Эй борода а как проехать отсюда к плюшкину какой троп

Опубликовано: 17.09.2024

-Метки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Статистика

Изобразительно-выразительные средства языка

В каждом слове – бездна образов.
К. Паустовский

• Фонетические средства

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

• Лексические средства

Антонимы – (от греч. «анти» - против и «онима» - имя) – слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существующие различия, по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи:
Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
Снег валил с неба пудами.

Литота – художественное преуменьшение :
Мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) - благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:
Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы – (от греч. «синонимос» - одноименный) – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления:
Усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:
Начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

Метафора – (с греч. «метафора» - перенос) – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул.

Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

Нетрадиционные метафоры (Лавка древностей – Бабули на скамейке у подъезда; Красное и Черное – Календарь;)

Метонимия – (с греч. «метонимиа» - переименование) - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей:
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или: Читая Белинского…

Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии.
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению:
Грустное веселье продолжалось…

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям:
Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:
Пушкин – это чудо.

Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:
Город не Неве приютил Гоголя.

Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением.

Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий.
Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:
Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:
Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:
…бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) Развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других:
Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.
2) Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так):
Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы – (с греч «фразис» - выражение) – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:
У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:
А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Эпитет – (с греч. «эпитетон» - приложение) – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев;
Но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:
Взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.


• Синтаксические средства

Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет:
Рожденный ползать – летать не может,
либо особо выделяет второю после знака часть:
Любовь – главнее всех.
Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:
Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:
О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
Безобразное отношение! Как можно беречь счастье!
Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:
Сбережем свою душу как святыню!

Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:
Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста:
Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?
Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль:
Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях называются тропами (от греч «тропос» - образное выражение).
В художественной литературе использование тропов необходимо для того, чтобы придать изображению пластичность, образность и живость.
К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др.

Эвфемизмы – (греч. «эвфемизмос» - хорошо говорю) – слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения («Откуда ноги растут», «Хранительница домашнего очага»).

Эвфемизм – это мощное средство обогащения мысли, катализатор фантазии и ассоциативного мышления. Обратим внимание, что эвфемизм, кроме всего прочего, выполняет роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный авторский синоним.

Аллегория – (с греч. «аллегориа» - иносказание) - выражения отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках, глупость и упрямство – осел, хитрость – лиса, трусость – заяц.
____________________________________________
Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин) – антономасия

Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) – метонимия

Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон

Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция

Литературные тропы

Литературные тропы

Роль в тексте

- художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события

- прилагательное , реже существительное, наречие, деепричастие, употребленное в переносном значении и обозначающее существенную черту предмета

«И очи синие бездонные цветут…»

буйная головушка; горькая доля;

автор выделяет те

свойства и признаки изображаемого им

он хочет обратить

конкретизирует

- средство, позволяющее ощутить позицию автора

- в эпитете воплощается уникальность мироощущения . присущего описываемому

- оборот с союзами КАК, БУДТО, КАК БУДТО, СЛОВНО или словами ПОДОБНЫЙ, ПОХОЖИЙ;

существительное в творительном падеже; прилагательное либо наречие в сравнительной степени

- суть заключается в уподоблении.

«Блок мне казался … дорогим…, как в весеннем кусте соловей…»

- это основной способ образно – композиционного построения, он создаёт эмоциональный план текста

сравнение помогает автору акцентировать внимание читателя на особенности предмета или его признака,

придает тексту образность, поэтичность, а предмету новое качество

- перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту

- в отличие от сравнения, в котором присутствуют два предмета или явления – исходное и то, которое берется для сравнения, эти литературные тропы содержат только второе

- в метафоре сходство может выражаться в цвете, объёме, форме, назначении и т. д.

- в метафоре разные признаки – то, чему уподобляется предмет, и свойства самого предмета – даны в нерасчленённом единстве

«… огнем душа … полна»

(М. Лермонтов)

«луны часы деревянные»

«полдень дышит».

Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)

Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)

героя с помощью

метафоры , а

читателю предстоит

понять и уловить

смысловую связь, на

которой базируется

сходство между

переносным и

прямым значением

создаёт как бы второй план

создаёт образность и компактность в плане языковых средств

выразительность и эмоциональность

-метафора – особый рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя

- перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.

- перенос значения по смежности.

- содержание и то, что его включает.

- автор и его произведение.

- действие и орудие для его совершения.

- предмет и материал, из которого он сделан.

- место и находящиеся в нем люди.

«Ругал Гомера, Феокрита…»

(А. Пушкин), т.е. их произведения

«съешь тарелочку»;

«хорошо помнил всего Гоголя»;

«селения были обречены мечам»;

«фарфор на выставке»;

«город уже не спал»

фарфоровый кувшин — разолью кувшин;

хрусталь — в шкафу хрусталь;

купить спальню — войти в спальню.

делает художественное противопоставление в высшей степени энергичным

предельно краткое выражение мысли

метонимия может достичь большой эмоциональной достоверности

- образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.

вечно опаздываете; горы трупов;

сто лет не виделись; напугать до смерти;

сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы.

речевой приём, рассчитанный не на буквальное понимание, а на на сильное эмоциональное воздействие

- укрепляет, заостряет реальные противоречивые явления

-гипербола подобна увеличительному стеклу: она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в её противоречия

преувеличения

- троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения

«Мужичок … с ноготок»

«Из крыльев комаришки сделал себе две манишки»

мальчик с пальчик; силы как у комара; маковой росинки во рту не было.

в целях повышения

- те же назначения, что и у гиперболы

сложная развёрнутая метафора, охватывающая всё произведение в целом

аллегория – это образ, созданный только ради значения

художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

царство Морфея - сон;

объятия Аида - смерть;

форт Нокс - неприступность.

- одно из сильнейших средств воздействия на сознание и воображения читателя

используется для того,

чтобы выразить идеи глубокого

манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств

предметное значение слова может стираться

- художественный троп создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот

- подразумевает перенос значения на основе соотношения в количестве: единственное вместо множественного числа и наоборот.

- обычно подразумевает количественное соотношение между предметами и явлениями.

«К нему … и зверь нейдет…»

«тут каждый метит в Наполеоны».

Все флаги в гости будут к нам.

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Швед, русский колет, рубит, режет.

делает речь точной, яркой, художественной

помогает избежать повторений

высокого художественного мастерства

это один из способов образования новых лексических значений в языке

Олицетворение

- одушевление явлений природы, предметов

- олицетворение отличается от метафоры тем, что представляет собой более развернутый образ

«Лазурь небесная смеется…»

«Неожиданно поднявшийся ветер метался и стонал всю ночь»

- семантически неделимое, иносказательное выражение описывает содержание другого слова или сочетания слов

- название предмета или явления через существенный, хорошо узнаваемый признак.

- писатели и поэты для большей выразительности и создания образности заменяют название предмета или явления указанием на его существенный признак.

«Люблю тебя, Петра творенье…»

(А. Пушкин), т.е. Санкт – Петербург

«блистающая сталь» - кинжал

«автор «Муму» -

«старуха с косой» - смерть

голубая планета - Земля:

чёрное золото -нефть;

второй хлеб картофель;

король грибов- белый гриб;

корабль пустыни -верблюд;

стальное полотно -железная дорога; канцелярская крыса- чиновник;

вечный город- Рим.

используется для

украшения речи,

замены повтора

помогает исключить повторы и связать предложения в тексте

создаёт характеристику собственного видения мира, предмета, явления

может создавать эффект присутствия читателя в художественном мире

(греч. eironeia - притворство)

- употребление слова или оборота речи в противоположном значении

- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания

- слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

(Ф.И. Тютчев)

люблю как собака палку;

всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота.

стилистический приѐм, чтобы показать своѐ отношение, выразить

- стилистический приём, заключающийся в использовании слова в значении, которое прямо противоположно буквальному, преимущественно в ироническом.

… Мы знаем: вечная любовь Живет едва ли три недели …

(А. С. Пушкин. «Кокетке», 1821 г.)

но и с целью возбуждения отрицательных эмоций у слушателей:

(позднелат. invectiva oratio - бранная речь)

- резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц;

«А вы, надменные потомки…»,

(греч. sarkazo, букв. - рву мясо)

- презрительная, язвительная насмешка;

- высшая степень иронии

- обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления

- поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов)

- сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение

создаёт эмоциональное звучание в тексте

слово, которое получает в художественном тексте новое (переносное) значение

в символе – огромное множество значений, и эти значения как бы просвечивают друг друга

символ способен это множество значений «отдавать» по – разному, в зависимости от задач автора

гротеск – это мир небывалый, особый, противостоящий не только обыденному и повседневному, но и реальному , действительному

В повести Н. Гоголя у майора Ковалёва исчез нос, а затем его возвращение на прежнее место

У М. Салтыкова – Щедрина («История одного города») у одного из градоначальников – фаршированная голова

гротеск передаёт алогичность новосозданного художественного мира

рождает сильнейший сатирический эффект

гротеску свойственно стремление к предельному обобщению, преимущественно сатирическому

Антономасия

это замена родового понятия видовым или видового родовым

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»

назначение антономасии – аллюзия – ссылка, намёк на уже известное -

Реминисценция

осознанное или неосознанное употребление в тексте выражения, образа, сюжетного хода, ритмического или фонетического приёма из другого текста этого же автора ( авто реминисценция ) или другого автора

«Скажи, которая Татьяна?

А та, которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна»

(А. Пушкин – реминисценция из В. Жуковского)

высокая образная сила реминисценции в том, чтобы они были понятны читателю и вызывали чувства, нужные автору произведения

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Пыстина Лидия МитрофановнаНаписать 4791 07.08.2018

Номер материала: ДБ-032051

  • Литература
  • 10 класс
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    04.08.2018 302
    04.08.2018 3117
    03.08.2018 3605
    02.08.2018 657
    01.08.2018 398
    26.07.2018 663
    26.07.2018 253
    26.07.2018 1361

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Нажмите для увеличения. Таблица позаимствована с сайта http://zentr-gia-ege.ucoz.ru/load/russkij_jazyk/podgotovka_po_razdelam/chast_a/8-1-0-2

Художественность - одна из сложнейших категорий в искусствоведении. Художественность отличает искусство от других форм общественного мышления: от философии , науки , религии , мифологии .

Художественность - это результат образно-эмоционального осмысления действительности в единстве формы и содержания. В художественном произведении даётся целостный образ действительности в ценностном идейно-эмоциональном преломлении. Художественность предполагает, несмотря на конкретный замысел, заложенный автором, неисчерпаемое количество вариантов трактовки произведения. Связано это с тем, что всякое литературное произведение предполагает незримый индивидуальный диалог писателя с читателем. Образность, идейность и диалогичность являются важнейшими признаками художественности.

Осмысление и познание действительности сближает философию и литературу. Однако если философия отталкивается от объективных фактов, то в литературе инструментом познания является художественный образ. Философ и литературовед Алексей Фёдорович Лосев отмечал, что в России 19 века не было философии, зато была литература, которая разрабатывала вечные темы: судьба, смерть, смысл жизни, счастье, любовь и дружба были предметом размышлений писателей.

Ф.М. Достоевский в работе "Об искусстве" указывал: "Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал её, создавая своё произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо".

Яркость художественной речи, её образность создаются при помощи средств художественной изобразительности. Эти средства делятся на фонетические, лексические и синтаксические.

Фонетические средства позволяют создать определённые звуковые ассоциации.

1) Ономатопея (звукоподражание) - специфический подбор слов с целью воспроизведения звуков действительности: От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка). Сухие листья, сухие листья, кружась, шуршат (Валерий Брюсов). Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (Павел Антокольский).

2) Аллитерация - повтор согласных звуков: Ландыши, лютики, ласки любовные, ласточки лепет, лобзанье лучей (Константин Бальмонт). Элегантная коляска в электрическом биеньи эластично шелестела по шоссейному песку ( Игорь Северянин).

3) Ассонанс - повтор гласных звуков: И в суму его пустую суют грамоту другую (Александр Пушкин). Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Николай Некрасов).

4) Фонетическая анафора - единообразное начало ритмически соотнесённых фрагментов текста - используется редко: Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища (Александр Пушкин).

5) Анаграмма - слово (или ряд слов), образованное путем перестановки букв или звуков, входящих в состав другого слова или отдельного фрагмента текста: « В анаграммах слепень превращается в плесень, минтай — в наймита, анаконда выползает из канонады, спаниель выпрыгивает из апельсина и синоптик влияет на погоду как истопник» (М. Голубовский).

6) Паронимическая аттракция (парономазия) — намеренное сближение разнокорневых слов, имеющих звуковое сходство: Минута, минущая, минешь! ( Марина Цветаева). В тисках бесконечной тоски (Владимир Маяковский).

Лексические средства

Самыми простыми и понятными для большинства являются синонимические, антонимические и омонимические отношения в лексике. Эти языковые явления нередко используются в художественной литературе с целью расширения смысловой образности.

Синонимия (по гречески "одноимённость") - полное или частичное совпадение значений слов одной части речи. Синонимы используются в художественном тексте не только для того, чтобы избегать повторений одного и того же слова, но и с целью отразить многомерность, многоаспектность одного и того же явления. Известен, например, факт употребления Тургеневым более 70 синонимов к слову "сказал" в романе "Отцы и дети".

Яркий пример употребления синонимов показан в романе И.А. Ильфа и Е.П. Петрова "Двенадцать стульев", когда Ипполит Матвеевич Воробьянинов является в контору гробовых дел мастера Безенчука в связи с кончиной тёщи.

- Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук, - преставилась, значит, старушка. Старушки, они всегда преставляются. Или богу душу отдают - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, "преставилась". А, например, которая покрупнее, да похудее - та, считается, "богу душу отдает".

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрёте, что "в ящик сыграли". А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, "приказал долго жить". А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят - "перекинулся" или "ноги протянул". Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что "дуба дают". Так про них и говорят: "А наш-то, слышали, дуба дал".

Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

- Я человек маленький. Скажут "гигнулся Безенчук". А больше ничего не скажут. Мне "дуба дать" или "сыграть в ящик" -- невозможно. У меня комплекция мелкая. (Ильф, Петров, "12 стульев")

Антонимия ("противоимённость") используется в литературе в основном для создания антитезы, контраста. Это может быть выражено в названиях произведений: "Война и мир", "Отцы и дети", "Преступление и наказание". В ряде случаев - для характеристики героев:

Алея, как поток вина . (В. Я. Брюсов)

Тро́пами (в единственном числе - троп, в переводе с греческого "поворот") называют слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм. Литературовед Михаил Гаспаров говорил, что тропы - это фигуры переосмысления, позволяющие словам получить новое значение.

Метафора (с греческого "перенос") - в широком смысле любое слово в переносном значении. Метафору также называют усечённым сравнением.

Парадом развернув моих страниц войска, / Я прохожу по строчечному фронту (В.В. Маяковский)

Горит восток зарёю новой (А.С. Пушкин)

Разновидностями метафоры считаются эпитет и олицетворение. Эпитет - это образное определение, чаще всего выраженное прилагательным или причастием, реже - наречием.

И тихая луна, как лебедь величавый, / Плывёт в сребристых облаках (А.С. Пушкин)

Так беспомощно грудь холодела, / Но шаги мои были легки (А.А. Ахматова)

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ. Олицетворение не следует путать с персонификацией - наделением животных личностными качествами.

Весь город говорит о нашумевшем событии.

Разновидностью метонимии является сине́кдоха - перенос свойств целого предмета на его часть, употребление единственного числа в значении множественного.

Эй, борода, как проехать к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)

Пчела за данью полевой / Летит из кельи восковой (А.С. Пушкин)

Идёт купец, идёт разносчик, / На биржу тянется извозчик (А.С. Пушкин)

Гипербола - это художественное преувеличение.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.В. Маяковский)

Литота - художественное преуменьшение.

Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более напёрстка (А.С. Грибоедов)

Сравнение - соотнесение одного предмета/явления с другим на основе сходства. Сравнение содержит сравнительный союз (как, словно, будто, точно и т.п.), или может быть выражено формой творительного падежа, или может быть выражено прилагательным в сравнительной степени с зависимым от него существительным.

Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком. (Н.В. Гоголь, "Мёртвые души")

Соловьём залётным юность пролетела (А.В. Кольцов)

Перифраз(а) - замена одного слова описательным выражением.

Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин)

Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы (А.С. Пушкин)

Ирония - выражение насмешки.

Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков (А.С. Пушкин)

Сарказм - язвительная насмешка, ирония, "возведённая в степень".

Борис не так-то робок! Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач возьмёт венец и бармы Мономаха! (А.С. Пушкин)

Синтаксические средства

Оксюморон - сочетание противоположных по смыслу слов.

" Горячий снег " - название повести Ю.В. Бондарева. " Живой труп " - название пьесы Л.Н. Толстого.

Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнажённой (А.А. Ахматова)

Риторический вопрос - выражение в вопросительной форме, не требующее ответа.

Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья я никогда б не знала вас. (А.С. Пушкин)

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин)

Риторическое обращение адресуется людям, которые не могут ответить, реже - предмету или явлению.

А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов. (М.Ю. Лермонтов)

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Прощай, свобоная стихия! (А.С. Пушкин)

В ряде случаев риторическое обращение предшествует риторическому вопросу:

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин)

Русь! куда ж несёшься ты? (Н.В. Гоголь)

Эпифора - это повторение слова или группы слов в конце предложений, поэтических строк и других синтаксически соотнесённых фрагментов текста.

Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником? . Почему именно титулярный советник? (Николай Гоголь, "Записки сумасшедшего")

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегория характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей.
Например, хитрость воплощается в образе лисы, волк символизирует жадность и злобу, змея - коварство и т.д.

Повторение начального слова, словосочетания в начале предложений, стихотворных строк.

Стонет он по полям, по дорогам.
Стонет он по тюрьмам, по острогам.
Н.Некрасов

Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
А.Пушкин

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
А.Пушкин

Вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.

Детектив? Это - «Игроки». Водевиль? Это - «Женитьба». Эссе? Это «Выбранные места из переписки с друзьями».

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения чего-либо.

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал.
В.Маяковский

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабляющееся) значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. (Н.Гоголь)

Намеренное нарушение прямого порядка слов.

Он из Германии туманной привез учености плоды.
А.Пушкин

Ирония
(скрытая
насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению.

Посмотрите, каков Самсон!

И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок.
Н.Некрасов

Скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент сравнения (то, с чем сравнивают).

Ель рукавом мне тропинку завесила (А.Фет).
В саду горит костер рябины красной (С.Есенин).

Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.

Я три тарелки съел (И.Крылов).
А в двери - бушлаты, шинели, тулупы
(В.Маяковский).

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
А.Пушкин

Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Улыбнулись сонные березки (С.Есенин).
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С.Пушкин

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления.

Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
М.Ю. Лермонтов

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений; одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М.Лермонтов

Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле.
Без возврата. (Е.Винокуров)

Способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.

Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена - тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература - это наша национальная гордость!

Замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением, при котором подчеркиваются его существенные стороны, характерные признаки. Позволяют разнообразить речь, избегая повторений, и в то же время придают изложению различные стилистические оттенки.

Вечный город - Рим;
Белокаменная столица России - Москва.

Утверждение в вопросной форме с целью привлечения внимания к изображаемому. Может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них.

Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?

Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия
с адресатом.

О времена! О нравы! Цицерон

Подчеркнутое обращение к кому- чему-либо, выражающее отношение автора к объекту

Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь)

Многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы изображаемого на основе их существенной общности, родственности.

Утро может стать символом молодости, начала жизни.

Разновидность метонимии (часть предмета заменяет целый).

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь).
Не то на серебре,- на золоте едал. (вещь и материал)
А.Грибоедов
Трещит затопленная печь (содержимое и содержащее). А.Пушкин
Мужик. Белинского и Гоголя с базара понесет (творение и творец). Н.Некрасов
Смелость города берет (носитель свойства и свойство).

Сопоставление двух предметов, явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и явления.

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным.

С тобой летят, летят часы.
Язык безмолвствует. одни мечты.
Д.Давыдов

Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.

Мужики - за топоры. (А.К.Толстой)

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления. В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение

От весел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)

Повторение слов или выражений в конце соседних строчек, предложений.

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н. Гоголь)

Петрушевская Ирина Алексеевна

Хороший материал для подготовки к ЕГЭ Часть В8

ВложениеРазмер
prakticheskaya__rabota_po_tropam_i_figuram_rechi1.docx 33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)

2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

В. «Я три тарелки съел». (Крылов)

4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)

5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Д. «Автор «Героя нашего времени».

6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)

Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

А. «Снег валил с неба пудами».

2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление

Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)

3) Использование описания вместо собственного имени или названия.

В. «Город на Неве приютил Гоголя».

4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)

5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Д. «Грустное веселье продолжалось…»

6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.

Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)

2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)

3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

В. «Цветы, любовь, деревня,

Праздность. Поля!» (Пушкин)

4. Риторическое обращение

4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский)

5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.

Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)

6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)

Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)

В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)

Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)

Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)

Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)

Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь».

Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»

В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»

Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»

Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»

Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам…»

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)

Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)

В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)

Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)

Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)

Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов)

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа,

Там младенца берегут, - нет попа,

Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».

В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».

Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел».

Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»

Е. «Москва! Москва. люблю тебя, как сын…»

Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»

Проверочный тест. 1 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)

Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.

Путь шел по целине; люди падали с обрывов.

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

«Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет:

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)

8. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. (А. Пушкин.)

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)

Проверочный тест. 2 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .

1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.

2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)

3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)

4. И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)

Ты и бессильная,

Матушка Русь! (Н. Некрасов)

6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)

7. И невозможное возможно,

Дорога долгая легка. (А. Блок)

8. И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы… (А. Пушкин)

9. Степям и дорогам

Камням и порогам

Не найден счет. (Э. Багрицкий)

10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Практическая работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Риторический вопрос - В

5.Риторическое обращение - Е

Композиционный стык - А

Ключ к проверочному тесту 1 вариант:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.

Ключ к проверочному тесту 2 вариант:

Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.


Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .


Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.

На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп.


Практическая работа «Разработка презентации со звуком» на тему «Элементы эколого - патриотической тропы «Мысхако»

Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы.

Читайте также: