Чтобы волосы не падали на лоб никита повязал их веткой березы

Опубликовано: 17.09.2024

Придаточные целевые.

Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняю­щий содержание главной части сложноподчиненного предло­жения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (устар.), а также составных с тем чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы (первая часть составного союза может рас­полагаться в главной части и выделять целевое значение).

Чтобы Дуняшка не видела её слёз,Ильинична отвернулась к стене и закрыла лицо платком (Ш.);

Андрий должен был часто останавливаться, чтобы дать отдохнуть своей спутнице(Г.);

При выражении целевых отношений в семантике главной части акцентируется усилие, намеренность, воля, если даже само по себе это предложение называет «обычное» действие или состояние.

Чтобы волосы не падали на лицо, Никита повязал их веткой берёзы (М. Г.);

Стеклянная дверь на бал­кон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром(А. Т.)

Ведущая роль в выражении этой семантики принадлежит це­левому союзу чтобы.

В составе союза бы проявляет себя как показатель модаль­ного ирреального значения (ср. участие бы в форме сослага­тельного наклонения). Поэтому придаточные цели имеют ир­реально-модальное значение. Обозначаемые в них события (положения) оформляются как желаемые. Это делается с помощью инфинитива с бы (в союзе чтобы) или формы сослага­тельного наклонения (бы в составе союза: не падали бы, не несло бы).

Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчи­ненного предложение обозначает обратное условие или что в главной части выражено противоположное следствие. Дей­ствительно, в придаточной части называется ситуация, собы­тие, вопреки которым осуществляется другое событие, т. е. они противоположны.

Задание:

Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно.(Пауст.) — На воде было холод­но, но Тихон Петрович сидел на палубе— в сложносочи­ненном противительном предложении выражена только про­тивоположность, несовместимость, а в сложноподчиненном уступительном эта семантика осложнена значением преодоле­ния («препятствие — преодоление»)

Придаточные уступительные соединяются со всей главной частью спомощью союзов хотя, несмотря на то что, даром что, а также местоименно-союзных сочетаний сколько ни, как ни.

Например:

Я первый раз попал в этот городок, хотя услышал о нём впервые двадцать лет назад(Сол.);

Нет, на всех те­бя не хватит, хоть какой ты генерал(Тв.);

Несмотря на то что ветер, хотя ещё лёгкий, свободно носился над мо­рем, тучи были неподвижны (М. Г.);

И как бы вы ни торо­пились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске вы не­сколько раз остановитесь (Пауст.)

8.Придаточные сравнительные.

Сущность сравнительных отношений в сложноподчинен­ном предложении — это выражение сходства двух событий (ситуаций) — реального и предполагаемого.

Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания,я ожидал часа ночи (Булг.);

Даже странно, совсем не поднимается пе­ро, точно будто свинец какой-нибудь сидит в нём(Г.);

Тумбочка разлетелась на куски, как если бы была стеклян­ная(Сол.);

Наступило прохладноелето, словно новая жизнь началась(Ахм.)

Придаточные сравнительные соединяются со всей главной частью посредством союзов как, будто, точно, словно и др. Они не только выражают сравнение, но и имеют модальный оттенок ирреальности, который особенно силен в союзе будто, а также в специальном — как если бы. Союзы могут соеди­няться в один (как будто), могут иметь коррелят (соотноси­тельное слово) так в главной части; наконец, есть составные союзы подобно тому как, вроде того как, наподобие того как, которые могут расчленяться.

Ветер скупо кропил дождевыми каплями, будто милостыню сыпал на чёрные ла­дони земли(Ш.);

Фиалка в лесной тени запоздала, как буд­то дожидалась увидать младшую свою сестру землянику(Пришв.);

Острова Капри совсем не было видно, точно его никогда и не существовало на свете(Б.);

Как дерево роня­ет тихо листья, так я роняю грустные слова (Ес.)

Сравнительные отношения оформлены как однонаправ­ленные, необратимые: содержание главной части сравнивает­ся с содержанием придаточной, но не наоборот.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Текст задания. Ответить на вопросы, выбирая только один вариант ответа.
ССП - это сложносочиненное предложение
СПП - это сложноподчиненное предложение

1. Укажите подчинительные союзы:
А) не то… не то, либо, но
В) как будто, чтобы, так как
С) то… то, однако, же.
2. Укажите сочинительные союзы
А) потому что, что, который,
В) зато, однако, либо,
С) ибо, словно, как.
3. Найдите СПП:
А) Уходя, гасите свет!
В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.
С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.
4. Найдите ССП:
А) Я слышал, что воду считали вещей силой.
В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.
С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.
5. Найдите придаточное определительное
А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдёшь
В) Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне
С) Везде, где солнце светит, товарищи у нас
6. Найдите придаточное изъяснительное:
А) Ты рада, что ты дома?
В) Куда река пошла, там и русло будет.
С) Аэродром, где приземлился самолёт, был недалеко от центра.
7. Найдите ССП:
А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.
В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели
С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
8. Найдите СПП:
А) Берёзы распустились, дубы же стояли обнажённые.
В) Красные угли подёрнулись пеплом и стали потухать.
С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.
9. Найдите СПП с придаточным места:
А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру
В) Вскоре он понял, где он находится.
С) Иди, куда влечёт тебя свободный ум
10. Найдите СПП с придаточным времени:
А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.
В) Пока не взошло солнце, дышать было легко.
С) Мы точно знали, когда приезжают артисты.
11. Найдите СПП с придаточным причины:
А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой
В) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребёнок
С) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
12. Найдите СПП с придаточным цели:
А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.
В) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.
С) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
13. Найдите СПП с придаточным следствия:
А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца
В) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.
С) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
14. Найдите СПП с придаточным условия:
А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
В) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
С) Яхта изменила курс, так как попала в туман.
15. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…).
А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха
В) Я помню время, когда ты был ещё ребёнком.
С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.
16. Какое предложение соответствует схеме: [Х , (где…), ].
А) Там, где был родник, мы сделали привал.
В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.
17. Укажите тип придаточного предложения по значению:
Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.
А) условия; В) сравнительное; С) уступки;
18. Выберите сложное предложение.
А) Солнца ещё нет, но уже светло.
В) Сверкнула молния и озарила окрестность.
С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается струями.
19. Укажите тип предложения:
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
А) простое; В) ССП; С) СПП.
20. Найдите СПП.
А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.
В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.
С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

В воскресенье на людской играли в карты рабочий Василий, Мишка Коряшонок, Лекся-подпасок и Артем – огромного роста сутулый мужик с длинным кривым носом. Он был бобыль, безлошадный, весь век в батраках, и все хотел жениться, а девки за него не шли. На днях от стал приглядываться к Дуняше, румяной красивой девушке, смотревшей за молочным хозяйством. Она целый день летала со скотного двора на погребицу, на кухню, гремела узкими цинковыми ведрами, от нее всегда хорошо пахло парным молоком, и когда шел снег, то казалось, – на щеках у нее шипели снежинки. Девушка она была смешливая. Артем, где бы он ни был, – вез ли с гумна мякину, или чистил овцам ясли, – завидев Дуняшу, втыкал вилы и шел к ней, вышагивая на длинных ногах, как верблюд. Подойдя к Дуняше, снимал шапку и кланялся:

– Здравствуй. – Дуняша ставила ведра, закрывала фартуком рот.

– Все насчет молока бегаешь, Дуня?

Тогда Дуняша приседала, – сил не было, смешно, – подхватывала ведра и по обледенелой тропке в снегу летела на погребицу, бухала ведра на пол, говорила скороговоркой ключнице Василисе: «Верблюд опять просит, чтобы за него замуж идти, вот, матушки мои, умру!»– и так звонко смеялась, – по всему двору было слышно.

Никита пришел на людскую. Сегодня варили похлебку из бараньих голов, хорошо пахло бараниной и печеным хлебом. У дверей, где над шайкой висел глиняный рукомойник с носиком, натопали с улицы сырого снегу. У печи на лавке сидел Пахом, черные волосы его падали на рябой лоб, на сердитые брови. Он подшивал голенище: осторожно шилом протыкал кожу, отнеся голову, щурился, нацеливался свиной щетинкой на конце дратвы, протыкал и, зажав голенище между колен, тянул дратву за два конца. На Никиту он покосился из-под бровей, – очень был сердит: сегодня поругался со стряпухой, – она повесила сушить и прожгла его портянки.

У стола сидели игроки в чистых, по воскресному делу, рубашках, с расчесанными маслом волосами. Один Артем был в дырявом армяке и нечесаный: некому за ним было присмотреть, простирать рубашки. Игроки сильно щелкали липкими, пахучими картами, приговаривая:

– Замирил, да под тебя – десять.

– Замирил, да под тебя еще полсотни.

– А вот это видел?

– Ну, Артем, держись!

– Как так я держись? – говорил Артем, удивленно глядя в карты. – Неправильно, ошибка.

Артем брал в каждую руку по карте и закрывал ими глаза.

Василий, рабочий, тремя картами начинал бить с оттяжкой по Артемину длинному носу. Остальные игроки глядели, считали носы, сердито кричали на Артема, чтобы он не ворочался.

Никита сел играть и сейчас же проиграл, – ему всыпали пятнадцать носов. В это время Пахом, положив голенище и сапожный инструмент под лавку, сказал сурово:

– Иные бы уж от обедни вернулись, а эти, – лба не перекрестили, – в карты. Только и глядят скоромное жрать… Степанида, – закричал он, поднимаясь и идя к рукомойнику, – собирай обедать!

На кухне Степанида, стряпуха, с испугу уронила крышку с чугуна. Рабочие собрали карты. Василий, повернувшись в угол, к бумажной, в тараканьих следах, иконке, стал креститься.

Степанида внесла деревянную чашку с бараньими черепами; от них, застилая отвороченное лицо стряпухи, валил пахучий пар. Рабочие молча и серьезно селя к столу, разобрали ложки. Василий начал резать хлеб длинными ломтями, раздавал каждому по ломтю, потом стукнул по чашке, и началась еда. Вкусна была похлебка из бараньих голов.

Пахом к столу не сел, взял только ломоть и пошел опять к печи, на лавку. Стряпуха принесла ему горячей картошки и деревянную солоницу. Он ел постное.

– Портянки, – сказал ей Пахом, осторожно разламывая дымящуюся картошку и окуная половину ее в соль, – портянки сожгла, опять-таки ты баба, опять-таки – дура. Вот что…

Никита вышел на двор. День был мглистый. Дул мокрый, тяжелый ветер. На сером, крупичатом, как соль, снегу желтел проступивший навоз. Навозная, в лужах, заворачивающая к плотине, санная дорога была выше снега. Бревенчатые стены дворов, потемневшие соломенные крыши, голые деревья, большой деревянный некрашеный дом – все это было серое, черное, четкое.

Никита пошел к плотине. Еще издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах. Качающиеся вершины ветел были закутаны низко летящими рваными облаками. В облаках, среди мотающихся сучьев, взлетали, кружились, кричали горловыми тревожными голосами черные птицы.

Никита стоял, задрав голову, раскрыв рот. Эти птицы будто взялись из сырого, густого ветра, будто их нанесло вместе с тучами, и, цепляясь за шумящие ветлы, они кричали о смутном, о страшном, о радостном, – у Никиты захватывало дыхание, билось сердце.

Это были грачи, прилетевшие с первой весенней бурей на старые места, к разоренным гнездам. Началась весна.

Домик на колесах

Три дня дул мокрый ветер, съедая снега. На буграх оголилась черными бороздами пашня. В воздухе пахло талым снегом, навозом и скотиной. Когда отворяли ворота на скотном дворе, коровы выходили к колодцу, тесня друг друга, стуча рогами и громко мыча. Бык Баян свирепо ревел, нюхая весенний ветер. Едва-едва Мишка Коряшонок и Лекся в два кнута загоняли скотину обратно в разбухшие навозом дворы. Отворяли ворота конского загона, – лошади выходили сонные, будто пьяные, с потемневшей, линявшей шерстью, с отвислыми грязными гривами, с раздутыми животами. Веста жеребилась в клети, рядом с конюшней. Без толку суетясь и крича, летали над крышами мокрые галки. На задах, за погребицей, вороны ходили вокруг обнажившейся из-под снега падали. А деревья все шумели, шумели тяжелым, тревожным шумом. Над плотиной, в ветлах, в тучах, летали, кричали грачи.

У Никиты болела голова все эти дни. Сонный, встревоженный, бродил он по двору, по разбухшим дорогам, уходил на гумно, где от початых ометов мякины пахло хлебной пылью и мышами. Ему было мутно и тревожно, точно что-то должно произойти страшное, то, чего нельзя понять и простить. Все – земля, животные, скот, птицы перестали быть понятными ему, близкими, – стали чужими, враждебными, зловещими. Что-то должно было случиться, – непонятное, такое грешное, что хоть умри. И все же его, сонного и одурелого от ветра, запаха падали, лошадиных копыт, навоза, рыхлого снега, мучило любопытство, тянуло ко всему этому.

Когда он возвращался домой, мокрый, одичавший, пахнущий собакой, матушка глядела на него внимательно, неласково, осуждающе. Он не понимал, за что сердится она, и это еще более подбавляло мути, мучило Никиту. Он ничего плохого не сделал за эти дни, а все-таки было тревожно, будто он тоже виноват в каком-то ни с того ни с сего начавшемся во всей земле преступлении.

Никита шел вдоль омета, с подветренной стороны. В этом омете еще остались норы, выкопанные рабочими и девками поздней осенью, когда домолачивали последние скирды пшеницы. В норы и пещеры в глубине омета люди залезали спать на ночь. Никита вспомнил, какие он слышал разговоры там, в темноте теплой пахучей соломы. Омет показался ему страшным.

Никита подошел к стоящей невдалеке от гумна, в поле, плугарской будке – дощатому домику на колесах. Дверца его, мотаясь на одной петле, уныло поскрипывала. Домик был пустынный. Никита взобрался в него по лесенке в пять жердочек. Внутри было маленькое окошечко в четыре стеклышка. На полу еще лежал снег. Под крышей, у стены, на полочке еще с прошлой осени валялись изгрызанная деревянная ложка, бутылка из-под постного масла и черенок от ножа. Посвистывал ветер над крышей. Никита стоял и думал, что вот он теперь один-одинешенек, его никто не любит, все на него сердятся. Все на свете – мокрое, черное, зловещее. У него застлало глаза, стало горько: еще бы, – один на всем свете, в пустой будке…

– Господи, – проговорил Никита вполголоса, и сразу по спине побежали холодные мурашки, – дай, господи, чтобы было опять все хорошо. Чтобы мама любила, чтобы я слушался Аркадия Ивановича… Чтобы вышло солнце, выросла трава… Чтобы не кричали грачи так страшно… Чтобы не слышать мне, как ревет бык Баян… Господи, дай, чтобы мне было опять легко…

9 класс Контрольная работа по теме « Сложные союзные предложения (ССП и СПП)». Вариант 1.

1. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то, либо, но; В) как будто, чтобы, так как; С) то…то, однако, же.

2. Укажите сочинительные союзы:

А) потому что, что, который, В) зато, однако, либо, С) ибо, словно, как.

3. Найдите СПП:

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.

4. Найдите ССП:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

5. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

В) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

С) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

6. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома? В) Куда река пошла, там и русло будет.

С) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

7. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

8. Найдите СПП:

А) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

В) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. Найдите СПП с придаточным места:

А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру.

В) Вскоре он понял, где он находится.

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

10. Найдите СПП с придаточным времени:

А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

В) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

С) Мы точно знали, когда приезжают артисты.

11. Найдите СПП с придаточным причины:

А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.

В) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребенок.

С) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

12. Найдите СПП с придаточным цели:

А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

В) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

С) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

13. Найдите СПП с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.

В) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.

С) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

14. Найдите СПП с придаточным условия:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

В) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

С) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

15. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…). Определите вид придаточной части.

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Дышать, когда мы откроем окно, будет легче.

16. Какое предложение соответствует схеме: [Х , (где…), ]. Определите вид придаточной части.

А) Мы побывали в городе, где когда-то жили мои родители.

В) Где граница меж товарищем и другом, я не знаю.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

17. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.

А) условия; В) сравнительное; С) уступки;

18. Выберите сложное предложение.

А) Солнца ещё нет, но уже светло.

В) Сверкнула молния и озарила окрестность.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается струями.

19. Укажите тип предложения: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.

20. Найдите СПП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

21. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы СПП, определите виды придаточных предложений.

1) Мы вышли на поляну где рос ..громный дуб.

2) Мол..дость пр..влекает тем что име..т буд..щее.

3) Он пош..л туда где у..кой полоской чернел лес.

4) Хотя я (не)давно читал эту книгу плохо помню её сод..ржание.

5) Когда идеш.. в дальн..ю дорогу то уже не разб..раешь погоды.

6) Всегда от..щеш.. новизну вокруг если меня..ш..ся сам.

7)( Не)даром говорит..ся что дело мастера боит..ся.

8)Что(бы) не заблудит..ся в лесу соб..рая грибы я б..ру с собой компас.

9) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно пр..даться своим мыслям.

10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

22. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте схему СПП с несколькими придаточными, определите виды придаточных предложений и тип подчинения.

Была минута в которую он так сильно вздрогну что Ольга вскрикнула думая что он сорвется.

23. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)

24. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар)

25. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев)

26. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки)

27. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин)

9 класс Контрольная работа по теме « Сложные союзные предложения (ССП и СПП)». Вариант 2.

1. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

2. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:

И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.

3. Найдите СПП с придаточным причины.

А) Пускай я слаб, но меч силён.

В) Он счастлив, что видит тебя.

С) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

4. Найдите СПП с придаточным времени.

А) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

В) Его не было дома, почему я и оставил записку.

С) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

5. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

А) образа действия; В) степени; С) определительное.

6. Найдите СПП с придаточным места.

А) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

В) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

С) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7. Укажите тип придаточного по значению:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

8. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.

9. Какое предложение соответствует схеме: [Х], (когда…). Определите вид придаточной части.

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Кустарник, когда мы подкормим его, зацветёт пышнее..

10. Какое предложение соответствует схеме: [Х, (где…), ]. Определите вид придаточной части.

А) Мы побывали в городе, где когда-то жили мои родители.

В) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

С) Где граница меж товарищем и другом, я не знаю.

11. Найдите ССП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

12. Укажите тип придаточного предложения по значению:

Дети чувствуют, кто их любит.

А) степени; В) изъяснительное; С) причины.

13. Укажите предложение с сочинительным союзом.

В) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

С) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику.

14. Найдите СПП с придаточным условия.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

15. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.

В) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретыми камнями, в изобилии усыпавшими Армению.

С) Он сказал, что _ если будет свободен вечером, то придёт ко мне.

16. Найдите СПП с придаточным цели.

А) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

В) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

С) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

17. Найдите СПП с придаточным степени.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

18. Определите тип придаточного предложения по значению:

Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

А) причины, В) изъяснительное, С) цели.

19. Найдите ССП:

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

20. Найдите СПП:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

С) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

21. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы СПП, определите виды придаточных предложений.

1) (На)перёд не угада..ш.. где найдёш.. где потеряеш.

2) Вновь я пос..тил тот уголок земли где я провел изгна(н,нн)иком два года (не)заметных.

3) Я вас любил так искре(н,нн)о так нежно как дай вам бог любим..й быть другим.

4) Там где близ п..верхности есть хотя(бы) (не)большое колич..ство меди об..зательно найдется и малахит.

5) Река так бл..стит и сверка..т на солнце что глазам больно.

6) Легко работать когда зна..ш.. что твой труд цен..т.

7) Если рвёш.. розы думай о ш..пах!

8) Не будьте р..внодушны ибо р..внодушие смерт..носно для души человека.

9) Я уб..жден что настоящая воспита(н,нн)ость пр..явля..тся прежде всего у себя дома в своей семье в отн..шениях со своими родными.

10) Знания которые не п..полняются еж..дневно убывают с каждым днем.

22. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы СПП с несколькими придаточными, определите виды придаточных предложений и тип подчинения.

Сережа догадывался что его пытаются разглядеть через окно и нарочно встал так близко к двери чтобы его нельзя было увидеть.

23. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (В.Савин)

24. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев)

25. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

26. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)

27. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный - бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель. (Ю.Яковлев)

1. Укажите неверное утверждение.

А) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения.

Б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.

В) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.

Б) Березы распустились дубы же стояли обнаженные.

В) В лесу было тихо потому что главные певцы улетели.

3. Найдите сложноподчиненные предложения:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

Б) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

4. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

Б) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

В) Везде, где солнце светит, товарищи у нас. 5. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

Б) Куда река пошла, там и русло будет.

В) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца. Б) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.

В) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

А) придаточное причины, Б) придаточное условия, В) придаточное места.

9. В каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отношению к главному (знаки препинания не расставлены):

А) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.

Б) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

10. Какая схема соответствует предложению

Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
А. ( ) , ( ), [ х ]. Б. ( ), [ х х ], ( ). В. [ ,( ), х ].

11. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.

А) Однородное. Б) Неоднородное (параллельное). В) Последовательное.

12. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.

Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.

В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Гимназия, где я учился, располагалась напротив Евразийского национального университета.

Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости, и пошел искать машину.

В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А) Я подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки, так досаждавшей мне.

Б) Я думаю, что, когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.

В) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

А) 1,2,3,4,6, Б) 1,2,3,6, В) 2,3,4,6.
Контрольная работа по теме

«Сложноподчиненные предложения»

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Если кукушка закуковала то пора сеять лен. 2) Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. 3) Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. 4) На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче. 6) Однажды я встал раньше всех потому что накануне приметил на дереве несколько плодов инжира которые должны были поспеть за ночь.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.
Вариант 2.

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Его взгляд был направлен туда где должна была находиться дичь. 2) Я воспользовалась случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошла поближе. 3) С привычками которые вошли в плоть и кровь так просто не расстанешься. 4) Стояли они недалеко от скверика где были скамейки. 5) Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта. 6) Теперь когда луну закрыл каменный гребень приходилось ощупью находить ветки чтобы схватиться за них. Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.
Вариант 3.

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. 3) Через пару минут мы услышали как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли лучше сказать все прямо. 5) Жизнь стала б скучной, серой, вялой когда бы в ней наук не стало. 6) Всего же более он был благодарен за то что они больше не расспрашивали его куда он подевал меч.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.
Вариант 4.

Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите скрепы. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили. 2) Странно что он не волновался и не радовался. 3) Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. 4) А этот лес выглядел так словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья.5) Они могли ехать рядом лишь по краю болота где тайга рассыпается. 6) После того как путешественники вышли к озеру повалил снег который очень быстро превратился в жестокую пургу. Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.
Сложные союзные предложения (ССП и СПП).

1. Укажите подчинительные союзы:

А) не то…не то, либо, но;

В) как будто, чтобы, так как;

С) то…то, однако, же.

2. Укажите сочинительные союзы:

А) потому что, что, который,

В) зато, однако, либо,

С) ибо, словно, как.

А) Уходя, гасите свет!

В) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

С) Выяснив, в чем дело, они возвратились обратно.

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

С) Сегодня была ясная погода, завтра тоже не будет дождя.

5. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

В) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

С) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

6. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

В) Куда река пошла, там и русло будет.

С) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

А) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

В) Красные угли подернулись пеплом и стали потухать.

С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. Найдите СПП с придаточным места:

А) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли к вечеру.

В) Вскоре он понял, где он находится.

С) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

10. Найдите СПП с придаточным времени:

А) Ветер налетел с той стороны, откуда мы его не ждали.

В) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

С) Мы точно знали, когда приезжают артисты.

11. Найдите СПП с придаточным причины:

А) Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их лентой.

В) Щенок скулит так жалобно, будто плачет ребенок.

С) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

12. Найдите СПП с придаточным цели:

А) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

В) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

С) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

13. Найдите СПП с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.

В) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.

С) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

14. Найдите СПП с придаточным условия:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

В) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

С) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

15. Какое предложение соответствует схеме: [ × ], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

16. Какое предложение соответствует схеме: [ × , (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

17. Укажите тип придаточного предложения по значению: Кабы куст не был мил, соловей бы гнезда не вил.

А) условия; В) сравнительное; С) уступки;

18. Выберите сложное предложение.

А) Солнца ещё нет, но уже светло.

В) Сверкнула молния и озарила окрестность.

С) Вдалеке туман стоит сплошной стеной, а вблизи шевелится, дышит, перемещается струями.

19. Укажите тип предложения: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.
Вариант 2.

1. Назовите простое предложение.

А) Хозяин весел и гости радостны.

В) В сенях пахло свежими яблоками и висели шкуры.

С) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.

2. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: И вот я опять в том городе где когда я был молодым пришла ко мне первая любовь.

3. Найдите СПП с придаточным причины.

А) Пускай я слаб, но меч силён.

В) Он счастлив, что видит тебя.

С) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

4. Найдите СПП с придаточным времени.

А) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

В) Его не было дома, почему я и оставил записку.

С) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

5. Укажите тип придаточного предложения по значению: Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

А) образа действия; В) степени; С) определительное.

6. Найдите СПП с придаточным места.

А) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

В) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

С) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7. Укажите тип придаточного по значению: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

А) места; В) причины; С) определительное.

8. Укажите тип предложения: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое; В) ССП; С) СПП.

9. Какое предложение соответствует схеме: [ × ], (когда…).

А) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

В) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

С) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

10. Какое предложение соответствует схеме: [ × , (где…), ].

А) Там, где был родник, мы сделали привал.

В) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

С) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

А) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

В) Было уже совсем тепло, хотя ещё лежал снег.

С) Не успело солнце пригреть землю – загудело всё небо.

12. Укажите тип придаточного предложения по значению: Дети чувствуют, кто их любит.

А) степени; В) изъяснительное; С) причины.

13. Укажите предложение с сочинительным союзом.

В) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

С) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику.

14. Найдите СПП с придаточным условия.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

В) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

С) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

15. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

А) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.
В) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.
С) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.

16. Найдите СПП с придаточным цели.

А) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

В) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

С) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

17. Найдите СПП с придаточным степени.

А) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

В) Лес рубят так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

С) Где тонко, там и рвётся.

18. Определите тип придаточного предложения по значению: Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

А) причины, В) изъяснительное, С) цели.

А) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

В) В лесу было тихо, потому что главные певцы улетели.

С) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

В) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.

Читайте также: