Если ребенок крутит волосы грызет ногти

Опубликовано: 17.09.2024

Вредные привычки у детей – от стресса и нервного напряжения

Барложецкая Наталья
Наталья Барложецкая педагог-психолог, телеведущая, автор книг для родителей

  • Почему ребенок грызет ногти
  • Чего не надо делать, если ребенок грызет ногти
  • Как отучить ребенка грызть ногти, сосать пальцы?
  • Ребенок рвет волосы на голове

Вроде бы уже всем известно, что вредные привычки у детей не появляются ниоткуда — малыши сосут пальцы, грызут ногти и совершают другие неосознаваемые действия из-за нервного напряжения. Но родители все равно машут пальцы чем-нибудь горьким и стараются "подловить" грызущего ногти ребенка — чтобы отучить от вредной привычки. Но это не помогает. Как действовать правильно, рассказывает психолог Наталья Барложецкая.

Почему ребенок грызет ногти

Почему ребенок грызет ногти

"Нашей девочке почти четыре года. Сгрызает ногти до крови (буквально), до узких полосочек у кутикулы. Это длится почти год. Мы, конечно, делали замечания, наказывали и пытались разными способами отучить ее от этой вредной привычки. Она стала прятаться и грызть ногти украдкой. Прочитали рекомендации детского психолога, совместно с мужем решили не давить на ребенка. В результате — стала грызть ногти при нас!

Увещевали, что в животике заведутся микробики, что такие красивые ноготки, как у мамы, не вырастут, — все бесполезно. Семья полноценная, благополучная, ребенку уделяется достаточно внимания. Мы много времени проводим вместе, и малышка всегда под присмотром, так что напугать ее незаметно для нас никто не мог. В общем, причин для стресса у ребенка не видим. Может быть, нехватка каких-либо химических элементов в организме?"

Привычка грызть ногти очень распространена как среди детей, так и среди взрослых, чаще всего она свидетельствует о неумении человека расслабляться и снимать нервное напряжение другим способом.

Существует целый набор вредных привычек, а грызение ногтей — лишь одна из них. Дети обычно грызут ногти, выдергивают волосы, ресницы, сосут одеяло или палец и кусают губы. У взрослых круг вредных привычек гораздо шире: к вышеперечисленным добавляются гастрономическая любовь к карандашам и ручкам, курение, алкоголь, употребление матерных слов и т.д.

Именно поэтому так важно еще в детстве научиться расслабляться и избавляться от внутреннего напряжения адекватными способами, формирующими здоровый образ жизни, — много гулять, бегать, плавать, кататься на велосипеде.

Принято считать, что причина возникновения вредной привычки — это стресс и общая невротизация жизни человека. При этом стресс у детей могут вызывать как отрицательные, так и положительные изменения, происходящие в их жизни. Любое событие, приводящее ребенка в возбужденное состояние, может стать причиной возникновения вредной привычки и фактором, возбуждающим повторение этого действия.

В любом случае необходимо понять, что именно является обстоятельством, инициирующим подобное поведение. В качестве первоначальных причин могут выступать: развод родителей, смерть близких, переезд, смена места учебы (детского сада или группы раннего развития), пребывание в шумной компании, затянувшиеся праздники, просмотр телевизора, поздний отход ко сну, интенсивная смена видов деятельности и т.д.

Родители не всегда могут сами увидеть основания для волнений ребенка, но это не значит, что их нет. В ситуации, когда взрослые совсем не замечают связи между содержанием жизни малыша и вредной привычкой, лучше прийти на очную консультацию к специалисту.

Чего не надо делать, если ребенок грызет ногти

Начиная борьбу с вредной привычкой у ребенка, родителям необходимо выработать для себя несколько правил.

  • Прежде всего необходимо понять, что бороться следует не с видимым проявлением привычки, это почти никому не удается, а с причиной нервного напряжения, которое вызывает подобные действия.
  • Имея дело с вредной привычкой, главное — не переусердствовать с вниманием. Чем больше внимания и беспокойства уделяют родители этому вопросу, тем сильнее закрепляется данное пристрастие в поведении ребенка. Подсознательно малыш чувствует настороженное внимание родителей к его действиям, даже если они ничего не сказали. От этого внутреннее напряжение растет, и привычка закрепляется все сильнее.
  • Не используйте никаких наказаний по отношению к ребенку. Привычка — это неосознаваемое действие, доведенное до автоматизма. Давление родителей почти всегда выливается в угрозы, упреки, наказания, но вместо того, чтобы снижать уровень напряженности, эти средства приводят только к закреплению нежелательного поведения. Отказ от таких форм воздействия сам по себе даст наилучший результат в предотвращении или избавлении ребенка от привычки.
  • Позвольте ребенку проявлять свои чувства. Не подавляйте агрессию или другие эмоции малыша (слезы, смех, тревогу и т.д.). Вредная привычка — это попытка избавиться от психологического дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия. Это как бы выход задавленной агрессивности и эмоциональной расторможенности.
  • Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не обсуждайте вредную привычку с другими людьми в присутствии ребенка.

Как отучить ребенка грызть ногти

Как отучить ребенка грызть ногти, сосать пальцы?

  • Постарайтесь определить первоначальную причину возникновения стресса и напряженности, угнетающих малыша, а затем попытайтесь ее устранить. Возможно, вы сами слишком нервозны и малыш лишь копирует ваши действия. Или вы чересчур суровы и требовательны в отношениях с ним, или очень строго его наказали.

Вероятно, требуют коррекции отношения с другими членами семьи, другими детьми или сверстниками. Тысячи всевозможных событий дня могли взволновать ребенка, вызвать у него раздражение, но ему не представилась возможность отвести душу. Нужно постараться снять это нервное напряжение и добавить в его жизнь спокойствия, веселья и радости.

  • Если привычка уже устоялась, понаблюдайте за тем, когда она проявляется меньше, а когда больше. Если привычка грызть ногти особенно часто проявляется при просмотре телепередач, можно уменьшить время пребывания ребенка перед телевизором, заменить просмотр походом в кино и т.д. Главное — изменяйте ситуацию, а не поведение ребенка.
  • Замените вредную привычку на здоровую. Полезно, чтобы руки ребенка были заняты — лепкой, рисованием, игрушкой и т.д. Например, можно предложить во время просмотра телевизора заниматься еще какой-нибудь деятельностью: вязать, вышивать, лепить, рисовать, перебирать мелкие игрушки, грызть овощи (морковь) и т.д. Главное — руки должны быть заняты!
  • Учите ребенка расслабляться, снимать напряжение — физическая активность в течение дня значительно снижает уровень нервного напряжения. Чаще гуляйте, посещайте бассейн, уделяйте время здоровью и правильному питанию.
  • Старайтесь не перевозбуждаться сами и не перевозбуждать ребенка в течение дня. На ночь малышу лучше всего принять ванну с солью или успокаивающим сбором, сделать легкий релаксирующий массаж и дать максимально возможное количество телесного контакта.
  • Говорите в адрес малыша добрые слова, хвалите за малейшее достижение, будьте к своему ребенку внимательны и терпимы.
-->

Ребенок рвет волосы на голове

"Моей дочке четыре с половиной года. Я воспитываю ее одна, мне помогают мои родители. В последнее время участились случаи дочкиных истерик, особенно вечерами, когда я прихожу с работы. Во время этих приступов она говорит страшные вещи: что она себя ненавидит, вырывает волосы, говорит, что сдерет с себя кожу и что все равно себя убьет.

Мы все в ней души не чаем, уделяем ей все свободное время. Она лучшая ученица и в английской группе раннего развития, и на хореографии. Прекрасно развита и контактна. У нее очень высокий интеллект, это отмечают все преподаватели.

Что делать? Как на это реагировать? Бывает ли у детей ее возраста такое? И нужно ли это лечить?"

Ненависть к себе, вред себе (вырывает волосы, "сдерет кожу") — это аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Подобные состояния встречаются и у детей, когда невозможно или страшно проявить свою агрессию по отношению к другому человеку.

Возможно, у вашей дочери есть представление о том, что "умница" и "хорошая девочка" не должна злиться на маму, бабушку, дедушку. А поскольку каждый из нас испытывает разные чувства к своим близким, в том числе и злость, обиду, раздражение, то вашей дочери ничего не остается, как злиться на себя.

Конечно, лучше всего в такой ситуации обратиться к детскому психологу, а пока:

  • Во время истерик или подобных высказываний поговорите с дочерью, покажите, что вы ее понимаете: "Ты злишься на себя. А за что ты себя ненавидишь? Ты хочешь наказать себя, поэтому рвешь волосы?" Внимательно выслушайте все, что скажет ребенок.
  • Часто бывает, что подобным поведением ребенок выражает свой протест против какой-либо ситуации. Возможно, какие-то обстоятельства в семье переживаются им как травматические (например, ваш уход на работу, разные требования, предъявляемые вами и бабушкой, и т.д.).
  • Важно, что проявления аутоагрессии бывают чаще всего именно в период прихода с работы мамы. Возможно, подобным образом девочка пытается восполнить дефицит внимания с вашей стороны. Ведь когда она так себя ведет, вы ее обнимаете, пытаетесь успокоить.

Телесный контакт очень важен для маленького ребенка, для него это проявление любви и нежности. Если малышу не хватает этого, он пытается сам найти способы получить желаемое. Родители обязательно должны обнимать и целовать ребенка несколько раз в день, независимо от того, как он себя ведет.

  • Больше говорите дочке, что любите ее ни за что, просто так, потому что она ваша дочка.




Малыш не выпускает ручку изо рта или дошкольник, сидя перед телевизором, снова слюнявит пальцы – один за другим. Знакомая история?

Конечно, родители раздражаются, и стараются избавить свое любимое чадо от этой привычки.

- Нередко мама не может спокойно на это смотреть: ее бесит, что ребенок не может контролировать себя, она не знает, как сделать, чтобы он перестал грызть ногти, она чувствует себя плохой матерью и так далее, - говорит Елена Бурьевая, детский психолог, игровой терапевт, арт-терапевт, автор экспертного блога в Инстаграм (@elena_burevaya), автор семинаров, публицист, автор книг «5 секретов не кричащей мамы», «Легкая адаптация ребенка к садику за 30 дней», «Навигатор по детским кризисам». - Но мы должны на эту ситуацию посмотреть иначе: психика ребенка раньше могла нормально «стоять на двух ногах», и вдруг ребенок начал грызть ногти - эта привычка для психики ребенка как «костыль». Что-то произошло, и теперь ребенок поддерживает свое психическое состояние в более-менее нормальном состоянии благодаря этой привычке грызть ногти.

Почему ребенок грызет ногти

Причины могут быть самые разнообразные. Иногда это действительно просто привычка, а иногда – имеет место серьезная психологическая проблема.

Итак, почему ребенок грызет ногти? Причины, которые выделяет наш эксперт Елена Бурьевая:

  • высокая тревожность,
  • переутомление,
  • стресс (например, появление в семье другого ребенка, адаптация к детскому саду, переезд, развод родителей и так далее),
  • резкое прерывание грудного вскармливания,
  • аутоагрессия (например, ребенок злится на папу, но выражать негативные эмоции в отношении отца нельзя, поэтому он направляет агрессию на самого себя)
  • ломаются ногти, мешают заусеницы и кутикулы,
  • малыш просто повторяет за кем-то,
  • неправильное избавление от другой вредной привычки, благодаря чему она просто «трансформировалась» в эту – грызение ногтей,
  • ребенку нечем заняться, например, во время просмотра телевизора.

Как отучить ребенка грызть ногти

Исключаем стресс

Проанализируйте, когда ребенок начал грызть ногти, что этому предшествовало? Возможно, недавно у него появилась сестра или брат, и теперь внимание уделяется не только ему. Или родители ругаются между собой, но при этом ребенок все слышит и не может не переживать.

- Необходимо найти и исключить стресс из жизни ребенка или максимально ограничить стрессовые ситуации, - рекомендует Елена Бурьевая.

Договоритесь с ребенком

Конечно, ребенок поначалу может не сдержаться и «сорвать сделку». Главное, по словам нашего эксперта, нельзя пристыжать ребенка или отчитывать его, а успокойте: «все в силе, как только я смогу постричь все 10 твоих ногтей, я исполню свое обещание».

Через игру

Полезна психологическая разгрузка. Это может быть как обычный «Лего», или другой конструктор, так и прочие игры, в которых вы сами можете проявить фантазию. Вот лишь несколько примеров от нашего эксперта.

С песком: закапывайте руку в песок, и осторожно откапывайте, чтобы не дотронуться, а если коснулись руки – то рука резко поднимается из песка.

«Волшебные перчатки»: берем латексные перчатки и насыпаем в них разные крупы, горох, сахар, соль, крахмал и так далее, завязываем и давать ребенку играть. Важно: перчатки не должны быть в свободном доступе, раз в день доставайте их и давайте ребенку играть.

Дергаем!: нарезаем полоски из бумажного скотча, которые можно наклеить на дверь, стол или специальную игровую доску и предложите ребенку сдирать эти полоски.

- Нередко дети не просто грызут ногти, а еще сдирают их, поэтому полезно предложить ребенку альтернативу, чтоб он мог переключиться с вредной привычки, - говорит Елена Бурьевая. – А еще можно рассказать ребенку терапевтическую сказку на эту тему, обязательно со счастливым концом.

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Что такое онихофагия

Онихофагия – это навязчивое действие, которое проявляется постоянным обкусыванием ногтей и окружающих их мягких тканей. Это расстройство развивается часто у детей в возрасте с 3 до 10 лет, но это не значит, что оно не может возникнуть у людей из старших возрастных групп.

Данное расстройство не несет опасности для здоровья, поэтому является проблемой скорее эстетического характера. Но эта вредная привычка имеет и другую негативную сторону – ногти становятся хрупкими, деформированным, а поврежденная вокруг них область сильно воспалена, поэтому есть риск занесения инфекции.


Сам термин «онихофагия» имеет греческое происхождение, что буквально означает «поедание ногтей». В МКБ-10 это расстройство является вариантом навязчивого действия, которое носит характер неврозоподобного или невротического ритуала.

Желание грызть ногти и обкусывать заусенцы – это выражение аутоагрессии. Ядром этого расстройства является отсутствие возможности или неспособность выражать негативные эмоции (гнев, раздражение и т.д.). Часто проявление таких эмоций порицается взрослыми, поэтому ребенок подсознательно меняет их направление, т.е. возникает агрессия, которая направлена на него самого. При этом эти действия помогают устранить возникшую у малыша напряженность.

Это достаточно распространенная проблема среди школьников – порядка 35% от общего числа. Особенно заметно в возрасте от 7 до 9 лет, что объясняется стрессом и периодом адаптации к учебному процессу, который часто сопровождается сильными эмоциональными и психическими нагрузками. При этом проблема может возникать у детей и взрослых.

Основные причины

Навязчивое желание обгрызать ногти и кожу на руках формируется под воздействием определенных стрессовых факторов.

Выделяют основные причины онихофагии:

  • Ощущение вины. Данное навязчивое действие является своеобразной формой самонаказания путем причинения боли себе.
  • Тревожность. В данном случае, онихофагия представляет собой реакцию на внешние раздражители, т.е. ребенок таким образом снимает напряжение. Поэтому достаточно часто эта вредная привычка возникает у детей с заниженной самооценкой, у тех, кто не уверен в себе.
  • Неправильные стратегии воспитания ребенка. Развитию этой проблемы способствуют постоянные упреки со стороны родителей, негативная оценка внешности, поведения ребенка, определенные родительские табу, а также высокие требования к малышу.
  • Проблемы в семье. Частые домашние ссоры, развод родителей или смерть одного из них.
  • Проблемы с коммуникацией. Причиной онихофагии могут быть непростые отношения ребенка с его сверстниками, педагогами. Также на развитие этого навязчивого действия влияет желание ребенка получить одобрение окружающих, что само по себе повышает эмоциональное напряжение.
  • Чрезмерные психические, умственные и физические нагрузки.
  • Усвоенный поведенческий шаблон, т.е. ребенок копирует поведение взрослого. Кстати, в семьях, где у одного из родителей была вредная привычка грызть ногти, чаще встречаются дети с онихофагией. При этом наследственная предрасположенность не нашла свое подтверждение, поэтому речь идет именно о переносе опыта от взрослого к ребенку


Диагностика онихофагии

Онихофагия не рассматривается как отдельный диагноз, потому что она находится в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.

Диагностика включает в себя:

  • Визуальный осмотр рук. Его проводит дерматолог или врач-педиатр. Определяется степень повреждений, локализация, а также вероятность наличия инфекции (грибковой или бактериальной).
  • Опрос. Выясняется частота этого действия (как часто человек грызет ногти). Оценивается состояние десен, зубов, выясняются жалобы на работу ЖКТ.
  • Наблюдение. Психолог или психиатр изучают поведение ребенка (или взрослого), определяют связь этого действия со стрессовыми ситуациями. Выясняются отношения внутри семьи, эмоциональные и поведенческие реакции человека.
  • Лабораторные анализы. Они проводятся в случае воспалительного процесса, чтобы определить наличие инфекции.
  • Различные тесты, которые предназначены для определения индивидуальных особенностей личностной и эмоциональной сферы. В ходе психодиагностики выясняются определенные качества человека, исправление которых поможет в решении проблемы (низкая самооценка, сильная тревога и т.д.).

Лечение онихофагии

Подобного рода проблемы возникают у человека вне зависимости от возраста, но чем люди старше, тем им проще контролировать этот процесс. Но это не значит, что в зрелом возрасте не надо решать эту проблему.

Само лечение включает в себя два этапа – это восстановление ногтевых пластин, окружающих мягких тканей, а также устранение причин этих навязчивых действий.

Используются следующие методы терапии:

  • Медикаментозное лечение. Специалист назначает различные мази и кремы с антибактериальным (или противогрибковым, в зависимости от типа инфекции) и противовоспалительным действием. Часто проблема является следствием повышенной тревожности, поэтому могут назначать успокаивающие средства и антидепрессанты.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. На занятиях специалист учит человека активнее выражать собственные эмоции, обсуждать проблемы и находить совместные пути решения. Происходит обучение навыкам самоконтроля и релаксации.
  • Комплексная работа с родителями. Специалист консультирует родителей по поводу специфики этой проблемы, говоря им о возможных причинах появления онихофагии. Такое обсуждение позволяет выстроить стратегию дальнейшего взаимодействия с ребенком, чтобы исключить все негативные факторы. Важно донести до родителей, что малыш нуждается в родительском одобрении, поддержке и адекватной, а не избыточной, критике.


Как избавиться от привычки грызть ногти и кожу вокруг них?

Во многом, решение этой проблемы зависит и от самого человека. При этом повреждение ногтевых пластин и верхнего слоя кожи не является основным поводом для беспокойства, ведь их восстановление, в среднем, занимает от 2 до 6 недель. Что же касается устранения психологической основы онихофагии, то может потребоваться до полугода и больше.

Если проблема возникла у взрослого, то достаточно провести несколько сеансов психоанализа, чтобы понять ее истоки. В дальнейшем нужно поставить перед собой цель и контролировать свое поведение. При возникновении желания грызть ногти, нужно научиться переключать внимание.

Советы родителям

Часто приходится сталкиваться с советом намазать ногти лаком с горьким привкусом или горчицей, но нет однозначного мнения по поводу эффективности этой методики. Если для ребенка грызть ногти – это способ разрядить психологическое напряжение, то эти средства вряд ли его остановят. Кроме того, если просто запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то его внутреннее напряжение трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение аппетита, сна, эмоциональные и прочие проблемы.

Есть несколько способов, которые родители могут использовать на практике:

  • Переключите внимание. Давайте ребенку в руки бусы, пластилин, игрушку, бумагу, т.е. то, что подходит для сенсорики именно вашего малыша.
  • Придумайте для него «грызлик» (это может быть какая-нибудь игрушка) и поставьте условие: он грызет не ногти, а «грызлик» и только 10-15 минут. Если оральная потребность велика, то пусть грызет его чаще и дольше. Но со временем вы сами заметите, что это время начнет сокращаться.
  • Когда ребенок начинает грызть ногти, не нужно заострять на этом внимание и ни в коем случае не бить по рукам и т.д. Нужно деликатно, даже без слов, дать ему в руки что-нибудь другое – к примеру, морковь.
  • Нужно снижать уровень тревожности. Не нужно разговаривать на повышенных тонах, лучше минимизировать телевизор и телефон. Важен режим дня, питания и сна (не менее 10 часов в сутки). Нужно чаще бывать на улице, играть с ним на открытом воздухе. Для снятия тревожности хорошо подходит работа с глиной, песком.
  • Добавьте больше мягкого телесного контакта с малышом.
  • Будьте спокойны и терпеливы, умейте выдерживать детские истерики и капризы.
  • Будьте не просто родителем, а другом для своего ребенка в этот момент. Никаких «Убери руки!» и других подобных фраз.

С трех лет уже можно обсуждать с малышом эту тему. Здесь важен контакт, т.е. вы должны разговаривать с ним максимально откровенно, задавая ему вопросы: «Как ты считаешь, что нам надо сделать для того, чтобы ты перестал грызть ногти? Какой герой из мультика сможет помогать тебе и напоминать в случае чего?». Важно дать понять ребенку, что с ним разговаривают на равных, что он может сам принимать решения, а не просто выполнять родительские указания.

Это небыстрый процесс, потому что дети могут и не понимать изначально смысла этих вопросов, но это важная часть работы с ребенком. В разговорах нужно акцентировать внимание не на прямом запрете (что нельзя грызть ногти), а на том, что мы хотим отрастить их красивыми!

Важна похвала и поощрение за каждый красивый и здоровый ноготок. Прямо спросите малыша о том, что именно он хочет (лакомство, поход в парк и т.д.). И постоянно повышайте ставки – за 2 красивых ноготка, за 5 и т.д. Мотивация и правда великая вещь, поэтому на практике малыш уже к первому подарку может не грызть по 4-5 ногтей. Не забывайте о похвале – хвалите его при дедушках, бабушках, дайте ему почувствовать, что он любим даже со съеденными ногтями.

Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

Почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия

Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?

Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.

Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.

Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.

Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.

Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.

Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.

Различные симптомы часто возникают у детей, родители которых регулярно ссорятся и выясняют отношения. Ребенок как бы перетягивает внимание на себя и заставляет больше думать о нем, нежели ругаться между собой.

Будет ошибкой думать, что если ребенок не видит конфликтов между родителями, то он растет в комфортной и благополучной обстановке. Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить. Его тревога только усиливается тем, что с ним не говорят, ему не объясняют, что происходит.

Ребенок злится на родителей и на себя. Он думает, что виноват в том, что мама и папа ругаются. Он испытывает огромный ком смешанных неназванных эмоций. А значит и не знает, как с ними справляться. Вот и реагирует, как умеет. Когда ребенок грызет ногти, ему удается хоть немного сбросить напряжение.

Что делать родителям. Нужно честно признаться себе, если в семье есть конфликты, недоговоренности, тайны. Важно дать ребенку понять, что даже если родители ссорятся, они все равно его любят. Что он не виноват в ссорах взрослых. Полезно сходить к семейному психологу, который поможет паре разобраться в отношениях.

2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн

Ребенку уже больше года не говорят, что умер дедушка. Говорят, что он уехал в командировку на север и вернется очень нескоро. Ребенок даже в игре разыгрывает смерть. Он знает об этом, однако с ним никто об этом не говорит. Одна из жалоб родителей такого ребенка — навязчивые действия.

Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик. Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми.

3 Боится остаться без родителей

Здесь можно объединить ситуации из ряда «если я буду вызывать у мамы тревогу, то она не уйдет» и «если я буду выполнять ритуал, то мама не умрет».

На первом году жизни ребенок чувствует, что обладает всемогуществом. Все его желания моментально исполняются, а потребности удовлетворяются. Ему кажется, что это он управляет мамой, которая приходит, кормит, переодевает, успокаивает.

Со временем он понимает, что он и мама — отдельные люди. Его желания и желания мамы могут не совпадать. Хочется вернуть младенческое блаженство. Однако при отзывчивой, чувствительной матери ребенок справляется со своими чувствами.

Но если мама резко бросила кормить грудью в полгода, родился братик или сестричка, или ребенку пришлось разлучиться с матерью на длительное время, малыш начинает бояться, что маму можно потерять. Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом. Тогда у ребенка закрепляется связь: выдернул волос — пришла мама. Со временем эта связь становится бессознательной, остается только симптом.

Что делать родителям, если это — причина, почему ребенок грызет ногти. Почаще говорить ему, как его любят, как он значим и важен для семьи. Подмечать его успехи и помогать справляться с неприятностями. Важно, чтобы он чувствовал: что бы ни случилось мама и папа рядом, на его стороне.

4 Не может предсказать поведение родителей

Если родители ведут себя непредсказуемо и по-разному в одинаковых ситуациях, это нарушает чувство безопасности у ребенка.

Мама может уходить без предупреждения. Неверно, что маленькие дети этого не замечают. Даже самый маленький младенец чувствует и знает, что мама куда-то делась. А вот куда — непонятно. Ребенок не знает, куда она ушла и когда вернется. И почему когда засыпал — была мама, а проснулся — бабушка или няня. Он переживает, что мама ушла навсегда, бросила его. Начинает думать, что это он виноват во всем.

Сегодня мама за мокрые штанишки наругала, завтра не обратила на них внимание, послезавтра посмеялась, а через неделю и вовсе побила. Непонятно, как мама поступит в тот или иной момент. На одни и те же действия она реагирует по-разному.

Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать. Он не может предполагать, предугадывать последствия своих поступков и поведения. Он не может чувствовать себя спокойно и безопасно.

Что делать родителям, если ребенок грызет ногти? Совет психолога — б ыть последовательными в правилах и запретах. Если телевизор после десяти вечера смотреть нельзя, то нельзя и сегодня, и завтра, и через неделю. И не разрешит ни папа, ни мама. Если перед мальчиком, которого ударил ребенок, нужно извиниться, то это нужно делать в любых случаях, когда ребенок обидел кого-то из сверстников. И ни папа, ни бабушка от этой участи не избавят.

5 Чувствует себя непринятым

С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.

Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.

Что делать родителям. Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше. Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.

6 Страдает от своей «неидеальности» и строгого воспитания

Ребенка ругают за не отличные оценки, требуют первых мест во всех конкурсах, идеальной внешности, идеальной чистоты в комнате. За любое несоответствие ожиданиям ребенок подвергается наказанию, порицанию, осуждению. Тогда малыш все время находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже на секунду.

Если ребенок растет в страхе перед родителями, перед наказанием, перед неудачей, напряжение и тревожность возрастают в разы. Это как плотина, которая под огромным напором воды когда-нибудь обязательно прорвется.

Что делать родителям. По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.

Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.

Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.

Читайте также: