Зато мы дважды одними и теми же словами, как сыну-дебилу, объясняем третий закон Ньютона, он же закон Матроскина: чтобы что-то получить (скорость), надо от чего-то избавиться (балласт). Спасибо, пригодится в пятом классе.

Я понимаю, что это художественный фильм, а не программа «Cosmos» с Нилом ДеГрассом Тайсоном, Нолан не обязан устраивать урок астрофизики, но я ожидал куда большего от фильма по работам Кипа Торна. Неужели они настолько не верят в свою аудиторию, что даже не пытаются с ней разговаривать? Там ведь не такие сложные вещи, но зритель лучше понимал бы, что происходит и почему. Но вместо этого: «Туда не ходи, снег башка попадет…»

Он улетел, но обещал вернуться

Основная сюжетная линия, основанная на взаимоотношениях Купера и Мерфи, действительно несет на себе весь фильм и не выглядит столь нелепой и ненужной, как история с дочерью в «Гравитации».

Но при этом она перетягивает на себя фокус фильма, превращая космос, полет, жертвы и спасение человечества – в фон. Да, мы хотели заземлить и очеловечить историю, чтобы рядовому зрителю легче было воспринимать фильм, но при этом мы затупили научную часть до такой степени, что она перестает быть и научной, а миссию спасения человечества низвели до вторичной сюжетной линии. Вы жалели человечество, чувствовали ужас по поводу конца света и гибели всего, что мы создали? Нет, вы думали о бедной брошенной дочке и папе, который опаздывает.

Простите за поминание черта, но это похоже на ситуацию с «After Earth» — изначально это была история отца и сына, заблудившихся в лесу и вынужденных выживать, затем ее решили переместить в космос. Интерстеллар похож на семейную драму про отца, который обещал приехать на день рождения дочери и подарить медвежонка, но какие-то дела постоянно задерживали его, он позвонил и извинился, но дочь все равно обиделась.

Человеческие истории, драма, эмоциональный контакт – все это важно, но зачем делать кино о космосе, науке, важности исследований, и отодвигать все это на задний план ради истории папы и дочки, которую мы видели уже сотни раз.

Представьте, что в начале «Гравитации» был бы дополнительный час, посвященный исключительно жизни главной героини и ее дочери на Земле. Преимущество фильма Куарона в концентрации на цели, он не распыляется, сосредотачиваясь на передаче ощущений, создании тактильного переживания. Лента Нолана же, несмотря на свои три часа хронометража, создает ощущение спешки, пытаясь показать проблемы и Земли, и семьи Купера, и конкретной экспедиции.

В итоге, я даже не могу предположить, что Нолан хотел сказать этим фильмом, что было для него важнее всего. Раскрыть персонажей? Показать семейную драму? Нарисовать иные миры? Проиллюстрировать работы Торна или все-таки напомнить людям, что нам нужно изучать космос, пока мы не оказались заперты на планете без «плана Б»?

Малые «Оскары»

Я ожидал гениального саундтрека, спец.эффектов и съемки космоса, от которой у меня отпадет челюсть – к этому меня готовили отзывы. Ничего из этого я не получил. Саундтрек выполнял свою прямую обязанность – помогал фильму создавать эмоциональное напряжение, но когда я пытаюсь вспомнить его, возвращаются лишь тревожные аккорды, которые память быстро заменяет крайне похожим саундом фильма-побратима – «Гравитации». Я не могу назвать гениальной музыку, которую не могу вспомнить уже через час после просмотра, и вместо которой вспоминаю саундтрек прошлогодней картины.

Спецэффекты действительно совершенны – они не лезут в глаза, но и не поражают. Да, световые водопады вокруг черной дыры – это прекрасно и ново, отражение галактики в зрачке червоточины –загадочно и величественно. Но опять же, я ждал куда большего.

Многие из вас сейчас сделают еще одну зарубку на топоре, потому что считают «Гравитацию» переоцененной, но да – и космос там был снят куда более впечатляюще. И это при том, что у Куарона был лишь задний двор нашей планеты, только Земля, Солнце и космические железки – все. У Нолана были звезды чужих миров, новые планеты, черная дыра и червоточины. И он не смог выжать из этого больше, чем Куарон.

Возможно, в предыдущей статье я поторопился хвалить нового оператора и говорить, что уход Пфистера ничего у фильма не отнял. Можно лишь гадать, смог бы он привнести в фильм более впечатляющие кадры и ракурсы. Сменивший его Хойте Ван Хойтем дал много красивой съемки «от корпуса» космических аппаратов, хорошо передающей вращение и переливы жесткого холодного света, но и все на этом. То, что Любецки сделал для «Гравитации», и за что получил «Оскар», было не просто красиво, это была своя история, рассказанная исключительно через постановку камеры и ее хищное кружение вокруг персонажей. Здесь не видно ничего подобного.

Из-за упоминания Ноланом его желания снять нечто подобное «Одиссее», я постоянно отвлекался на мысли вроде «Кубрик бы сейчас…». На первой сцене в космическом корабле я подумал, что Стэнли обязательно начал бы ее с медленного пролета камеры по кораблю, показывая, как оживают системы, нагоняя атмосферу безжизненного одиночества. Нолан же словно не в силах оторвать камеру от героев, мы ощущаем себя не в корабле, не в космосе, а внутри головы Купера, который все страдает по поводу дочери. Из-за этого фильм не оставляет ощущения масштабности истории. Ни в плане «судьба человечества на кону», ни в физическом плане.

Мы видим безграничный космос и ледяные равнины, безбрежные океаны, но почему-то не чувствуем простора. Фильм не дает по-настоящему прочувствовать иные миры. Ридли Скотт снял ту же Исландию в роли другой планеты гораздо более красиво и убедительно. Здесь же мы словно путешествуем по ряду крохотных комнат, и то, что некоторые из них простираются до горизонта или вообще не имеют такового, не отменяет этого ощущения маленькой комнаты, студийной площадки, на которой мы задержимся на одну сцену и полетим дальше…

Спойлеры!

Я не советую читать дальше тем, кто еще не смотрел фильм. Обычно я не слишком настаиваю на этом, но в этом случае неожиданности действительно сильно влияют на удовольствие от просмотра, поэтому сделайте волевое усилие, закройте статью до поры до времени. Секции комментариев я бы тоже на вашем месте избегал.

Кукуруза – царица полей

Для начала, назову несколько мелочей, которые не давали мне покоя. Я так и не понял, почему время на первой планете так отличалось от земного. По идее, для этого она должна была двигаться с околосветовой скоростью, а значит, чтобы на нее высадиться, кораблю Купера тоже нужно было достичь этой скорости, для чего нужна уйма мощности, топлива, технологий.

Из-за недоразвитости всех объяснений, я так и не понял, что за данные ТАРС достал из черной дыры, для чего они конкретно были нужны. Персонаж Кейна говорил о решении проблемы гравитации, но так ни разу и не объяснил до конца, что они хотели построить. Новые антигравитационные двигатели? Без них нельзя было эвакуировать с Земли достаточно людей? Это наиболее логичный вариант, но я не могу понять, как можно было не назвать вещи своими именами. Вам нужно попасть в штуку, чтобы я понял штуку и создал штуку для нашей штуки, на которой мы все улетим, во что я никогда не верил. Окей, уболтал, черт языкастый, летим. Можешь еще раз листик проткнуть, а то я забыл, как червоточина работает.

И последнее – Земля в фильме «недостаточно мертва». Да, песчаные бури и гибель урожаев – это плохо, но когда выбор стоит между такой Землей и безжизненной каменной пустыней новой планеты, о которой ничего не известно, и где тоже, возможно, ничего не растет, логичнее остаться на Земле. Если бы они нашли райскую планету, некую Пандору, выбор был бы очевиден, а так не совсем понятно, куда они рванули. Мы можем достать тайны гравитации из сердца черной дыры, но не можем вылечить кукурузу?

Персонажи

Профессор Брэнд

Героиню Энн Хэтэуэй некоторые назвали недоработанной и пассивной, но у меня не возникло с ней особых проблем. Разве что за выспренний монолог о любви ей хотелось дать по голове ее же «Оскаром». Когда этот кот ученый женского пола сидит и поет оду любви – величайшей загадке вселенной, а в форточке за ее спиной видна черная дыра, сложно сдержать хохот.

И все же, ее можно назвать полноценным героем фильма, Брэнд хоть как-то влияет на историю своими решениями, а вот все остальные за исключением Купера с дочерью – откровенные статисты, до которых фильму нет никакого дела. Хорошо, к ним еще можно добавить робота. Хотя ТАРС сделали каким-то нарочито кавайным, чтобы точно всех растрогал. Робот из «Луны», честно говоря, все равно запомнился больше, хотя у него и не было такого интересного дизайна.

Профессор Брэнд старший

Майкл Кейн в фильмах Нолана скоро превратится в термин. Он появляется в каждом фильме режиссера и везде играет абсолютно одинакового «вспомогательного персонажа», который нужен, чтобы объяснять зрителю напрямую, что происходит, и служить стеночкой для главного героя, об которую можно почеканить диалог.

К слову, старение на двадцать с лишним лет некоторым в этом фильме далось ему на удивление легко. На смертном одре он вообще мало изменился, что несколько отвлекало. Негр, которого даже убили не первым, как обычно в кино, а вторым, за этот срок отрастил бороду, и на этом его старение остановилось. Я тоже хочу научиться так стареть.

Крайне любопытная личность. В первом акте, который писал Джонатан Нолан, сын выписан как нормальный персонаж второго плана. Купер не нянчится с ним, как с Мёрфи, потому что тот постарше и он – мужчина, который все понимает. Но чем дальше сценарий переходит в руки Кристофера, тем яснее становится, что ему на этого персонажа наплевать. Сначала он попросту перевирает его, когда тот ни с того ни с сего превращается в агрессивного психа и бьет доктора. Затем Крис попросту забывает про него.

В финале, когда Купер просыпается, он даже не спрашивает о нем. Пилот идет навестить дочь, а от нее – отправляется к профессору Брэнд. Где сын Купера, выжила ли его собственная семья – Нолана не волнует.

Мне вдвойне обидно из-за того, что я люблю Кейси Аффлека и надеялся увидеть интересного персонажа в его исполнении.

Alright, alright, alright…

Столь «чудесного спасения» не было в кино со времен «Искусственного интеллекта»: Купера спасли, Брэнд спасли и даже робота починили. Оставалось еще жену Купера клонировать из локона волос, спрятанного в ТАРС, и была бы полная идиллия. Не могу сказать, что концовка меня разочаровала, Купер обязан был повидаться с дочерью, иначе основная линия не замкнулась бы, но выглядело это странно. Как и то, что встреча, которую Мерфи ждала больше 70 лет, длится минуту, а потом она прогоняет отца. Иди, мол, папа, к любви всей своей жизни – вы провели вместе дай бог неделю, но смертельно обозлились друг на друга, ведь ее ошибка стоила тебе 20 с лишним лет жизни, которые мы не смогли провести вместе, а твоя ошибка стоила ей последнего шанса увидеться с любимым. Вы – идеальная пара. Идите попейте вина в кафе во Флоренции, пока ее мертвый папа одобряюще кивает вам из-за соседнего столика. Будет очень красиво, я такое в кино видела.

Когда я смотрю фильм, особенно претендующий на величие, я хочу увидеть что-то, что больше меня, нечто поразительное, выходящее за рамки моих представлений о космосе, о жизни, о человеческой фантазии. «Интерстеллар» обещал все это, но я не нашел в нем ничего подобного. Надеюсь, вам повезет больше.

Писать рецензию на столь ожидаемые фильмы – неблагодарное дело, потому что естественным желанием заждавшегося фаната будет пристрелить гонца с такими вестями. Многие критики уже получили свою долю негодования из-за того, что посмели поставить «самому ожидаемому фильму года» всего лишь 4, а то и 4 с минусом. Но, как ни тяжело признавать это, «Интерстеллар» – далеко не лучший фильм года. И даже не лучший фильм Нолана.

Для сомневающихся скажу сразу, на него стоит сходить в кино

В любом случае, это не провальный фильм с кучей несуразных топоров и стремянок вроде «Прометея» или третьей части трилогии «Темного рыцаря». Дело не в том, что фильм где-то разваливается или скатывается в маразм, нет, он просто куда более посредственный, чем мы ждали. Вся эта секретность, реклама, сравнение с «Одиссеей 2001», Кип Тор в качестве научного консультанта… После такого ажиотажа не ждешь картины, которая ничем не может тебя впечатлить.

Это, сынок, море

Несмотря на то, что я пришел к той же итоговой оценке, как и многие критики, взгляд на сильные и слабые стороны фильма у нас, к моему удивлению, разошелся. Я уже перечислял впечатления из ранних рецензий в статье «Интерстеллар: в ожидании чуда». Некоторым зрителям, к примеру, показалось, что эмоциональная часть фильма вышла слишком простой, а научная – переусложненной.

На мой взгляд, история отношений отца и дочери, будучи и впрямь простоватой, сработала на удивление хорошо. Научная же часть мне показалась не переусложненной, а, наоборот, упрощенной до детсадовского уровня. Было очевидно, что фильм настолько боится произносить слова длиннее трех слогов, что пытается вообще ничего не объяснять, а если и решается, то делает это на пальцах и с обещаниями конфетки за правильный ответ.

Пилоту, которые знает теорию на зубок, объясняют концепт червоточины – на листе бумаги, как объясняли еще в детской книжке «Изумрудный дождь», причем объясняют не перед миссией, а уже в полете. Он не разобрался заранее в принципе работы краеугольного камня всей экспедиции? Или коллега просто держит его за идиота?

И это был не единственный раз, когда одинаково образованные люди объясняли друг другу то, что обязаны знать, причем знать на куда более сложном уровне, чем то детское объяснение, что они дают. Ясно, что эти объяснения предназначены для зрителя, но почему не показать, как Купер показывает это дочери? Маленькой девочке такое объяснение бы прекрасно подошло.

«Теория большого взрыва» дала зрителям вполне неплохое представление о нескольких сложных концептах современной теоретической физики, а это несчастный комедийный ситком. Тут же мы имеем научную фантастику на серьезных щах, не способную внятно объяснить базовые концепты, занятые в сюжете. Зато мы дважды одними и теми же словами, как сыну-дебилу, объясняем третий закон Ньютона, он же закон Матроскина: чтобы что-то получить (скорость), надо от чего-то избавиться (балласт). Спасибо, пригодится в пятом классе.

Я понимаю, что это художественный фильм, а не программа «Cosmos» с Нилом ДеГрассом Тайсоном, Нолан не обязан устраивать урок астрофизики, но я ожидал куда большего от фильма по работам Кипа Торна. Неужели они настолько не верят в свою аудиторию, что даже не пытаются с ней разговаривать? Там ведь не такие сложные вещи, но зритель лучше понимал бы, что происходит и почему. Но вместо этого: «Туда не ходи, снег башка попадет…»

Он улетел, но обещал вернуться

Основная сюжетная линия, основанная на взаимоотношениях Купера и Мерфи, действительно несет на себе весь фильм и не выглядит столь нелепой и ненужной, как история с дочерью в «Гравитации».

Но при этом она перетягивает на себя фокус фильма, превращая космос, полет, жертвы и спасение человечества – в фон. Да, мы хотели заземлить и очеловечить историю, чтобы рядовому зрителю легче было воспринимать фильм, но при этом мы затупили научную часть до такой степени, что она перестает быть и научной, а миссию спасения человечества низвели до вторичной сюжетной линии. Вы жалели человечество, чувствовали ужас по поводу конца света и гибели всего, что мы создали? Нет, вы думали о бедной брошенной дочке и папе, который опаздывает.

Простите за поминание черта, но это похоже на ситуацию с «After Earth» — изначально это была история отца и сына, заблудившихся в лесу и вынужденных выживать, затем ее решили переместить в космос. Интерстеллар похож на семейную драму про отца, который обещал приехать на день рождения дочери и подарить медвежонка, но какие-то дела постоянно задерживали его, он позвонил и извинился, но дочь все равно обиделась.

Человеческие истории, драма, эмоциональный контакт – все это важно, но зачем делать кино о космосе, науке, важности исследований, и отодвигать все это на задний план ради истории папы и дочки, которую мы видели уже сотни раз.

Представьте, что в начале «Гравитации» был бы дополнительный час, посвященный исключительно жизни главной героини и ее дочери на Земле. Преимущество фильма Куарона в концентрации на цели, он не распыляется, сосредотачиваясь на передаче ощущений, создании тактильного переживания. Лента Нолана же, несмотря на свои три часа хронометража, создает ощущение спешки, пытаясь показать проблемы и Земли, и семьи Купера, и конкретной экспедиции.

В итоге, я даже не могу предположить, что Нолан хотел сказать этим фильмом, что было для него важнее всего. Раскрыть персонажей? Показать семейную драму? Нарисовать иные миры? Проиллюстрировать работы Торна или все-таки напомнить людям, что нам нужно изучать космос, пока мы не оказались заперты на планете без «плана Б»?

Малые «Оскары»

Я ожидал гениального саундтрека, спец.эффектов и съемки космоса, от которой у меня отпадет челюсть – к этому меня готовили отзывы. Ничего из этого я не получил. Саундтрек выполнял свою прямую обязанность – помогал фильму создавать эмоциональное напряжение, но когда я пытаюсь вспомнить его, возвращаются лишь тревожные аккорды, которые память быстро заменяет крайне похожим саундом фильма-побратима – «Гравитации». Я не могу назвать гениальной музыку, которую не могу вспомнить уже через час после просмотра, и вместо которой вспоминаю саундтрек прошлогодней картины.

Спецэффекты действительно совершенны – они не лезут в глаза, но и не поражают. Да, световые водопады вокруг черной дыры – это прекрасно и ново, отражение галактики в зрачке червоточины –загадочно и величественно. Но опять же, я ждал куда большего.

Многие из вас сейчас сделают еще одну зарубку на топоре, потому что считают «Гравитацию» переоцененной, но да – и космос там был снят куда более впечатляюще. И это при том, что у Куарона был лишь задний двор нашей планеты, только Земля, Солнце и космические железки – все. У Нолана были звезды чужих миров, новые планеты, черная дыра и червоточины. И он не смог выжать из этого больше, чем Куарон.

Возможно, в предыдущей статье я поторопился хвалить нового оператора и говорить, что уход Пфистера ничего у фильма не отнял. Можно лишь гадать, смог бы он привнести в фильм более впечатляющие кадры и ракурсы. Сменивший его Хойте Ван Хойтем дал много красивой съемки «от корпуса» космических аппаратов, хорошо передающей вращение и переливы жесткого холодного света, но и все на этом. То, что Любецки сделал для «Гравитации», и за что получил «Оскар», было не просто красиво, это была своя история, рассказанная исключительно через постановку камеры и ее хищное кружение вокруг персонажей. Здесь не видно ничего подобного.

Из-за упоминания Ноланом его желания снять нечто подобное «Одиссее», я постоянно отвлекался на мысли вроде «Кубрик бы сейчас…». На первой сцене в космическом корабле я подумал, что Стэнли обязательно начал бы ее с медленного пролета камеры по кораблю, показывая, как оживают системы, нагоняя атмосферу безжизненного одиночества. Нолан же словно не в силах оторвать камеру от героев, мы ощущаем себя не в корабле, не в космосе, а внутри головы Купера, который все страдает по поводу дочери. Из-за этого фильм не оставляет ощущения масштабности истории. Ни в плане «судьба человечества на кону», ни в физическом плане.

Мы видим безграничный космос и ледяные равнины, безбрежные океаны, но почему-то не чувствуем простора. Фильм не дает по-настоящему прочувствовать иные миры. Ридли Скотт снял ту же Исландию в роли другой планеты гораздо более красиво и убедительно. Здесь же мы словно путешествуем по ряду крохотных комнат, и то, что некоторые из них простираются до горизонта или вообще не имеют такового, не отменяет этого ощущения маленькой комнаты, студийной площадки, на которой мы задержимся на одну сцену и полетим дальше…

Спойлеры!

Я не советую читать дальше тем, кто еще не смотрел фильм. Обычно я не слишком настаиваю на этом, но в этом случае неожиданности действительно сильно влияют на удовольствие от просмотра, поэтому сделайте волевое усилие, закройте статью до поры до времени. Секции комментариев я бы тоже на вашем месте избегал.

Кукуруза – царица полей

Для начала, назову несколько мелочей, которые не давали мне покоя. Я так и не понял, почему время на первой планете так отличалось от земного. По идее, для этого она должна была двигаться с околосветовой скоростью, а значит, чтобы на нее высадиться, кораблю Купера тоже нужно было достичь этой скорости, для чего нужна уйма мощности, топлива, технологий.

Из-за недоразвитости всех объяснений, я так и не понял, что за данные ТАРС достал из черной дыры, для чего они конкретно были нужны. Персонаж Кейна говорил о решении проблемы гравитации, но так ни разу и не объяснил до конца, что они хотели построить. Новые антигравитационные двигатели? Без них нельзя было эвакуировать с Земли достаточно людей? Это наиболее логичный вариант, но я не могу понять, как можно было не назвать вещи своими именами. Вам нужно попасть в штуку, чтобы я понял штуку и создал штуку для нашей штуки, на которой мы все улетим, во что я никогда не верил. Окей, уболтал, черт языкастый, летим. Можешь еще раз листик проткнуть, а то я забыл, как червоточина работает.

И последнее – Земля в фильме «недостаточно мертва». Да, песчаные бури и гибель урожаев – это плохо, но когда выбор стоит между такой Землей и безжизненной каменной пустыней новой планеты, о которой ничего не известно, и где тоже, возможно, ничего не растет, логичнее остаться на Земле. Если бы они нашли райскую планету, некую Пандору, выбор был бы очевиден, а так не совсем понятно, куда они рванули. Мы можем достать тайны гравитации из сердца черной дыры, но не можем вылечить кукурузу?

Персонажи

Профессор Брэнд

Героиню Энн Хэтэуэй некоторые назвали недоработанной и пассивной, но у меня не возникло с ней особых проблем. Разве что за выспренний монолог о любви ей хотелось дать по голове ее же «Оскаром». Когда этот кот ученый женского пола сидит и поет оду любви – величайшей загадке вселенной, а в форточке за ее спиной видна черная дыра, сложно сдержать хохот.

И все же, ее можно назвать полноценным героем фильма, Брэнд хоть как-то влияет на историю своими решениями, а вот все остальные за исключением Купера с дочерью – откровенные статисты, до которых фильму нет никакого дела. Хорошо, к ним еще можно добавить робота. Хотя ТАРС сделали каким-то нарочито кавайным, чтобы точно всех растрогал. Робот из «Луны», честно говоря, все равно запомнился больше, хотя у него и не было такого интересного дизайна.

Профессор Брэнд старший

Майкл Кейн в фильмах Нолана скоро превратится в термин. Он появляется в каждом фильме режиссера и везде играет абсолютно одинакового «вспомогательного персонажа», который нужен, чтобы объяснять зрителю напрямую, что происходит, и служить стеночкой для главного героя, об которую можно почеканить диалог.

К слову, старение на двадцать с лишним лет некоторым в этом фильме далось ему на удивление легко. На смертном одре он вообще мало изменился, что несколько отвлекало. Негр, которого даже убили не первым, как обычно в кино, а вторым, за этот срок отрастил бороду, и на этом его старение остановилось. Я тоже хочу научиться так стареть.

Крайне любопытная личность. В первом акте, который писал Джонатан Нолан, сын выписан как нормальный персонаж второго плана. Купер не нянчится с ним, как с Мёрфи, потому что тот постарше и он – мужчина, который все понимает. Но чем дальше сценарий переходит в руки Кристофера, тем яснее становится, что ему на этого персонажа наплевать. Сначала он попросту перевирает его, когда тот ни с того ни с сего превращается в агрессивного психа и бьет доктора. Затем Крис попросту забывает про него.

В финале, когда Купер просыпается, он даже не спрашивает о нем. Пилот идет навестить дочь, а от нее – отправляется к профессору Брэнд. Где сын Купера, выжила ли его собственная семья – Нолана не волнует.

Мне вдвойне обидно из-за того, что я люблю Кейси Аффлека и надеялся увидеть интересного персонажа в его исполнении.

Alright, alright, alright…

Столь «чудесного спасения» не было в кино со времен «Искусственного интеллекта»: Купера спасли, Брэнд спасли и даже робота починили. Оставалось еще жену Купера клонировать из локона волос, спрятанного в ТАРС, и была бы полная идиллия. Не могу сказать, что концовка меня разочаровала, Купер обязан был повидаться с дочерью, иначе основная линия не замкнулась бы, но выглядело это странно. Как и то, что встреча, которую Мерфи ждала больше 70 лет, длится минуту, а потом она прогоняет отца. Иди, мол, папа, к любви всей своей жизни – вы провели вместе дай бог неделю, но смертельно обозлились друг на друга, ведь ее ошибка стоила тебе 20 с лишним лет жизни, которые мы не смогли провести вместе, а твоя ошибка стоила ей последнего шанса увидеться с любимым. Вы – идеальная пара. Идите попейте вина в кафе во Флоренции, пока ее мертвый папа одобряюще кивает вам из-за соседнего столика. Будет очень красиво, я такое в кино видела.

Когда я смотрю фильм, особенно претендующий на величие, я хочу увидеть что-то, что больше меня, нечто поразительное, выходящее за рамки моих представлений о космосе, о жизни, о человеческой фантазии. «Интерстеллар» обещал все это, но я не нашел в нем ничего подобного. Надеюсь, вам повезет больше.

Читайте также: