Допустим что у русалок гены определяющие развитие рыбьего хвоста и русых волос

Опубликовано: 17.09.2024

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

4) неполное доминирование

5) группа сцепления

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

При скрещивании двух гомозигот по одному признаку в первом поколении потомков наблюдается единообразие поколения по доминантному признаку

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Почему гены в генотипе могут проявляться по разному в различных случаях. С чем это связано?

Задание 4 Решите задачу:

1.Охарактеризуйте мутацию, произошедшую в клетке мс кариотипом: 46, ХХ,( 13+1, 21 -1)

2.Мужчина с 1 группой крови ( независимый признак) ,дальтоник( признак цветного зрения сцеплен с Х-хромосомой) женился на женщине с 4 группой крови с нормальным зрением. Отец женщины был дальтоником. Определить вероятность рождения в этой семье здоровых детей ? какие у них возможны группы крови?

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

При скрещивании двух гомозигот по одному признаку во втором поколении потомков наблюдается расщепление признаков в соотношении 1:2:1 по

генотипу и 3:1 по фенотипу

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Почему иногда проявляется неполное доминирование признака? Приведите примеры?

Задание 4 Решите задачу:

1.Определите кариотип мальчика, страдающегоследующий набор хромосом: 45, ХУ, (21-1)

2.Каких детей можно ожидать от брака кареглазого мужчины с 1 группой крови и голубоглазой женщины с 3 группой крови, если известно, что мать мужчины была голубоглазая ( рецессивный признак)

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

При скрещивании двух гомозигот по двум признакам во втором поколении потомков наблюдается расщепление признаков в соотношении

9:3: 3:1 по фенотипу

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Как влияют различные мутации на организм? Дайте характеристику мутациям? Где возникают мутации? В каких клетках?

Распределите их по степени опасности? Как наследуются мутации?

Задание 4 Решите задачу:

1.Определите каая мутация , какой пол имеет организм, чем она опасна: 45, Х_.

2.У ребенка 4 группа крови, а у его матери – 3 группа. Определите кто из трех поклонников матери мог бы быть биологическим отцом ребенка: Иванов-1 группа, Петров – 2 группа, Васечкин – 3 группа?

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

2) норма реакции

3) сцепленное наследование

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

Гены расположенные в одной паре хромосом передаются сцепленно

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Как возникает комбинативная изменчивость? Ее значение для организма? Приведите примеры? Дайте понятие онтогенетической изменчивости?

Задание 4 Решите задачу:

1.Расшифруйте кариотип новорожденного ребенка и предположите последствия: 47, ХХУ

2.Ген темной окраски собак доминирует над белой. При скрещивании гомозиготных белых и темных собак получаются щенки в пятнах( пегие). А такие щенки страдают слабостью зрения. Какое потомство можно получить от скрещивания пегих собак между собой?

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

Если мутация обнаруживается у одного вида из определенного рода или семейства, то подобная мутация может возникнуть и у родственного вида из этого же рода или семейства

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

д) закон гомологичных рядов

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Что такое модификационная изменчивость? Как она возникает? Каковы ее свойства? Приведите несколько примеров? каково ее значение?

Задание 4 Решите задачу :

1. Расшифруйте кариотип новорожденного ребенка и предположите последствия: 46, ХУ

2.На птицефабрике скрещивали бурых петухов без хохолка с черными хохлатыми курицами. В первом поколении получили 151 бурых хохлатых птиц и 147 черных хохлатых птиц. При скрещивании черных хохлатых петухов и бурых хохлатых кур из первого поколения во втором поколении получили 126 черных хохлатых птиц. Найти генотипы детей и родителей

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

При скрещивании двух гомозигот по двум признакам во втором поколении потомков наблюдается расщепление признаков в соотношении

9:3: 3:1 по фенотипу

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Сравните мутационную и модификационную изменчивость по плану:

1) причины;2) проявление в фенотипе;3) передача по наследству;4) место возникновения в организме;5) значение для организма;6) значение для науки генетики и селекции

Задание 4 Решите задачу:

1. Расшифруйте кариотип новорожденного ребенка и предположите последствия: 45, ХУ, (13-1)

2.У ребенка 2 группа крови, а у его матери – 3 группа. Определите кто из трех поклонниц отца могла бы быть биологической матерью ребенка: Маша-1 группа, Наташа – 2 группа, Дуняша – 3 группа?

Проверочная работа по теме «Генетика» 9 класс

5) группа сцепления

Задание 2: Какой закон генетики имеет следующую формулировку:

При скрещивании двух гомозигот по одному признаку во втором поколении потомков наблюдается расщепление признаков в соотношении 1:2:1 по

генотипу и 3:1 по фенотипу

а) закон единообразия

б) закон расщепления

в) закон дигибридного скрещивания

г) закон сцепленного наследования

Задание 3 Дайте письменный ответ:

Сравните между собой законы сцепленного наследования(Морган) и независимого наследования (Мендель) по плану: 1) носитель наследственного признака; 2) в каких хромосомах лежат гены, отвечающие за эти признаки; 3) результаты скрещивания; 4) где используется в науке, медицине?

Задание 4 Решите задачу:

1. Расшифруйте кариотип новорожденного ребенка и предположите последствия: 46, ХХ

2.Допустим, у русалок гены, определяющие развитие рыбьего хвоста и русых волос являются доминантными и расположены в одной хромосоме на расстоянии 16 морганид. какое потомство можно ожидать , если гетерозиготная по обеим признакам русалка, унаследовавшая от матери хвост, а русые волосы ей достались от отца, вступит в брак с водяным, не имеющим хвоста и зеленоволосым?




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Замма Елена ПетровнаНаписать 5373 14.11.2015

Номер материала: ДВ-156596

  • Биология
  • 9 класс
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    14.11.2015 1891
    14.11.2015 747
    14.11.2015 966
    14.11.2015 1038
    14.11.2015 868
    14.11.2015 904
    14.11.2015 2312

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Подарки и праздники
Интернет
Биология
Педагогика
Творческие работы и конкурсы
Студенческие конкурсы
Конкурсы профессиональные
Творчество
Молодежь
Предприятия
Программы и мероприятия (общая рубрика)
Информационные технологии
Телекоммуникации
Внеклассная работа
Банкеты
Ботаника

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования

Название работы: Внеклассное мероприятие по биологии для студентов 1-2 курсов.

Автор: , преподаватель биологии

Место выполнения работы: ОГБОУ СПО «Ряжский технологический техникум»

Внеклассное мероприятие по биологии для студентов 1-2 курсов.

Конкурс «Загадки генетики».

Цель: углубить знания по генетике, развить умения решать генетические задачи.

Оборудование: карточки с задачами, кроссворды, номерки для жеребьевки.

Подготовительный этап: студенты делятся на команды, придумывают название, формируется жюри из числа преподавателей и старшекурсников.

1 этап конкурса «Блицопрос»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые необходимо ответить, если команда не дает правильного ответа, вопрос передается другой команде. За правильный ответ – 1 балл.

1. Что такое нуклеотид?

Нуклеотид – часть молекулы нуклеиновой кислоты, состоящий из азотистового основания, углевода и остатка фосфорной кислоты.

2. Дайте определение генетического кода.

Генетический код – это система расположения нуклеотидов в молекуле ДНК, контролирующая последовательность аминокислот в молекуле белка.

3. Что такое кодоминирование?

Кодоминирование – явление, при котором оба гена проявляют свое действие.

4. Что такое гетерохромосомы?

Гетерохромосомы – это половые хромосомы (ХХ и ХУ)

5. Дайте определение изменчивости.

Изменчивость – это способность живых организмов приобретать новые признаки.

6. Дайте определение наследственности.

Наследственность - это способность живых организмов передавать свои признаки следующим поколениям.

7. Что такое геном?

Геном – это совокупность генов организма данного вида.

8. Что такое морганида?

Морганида – это расстояние между генами, частота кроссинговера между которыми составляет 1%.

9. Кто такой пробанд?

Пробанд – человек, с которого начинается составление родословной.

10. Что такое кодон?

Кодон – это триплет азотистых оснований.

2 этап конкурса «Кроссворды»

Командам раздаются карточки с кроссвордами, которые необходимо разгадать. В каждом кроссворде есть зашифрованное слово. За каждое разгаданное слово - 1 балл, за зашифрованное слово - 3 балла.

Кроссворд №1 «Основные термины и понятия»

1. Организм, дающий один тип гамет. ( гомозигота)

2. Организм, несущий разные аллели одного гена. (гетерозигота)

3. Процесс возникновения мутаций. (мутагенез)

4. Обмен участками гомологичных хромосом. (кроссинговер)

5. Половая клетка.(гамета)

6. Образуется после оплодотворения яйцеклетки. (зигота)

7. При скрещивании двух гетерозигот в потомстве наблюдается…………..(расщепление)

Кроссворд №2 «Основные термины и понятия»

1. Изменчивость, определяемая нормой реакции. (модификационная)

2. Первый закон Г. Менделя. (единообразия)

3. Участок ДНК, контролирующий синтез одного белка. (ген)

4. Организм, содержащий разные аллели двух генов. (дигетерозигота)

5. Изменение генетического материала. ( мутация)

6. Подавление одного гена другим. ( доминирование)

7. Ген определяет……………(признак)

3 этап конкурса «Задачи»

Команды жеребьевкой определяют номер задачи, которую предстоит решить. Студенты вправе самостоятельно определить, кто решает данную задачу, но один человек может решить только одну задачу. За правильное решение команда получает 5 баллов.

Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с со­седской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить геноти­пы Васьки, Мурки и всех котят. (кот аа, кошка Аа, котята Аа, аа) У кошек короткая шерсть доминирует над длинной (ангор­
ской). Кот Гоша, мать которого была длинношерстной, а отец - го­
мозиготным короткошерстным, был спарен с кошкой Мишель. Мать
Мишель являлась гетерозиготной короткошерстной, а ее отец -
длинношерстным. Определить генотип Гоши и вероятные генотипы
Мишель. Какова вероятность получения от Гоши и Мишель длинно-
шерстных котят? (кот Аа, кошка Аа или аа, если Мишель короткошерстная, то вероятность получения длинношерстных котят -25%, а если длинношерстная, то 50%). Предположим, что развитие недюжинной силы, слабой утомляемости мышц и хорошей гибкости определяются рецессив­ными аутосомными генами. Каких детей можно ожидать от брака Ильи Муромца и обычной девушки, если о них известно следующее: Илья Муромец обладал недюжинной силой, слабой утомляе­мостью мышц, плохой гибкостью и был гетерозиготным по третьему признаку; девушка имела средние силовые качества, быструю утом­ляемость мышц, хорошую гибкость и была гетерозиготной по пер­вым двум признакам. Уровень умственных способностей у человека может быть высоким, средним и низким. Допустим, что средний уровень умст­венных способностей доминирует над низким, а высокий уровень наследуется как неполностью доминантный признак. Карий цвет глаз и русые волосы доминируют соответственно над голубым цветом глаз и рыжими волосами. Предположим, что голубоглазая, русоволо­сая Василиса Премудрая, имеющая высокий уровень умственных способностей, выходит замуж за кареглазого, русоволосого Ивана-царевича, обладающего средним уровнем умственных способностей. Известно, что мать Василисы Премудрой была рыжеволосой. Отец Ивана-царевича был голубоглазым, а его мать - рыжеволосой. Како­ва вероятность рождения от брака Василисы Премудрой с Иваном-царевичем голубоглазых, рыжеволосых детей и каково развитие у них умственных способностей? Конек-Горбунок унаследовал свой первый горб от отца, а второй - от матери. Предположим, что за наличие каждого горба отвечает отдельный доминантный аутосомныи ген и эти гены находят­ся на расстоянии 20 морганид. Какое потомство, и в каком соотно­шении можно ожидать от скрещивания конька-Горбунка и не имею - щей ни одного горба Сивки-Бурки? (40% с одним горбом ген А, 40% с одним горбом ген В, 10% с двумя горбами, 10% без горбов) Допустим, что у русалок гены, определяющие развитие рыбьего хвоста и русых волос, являются доминантными и расположены в одной аутосоме на расстоянии 16 морганид. Какое потомство можно ожидать, если гетерозиготная по обоим признакам русалка, унаследовавшая хвост от матери, а русые волосы от отца, вступит в брак с Водяным, не имеющим рыбьего хвоста и обладающего зелеными волосами?

Подведение итогов и награждение победителей.

, Адельшин в задачах. – М.: «Издательство «Глобус», 2009. Гончаров . Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

1. Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5 %, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?



За единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой.

2. На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?


1) Разнообразие форм листьев у одного растения — это модификационная изменчивость.

2) Листья растения развивались в разных средах при различных условиях жизни, поэтому у него сформировались водные (длинные и узкие листья), надводные плавающие (с округлой листовой пластинкой) и воздушные (стреловидные).

3) Стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья.

3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структуры хромосом. 2) Наиболее распространенным типом этих мутаций является полиплоидия. 3) В клетках полиплоидных организмов содержится гаплоидный (n) набор хромосом. 4) Полиплоидия используется как в селекции растений, так и в селекции животных. 5) Многие сорта культурных растений – полиплоиды. 6) избыток хромосом у полиплоидов повышает устойчивость растений к болезням. 7) Кроме того, полиплоиды часто продуктивнее своих диплоидных диких предков.

1 – геномные мутации приводят к изменению числа хромосом.

3 – в клетках полиплоидов содержится полиплоидный набор хромосом (3n, 4n).

4 – полиплоидия не используется в селекции животных.

4. Какие части имеют зубы у млекопитающих? укажите виды зубов и их функции.

1) Коронка, шейка, корень зуба.

2) Зубы млекопитающих дифференцированы на резцы, клыки, коренные.

3) Резцы необходимы для откусывания кусков от пищи, клыки – для раздирания, а коренные – для перетирания и пережевывания пищи.

5. Камбала – придонная рыба, приспособлена к жизни в морях, сливается с фоном морского дна. Назовите тип окраски и объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.

1) Тип окраски – покровительственная (маскировка) – форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами.

2) Способность изменять окраску верхней стороны делает рыбу незаметной на фоне грунта.

3) Относительный характер приспособленности проявляется при движении рыбы, когда она становится заметной и доступной для хищников.

6. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГЦЦГЦТААТТЦАТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.


ДНК АЦГ – ЦЦГ – ЦТА – АТТ – ЦАТ

тРНК УГЦ – ГГЦ – ГАУ – УАА – ГУА

1) На основе ДНК по принципу комплементарности находим нуклеотидную последовательность участка тРНК.

2) Т.к. третий триплет тРНК (ГАУ) является антикодоном, следовательно кодон иРНК по принципу комплементарности ЦУА.

3) По таблице генетического кода по кодону иРНК определяем соответствующую аминокислоту ЛЕЙ.

4) Код однозначен – каждый кодон соответствует только одной аминокислоте, следовательно, данная тРНК с антикодоном ГАУ будете переносить только одну аминокислоту ЛЕЙ.

7. От скрещивания самцов морских свинок с белой гладкой шерсть с самками, имеющими черную мохнатую шерсть, в потомстве получены особи белые мохнатые и черные мохнатые. При скрещивании таких же самцов с белой гладкой шерстью с самками, имеющими черную гладкую шерсть, все потомство имело черную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок морских свинок. Объясните, какие генетические законы соблюдаются в этом случае.

Элективный курс

Задачи по генетике популяций

Закон Харди–Вайнберга

Мы будем рассматривать менделевские популяции:

– особи диплоидны;
– размножаются половым путем;

численность популяции бесконечно большая; а также панмиктические популяции, где случайное свободное скрещивание особей протекает при отсутствии отбора.

Рассмотрим в популяции один аутосомный ген, представленный двумя аллелями А и а.

N – общее число особей популяции
D – число доминантных гомозигот (АА)
H – число гетерозигот (Аа)
R – число рецессивных гомозигот (аa)

Тогда: D + H + R = N.

Так как особи диплоидны, то число всех аллелей по рассматриваемому гену будет 2N.

Суммарное число аллелей А и а:

А = 2D + Н;
а = Н + 2R.

Обозначим долю (или частоту) аллеля А через p, а аллеля а – через g, тогда:

Поскольку ген может быть представлен аллелями А или а и никакими другими, то p + g = 1.

Состояние популяционного равновесия математической формулой описали в 1908 г. независимо друг от друга математик Дж.Харди в Англии и врач В.Вайнберг в Германии (закон Харди–Вайнберга).

Если p – частота гена A, а g – частота гена а, с помощью решетки Пеннета можно представить в обобщенном виде характер распределения аллелей в популяции:

Соотношение генотипов в описанной популяции:

p 2 АА : 2pgАа : g 2 аа.

Закон Харди–Вайнберга в простейшем виде:

p 2 АА + 2pgАа + g 2 аа = 1.

Задача № 36

Популяция содержит 400 особей, из них с генотипами АА – 20, Аа – 120 и аа – 260 особей. Определите частоты генов А и а.

Ответ: частота гена А – 0,2; гена а – 0,8.

Задача № 37

У крупного рогатого скота породы шортгорн рыжая масть доминирует над белой. Гибриды от скрещивания рыжих и белых – чалой масти. В районе, специализирующемся на разведении шортгорнов, зарегистрировано 4169 рыжих животных, 3780 чалых и 756 белых. Определите частоту генов рыжей и белой окраски скота в данном раойне.

Дано: Решение:
АА – рыжая
аа – белая
Аа – чалая
D = 4169
H = 3780
R = 756
p – ?
g – ?


Ответ: частота гена рыжей окраски – 0,7; белой – 0, 3.

Задача № 38

В выборке, состоящей из 84 000 растений ржи, 210 растений оказались альбиносами, т.к. у них рецессивные гены находятся в гомозиготном состоянии. Определите частоты аллелей А и а, а также частоту гетерозиготных растений.

Дано: Решение:
N = 84000
R = 210
p – ?
g – ?
2pg – ?
g 2 = 210 : 8400 = 0,0025
g = 0,05
p = 1 – g = 0,95
2pg = 0,095

Ответ: частота аллеля а – 0,05; частота аллеля А – 0,95; частота генотипа Аа – 0,095.

Задача № 39

Группа особей состоит из 30 гетерозигот. Вычислите частоты генов А и а.

Дано: Решение:
N = H = 30
p – ?
g – ?

Ответ: частота генов А и а – 0,5.

Задача № 40
В популяции известны частоты аллелей p = 0,8 и g = 0,2. Определите частоты генотипов.

Дано: Решение:
p = 0,8
g = 0,2
p 2 – ?
g 2 – ?
2pg – ?
p 2 = 0,64
g 2 = 0,04
2pg = 0,32

Ответ: частота генотипа АА – 0,64; генотипа аа – 0,04; генотипа Аа – 0,32.

Задача № 41

Популяция имеет следующий состав: 0,2 АА, 0,3 Аа и 0,50 аа. Найдите частоты аллелей А и а.

Дано: Решение:
p 2 = 0,2
g 2 = 0,3
2pg = 0,50
p – ?
g – ?
p = 0,45
g = 0,55

Ответ: частота аллеля А – 0,45; аллеля а – 0,55.

Задача № 42

В стаде крупного рогатого скота 49% животных рыжей масти (рецессив) и 51% черной масти (доминанта). Сколько процентов гомо- и гетерозиготных животных в этом стаде?

Дано: Решение:
g 2 = 0,49
p 2 + 2pg = 0,51
p – ?
2pg – ?
g = 0,7
p = 1 – g = 0,3
p 2 = 0,09
2pg = 0,42

Ответ: гетерозигот 42%; гомозигот по рецессиву – 49%; гомозигот по доминанте – 9%.

Задача № 43

Вычислите частоты генотипов АА, Аа и аа (в %), если особи аа составляют в популяции 1%.

Дано: Решение:
g 2 = 0,01
p 2 – ?
2pg – ?
g = 0,1
p = 1 – g = 0,9
2pg = 0,18
p 2 = 0,81

Ответ: в популяции 81% особей с генотипом АА, 18% с генотпом Аа и 1% с генотипом аа.

Занимательные генетические задачи

Задача № 44. «Сказка про драконов»

У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов были проведены всевозможные скрещивания.

1. Огнедышащие родители – все потомство огнедашащее.
2. Неогнедышащие родители – все потомство неогнедышащее.
3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – все потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

• по скрещиванию № 4 определяем: А – неогнедышащие, а – огнедышащащие; огнедышащие – ♀ аа и ♂ аа; неогнедышащий самец – ♂ АА;
• по скрещиванию № 3: неогнедышащая самка – ♀ Аа.

Задача № 45. «Консультант фирмы «Коктейль».

Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всем мире. Длина перьев определяется геном А (длинные) и а (короткие), цвет: В – черные, b – красные, ширина: С – широкие, с – узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными черными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.

F1 : А*В*cc

1. Р: ♀ ААВВсс × ♂ ааbbсс
2. Р: ♀ ААВВсс × ♂ ААbbсс
3. Р: ♀ ААbbсс × ♂ aaВВсс и т.д.

Задача № 46. «Контрабандист».

В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

• провести анализирующее скрещивание и выяснить, какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, перевезти их через границу;
• на родине контрабандиста скрестить их друг с другом, и 1/4 потомков будет серебристой окраски.

Задача № 47. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестер у Беатрис нет. У тети Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тетя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду ее жениха?

Построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из X-хромосом бабушки Беатрис; мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5; сама Беатрис – с вероятностью 0,25.

Задача № 48. «Царские династии».

Предположим, что у императора Александра I в Y-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у:

а) Ивана Грозного;
б) Петра I;
в) Екатерины II;
г) Николая II?

Сразу же вычеркнем Екатерину II, ввиду ее принадлежности к женскому полу.

Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал.

Ответ: мутация могла быть у Николая II.

Задача № 49. «Листая роман «Война и мир».

Предположим, что в Х-хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у:

а) Наташи Ростовой;
б) сына Наташи Ростовой;
в) сына Николая Ростова;
г) автора «Войны и мира»?

• Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосому. Его жена не была родственницей ни Болконских, ни Безуховых. Следовательно, у сына князя Андрея мутации нет.
• Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер передал X-хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет.
• Сын Николая Ростова получил свою Х-хромосому от матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация была только в одной, следовательно, она передала Х-хромосому своему сыну с вероятностью 50%).
• Лев Николаевич: действие романа заканчивается за несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не появляется. Но отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой, а мать – урожденная Волконская, т.е. родители писателя были прототипами Николая Ростова и его жены, урожденной Марии Болконской. Их будущий сын Лев получит мутацию с вероятностью 50%.

Задача № 50. «Спор Бендера и Паниковского».

Возник у Бендера с Паниковским спор: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: С о – рецессивен по отношению к двум другим, С г и С ж кодоминантны, поэтому у попугайчиков с генотипом С о С о – белый цвет, С г С г и С г С о – голубой, С ж С ж и С ж С о – желтый и С г С ж – зеленый цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому попугайчики с генотипом А*В* – зеленые, А*bb – голубые, ааВ* –- желтые, ааbb – белые.

Они составили 3 родословные:

1. P : З × Б
2. P : З × З
3. P : З × Б

Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие – Паниковским?

Ответ: родословные 1 и 2 могли быть составлены Паниковским, а родословная 3 – Бендером.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике // Биология для школьников. 2005. № 4.
2. Гуляев Г.В. Задачник по генетике. – М.: Колос, 1980.
3. Жданов Н.В. Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций». – Киров: изд-во Пед. института, 1995.
4. Задачи по генетике для поступающих в вузы. – Волгоград: Учитель, 1995.
5. Кочергин Б.Н., Кочергина Н.А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. – Минск: Народна асвета, 1982.
6. Краткий сборник генетических задач. – Ижевск, 1993.
7. Методическая разработка для учащихся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя». – М., 1981.
8. Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. – Пермь: изд-во Мед. института, 1986.
9. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.
10. Орлова Н.Н. Малый практикум по общей генетике (сборник задач). – М.: изд-во МГУ, 1985.
11. Сборник задач по биологии (учебно-методическое посо-бие). – Киров, 1998.
12. Соколовская Б.Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. – Новосибирск: Наука, 1971.
13. Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ // Биология для школьников. 2003. № 2.
14. Щеглов Н.И. Сборник задач и упражнений по генетике. – М.: Экоинвест, 1991.

«Афиша Daily» узнала у ученых все, что вы хотели (и не хотели) знать о русалках: какого они цвета, как они размножаются, и существуют ли русалки-расистки.

Но научный мир темой подводных полулюдей занимается уже давно — например, еще в 2005 году эмбриолог Ольга Иванова-Казас издала научно-популярную книгу «Почти все о русалках и кое‑что о других мифозоях», где подробно описала, какими бывают русалки, где живут, питаются и размножаются, а в этом году в Америке вышел первый «Атлас мифологических существ».

«Афиша Daily» тоже решила серьезно подойти к такому важному вопросу, как внешность русалочек, и попросила экспертов-биологов, биоэтика и мифолога пофантазировать, где в реальности могли бы обитать русалки, какими внешними характеристиками могли обладать разные виды подводных полулюдей, какой эволюционный путь они прошли, каким способом размножаются, насколько обладают способностью к эмпатии и любви — и наконец, какого они на самом деле цвета.


Расы русалок, и в чем Андерсон неправ

Выпускница биологического факультета СПбГУ, специалистка по русалочкам

«Прежде чем говорить о коже, стоит сказать, что русалки, в принципе, имеют разные виды (расы) — в зависимости от среды обитания. И тут Андерсен, не будучи человеком науки, многое перепутал: например, он писал, что русалки живут на глубине — то есть где‑то в 2–3 километрах ниже уровня моря. Такие русалочки бывают, но у них есть специальные светящиеся приспособления, фонарики. Допустим, такой есть у Ариэль — но тогда это противоречит тому, что Андерсен пишет дальше.

Писатель говорит, в мире русалок растут цветы и деревья — и конечно же, на такой глубине этой растительности быть не может. Она бывает в прибрежной литоральной зоне, которая подвергается приливам и отливам, в зависимости от фазы Луны. В такой местности живет уже другой вид русалок — они приспособлены к тому, что периодически воды становится мало, поэтому чувствуют фазы и вовремя уплывают дальше от берега — или же обладают небольшим размером, имеют дополнительные конечности около плавника и могут зарываться в песок.

Далее Андерсен говорит, что его русалки живут среди янтаря и кораллов. Действительно, берега Дании в свое время были крупнейшим месторождением янтаря. Однако сейчас янтарь добывается и на материке по ту сторону океана — в Северной Америке. Если посмотреть на карту течений, то можно заметить, что в Америке они холодные, а у берегов Скандинавии теплые. Поэтому американская русалочка относится скорее к виду северных русалок (например, тех, которые обитают в Гренладии). Такие русалки имеют белый цвет кожи и толстую жировую прослойку, а также мех. Короче говоря, новая Ариэль должна быть с жирком.

Другой вариант — что Ариэль живет на крупнейшем коралловом рифе Атлантики, на Белизском Барьерном рифе в Карибском море. Но там русалочки намного мельче человеческого размера, они отличаются яркой цветной окраской кожи и плавают стайками — это все необходимо для маскировки в ярких коралловых ветвях. Что же касается чернокожих русалок (да, кожа есть у всех водных позвоночных, они через нее дышат — у рыб она скрывается за чешуей), то такие сейчас живут рядом с берегами африканского континента по южную сторону от экватора, например, у берегов Намибии, ЮАР или Анголы. Как мы знаем, диснеевская русалочка очень любила выплывать на поверхность и делала это довольно часто, а значит, она не жила на большой глубине. В воде тоже можно загореть, и для защиты от палящего солнца темный цвет кожи обладает протекторным действием. Смуглым цветом кожи отличаются также русалочки, живущие в районе побережья Бразилии или Аргентины.

Чтобы развеять все мифы, напоследок хочу сказать еще немного о внешнем виде русалок. Во-первых, у настоящих русалок (не глубокоподводных, такие совсем мало изучены) очень длинные волосы: эволюционно это сформировалось для того, чтобы за них цеплялись малыши-русалки (например, мама-русалка плывет, а русаленок сидит в волосах и его не сносит течением). Во-вторых, кожа русалок всегда покрыта слизью. В-третьих, если говорить о дыхании, существует миф, что у русалок есть жабры. Но, вообще-то, немного нелогично возвращаться по эволюционной лестнице вниз. Так что на самом деле русалки дышат легкими. Отличие только (как и всех морских млекопитающих) в увеличенной кислородной емкости крови. Это необходимо для того, чтобы большую часть времени проводить под водой и всплывать на поверхность за новым вдохом как можно реже.

Читайте также: