Для чего кузнецу борода

Опубликовано: 17.09.2024


Фрагмент ажурной решетки с авторским элементом, кованый фонарь, скрутка из массивного железного бруска квадратного сечения… Все это для Николая Есина — память о годах учения и творчества, невероятного куража мастерового и художника. Профессию кузнеца сегодня многие считают патриархальной, уходящей в прошлое. На помощь человеку пришли компьютеры, которые сделают 3D-чертеж и смоделируют любой процесс, цеха с мощными гидравлическими прессами и прочими техническими чудесами. Но Николай Георгиевич уверен, что штамповка и ручная работа — разные вещи!

В юности — приключения…

Николай Есин — рассказчик увлекающийся. Он неспешно повествует о своем становлении в качестве железных дел мастера, вплетая в рассказ и личные воспоминания. О том, как с командиром танка во время армейских окружных учений «штурмовали» неприступную сопку в Армении, за что командир получил звание капитана, а Есин — сержанта. И о встрече с необыкновенной девушкой, очень строгой и серьезной — в то время она была мастером в профтехучилище № 61 и привела на практику в соседнее училище группу из тридцати учениц, ненамного младше себя.

— Она была тридцать первой, но, честно говоря, всех остальных я и не видел, — улыбается Николай Георгиевич. — Из всех только она мне приглянулась, и знаете чем? — интригующе замолкает. — Своей походкой! Она ходила, как царица!

Все 46 лет супружеской жизни Галина Гурьевна поддерживает супруга в его начинаниях. Переселились в деревню Федоровку по приглашению фермера, стали привыкать к деревенской жизни. Сами начали фермерствовать в Брик-Алге — снова плечом к плечу с мужем. Николай Георгиевич считает, что свою тягу к прекрасному, к творчеству перенял у супруги. Галина Гурьевна на все руки мастерица. Она и вяжет, и шьет, и вышивает. Много лет учила рукоделию ребятишек в Аксаковском культурном центре. А сейчас создает уют не только в доме, но и во дворе, цветнике. Над обычными овощными грядками — фонарики из пластиковых бутылок. И красиво, и любопытных птиц отпугивают. На клумбах и средневековый замок, и озорной гномик, и матрешка. Они тоже сделаны из бросового материала, но в умелых руках превратились в оригинальные арт-объекты.

…с возрастом — увлечения

Когда новоиспеченному фермеру Есину, который занимался овощеводством, пришла квитанция с налоговыми расчетами, он схватился за голову. Невелик доход с морковки и свеклы, нужен приработок! На семейном совете решили — Николай Георгиевич будет искать работу в Белебее. Теперь, показывая образцы своих работ, Николай Георгиевич задает неожиданный вопрос:

— А знаете, почему в старину все кузнецы носили бороду?

И тут же отвечает:

— В нашем деле важно соблюдать технологию. Не догреешь металл — он не поддастся обработке, перегреешь — опять плохо. Считалось, что, когда от жара горна борода у кузнеца начинает трещать, самое время ковать — металл готов к работе.

Ему было уже под сорок, а пришлось стать учеником. На Белебеевский опытно-механический завод (ОМЗ) Николая Георгиевича приняли в кузню. Директор Камиль Гумеров посоветовал:

— Николай Горяйнов — кузнец очень хороший, опытный. А вы пока начнете с пресса, будете подравнивать на нем заготовки. А там за Горяйновым присматривайтесь, и он сам кое-что подскажет…

Опытный кузнец Николай Горяйнов к новичку отнесся доброжелательно, секретами делился щедро и многому научил. Николай Георгиевич считает, что и к художественной ковке его подтолкнул старший товарищ.

Постепенно и Есин стал мастером, уже через год директор вызвал его и дал задание подготовить работу на выставку художественных промыслов, в которой участвовали мастера из восьми стран. Выставка проходила в уфимском ДК «Нефтяник», на ней присутствовало высшее руководство Башкирии. Тогдашний президент республики Муртаза Рахимов только головой покачал в изумлении, когда подошел к стенду Белебеевского ОМЗ, а американский гость, не торгуясь, приобрел выставочный образец каминной решетки. С той счастливой для кузнеца поездки началось его восхождение к вершине мастерства. На работе уважали, сам директор давал задания, заказы посыпались со всех сторон — в конце девяностых активно строились, всем хотелось перебраться из тесной квартиры в собственный дом, украсить его неповторимыми коваными изделиями. Козырьки на входе, калитки и перильца для крыльца, мангалы и ворота… Сколько их было сделано в те годы! Хорошо, что помогали сыновья. Старший, Алексей, и на ОМЗ с отцом работал, и в домашней кузне был главным помощником. Младший, Денис, когда бывал дома, тоже вставал к наковальне, учился семейному ремеслу.

— Чтобы стать настоящим мастером, нужно иметь фантазию и сообразительность, — говорил он сыновьям, когда те постигали секреты кузнечного дела. — И инструмент, и металл уважения требуют. По пустой наковальне молотом напрасно не стучи, кузня не для баловства — для работы.

Творец железных кружев

К слову, в тяжелые для многих предприятий девяностые именно ручная работа и творческий подход к ней Николая Есина, который к тому времени уже работал в управлении монтажных работ (УМР) треста «Шкаповнефтестрой», оказали серьезную поддержку всему коллективу. Глава администрации Белебеевского района Риф Газизов среди представленных ему чертежей изгородей, которые должны были украсить город, уверенно выбрал есинские и даже прихлопнул по ним ладонью: «Вот эти будем делать!» Директор УМР Алик Яппаров потом сказал Николаю Георгиевичу: «Ты знаешь, этим заказом мы весь коллектив на полгода зарплатой обеспечили!».

Николай Георгиевич мечтает побывать в музее кузнечной науки в Ново-Архангельском, открыть собственную школу со способными мальчишками, облагородить своими работами аксаковские места. Для осуществления своей мечты даже в Надеждино переехал, затеял на окраине села строительство родового гнезда — большого дома со своеобразным, недеревенским архитектурным решением. Для аксаковского вокзала сделал металлическое обрамление, которое многие считают эксклюзивной визитной карточкой Белебеевского района. Для музея Аксакова выковал калитку и ворота. Вместе с председателем Аксаковского фонда писателем Михаилом Чвановым лелеяли они надежду построить возле Дома ремесел настоящую кузню, в которой передавал бы кузнец Есин секреты ремесла талантливым и любознательным мальчишкам. Но… Сегодня от домашней мастерской остались лишь горн и ворота, остальное пришлось разобрать. На месте кузни земля до сих пор перемешана с кусочками угля. В пятидесятитрехлетнем возрасте у Николая Георгиевича случился инсульт. Сказалась работа в горячем цеху, когда от жара кровь густеет, образуя тромбы. Не просто так кузнецы уходят на пенсию гораздо раньше остальных сверстников.

Сын Алексей работает программистом в Уфе, Денис — на Севере, там заработки посерьезнее. Только внук Никита вселяет надежду в сердце Николая Георгиевича, когда спрашивает: «Дед, а ты научишь меня кузнечному делу?» Теплеет на душе у старого кузнеца, проясняется взгляд, расправляются плечи. И словно наливается силой его сухощавая фигурка. Раз есть интерес у внука, значит, обязательно научится покорять металл. И, глядишь, разгорится огонь в сохраненном до поры до времени горне, зазвенит молот в ловких молодых руках, и будут рождаться новые металлические кружева на белебеевской земле.

Кузнецов считали колдунами, уважали и побаивались. А как не грешить на мистику, когда человек достает из горна раскаленную железяку голой рукой и не обращает на это особого внимания. Никаких ожогов, только запах паленой кожи на всю мастерскую. Шутки у них такие. Не верите? Сама бы не поверила, если бы не видела.

Кузнецов считали колдунами, уважали и побаивались. А как не грешить на мистику, когда человек достает из горна раскаленную железяку голой рукой и не обращает на это особого внимания. Никаких ожогов, только запах паленой кожи на всю мастерскую. Шутки у них такие. Не верите? Сама бы не поверила, если бы не видела.

В современном городском обществе сама эта профессия вызывает оживление и интерес. «А что, они еще существуют? А где работают? А что делают? Ну и как, заказы есть?», — вопросы так и сыпятся.

Профессиональных кузнецов в Севастополе нет. Так как самой профессии нигде не учат, знания передаются от мастера к ученику или добываются самостоятельно путем проб и ошибок. Тем не менее кузнецов в городе довольно много. Работают они в основном в маленьких частных мастерских, так как большие кузни на заводах уже закрылись.

Еще есть кузницы при троллейбусных депо, но почему-то там всегда нехватка сотрудников. «Зарплата очень низкая и работы толком нет, — говорит Михаил Толстой, кузнец со стажем. — Гораздо приятней работать на себя, или хотя бы на свой карман. Сколько поработал, столько и получил. К тому же в свободное время можно делать интересные штуки».

Под «штуками» М.Толстой подразумевает красивые костровые наборы, уличные фонари, подсвечники, подставки под цветы. Например, на каждый праздник для своей жены Сергей Мальтийский делает то кованое сердце, то букет из кованых роз, то железную вазу под этот букет, то шкатулку, то полочку под книги. «Сейчас мастерю люстру. Сам придумал дизайн. Элементы приходится делать очень тонкими и изящными, чтобы люстра не получилась слишком тяжелой. А вот Толстой для своих детей кроватку двухэтажную сделал, сам матрацы сшил. Еще мы с литьем экспериментируем», — рассказывает С.Мальтийский.

Заказов у ребят действительно много: ворота, решетки на окна, кованая мебель, каминные аксессуары, мангалы и т.д. А работают все по старинке — вручную. «Конечно, пневматические молоты уже давно появились. Но стоят очень дорого, энергии много потребляют и места для них нужно немало. Вручную удобнее. Тем более, мы же большие детали не куем. Так мелочь всякую», — скромничает М.Толстой.

Занимаются ребята и заказами от друзей-реконструкторов. Делают кованые иголки для шитья, средневековые столовые приборы, фонари, мечи, алебарды и многое другое.

Работают не в кожаных фартуках на голый торс, как в мультиках и фильмах-сказках показывают, а в комбинезонах. «Ожоги в нашем деле — это обычное явление. Не замечаешь. Неприятно, когда горячая окалина попадает за воротник или в ботинок. Особенно опасно, когда в глаз. Потом болит очень. Приходится к врачу идти и доставать. У нас есть свой дядя-окулист, который хорошо знает, что с такими, как мы, делать», — говорит Саша Беднов, еще один кузнец, правда, из другой кузницы.

А вообще, оказалось, что многие из легенд действительно правдивы.

Как разжечь горн гвоздем

Приходит кузнец в кузню с утра, а спички дома забыл. Попросить не у кого — кузня на отшибе стоит. Что делать? Берет кузнец гвоздь и молот и начинает изо всех сил стучать по гвоздю молотом. Гвоздь нагревается, нагревается и раскаляется докрасна. Им и разжигают сухой дерн, а потом уже и горн гореть начинает.

Почему кузницы строили без окон

В старину кузнецов считали колдунами, так как строили они свои мастерские без окон.

В ремесле этом очень важно не ошибиться с температурой поковки: перекалишь — меч будет слишком ломкий, недокалишь — слишком мягкий, будут зазубрины и тупиться станет быстро. Определить температуру металла можно было только по цвету накала. Поэтому и работали мастера только при свете горна.

Зачем кузнецу борода

Все кузнецы носили бороды также для термического контроля. Раскаленную поковку подносили к бороде, и если волоски начинали плавиться, а борода трещать, то металл ковать можно.

Кузнецы берут раскаленный металл голыми руками

Действительно, со временем на руках настолько огрубевает кожа, что обжечься невозможно. Мелкие раны, ссадины и ожоги заживают в течение суток. Было даже такое, что кузнецы нечаянно отрубали себе пальцы и прижигали раны металлом.

Меч сам выбирает себе хозяина

Действительно так. По рассказам современных мастеров, для одного заказчика нож или меч сам куется, а для другого, что бы ты ни делал, какие бы деньги тебе ни предлагали, а не выходит меч. Тогда мастер либо совсем отказывается, либо просит подождать. Не пришло, дескать, время, не родился еще твой клинок. А бывает так, что сковал мастер для себя ножик, красивый, ладный, а чувствует, что не его он, хоть плачь. А потом приходит человек и продает кузнец ему свою игрушку за полцены. Потому что хозяин нашелся. Суеверные эти кузнецы, колдуны, одним словом.

Текст и фото: Октябрина Кучева

С детства врезалось в память: по весне разносится по всей деревне кузнечный звон и до поздней осени периодически пронизывает окрестности. На окраине деревни располагается небольшая избушка – кузница. Таинственная и необычная. Иногда мы, деревенские ребятишки, осмеливались подойти к кузнице. И что же?! Мы видим там огонь, огромный молот, клещи, ловкие руки кузнеца… Но нам недолго разрешали находиться поблизости – чаще всего прогоняли. «Ненароком зашибём кого-нибудь», — говорили строгие подмастерья. Но то, что остаётся в памяти, становится нашим невидимым воспитателем. Это воспоминание как бы приоткрывало вход в иную, неведомую реальность, которую тогда обозначить было невозможно. Это потом, когда уже и кузница открывалась редко-редко (всё в деревню привозилось с завода), и мои сверстники уже повзрослели, и мы узнали реальность тяжёлого , несмотря на его механизацию, крестьянского труда, поняла я, как необходим и ценен в деревне был труд кузнеца.

Учитель-комивед и краевед из Пуксиба, глубоко и всесторонне изучавшая и преподававшая историю и культуру малой родины, Светлана Яковкина рассказывает, что на протяжении всего XVII века основным производителем железных изделий на Урале была деревня. Почти в каждой деревне имелась кузница. Светлана Ивановна писала, что «вплоть до начала XX века традиционные ремёсла коми-пермяков в значительной мере продолжали оставаться в рамках домашней промышленности… И хотя кузнечно-слесарный промысел был развит слабо, везде работали по заказу. Изготовляли топоры, косы, ухваты, замки, петли. Инструменты были самодельные». Кузнецов всегда считали искусными мастерами, которые способны сотворить самые необыкновенные вещи. Профессия кузнеца была почётной и таинственной. О них, кузнецах, ходили различные легенды. К тому же внешний вид кузнеца располагал к этому: обычно это большой, суровый мужчина с длинными волосами и бородой. Но оказалось, что такой внешний вид вполне оправдан: физическая сила необходима кузнецу для того, чтобы работать с молотом. Что касается бороды, то в ней тоже был практический смысл. Оказывается, именно благодаря бороде кузнец узнавал температуру в кузнице. Когда борода нагревалась, и даже припаливалась, можно было приступать к делу.

…И вот я в настоящей кузнице! Передо мной кузнец. Он без бороды, но видно, что физической силой не обделён. Высокий, красавец-мужчина, волосы аккуратно подстрижены, с проседью. Это Эдуард Егорович Кучев, мой земляк и однофамилец, мастер по художественной ковке металла. 5 лет назад он получил государственную поддержку для развития своего малого бизнеса и построил на окраине посёлка Кордон современную кузницу.

— Главный инструмент кузнеца – горн, – рассказывает Эдуард. – Фактически горн – это своеобразная печь, где я нагреваю металл.

Кузнец разжигает в горне огонь и включает электрический поддув печи. Потом подкидывает кокс и на угли кладёт металлический прут. Когда прут раскалился, Эдуард клещами вытащил его из огня и небольшим молотком с силой отбивает на наковальне.

— Само изделие куётся на твёрдой наковальне,– Эдуард вводит меня в детали кузнечного дела. – Интересно, что с момента появления кузниц внешний вид наковальни практически не изменился. Непосредственно ковка, то есть придание металлу определённой формы, происходит с помощью молота. Большой молот в кузнице – электрический. Весит он 5 тонн, но бывает и больше. При помощи его изготавливаются плоские детали изделия.

Кузнец включает молот, и раскалённое железо через некоторое время превращается в плоский изогнутый лепесток. Я с восхищением смотрела на работу мастера. На моих глазах простой металлический прут превращался в произведение художественного творчества…

С недавних пор на ярмарках и выставках мастеров в Косе начали появляться кованые изделия из металла. Помню, на одной районной выставке бросились в глаза розы из металла! Конечно, практическую значимость этого изделия я не увидела, но поразилась искусству мастера, сумевшего так тонко преобразить металл! Это ведь не ткань, не глина, не дерево – это металл, материал не пластичный, а твёрдый. Как возможно из куска железа сделать такую изящную вещь?!

Ещё удивляли кованые заборы вокруг новых домов: раньше только ажурная решётка вокруг старинного храма радовала глаз, а теперь и жители украшают свой экстерьер причудливым узором из железа. Узнаю, что появился в нашем селе мастер, который не только хорошо знает кузнечное дело, но и обладает художественным видением своего ремесла. И вот я познакомилась с этим творческим человеком. Много нового и интересного узнала из его рассказов о художественной ковке. Кузнечное ремесло — не из легких. Даже обыкновенную подкову выковать и то требуется мастерство. А художественная ковка — это высокое искусство. Для того, чтобы убедиться в этом можно сходить в музей или посмотреть фотографии на специальных сайтах.

Я убедилась в этом, увидев вдохновенную работу мастера, на моих глазах по традиционной технологии русских кузнецов, но с использованием новых современных достижений, преобразующего простой кусок железа в художественное произведение кузнечного искусства. Пожелаем же Эдуарду Егоровичу Кучеву, кузнецу из Косы, новых творческих находок, вдохновения в работе и успехов во всех начинаниях!

Кузнец и золото, или Тайна демидовского рода

Демидовы — купцы, горнорудные заводчики, промышленники-сталелитейщики, меценаты и общественные деятели — известнейшие люди в России. Как иначе — миллионщики же! Помните, кто первыми в России начал добывать серебро? Точно — Демидовы! Возле таких людей множество мифов сочиняется, много легенд крутится. Вот и о Демидовых, а вернее, о начале их богатства сохранилась прелюбопытнейшая история.

Родоначальником демидовского древа считается кузнец Антуфьев по имени Демид — от него и фамилия пойдет. Жил сей Демид в деревне Пашино, что в двадцати верстах от города Тула, и был кузнецом весьма искусным — и лошадь мог подковать, и знатный клинок сладить. Да только после женитьбы деревенских доходов от кузнечного дела на житье хватать перестало. Ну что от крестьян ждать — подкова упадет или обруч на бочке лопнет — доходы с гулькин нос. Вот и решил Антуфьев перебраться в город Тулу — уж там-то он со своим ремеслом быстро в гору пойдет.

Сказано — сделано. Примерно в 1655 году переехал Демид с женой в город. Да только там свои мастера есть — не про демидовскую честь. Пристроились Антуфьевы на окраине. Место запустелое — кто сюда по кузнечной надобности сунется. А тут еще то ли радость, то ли обуза — не поймешь: первенец наметился. Жена распашонки из лоскутков шьет, а Демид головной болью мается: где прокорм добыть? Ночами спать перестал, стал на зады огорода выходить, чтоб жене не мешать.

И вот сидел как-то, на звезды смотрел, думу думал: вон как много божьих свечек на небе, говорят, их людские ангелы-хранители для своих подопечных зажигают. Да видать, спит где-то демидовский ангел, не радеет о бедном Демиде и его семействе. На что жить-то будут Антуфьевы?!

Только так подумал, шорох раздался, потом треск ломаемых сучьев да лошадиный храп. И из темноты подъехал прямо к Демиду какой-то человек на коне и тихо так говорит: «Не пугайся, хозяин! Конь захромал. Нет ли кузнеца поблизости?»

Демид аж ахнул — невиданное дело: посреди ночи да заработок! Но виду не подал, а только выговорил степенно: «Повезло тебе, путник. Я сам — кузнец!»

Незнакомец соскочил на землю, коня по холке похлопал: «Выходит, и верно — повезло!»

Пошли в кузню. Там Демид-то и разглядел: парень — цыган! Наверно, и конь краденый. А ну за ним погоня?! Это ж как влипнуть можно!

«Деньги-то у тебя есть? — спросил кузнец, волнуясь. — За спасибо делать не могу. Семья у меня». Цыган зубами белыми блеснул: «Золотой есть!»

Кузнец бороду почесал да на огонь прищурился: «По твоему положению одного золотого мало. Не одна работа денег стоит, но и мое молчание. Небось коняга-то краденая…»

Цыган еще пуще заулыбался: «А не боишься, дядя, мне про это говорить? Мы ведь — народ простой, пырну ножичком — и вся недолга».

Демид к раскаленному горну подошел да за тигли взялся: «Не пырнешь, чавела! Кто ж твоему коню подкову ладить будет? А на неподкованном коне ты далеко не ускачешь. Тебя небось и так уж ищут. А схватят, сам знаешь, какова награда — петли услада. Не привечают конокрадов — то! Да и после работы ты меня не тронешь. У кузнеца рука стопудовая, убью одним пальцем. Особливо пока железо в огне держу. Так что давай раскошеливайся. Сначала плата, потом заплата!»

Цыган карман помял: «Всего один золотой есть, дядя, Детьми клянусь — не вру! Не для себя коня увел, детей кормить нечем».

Кузнец посмурнел: «Видать, у всех одна песня. И мне, чавела, нечем. Мы с женой первенца ждем, а в доме — шаром покати».

Цыган вздохнул, золотой вынул: «Возьми, дядя! Я завтра на ярмарке коня продам, шесть таких получу. А тебе в счет оплаты я секрет цыганский открою. Ты этот золотой не трать. Положи в кошель, а как будет утро солнечное, раскрой кошель так, чтобы солнечный свет на золотой падал, да и скажи: «Сияй, сияй — деньгу прибавляй!» Только помни: сказать надо три раза».

Поскреб бороду кузнец — что делать? Больше чем есть не возьмешь. Придется, видно, одним золотым да цыганским рассказом удовольствоваться. Все-таки золотой лучше, чем дыра в кармане. К тому же вдруг цыган не обманет? Говорят, это племя много чего потаенного знает…

На другое утро выложил кузнец кошелек на стол и стал солнца дожидаться. Только оно в окно засветило, раскрыл кошелек да и повернул его золотым прямо на солнечный луч. Начал шептать тихонько: «Сияй, сияй — деньгу прибавляй!» Только прошептал три раза, жена с порога и крикнула: «Демид, иди скорей!»

Выскочил на крыльцо, а во дворе всадник стоит в алом сафьяновом кафтане, у лошади одна сбруя стоит больше, чем весь домишко с кузницей.

«Ты, что ли, кузнец?» — высокомерно так спрашивает. У Демида сердце упало: видать, прознали власти, что он цыгану помог. Хотел сказать, мол, не — я, мол, давно уже не работаю, да язык как присох…

«Я вчера тут недалеко один ехал. Припозднился, да и оплошал, — говорит вдруг всадник. — Два разбойника на меня набросились. И не остаться бы мне в живых, да на мое счастье, выскочил какой-то парень. В темноте-то я его не рассмотрел, зато он мне помог разбойничков прямиком в ад послать. Я парню кошель кинул да говорю: тому, что ты тут оказался, я жизнью обязан. А он мне говорит: не мне ты обязан, а кузнецу, что тут рядом живет. Я у него был».

Демид покряхтел, как всегда в трудных случаях бороденку поскреб: «Приятеля моего сын из деревни заезжал… Я ему кузню показывал…»

Всадник усмехнулся и головой покрутил: «Мне как раз кузнец нужен. Ты оружие умеешь ковать? — Демид кивнул. — Вот и возьму тебя. Только кузню придется перенести. Сам-то я из Москвы, а тут, в Туле, у меня подворье. А рядом с ним, на соседней улице, как раз дом пустует. Вот и думаю, не открыть ли там кузню большую, для двора царского оружие ковать? Говорят, тульские кузнецы на то большие умельцы».

Демид усмехнулся: «Это точно! Многие старинные секреты мы, туляки, знаем». Всадник головой тряхнул: «Решено! Беру тебя. Только и ты по кузням походи, погляди, кого еще выгодней к делу нашему пристроить. Да и сам собирайся, рядом с кузней жить будешь. Вот тебе подъемные!»

Кузнец и ахнуть не успел, как его руки сами собой подхватили весьма увесистый кошелек. Раскрыл — два десятка золотых. Вот вам и солнечное золото! Дай бог того же цыгану…

Через пять месяцев, 26 марта 1656 года, у Демида Григорьевича Антуфьева родился первенец — сын Никита. Пройдет еще шесть десятков лет, и 21 сентября 1720 года сам царь Петр за заслуги в «железных и медноплавильных делах, за строительство заводов и фабрик» наградит заводчика и промышленника Никиту Демидова потомственным дворянством.

Так что росло солнечное золото в семействе демидовском. И то — разве есть что сильней солнечного света.

Кузнец

Кузнец Одна из древних, профессия кузнеца была чрезвычайно важной в деревне. Практически каждый крестьянин не раз в году обращался в кузницу для починки сельскохозяйственного инвентаря, изготовления каких-либо предметов или утвари из металла, а также для подковывания

САЙМОН КУЗНЕЦ

САЙМОН КУЗНЕЦ (1901- 1985)Саймон (Семен) Смит Кузнец родился 30 апреля 1901 года в Пинске. Он был вторым ребенком в семье из троих детей. Его отец, Абрам Кузнец, торговец мехами, оставил семью еще в 1907 году, эмигрировав в США. Саймон остался с матерью Полиной Кузнец (урожденной

Кузнец Саймон

Кузнец Саймон (род. в 1901 г. — ум. в 1985 г.)Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии. Внес огромный вклад в развитие экономической статистики, разработал методы подсчета национального дохода и ВНП, исследовал проблемы экономического роста.Вероятно, мало кто в

Продолжение рода

Продолжение рода Чтобы жизнь не прекращалась. Основная задача любого организма – оставить после себя потомство. Пресмыкающиеся решают эту задачу во многом принципиально иначе, чем земноводные. Как полностью наземные животные они размножаются только на суше,

Сила вашего рода

Сила вашего рода В большой семье каждый чувствует себя сильнее, надеясь на помощь близких, и сам готов помочь, когда требуется. Конечно, родственные отношения порой складываются непросто. Но ведь мы сами их строим, сами и разрушаем.Вдумайтесь в эти слова: «семейный уклад».

Каждый сам кузнец своей судьбы

Каждый сам кузнец своей судьбы С латинского: Faber est suae quisque fortunae [фабэр эст суэ квисквэ фортуна].По сообщению римского историка Саллюстия (86—35 до н.э.), автор этого выражения римский консул и поэт Аппий Клавдий, который составил сборник своих сентенций в стихах (307 до н.

Усы и борода не помогают согреться, не защищают от пыли и бактерий и не способствуют распространению запаха для привлечения полового партнера. Кроме того, они не растут у половины человеческой популяции — у женщин. Журнал Wired рассказывает, как бесполезные с биологической точки зрения волосы на лице стали одним из инструментов конкуренции между мужчинами и почему мода на «лицевые» прически меняется в кризисные периоды истории.

Представьте себе, что волосы на лице — это семейство, усы и бороды — это роды, а их разнообразные стили — это отдельные виды, которые могут скрещиваться и образовывать гибриды: например, бороду «Островок» — аналог утконоса в семействе волос на лице.

Вы вряд ли вообще думаете о таких вещах, если, конечно, вы не погонофил — человек, который любит бороды и их обладателей. Журнал The Economist писал об этом набирающем популярность тренде еще в 2015 году в своем репортаже о Национальном чемпионате по бороде и усам, который тогда проходил в Бруклине.

Как видим, бороды по-прежнему в моде. Более того, теперь волосы на лице стали своеобразным признаком мужественности. А недавно тема усов и бороды поднималась в связи с пандемией коронавируса.

Вскоре после начала пандемии СМИ нашли инфографику Центра по контролю и профилактике заболеваний США, демонстрирующую, какие виды усов и бороды можно носить со стандартной маской-респиратором № 95. На ней было представлено 36 моделей: четырнадцать усов, двенадцать бород, девять усо-бородных гибридов и чисто выбритый вариант.


Но эта схема также указывает на то, о чем мы раньше не задумывались: волосы на лице — это не очень практично. Зачем они нам?

Ученые точно не знают, но предполагают, что они отличаются от всех остальных типов волос.

Другие типы волос выполняют определенные функции:

  • Волосы на теле способствуют терморегуляции.
  • Волосы на голове защищают кожу от палящего солнца и согревают при морозах.
  • Ресницы выполняют роль ширмы, оберегая глаза от насекомых и пыли.
  • Брови не позволяют поту попадать в глаза.
  • Волосы в области подмышек распространяют феромоны, а также выводят жидкость из организма и снижают трение между рукой и краем груди во время ходьбы.
  • Лобковые волосы также снижают трение и обеспечивают защиту от бактерий.

Раньше эволюционные биологи думали, что волосы на лице выполняют защитную и терморегуляторную функции, как волосы на теле и лобке. В конце концов, усы и борода растут вокруг рта, куда вместе с едой могут попадать бактерии. Кроме того, лицо — это часть головы, а голова быстро мерзнет, если не покрыта волосами.

Единственный недостаток этой теории был в том, что она не учитывала 50% населения — женщин. Естественный отбор безжалостен, но последователен: он никогда не наделяет определенной чертой только половину популяции и уж тем более не обходит стороной ту часть, которая ответственна за рождение потомства. Если бы волосы на лице выполняли важную функцию, они бы росли у обоих полов.

Так зачем нужна борода?

Один из ведущих эволюционных психологов современности Джеффри Миллер из Университета Нью-Мексико объясняет: «Две самые важные функции волос на лице у мужчин — это привлечение противоположного пола и отпугивание соперников». То есть волосы на лице посылают один сигнал потенциальным партнершам (о зрелости и мужественности) и совершенно другой сигнал потенциальным соперникам (о силе и мудрости).

Сигнал, посылаемый мужчинам (то есть соперникам), мощнее, чем посылаемый женщинам (то есть партнерам). Причем независимо от того, нравится ли определенной женщине растительность на лице или нет, густота бороды — это лишь один из факторов привлекательности. Если вы находитесь среди большого количества бородачей — например, на съезде лесорубов, — то гладко выбритое лицо будет выглядеть более выгодно; а если вас окружают бритые люди, то лучше быть с бородой.

В эволюционной генетике это называется частотно-зависимым отбором . Проще говоря, преимущество имеют те черты, которые редко встречаются в популяции. Например, у рыб гуппи самцы с необычным пятнистым окрасом чаще спариваются и реже становятся добычей, а значит, получают огромное конкурентное преимущество.

Однако у такого преимущества есть и обратная сторона: очень скоро появляется огромное количество других особей с той же чертой — и она теряет свою привлекательность. Но у природы всё схвачено: когда определенная черта есть у многих рыб, это приводит к снижению интереса со стороны потенциальных партнеров и повышению интереса со стороны хищников.

Это чередование распространенности и эксклюзивности подтверждает, что растительность на лице возникла вследствие соперничества, а не для привлекательности. Недостаточно просто быть привлекательным. Нужно также выделяться из толпы. Это объясняет, почему усы и борода то входят в моду, то теряют свою популярность.

На протяжении истории люди неоднократно отращивали или сбривали волосы на лице в зависимости от того, как с ними поступали их конкуренты и враги.

Древние римляне 400 лет брились, потому что греки — их соперники в эпоху эллинизма — считали бороду символом благородства и высокого статуса. Англичане, которые с 793 по 1066 год жили под постоянной угрозой нашествия викингов, были гладко выбритыми в противовес своим врагам. Во время Реформации многие протестанты отращивали бороды в знак протеста против католицизма (католические священники сбривали волосы на лице).

Правители и другие высокопоставленные лица всегда задавали тренды, связанные с растительностью на лице.

Живший во II веке н. э. римский император Адриан отрастил бороду; его примеру последовали все представители правящего класса, а также некоторые из его преемников. В Средние века Генрих V стал первым английским королем без бороды. Поскольку он был прекрасным монархом, следующие семь королей пошли по его «безбородым» стопам. Лишь с женоубийцей Генрихом VIII борода снова вернулась в моду.

Меняющиеся вкусы, пример высокопоставленных лиц и соперничество — всё это определяет отношение к растительности на лице. Но ничто не влияет на популярность усов и бороды сильнее, чем настоящий кризис.


Именно пандемия коронавируса помогла привлечь внимание к инфографике Центра по контролю и профилактике заболеваний США (которая на самом деле была создана несколькими годами ранее и не имела отношения к COVID-19). Газета Daily Mail даже посвятила ей статью под названием «Повышает ли ваша борода риск заразиться коронавирусом?».

При этом растительность на лице не первый раз становится предметом обсуждения в разгар эпидемии. В 1916 году в журнале McClure’s некий врач возложил на усы и бороды вину за распространение почти всех известных в то время болезней. «Невозможно сосчитать количество вредоносных бактерий, которые скрываются в густых зарослях длинных усов», — заявил он.

Но иногда кризис имеет обратный эффект и приводит к увеличению числа бородачей. Именно в такой период появилась статья о погонофолии в The Economist (2015), инфографика ЦКЗ (2017) и выросло количество категорий в Национальном чемпионате по бороде и усам — с 18 до 47 (2019).

Что будет с волосами на лице, когда кризис здравоохранения совпадет с политическим и экономическим кризисом, никто не знает. Но одно можно сказать наверняка: выглядеть это будет забавно.

Читайте также: